"Белорусская газета", №14, 8 апреля 2002 Беларусь сделала ставку на мусульманский факторЯ.Романчук
Легко на шее от жизни дешевой
Итоги экономического развития Беларуси и
России, ход подготовки к очередным президентским посланиям парламентам своих
стран показывают, что наши страны уверенно удаляются друг от друга. Россия все
больше стремиться идти за цивилизованным миром, ориентируясь на ЕС, ОЭСР и ВТО,
а Беларусь почему-то сделала ставку на южный мусульманский фактор, предпочитая
иметь дело с Ираном, Ираком и Ливией. Владимир Путин с уважением относится к
ОБСЕ, Совету Европы, Всемирному банку и МВФ. Александр Лукашенко никак не
решится выгнать миссию ОБСЕ из Минска и не слушает “докторов из Международного валютного фонда, прописывающих
лекарства, которые опаснее самой болезни”.
Путин понимает, что без продолжения
судебной реформы, гарантирования реальной независимости судебной власти, защиты
прав собственности ни экономический рост, ни привлечение инвестиций, ни
социальная защита невозможны. Лукашенко хотел бы, чтобы ему присягу давали не
только военные, но и все судьи, ну а о “защите прав собственника” говорит хотя
бы подписанный им Налоговый кодекс, который в очередной раз легализует
конфискацию имущества без суда и следствия.
Путин соглашается на сокращение налогов,
осознавая, что малый и средний бизнес должен составлять основу российской
экономики, что стране нужны демонополизация и отстраненность структур власти от
экономических интересов олигархов. Лукашенко уповает на удобное для
госрегулирования крупнотоварное производство, госплановские методы управления и
директивное распределение инвестиций, сырья, товаров и прибыли через
государственные предприятия.
Лукашенко, в отличие от своего визави, и
слышать не хочет о раздаче земли в частную собственность фермерам, оставаясь
ярым приверженцем дела коммунизма.
Эту фразу из творений Иосифа Сталина
(“Сочинения”, том 11) можно уверенно включать в предстоящее президентское
послание: “Основной лозунг партии - “обопрись на
бедноту, устраивай прочный союз с середняком, ни на минуту не прекращай борьбу с
кулачеством”… Чтобы ликвидировать кризис, надо было... выкачать из деревни
денежные излишки, используя для этого законы о самообложении, крестьянском займе
и борьбе с самогоном”. Надо только слово “партия” поменять на “администрация
президента”, а “кулачество” - на “предприниматели”. Как два столь разных
президента могут руководить союзным государством на ротационной основе?
Правильно, не могут и не руководят, потому как самого единого и неделимого союза
просто нет.
В экономике разница особенно ощутима.
Оправдывая белорусскую модель развития, Лукашенко ссылается на научные
исследования нобелевских лауреатов в области экономики - Стиглица, Акерлофа и
Спенса. Оказывается, “они в своих работах доказывают
наибольшую эффективность не чисто либеральной модели развития (рыночной, как мы
говорим), а необходимость самого активного регулирования государством рыночных
процессов. Вдумайтесь, что произошло. Сегодня Нобелевскую премию присуждают за
то, что мы с вами начали делать семь лет тому назад”. Наверняка
профессиональной репутации каждого из этих ученых был бы нанесен непоправимый
ущерб, если бы они признали экспериментальную реализацию своих идей в
Беларуси.
Оскорбляет Лукашенко и шведов, заявляя,
что строит свою экономику по этому образцу. Раз уж мы такие немецко-шведские, то
почему же в приватизации крупных предприятий Беларуси нефтехимического и
машиностроительного комплекса не участвуют компании из этих стран? Почему объем
иностранных инвестиций в Беларуси - почти самый низкий в СНГ? Известно, что
Швеция имеет очень высокие кредитные рейтинги, свободную торговлю, очень гибкий
рынок труда и практически полную интернетизацию страны. Раз у них, как у нас, то
почему же к нам не идут инвестиции?
Лукашенко отвергает российскую модель,
считая ее бесперспективной и антисоциальной, объясняя все успехи России
природными факторами. Но, по оценкам экспертов международного рейтингового
агентства Fitch, Россия стала одной из наиболее
успешно развивающихся стран по макроэкономическим показателям. В 2001г.
инвестиции в основной капитал в России увеличились на 8,2% (в Беларуси -
снизились). В декабре 2001г. агентство Standard &
Poor’s повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги России в местной
и иностранной валюте с “В” до “В+”. Беларусь же вообще не имеет рейтинга.
Свыше 60% инвестиционных расходов России в
2001г. формировались частным сектором. В Беларуси же более 70% инвестиций
осуществляет государство, и ни шведы, ни немцы, ни американцы не стоят в очереди
на приобретение акций белорусских предприятий.
Российский индекс РТС в 2001г. оказался
одним из самых доходных в мире. В Беларуси фондового рынка как такового просто
нет.
Беларусь и Россия не просто разные - они
чуть ли не прямо противоположны по содержанию социально-экономической политики,
которые ни “унификации”, ни “гармонизации” на компромиссной основе не
подлежат.
Пора бы закончить затянувшиеся
интеграционные имитации и приступить к реальным реформам в экономике. В рамках
избранной модели поведения Лукашенко в этом не заинтересован. На это может пойти
только тот человек, который имеет реальный рейтинг доверия населения в 70% и
политическую волю рассматривать Беларусь как суверенное государство. У Путина
первый необходимый фактор присутствует. О наличии второго мы сможем убедиться 12
апреля на встрече глав государств России и Беларуси.
|