Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №213(30.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Армения вне кризиса

26.12.08. Ведомости

Мария Цветкова, Алексей Никольский,  Денис Малков

Политические последствия разразившегося экономического кризиса будут не одинаковыми в разных странах СНГ. Больше всего могут пострадать страны, где произошли «цветные революции»

Более развитые и менее изолированные от мира страны СНГ больше всего должны бояться политической дестабилизации, которую вызовет кризис, считают авторы исследования, проведенного фондом «Петербургская политика». По их мнению, текущее развитие кризиса уже позволяет говорить о нескольких группах стран в зависимости от его последствий.

В Белоруссии, Туркмении, Киргизии и Молдавии пока слабо чувствуются как политические, так и экономические кризисные явления.

Напротив, Казахстан, Грузия, Узбекистан и Азербайджан испытывают серьезные экономические трудности, но они не оказывают дестабилизирующего влияния на политическую ситуацию. Из этой группы стран политический кризис очевиден в Грузии, но вызван он не мировой экономикой, а проигранной войной с Россией, считают авторы исследования.

Наконец, в Таджикистане и на Украине экономические трудности подстегивают политическую дестабилизацию. Украинские политики ухватились за кризис как за возможность одолеть политических оппонентов, действуя по рецепту «чем хуже — тем лучше». А лишившийся экспортных доходов из-за падения цен на хлопок и алюминий и, что страшнее, из-за сокращения переводов от работающих в России гастарбайтеров Таджикистан, где еще не преодолены полностью последствия гражданской войны, стоит перед угрозой серьезных потрясений.

Особняком стоит Армения, где не наблюдается каких-либо вызванных кризисом экономических проблем и лишь сохраняется угроза дестабилизации из-за внешнеполитических факторов, связанных с нерешенностью карабахской проблемы.

Политическая ситуация может осложниться не только в Таджикистане, но и в Киргизии после массового возвращения гастарбайтеров из России и Казахстана, говорит эксперт по Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Несмотря на падение цен на экспортные товары, не стоит ожидать вызванной кризисом дестабилизации в авторитарных Туркмении и Узбекистане, заключает он.

Вероятность связанных с кризисом социальных взрывов в странах СНГ политолог Борис Шмелев оценил в 70% в Молдавии, в 65% — в Армении и на Украине и в 30-35% — в Казахстане. Относительная стабильность в Казахстане объясняется терпением, присущим азиатскому менталитету, считает Грозин.

Решать проблемы страны СНГ пытаются за счет внешней помощи. Самый простой путь выбрала Киргизия, экономика которой и в лучшие времена балансировала на грани коллапса, — она обратилась к России за кредитом в $2 млрд, напоминает Сергей Михеев из Центра политических технологий. Серьезные риски существуют и в отношении других стран, в которых прошли «цветные революции», — Украины и Грузии, их экономику на плаву пока поддерживает лишь помощь международных финансовых организаций и Запада.

Вчера Дмитрий Медведев на заседании Госсовета, посвященном политике России в СНГ, заявил, что кризис вынуждает укреплять региональную безопасность. Поскольку это было совместное заседание с Советом безопасности, поручения по его итогам были даны в закрытом режиме.

Сокращение импорта из дальнего зарубежья могут компенсировать совместное освоение природных богатств странами СНГ и общая инфраструктура, продолжал Медведев. Укреплению стабильности в СНГ может способствовать создание в России нового международного финансового центра, причем кризис позволит достичь на этом направлении быстрых результатов. Сейчас есть предпосылки, чтобы ускоренными темпами создать таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии и к 1 января 2010 г. унифицировать таможенный тариф и режим администрирования и даже создать специальные наднациональные органы, заключил президент.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ