Центробежно-центростремительное СНГ
23.12.08.
Новости-Казахстан
Дмитрий Евлашков.
Своеобразным подведением итогов 2008-го политического и
экономического года в ареале СНГ стал неформальный саммит Содружества,
состоявшийся 20 декабря в Боровом (Казахстан).
Кроме хозяина встречи Нурсултана Назарбаева, в курортное
местечко Карасу Акмолинской области прилетели президенты Армении, Киргизии,
России и Таджикистана. Вот, собственно, и весь кворум. Хотя повестка дня
"встречи без галстуков" была куда как более важная: попытка объединить усилия
стран СНГ и выработать механизмы совместного противостояния глобальному
экономическому кризису.
Если отсутствие в Боровом президента Саакашвили
объяснимо – после поражения в пятидневной войне Грузия заявила о своем выходе из
СНГ, то игнорирование неформального саммита другими лидерами Содружества наводит
на размышления.
Впрочем, неявку в Казахстан президента Украины можно
объяснить разразившимся в этой стране очередным острым политическим кризисом.
Накануне саммита украинский премьер Юлия Тимошенко заявила, что переходит в
оппозицию правящему режиму. А самому Виктору Ющенко грозит импичмент в
результате обнародования данных парламентской комиссии по расследованию
коррупции в государственной системе импорта вооружений. Лидер Молдавии Владимир
Воронин готовится к президентским выборам, намеченным на весну будущего
года.
Возможно, именно по этой причине он так и не смог на
пару дней вырваться за пределы солнечной республики. Но, скорее всего, Кишинев
предпочитает строить свои отношения с Россией и другими партнерами по
Содружеству исключительно на двусторонней основе. Неучастие же в неформальном
саммите азербайджанского лидера Ильхама Алиева и президента Туркмении Гурбангулы
Бердымухамедова говорит о том, что Баку и Ашхабад пытаются самостоятельно искать
выход из кризиса – или делают вид, что кризиса, как такового, пока не
испытывают.
Но вот почему пообщаться в кругу друзей не захотел глава
Белоруссии Александр Лукашенко, – это уже из области политических сюрпризов,
причем со знаком минус. Ведь в Боровом "батьку" ждали. До практического запуска
Таможенного союза (ТС) трех государств – России, Казахстана и Беларуси –
остались считанные месяцы. И хотя ТС - это чисто евразийский проект, его
заключение и ввод в действие может послужить примером пусть очень медленной, но
все же идущей интеграции постсоветских государств.
"В рамках создания Таможенного союза завизировано уже 20
документов", – сообщил в ходе встречи с Дмитрием Медведевым хозяин встречи,
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, к марту будут подписаны
еще 12 основополагающих документов с тем, чтобы к началу апреля 2009 года
стороны "могли выйти на создание нормального интеграционного объединения".
"Наконец-то в процессе создания Таможенного союза можно
поставить точку для того, чтобы двигаться на новых началах дальше", – подтвердил
слова своего казахстанского коллеги Медведев.
Столь резво рванувшую вперед "птицу-тройку", похоже,
другим соперникам по СНГ в ближайшее время не догнать. Уж больно разновесные их
национальные экономики. И если такие страны, как Киргизия и Таджикистан, и не
претендуют на лидерство как в СНГ, так и в Центральной Азии, то Узбекистан, в
силу своего демографического, политического, экономического, оборонного
потенциала, всегда стремился и будет стремиться к тому, чтобы занимать в регионе
не меньший вес, чем Казахстан.
Очевидно, что со времени трагических андижанских событий
2005 года, положивших начало возвращению "блудного Ташкента" в число партнеров
России и стран Центрально-Азиатского региона, Узбекистан рассчитывал на нечто
большее, чем простую моральную поддержку Москвой политики его руководства. Но
Россия в регионе четко демонстрирует приоритет по отношению к ближайшему соседу
Казахстану. Например, за неполный год своего президентства Дмитрий Медведев
совершил в Казахстан уже четыре визита. В Узбекистан – пока ни одного.
Но это отнюдь не означает, что Москва не намерена
развивать и углублять политические и экономические связи с Ташкентом. В августе
с рабочим визитом в Узбекистане побывал российский премьер. Кроме чисто
протокольных, при встречах Владимира Путина с узбекским руководством решались и
весьма важные вопросы двусторонних отношений. Речь шла о дальнейшем развитии
сотрудничества в оборонной, атомной сферах, нефтегазодобывающей отрасли, легкой
промышленности. Очевидно, договориться по ряду позиций сторонам все же не
удалось. Отсюда, возможно, и очередное похолодание в отношениях с Москвой, четко
продемонстрированное Ташкентом.
Не очень-то порадовало Каримова известие о том, что
Россия заявила о готовности выделить Киргизии 2 млрд. долл. льготного кредита
под энергетические проекты, главным образом – на строительство в верхнем течении
Сырдарьи каскада крупных ГЭС. Ташкент реально опасается, что с осуществлением
этого проекта зависимость Киргизии от поставок узбекского газа существенно
снизится, одновременно усилится влияние Бишкека в распределении водных богатств
региона. Как стало известно РИА Новости, в начале 2009 года Москва проведет ряд
переговоров с руководством Таджикистана по поводу участия России в строительстве
энергетических объектов в этой республике. Что опять даст повод Ташкенту
почувствовать себя "обойденным".
Скорее всего, игнорирование руководством Узбекистана
ряда последних встреч на высшем уровне в рамках СНГ и других военно-политических
и экономических альянсов говорит о том, что Ташкент таким образом пытается
привлечь к себе внимание. В противном случае Ислам Каримов может пойти на
очередную резкую смену внешнеполитического курса.
"Сейчас мы наблюдаем то, как Ташкент шлет Москве ряд
важных мессиджей, – сказал в интервью РИА Новости заведующий отделом Средней
Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
– Первым был выход Узбекистана из ЕврАзЭС. Второй – неучастие Ислама Каримова в
неформальном саммите в Боровом".
Кстати, последнее дало повод российским аналитикам
говорить о том, что Ташкент намеревается покинуть и ряды Организации Договора о
коллективной безопасности. Как отметил Грозин, за время пребывания в ОДКБ
Узбекистан так и не пожелал полноценно интегрироваться в эту структуру. "Никто
из партнеров по ОДКБ и не ожидал большего, – сказал Грозин. – Уж очень часто и
кардинально Узбекистан – и это подтверждалось новейшей геополитической историей
этого государства – менял свои внешнеполитические приоритеты".
Напомним, Запад крайне негативно воспринял андижанские
события в мае 2005 года. В ответ Ташкент выставил из узбекских квартир натовскую
авиабазу в Ханабаде, нацеленную на Афганистан. Вполне возможно, что вскоре
станет известно о возвращении американцев на некий военный объект в
Узбекистане.
Активизация США в Центрально-Азиатском регионе вызывает
тревогу не только у России. Например, в ходе неформальной встречи в Боровом
Нурсултан Назарбаев выступил с заявлением, которое можно отнести к разряду
сенсаций. В частности, он предложил создать при ОДКБ "некие вооруженные силы,
какое-то объединение, которое бы отвечало за вызовы". Речь идет о создании в
рамках ОДКБ механизма коллективной ответственности за нарушение соглашений о
ненападении. "Конфликт, развязанный Грузией, говорит, что такие соглашения не
работают, потому что у нас нет никаких санкций, у нас нет коллективного ответа
на такие вызовы, – заявил Назарбаев. – Это мы должны сделать в рамках ОДКБ".
"Инициатива президента Казахстана говорит о его
намерении поддержать Россию в политике, направленной на сдерживание внешних
вызовов, – пояснил известный казахстанский политолог, член Экспертного совета
"РИА Новости" Досым Сатпаев. – Будем считать
заявление казахстанского лидера некоторым реверансом Астаны Москве после того,
как Казахстан решительно отказался поддержать Россию в кавказском вопросе".
Впрочем, умением отвешивать реверансы в адрес того или
иного мирового центра силы отличаются все без исключения постсоветские
государства Центральной Азии. В республиках региона это называется
"многовекторностью". Иначе говоря – умением одновременно осуществлять свою
внешнюю политику на нескольких направлениях.
Примечательно, что все пять центральноазиатских
республик стратегическим партнером в своих внешнеполитических концепциях
называют Российскую Федерацию. В те же время весьма успешно строят свои
отношения с другими державами и геополитическими образованиями – США, Китаем,
Евросоюзом, странами арабского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Увы, слишком долго Россия, солженицынским языком
выражаясь, избавлялась от среднеазиатского "подбрюшья", чтобы высвободившуюся
геополитическую нишу кто-то не попытался заполнить своими проектами, делами,
идеологиями. В последние годы Россия пытается отыграть назад и пересматривает
свою центральноазиатскую политику. И демонстрирует намерение вернуться в этот
ключевой регион. Например, последние предложения Москвы помочь Киргизии и
Таджикистану в реализации энергетических проектов – это решительная заявка
Кремля на то, чтобы контролировать проистекающие в регионе, в том числе и
политические процессы. И несколько подкорректировать в сторону Севера
пресловутую многовекторность.
Параллельно тем же самым в центральноазиатских
республиках, посредством сети собственных разномасштабных проектов, занимаются
США. Интенсивно осваивает регион и Китай – методом "тихой" пока
торгово-экономической экспансии. Однако мировой кризис сокращает возможности
лавирования сверхдержав в регионе. Это в полной мере касается и политических
трансакций, и крупного транснационального капитала, стремящегося захватить в
стратегическом регионе новые плацдармы и рынки.
Как известно, в ходе "малого саммита" в Боровом
президенты России и центральноазиатских республик попытались разработать некий
пакет мер, которые они намереваются предпринять в 2009 году для защиты от
последствий мирового экономического кризиса. "Застрельщиками" в этом процессе
выступили Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев, приняв план совместных
действий Казахстана и России на 2009 – 2010 годы. Документ включает в себя 40
масштабных мероприятий, охватывающих весь спектр казахстанско-российского
сотрудничества. "Этот план является конкретизацией общих договоренностей,
которые существуют между нашими странами. Там отражены все существенные позиции,
по которым мы договорились недавно в ходе нашего форума приграничного
сотрудничества, – сказал Медведев перед подписанием документа. – Если мы будем
двигаться по этому плану, я уверен, что мы сохраним те темпы, которые мы набрали
за последние годы. И это очень важно".
|