Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №50(15.04.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

1 апреля в Кишиневе состоялись массовые выступления радикальной оппозиции, которые вылились в попытку государственного переворота. Участники т.н. “Великого Национального Собрания” (так провозгласили свое собрание лидеры ХДП) в ультимативной форме потребовали отставки всего руководства Молдовы. Это требование они включили в принятую резолюцию “О ликвидации коммунистической диктатуры и восстановлении плюралистической демократии”. По оценам МВД, в собрании приняли участие ок.15 тыс. человек, оппозиция называет цифру в сто тысяч.

2 апреля министерство иностранных дел Республики Молдова направило во вторник посольствам России и Украины, а также миссии ОБСЕ в Молдове устную ноту, в которой, в частности, говорится: “После вооруженного конфликта 1992 года власти приднестровского региона Предприняли ряд незаконных попыток дестабилизировать ситуацию в зоне безопасности. Эти действия, в частности, проводились для устрашения и принудительного повиновения населения сел, находящихся под юрисдикцией правовых органов Республики Молдова, путем прекращения подачи в эти населенные пункты природного газа и электроэнергии, установления таможенных и пограничных постов, попытки лишить крестьян земли. Еще в 1999 году власти левобережья издали указ о последующей реорганизации аграрных и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса "приднестровской молдавской республики", в соответствии с которым земли упомянутых населенных пунктов объявлялись собственностью Приднестровья, а их бывшие владельцы в обязательном порядке должны были заключить с властями "пмр" договоры об аренде этих земель. Благодаря быстрому и решительному вмешательству стран-гарантов и миссии ОБСЕ, тогда удалось аннулировать указ и предотвратить нарастание напряженности в зоне безопасности. Новая провокационная акция была предпринята приднестровским руководством 21 марта 2002; она приняла форму приказа о наложении ареста на 5173 гектара сельскохозяйственных земель крестьянских хозяйств сел Кочиерь, Моловата Ноуэ, Дороцкая, Кошница, Пырыта с последующим распределением этих земель агрохозяйствам “пмр”.

В критический момент Кишинев идет на новое обострение с Тирасполем, а не с прорумынской оппозицией

Министр иностранных дел также подчеркнул, что в документе особо оговорена роль русского языка в Молдове.

3 апреля Президент Молдовы Владимир Воронин назвал требования оппозиции необоснованными. Выступая в прямом эфире Национального телевидения по случаю годовщины своего избрания на пост президента, глава государства заявил, что "нет оснований для отставки правительства, которое добилось хороших результатов в форс-мажорных условиях работы". "С какой стати создавать коалиционное правительство?! За отставку кабинета министров стоят те, кто недовольны работой властей по наведению порядка в стране. Они хотят и дальше ловить рыбу в мутной воде", - заявил Воронин. Он сказал, что требования участников акций протеста невыполнимы, так как "такие вопросы на улице не решаются, а только в рамках действующего законодательства". "Они (оппозиция) используют старые, недемократические методы. Своими акциями они не дают людям нормально работать и отдыхать. Мы прекрасно знаем, чей заказ выполняет Юрий Рошка и кто дергает за ниточки", - подчеркнул президент. Он сказал, что Думитру Брагиш и возглавляемая им парламентская фракция "присоединилась к требованиям Рошки, потому что за ними стоит один и тот же патрон". По его словам, центристские партии сейчас хотят взять реванш, так как на выборах прошлого года "политический центр провалился". "В парламент прошло лишь несколько этих ребят-комсомольцев - Брагиш и другие", - сказал Воронин. Следующую часть своего выступления Воронин посвятил критике Приднестровья и вновь заявил о намерении установить молдавские посты на украино-приднестровской границе.

3 апреля. Премьер Василий Тарлев выразил готовность зарегистрировать Бессарабскую митрополию Румынского патриархата, но только после того, как решение Европейского суда по правам человека будет подвергнуто экспертизе.

4 апреля руководство Республики Молдова обратилось к председателю Комитета министров Совета Европы с просьбой направить в Кишинев в срочном порядке группу наблюдателей для мониторинга последних событий.

"Руководство Республики Молдова планирует меры по преодолению нынешней кризисной ситуации. В этих напряженных условиях не исключены определенные инциденты, которые могут привести к жертвам", - указывается в послании, подписанном президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным, спикером Парламента Евгенией Остапчук и премьером Василе Тарлевым, адресованном председателю Комитета министров Совета Европы.

Указанные три высокопоставленных чиновника отмечают, что "на протяжении трех месяцев в столице Республики Молдова проходят несанкционированные уличные манифестации, дестабилизирующие общественно-политическую ситуацию во всей стране". Как отмечается в послании, организаторы акций протеста - депутаты от Христианско-демократической народной партии - "преследуют цель устранить от власти нынешнее руководство Республики Молдова".

5 апреля Группа оппозицционных деятелей, именующая себя “Национальным советом по защите демократии” обратилась к европейским и международным организациям по защите прав человека с призывом занять определенную позицию относительно отклонения коммунистического правления Республики Молдова от демократических норм и оказать незамедлительное содействовие в защите демократии в РМ, - говорится в Заявлении Национального совета по защите демократии, образованного Национальный Совет по Защите Демократии обращается к гражданам Республики Молдова с призывом поддержать требования Великого Национального Собрания от 31 марта 2002 года и присоединиться к демократической оппозиции в ее категорическом протесте против коммунистической диктатуры. Следует отметить, что при “диктатуре” крупнейшие интернет-ресурсы Молдовы контролируются структурами, связанными с фондом Сороса.

11 апреля. Неизвестные установили взрывное устройство у дверей здания редакции газеты "Коммунист", являющейся печатным органом правящей Партии коммунистов Молдовы.

Как сообщили в пресс-службе столичного комиссариата полиции, взрыв прогремел в час ночи. Он был небольшой силы и лишь незначительно повредил входную дверь и крыльцо. Охранник находился внутри здания и от взрыва не пострадал. Когда он выбежал на улицу, там уже никого не было. Правоохранительные органы считают, что акция совершена из хулиганских побуждений. По мнению специалистов, взрыв был произведен с помощью дистанционного управления, однако они затрудняются назвать тип взрывного устройства. Не исключено, что оно было самодельным. Мажоритарная фракция Партии коммунистов выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность акциями фашистского и экстремистского характера, прошедшими в Молдове в последнее время.

12 апреля Верховный комиссар ОБСЕ по делам меньшинств Ральф Экеус в ходе своего визита в Кишинев заявил, что "меры, направленные на защиту и продвижение идентичности одной этнической группы, не должны представлять опасность для других". Как отмечается в сообщении службы по связям с общественностью Миссии ОБСЕ в Республике Молдова, Верховный комиссар провел ряд встреч с молдавскими официалами, парламентариями и представителями национальных меньшинств. Согласно цитируемому источнику, в качестве примера Ральф Экеус подчеркнул значение изучения государственного языка всеми гражданами, "не в ущерб возможности использования языков национальных меньшинств". Верховный комиссар ОБСЕ обещал и впредь поддерживать проекты, призванные помочь представителям национальных меньшинств выучить румынский язык.

Ральф Экеус выразил обеспокоенность по поводу ситуации отдельных школ в Приднестровье, "которые испытывают трудности в процессе обучения на государственном языке на латинской графике". В этой связи представитель ОБСЕ выразил солидарность с учителями и родителями, права которых ущемляются, и высоко оценил гуманитарную помощь, предоставленную этим школам Верховным комиссариатом Объединенных Наций по делам беженцев. Таким образом комиссар ОБСЕ продемонстрировал двойные стандарты. Его не возмущает проблемы русского языка, он пытается нарушить нормальный правовой гуманитарный порядок, существующий в Приднестровье, где мирно развиваются три языка - русский, украинский и молдавский. Следует отметить, что молдавский язык многие века развивался на кириллическом алфавите, латиница стала насаждаться только в середине 19 века.




О внутриполитической ситуации в Молдове

Кирилл Фролов

В последние дни резко обострилась внутриполитическая ситуации в республике Молдова. Поводом к массовым выступлениям против президента Воронина стало исчезновение 21 марта одного из лидеров оппозиции депутата Христианско-Демократической Партии Влада Кудрякова. Радикальная оппозиция немедленно обвинила в исчезновении Кудрякова “коммунистическую власть”. Эта схема поразительно напоминает украинское “дело Гонгадзе”, когда в убийстве оппозиционного журналиста был обвинен человек, менее всего в этом заинтересованный - президент Кучма. Дальнейшие события развивались по украинской схеме: годовалой давности убийство оппозиционера стало поводом для беспорядков и попытке государственного переворота, устроенных прорумынской оппозицией.

31 марта в Кишиневе начался митинг, названный “Великим Национальным Собранием”, участники которого в ультимативной форме потребовали отставки всего руководства Молдовы- президента, правительства, руководства Генеральной Прокуратуры, Государственной компании "Телерадио-Молдова" и всех остальных государственных структур, руководители которых назначаются парламентом Это требование является основным пунктом принятой на митинге резолюции “О ликвидации коммунистической диктатуры и восстановлении плюралистической демократии”. В документе констатируется, что на протяжении года правящая в Молдове Партия коммунистов "допустила множество злоупотреблений, которые привели к ограничению основополагающих прав и свобод граждан, установлению цензуры в прессе, многочисленным нарушениям прав человека". Оппозиция требует, чтобы все 101 депутат парламента написали заявление о сложении с себя депутатских полномочий. После принятия отставки руководителей структур государственной власти президенту предлагается назначить дату проведения досрочных парламентских выборов и сложить с себя президентские полномочия. В случае невыполнения этих требований участники Великого Национального собрания оставляют за собой право начать бессрочные акции протеста и гражданского неповиновения.

Одновременно с организацией массовых беспорядков предпринимаются акты внешнего давления на руководство Молдовы. 3 апреля коллегия Европейского суда по правам человека (ECHR) отклонила протест правительства Молдавии по делу т.н. “Митрополии Бессарабии”-маргинальной раскольнической структуры Румынского патриархата и бухарестской политической ориентации, насчитывающей несколько десятков человек (опять напрашивается аналогия с украинскими раскольническими группировками). Как известно, в конце прошлого года Eвропейский суд вынес решение, согласно которому своим отказом зарегистрировать митрополию Бессарабии правительство Молдавии нарушило права граждан-сторонников этой митрополии, созданной в рамках Православной церкви Румынии. Суд обязал правительство Молдавии выплатить в качестве возмещения морального ущерба митрополии Бессарабии 27 тысяч евро.В начале февраля правительство воспользовалось своим правом опротестовать решение в Коллегии суда. Кабинет министров аргументировал свою позицию тем, что дело Митрополии Бессарабии является сугубо религиозным конфликтом, который должен решаться путем переговоров между Русской и Румынской Православными Церквами.

В ответ на действия оппозиции парламент Молдовы лишил троих организаторов “Великого Национального Собрания”, депутатов ХДП, Виорела Присекару, Валериана Килата и Еуджена Гырле парламентской неприкосновенности. Президент Воронин назвал действия оппозиции необоснованными и пригласил наблюдателей ОБСЕ. По сообщению агентства “РИА-Новости”, члены делегации ОБСЕ, прибывшие в Кишинев, делали заявления о том, что в России и на Украине есть силы, не заинтересованные в разрешении конфликта и что, в связи с этим, необходимо ввести в регион миротворческие силы Германии и Франции. Это заявление является голословным обвинением России, которая выводит свои войска в ущерб собственным интересам. Это заявление еще раз доказывает, что следствием вывода российских войск будет немедленное и полное вытеснение ее из региона. Представитель ОБСЕ г-н Ральф Экеус продемонстрировал и двойной стандарт по отношению к ПМР, заявив о чинимых, якобы, препятствиях в изучении молдавского языка на латинской графике. Эмиссар ОБСЕ, в случае объективного подхода, должен был бы отметить демократические достижения Приднестровья, где, в отличие от Молдовы и Украины, свободно развиваются три языка - русский, молдавский и украинский. Данные заявления свидетельствуют, что европейские организации не объективно подходят к гуманитарным вопросам. Следовательно, только российское военное присутствие и свободный доступ к российскому гражданству являются гарантией прав русскоязычного населения.

Наиболее вероятным представляется следующее развитие ситуации:

Миссия ОБСЕ принуждает Воронина к переговорам с оппозицией. В результате происходит мирная передача власти по образцу “восточноевропейских революций” 1988-90 годов и Молдова окончательно уходит из сферы влияния России. Вместо адекватных действий по защите своих интересов Россия продолжает политику невозвращаемых авансов президенту Воронину. Последний пример тому ратификация 5 апреля 2002 года Госдумой “базового политического договора с Молдовой”, которая осуществлена столь спешно как очередной акт поддержки молдавского президента. Этот шаг Госдумы, в действительности, мало влияет на внутриполитическую ситуацию в Молдавии, однако, утверждая ее территориальную целостность, по сути, выбивает правовую подпорку из-под Приднестровской молдавской республики.

В случае более чем вероятной смены руководства Молдовы этот шаг может повлечь необратимые последствия для России. Несмотря на оговорки о гарантиях Москвы “политического решения проблемы Приднестровья”, в случае окончательного утверждения этого договора любая власть в Кишиневе будет иметь “неоспоримое” основание для ликвидации Приднестровской Республики. В случае вывода российских войск, в условиях двойных стандартов европейских организаций это станет “делом техники”. Поразительно, что Договор с Молдовой, утверждающий ее “территориальную целостность”, ратифицируется в то время, когда в Европе апробируются новые формы конфедеративного устройства. В этой связи примером для решения молдаво-приднестровской проблемы может стать документ о создании государства “Сербия-Черногория”.

В связи со сложившейся ситуацией представляются необходимыми следующие шаги.

    1. Обусловить подписание Президентом России договора с Молдовой прямыми переговорами президентов Молдовы и Приднестровья Владимира Воронина и Игоря Смирнова при российском посредничестве.

    2. В связи с обострением ситуации в Молдове приостановить вывод ОГРВ из региона.

    3. Добиваться от руководства Молдовы бескомпромиссной позиции по вопросу регистрации т.н. Бессарабской митрополии


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ