Что стоит за либерализацией по-белорусски
www.zautra.by,
29.12.08.
Николай Некрашевич
В Белоруссию пришла мода на либерализацию. Это слово уже
введено в повседневный лексикон. Специальные подкастинги официальных масс-медиа
освещают, как Администрация президента и правительство, соревнуясь между собой,
теперь занимаются либерализацией. Но что конкретно стоит за этим словом и
насколько далеко на самом деле готовы зайти власти? Выясняют эксперты «Завтра
твоей страны», анализируя основные направления и меры по либерализации
экономики, предусмотренные проектом Государственной программы модернизации
экономики Белоруссии на 2008-2010 годы и до 2015 года.
В деле либерализации глава государства поручил пройтись
абсолютно по всем направлениям делового оборота. «Выделено более десяти крупных
направлений. Предполагается, что в течение нескольких месяцев соответствующие
предложения будут внесены на рассмотрение главы государства», – рассказала об
этом тренде белорусских властей заместитель главы Администрации президента
Наталья Петкевич, которой, судя по всему, и поручено курировать этот вопрос.
Как долго будет идти этот процесс и насколько глубоко
затронет он экономику Беларуси, зависит даже не от властей. Надвигающийся
экономический коллапс не оставляет выбора президенту и правительству. Кризис
портит оптимистическую картину перемен: вынужденный характер реформ у некоторых
ассоциируется не с либерализацией, а «либеральничанием» – временным заигрыванием
властей с деловыми кругами и обществом, которое вызвано исключительно
форс-мажорными обстоятельствами.
В кратком виде и по ключевым отраслям белорусская
либерализация состоит в следующем.
1. Либерализация цен
В ее рамках предлагается:
– расширить перечень товаров и услуг, на которые
применяется свободное ценообразование;
– упростить процедуру регистрации цен, отменив ее на
новые товары и отменив ограничения предельными индексами при изменении цен;
– освободить бизнес-структуры от составления расчетов
при формировании цен на отдельные виды товаров и услуг, что упростит процедуру
расчетов и обоснования цен.
2. Сокращение налоговых отчислений
Здесь планируется:
– отменить сбор в фонд поддержки производителей
сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки;
– отменить местные целевые сборы, уплачиваемые из
прибыли;
– платить в инновационные фонды не с себестоимости, а с
прибыли;
– отменить налог с продаж в рознице и местный налог на
услуги;
– объединение налога на недвижимость и платежей за землю
в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и
ставки налога;
– снижение взносов на государственное социальное
страхование;
– отмена нормирования отдельных видов расходов,
считаемых при налогообложении, например, на содержание служебного автомобиля,
оплату консалтинговых и информационных услуг, расходов на рекламу и
маркетинг.
3. Создание условий для развития малого и среднего
бизнеса
Планируется:
– сократить администрирование в отношении
предпринимателей, включая введение уведомительного принципа регистрации и
сокращение лицензируемых видов деятельности;
– увеличить доступ к кредитным ресурсам банков, для чего
создать государственные гарантийные фонды по возврату средств;
– имущественно поддержать предпринимательство, включая
регистрацию договоров аренды на срок свыше 1 года без подачи соответствующих
документов, а также возможность выкупа помещений, если они находятся в аренде
более 3 лет;
– законодательно установить долю малых и средних
предприятий в обеспечении закупок товаров и услуг для госнужд;
– законодательно освободить от всех проверок при
отсутствии нарушений в течение последних 3 лет.
4. Разгосударствление и приватизация
В этой сфере предлагается:
– дать больше полномочий правительству, министерствам и
самим госпредприятиям на республиканском уровне распоряжаться госимуществом;
– упростить процедуру создания акционерных обществ,
включая отмену необходимости получать разрешение на акционирование у трудового
коллектива, завершение чековой приватизации, возможность создания в ходе
приватизации не только ОАО, но и ЗАО, предоставление права приватизации РУП с
участием инвестора отраслевым министерствам и концернам;
– упростить процедуры выделения земельных участков в
собственность и аренду;
– оптимизировать долю государства в акционерном
капитале;
– сформировать институт доверительного управления
акциями;
– распространить на всю территорию страны возможности
продажи неиспользуемого госимущества за 1 базовую величину, передачи его в
безвозмездное пользование или в собственность негосударственным структурам;
– заменить для акционерных обществ ведомственный
контроль на аудиторские проверки.
5. Либерализация внешнеэкономической деятельности
В ее рамках:
– провести национальное законодательство в соответствии
с требованиями ВТО;
– отменить регламентацию сроков возврата валютной
выручки по экспортным операциям.
6. Либерализация фондового рынка
Здесь намечаются:
– отмена льгот и преференций отдельным банкам;
-- продажа акций государственным банков;
– введение конкурсов на размещение заданий по
кредитованию проектов в рамках госпрограмм;
– создание новых государственных финансовых структур для
поддержки приоритетных государственных проектов (экспортно-импортного банка,
венчурных фондов, агентств развития и т. д.);
– создание равных условий для государственных и частных
страховых компаний, связанных в первую очередь с размещением собственных средств
и средств страховых резервов;
7. Либерализация рынка труда
В этой сфере приоритетными являются:
– внедрение в систему оплаты труда выплат в виде
социального пакета;
– введение специальных программ стимулирования
руководящих работников в виде краткосрочных бонусов и долгосрочных премиальных
программ, среди которых может льготная продажа или безвозмездная передача акций
за те или иные успехи предприятия;
– легализация теневого рынка рабочей силы путем снижения
налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставок социального
страхования, увеличения уровня минимальной заработной платы;
– снятие ограничений с предприятий по увольнению
излишних работников.
8. Либерализация системы государственного управления
– постепенное прекращение согласования с госорганами
прогнозов и одновременное снижение числа показателей, которые требуют от
предприятий;
– введение ответственности за неправомерное
вмешательство чиновников в деятельность предприятий;
– создание национальных корпоративных структур на базе
предприятий и концернов с передачей им хозяйственных функций.
В программе либерализации речь идет также об
инвестициях, науке и инновациях, здравоохранении, образовании, жилищном
комплексе, туризме, сельском хозяйстве и других сферах. Но уже в этом варианте
проекта Госпроекта очевидны многочисленные спорные моменты, размытость и
поверхностность некоторых мер. Самая же главная проблема белорусской
либерализации в том, что 2008-2015 годы – это слишком длительный срок для
реформирования системы.
У нашей страны, которая вступила в экономический кризис
и вступила, будем откровенно говорить, неподготовленной к нему, нет временного
запаса. Хотя бы потому, что она позже, чем наши соседи (в первую очередь,
Россия) выйдет из кризиса. И выйдет она из него, что также очевидно, в большей
степени обескровленной. Именно поэтому национальная экономика, отечественные
предприятия окажутся очень уязвимыми перед давлением российских и
транснациональных корпораций.
Допустимый максимум, который необходим на приведение
предложенных и других мер в действие – это месяц. А лучше, чтобы это было
сделано за пару недель. Ну, если, конечно, речь на самом деле идет о
либерализации, а не о либеральничании.
|