Страна.ru, 8 апреля 2002 Общее информационное пространство стран СНГ может возникнуть в Интернете
Вопросы формирования общего
информационного пространства в странах СНГ в последнее время становятся все
более и более актуальными. Взаимоотношения стран бывшего СССР выходят на новый
уровень - это очевидно. Об этом, в частности, свидетельствуют последние шаги
навстречу друг другу в крайне политизированной сфере - добычи, транзита и
продажи газа. Совершенно очевидно, что у наших государств много
общеэкономических интересов. В последнее время много говорят и о сотрудничестве
в других сферах.
Среди множества проблем, которые надо
решить на пути интеграции стран СНГ, в частности на встрече глав государств
Содружества в Алма-Ате, руководители стран СНГ отмечали и вопросы, связанные с
формированием общего информационного пространства и освещения интеграционных
процессов в СМИ.
Несмотря на то, что в 1996 году была
принята Концепция формирования информационного пространства СНГ, на сегодняшний
день о едином информационном пространстве в Содружестве говорить пока рано.
С самого начала образования СНГ
предпринимались попытки создать межнациональную, межгосударственную
телевизионную службу. Это привело к созданию телерадиокомпании "Мир", которая
укрепила свою материальную базу за счет всяких льгот и привилегий, взносов
государств-участников, и прежде всего России. Однако эта телекомпания, получив
эфир в сетке 1-го канала, со временем утратила его. "Потеряла свое место в сетке
программ эта телекомпания главным образом по той причине, что программы "Мира"
не отличались глубиной и содержательностью, а сводились к ностальгическим и
лакированным передачам, - считает директор Института стран СНГ Константин
Затулин. - В рамках межнациональной, межгосударственной программы "Мир"
оказалось невозможным обсуждать содержательные вопросы. Потому что по
содержательным вопросам в жизни СНГ у разных участников СНГ разные мнения. И на
многонациональной и межгосударственной основе любая попытка одну точку зрения
предпочесть другой вызывает резкое отторжение. Это была и остается главная
проблема внутри СНГ, и в судьбе этой конкретной компании, как в капле,
отразилась вся гамма проблем, существующих у общего информационного
пространства, которое сокращается, как шагреневая кожа".
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что
ограниченное бюджетное финансирование не позволяло "Миру" привлекать к
межгосударственным проектам ярких телевизионных ведущих и хороших телевизионных
менеджеров. Сейчас в РФ этой телекомпании представляет эфир дециметровый
телеканал "АСТ-Прометей", и то всего для одной программы в неделю, а в странах
СНГ - несколько не самых влиятельных телеканалов.
Главную роль до недавнего времени на
информационном пространстве СНГ играли российские СМИ, и прежде всего
телеканалы. Но постепенно многие бывшие республики СССР стали сокращать время их
трансляции на своих территориях. В последнее время российские каналы стали
закрываться в Украине и Казахстане, а в некоторых государствах российские
телеканалы уже давно не транслируются, что приводит к естественному сокращению
общего информационного пространства. "Вопрос общего информационного пространства
- это вопрос признания или непризнания, прежде всего, русского языка, - считает
Константин Затулин. - Хочу напомнить, что русский язык общеупотребителен во всех
странах СНГ, но только в Белоруссии он является, наряду с белорусским,
государственным языком, а в Киргизии у него есть статус официального языка. В
некоторых других государствах русский язык упомянут в Конституции, но или как
язык нацменьшинств, или как язык, на котором допустимо общение. Это значит, что
Конституции этих государств признают, что многие в стране люди-то все равно
разговаривают на русском языке. Но многие страны СНГ не учитывают этого в своей
образовательной и информационной политике". Поэтому сегодня в новых независимых
государствах с большой подозрительностью относятся к трансляции на своей
территории российских телеканалов. Например, сегодня в Украине российские
телеканалы принимаются, в основном, только на спутниковые тарелки или по
кабельному телевидению. В СНГ существует целая сфера бизнеса, когда коммерческие
компании зарабатывают на трансляции российского телевидения в кабельных сетях. У
российских каналов тоже есть свои экономические интересы - для того, чтобы
транслировать их программы, операторы других стран должны оплатить
соответствующие лицензии. Это также приводит к сокращению общего информационного
пространства, потому что далеко не все кабельные операторы готовы заплатить
требуемую сумму.
А между тем тема российских СМИ в
отношениях между странами - участниками СНГ очень важна, она, к тому же, тесно
связана и с интересами русских меньшинств, и с интеграционными процессами. В
странах СНГ проживает около 20 млн русских, российские СМИ - связь этих людей с
метрополией. От СМИ, вещающих в стране, во многом зависит также желание граждан
этого государства сотрудничать с Россией.
На информационном поле стран СНГ
присутствуют некоторые российские печатные СМИ. "Комсомольская правда",
"Аргументы и Факты", "Московский комсомолец" и некоторые другие выходят в этих
странах со специальными вкладками, посвященными жизни этого региона.
Но в последнее время становится очевидным,
что для полноценного информационного обмена между странами и поддержки
интеграционных процессов нужно создание именно межгосударственных медиапроектов.
К тому же, это больше соответствует духу и букве Концепции формирования
информационного пространства СНГ 1996 года. "Я думаю, опускать руки и оставлять
попытки создания межгосударственных СМИ, не стоит, - говорит Константин Затулин.
- Если говорить о телевизионном бизнесе, он настолько финансовоемкий, что из-за
постоянной конкуренции программы межгосударственной телекомпании вроде "Мира",
которая имеет свои специфические недостатки, выпадают из эфира". Буксует также и
телевизионный проект Союзного государства России и Белоруссии: у Союза не
хватает средств для создания своего телевидения. А о создании телевизионного
проекта типа "Евроньюс" даже говорить не приходится.
"Существуют также попытки создать
межгосударственные печатные СМИ. Но, к сожалению, эти издания недостаточно
представительны, и тираж их мал, впрочем, они далеко не всегда доживают до
третьего или второго номера. Это лишний раз свидетельствует о том, что у нас
пока нет устойчивых оснований для создания полноценных дорогостоящих печатных
изданий в масштабах всего СНГ, - считает Константин Затулин. - Совсем другая
ситуация в области Интернета: сеть позволяет проникать через границы и через
всякого рода национальные или межгосударственные барьеры. Интернет явно может
быть союзником в деле продвижения интеграционной политики стран СНГ, а также
сохранения русскоязычного читателя и зрителя".
По мнению экспертов, достаточно успешным
можно считать интернет-проект "Газета СНГ": по рейтингам Рамблера, он устойчиво
занимает 24-25-е место в рубрике "Политика", а также 18 место в рейтинге Mail.ru
среди информационных агентств. Как недостаток проекта можно отметить небольшой
объем информации и ее сугубо политический и официальный характер. К тому же, как
заметил на днях заместитель председателя ВГТРК Андрей Быстрицкий, куратор
проекта "Евроньюс" с российской стороны, последние опросы, проведенные в странах
СНГ, в частности в Белоруссии, показывают, что аудитории этих государств имеют
различные интересы и предпочтения, поэтому с каждой из них "лучше работать
адресно". Если применить этот принцип в Интернете, то, возможно, следовало бы
пойти по пути создания целой сети сайтов.
|