Приднестровские перспективы
29.12.08,
MoldovaNova. md
Денис Ченушэ
Встреча Воронина и Смирнова продемонстрировала тот факт,
что Тирасполь продолжает оставаться «заложником» последствий мирового
финансового кризиса и улучшения молдавско-российских отношений. Такая
перспектива вынуждает режим Смирнова отказаться от категоричного подхода в
переговорном процессе и, в частности, от подписания двустороннего
соглашения между Тирасполем и Кишиневом. Теперь приоритетом Тирасполя является
продолжение переговорного процесса в формате «2+1» и законодательное
регламентирование статуса российских миротворцев в зоне конфликта до его
окончательного разрешения. Также, состоявшаяся 24 декабря встреча подтвердила
неспособность Кишинева в ближайшем будущем вернуть Тирасполь за стол переговоров
в формате «5+2». Напротив, молдавский президент согласился рассматривать
возможность налаживания контактов между Кишиневом и Тирасполем посредством
других «форматов» в том числе, по предложению ОБСЕ.
Во время встречи президент РМ передал свои пакеты
предложений по разрешению приднестровской проблемы. Это действие не имело
никакого значения, поскольку ранее Воронин заявил журналистам, что в пакете
документов по разрешению приднестровского конфликта учтена позиция России, а в
самых высоких кругах уже обсуждается окончательный вариант разрешения конфликта,
который был обговорен молдавским руководством с Владимиром Путиным во время
саммита премьер-министров СНГ в ноябре 2008. Более того, представители
двух берегов Днестра обсудили различные вопросы, в том числе окончательного
решения, во время неофициальных консультаций в Вене (16 декабря 2008 года), в
которых принимали участие представители стран, входящих в формат «5+2». Эти же
вопросы были обсуждены во время визита в Москву министра иностранных дел ПМР
Владимир Ястребчака.
Если политические аспекты приднестровской проблемы можно
считать неоднозначными, то финансовым аспектам данного вопроса и мерам,
связанным с доверием уделяется все больше внимания в переговорах между Кишиневом
и Тирасполем. Так, Смирнов подчеркнул, что финансовая помощь, оказываемая для
урегулирования, в настоящее время выделяется только Кишиневу, и выступил за
перераспределение этих ресурсов с учётом Тирасполя. Также, приднестровский лидер
продемонстрировал открытость и к гуманитарным проектам. Все это свидетельствует
о том, что приднестровский регион находится в критической ситуации, вызванной
как мировым финансовым кризисом и связанным с ним экономическим
спадом, так и негативными экономическими последствиями таможенного режима,
установленного РМ и Украиной в 2006 году.
Подобные шаги со стороны Тирасполя резко участятся в
будущем, исходя из социально-экономического спада в регионе и экономических
трудностей, с которыми столкнулась Россия. На самом деле, интерес к огромным
ресурсам, выделяемым Западом для урегулирования приднестровского конфликта,
может стать для Тирасполя мотивом для затягивания решения вопроса. Вместе с тем,
сохранение у власти приднестровских лидеров, подчиняющихся политическим,
экономическим и геополитическим интересам России, может быть гарантировано
только при условии, если российские войска в регионе укрепят свой миротворческий
статус. Понимая это, Смирнов активно продвигает идею узаконивания молдавским
законодательством миротворческой роли России. Ведь для приднестровского лидера
есть прецедент Грузии, которая начала процедуру выхода из СНГ и
соответственно денонсировала свои соглашения с российскими
миротворцами.
Жесткое отношение Запада по отношению к России, в
частности, по невыполняемым ею стамбульским обязательствам, которое было
высказано во время саммита ОБСЕ в Хельсинки 4-5 декабря, является поводом для
беспокойства для режима Смирнова. Тем более, что на следующих парламентских
выборах в Молдове могут победить прозападные партии.
Воронин в свою очередь, используя председательство РМ в
СНГ и преимущества, получаемые от подчинения Кишинева Москве, возлагает большие
надежды на возобновление переговоров. Воронин понимает, что любой прогресс в
этом вопросе может обернуться в год выборов огромным преимуществом для
ПКРМ, особенно в случае ухудшения последствий влияния мирового кризиса на
Молдову. Но для того, чтобы добиться этого, Воронину нужны согласие и поддержка
Кремля, который утратил доверие к Кишиневу после предательства в 2003 году. Со
своей стороны, Кремль не может полностью отказаться от услуг ПКРМ в год выборов,
который может стать смертельным для коммунистов (в случае эффективной
мобилизации оппозиционных прозападных партий).
В отличие от Воронина, Игорь Смирнов надеется не
только на Москву, но и на Киев, пытаясь выиграть от возможной внешней
политической переориентации Украины, связанной с распадом «оранжевых» сил
и сближением Блока Юлии Тимошенко с пророссийскими партиями и косвенно с
Кремлем. В связи с этим приднестровские власти постоянно подчеркивают, что в
регионе проживает значительное число украинцев, что приводит к повышенному
интересу к местной украинской диаспоре со стороны украинских
чиновников.
Развитие переговорного процесса будет зависеть от
способности Кишинева маневрировать в переговорах с Москвой, избегая при этом
противоречий с Западом. В большей степени это будет зависеть и от того, какая из
двух сторон, - Кишинёв или Тирасполь, установит более дружественные отношения с
Россией. «Козырем» Воронина в такой ситуации является то, что он объявил
нейтралитет по отношению к НАТО и позиционирует себя как добросовестного
партнера Кремля. «Преимущество» Смирнова в том, что он возглавляет
сепаратистский регион, имеющий большое геополитическое значение для
России.
|