Русским в Казахстане хуже всего
26.12.08.
KM.RU
Юрий Филатов
Справка KM.RU «С 1993/1994 учебного года по 1999/
2000 учебный год количество школ (в Казахстане) уменьшилось на 450, ? из
них – школы с русским языком обучения». «С 2001 по 2006 гг. в
Казахстане было закрыто 303 школы с русским языком обучения, идет
последовательный процесс вытеснения русского языка из сферы образования. В
«Концепции расширения сферы функционирования государственного языка, повышения
его конкурентоспособности на 2007–2010 годы» говорится, что «…необходимо
преодолеть существующую диспропорцию в подготовке специалистов на
государственном и русском языках…». (Из аналитического материала председателя
Казахстанской Ассоциации учителей русских школ Н. Вдовиной «Русский язык в
Казахстане. Обзор ситуации»)
Во внешней политике Казахстана происходят серьезные
процессы, которые можно назвать «эрозией многовекторности», с тревогой пишет
сегодня российская «Трибуна». В Астане выбирают стратегического партнера, и не
факт, что им останется Москва.
На первый взгляд, отмечает издание, все нормально –
программа сотрудничества Казахстана и России на 2007–2008 годы фактически
выполнена. Несмотря на трудный год, взаимная торговля за 10 месяцев выросла
на 24% и уже превышает $17 млрд. По итогам прошедшего недавно
российско-казахстанского саммита подписан план совместных действий Москвы и
Астаны на два ближайших года. В нем – 40 конкретных мероприятий в различных
областях: политике, экономике, ТЭКе, космосе, транспорте, военной, научной и
гуманитарной сферах. Все, кроме важнейшего направления – внешней политики.
Дмитрий Медведев прокомментировал этот
документ так: «Если мы будем двигаться по этому плану, я уверен, что мы сохраним
те темпы, которые мы набрали за последние годы».
Осторожность оценок российского президента вполне
понятна, отмечает «Трибуна», и для сдержанности есть весомые причины. В ходе
регулярных встреч Путинаи Медведева с Назарбаевымпостоянно ставятся новые рубежи по
сближению наших стран, но затем интеграция России и Казахстана словно
наталкивается на незримые тормоза. Так, на недавнем саммите ЕврАзЭС (по
инициативе казахстанской стороны) из пакета документов для подписания было снято
важное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. А предложение Москвы
использовать рубль в качестве резервной валюты в СНГ было с прохладцей
воспринято казахским премьером Каримом
Масимовым, который на днях посетил Москву – мол, это «длительная
перспектива».
Экспертов по Центральной Азии часто спрашивают: как
соотносится политика «многовекторности» Казахстана с курсом на союз с Россией?
Не будет ли наша интеграция идти по формуле «два пишем, три в уме»? Не получится
ли так, что отношения между двумя нашими странами станут лишь дымовой завесой, а
реальные интересы Астаны направятся в три другие стороны – США, Китай и ЕС. А
иначе как связать с планами на десятилетие вперед, которые президенты двух стран
обсуждали на последнем двустороннем саммите, укрепляющееся стратегическое
сотрудничество Казахстана с Китаем? И почему государственная программа «Путь в
Европу» все чаще называется новой повесткой дня для современного Казахстана? И
как расценивать стремление Астаны одновременно быть военным союзником ОДКБ и
НАТО? Что стоит за спешным предоставлением американским самолетам запасного
аэродрома в Алма-Ате? Или начальник российского Генштаба недавно просто пошутил,
говоря о будущих базах США в Казахстане?
Казахстанские эксперты, продолжает издание, уже так
говорят об отношениях между Россией и Казахстаном: «Неизбежным представляется
то, что в перспективе могут возникать конфликты интересов сторон». Сегодня
«частные взгляды» экспертов и труды штатных аналитиков трансформировались в
новый проект Концепции внешней политики РК, где России будет отводиться куда
более скромная роль.
Такой поворот в сторону от России, отмечает издание,
поддерживает влиятельная группа в верхушке казахстанской номенклатуры, желающей
сохранить свои привилегии, деньги и власть после возможного ухода Назарбаева.
Сегодня те, кто считают (или уже назначил!) себя его преемниками, видят гарантом
своего благополучия страны Запада, а кое-кто – и Китай. Видимо, в будущем году
придется признать, что Москва явно поторопилась со своей уверенностью в
пророссийском курсе политики ключевых стран Центральной Азии – Казахстана и
Узбекистана.
KM.RU попросил прокомментировать эту точку зрения
эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова:
— За исключением последнего предложения я могу
согласиться с этой версией. Но не совсем правильно, на мой взгляд, расставлены
акценты.
С моей точки зрения, Казахстан ВСЕГДА проводил
многовекторную политику. И потому «эрозии» этой политики как таковой сейчас нет.
Многовекторная политика – это политика лавирования между крупнейшими центрами
внешней по отношению к Казахстану силы. Т.е. это Россия, это Китай, это
мусульманский мир. И – после распада Советского Союза – это игроки,
расположенные очень далеко от Казахстана — это, прежде всего, Соединенные
Штаты. Европейский союз – в гораздо меньшей степени.
Нынешняя казахская политическая элита пришла к власти
еще до распада СССР — напомню, что Назарбаев стал председателем республиканского
правительства в 1986 году, затем, в 1990-м году, возглавил республиканскую
компартию, что тогда было равноценно президентскому посту.
Нынешняя политика Казахстана – это, несомненно,
этнократическая политика. В качестве доказательства я могу вам привести пример
из не совсем афишируемого мониторинга, который провел среди наших
соотечественников в постсоветских странах по заказу МИД России Институт стран
СНГ, возглавляемый Константином Затулиным.
Мониторинг проводился в конце 2006 года, через год, осенью 2007 года,
его материалы были опубликованы в виде 400-страничной книги, но почему-то так и
не получили широкого распространения.
А эти материалы очень любопытны по отношению к
Казахстану. Оказалось, что как раз в этой стране наибольший процент наших
соотечественников (в сравнении с другими странами СНГ), которые настроены на
переезд в Россию. Таковых в Казахстане оказалось более половины опрошенных
соотечественников. Поразительно, но в других странах СНГ — в ситуации, где,
казалось бы, гораздо более критическая обстановка по отношению к нашим
соотечественникам, даже там, где были военные действия – и все равно процент был
меньше. А это говорит о многом – нашим соотечественникам в Казахстане (власти
которого формально провозглашают, что в стране нет никакой почвы для
межнациональных трений), оказывается, приходится еще хуже, чем в любой другой
стране СНГ.
Стоит напомнить и о том, например, как в начале и
середине 1990-х казахская элита искусственно не пускала в Казахстан российский
бизнес. Хотя в эти годы тем же западным компаниям были распроданы – зачастую за
бесценок – многие национальные богатства Казахстана. Лишь бы не пустить к себе
Россию. Тем временем подрастает новое поколение казахстанской элиты. И следующий
президент Казахстана будет, несомненно, еще большим националистом, чем Нурсултан Назарбаев.
|