О встрече президента Молдавии Воронина и лидера Приднестровья Смирнова
25.12.08
Геннадий Коненко, заведующий отделом Молдавии и
Приднестровья Института стран СНГ
После длительных ожиданий и многочисленных переносов
долгожданная встреча руководителей Молдавии и Приднестровья, наконец,
состоялась. Безусловно, в этом сыграли свою роль посредники на переговорах по
молдавско-приднестровскому урегулированию и, в первую очередь, Россия. Стороны в
переговорах, в данном случае Республика Молдавия и Приднестровье не были
настроены на эту встречу. Тем не менее, чтобы подтвердить посредникам – России,
Украине и ОБСЕ, и наблюдателям в лице США и ЕС свою приверженность продолжению
переговорного процесса и поискам путей мирного урегулирования
молдавско-приднестровского конфликта, и, желая избежать обвинений в срыве
переговоров, они были вынуждены такую встречу все же провести.
Встреча состоялась в Тирасполе 24 декабря и проходила в
два этапа. Первая часть переговоров по инициативе приднестровской стороны прошла
в присутствии журналистов (были приглашены российские, молдавские, украинские и,
конечно, приднестровские журналисты). Вторая часть переговоров происходила за
закрытыми дверями.
Как известно, первый контакт между В.Ворониным и
И.Смирновым после многолетнего перерыва состоялся в апреле 2008 г., который,
однако, к каким-то серьезным подвижкам в решении молдавско-приднестровской
проблемы не привел.
На этот раз и местные, и иностранные наблюдатели также
не ждали от переговоров каких-либо весомых результатов. Стороны по-прежнему
стоят на своих позициях и пока, по сути, к компромиссам и взаимным уступкам не
готовы. Кишинев настаивает на предоставлении Приднестровью
автономно-территориального статуса в рамках унитарного государства на основе
закона от 22 июля 2005 года, который Тирасполь считает для себя полностью
неприемлемым и продолжает выдвигать идею сосуществования двух независимых
государств, рассчитывая на международное признание со стороны мирового
сообщества. На прошлой встрече президент ПМР И.Смирнов передал президенту РМ
В.Воронину проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдавия
и Приднестровской Молдавской Республикой, который, естественно, Кишиневом не
рассматривался, так как однозначно определял статус Приднестровья как
независимого государства. На состоявшейся встрече 24 декабря с.г. уже В.Воронин
в присутствии прессы напрямую передает И.Смирнову пакет документов по
урегулированию, который включает все те же положения закона о статусе
Приднестровья от 2005 года, где, естественно, ни о каком признании права региона
на независимость не идет.
В силу этих обстоятельств молдавский президент и
приднестровский лидер конкретных вопросов, связанных с правовым статусом
Приднестровья, обсуждать не могли.
Кроме того, что И.Смирнов поднял перед своим визави
вопрос о судьбе приднестровского проекта Договора о дружбе и сотрудничестве
между ПМР и РМ, переданного молдавской стороне 11 апреля с.г. Ответ В.Воронина,
как и следовало ожидать, заключался в том, что проект для Молдовы является
неприемлемым, так как нарушает ее суверенитет и территориальную целостность.
Приднестровская сторона высказала мнение о том, что
Республика Молдавия была создана без учета мнения приднестровского населения, в
то время как за образование Приднестровской Молдавской Республики проголосовало
на референдуме подавляющее большинство жителей. И хотя И.Смирнов настаивал на
том, что в современных условиях возможен только цивилизованный развод между
Молдавией и Приднестровьем, который требует урегулирования межгосударственных
отношений именно на базе упомянутого проекта договора, продолжения дискуссии не
последовало.
Главной темой переговоров стал формат будущих
переговоров по приднестровскому урегулированию. Стороны обсудили также вопросы
безопасности и мер доверия. Довольно подробно рассмотрели они вопросы
внешнеэкономической деятельности предприятий ПМР и свободного перемещения между
Молдавией и Приднестровьем людей и грузов.
При рассмотрении вопросов возобновления переговоров в
формате «5+2» (Россия, Украина, ОБСЕ, США, ЕС, Молдавия и Приднестровье),
молдавская сторона, как сообщает приднестровское информационное агентство
«Тирас», настаивала на проведении в дальнейшем переговоров по приднестровскому
урегулированию исключительно в формате «5+2», и хотела знать, когда Тирасполь
будет готов к работать именно в рамках этого механизма.
Приднестровская сторона высказала мнение о том, что
данный формат в сложившейся ситуации не обладает достаточной эффективностью и
является совещательным органом, поэтому для разрешения многочисленных спорных
вопросов, которые фактически блокируют урегулирование, целесообразнее проводить
прямые переговоры между Кишиневом и Тирасполем. Президент ПМР подчеркнул, что
реальные переговоры должны вести Приднестровье и Молдавия.
При обсуждении вопросов обеспечения взаимной
безопасности, безопасности региона в целом и мер доверия в военной области,
приднестровская сторона предложила Молдавии предоставить Приднестровью гарантии
неприменения силы, приняв соответствующий закон, который исключал бы применение
силы в решении молдавско-приднестровского конфликта.
Со своей стороны, Кишинев сделал свой ход, предложив
рассмотреть вопрос о полном разоружении Молдавии и Приднестровья как основы
обеспечения взаимной безопасности сторон. Однако Тирасполь это предложение
посчитал недостаточным, поскольку такой шаг, по его мнению, не обеспечивает
стабильной безопасности в регионе. Приднестровский руководитель согласился с
тем, что в перспективе нужно приступить к поэтапной демилитаризации региона,
однако не должно быть искусственной привязки демилитаризации к выводу российских
войск и, прежде всего, миротворцев, которые должны оставаться до окончательного
урегулирования.
Часто складывается впечатление, сказал И.Смирнов, что
молдавская сторона, говоря о «демилитаризации», имеет в виду не столько
сокращение своей армии, сколько ликвидацию российского военного присутствия.
Один из моментов дискуссии касался внешнеэкономической
деятельности приднестровских предприятий. Лидер Приднестровья И.Смирнов озвучил
такие цифры – дополнительные расходы экономических агентов ПМР из-за того, что
Молдавия ввела новый таможенный режим, составляют более 35 млн. долл. США в год,
что почти вдвое превышает сумму преференций в 19 млн. долларов, получаемых
приднестровскими экономическими агентами.
«Действия Молдовы по изменению таможенного обеспечения
привели к лишению Приднестровья самостоятельности в вопросах осуществления
внешнеэкономической деятельности, к снижению конкурентоспособности выпускаемой
продукции и потере рынков сбыта». Аналитический документ по этому вопросу,
выдержки из которого цитировались на встрече, был передан президенту
В.Воронину.
Молдавский руководитель пытался в этой связи вновь
заострить внимание на теме приднестровской контрабанды, однако после изложения
некоторых фактов об имеющем место наркотрафике через территорию Молдавии, с
которым правоохранительным органам ПМР приходится сталкиваться уже на протяжении
ряда лет, предпочел эту тему дальше не развивать.
В результате стороны договорились о возобновлении
сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов.
На состоявшемся после переговоров брифинге президент
В.Воронин и президент И.Смирнов позитивно оценили их встречу и сообщили, что они
запланировали встретиться в следующий раз в середине марта 2009 года. Они
констатировали также, что им не удалось придти к единому мнению относительно
формата будущих переговоров, как и по мерам укрепления доверия. Вместе с тем,
был отмечен как положительный момент - согласие сторон относительно проведения
консультаций в формате «2+1» с участием Молдавии и Приднестровья плюс Россия
или, возможно, ОБСЕ, если последняя выдвинет такую инициативу.
Другой важным решением встречи двух лидеров можно
считать договоренность продолжении в самое ближайшее время переговоров по
вопросу о свободном перемещении между Молдавии и Приднестровьем людей и грузов.
Оба президента отметили также, что рабочим группам по
укреплению мер доверия будет по-прежнему придаваться первостепенное значение, в
частности, и, прежде всего, рабочей группе по экономическим вопросам, которая
должна начать отслеживать ситуации, связанные с возможными негативными
последствиями мирового кризиса для экономик Молдавии и Приднестровья.
На встрече стороны обменялись документами, которые будут
изучены до следующей встречи на высшем уровне. Президент В.Воронин вручил, кроме
законопроекта о приднестровской автономии, о чем говорилось выше, базисные
положения по демилитаризации Молдавии и Приднестровья. Президент И.Смирнов
передал молдавской стороне официальные результаты референдума 17 сентября 2006
года и пакет документов, в котором изложены основные элементы реализации
принципов неприменения силы в молдавско-приднестровском урегулировании, где
предусматривается создание механизма обеспечения гарантий, исключающих
применение мер политического, экономического и иного давления.
В заключение можно сказать, что, если Кишиневу и
Тирасполю не удалось договориться по своей основной проблеме – приднестровскому
урегулированию, встреча лидеров Молдавия и Приднестровья все же была полезной, а
договоренности по целому ряду вопросов открывают возможность для восстановления
доверия между сторонами и, как следствие, возможность возобновления
переговорного процесса по нормализации молдавско-приднестровских отношений.
|