БДИПЧ ОБСЕ обнародовало итоговый доклад о президентских выборах в Азербайджане
«Зеркало»,
16.12.08
Э.Велиев
Бюро по демократическим институтам и правам человека
ОБСЕ обнародовало итоговый доклад о президентских выборах 15 октября 2008 года в
Азербайджане.
"Хотя на президентских выборах был отмечен существенный
прогресс в сторону соответствия обязательствам перед ОБСЕ и международным
стандартам, в то же время ряд технических аспектов управления выборами не
соответствовал обязательствам перед ОБСЕ". С такой фразы начинается итоговый
отчет БДИПЧ ОБСЕ о президентских выборах в Азербайджане.
В отчете далее говорится, что выборы прошли в мирной
атмосфере, но характеризовались слабой конкуренцией, недостаточными
политическими дискуссиями и ограничениями для СМИ. Таким образом, ситуация не
отражала ряд принципиальных условий, необходимых для плюралистических и
демократических выборов.
БДИПЧ ОБСЕ сожалеет, что ряд оппозиционных партий не
участвовал в выборах, мотивируя это долгосрочными преградами и отсутствием
равных возможностей для всех кандидатов. Хотя власти и делали некоторые усилия
по созданию более благоприятных условий для всех кандидатов, однако доминирующее
освещение в электронных СМИ кандидата от правящей партии не служило созданию
равных условий.
"В Избирательном кодексе все еще сохранились некоторые
существенные недостатки. Проведенные в нем изменения учли лишь часть
рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы.
Сами выборы вызвали мало интереса общественности и
отличались недостатком политических дебатов. В то же время поездки главы
государства по стране широко освещались телеканалами. Церемонии открытия с его
участием предприятий воспринимались как предвыборная кампания.
Структуры исполнительной власти были вовлечены в
избирательный процесс, а студенты и школьники принуждались к участию в
предвыборных акциях правящей партии.
Наблюдательная миссия БДИПЧ ОБСЕ подтверждает наличие
иерархической сети людей из бюджетных организаций, контролируемых местными
властями или избирательными комиссиями и связанных с правящей партией.
Предположительно, эта сеть была ответственна за повышение числа голосовавших", -
отмечено в докладе.
Миссия отмечает, что некоторые из голосовавших
подвергались давлению, что нарушало их право выбора.
"Несмотря на большое число СМИ в Азербайджане, положение
медиа в стране за последние годы ухудшилось. Это является причиной отсутствия
плюрализма и независимости СМИ. Это наглядно видно на примере деятельности
Общественного телевидения и Государственного телеканала АзТВ. Освещение выборов
этими каналами отличалось несбалансированностью в пользу кандидата от
власти.
В мониторинге выборов фактически не смогла принять
участие крупная местная НПО, долгие годы занимающаяся этим вопросом. Процесс
голосования и подсчета голосов не всегда был прозрачным, своевременным, а
некоторым наблюдателям миссии было запрещено участвовать в подсчете голосов", -
сказано в отчете.
В рекомендациях БДИПЧ ОБСЕ сказано, что властям и
обществу Азербайджана рекомендуется (как это уже не раз делалось во время
предыдущих выборов) проводить выборы в соответствии с обязательствами перед ОБСЕ
и международными стандартами демократических выборов.
"Власти должны развивать диалог с политическими силами и
обеспечить доверие к результатам выборов. Избирательный кодекс должен быть
изменен с учетом ранее сделанных замечаний и рекомендаций. В частности, составы
избиркомов и ЦИК должны отражать политический плюрализм и вызывать доверие
политических сил страны.
Необходимо также решить вопрос об отмене участков для
голосования в воинских частях.
Финансируемые из бюджета СМИ должны обеспечить равное
освещение всем кандидатам и помогать избирателям сделать добровольный выбор.
Должно быть обеспечено сбалансированное освещение выборов Общественным и
Государственным телеканалами. Независимость Общественного ТВ должна быть усилена
за счет независимой редакционной политики", - говорится в отчете ("Туран").
Начнем с того, что данный итоговый отчет БДИПЧ ОБСЕ
практически не отличается от промежуточных отчетов миссии этой авторитетной
организации, которая проводила наблюдение за президентскими выборами в
Азербайджане. В этих отчетах также отмечалось, что в целом атмосфера
избирательной кампании в Азербайджане спокойная, и общественный интерес кажется
ограниченным из-за нехватки подлинной конкуренции.
Правящая партия "Ени Азербайджан", отмечалось в отчете,
проводит активную кампанию в пользу своего кандидата - действующего президента
Ильхама Алиева.
"Мониторинг наблюдательной миссией БДИПЧ ОБСЕ средств
массовой информации показал, что все проверяемые телеканалы посвятили
значительную часть своего политического и выборного блоков должностному лицу и
властям как до, так и после официального старта кампании. В то время как
Общественное телевидение предприняло усилия по ограничению освещения
деятельности президента с 17 сентября, он все равно получил большее освещение,
чем все другие кандидаты", - подчеркивалось тогда в отчетах.
Что касается интерпретации Закона о свободе собраний
властями страны, то, и на самом деле, власти неоднократно отказывали в
разрешении бойкотирующей выборы оппозиции проводить митинги в центре Баку. Между
прочим, оппозиция неоднократно обращалась в международные организации и, в
частности, к содокладчику ПАСЕ по Азербайджану Андресу Херкелю по этому поводу,
но эти обращения тогда не возымели действия и оставили безучастными их к данной
проблеме. Видимо, международные организации тогда предпочли просто наблюдать,
как в Азербайджане нарушаются конституционные права и подавляются
демократические свободы.
Разумеется, если вспомнить предвыборный процесс в
Азербайджане, то ключевым в нем являлось слово "стабильность". После того как в
президентских выборах отказались участвовать практически все заметные силы
политической оппозиции, то по всей стране наблюдалось резкое снижение интереса к
выборам со стороны населения. Вне всякого сомнения, все выглядело не просто
стабильно, а абсолютно предсказуемо. Настолько предсказуемо, что, собственно,
никакого выбора и не было. Предсказуемость прошедших выборов - вот, пожалуй,
наиболее яркая характеристика и ключевой момент данного политического
процесса.
Что касается иных кандидатов в президенты, то они
практически все повели себя на выборах как умеренная политическая сила, не
желающая вступать в системный конфликт с властью. Поэтому их "оппозиционность"
была не против самой власти, а против "нерадивых и плохих представителей этой
самой власти", которые мешают "еще успешнее реализовывать политический и
экономический курс".
Интересным является и то, что наблюдательная миссия
БДИПЧ ОБСЕ подтверждает наличие иерархической сети людей из бюджетных
организаций, контролируемых местными властями или избирательными комиссиями и
связанных с правящей партией, и то, что, предположительно, эта сеть была
ответственна за повышение числа голосовавших.
Кстати, западные аналитики не раз отмечали, что,
несмотря на кое-какие зачатки демократических институтов в Азербайджане, роль
административного ресурса в избирательном процессе в стране максимальная. В то
же время очевидными являются и причины этого явления: сужение политического
поля, ограничение демократических свобод, ослабление независимой позиции СМИ,
вытеснение за пределы публичной политики наиболее заметных оппозиционных
фигур.
Безусловно, общество от провозглашенной в стране
демократии ждало некой идеальной модели поведения представителей органов власти.
В реальности же чиновники повели себя по старым схемам, в соответствии со
старыми традициями управления, в рамках которых использовать преимущество своего
должностного поведения было нормально и даже необходимо.
То есть власти, имея весьма широкие возможности
привлечения административных ресурсов, фактически повлияли на выборы как через
собственную иерархическую систему, так и путем воздействия на общественные
структуры, такие, как школы, вузы, больницы, воинские части.
Но всему этому предшествовал другой процесс, который
политтехнологи называют косвенным использованием в избирательной кампании
бюджетных средств, то есть создание предпосылок, когда работники той или иной
сферы просто-напросто обязаны поддержать политический курс государственного
деятеля и на предстоящих президентских выборах поддержать именно его
кандидатуру. В нашем случае "под выборы" индексировались пенсии и зарплаты,
выплачиваются премии и дополнительные пособия малоимущим, что формально не имело
отношения к избирательному процессу, а по сути являлось средством влияния на
выбор электората.
Одним словом, несмотря на "значительный прогресс по
отношению к международным стандартам, в частности, в технических аспектах
выборов", безальтернативные выборы, чему свидетелями мы стали, не привели к
обновлению общества. То есть в результате президентских выборов было
воспроизведено былое состояние власти и положение дел в стране. Выборы не
изменили политический дизайн, а лишь укрепили властные структуры и фигуры, его
олицетворяющие.
И то, что в отчете БДИПЧ ОБСЕ указано, что выборы
прошли, говоря иными словами, при полном отсутствии конкурентной политической
системы и свободного демократического общества, ничего страшного не произошло.
По крайней мере, до сих пор эти отчеты не имели особых последствий для
официального Баку.
Сейчас ясно одно: желание Запада способствовать развитию
демократических процессов в Азербайджане пока ни к чему не привело. Создание
институтов гражданского общества в стране далеко от завершения, а сами эти
институты, в особенности свобода слова, прессы, собраний, соблюдаются далеко не
полностью. То есть уровень демократии и рыночной экономики в стране далек от
"общеевропейских" стандартов, на что, в частности, не раз было указано в
резолюциях Парламентской ассамблеи Совета Европы, выводах Европейской комиссии
относительно перспектив членства в ЕС.
Таким образом, Азербайджану предстоит еще пройти немалый
путь, прежде чем в стране будут созданы хотя бы элементарные основы для
демократического общества. А формирование институтов демократического общества
при нынешних условиях даже в среднесрочной перспективе кажется невозможным.
|