В плену обстоятельств
12.12.08. Сайт
А.Князева
К.Л.
Сыроежкин, докт. полит. наук, главный научный сотрудник Казахстанского института
стратегических исследований
Международная конференция "Внешнеполитическая ориентация
стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы
международных отношений" проходила 4-5 ноября 2008 года на побережье озера
Иссык-Куль в Киргизии и была организована Общественным фондом Александра
Князева. В ней принимали участие известные эксперты из Казахстана, Киргизии,
Узбекистана, Таджикистана и России. В настоящее время готовится к печати сборник
материалов конференции. Ниже – некоторые из материалов (в сокращении) будущей
публикации.
В плену обстоятельств (эпоха
многовекторной внешней политики подошла к своему логическому завершению)
Рассмотрение вопросов геополитики и региональной
безопасности да еще в историческом ключе - задача довольно сложная. И сложность
ее обуславливается масштабностью поставленной задачи. По сути речь должна идти о
двух хотя и взаимосвязанных, но все-таки самостоятельных блоках вопросов. С
одной стороны, это анализ самой геополитической ситуации в регионе, то есть
рассмотрение сути ведущейся в регионе "геополитической игры" и преследуемых ее
основными участниками интересов. С другой стороны - это предполагает анализ
реакции государств региона на формируемые этой "геополитической игрой" вызовы,
адекватности понимания политическим руководством центральноазиатских государств
характера и уровня возникающих угроз, а также оценку их возможностей по
локализации или преодолению угроз и вызовов. Поскольку как содержание
"геополитической игры" и состав ее участников, так и специфика возникающих
вызовов и угроз на протяжении 1990-2000-х гг. менялись, причем, порой
кардинально, масштабность задачи многократно увеличивается. Поэтому, памятуя
Козьму Пруткова о том, что "нельзя объять необъятное", ограничусь сегодняшним
днем, лишь иногда прибегая к историческим ретроспекциям.
То, что центральноазиатскому региону предстоит в
ближайшей перспективе стать чуть ли не основным полем, на котором развернутся
геополитические баталии, в экспертном сообществе обсуждалось еще в середине
1990-х г. По этому поводу приводилось множество аргументов, главные из которых
заключались в том, что, во-первых, геополитический вакуум не терпит пустоты, и
рано или поздно, но начнет заполняться иной (нероссийской) субстанцией.
Во-вторых, природные ресурсы региона (главным образом углеводородные) сыграют с
ним плохую шутку, обеспечив начало новой "Большой игры". И, в-третьих, борьба за
пути транспортировки углеводородов станет основным содержанием этой игры.
Сегодня все это мы наблюдаем в реальности.
Что бы там не говорилось, но "Большая игра" между
геополитическими центрами силы за влияние в центральноазиатском регионе идет, и
идет с переменным успехом. На определенном этапе верх одерживает Запад (точнее -
США, поскольку о присутствии в регионе стран Еврозоны можно говорить только
условно), на определенном - Россия. Китай пока держит паузу, не вступая в прямую
конфронтацию с США и поддерживая у России иллюзию о том, что в регионе роль
"первой скрипки" отведена ей.
При этом нельзя не признать и того факта, что на
каком-то этапе (условно, до 1999 г.) сложившийся в регионе геополитический
статус-кво устраивал всех заинтересованных игроков.
Устраивал Соединенные Штаты и Запад в целом, потому что
гарантировал не только от возрождения антиамериканского или антизападного
альянса, но и обеспечивал ослабление влияния в регионе России и возможность
укрепления собственных позиций.
Устраивал Китай, поскольку противостояние между Россией
и США в регионе, экономический и политический хаос в составляющих его
государствах давал возможность "использовать благоприятный момент" для
наращивания собственной мощи и решения значимой для КНР задачи - воссоздания
"Большого Китая".
Устраивал исламские страны, прежде всего потому, что
возникновение на просторах Центральной Азии новых независимых государств
существенно расширяло ареал распространения ислама и идей тюркской и
мусульманской солидарности.
Хотя не в полной мере, но устраивал и Россию. Последняя,
не обладая достаточными материальными, финансовыми и военными ресурсами для
безусловного доминирования в регионе и занятая налаживанием контактов с США и
Западом, обеспечивала свое ограниченное присутствие и влияние в
центральноазиатском регионе за счет: транспортных коридоров; доминирования во
внешнеторговом обороте; участия государств региона в ДКБ и присутствия
российских воинских контингентов на территории Таджикистана, Киргизии и
Туркменистана; "комплекса вины" за развал СССР, на основе которого строилась
мифическая интеграция в рамках СНГ.
Наконец, устраивал сами государства Центральной Азии,
так как обеспечивал им условия не только для суверенного развития, но, что
особенно важно - материального благополучия местной политической элиты. Главная
задача, которую предстояло решить всем государствам региона, - преодоление их
изоляции от внешнего мира и сохранение в условиях идеологического вакуума и
жестких условий, диктуемых начавшейся "геополитической игрой", своей
национальной идентичности.
Именно поэтому "колебания" государств региона не
вызывали особого раздражения у геополитических конкурентов. Более того,
многовекторность их политики даже приветствовалась, поскольку, с одной стороны,
не оказывала особого влияния на осуществляемые ТНК экономические проекты в
регионе, с другой - оставляла для всех основных игроков поле для маневра.
Наконец, давала возможность государствам региона не только выжить в сложных
условиях постоянно меняющейся международной ситуации, но и состоятся в качестве
субъектов международного права.
Однако, поскольку претендентов на "советское наследство"
оказалось слишком много, вполне естественным образом у политического руководства
новых независимых государств Центральной Азии происходила переоценка ценностей и
"стратегических" партнеров. На начальном (очень коротком) этапе в качестве
таковых выступали Турция и Иран, а с середины 1990-х гг. - США, [1] которые, с
некоторыми исключениями, остаются в данной роли и по настоящее время.
Россия в те годы, хотя и имела с государствами региона
общие структуры обеспечения безопасности, а с некоторыми из них подписала
декларации и договора о вечной дружбе, в списке "стратегических партнеров" не
числилась. И причина тому - политика России в отношении государств региона. [2]
Потратив громадные усилия для сближения с США и западными странами, Россия
практически утратила имеющиеся на тот период возможности сохранить свое влияние
в центральноазиатском регионе.
Ситуация начала меняться с конца 1990-х гг., когда стал
очевидным крах проекта "российско-американской дружбы", а региональные угрозы из
области научных дискуссий перешли в практическую плоскость, и Россия была
призвана на помощь в их локализации. Это открывало для РФ своеобразное "окно
возможностей" - если не для полного восстановления своего влияния в регионе, то
хотя бы для укрепления в нем своих позиций. И процесс, что называется,
пошел.
Однако укрепление позиций России в регионе разрушало
геостратегию в нем США. [3] И после событий 11 сентября 2001 г. они сочли
необходимым дополнить экономическое присутствие в регионе военным. Тогда же
начали проявляться и еще несколько тенденций, ставших очевидными в последние
годы и оказавших существенное влияние не только на сегодняшний расклад
геополитических сил, но и на поведение всех региональных акторов.
Первое касалось политики Соединенных Штатов, которые на
правах единственной глобальной сверхдержавы получили своеобразный карт-бланш на
право единоличного вмешательства во внутренние дела других государств, которые
были поделены на "наших" и "не наших".
Во-вторых, в мире возникла опасная тенденция ориентации
во внешней политике на "право силы" и возникновения все у большего числа
государств потребности в нанесении упреждающих ударов. Как результат -
расширение сфер применения вооруженной силы при защите своих национальных
интересов, активизация гонки вооружений и захлестнувшая мир волна террора.
В-третьих, стала очевидна неспособность гарантирующих
безопасность традиционных международных институтов - ООН, ОБСЕ, НАТО -
справиться с возложенной на них миссией. Более того, их присутствие в ряде
регионов вело либо к эскалации конфликта, либо к его переводу на новую фазу
развития.
В-четвертых, изменилась политика России. Во второй
половине 1990-х - начале 2000-х гг. она предприняла попытку вернуть утраченные
ею в начале 1990-х гг. позиции в регионе. И надо сказать, что обстоятельства
складывались в ее пользу. В начале 2000-х годов она (вместе с Китаем) переиграла
США в Центральной Азии, хотя и согласилась на их военное присутствие в регионе.
[4]
Правда, в дальнейшем что-то "сломалось". С конца 2003
г., пытаясь хоть как-то реагировать на усиливающиеся попытки Запада расширить
зоны своего влияния на постсоветском пространстве, она вела себя, словно слон в
посудной лавке, разрушая достигнутое ранее хрупкое равновесие.
Здесь нелишне напомнить о появившихся в октябре 2003 г.
двух любопытных концепциях: предложенном Анатолием Чубайсом проекте "либеральной
империи", [5] а также "Доктрине Сергея Иванова", материализовавшейся в новой
концепции реформирования российских вооруженных сил.
В середине 2005 г. в России, по-видимому, пришли к
заключению, что "СНГ" - это весьма затратный и нежизнеспособный проект. И хотя
отказываться от него Россия была не намерена, ее подход к взаимоотношениям с
государствами, входящими в СНГ, был существенно скорректирован.
Суть нового подхода заключается в двух основных
постулатах. Первое, Россия отказывается от доминирующего в ее политике принципа
исключительной поддержки действующих политических режимов и демонстрирует, что
более не испытывает аллергии к лидерам оппозиции на постсоветском пространстве.
Второе, Россия отказывается оплачивать откровенно антироссийские проекты на
постсоветском пространстве и готова "дружить домами" лишь на определенных
условиях, гарантирующих учет национальных интересов России. Главным инструментом
в реализации новой стратегии стала политика в области поставок энергоносителей в
государства Содружества, которые начали осуществляться либо по мировым ценам,
либо по ценам существенно ниже мировых, но на условиях передачи объектов
энергетической инфраструктуры в собственность российских компаний.
Наконец, в середине 2000-х гг. стало очевидно, что
стремление России играть более значимую роль на мировой арене, да и на
постсоветском пространстве ее западными "союзниками" не приветствуется. В
качестве сильного и самостоятельного политического игрока видеть ее никто не
желает, и Запад постарается сделать все, чтобы не допустить восстановления
российского влияния в традиционных регионах доминирования - на Кавказе, в
Центральной Азии и в целом в СНГ.
Конфликт между Россией и Западом (точнее - США)
становился все более очевидным. Причем, складывалось впечатление, что российские
аргументы не только не воспринимают, но их не хотят слышать, даже тогда, когда
Россия шла на очевидные уступки. Выступление Владимира Путина в феврале 2007 г.
на конференции по безопасности в Мюнхене подвело промежуточный итог. Впервые на
столь высоком уровне президент РФ высказал свои упреки Западу, обозначив как
проблемное поле, так и те условия, на которых Россия готова с ним
сотрудничать.
Для государств СНГ и в том числе государств Центральной
Азии это означало, что время балансирования в рамках концепции многовекторности
подходит к своему логическому завершению, и в ближайшей перспективе им будет
предложено (причем геополитическими конкурентами) окончательно определиться со
своими приоритетами во внешней политике.
Окончательно этот вывод подтвердился в августе 2008 г.
Незначительный по своим военным масштабам грузино-осетинский конфликт в
политическом и особенно геополитическом плане оказался достаточно значимым. В
политическом плане он легализовал весь комплекс проблем, имеющих место как в СНГ
в целом, так и в России в частности. В геополитическом - в очередной раз
доказал, что интеграционный проект России и Запада - иллюзия. Видеть Россию
сильной и адекватно реагирующей на угрозы ее (или ее союзников) национальной
безопасности Запад не желает, а вся его демократическая риторика - от лукавого.
Еще большая иллюзия - интеграционный проект Запад и постсоветские государства. В
лучшем случае они всего лишь пешки в большой геополитической игре, в худшем -
плацдарм для наступления на Россию.
Была опровергнута и другая геополитическая иллюзия -
иллюзия о формирующемся многополярном мире. [6] На самом деле мир вступил в
эпоху международной дезинтеграции и быстро движется от так и не сложившегося
однополярного мира в сторону мира бесполярного. [7] Как долго будет доминировать
эта тенденция, сказать трудно. Но то, что бесполярный мир неустойчив - вполне
очевидно, и рано или поздно, но ему на смену придет новое биполярное
мироустройство.
Третий геополитический урок этого конфликта связан с
тем, что политика, основанная на "праве силы" и "двойных стандартах", стала
доминирующей в мировой практике. Более того, как политики, так и дипломаты
перестали стесняться этой политики, а, значит - перестали особенно серьезно
относиться к собственным словам и поступкам.
Но самый значимый урок данного конфликта заключается в
ответе на вопрос, в данном случае речь идет о разовой акции или же это одно из
звеньев в единой цепи сознательно создаваемого в мире управляемого хаоса.
Понятно, что, не имея на руках соответствующих документов, ответить на данный
вопрос можно лишь предположительно. Однако, к сожалению, эти предположения
достаточно убедительны и не внушают особого оптимизма.
Первое, что обращает на себя внимание, что на
сегодняшний день в мире отчетливо просматривается дуга управляемого хаоса,
простирающаяся от Пакистана через Афганистан, Иран, Грузию, Украину до Косова,
раздирая единое геополитическое пространство Евразии на несколько зон
вооруженных конфликтов.
Во-вторых, если попытаться сформулировать цель
конфликта, то она видится в двух взаимосвязанных аспектах: 1) втянуть Россию в
большую войну на постсоветском пространстве, осложнить ее отношения с
государствами СНГ, актуализировать проблемы в отношениях центра с субъектами
федерации; 2) проверка России и ее нового руководства "на прочность". Если
грузинская сторона рассчитывала на результат в виде восстановления своей
юрисдикции в Южной Осетии, то США интересовало другое. Для них, судя по всему,
было важно оценить характер и быстроту российской реакции, а также открывающиеся
перспективы, используя как фон негодование мирового сообщества по поводу
"агрессии России против Грузии", [8] создать условия, объективно препятствующие
повышению уровня влияния России на пространстве СНГ и обеспечивающие усиление
военного присутствия США и НАТО на Кавказе.
В-третьих, этим конфликтом косвенно решались и другие
геополитические цели, преследуемые США. Данный конфликт вбил небольшой клин
между Россией и Китаем. В Вашингтоне правильно просчитали, что при любом
раскладе Пекин, избегающий дискуссий вокруг скользкой темы "этнического
сепаратизма", постарается выдержать паузу и дистанцироваться от однозначной
поддержки России. …
По-видимому, делался расчет на то, что вмешательство
России в грузино-осетинский конфликт неизбежно осложнит ее отношения с Европой и
отдалит перспективу заключения нового соглашения о сотрудничестве, в том числе и
по транспортно-энергетическим проектам. Наверняка просчитывалось и то, что
втягивание Европейского Союза в процесс разрешения конфликта усложнит отношения
внутри него, существенно сократив его амбиции по превращению в самостоятельный
центр силы.
С учетом всех этих обстоятельств приходится признать,
что грузино-осетинский конфликт - лишь один из серии управляемых конфликтов, и,
к сожалению, отнюдь не последний. При этом почти наверняка можно утверждать, что
США, проигравшие на Кавказе, попытаются взять реванш, и вторая попытка проверить
Россию "на прочность" будет предпринята на пространстве Центральной Азии, где
ставки не идут ни в какое сравнение с Грузией.
Какие из всего сказанного выше следует выводы для нашего
региона. Первый и, пожалуй, главный заключается в том, что эпоха многовекторной
внешней политики, по-видимому, подошла к своему логическому завершению. Это не
означает, что нас начнут "принуждать к дружбе", речь идет о том, что приоритеты
придется расставлять четче, а ответственность за внешнеполитические заявления и
действия станет выше. Особенно отчетливо это будет проявляться в конкуренции
России и США за политическое и экономическое влияние в регионе. Ожидать, что при
новой администрации США изменяет свое отношение к России, не приходится. Жесткая
и быстрая реакция России и растиражированный западными СМИ образ медведя сделали
свое дело.
Во-вторых, своими действиями Россия доказала, что слов
на ветер она более не бросает, и в критических ситуациях по защите своих
национальных интересов и выполнению принятых на себя обязательств готова
действовать быстро и решительно. С этой реальностью отныне предстоит считаться
не только мировому сообществу, но, по-видимому, и государствам Содружества.
Эта реальность дает повод считать, что в случае угрозы
ее союзникам и партнерам Россия может реально предоставить им военные гарантии.
Но с другой стороны, этот же опыт может быть использован российской дипломатией
для укрепления своих позиций и оказания нажима на партнеров. Последнее
обстоятельство создает некоторый дискомфорт, однако нынешняя ясность лучше любой
неопределенности. Тем более, что с учетом сложности положения, в котором
оказалась Россия, в то, что она будет оказывать давление на своих партнеров по
СНГ верится с трудом. Сегодня, как никогда, ей необходимы союзники и
международная поддержка, которую могут оказать в первую очередь
государства-члены СНГ….
При этом потеря Грузии ничуть не ослабляет СНГ, а
напротив, усиливает, поскольку одним фрондером становится меньше. И с учетом
новых задач, стоящих перед Содружеством, можно ожидать, что в ближайшей
перспективе будет предложено несколько скорректировать деятельность СНГ как
международной организации, сделав упор на координации внешней политики входящих
в нее государств. Во всяком случае, такое предложение прозвучало из уст
президента Армении Сержа Саргсяна на последнем саммите ОДКБ. [9]
В-четвертых, доказано, что при всей своей воинственной
риторике вмешиваться в конфликты на постсоветском пространстве ни США, ни НАТО
не готовы. Грузино-осетинский конфликт продемонстрировал пределы их ресурсов на
постсоветском пространстве. Следовательно, в условиях нарастания напряженности
между Россией и НАТО острыми становятся вопросы о целесообразности продолжения
(или сворачивания) сотрудничества с Альянсом со стороны государств-участников
ОДКБ.
Наконец, ставшие очевидными в результате
грузино-осетинского конфликта "кризис доверия" на постсоветском пространстве, а
также недееспособность международных организаций в урегулировании конфликтов
обозначили главную проблему современной эпохи - необходимость коренного
изменения международных правил игры и поиск механизмов, способных обеспечить как
глобальный баланс сил в современных условиях "бесполярного мира", так и решение
проблем региональной безопасности.
Вполне очевидно, что справиться с мировыми, да и
региональными проблемами ни одно государство самостоятельно не способно. Попытки
решить ту или иную проблему самостоятельно, как правило, приводят не только к ее
усугублению, но и к тому, что взявшее на себя столь тяжкий груз государство
оказывается само на грани кризиса. Роль ООН в разрешении конфликтов усилиями
ряда государств сведена к нулю, а сама организация увязла в бюрократических
процедурах. НАТО и ОБСЕ - анахронизмы времен "холодной войны" и в новых условиях
без серьезного реформирования явно не способны адекватно реагировать на
возникающие угрозы и вызовы. Более того, их присутствие в ряде регионов мира
ведет лишь к усложнению конфликтов.
Отсюда вытекает вторая почти бесспорная констатация -
проблемы региональной безопасности должны решаться самими региональными
государствами, причем только в кооперации. Пример Центральной Азии в этом
смысле, кстати говоря, весьма показателен, хотя на сегодняшний день, возможно, и
не совсем успешен.
В регионе сложилась многоуровневая архитектура
обеспечения безопасности. И хотя эффективность ряда присутствующей в ней
механизмов оставляет желать лучшего, нельзя не признать того факта, что вся
система в целом работает. Во всяком случае, при всех издержках, связанных
главным образом с последствиями "Большой игры" в регионе, конкуренцией
действующих в нем структур безопасности или параллелизмом в их деятельности, она
позволяет не только находить консенсус по довольно сложным международным
проблемам, но и практически решать актуальные вопросы обеспечения региональной
безопасности.
Единственное, чего ей не хватает, - согласованности
взглядов и действий. Но для этого нужно совсем немного - отбросить амбиции и
признать, что мы есть на самом деле, что мы можем совместно и поврозь, к чему
может привести никому не нужное противостояние. Возможно, тогда придет
понимание, что главным источником угроз (в том числе и региональных) является
"разруха в головах" некоторых политиков, что смысл понятия "коллективная
безопасность" заключается именно в том, что действовать необходимо сообща, в
чем-то уступая друг другу и беря от каждого то, что он может дать.
Примечания
[1] В октябре 1999 г. государства Центральной Азии
включаются в зону ответственности Центрального командования США (CENTKOM). -
See: Burk Adrian U. The Strategy of the USA in the Caspian Sea Region//
Strategic Review. - 1999, Vol.27, № 4. - P.18-29.
[2] Подробнее см.: Syroezhkin K. The policy of Russia in
Central Asia: a perspective from Kazakhstan// Russia and Asia. The Emerging
Security Agenda /Ed. by Gennady Chufrin - N.Y.: SIPRI, Oxford University Press,
1999. - P.100-109.
[3] Согласно З. Бжезинскому - одному из главных
геостратегов администрации Билла Клинтона - главная цель США заключалась в том,
чтобы "укрепить и сохранить существующий геополитический плюрализм на карте
Евразии", исключающий возможность "появления враждебной коалиции, которая
попыталась бы бросить вызов ведущей роли Америки", а в перспективе -
содействовать появлению "в стратегическом плане совместимых партнеров, которые
под руководством Америки могли бы помочь в создании трансъевразийской системы
безопасности". - См.: Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.,1998:
Международные отношения. - С.235.
[4] Подробнее см.: Syroezhkin K. On the Path to
Empire?// Central Asia: The end of Transition /Ed. by Boris Rumer. - Oxford
University Press, New York, 2005. - P. 93-129.
[5] Суть проекта заключалась в том, что в основе внешней
политики России должно лежать сочетание рыночных экономических рычагов и
агрессивной экспансии. По Чубайсу, российская либеральная империя "может и
должна": (1) содействовать развитию русской культуры и культуры других народов
России, защищать русских и русскоязычных граждан в соседних странах; (2)
содействовать экспансии отечественного бизнеса в соседние страны как в торговле,
так и в приобретении и развитии активов; (3) быть заинтересована в поддержании,
развитии, а при необходимости и в защите базовых демократических институтов,
прав и свобод граждан в соседних странах. - См.: Чубайс А. Миссия России в XXI
веке// Независимая газета. - М., 2003. - 1 октября.
[6] Не путать с имеющей место в последнее десятилетие
тенденцией, направленной на формирование полицентрического миропорядка. Разница
между полицентрическим и многополярным миром принципиальная.
[7] "Бесполярный мир" - мир, где власть распределена по
многочисленным, более или менее равным друг другу центрам. - See: Richard N.
Haass. The age of nonpolarity// Foreign Affairs (US). - 2008, May.
[8] Именно в таком контексте подавался и продолжает
подаваться данный конфликт в СМИ США и ряде публикаций европейских авторов.
[9] Откликнувшись на предложение Дмитрия Медведева о
необходимости укрепления военной составляющей ОДКБ, Серж Саргсян добавил, что
наряду с этим, "мы серьезно должны координировать и внешнеполитическую
деятельность, потому что мы - члены одной Организации и мы должны об этом не
только заявить, а взять это как руководство". - См. Пресс-конференция по итогам
заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ. 5 сентября 2008 г. - По URL:
http://www.kremlin.ru.
|