Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №213(30.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Только СОПРИЧАСТНОСТЬ современной российской истории сохранит нас русскими»

12.12.08, http://www.russians.kz/

Владимир Намовир

Подписание рядом русских общественных организаций «Соглашения об организационном и информационном взаимодействии организаций российских соотечественников – явление само по себе знаковое, более того, имеющее под собой объективную тенденцию. На мой взгляд, это своеобразная, в большей степени инстинктивная реакция русских из ближнего зарубежья на неартикулированность российской политики в отношении соотечественников.

Собственно, участники Соглашения заполняют, в какой-то мере, идеологический вакуум, образованный гуманитарным направлением в строительстве Русского мира. И далеко не случайно, что в этом контексте само понятие «российских соотечественник» чрезвычайно размыто и не имеет конкретных законодательных очертаний.

Возможно, это хорошо для соотечественников дальнего зарубежья, добровольно выбравших себе «другую» родину, но не в интересах миллионов русских, оставленных в бывших советских республиках. Для большинства соотечественников свободное владение русским языком не критерий «русскости» - для них важны русский образ жизни (во всех его аспектах) и живая связь с Россией. Только так они могут сохранить свою национальную идентичность и устоять под ассимиляционным воздействием в моноэтнических государствах СНГ.

Ведь очевидно, что логика развития Русского мира в сохранении его цивилизационной основы, которую нельзя разъять и разложить по частям: отдельно – русский народ, отдельно – его государственность, отдельно - православие, отдельно - русский язык и культура. В этой своей неповторимой уникальности и целостности он и привлекателен для других народов. Убери один такой цивилизационный «кирпич» из фундамента «Русского мира», всё здание непременно расползётся и разрушится - это всёго лишь вопрос времени.

Эти же самые проблемы волнуют и современное общество в России. Русские, несмотря на мощное информационно-пропагандистское давление со стороны либеральных СМИ, не хотят растворяться в навязываемой им парадигме «общечеловеческих ценностей» и стремятся сохранить своё национальное лицо.

Как свидетельствуют данные последнего опроса ВЦИОМ, самой популярной среди россиян идеологией является «национальный консерватизм», выраженный в формулах «защиты традиционных русских ценностей, национальной независимости и самостоятельности, укрепления сильной державы, защиты интересов русских».

Такая же тенденция имеет место быть и в среде российских соотечественников, проживающих в республиках СНГ. Без опоры на традиционные русские ценности им крайне трудно противостоять естественному давлению инокультурной среды.

Между тем, сегодняшними участниками Соглашения положено начало новой сетевой структуре с ясно прописанными установками на «русскость» и живую связь с Россией. При этом очевидное преимущество этого проекта заключается в том, что в дело собирания Русского мира включаются не «профессиональные соотечественники», а русские организации, активно присутствующие в информационной среде и общественно-политической жизни государств СНГ.

Думается, развитие этого сетевого проекта встретит понимание и поддержку со стороны МИДа России. Грузино-осетинский конфликт со всей очевидностью показал стратегическую важность наличия работоспособного «русского ресурса» в геополитическом окружении России. Поэтому российское руководство должно быть кровно заинтересовано, чтобы в бывших советских республиках сохранялось русское цивилизационное ядро, а пределы «русской земли» не ужались до сегодняшних границ Российской Федерации.

Отдельный вопрос Соглашения – отказ его участников от критики российских властей.

Здесь речь идёт, прежде всего, о нигилистической, диффамационной критике руководства России, заключающейся в низвержении всяческих авторитетов. И звучит это, примерно, так: вот этих вождей уберём, а там, если не понравится, уберём и других. Самое забавное, что на основе лозунга «до основанья, а затем…» смыкаются самые разнородные политические группы в России. И бьют они «по голове» - матрице российской государственности, где основным элементом всегда являлись носители верховной власти

Всё это, сожалению, уже было в нашей трагической русской истории. Революция в России произошла не тогда, когда большевики «брали» Зимний дворец, а тогда, когда Русская церковь и царствующая семья Романовых были отданы на откуп либеральной и жёлтой прессе. Как только сакральность российских символов была осмеяна и втоптана в грязь, естественным образом пришёл «час мародёров».

Претензии к российским властям всегда были и будут. И участников Соглашения, они есть. Но способы выражения таких претензий и - если надо, жёсткой критики - должны коррелироваться сквозь призму русского национального достоинства и ответственности за исторические судьбы страны.

Как говорит публицист Валерий Иванов: «Только СОПРИЧАСТНОСТЬ современной российской истории сохранит нас русскими. Какой бы она, сегодняшняя Россия, ни была».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ