Сергей Маркедонов: «Нельзя сказать, что отношения Москвы и Баку ухудшились радикально...»
Day.Az,
20.12.08
Интервью с известным российским политологом, заведующим
отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного
анализа Сергеем Маркедоновым.
-Как бы Вы охарактеризовали взаимоотношения Азербайджана
и России в уходящем 2008 году? Каковы плюсы и минусы?
- Характеризуя российско-азербайджанские
взаимоотношения, нельзя обойти события пятидневной войны, которая, конечно же,
существенно подняла значение южно-кавказского региона. Если раньше регион
рассматривался как каспийско-черноморский бассейн, то теперь регион вырос до
глобального уровня. Произошло изменение тех границ, которые сложились в
советский период. Все эти факторы влияют как на российско-азербайджанские, так и
на российско-армянские взаимоотношения.
Вместе с тем, нельзя сказать, что отношения Москвы и
Баку ухудшились радикально. Ухудшение российско-грузинских отношений не вызвало
какого-то обвала в российско-азербайджанских взаимоотношениях. Напротив, я бы
отметил присутствовавшую позитивную динамику развития отношений, как до
пятидневной войны, так и после. До августовских событий состоялся визит
президента России Дмитрия Медведева в Баку в рамках транскаспийского турне. В
ходе визита были подписаны важные соглашения. Российский президент заявил о
стратегическом партнерстве России и Азербайджана. Следующим важным моментом стал
визит Ильхама Алиева в Москву после пятидневной войны.
Далее состоялось подписание Московской декларации. Не
стоит переоценивать это событие и считать его абсолютным прорывом в
урегулировании нагорно-карабахского конфликта. И, тем не менее, его можно
считать важным событием. Два президента впервые поставили подписи под этот
документ. И это произошло при поддержке Москвы.
Да какой-то неприятный осадок остался у Баку после
признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, хотя Россия заявляет,
что прецендент признания не распространяется на Нагорный Карабах. Москва
занимает более осторожную позицию по нагорно-карабахскому вопросу.
- Как Вы думаете, обсуждение и решение каких вопросов
будут поставлены во главу угла межгосударственного диалога двух стран в 2009
году? Какому вектору внешнеполитических контактов будет уделено наибольшее
внимание?
- Безусловно, нагорно-карабахское урегулирование будет
во главе внешнеполитических контактов России и Азербайджана. Чрезвычайно важными
станут также вопросы энергетического сотрудничества. Эти две темы и будут
важными для двух государств.
- Насколько выгодна для Баку сложившаяся сегодня
ситуация по изоляции Армении после августовских событий в Грузии?
- Я бы не стал говорить о полной изоляции Армении. У
Еревана нормальные контакты с Тбилиси, о чем засвидетельствовал визит Сержа
Саргсяна в Грузию. У Запада с Арменией тоже хорошие отношения. Иранское
направление армянской внешней политики также работает.
Я бы не стал драматизировать ситуацию. Открылась
возможность вести переговоры с Турцией, что, кстати, также можно считать одним
из достижений уходящего года.
- Как Вы думаете, на чьей сейчас стороне предпочтения
России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта - Азербайджана или
Армении? Как вы относитесь к утверждениям международных специалистов о том, что
именно в 2009 году в рамках переговорного процесса вокруг урегулирования
конфликта можно будет достичь успеха. Каким будет акцент в посреднических
усилиях России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта если принять во
внимание то, что Москва не захочет терять стратегического союзника -
Армению?
- Если принимать во внимание указанные факты, я думаю,
что какого-то футбольного матча не будет, и не придется делать ставки на
Азербайджан и Армению. Попытка поисков компромиссного урегулирования
нагорно-карабахского конфликта продолжится. Поиски компромисса – рутинная
работа.
Честно говоря, я не большой оптимист в этом плане и не
считаю, что в 2009 году будет какой-то прорыв в нагорно-карабахском вопросе.
Возможно, появится какой-то документ в развитие московской декларации, который
не будет иметь юридически обязывающую силу.
- На неформальном саммите СНГ в Казахстане, который
начал свою работу состав участников оказался неполным. Почему-то не были
приглашены или сами отказались от приглашения Грузия, Украина, Азербайджан и
Молдова, то есть весь состав ГУАМ. С чем это может быть связано?
- Грузия, совершенно понятно, почему не участвовала на
саммите. Она отказалась дальше присутствовать в этой организации. Что касается
Азербайджана и Молдовы, то совершенно не понятно по каким причинам эти страны не
принимали участие на саммите. Не думаю, что в данном случае присутствует
солидарность стран-участниц ГУАМ.
- Известно, что перед президентскими выборами в России
рассматривался вопрос переизбрания одного и того же лица на третий срок
президентства. Однако эта инициатива принята не была. Между тем в эти дни
парламент Азербайджана принимает решение направить в Конституционный суд
Азербайджана решение о проведении референдума по внесению изменения в
Конституцию страны о снятии ограничений на избрание президентом одного и того же
лица более двух раз? Как Вы думаете, пройдет ли эта инициатива в нашей стране?
Каковы могут быть плюсы и минусы переизбрания одного и того же лица на пост
президента бесчисленное количество раз?
- Да, парламент Азербайджана принял решение направить в
Конституционный суд решение провести референдум на предмет снятия ограничения на
избрание президентом одного и того же лица более двух раз. Правящая партия имеет
большинство в парламенте, и документ успешно прошел в Милли меджлисе.
Определенные плюсы во внесениях изменений в основной документ есть, учитывая тот
горький опыт, что был у Азербайджана в начале 90-х годов, когда к власти пришли
люди с улиц. Эти люди взяли на вооружение национализм и популизм. Все это
плачевно сказалась на самом Азербайджане.
Но есть и минусы. Азербайджан исламское государство.
Оппозиции у вас нет, но есть недовольство, и оно может направиться в сторону
исламского радикализма. Чем больше власть сосредотачивается у одного человека,
тем больше формируется комплекс властителя. Это препятствует более оперативному
реагированию на политические, экономические и социальные вызовы в стране. Мы
только недавно пережили советское время.
- Как Вы думаете, как отреагируют на внесение изменений
в Конституцию Азербайджана Москва и Запад?
- Однозначно Москва поддержит инициативу азербайджанских
властей изменить Конституцию. В целом и Запад пророчит поддержку властям. Ну,
немножко поругаются, а затем успокоятся.
Азербайджанская нефть вызывает большой интерес у
британцев и американцев. Нефтяной интерес Запада переселит какие-либо
соображение по поводу демократии в Азербайджане.
Кстати, в проекте «восточное партнерство» говорилось о
демократизации Беларуси, как об одном из важных условий. Но при этом о
демократизации Азербайджана не говорилось ни слова.
К сожалению, нефть для Азербайджана играет не только
позитивную, но и негативную роль, в том смысле, что она забивает вопросы,
связанные с демократизацией. Ведь необходимо же чем-то «отапливать» демократию в
США и Великобритании. Определенные силы в Азербайджане связывают большие надежды
с реакцией Запада на намерение властей. И если Запад поддержит власти, то эти
силы разочаруется в нем. А это в свою очередь усилит поддержку народом
исламского радикализма.
|