Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №213(30.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Что стоит за либерализацией по-белорусски

www.zautra.by, 29.12.08.

Николай Некрашевич

В Белоруссию пришла мода на либерализацию. Это слово уже введено в повседневный лексикон. Специальные подкастинги официальных масс-медиа освещают, как Администрация президента и правительство, соревнуясь между собой, теперь занимаются либерализацией. Но что конкретно стоит за этим словом и насколько далеко на самом деле готовы зайти власти? Выясняют эксперты «Завтра твоей страны», анализируя основные направления и меры по либерализации экономики, предусмотренные проектом Государственной программы модернизации экономики Белоруссии на 2008-2010 годы и до 2015 года.

В деле либерализации глава государства поручил пройтись абсолютно по всем направлениям делового оборота. «Выделено более десяти крупных направлений. Предполагается, что в течение нескольких месяцев соответствующие предложения будут внесены на рассмотрение главы государства», – рассказала об этом тренде белорусских властей заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич, которой, судя по всему, и поручено курировать этот вопрос.

Как долго будет идти этот процесс и насколько глубоко затронет он экономику Беларуси, зависит даже не от властей. Надвигающийся экономический коллапс не оставляет выбора президенту и правительству. Кризис портит оптимистическую картину перемен: вынужденный характер реформ у некоторых ассоциируется не с либерализацией, а «либеральничанием» – временным заигрыванием властей с деловыми кругами и обществом, которое вызвано исключительно форс-мажорными обстоятельствами.

В кратком виде и по ключевым отраслям белорусская либерализация состоит в следующем.

1. Либерализация цен

В ее рамках предлагается:

– расширить перечень товаров и услуг, на которые применяется свободное ценообразование;

– упростить процедуру регистрации цен, отменив ее на новые товары и отменив ограничения предельными индексами при изменении цен;

– освободить бизнес-структуры от составления расчетов при формировании цен на отдельные виды товаров и услуг, что упростит процедуру расчетов и обоснования цен.

2. Сокращение налоговых отчислений

Здесь планируется:

– отменить сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки;

– отменить местные целевые сборы, уплачиваемые из прибыли;

– платить в инновационные фонды не с себестоимости, а с прибыли;

– отменить налог с продаж в рознице и местный налог на услуги;

– объединение налога на недвижимость и платежей за землю в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и ставки налога;

– снижение взносов на государственное социальное страхование;

– отмена нормирования отдельных видов расходов, считаемых при налогообложении, например, на содержание служебного автомобиля, оплату консалтинговых и информационных услуг, расходов на рекламу и маркетинг.

3. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса

Планируется:

– сократить администрирование в отношении предпринимателей, включая введение уведомительного принципа регистрации и сокращение лицензируемых видов деятельности;

– увеличить доступ к кредитным ресурсам банков, для чего создать государственные гарантийные фонды по возврату средств;

– имущественно поддержать предпринимательство, включая регистрацию договоров аренды на срок свыше 1 года без подачи соответствующих документов, а также возможность выкупа помещений, если они находятся в аренде более 3 лет;

– законодательно установить долю малых и средних предприятий в обеспечении закупок товаров и услуг для госнужд;

– законодательно освободить от всех проверок при отсутствии нарушений в течение последних 3 лет.

4. Разгосударствление и приватизация

В этой сфере предлагается:

– дать больше полномочий правительству, министерствам и самим госпредприятиям на республиканском уровне распоряжаться госимуществом;

– упростить процедуру создания акционерных обществ, включая отмену необходимости получать разрешение на акционирование у трудового коллектива, завершение чековой приватизации, возможность создания в ходе приватизации не только ОАО, но и ЗАО, предоставление права приватизации РУП с участием инвестора отраслевым министерствам и концернам;

– упростить процедуры выделения земельных участков в собственность и аренду;

– оптимизировать долю государства в акционерном капитале;

– сформировать институт доверительного управления акциями;

– распространить на всю территорию страны возможности продажи неиспользуемого госимущества за 1 базовую величину, передачи его в безвозмездное пользование или в собственность негосударственным структурам;

– заменить для акционерных обществ ведомственный контроль на аудиторские проверки.

5. Либерализация внешнеэкономической деятельности

В ее рамках:

– провести национальное законодательство в соответствии с требованиями ВТО;

– отменить регламентацию сроков возврата валютной выручки по экспортным операциям.

6. Либерализация фондового рынка

Здесь намечаются:

– отмена льгот и преференций отдельным банкам;

-- продажа акций государственным банков;

– введение конкурсов на размещение заданий по кредитованию проектов в рамках госпрограмм;

– создание новых государственных финансовых структур для поддержки приоритетных государственных проектов (экспортно-импортного банка, венчурных фондов, агентств развития и т. д.);

– создание равных условий для государственных и частных страховых компаний, связанных в первую очередь с размещением собственных средств и средств страховых резервов;

7. Либерализация рынка труда

В этой сфере приоритетными являются:

– внедрение в систему оплаты труда выплат в виде социального пакета;

– введение специальных программ стимулирования руководящих работников в виде краткосрочных бонусов и долгосрочных премиальных программ, среди которых может льготная продажа или безвозмездная передача акций за те или иные успехи предприятия;

– легализация теневого рынка рабочей силы путем снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставок социального страхования, увеличения уровня минимальной заработной платы;

– снятие ограничений с предприятий по увольнению излишних работников.

8. Либерализация системы государственного управления

– постепенное прекращение согласования с госорганами прогнозов и одновременное снижение числа показателей, которые требуют от предприятий;

– введение ответственности за неправомерное вмешательство чиновников в деятельность предприятий;

– создание национальных корпоративных структур на базе предприятий и концернов с передачей им хозяйственных функций.

В программе либерализации речь идет также об инвестициях, науке и инновациях, здравоохранении, образовании, жилищном комплексе, туризме, сельском хозяйстве и других сферах. Но уже в этом варианте проекта Госпроекта очевидны многочисленные спорные моменты, размытость и поверхностность некоторых мер. Самая же главная проблема белорусской либерализации в том, что 2008-2015 годы – это слишком длительный срок для реформирования системы.

У нашей страны, которая вступила в экономический кризис и вступила, будем откровенно говорить, неподготовленной к нему, нет временного запаса. Хотя бы потому, что она позже, чем наши соседи (в первую очередь, Россия) выйдет из кризиса. И выйдет она из него, что также очевидно, в большей степени обескровленной. Именно поэтому национальная экономика, отечественные предприятия окажутся очень уязвимыми перед давлением российских и транснациональных корпораций.

Допустимый максимум, который необходим на приведение предложенных и других мер в действие – это месяц. А лучше, чтобы это было сделано за пару недель. Ну, если, конечно, речь на самом деле идет о либерализации, а не о либеральничании.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ