Преодоление Кавказа
Газета.Ru,
25.12.08
Сергей Маркедонов
Бурные события уходящего года изменили Кавказ больше,
чем предыдущие 15 лет, и положили начало поиску нового статус-кво в регионе.
В августе 2008 года Большой Кавказ оказался в фокусе
глобальной политики. И это, пожалуй, главный итог уходящего года для этого
региона. Этот тезис – не красивая метафора.
Ревизионисты из Москвы
Именно на Южном Кавказе впервые после распада Советского
Союза в декабре 1991 года началось изменение геополитического ландшафта всей
Евразии. Именно здесь были нарушены принципы так называемого «беловежского
национализма», когда границы между республиками бывшего СССР определялись и
признавались в качестве межгосударственных рубежей. Таким образом, именно здесь
был создан первый прецедент пересмотра границ между республиками некогда единого
Союзного государства. На Кавказе появились первые в Евразии частично признанные
государства, чью независимость отрицает ООН, но признает РФ, постоянный член
Совета Безопасности.
В ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии Москва впервые
после 1991 года сделала заявку на роль государства-«ревизиониста», то есть
страны, готовой и к пересмотру межгосударственных границ, и своих отношений с
нерегиональными игроками (США, Европейский Союз).
До 2008 года внешняя политика России была политикой
страны, для которой высшей ценностью является поддержание существующего
статус-кво. Так было, когда РФ заключала Дагомысские соглашения 1992 года и
Московские соглашения 1994 года, а потом пыталась гарантировать их выполнение. С
признанием независимости Абхазии и Южной Осетии Москва изменила правила игры,
хотя в дальнейшем российское руководство всячески подчеркивало избирательный
характер своего «ревизионизма». Фактически косовская методология американской
администрации была скопирована Кремлем. Тезис о том, что самоопределение Сухуми
и Цхинвали – особый случай, не имеющий отношения к Нагорному Карабаху и
Приднестровью, – звучал не раз и для внутреннего пользования (выступление Сергея
Лаврова в Совете федерации), и в переговорах с представителями Азербайджана и
Молдовы.
В этом проявилось, пожалуй, главное противоречие
российской кавказской политики в 2008 году. С одной стороны, постепенное
нарастание ревизионизма в течение всего года, итогом которого стала
самоликвидация Москвой статуса миротворца в Южной Осетии и Абхазии и превращение
России в военного и политического гаранта безопасности этих территорий. В 2008
году Кремль определил Кавказ как зону своих «жизненно важных интересов»,
продемонстрировав, что здесь компромиссы с Западом могут быть минимальны.
В то же самое время Москва пыталась сохранять статус-кво
там, где была такая возможность. Это проявилось в подготовке и подписании
Майндорфской декларации по урегулированию в Нагорном Карабахе. Документ
подчеркивает необходимость сохранения старого формата мирного процесса (Минской
группы ОБСЕ), а также отказ от любой попытки изменить сложившийся баланс военной
силой. Отказ от «ревизионизма» Москва продемонстрировала и в отношениях с
Западом.
Вслед за недолгим по времени конфронтационным стилем
«пятидневной войны» российская власть вернулась к рассуждениям об отказе от
«односторонних действий» и необходимости решать вопросы европейской безопасности
(включая и проблемы Кавказа) «коллективным умом».
Этот тезис стал главным в выступлении президента России
Дмитрия Медведева на форуме по безопасности в Эвиане 12 октября 2008 года, а
также в его президентском послании. Как важную площадку для нормализации
отношений с Западом Кремль стал рассматривать и Женевские переговоры по
стабильности и безопасности на Кавказе. Запад также уже осенью 2008 года ушел от
черно-белой оценки «пятидневной войны» и ее последствий, признал (хотя и
косвенно) некие новые реалии в Абхазии и в Южной Осетии, а также готовность
обсуждать их с Россией вместо изоляции последней.
Таким образом, именно на Южном Кавказе начал
формироваться новый статус-кво не только в отдельно взятом регионе, но и на всем
постсоветском пространстве. Отсюда и то внимание, которое он теперь
привлекает.
Эхо Южного Кавказа
Российско-грузинский конфликт, достигший своего пика в
августе 2008 года, снова, как это уже не раз бывало в 90-е, эхом отозвался на
российском Северном Кавказе. Батальон «Восток», состоявший из этнических
чеченцев, в составе регулярных частей российской армии принял участие в операции
в Южной Осетии. Политическую, социальную и медийную поддержку своим
соплеменникам оказала Северная Осетия. В это же самое время представители
адыгских этнонационалистических движений (прежде всего, кабардинского) Северного
Кавказа были готовы послать в район конфликта своих добровольцев. Это заставило
вспомнить о грузино-абхазской войне 1992-93 годов, когда победа Абхазии в
значительной мере была обеспечена войсками Конфедерации горских народов Кавказа.
На этот раз неконтролируемого участия добровольцев в конфликте не было. Но
сила «адыгского мира» была продемонстрирована в ходе
ноябрьского Чрезвычайного съезда черкесского народа, на котором прозвучали
лозунги о создании отдельного национального субъекта РФ. При этом эта цель и
самоопределение Абхазии были связаны его инициаторами в единую логическую
цепочку.
Иное отношение к событиям в Южной Осети было
продемонстрировано в Ингушетии (и все это на фоне общей дестабилизации в
республике). Массированное восстановление Цхинвали на фоне недостаточного
внимания федеральных властей к проблемам Ингушетии стало одним из негативных
факторов в отношениях между Москвой и Магасом в уходящем году.
Вообще, сегодня влияние событий в Абхазии и в Южной
Осетии на ситуацию на Северном Кавказе трудно оценивать однозначно. С одной
стороны, налицо спад этнического сепаратизма и подъем радикального ислама. С
другой – на фоне набирающего обороты финансово-экономического кризиса нельзя не
видеть, что Москва создала потенциально опасный прецедент этнополитического
самоопределения. При этом не «мирного развода» по-словацки или по-черногорски, а
самоопределения через силу и внешнее вмешательство.
Авторитарная стабильность и небезопасная демократия
Вместе с тем, признавая ключевую роль геополитического
фактора на Большом Кавказе, нельзя пройти мимо знаковых внутренних событий в
государствах региона в уходящем году. В Грузии, Армении и Азербайджане в 2008
году прошли президентские выборы. Однако лишь в одном случае произошла смена
главы государства. В Грузии 2008 год стал годом еще и парламентской
избирательной кампании. И во всех трех случаях выборы не стали торжеством
демократии, а, напротив, закончились укреплением авторитарных начал и снижением
легитимности власти. Хотя и здесь не обошлось без важных прецедентов для всего
постсоветского пространства. В Армении первый президент, покинувший власть 10
лет назад, попытался снова возглавить страну с помощью выборной процедуры.
Впрочем, этот опыт закончился печально.
Если в Грузии и в Азербайджане «праздники демократии» на
этот раз обошлось без кровавых эксцессов, в Армении трагические события начала
марта по аналогии с 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге стали называть
«кровавой субботой».
Однако власти Армении после использования силы против
оппозиции начали некоторую «оттепель» как внутри страны (привлечение части
умеренной оппозиции во власть), так и во внешней политике (начало диалога с
Турцией). Власти же Азербайджана, ощутив электоральный успех на президентских
выборах, пошли в канун нового года на внесение поправок в основной закон страны,
предполагающих снятие ограничений для переизбрания главы государства больше двух
сроков подряд.
И в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане в 2008 году
снова был предложен выбор: авторитарная стабильность или же нестабильная и,
главное, небезопасная демократия.
К сожалению, оппозиционеры во всех трех странах не
предложили ничего, что выходило бы за рамки повестки дня начала 1990-х годов
(лозунги «национальной демократии», антиимперский и антибюрократический пафос).
Разница только в одном. В 2008 году критиками бюрократии стали те, кто 10–15 лет
назад уже побывали у власти и, мягко говоря, не стали образцами открытости и
толерантности. А потому помимо всяких административных ресурсов и контроля над
СМИ авторитаризму на Большом Кавказе помогли общественные умонастроения. В этом
плане показательно мнение азербайджанской правозащитницы Новеллы Джафароглу:
«Впереди еще 5 лет. Если за это время Ильхам Алиев на деле докажет, что он
является президентом народа, а не коррупционеров, устранит чиновничий произвол и
безработицу, обеспечит свободу слова, прессы и собраний, освободит
политзаключенных, то я первая стану ратовать за предоставление ему возможности
еще раз баллотироваться в президенты».
Плюсы и минусы дистанционного управления
На первый взгляд, инициативы российской власти по
изменению Конституции 2008 года (введение шестилетней президентской легислатуры)
к Кавказу не имеют прямого отношения. Однако при этом упускается из виду очень
важный сюжет. Конституция РФ была, среди прочего, принята не только путем
референдума, но и на основе федеративного договора (который считается источником
основного закона страны). При позитивных тенденциях развития страны эта тема так
и останется невостребованной.
В случае же форс-мажорных сценариев (на фоне финансового
кризиса) найдутся желающие доказать, что нововведения, инициированные Кремлем,
нарушают согласие российских регионов.
Действительно, на Северном Кавказе такие правовые
тонкости не обсуждаются. И если кто и начнет правовое обсуждение процесса
«делегитимации» Конституции, то это будет Татарстан. Но это обсуждение, говоря
словами Ленина, могут «подхватить, закалить и укрепить» северокавказские элиты.
Особенно в этой связи следует иметь в виду Чечню, которая де-факто уже имеет
особый статус внутри России.
В уходящем году Москва пыталась изменить ситуацию на
Северном Кавказе. Речь идет, прежде всего, о замене президента КЧР Мустафы
Батдыева на Бориса Эбзеева и президента Ингушетии Мурата Зязикова на Юнус-бека
Евкурова. Владимир Путин, занятый строительством «властной вертикали»,
заботился, прежде всего, о лояльности местных элит и нужных результатах на
выборах всех уровней. Дмитрий Медведев снял двух северокавказских лидеров,
которые давали Кремлю и «Единой России» просто зашкаливающие результаты, близкие
к ста процентам. Их лояльность была выше всякой нормы.
Две кадровые замены показали, что Москва пытается
принять в расчет общественное мнение (особенно в случае с Ингушетией) и не
считает лояльность единственным критерием эффективности регионального
менеджмента.
Более того, новые назначенцы – пример успешной
интеграции выходцев из Северного Кавказа в общероссийские структуры (гражданские
в случае с Эбзеевым и военные в случае с Евкуровым). Однако эти кадровые замены
стали только двумя каплями в море. «Дистанционный подход» к управлению регионом
(когда взамен внешней лояльности региональные элиты получают значительную
управленческую автономию) в 2008 году не ослаб. Это проявилось в новых амбициях,
прежде всего, президента Чечни. Отсюда возникновение сверхсложной дилеммы: смена
власти чревата нестабильностью, но ее сохранение также не сулит ничего доброго,
ибо пролонгация власти нынешних лидеров воспроизводит радикальный протест,
включая экстремистские формы радикального исламизма.
Как бы то ни было, в 2008 году Большой Кавказ не стал
более стабильным. Напротив, появилось много новых вызовов как внутри региона,
так и тех, которые имеют серьезное влияние на весь комплекс международных
отношений. Однако именно уходящий год стал началом складывания нового статус-кво
в кавказском регионе. Его уточнение (а может быть, и опровержение) станет
главной задачей повестки дня года 2009.
|