БЕЛОРУССИЯ
Беларусь откажется от российского газа и перейдёт на мазут
Белорусский
партизан/«Еврорадио». 16.12.08
Цена на газ для Беларуси в 2009 году может снизиться до
140 долларов за тысячу кубометров. В противном случае Беларусь может перейти с
природного газа на мазут. По словам аналитика российской инвестиционной компании
“Брокеркредитсервис” Екатерины Кравченко, в документах, поданных “Газпромом”,
всё ещё обозначена цена в 240 долларов. Однако в связи с тем, что цена на газ
привязана к цене на нефть, которая значительно подешевела, можно ждать, что и
цена на газ удовлетворит белорусскую сторону.
Екатерина Кравченко: "Знаете, цена должна была быть 240.
Это они исходили, когда цены на нефть были выше 100. Сейчас нефть упала на 40 -
соответственно газ должен пропорционально снизиться. Формулы они не выдают. Но
примерно можно понять, что во втором полугодии цена ниже 150 - это факт. Если
цена будет 180-190 в первом полугодии, то, соответственно, во втором -
140-150".
Экономический обозреватель газеты "Белорусы и рынок"
Татьяна Манёнок соглашается, что можно рассчитывать примерно на цену в 170-185
долларов. Однако ситуация может измениться, потому что аналитик уверена -
решение будет приниматься на политическом уровне.
Татьяна Манёнок: "170-185 должна быть эта цена. Но это
без политической составляющей. В ближайшее время должна пройти встреча
президентов Беларуси и России, которые будут, наверное, разговаривать по целому
спектру вопросов белорусско-российских отношений. Также политическое признание
Осетии и Абхазии. И в этом русле будут определяться условия поставок газа для
Беларуси".
При этом в самом "Газпроме" отказываются называть цену,
ссылаясь на то, что пока никакой информации нет.
Меж тем, в понедельник газета "Коммерсантъ"
распространила информацию со ссылкой на менеджера "Газпрома" о том, что в 2009
году цена на газ для Беларуси должна составить 240 долларов за тысячу
кубометров. По версии издания, это будет один из источников дохода для
"Газпрома" во время кризиса, когда приходится понижать цены для Европы. Многие
европейские страны переходят на альтернативные источники газа, говорит Татьяна
Манёнок:
"Последняя ситуация показала, что очень резко снижается
экспорт российского газа в европейские страны. Дело в том, что на спотовых
рынках цена газа других потребителей оказалась более дешёвой, чем российский
газ. И поэтому некоторые страны начали переходить на альтернативный газ,
сжиженный газ начали тоже потреблять".
Беларусь, к сожалению, не имеет возможностей покупать
более дешёвый газ в обход России. Однако уже сейчас собирает мазут - на чёрный
день. Продолжает Татьяна Манёнок:
"С перспективой белорусские чиновники приняли решение,
чтобы запасать мазут как резервное топливо. Потреблять мазут будет дешевле, чем
природный газ. Поэтому можно считать, что распорядилась белорусская сторона о
такой альтернативе".
Пресс-секретарь министра энергетики Людмила Зенькович
заверила Еврорадио, что переговоры хотя и не ведутся на высоком уровне, однако
рабочие группы созданы и дело двигается:
Людмила Зенькович: "На высоком уровне - нет. Обычные
рабочие группы. Как всегда".
Стоит отметить, что пресс-секретарь "Белтрансгаза"
Владимир Чеков даже не смог вспомнить, когда делегация предприятия последний раз
была в Москве на переговорах.
Вентиль открыть!
Республика.
17.12.08
Вячеслав Белуга
Вчера с участием Президента
Александра Лукашенко завершена газификация
последнего из 118 районных центров страны.
Уходящий год отметился в Березино сразу двумя важными
событиями. Грустным итогом стал мощный ураган, уничтоживший значительную часть
лесных угодий райцентра. Его последствия все лесхозы страны устраняли почти три
месяца. Зато вчерашний день стал радостным. 16 декабря войдет в историю как день
завершения газификации страны. Задача на будущее — подвести голубое топливо к
каждому частному дому и квартире городского и сельского населения, но этим
займутся уже местные власти.
Вспоминая, как шла газификация, Президент Александр
Лукашенко заметил: она далась белорусам нелегко. Природное топливо впервые
пришло в Беларусь почти полвека назад. 30 октября 1960 года энергетики ввели в
эксплуатацию магистральный газопровод Дашава—Минск, и именно этот день считается
днем газификации столицы. В 1961-м углеводород пришел в Гомель, спустя год — в
Березу, Белоозерск, Барановичи, а в 1963 году — в Брест и Гродно.
Однако в советские времена, поскольку сооружение и
эксплуатация газопроводов — дело непростое и недешевое, в основном
газифицировались населенные пункты, прилегающие к трассе магистрального
газопровода. Разумеется, это не способствовало равномерному
социально-экономическому развитию регионов, особенно малых городов и деревень. А
после развала Советского Союза экономика республики и вовсе пришла в
упадок.
— При всех сложностях мы смогли изыскать необходимые
средства, — отметил Александр Лукашенко. — И уже с 1995 года приступили к
интенсивной газификации Беларуси.
Президент напомнил, что эти работы были развернуты в
Полесском регионе, наиболее пострадавшем от аварии на Чернобыльской АЭС. Люди,
проживавшие там, особенно нуждались в экологически чистом топливе. Параллельно
велась газификация и в других регионах.
Это позволило за 14 последних лет проложить 21 тысячу из
36 тысяч километров, которые находятся в эксплуатации по стране в целом. Чтобы
представить это расстояние, Александр Лукашенко предложил сравнить его с дорогой
от Минска до Владивостока, проложенной четыре раза туда и обратно.
Потребителями газа стали миллионы граждан, тысячи
промышленных, сельскохозяйственных и социальных объектов. Только в Минской
области природным топливом обеспечены 38 городов и поселков городского типа, 394
села. С 2007-го по 2008 год со сжиженного на природный газ на Минщине переведено
почти 10 тысяч квартир.
Не так давно построены и уже эксплуатируются подводящие
газопроводы к городскому поселку Плещеницы Логойского района, трем агрогородкам
Пуховичского, Смолевичского, Солигорского районов. До конца 2008 года газ
получат жители еще шести сельских населенных пунктов.
Природный газ пришел в курортный поселок Нарочь
Мядельского района, что поможет развитию инфраструктуры перспективного в
туристическом отношении региона. В целом на газификацию Минщины предусмотрено
направить до 2011 года почти 40 миллиардов рублей, что позволит газифицировать в
агрогородках области 10 тысяч квартир.
Приход газа в Березино — результат напряженного труда
сразу нескольких коллективов. За год газовики проложили 42-километровую
магистральную трубу, ввели в строй газораспределительную станцию и
распределительный газопровод. Строительство этого объекта завершилось даже на 5
месяцев раньше, чем предусматривалось проектом. А ведь большая часть газотрассы
проходила по лесным массивам и болотам, пересекала автомобильные пути. Было
сооружено 33 перехода через дороги и водные преграды.
До недавнего времени Березино пользовалось только
сжиженным газом. Баллоны приходилось доставлять за 90 километров с Руденской
газонаполнительной станции. Теперь все 2092 квартиры райцентра переведены на
природный газ. В скором времени на голубое топливо перейдут 2967 квартир жилого
фонда, снабжаемого сжиженным газом от газобаллонных установок.
Потребителями природного газа в Березино станут
котельные ЖКХ, льнозавода, сырзавода, райагросервиса, бани, школы, детских
садов, больницы и других объектов.
— Многих интересует вопрос, будет ли дорожать газ, —
отметил Александр Лукашенко. — В последнее время мировая цена на нефть упала
почти в 3 раза. Но нет гарантии, что цена на газ завтра-послезавтра не
поднимется. Пока нужно исходить из того, что природный газ никогда не будет
дешевым.
Однако пока его цена самая выгодная, чтобы по-прежнему
использовать углеводород не только в промышленности, но и для выработки
электроэнергии. По словам первого заместителя премьер-министра Беларуси
Владимира Семашко, природный газ, по меньшей мере до 2025 года, будет оставаться
самым дешевым и экологически безопасным топливом.
Защита национальных интересов и обеспечение госбезопасности остаются приоритетами строительства Союзного государства
БЕЛТА.
18.12.08
Защита национальных интересов и обеспечение безопасности
Беларуси и России были и остаются жизненно важным направлением строительства
Союзного государства. Такое мнение на открытии 13-го заседания постоянно
действующего семинара при Парламентском собрании по вопросам строительства
Союзного государства высказал председатель комиссии Парламентского собрания по
безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя
Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по
национальной безопасности Анатолий Ванькович.
Целью семинара является продление совместного обсуждения
важных и актуальных вопросов обеспечения безопасности Союзного государства.
Парламентарии считают, что необходимо учитывать новые аспекты международной
обстановки и новые вызовы национальным интересам и безопасности России и
Беларуси. "Создаваемые общие системы безопасности являются непременным атрибутом
Союзного государства", - отметил он.
Согласно проекту рекомендаций постоянно действующего
семинара приоритетной задачей союзного строительства становится завершение
формирования системы обеспечения безопасности Союзного государства, способной
адекватно и рационально противодействовать комплексу глобальных, региональных,
трансграничных и внутренних опасностей и угроз.
Участники семинара планируют внести предложения Высшему
Государственному Совету Союзного государства о рассмотрении на своем заседании
актуальных проблем обеспечения безопасности СГ на период до 2012 года, и по
результатам обсуждения поручить Совету Министров СГ подготовить в 2009 году
проект Стратегии обеспечения безопасности Союзного государства с привлечением к
этой работе комиссий Парламентского собрания Союза Беларуси и России, профильных
министерств и ведомств обеих стран.
Кроме того, планируется внести предложения Совбезам
Беларуси и России по объединению усилий в совершенствовании
информационно-аналитической работы, проведении мониторинга и оценке существующих
угроз национальным интересам и безопасности государств-участников. Совмину СНГ
будет предложено совместно с профильными комиссиями Парламентского собрания,
профильными министерствами и ведомствами, в 2009 году провести анализ
действующих договоров, соглашений в сфере обеспечения безопасности на
межгосударственном уровне в рамках СГ и принять дополнительные меры по их
эффективной реализации на практике.
В проекте рекомендаций отмечается, что одним из
приоритетных направлений обеспечения безопасности СГ является активное участие
Беларуси и России в военно-политической интеграции в рамках ОДКБ. Борьбу с
организованной преступностью и коррупцией предлагается считать приоритетным
направлением в деятельности правоохранительных органов государств - участников
СГ по обеспечению общественной безопасности.
"Участники семинара выражают уверенность в том, что
осуществление перечисленных и других мер по обеспечению безопасности России и
Беларуси будет способствовать дальнейшему формированию Союзного государства", -
отмечается в проекте рекомендаций.
Либерализация от администрации: уступка деловым кругам или пожеланиям Запада?
Naviny.by,
22.12.08
Дмитрий Ермак
В Белоруссии началась либерализация экономики. Из-под
пера президента 19 декабря вылетели «первые ласточки» – документы, которые
должны упростить работу частному капиталу. Они касаются контрольных проверок и
арендных отношений. Но с этого ли должна была начаться либерализация в стране?
Ради кого она все же затевалась? Ради предпринимателей или желания государства
отчитаться перед международными структурами, от которых зависит выдача
правительству денег для поддержания на плаву белорусской экономики? Вопросы у
экспертов остаются.
Что примечательно, либерализм проявляет не
правительство, а Администрация президента. «Мы, не дожидаясь, от правительства,
тех, кто по идее должен был инициировать такие шаги, начали сами этим
заниматься», — заявила заместитель главы президентской администрации Наталья
Петкевич. Она заверила, что это только первые документы по либерализации.
В общем, когда Родина в опасности, администрация взяла
инициативу в свои руки. Недаром ведь экономист Ярослав Романчук предлагал
упразднить Совет министров за свою бесполезность, а антикризисный штаб создать
при администрации.
Хотя именно здесь, как говорят, в основном и рубились
«на корню» многие вполне приемлемые предложения со стороны профильных ведомств.
Некоторые постановления и документы после «вычитки» в Администрации президента
приобретали неузнаваемый вид даже для самих разработчиков из правительства.
Например, нашумевший пункт о запрете для индивидуальных предпринимателей
нанимать кого-либо, кроме близких родственников, говорят, также был вписан в
указ № 760 как раз на стадии согласования в администрации.
Работы у государства по либерализации непочатый край.
Разгребать приходится все то, что оно само же «наворотило» за последние годы. «К
сожалению, мы беремся за глобальные проблемы, но самые главные проблемы для
людей сосредоточены в инструкциях внизу. Надо наводить порядок там, где люди
сталкиваются с проблемами ежедневно», — сказала Наталья Петкевич. Но эта работа,
по ее словам, не совсем быстрая, «потому что не всегда находишь понимание у
соответствующих лиц, которые эти правила устанавливают».
К слову, из ее заявления также следует, что принятые
указы президента по либерализации следует рассматривать в качестве шагов
«навстречу пожеланиям Евросоюза».
По мнению почетного председателя Белорусского союза
предпринимателей (БСП) Александра Потупы, действия властей либерализацией
назвать сложно. «Я не могу всерьез воспринять это как либерализацию. Проблема
заключается в том, что никто до сих пор не знает, какую модель либерализации
власти имеют в виду. Боюсь, что произойдет лишь некоторое откручивание гаек, что
на фоне предыдущего закручивания может показаться великим проявлением свободы»,
— сказал он «Белорусским новостям».
Потупа считает, что либерализация экономики — это
большое политическое решение. И в нынешних условиях, кроме президента, его
принять некому. «Но когда люди в окружении президента начинают делать вид, что
они понимают, что такое либерализация, ничего хорошего из этого получиться не
может». По словам эксперта, это может привести к тому, что слово «либерализация»
власти затаскают настолько, что оно потеряет свой первоначальный смысл.
Он не исключает, что это могут быть «камуфляжные
действия» властей, цель которых – зарубежная помощь для поддержки экономики.
«МВФ нам выставляет некие условия по либерализации экономики, мы их выполняем.
Ведь на определенные уступки правительство уже пошло: по зарплатам и тарифам на
коммунальные услуги», – отметил он.
– На ваш взгляд, с чего следовало бы начинать
либерализацию?
– Государству надо откровенно сказать, что оно
делает поворот к рынку. Принять фундаментальный документ, который резко повышает
уровень защиты бизнеса и ограничивает возможности государства воздействовать на
него. Такой документ, к слову, был подготовлен нашим союзом еще несколько лет
назад.
Не должно быть никаких обратных действий указов и
декретов, внесудебных изъятий и так далее. Должно быть закреплено наличие
обоснований к каждому нормативному акту, каждой инициативе государства в
отношении бизнеса. Наконец, это должно обязательно обсуждаться в
предпринимательской общественности. Раз для нее все это делается.
Затем в соответствии с принятыми общими правилами игры,
необходимо изменять само законодательство. Начинаем обсуждать каждый нормативный
акт. Качество законов стало бы улучшаться. По сути это было бы началом конца
указно-декретной системы. Но проблема не в том, от кого исходят эти акты, а в
том, что они без обсуждения принимаются. И без обоснований. Через парламент
такие вещи сделать гораздо труднее. А если не хотите через парламент, давайте
обсуждать через общественность. Мы парламент устроим сами. Это совершенно другой
подход, другое отношение, когда по своей воле государство не может принять
документ, по которому могут «поломать» многие частные предприятия.
Кроме того, это стало бы серьезной мерой в борьбе с
коррупцией. Ведь чем больше административных рычагов сосредоточено в руках
государства, чиновников, тем больше злоупотреблений. Около 90% нормативных актов
у нас принимается без серьезного обоснования. Какая уж тут либерализация. Это
создает колоссальную почву для коррупции, в основе которой лежит возможность
принимать выгодные для определенных кругов решения.
В этом, на мой взгляд, и должна бы состоять инициатива
Администрации президента по либерализации. Нужны именно стратегические решения.
А их пока их не видно.
Ключи от неба
23.12.08
Юрий Андреев
21 декабря командование ВВС и войск ПВО РБ
отметили седьмую годовщину со дня своего образования.
Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны
Вооруженных Сил Беларуси образованы в 2001 году. Однако исторические корни этого
вида наших Вооруженных Сил несравнимо глубже – они в многолетнем наследии
советских Войск ПВО и Военно-воздушных Сил.
Завершение в 1919 году процесса объединения разрозненных
отдельных авиационных отрядов Красной Армии (имевших различное подчинение) в
централизованный военный механизм, возглавляемый штабом Воздушного флота
Западного фронта в городе Смоленске, явилось организационным импульсом к
созданию авиационного фронтового объединения на белорусской земле. Его по праву
можно считать прообразом Военно-воздушных сил нашего государства. В свою
очередь, формирование 2 ноября 1941 года 5-й дивизии ПВО, а после ряда ее
реорганизаций создание 1 июля 1960 года 2-й отдельной армии ПВО положили начало
истории войск ПВО Республики Беларусь.
На современном этапе в основу создания этого единого
вида Вооруженных Сил были положены результаты, полученные в ходе глубоких
теоретических исследований в области ведения вооруженной борьбы в новых
условиях. На практике (в качестве эксперимента) работа объединенного штаба ВВС и
войск ПВО впервые была опробована в ходе учения «Неман-2001».
21 декабря 2001 года ВВС и войска ПВО перешли на новую
организационно-штатную структуру. Ну а 2002 год стал первым годом становления
Военно-воздушных сил и войск ПВО как нового вида Вооруженных Сил Беларуси. В
течение года многие вопросы приходилось решать с добавлением слова «впервые»,
что, соответственно, накладывало дополнительную ответственность на офицеров и
специалистов, весь личный состав.
Реально оценивая важность обеспечения оперативности
управления силами и средствами обнаружения и поражения воздушного противника, в
соответствии с директивой министра обороны Республики Беларусь от 11 марта 2002
года было осуществлено формирование управления Западного оперативно-тактического
командования ВВС и войск ПВО. И уже 1 апреля ЗОТК приступило к выполнению
возложенных на него задач.
В том же году -- впервые с 1988 года -- в ходе
комплексного учения на полигоне Российской Федерации Ашулук белорусская
группировка войск оперативно-тактического звена провела практические пуски
ракет. Итоги тех тактических учений с боевой стрельбой войск Западного ОТК
подтвердили правильность выбранного пути, побудили к наращиванию системы
управления ВВС и войсками ПВО. Директива министра обороны Республики Беларусь от
28 июля 2002 года положила начало формированию управления Северо-Западного
оперативно-тактического командования этого вида Вооруженных Сил.
На учении «Березина-2002» командование ВВС и войск ПВО
работало уже в своей новой организационно-штатной структуре. Учение показало,
что создание в системе управления вида Вооруженных Сил оперативно-тактического
звена повысило оптимальность распределения задач и функций между органами
управления различного уровня, эффективность руководства подчиненными
соединениями и воинскими частями.
В октябре 2003 года важным экзаменом на боевую зрелость
стало учение «Чистое небо-2003», впервые проведенное с видом наших Вооруженных
Сил -- ВВС и войсками ПВО. Основной акцент делался на его применение в наиболее
сложный, как показывает опыт последнего десятилетия, период агрессии --
проведение противником воздушной кампании. Помимо слаживания системы управления
в масштабе целого вида Вооруженных Сил, то учение позволило исследовать
возможность проведения новой формы боевого применения ВВС и войск ПВО --
операции. Главный результат был таков: учение показало, что созданная
группировка ВВС и войск ПВО позволяет отразить массированные ракетно-авиационные
удары воздушного противника и создать условия для срыва его воздушной
наступательной операции.
Процесс становления и развития продолжался и далее. В
соответствии с замыслом учения «Щит Отечества-2004» в ходе него оценивались
способность и готовность органов военного управления вида Вооруженных Сил,
оперативно-тактических командований ВВС и войск ПВО, ряда боевых авиационных
частей и частей обеспечения к отражению возможной агрессии.
Важнейшим ратным экзаменом минувших лет для ВВС и войск
ПВО, безусловно, стало командно-штабное учение Вооруженных Сил, проведенное в
2007 году. Оно позволило на практике отработать многие вопросы управления во
взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями. Должностные лица
органов управления получили практику в выполнении функциональных обязанностей
как при переводе соединений и частей с мирного на военное время, так и
непосредственно в ходе отражения воздушных ударов условного противника,
поддержки действий Сухопутных войск. Особое внимание было уделено вопросам
управления авиационными частями и подразделениями по обеспечению действий и
авиационной поддержке частей и подразделений.
Особенностью данного учения стало и то, что авиационные
подразделения 116-й гвардейской боевой разведывательной авиационной базы, 927-й
и 61-й истребительных авиационных баз, 181-й боевой вертолетной базы выполняли
задачи не только с аэродромов базирования, но и с оперативных аэродромов и
площадок.
В целях качественного решения вопросов повышения
эффективности и живучести зенитных ракетных подразделений отрабатывались новые
способы их применения в условиях жесткого огневого воздействия воздушного и
наземного условного противника. Акцент был сделан на ведение маневренных боевых
действий, а также на совместное применение подразделений, на вооружении которых
состоят зенитные ракетные комплексы различных типов (в частности, ЗРС С-300 и
ЗРК «Оса»).
Все эти наработки стали своеобразным фундаментом при
отработке учебно-боевых задач частями и соединениями ВВС и войск ПВО в ходе
комплексного оперативного учения Вооруженных Сил «Осень-2008». Особенностей у
этого недавнего КОУ было несколько.
Во-первых, если в прошлом году в ходе летно-тактического
учения с 61-й иаб впервые в истории отрабатывалась посадка на аэродромный
участок дороги истребителей СУ-27 и МиГ-29, причем пилотируемых исключительно
опытными летчиками, то в рамках учения «Осень-2008» посадка на АУД совершалась
также с участием молодых пилотов. Кроме того, в ходе этого учения
совершенствовался процесс посадки самолетов на рассредоточенные аэродромы.
Во-вторых, на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО
зенитному ракетному комплексу «Оса» предстояло отработать экспериментальный
способ поражения воздушных целей.
В настоящее время наши ВВС и войска ПВО продолжают
развиваться как важнейший вид Вооруженных Сил, основной задачей которого
является завоевание и удержание господства в воздухе при отражении любой военной
угрозы в отношении Беларуси.
Активно ведется разработка и внедрение в войска
автоматизированных систем управления ВВС и войсками ПВО. Приоритетное место
отводится также модернизации вооружения и военной техники. Основными ее
направлениями являются улучшение тактико-технических характеристик,
помехозащищенности образцов вооружения, расширение круга решаемых задач,
максимальная автоматизация процессов управления, перевод на современную
элементную базу, расширение возможностей тренажно-имитационных средств.
В рамках международного военного сотрудничества
командование ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь стремится
установить прочные связи со всеми заинтересованными государствами. Их цель --
развитие как многосторонних, так и двусторонних отношений в области военной
авиации и противовоздушной обороны.
Развитие взаимополезных отношений с Российской
Федерацией является приоритетным направлением международного военного
сотрудничества для ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь -- как в
рамках Объединенной системы ПВО государств -- участников Содружества Независимых
Государств, так и в рамках Союзного государства Беларуси и России.
Ежегодно в составе Объединенной системы ПВО проводятся
командно-штабные тренировки, в ходе которых отрабатываются вопросы совместных
действий органов управления взаимодействующих сторон при проверке дежурных сил
по ПВО государств -- участников СНГ полетами контрольных целей, пресечения
нарушений государственной границы Содружества, оказания помощи воздушным судам в
чрезвычайных ситуациях и пресечения попыток воздушного терроризма. Выполняются
перелеты авиации Республики Беларусь и Российской Федерации с посадкой на
взаимодействующих аэродромах наших государств.
Соединения и части наших ВВС и войск ПВО совместно с ВВС
Российской Федерации проводят боевые стрельбы на полигоне Ашулук в Астраханской
области в ходе коалиционных учений «Боевое содружество». С 1996 года все
белорусские соединения и части зенитных ракетных войск, части истребительной
авиации выполнили боевые стрельбы и пуски на полигонах РФ. Причем наши стражи
неба уже традиционно выполняют пуски ракет на отлично, что подчеркивает высокий
потенциал ВВС и войск ПВО, способных гарантированно выполнить задачи по
предназначению. Значит, за небо Беларуси, равно как и Союзного государства,
можно быть спокойными.
«Газовая» цена согласована на приемлемых для Минска условиях
Беларусь сегодня.
23.12.08
Игорь Кольченко
В Кремле прошли переговоры Александра Лукашенко и
Дмитрия Медведева.
Первым на правах хозяина говорил Дмитрий Медведев. «Я
считаю, что год был насыщенным, в чем–то сложным, однако если говорить о
динамике белорусско–российских отношений, то она неплохая. Даже несмотря на
влияние кризиса, — сказал российский Президент. — Я думаю, что Новый год на
белорусско–российском направлении встретим с хорошим настроением». Ответное
слово Александра Лукашенко тоже было оптимистичным. В то же время Президент
четко дал понять, что белорусская делегация приехала в Москву не просить, а
предлагать. У обоих государств есть что предложить друг другу...
...На Красной площади поставили елку и залили каток.
Как, наверное, и в любом другом городе на планете, в Москве уже живут Новым
годом. Однако для тех, кто работает за Кремлевской стеной, конец декабря уже по
традиции (вряд ли ее кто–то назовет хорошей) не время расслабляться. Все потому,
что оформление ценника на российские энергоносители для стран–транзитеров
откладывается на последний день.
Ни на что не намекаем, но на фоне известных
российско–украинских газовых противоречий диалог по газу между Минском и Москвой
смотрится респектабельно. В первую очередь потому, что диалог ведется постоянно
и на высоком уровне.
Последний раз президенты Беларуси и России проводили
переговоры 25 октября в Москве (кроме того, они совсем недавно виделись на
похоронах Алексия II). Когда было перенесено заседание Высшего Госсовета,
руководители двух государств все же договорились встретиться и обсудить текущие
вопросы. Потом в телефонном разговоре уточнили формат и повестку
мероприятия.
Вчера после встречи Александра Лукашенко и Дмитрия
Медведева один на один за рабочим завтраком к ним присоединились
премьер–министры Сергей Сидорский и Владимир Путин, а также финансисты — главы
Нацбанка и Центробанка.
Александр Лукашенко говорил о негативном влиянии
мирового финансового кризиса на темпы экономического развития обоих государств.
«Влияет. Мы этого не скрываем», — отметил он. По его мнению, правильный вывод
сделали США и Евросоюз, заключив, что в одиночку с кризисом справиться
невозможно. Для Беларуси и России одинаково важно, более того — жизненно важно,
в этих непростых условиях попытаться углубить или хотя бы сохранить, но ни в
коем случае не сворачивать экономическое сотрудничество. Президент пояснил свою
позицию: белорусские предприятия многие комплектующие закупают в России, и «если
остановится экономика Беларуси, то в России появится 10 миллионов частично или
полностью безработных».
Главный вопрос — цена на энергоносители в новом году.
Нефтяной обвал позволяет предположить, что стоимость «голубого топлива» для
Беларуси, по крайней мере, резко не увеличится («Газпром» намекал на возможное
повышение почти в два раза с нынешних 128 долларов за тысячу кубометров). Между
прочим, российский монополист уже пересмотрел свои планы по поводу повышения
внутренних цен на газ.
Александр Лукашенко вчера посчитал необходимым развеять
заблуждения некоторых комментаторов, которые накануне переговоров в Кремле
утверждали, что белорусская делегация приехала в Москву чуть ли не с протянутой
рукой. «Мы абсолютно ничего не собираемся просить», — решительно заявил он.
Белорусская сторона предлагает рассматривать газовый
вопрос в увязке с другими важными темами двусторонних отношений. После недавнего
конфликта на Кавказе потребность России в союзниках в Европе резко усилилась. Не
случайно Дмитрий Медведев вчера называл Беларусь «ключевым и стратегическим
партнером». Минск в отличие от многих других стратегических партнеров России
готов предложить Москве не только номинальное, но и реальное союзничество.
Готово, в частности, к подписанию соглашение о единой системе ПВО.
Предметно не распространяясь о вопросах, вынесенных на
переговоры, А.Лукашенко изложил свою принципиальную точку зрения: «Мы не имеем
никаких проблем с тем, чтобы решить все вопросы так, как надо России, и Россия
может решить все, что интересует Беларусь». Дмитрий Медведев, который, видимо,
почувствовал, что ему тоже нужно что–то добавить к ранее сказанному, согласился:
«Мы для того и встречаемся, чтобы снимать вопросы». «Встретились, обсудили,
приняли решение», — слова российского Президента прозвучали как итог встречи,
хотя это было только начало сложных многочасовых переговоров.
И вот их результат. Цена на газ для Беларуси в 2009 году
согласована на приемлемых для Минска условиях. Это один из главных итогов
вчерашнего разговора. По остальным вопросам, которые обсуждались, в том числе и
в сфере безопасности, приняты соответствующие решения. Документально они будут
оформлены на запланированном в конце января заседании Высшего госсовета Союзного
государства.
Путин объявил о завершении эры дешевого газа
БДГ.
23.12.08
Светлана Бутырская
Эра дешевого газа завершается. С таким заявлением
выступил премьер-министр России Владимир Путин на Форуме стран - экспортеров
газа, который 23 декабря открылся в Москве. Финансовый и последовавший за ним
экономический кризис стали серьезным испытанием для газовой сферы. Отдельная
ответственность лежит на странах-транзитерах. "Эта сфера должна быть полностью
деполитизированной", - уверен Владимир Путин. - Ответственность должна быть
взаимной, энергетический эгоизм совершенно неуместен".
Владимир Путин отметил, что затраты на разведку, добычу
и транспортировку топлива постоянно растут, поэтому дешевого газа в мире будет
все меньше и меньше. В то же время премьер-министр России подчеркнул, что в
последние месяцы цены на нефть упали в четыре раза, что не могло не сказаться на
состоянии газового рынка.
На мировом рынке нефть подешевела со 147 долларов за
баррель в июне до 40 долларов в декабре. Поскольку стоимость газа зависит от
стоимости нефти, российский "Газпром" уже заявил, что в 2009 году снизит
отпускные цены для Европы. Какова будет стоимость топлива для основных партнеров
России в ближнем зарубежье - Украины и Беларуси - пока неизвестною.
В своем заявлении Владимир Путин также подчеркнул, что
страны-транзитеры должны обеспечить бесперебойную поставку газа и исключить
возможные риски. 22 декабря первый вице-премьер Виктор Зубков намекал на то, что
Украина может начать незаконный отбор газа, следующего в Европу, если "Газпром"
откажется поставлять топливо в эту страну без контракта.
Форум стран - экспортеров газа объединяет крупнейших
производителей газа в мире. На его базе планируется создать организацию,
подобную ОПЕК, которая контролирует рынок нефти. Впрочем, сами участники форума
отмечают, что не будут квотировать добычу газа и не смогут влиять на цены так,
как это делает ОПЕК.
Россия предлагает разместить штаб-квартиру новой
Организации стран-экспортеров газа в Петербурге, предоставить ей дипломатический
статус и взять расходы по ее содержанию на себя, сообщил премьер-министр РФ
Владимир Путин.
"Мы будем рады принять эту организацию в Российской
Федерации и готовы предоставить один из красивейших городов мира и Европы -
Петербург", - сказал премьер.
Медведев надеется, что в 2009 году заработает "новая экономическая система взаимоотношений" между Россией, Казахстаном и Беларусью
БДГ.
25.12.08
Дмитрий Власов
"Надеюсь, что в следующем году заработает и Таможенный
союз, и новая экономическая система взаимоотношений между Россией, Казахстаном и
Беларусью" - такое заявление сдела президент России Дмитрий Медведев 24 декабря
в интервью российским телеканалам.
"Это очень важно и очень перспективно, тем более что,
как известно, даже в таких ситуациях, как кризис, гораздо лучше действовать
совместно", — сказал российский руководитель.
По его словам, особое внимание будет уделяться развитию
отношений с государствами СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. "Здесь может быть направление
главного удара, потому что для нас крайне важно выстроить полноценные отношения
с нашими партнерами. Мы уже сейчас запустили целый ряд международных
интеграционных механизмов, подписали огромное количество документов, касающихся
объединения наших систем, создания единой таможенной системы. За последнее время
были подписаны десятки документов", — отметил Д.Медведев.
Президент России назвал "очень важной" Организацию
Договора о коллективной безопасности, которая "на самом деле защищает наши
интересы, противодействует международным угрозам, таким как наркотрафик,
терроризм".
"Я за истекший год (даже меньше, с момента вступления в
должность, то есть с начала мая этого года) провел довольно значительное
количество встреч с нашими партнерами и по СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, с некоторыми из
них я встречался по пять, по шесть раз, считаю, что это очень хорошо", — сказал
Д.Медведев.
По его словам, международная политика России будет
"дружественной, комфортной для наших партнеров, но, конечно, основанной на наших
национальных интересах".
Интервью временного поверенного в делах США в Белоруссии Джонатана Мура газете Администрации президента РБ «Советской Белоруссии»
www.sb.by,
25.12.08
Последнее время в коридорах белорусского
Министерства иностранных дел ходят слухи о скором возвращении в Беларусь посла
США. Белорусский президент хочет на фоне экономического кризиса восстановить
нормальные отношения с новой американской администрацией. По данным
«Белорусского партизана», американцы ставят условием появление в Минске посла
восстановление прежних – «довоенных» - условий для работы посольства. Скорее
всего Минск пойдет на уступки. Нынешний временный поверенный в делах США
Джонатан Мур вряд ли станет послом, но и эта ситуация не исключена. Поэтому
интересен сам факт того, что президентская газета «Советская Белоруссия» взяла
большое интервью у «вражеского посла».
- Господин Мур! Прежде всего, поздравляю Вас с
Рождеством, желаю счастья и радости. Избрание Обамы президентом вызвало прилив
оптимизма не только в США, но и в других странах мира. Судя по книге, вполне
оправданный. В Беларуси также надеются на нормализацию белорусско-американских
отношений. Это реально?
- Мне кажется, ожидания перемен к лучшему свойственны
любым президентским выборам. Мы надеемся, что Бараку Обаме удастся осуществить
те планы, которые он огласил и за которые проголосовали люди. И, конечно, есть
страны в мире, такие как Ирак и Афганистан, где политика, несомненно, будет
другой. Однако я не думаю, что произойдут какие-то существенные изменения в
отношении Беларуси. До настоящего момента политику США в отношении Беларуси
поддерживали как представители Демократической, так и Республиканской партии. В
любом случае я считаю, что новый президент США и его администрация смогут
познакомиться и наверняка уже знакомятся с тем, в каком состоянии находятся наши
отношения, и будут их развивать. Как мне видится, в отношениях между двумя
странами есть определенные позитивные сигналы. И поэтому сейчас я как дипломат
настроен оптимистично.
- Обама - политик новой генерации, который, хочется
верить, не зациклен на "холодной войне", для него это прошлое. К слову, у него
очень объективный взгляд на этот период истории, он не закрывает глаза на
поведение США в разных частях мира. В то же время сейчас часто говорят о новом
"похолодании". Как вы считаете, куда движутся международные отношения?
- Я не думаю, и Соединенные Штаты не считают, что мы
движемся к новой "холодной войне". В те времена мир был поделен на два
противостоящих лагеря, ядерные вооружения были направлены друг против друга.
Сейчас в корне другая ситуация. Россия и США во многом являются партнерами.
Конечно, есть области, в которых две страны имеют серьезные разногласия. Но мы
поддерживаем диалог. И еще одно важное замечание. Тогда Вашингтон и Москва
стремились перетянуть на свою сторону ту или иную страну. Сейчас мы не
рассматриваем мир в этом ключе. В частности, мы рассматриваем Беларусь как
суверенную, независимую страну. Действительно, есть люди, которые не очень
осведомлены о ситуации в вашей стране и которые считают, что реальные решения
принимаются в Москве. Для нас Россия и Беларусь - это две разные темы.
- Одна из таких тем, которые разделили Россию и США, -
это война на Кавказе. Политики Евросоюза не скрывают, что только после нее
обратили более пристальное внимание на наш регион. Проявлением этого стало
принятие программы "Восточное партнерство". Что вынесли для себя США из этого
конфликта?
- Хочу отметить, что мы очень рады тому факту, что
"Восточное партнерство" приобретает реальные очертания. Беларусь имеет очень
важное значение для этого региона, для Европы, и больше политиков должны
узнавать об этой стране. Так как США территориально не присутствуют в этом
регионе, то у нас нет такой программы. Что касается событий августа, существует
множество мнений относительно того, что на самом деле происходило на Кавказе, и
я не буду высказывать вам свою точку зрения. Но я бы хотел отметить такую
очевидную вещь. Грузия является суверенной, независимой страной. Абхазия и Южная
Осетия являются территориями Грузии, и военные действия Россия осуществляла на
территории Грузии. Мы не признали и никогда не признаем независимость Абхазии и
Южной Осетии. Кстати, отношения между Грузией и Беларусью являются достаточно
хорошими. В Беларуси есть грузинские инвестиции. В прошлом, когда существовал
запрет на поставку грузинских товаров на российский рынок, белорусский рынок был
открыт. И я очень надеюсь, что Грузия и Беларусь и далее будут выстраивать свои
отношения. Но в конечном счете это дело вашей страны.
- Делегации из Брюсселя в последнее время довольно часто
приезжают в Минск. Официальные лица в Вашингтоне в последнее время постоянно
употребляют слово "диалог", когда говорят о развитии отношений с официальным
Минском. Но не кажется ли вам, что Евросоюз сегодня больше США преуспел в
налаживании этого диалога?
- Мы ведем свой важный диалог с Беларусью. С
представителями гражданского общества, демократическими силами и также с
властями. В августе у нас прошел ряд важных встреч в Минске. В октябре в США
приезжали высокопоставленные лица из Администрации Президента. Как дипломат я
регулярно встречаюсь с представителями Администрации Президента, МИДа,
Национального банка и других институтов. Принимая во внимание, что ЕС в
настоящее время включает 27 государств и в Брюсселе есть множество учреждений,
естественно, что у них больше встреч. Мы представляем одну страну, и я думаю,
что у нас с диалогом тоже все в порядке.
- Г-н временный поверенный, когда я готовился к этой
встрече, прочитал много ваших интервью. Обычно вам задают такие вопросы, которые
подразумевают критический ответ. Есть какие-то сферы, в которых США
заинтересованы сотрудничать с Беларусью, где они хотели бы развивать и, может
быть, уже развивают отношения?
- Приведу конкретный пример. Совсем недавно я ездил в
Полоцк, где мы передали в больницу медицинские препараты для лечения раковых
заболеваний. Очень развиты культурные программы, мы часто привозим сюда
музыкантов и других исполнителей. Посольство также поддерживает много программ
обменов, и хотелось бы, чтобы эти взаимные поездки белорусов в США и американцев
в Беларусь, благодаря которым мы лучше узнаем друг друга, расширялись. Что
касается конкретных примеров сотрудничества в других областях, в этом смысле у
нас по-прежнему пока продолжается тяжелый период. Это можно в равной степени
отнести к обеим сторонам. Я думаю, что количества белорусских дипломатов в
Вашингтоне недостаточно для того, чтобы осуществлять продуктивные контакты более
чем с 300 миллионами американцев. То же можно сказать и о нашем посольстве: из
35 человек осталось всего 5, и этого количества явно недостаточно для того,
чтобы сделать все, что нам хотелось бы. В частности, мы не можем выдавать визы,
и это создает неудобства для тех людей, которые хотят полететь за океан.
- Любопытно, но вы перечислили примеры того, что Америка
может предложить Беларуси, а что может Беларусь предложить большим Штатам?
- Между нашими странами существуют деловые контакты.
Поддерживают отношения компании, предприятия. Изделия, товары, которые
производятся в Беларуси, приобретаются в Соединенных Штатах. Но правда и то, что
даже на пике этих экономических отношений экспорт из Беларуси в США не выражался
большой цифрой. Я думаю, что при условии либерализации экономики здесь и при
улучшении глобальной экономической ситуации будут созданы лучшие условия для
инвестиций с обеих сторон.
- Пока существуют экономические санкции, вряд ли
возможно серьезное улучшение. В начале 90-х Беларусь без каких-либо условий
вывела со своей территории советское ядерное оружие. В ответ США предоставили ей
свои гарантии безопасности. Кстати, действуют ли сегодня эти гарантии?
- Да, они по-прежнему остаются в силе.
- А не противоречит ли меморандуму от 1994 года
ограничение на деятельность предприятий "Белнефтехима"?
- Я не специалист по юридическим вопросам, но юристы из
госдепартамента заверили меня, что введенные в действие санкции не противоречат
этому меморандуму. Я хочу отметить, что США на полгода приостановили действие
санкций в отношении двух предприятий, о которых больше всего беспокоилось
белорусское Правительство. Если с белорусской стороны будут иметь место и другие
позитивные шаги, мы сможем рассмотреть возможность приостановления других
санкций.
- Недавно состоялась встреча Джорджа Буша с сетевыми
журналистами. Белорусский Интернет вполне справедливо представлял журналист
Александр Класковский. Но какое отношение к сетевой журналистике имеет Ольга
Козулина? Почему в Вашингтоне зачастую на высоком уровне встречаются с людьми,
которые в Беларуси никого, кроме себя, не представляют?
- Как я уже отмечал, США и Беларусь ведут диалог на
разных уровнях, с представителями различных слоев общества. Г-н Класковский -
это один из журналистов, которые работают в Интернете. Ольга Козулина боролась
за место в Парламенте и была приглашена для обсуждения прав человека. В США было
много других людей, которые представляли различные организации. Мы
заинтересованы в том, чтобы выслушивать взгляды разных людей.
- Совсем недавно мы пристально следили за перипетиями
судьбы Татьяны Козыро. Я знаю, что в американских семьях отдыхало много
белорусских детей. Мы очень благодарны США и другим, кто помогает Беларуси по
преодолению последствий чернобыльской аварии. Но история Козыро стала фарсом…
Что нужно предпринять Минску и Вашингтону, чтобы предупредить возникновение
подобных ситуаций?
- Соединенные Штаты сразу после чернобыльской трагедии и
в течение многих лет продолжают помогать в том числе белорусскому населению.
Многим эта помощь пошла на пользу. Как в США, так и в других странах существует
определенная озабоченность в отношении использования ядерной энергетики вообще.
Что касается программ летнего оздоровления, они существуют давно. И
правительство США, и посольство исходят из того, что это только оздоровление и
после каникул дети должны вернуться на родину. Мне не хотелось бы в деталях
обсуждать историю несовершеннолетней. Я хочу подчеркнуть в этой связи два важных
момента. Во-первых, представители белорусских властей, Вашингтон, посольство США
в Минске тесно сотрудничали в разрешении этого вопроса. Мы с самого начала
принципиально настаивали на том, что ребенок должен вернуться на родину. Эта
ситуация рассматривалась с юридической точки зрения. Девочка вернулась в
Борисов, и с этой позиции вопрос закрыт. Что касается ситуации в целом, то между
Беларусью и США обсуждалась необходимость принятия какого-то совместного
документа. Мы пока не пришли к согласию, в какую форму мог бы быть облачен этот
документ. Но мы надеемся, что программа сможет заработать снова.
- Насколько я знаю, это ваше первое интервью нашей
газете. Уверен, что наши читатели хотели бы лучше познакомиться с вами.
Например, узнать, как произошло ваше знакомство с Беларусью?
- Первый раз я попал в Беларусь 12 лет назад. В то время
я работал в посольстве США в Вильнюсе и приехал навестить коллег, которые
находились в Минске. Меня очень заинтересовало то, что происходило тогда в
Беларуси. Поэтому, когда спустя восемь лет у меня появилась возможность стать
здесь заместителем посла, я с радостью ею воспользовался. Я много
попутешествовал по стране. Могилев, Гродно, Солигорск, Полоцк - я побывал во
многих городах и даже не по одному разу. Как и города в США, каждый из них имеет
свой облик и свою неповторимую атмосферу.
- Дипломатия - это такая "кочевая" профессия. Что вы из
Беларуси увезете в следующую страну, в которую вас назначит правительство?
- Знаете, где-то через 8 месяцев я покидаю Беларусь, но
пока еще не думал, что увезу в качестве сувениров. У меня много хороших
воспоминаний, но я надеюсь еще что-то здесь сделать хорошее и до отъезда.
- Что вы обычно пишете в графе "Хобби", заполняя
анкеты?
- Я очень люблю музыку. Я побывал на многих концертах,
которые проводились в филармонии. Некоторые из них организовывались нашим
посольством. Люблю как современных композиторов, так и классиков. Нравится
Дмитрий Шостакович, который сочинял в различных жанрах. У меня есть записи
музыки белорусского композитора Станислава Мoнюшко…
Что стоит за либерализацией по-белорусски
www.zautra.by,
29.12.08.
Николай Некрашевич
В Белоруссию пришла мода на либерализацию. Это слово уже
введено в повседневный лексикон. Специальные подкастинги официальных масс-медиа
освещают, как Администрация президента и правительство, соревнуясь между собой,
теперь занимаются либерализацией. Но что конкретно стоит за этим словом и
насколько далеко на самом деле готовы зайти власти? Выясняют эксперты «Завтра
твоей страны», анализируя основные направления и меры по либерализации
экономики, предусмотренные проектом Государственной программы модернизации
экономики Белоруссии на 2008-2010 годы и до 2015 года.
В деле либерализации глава государства поручил пройтись
абсолютно по всем направлениям делового оборота. «Выделено более десяти крупных
направлений. Предполагается, что в течение нескольких месяцев соответствующие
предложения будут внесены на рассмотрение главы государства», – рассказала об
этом тренде белорусских властей заместитель главы Администрации президента
Наталья Петкевич, которой, судя по всему, и поручено курировать этот вопрос.
Как долго будет идти этот процесс и насколько глубоко
затронет он экономику Беларуси, зависит даже не от властей. Надвигающийся
экономический коллапс не оставляет выбора президенту и правительству. Кризис
портит оптимистическую картину перемен: вынужденный характер реформ у некоторых
ассоциируется не с либерализацией, а «либеральничанием» – временным заигрыванием
властей с деловыми кругами и обществом, которое вызвано исключительно
форс-мажорными обстоятельствами.
В кратком виде и по ключевым отраслям белорусская
либерализация состоит в следующем.
1. Либерализация цен
В ее рамках предлагается:
– расширить перечень товаров и услуг, на которые
применяется свободное ценообразование;
– упростить процедуру регистрации цен, отменив ее на
новые товары и отменив ограничения предельными индексами при изменении цен;
– освободить бизнес-структуры от составления расчетов
при формировании цен на отдельные виды товаров и услуг, что упростит процедуру
расчетов и обоснования цен.
2. Сокращение налоговых отчислений
Здесь планируется:
– отменить сбор в фонд поддержки производителей
сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки;
– отменить местные целевые сборы, уплачиваемые из
прибыли;
– платить в инновационные фонды не с себестоимости, а с
прибыли;
– отменить налог с продаж в рознице и местный налог на
услуги;
– объединение налога на недвижимость и платежей за землю
в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и
ставки налога;
– снижение взносов на государственное социальное
страхование;
– отмена нормирования отдельных видов расходов,
считаемых при налогообложении, например, на содержание служебного автомобиля,
оплату консалтинговых и информационных услуг, расходов на рекламу и
маркетинг.
3. Создание условий для развития малого и среднего
бизнеса
Планируется:
– сократить администрирование в отношении
предпринимателей, включая введение уведомительного принципа регистрации и
сокращение лицензируемых видов деятельности;
– увеличить доступ к кредитным ресурсам банков, для чего
создать государственные гарантийные фонды по возврату средств;
– имущественно поддержать предпринимательство, включая
регистрацию договоров аренды на срок свыше 1 года без подачи соответствующих
документов, а также возможность выкупа помещений, если они находятся в аренде
более 3 лет;
– законодательно установить долю малых и средних
предприятий в обеспечении закупок товаров и услуг для госнужд;
– законодательно освободить от всех проверок при
отсутствии нарушений в течение последних 3 лет.
4. Разгосударствление и приватизация
В этой сфере предлагается:
– дать больше полномочий правительству, министерствам и
самим госпредприятиям на республиканском уровне распоряжаться госимуществом;
– упростить процедуру создания акционерных обществ,
включая отмену необходимости получать разрешение на акционирование у трудового
коллектива, завершение чековой приватизации, возможность создания в ходе
приватизации не только ОАО, но и ЗАО, предоставление права приватизации РУП с
участием инвестора отраслевым министерствам и концернам;
– упростить процедуры выделения земельных участков в
собственность и аренду;
– оптимизировать долю государства в акционерном
капитале;
– сформировать институт доверительного управления
акциями;
– распространить на всю территорию страны возможности
продажи неиспользуемого госимущества за 1 базовую величину, передачи его в
безвозмездное пользование или в собственность негосударственным структурам;
– заменить для акционерных обществ ведомственный
контроль на аудиторские проверки.
5. Либерализация внешнеэкономической деятельности
В ее рамках:
– провести национальное законодательство в соответствии
с требованиями ВТО;
– отменить регламентацию сроков возврата валютной
выручки по экспортным операциям.
6. Либерализация фондового рынка
Здесь намечаются:
– отмена льгот и преференций отдельным банкам;
-- продажа акций государственным банков;
– введение конкурсов на размещение заданий по
кредитованию проектов в рамках госпрограмм;
– создание новых государственных финансовых структур для
поддержки приоритетных государственных проектов (экспортно-импортного банка,
венчурных фондов, агентств развития и т. д.);
– создание равных условий для государственных и частных
страховых компаний, связанных в первую очередь с размещением собственных средств
и средств страховых резервов;
7. Либерализация рынка труда
В этой сфере приоритетными являются:
– внедрение в систему оплаты труда выплат в виде
социального пакета;
– введение специальных программ стимулирования
руководящих работников в виде краткосрочных бонусов и долгосрочных премиальных
программ, среди которых может льготная продажа или безвозмездная передача акций
за те или иные успехи предприятия;
– легализация теневого рынка рабочей силы путем снижения
налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставок социального
страхования, увеличения уровня минимальной заработной платы;
– снятие ограничений с предприятий по увольнению
излишних работников.
8. Либерализация системы государственного управления
– постепенное прекращение согласования с госорганами
прогнозов и одновременное снижение числа показателей, которые требуют от
предприятий;
– введение ответственности за неправомерное
вмешательство чиновников в деятельность предприятий;
– создание национальных корпоративных структур на базе
предприятий и концернов с передачей им хозяйственных функций.
В программе либерализации речь идет также об
инвестициях, науке и инновациях, здравоохранении, образовании, жилищном
комплексе, туризме, сельском хозяйстве и других сферах. Но уже в этом варианте
проекта Госпроекта очевидны многочисленные спорные моменты, размытость и
поверхностность некоторых мер. Самая же главная проблема белорусской
либерализации в том, что 2008-2015 годы – это слишком длительный срок для
реформирования системы.
У нашей страны, которая вступила в экономический кризис
и вступила, будем откровенно говорить, неподготовленной к нему, нет временного
запаса. Хотя бы потому, что она позже, чем наши соседи (в первую очередь,
Россия) выйдет из кризиса. И выйдет она из него, что также очевидно, в большей
степени обескровленной. Именно поэтому национальная экономика, отечественные
предприятия окажутся очень уязвимыми перед давлением российских и
транснациональных корпораций.
Допустимый максимум, который необходим на приведение
предложенных и других мер в действие – это месяц. А лучше, чтобы это было
сделано за пару недель. Ну, если, конечно, речь на самом деле идет о
либерализации, а не о либеральничании.
|