ЗАКАВКАЗЬЕ
Хроника
28 марта. Министр обороны Грузии Давид
Тевзадзе сказал, что "грузинская сторона не имеет к терактам в Абхазии никакого
отношения”. Он опроверг публикации некоторых СМИ о начатых мероприятиях по
мобилизации грузинских войск. "Есть лишь информация о переводе на определенный
усиленный режим несения службы 58-й армии Минобороны России, которая
дислоцируется по периметру северной грузинской границы". По его словам, в Грузии
наблюдают за этим процессом, и, "если он будет доведен до какой-то критической
точки, то с помощью внешнеполитического ведомства с российской стороной будут
проведены соответствующие консультации".
28 марта. Как заявил министр обороны РФ
Сергей Иванов, "последние события в Грузии могут отразиться на сроках вывода
российских военных баз с территории этой республики". Т.е. обострение обстановки
в Абхазии и Грузии в целом, появление спецназа США могут повлиять на ход
переговоров о сроках вывода российских военных баз с грузинской территории.
Министр отметил, что "Закавказье является одним из приоритетных направлений
внешней политики России…Закавказье от нашего Северного Кавказа не оторвешь". По
его словам, "определенные превентивные меры (в отношении обострения обстановки в
Закавказье) принимаются не только Вооруженными силами, но и всем силовым блоком
России…Никто нам не простит, если мы окажемся застигнутыми здесь врасплох".
30 марта. На встрече с секретарями Советов
безопасности "четверки" в Сочи президент России В. Путин высказался за
расширение взаимодействия стран "кавказской четверки" (Азербайджана, Армении,
Грузии и России) в деле борьбы с терроризмом. В.Путин отметил обеспокоенность
России ситуацией в зоне грузино-абхазского конфликта. "Необходимо предотвратить
возобновление боевых действий в этом районе - в непосредственной близости от
границ России".
1 апреля. По высказываниям официального
представителя МИД Грузии Кахи Сихарулидзе, назначение президентом РФ специальным
представителем по вопросам грузино- абхазского урегулирования первого
заместителя министра иностранных дел РФ Валерия Лощинина в Тбилиси восприняли
позитивно. В свою очередь глава МИД Абхазия Сергей Шамба отметил, что назначение
Валерия Лощинина спецпредставителем президента России в грузино-абхазском
урегулировании "вселяет новые надежды".
1 апреля. На пресс-конференции 28 марта
зампомощника министра обороны США Майра Рикардел сказала, что США предоставят
помощь “для усиления военно-морской мощи по обеспечению морских границ
Азербайджана”. 1 апреля. Э.Шеварднадзе призвал абхазское руководство к
компромиссам, "без которых решить проблему Абхазии не удастся". По его словам, в
случае отказа, Совет Безопасности ООН вернется к рассмотрению абхазской проблемы
"уже в совсем другом контексте и примет совершенно иные решения", причем "какие
это могут быть решения, отлично знают как в Сухуми, так и в Тбилиси".
2 апреля. Представители грузинской и
абхазской сторон подписали в Тбилиси протокол о выводе из Кодорского ущелья
подразделений Минобороны Грузии. Стороны также договорились о возобновлении
регулярного патрулирования этого региона силами российских миротворческих сил и
военных наблюдателей ООН. По протоколу вывод грузинских войск из Кодорского
ущелья должен завершиться до 10 апреля.
2 апреля. Председатель Верховного совета
Абхазской автономной республики (Тбилиси) Тамаз Надарейшвили заявил вчера, что
если до 1 августа не произойдут серьезные изменения в ситуации вокруг Абхазии,
грузинские партизанские формирования, действующие в Гальском районе, "больше не
будут ждать".
3 апреля. Пресс-секретарь первого
президента Армении Левона Тер-Петросяна заявил, что слухи о возвращении
экс-президента в большую политику являются вымыслом.
3 апреля. В рамках программы НАТО
"Партнерство во имя мира" в Тбилиси открылся четырехдневный семинар военной
разведки. Как сообщили в министерстве обороны Грузии, семинар для 25 грузинских
военных проводят четверо представителей Объединенного юго-центрального
командования НАТО. Цель семинара - улучшение навыков военной разведки для
грузинских военнослужащих, а также углубление сотрудничества между Грузией и
НАТО. В Тбилиси находится с визитом командующий Объединенного юго-центрального
штаба НАТО Николаус Катагас.
3 апреля. Выступая на заседании кабинета
министров, Э.Шеварднадзе заявил, что намерен в ближайшее время отправить
правительство в отставку, если в течение двух месяцев министры не добьются
“реальных сдвигов в борьбе с коррупцией и кардинально не улучшат работу во
вверенных им сферах”.
3 апреля. В районе города Мцхета (в 20 км
от Тбилиси) грузинской стороной задержаны три автомашины Группы российских войск
в Закавказье. Пресс-служба ГРВЗ отметила, что грузинская сторона "постоянно
усложняя условия передвижения транспортных средств ГРВЗ, требует согласования
прохождения даже одного транспортного средства, что никакими соглашениями и
договорами не предусмотрено". Автомашины были отпущены только 6 апреля.
Безосновательное задержание широко обсуждалось в СМИ как очередной показатель
осложняющихся отношений между РФ и Грузией.
3 апреля. По сообщению агентства РИА
“Новости”, специальный представитель президента России по грузино-абхазскому
урегулированию В.Лощинин считает, что складывающаяся сейчас в Абхазии ситуация
сходна ситуации в Кодорском ущелье в октябре прошлого года во время рейда туда
банды Руслана Гелаева. "Силовые упражнения", "игры с огнем" в зоне
грузино-абхазского конфликта таят в себе опасность по дестабилизации всего
Закавказья, затрагивают безопасности России и уж, безусловно, еще более
осложняют возможности примирения между Тбилиси и Сухими. Не реагировать на это
просто невозможно".
3 апреля. В связи с 10-й годовщиной
установления дипломатических отношений между Россией и Арменией В.Путин направил
послание Р. Кочаряну. В послании говорится, что "за прошедший период связи между
нашими странами, основанные на вековой дружбе российского и армянского народов,
приобрели глубокий, разносторонний и взаимовыгодный характер, что отвечает
коренным интересам России и Армении, как государств- союзников".
4 апреля. По случаю установления
дипломатических отношений между Россией и Азербайджаном В.Путин направил
поздравительное послание Г.Алиеву. В нём отмечается, что "укрепление
традиционной дружбы между российским и азербайджанским народами, углубление
обоюдовыгодного межгосударственного сотрудничества, развитие отношений
стратегического партнерства между Россией и Азербайджаном стали основой нашего
двустороннего взаимодействия".
4 апреля. Национальное Собрание Армении
ратифицировало протокол о формировании сил и средств системы коллективной
безопасности стран-участниц Договора о коллективной безопасности. Протокол был
подписан главами стран-участниц ДКБ 25 мая 2001 года в Ереване. Положения
протокола устанавливают порядок предотвращения и отпора возможной агрессии, а
также подготовки и формирования войск и региональных подразделений для защиты
территориальной целостности стран-участниц ДКБ. Ратифицированы также соглашения
об организации ежедневной гарнизонной службы воинских формирований Российской
Федерации вне территорий российской военной базы, дислоцированной в Армении, и о
командировании в Армению российских военных советников и специалистов.
5 апреля. По сообщению агентства
Интерфакс, на приеме в посольстве РФ в Азербайджане, посвященном десятилетию
установления дипотношений между двумя странами, Г.Алиев заявил, что в отношениях
между Россией и Азербайджаном "нет никаких проблем".
5 апреля. На пресс-конференции в Ереване
по итогам закрытых парламентских слушаний о перспективах в связи с возможным
появлением в регионе вооруженных сил США министр обороны Серж Саркисян заявил,
что его министерство стремится к налаживанию серьезного сотрудничества с
грузинскими коллегами. Переговоры по этому поводу ведутся с находящимся в в
Ереване начальником Генштаба Грузии Джони Пирцхалашвили. Как сказал министр,
присутствие в Грузии американских экспертов не вызывает беспокойства Армении.
Однако "для нас очень важен вопрос, каким это присутствие будет в дальнейшем,
чем это обернется и куда будут направлены усилия".
5 апреля. Начальник главного штаба
Вооруженных сил Армении генерал-полковник Макаэл Арутюнян отметил, что Армения
заинтересована в стабильности в Грузии, поскольку через нее проходят основные
транспортные коммуникации Армении. Кроме того, в Грузии компактно проживают
армяне, и "мы заинтересованы в том, чтобы в этих регионах было спокойно".
Военное сотрудничество Армении и Грузии не направлено против третьих стран, оно
направлено на укрепление нашей обороноспособности".
5 апреля. По сообщению РИА “Новости”,
глава МИД РФ Игорь Иванов, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что
никаких подвижек в позитивном направлении в вопросе борьбы Грузии с террористами
на территории Панкисского ущелья нет.
6 апреля. В интервью корреспонденту
"Интерфакса" Секретарь Совета безопасности России В.Рушайло заявил по итогам
переговоров в Тбилиси, что Россия и Грузия крайне заинтересованы друг в друге и
объединяют усилия для решения всего комплекса вопросов двусторонних отношений,
какими бы сложными они ни были. Альтернативы добрососедству и сотрудничеству
между Россией и Грузией нет. В ходе переговоров удалось существенно сблизить
позиции, в частности, по таким вопросам, как борьба с незаконными вооруженными
формированиями и оказание помощи беженцам из Чечни, находящимися в Панкисском
ущелье. Президент Грузии дал поручения силовым структурам страны вытеснить
криминал из Панкисского ущелья, и ряд мер уже принят. Между грузинскими и
российскими силовыми структурами организовано взаимодействие, которое
регламентируется соответствующей правовой базой как России, так и Грузии.
7 апреля. На российских миротворцев в зоне
грузино-абхазского конфликта было совершено сразу несколько вооруженных
нападений – самых серьезных за последние годы. Нападению со стороны подверглись
три наблюдательных поста и три резервные группы миротворческих сил. Командующий
коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта
генерал-майор Александр Евтеев расценил случившееся как провокацию. Был отдан
приказ о приведении всех постов миротворческих сил в состояние повышенной боевой
готовности.
8 апреля. Э.Шеварднадзе сказал, что в
последнее время у грузинского руководства сложились "более деловые" отношения с
командованием миротворческими силами в Абхазии. "Пока миротворческие силы
находятся на территории Абхазии, конструктивные отношения с ними обязательны".
Любые деструктивные проявления в Абхазии, в том числе и по отношению к
миротворческим силам "надо совместно устранять".
8 апреля. В Ереване прошли очередные
консультации на уровне замминистров иностранных дел и обороны стран-членов
Договора о коллективной безопасности Участники консультаций рассмотрели вопросы,
связанные с формированием и функционированием единой и региональных систем
коллективной безопасности и межгосударственных органов военного управления,
обсудили вопросы военно-технического сотрудничества в рамках ДКБ.
8 апреля. Руководитель пресс-службы
"КАМАЗа" Наиль Галиуллин заявил, что Азербайджан намерен осваивать и расширять
сборку камских грузовых автомобилей. По его словам, ныне в Азербайджане
создаются условия для производства и реализации камских большегрузов, для чего
ОАО "КАМАЗ" намерено восстановить гянджинский автомобилестроительный завод.
8 апреля. Заместитель премьер-министра
Азербайджана Ягуб Эюбов заявил, что в вопросах раздела Каспия Азербайджан имеет
схожие позиции с Россией и Казахстаном. Вице-премьер полагает, что с Туркменией
и Ираном этот вопрос также будет решен исходя из международных норм права.
8 апреля. Э.Шеварднадзе исключил
возможность своего участия в следующих президентских выборах даже в случае
положительного решения абхазской проблемы. Говорить о кандидатуре будущего
президента он "будет готов только через два года".
9 апреля. Департамент информации и печати
МИД РФ выступил с заявлением относительно обстрела постов коллективных сил СНГ
по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта в ночь с 6 на 7 апреля.
Как отмечается в документе, произошедший инцидент не может рассматриваться вне
контекста официальной линии Тбилиси. Он свидетельствует, “что определенные силы
в Грузии не оставляют намерений спровоцировать новую вооруженную конфронтацию в
зоне грузино-абхазского конфликта".
10 апреля. Зам главнокомандующего
Сухопутными войсками по миротворческим силам генерал-лейтенант Валерий Евневич
сообщил, что с 10 апреля российские миротворческие силы вместе с военными
наблюдателями ООН начинают патрулирование всего Кодорского ущелья Абхазии. По
сообщению агентства Интерфакс, генерал отметил, что патрулирование, по
требованию грузинской стороны, будет осуществляться и в Ткварчельском районе
Абхазии.
10 апреля. В Баку открылось шестое
заседание азербайджано-российской межправительственной комиссии по
экономическому сотрудничеству. Азербайджанскую делегацию возглавляет первый
вице-премьер Аббас Аббасов, российскую - вице-премьер РФ Виктор Христенко. На
открытии заседания Аббасов высказался за развитие энергетического и
регионального сотрудничества, а также пограничной торговли. Христенко
подчеркнул, что на сегодняшний день "серьезных проблем" в развитии
торгово-экономических отношений между Азербайджаном и Россией нет.
10 апреля. Как сообщил министр иностранных
дел Грузии Ираклий Менагаришвили, 10 апреля завершается полный вывод контингента
грузинской армии из Кодорского ущелья Абхазии. Министр сказал, что в отношениях
между Тбилиси и Сухуми в последнее время появилось "больше доверия".
10 апреля. В Госдуме РФ одобрен
парламентский запрос главе правительства Михаилу Касьянову относительно
состояния льгот в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве с Грузией и
мер изменения долговой ситуации. Депутаты запрашивают, на каком основании и кем
принимались решения о предоставлении Грузии льгот.
11 апреля. По сообщению агентства РИА
“Новости”, в Грузии негативную реакцию вызвало намерение депутатов Госдумы
выяснить целесообразность дальнейшего предоставления Грузии экономических льгот.
Министр иностранных дел Грузии И. Менагаришвили заявил, что "надо искать пути
улучшения отношений между Россией и Грузией, а не новые причины для их
ухудшения".
11 апреля. На встрече с членами российской
делегации - участниками заседания совместной азербайджано-российской
межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Г.Алиев заявил,
что "активность в отношениях России и Азербайджана вселяет уверенность в их
дальнейшем расширении и совершенствовании". Христенко проинформировал о
подготовленной на заседании комиссии "основе для соглашения о разграничении дна
Каспия в целях его недропользования". По его словам, подписанный в среду
протокол межправительственной комиссии "позволяет подготовить соответствующее
соглашение об установлении точных координат для разграничения дна Каспия.
Межправительственная комиссия утвердила программу согласованных мероприятий по
сотрудничеству в экономической сфере до 2010 года. Подписанные документы в
таможенной сфере снимут сроки прохождения товаров через границу двух государств.
В последнем квартале текущего года на границе будет открыт новый пункт пропуска
автотраспорта, который позволит пропускать до 500 автомобилей в день. В
следующие 2 года будут открыты еще 2 новых пункта.
12 апреля. Комитет парламента Грузии по
внешним связям представил парламенту к ратификации подписанное в марте
соглашение между Грузией и США о плане сотрудничества в рамках осуществления
совместной программы "Оснащение и обучение". Программа подразумевает помощь
Вооруженным Силам Грузии со стороны США "для развития оперативных возможностей с
тем, чтобы Грузия могла самостоятельно контролировать свои границы и принять
ограниченные контрмеры против террористических элементов". Грузии будет оказана
помощь в создании двух пехотных батальонов, одного специального оперативного
батальона и механизированной бронегруппы. Объём помощи на общую стоимость 65 млн
долларов. К концу апреля, по словам замминистра обороны Звиада Чумбуридзе, в
Грузию прибудут американские военные инструкторы, которые подготовят около 2
тыс. грузинских солдат.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азертаг, Баку, 10 апреля 2002 Президент Азербайджана Гейдар Алиев принял российскую делегацию
10 апреля Президент Азербайджана Гейдар
Алиев принял в президентском дворце российскую делегацию, возглавляемую
заместителем председателя Правительства Российской Федерации, председателем
российской части межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству
Виктором Христенко.
Информируя главу азербайджанского
государства о результатах прошедшего в Баку шестого заседания
межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, Виктор Христенко
отметил, что последние полтора года являются наиболее активным периодом во
взаимоотношениях между Россией и Азербайджаном. Нынешнее заседание является в
определенной степени продолжением достигнутых в ходе государственного визита
Президента Азербайджана Гейдара Алиева в Российскую Федерацию в январе 2002 года
договоренностей.
В качестве позитивного фактора улучшения
экономического сотрудничества Виктор Христенко назвал увеличение в первые месяцы
этого года уровня товарооборота в 1,5 раза по отношению к прошлому году, и
задачей межправительственной комиссии является придать этим результатам
долговременный характер.
В ходе визита российской делегации была
также заложена основа для подготовки к подписанию во время визита Президента
Азербайджана Гейдара Алиева в июне в Санкт-Петербург Соглашения о разграничении
дна Каспия, состоялось обсуждение пакета документов, связанных с гуманитарной
сферой, что, по мнению, заместителя председателя Правительства России, станет
хорошим вкладом в дело развития двусторонних контактов.
Виктор Христенко выразил благодарность
главе азербайджанского государства за внимание, уделяемое им
азербайджано-российским отношениям и юбилейной дате- 10-летию установления
дипломатических отношений между Азербайджаном и Россией.
Президент Гейдар Алиев, говоря об уровне
азербайджано-российских отношений, отметил, что после визита Президента России
Владимира Путина в Азербайджан начался процесс улучшения и расширения этих
связей. И продолжением этого явился государственный визит Президента
Азербайджана в Россию в январе 2002 года, который, как подчеркнул глава
азербайджанского государства, прошел очень успешно. Он выразил благодарность за
теплый прием, гостеприимство, а также за дружеское, совместное рассмотрение
вопросов.
Президент Гейдар Алиев дал высокую оценку
подписанным в ходе бакинского заседания комиссии документам, в частности
программе мер по реализации Договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве
до 2010 года, а также протоколу, на основе которого будет подготовлено
Соглашение о разграничении дна Каспия.
Выступивший на приеме первый вице-премьер
Азербайджана, председатель азербайджанской части межправительственной комисии
Аббас Аббасов сказал, что на заседании комиссии состоялось обсуждение вопросов
реализации поставок сельскохозяйственной продукции азербайджанских фермеров на
российские рынки. Азербайджанская сторона нашла возможность выхода на прямые
связи с субъектами Российской Федерации и 11 апреля делегация нашей республики
выезжает в Саратовскую область для проведения переговоров с руководством
области. На заседании, в работе которого принял участие и премьер-министр
Дагестана, было высказано пожелание создать на границе благоприятные условия для
работы экономических структур, развития приграничной торговли. Азербайджанская
сторона обратилась с просьбой к российской части комиссии, чтобы они дали
поручение соответствующим ведомствам разработать совместно со своими
азербайджанскими коллегами в трехмесячный срок пакет документов о новых условиях
доставки сельскохозяйственной продукции из Азербайджана на рынки России. Это
предложение, по словам Аббаса Аббасова, было с пониманием встречено российской
делегацией.
Президент Гейдар Алиев подчеркнул, что
после проведенной в Азербайджане раздачи земель в собственность крестьянам
производство сельскохозяйственной продукции за последние годы значительно
выросло. При полном удовлетворении потребностей внутреннего рынка имеются и
излишки по некоторым видам сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть
реализована на российских рынках. Ранее, в период СССР Азербайджан являлся
основным поставщиком ранней сельхозпродукции в города Российской Федерации.
В ходе заседания комиссии были обсуждены
меры по разрешению имеющихся вопросов с задержкой на азербайджано-российской
границе автомашин с овощами и фруктами. Виктор Христенко сказал, что для
облегчения пропуска автомашин с сельхозпродукцией из Азербайджана в четвертом
квартале 2002 года планируется открытие нового пропускного пункта, который
позволит обслуживать 500 грузовых автомашин в день. Остальные два пункта будут
открыты в 2003 и 2004 годах, будут также приняты меры в отношении упрощения
самой процедуры оформления, оплаты соответствующих сборов.
На приеме присутствовали начальник
секретариата Президента Деляра Сеидзаде, министр экономического развития Фархад
Алиев, заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов, президент ГНКАР Натик
Алиев, посол Азербайджана в Москве Рамиз Ризаев, посол России в Баку Николай
Рябов.
Азертаг, Баку, 5 апреля 2002 Президент Азербайджана Гейдар Алиев принял посла США
5 апреля Президент Азербайджана Гейдар
Алиев принял в Президентском дворце посла Соединенных Штатов Америки в Баку
Росса Уилсона.
Тепло приветствовав дипломата, глава
нашего государства справился о его делах.
Выразив признательность за прием, посол
РОСС УИЛСОН сказал:
У меня все в порядке, господин Президент.
В последнее время мы очень заняты.
У нас, англичан, говорят: “Желая чего-то,
будь осторожен, ибо твои пожелания могут свершиться”.
Мы уже давно желали ликвидации 907-й
поправки к “Акту о поддержке свободы”. В настоящее время ее действие
приостановлено. Наши дела уже в полном порядке. Как результат, мое посольство
пополнилось вновь прибывшими людьми. Много также программ, связанных с работой,
которую предстоит проделать совместно с Вашим правительством. Хотелось бы
довести до Вашего сведения некоторые из вопросов. Однако, как мне кажется, в
целом у нас нет таких проблем, как раньше.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Мне известно, что в
последнее время вы ведете интенсивные переговоры с нашими органами власти. Вы
встретились с премьер-министром, некоторыми министрами. Провели обсуждения,
связанные с работой, предстоящей после приостановления действия 907-й поправки.
Это очень отрадно, я одобряю это. Наша общественность считала, что после
приостановления действия 907-й поправки из США будет поступать большая помощь.
Это, естественно, было пожеланием людей. Кроме того, за последние 9 лет было
столько разговоров о 907-й поправке, что у людей сложилось такое представление,
что после ее отмены здесь произойдет большой скачок. Однако я понимаю и знаю,
что к этим вопросам следует подходить реалистично. Главное в настоящее время
заключается в необходимости постоянного сотрудничества с вами.
В ходе ваших встреч вы провели переговоры.
Мне сообщили об этом. Наши органы власти, исполнительные организации готовы – вы
говорите, что в посольство прибыло много людей, намечены большие планы, -
осуществить все это вместе с вами. Мы готовы к этому.
РОСС УИЛСОН: Господин Президент, у Вас
богатый опыт в отношениях с Соединенными Штатами Америки. Вам хорошо известно,
что мы – Соединенные Штаты Америки не делаем все сразу. Подобно ряду других
стран, мы тоже постепенно проводим ту или иную работу. Однако мы тоже осознаем,
что открылись новые возможности, которые должны быть использованы во имя
взаимных интересов обеих сторон.
Все официальные лица, министры, с которыми
я встретился, выражают готовность сотрудничать с нами. Господин Президент,
хотелось бы добавить, что это первая наша встреча как после Вашего визита в
Соединенные Штаты Америки, так и после моего возвращения из США. Пользуясь
случаем, хотелось бы выразить Вам признательность за участие в мероприятии,
посвященном 10-летию наших дипломатических отношений. Ваши комментарии, думаю,
полностью охватили вопросы, связанные с тем, с чего мы начали, куда намерены
идти.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Мы уже много дней празднуем
10-летие наших дипломатических связей. Вы подготовили неплохой клип. Наше
телевидение каждый вечер демонстрирует его. Правда, он очень короткий, меньше
минуты. Но достаточно красивый и очень впечатляющий, вы хорошо подготовили его.
Поэтому мы каждый вечер отмечаем праздник.
РОСС УИЛСОН: По сути, мы продолжаем
праздновать. Я поручил нашим сотрудникам в посольстве, чтобы этот праздник
отмечался и в регионах Азербайджана. Чтобы и там проводилась работа. Мы не
ограничиваем нашу работу просто произнесением речей, мы посещаем школы,
общественные места и проводим там беседу с людьми. Сотрудники нашего посольства
очень довольны высоким гостеприимством, которое оказывают им повсюду в
Азербайджане. Я знал, что так и будет.
Наша цель не ограничивается работой
исключительно с правительством. Наша цель – работать с простыми людьми в
Лянкяране и Гяндже, Нахчыване и Губе. Они тоже проявляют к нам большой
интерес.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Верно, я знаю о ваших целях.
Есть и некоторые другие цели, о них мне тоже известно. Спасибо.
Азертаг, Баку, 5 апреля 2002 Президент Азербайджана Гейдар Алиев принял посла Турции
5 апреля Президент Азербайджанской
Республики Гейдар Алиев принял в Президентском дворце посла Турции в нашей
стране Ахмеда Унала Чевикеза.
Президент Гейдар Алиев тепло встретил
посла.
Выразив признательность за теплый прием,
посол АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ сказал:
- Уважаемый Президент!
Мы плодотворно работаем здесь. Делаем все
возможное для ежедневного продвижения турецко-азербайджанских связей. Наши
делегации совершают визиты, проводят встречи. Мы проводим работу в области
культуры. В Баку приехал один из мастеров искусств Анкарского государственного
театра оперы и балета. Завтра вечером он выступит на сцене Азербайджанского
государственного театра оперы и балета в опере “Аида”.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Он приехал из Турции?
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Да.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Это хорошо.
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Наша деятельность в
этом направлении продолжается. Я радуюсь в той степени, в какой могу
содействовать азербайджано-турецким связям.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Верно. Связи между
Азербайджаном и Турцией - достаточно широкие, прочные и находятся на очень
высоком уровне. Однако считаю, что и вы согласитесь, и мы согласимся с тем, что
на каком бы высоком уровне они ни были, необходимо больше работать, добиться еще
более высокого уровня связей, их дальнейшего расширения.
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Господин Президент, мы
делаем все для этого.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: И вы старайтесь, и мы
стараемся. Сколько месяцев вы работаете здесь?
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Уже пять месяцев.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Вы уже адаптировались
здесь.
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Уважаемый Президент, у
меня нет никаких проблем. Я очень люблю Азербайджан. С самого первого дня
пребывания в Азербайджане я чувствую себя прекрасно. Я был знаком с
Азербайджаном еще до приезда сюда. У меня всегда спрашивают, каково работать в
Азербайджане, будучи турецким дипломатом? Отвечаю, что совершенно спокойно. Я
ощущаю себя здесь не дипломатом, а так, как если бы находился на своей
родине.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Верно. Просто у вас машина,
как у дипломата, и еще флаг. Но здесь - ваш дом, вы должны чувствовать себя как
у себя дома, на своей земле, на своей родине.
Я говорил с вами по телефону. Вы побывали
в Нахчыване, проявили прекрасную инициативу. Хочу еще раз отметить это. Ваш
государственный министр прибыл из Турции прямо в Нахчыван. Это было впервые. Я
очень высоко оцениваю это и, узнав об этом, сразу после вашего возвращения из
Нахчывана позвонил вам, выразил свое удовлетворение, признательность. Это очень
отрадно. Так как наша граница с Турцией проходит только в Нахчыване. Поэтому мы
с одной стороны должны охранять, беречь эту границу, а с другой – эффективно
пользоваться ею.
В свое время, в 1992 году, когда связи
между Турцией и Азербайджаном были не настолько тесными, мы построили там мост.
Вы видели этот мост, были там?
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Уважаемый Президент,
мы не доехали до этого моста. Наш государственный министр и сопровождавшая его
делегация поехали в сторону Нахчывана. Я видел мост издалека.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Вы встретили их на
нахчыванской стороне?
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Да, мы встретили их на
нахчыванской стороне. А затем в течение двух дней были вместе с ними. Я
встретился с уважаемым Васифом Талыбовым. На протяжении всего визита
премьер-министр Нахчывана не оставлял нашего государственного министра одного.
Думаю, что это был очень полезный визит. Как Вы подчеркнули, мы не хотим
оставлять Нахчыван в одиночестве ни в какой форме. В результате конфликта между
Арменией и Азербайджаном Нахчыван оказался в блокаде, его связи с Азербайджаном
стали крайне ограниченными. Поэтому необходимо оживить экономические, торговые
связи с Турцией.
Я и в то время говорил Вам, что мы
стараемся, чтобы фрукты и овощи Нахчывана были оценены в Турции. В Нахчыване
очень плодородная земля. Там очень вкусная сельскохозяйственная продукция. Я
вместе с нашим государственным министром проехал от Шарура до Ордубада. Особенно
красив Ордубад, там очень плодородные земли. Иншаллах, мы оценим все это и
создадим возможности для оказания помощи населению Нахчывана.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Большое спасибо. Благодарю
вас. Еще раз выражаю вам признательность за эту инициативу. Вы совершенно правы,
когда говорите о Нахчыване. Я разделяю ваше мнение. Это так. Мы неоднократно
особо отмечали это, говоря о связях между Турцией и Азербайджаном, и всегда
говорили об этом на моих встречах с главами государства, правительства
Турции.
Мост прекрасен. Мы построили его в очень
трудное время. В тот период советская армия еще не покинула Азербайджан.
Советские пограничные войска еще находились в Азербайджане. Однако мы строили
этот мост и в течении короткого периода открыли его. Это стало большим событием.
Считаю, что такой мост между Азербайджаном и Турцией – это действительно
историческое событие. Однако необходимо эффективно пользоваться этим мостом. То
есть необходимо, чтобы осуществлялось интенсивное сообщение как в Турцию, так и
в Азербайджан, Нахчыван.
Вы говорили о нахчыванских фруктах. Не
хочу сейчас говорить, но в этой связи имели место некоторые препятствия. Хочу
только сказать, что нигде в Азербайджане нет таких фруктов, как в Нахчыване. В
частности, нет их в Турции. Это очень вкусные фрукты.
Вы были в Ордубаде. Вкус ордубадских
фруктов совершенно иной. Но не только Ордубад, вы, наверное, знаете - климат,
земля, воздух Нахчывана. Там особый климат, особый, очень чистый воздух. Там
очень чистая, прекрасная земля. И климат, как видно, такой, что там произрастают
очень вкусные не только фрукты, но и овощи. Турция ощущает потребность в этом. В
частности, восточная часть Турции. Я был там. Земля там голая. То есть нет
зелени, нет фруктов, ничего нет. Поэтому вы непременно должны поставлять
нахчыванские фрукты именно в эту часть. Это нужно и живущим там людям, и
Нахчывану.
Мы провели реформы в Нахчыване. Мы провели
их повсюду в Азербайджане. Но я говорю о Нахчыване. Мы передали все в частную
собственность. После ликвидации колхозов, передачи земель в частную
собственность сельскохозяйственное производство в Нахчыване значительно
возросло. Особенно выросло поголовье скота. Стало больше фруктов, виноградных
садов, зерна, всего стало больше. Население Нахчывана производит это и
удовлетворяет свои потребности. Однако производимая продукция в несколько раз
превышает потребности населения Нахчывана. Они должны поставлять ее на внешний
рынок. В Баку привозить не могут, так как они отделены от Баку. Внешний рынок
для них – это Турция.
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Имеются некоторые
проблемы с орошением. Если мы решим эту проблему, то производство еще больше
увеличится.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Конечно.
АХМЕД УНАЛ ЧЕВИКЕЗ: Господин Президент,
как Вы сказали, производство в Азербайджане в 2001 году существенно возросло.
Вам лучше, чем мне, известно, что производство зерна здесь достигло 2 миллионов
тонн. Это произошло впервые в истории Азербайджана и свидетельствует об
исключительно важном развитии. Вместе с тем, в других областях сельского
хозяйства также наблюдался существенный рост по сравнению с прошлым годом.
Значительное продвижение было достигнуто в торговле Азербайджана. Рост в
торговле был значительно выше, чем в других странах Содружества Независимых
Государств. А это свидетельствует о том, что Азербайджан уже открыт для всего
мира, о его интеграции в мировую экономику и расширении торговых возможностей.
Мы внимательно следим за этим и испытываем от этого чувство гордости. Для нас
большая честь такое продвижение Азербайджана, рост его экономических
показателей. В 2001 году Азербайджан добился значительного развития. Все это –
очень важные показатели.
ГЕЙДАР АЛИЕВ: Прошло десять лет с того
дня, как мы стали независимыми. Оглядываясь назад, мы убеждаемся в том, что
прошли за эти десять лет огромный путь и проделали этот путь вместе с Турцией.
Мы всегда поддерживали близкие, дружеские, братские отношения с Турцией. Однако,
как я уже сказал, какими бы близкими ни были наши связи, необходимо поднять их
на еще более высокий уровень.
Я сказал только о Нахчыване. Не следует
считать, что я думаю только о Нахчыване. Это не столь важно с точки зрения
турецко-азербайджанских связей. Но вы были там, поэтому я начал беседу с этого
вопроса. Однако есть ряд других вопросов, хочу побеседовать с вами об этом.
ГРУЗИЯ
Заявление МИДа РФ в связи с обстрелом постов Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта
В ночь с 6 на 7 апреля ряд постов
Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта
(КСПМ) подвергся интенсивному обстрелу. Дважды открывался огонь и по резервной
группе, направленной командованием КСПМ на подкрепление подвергшимся нападению
миротворцам.
Поскольку КСПМ на протяжении многих
месяцев были и остаются объектом кампании нападок в Грузии, ясно, что
произошедшие инциденты не могут рассматриваться вне контекста официальной линии
Тбилиси. Произошедший инцидент свидетельствует также о том, что определенные
силы в Грузии не оставляют намерений спровоцировать новую вооруженную
конфронтацию в зоне грузино-абхазского конфликта.
Совет Безопасности ООН неоднократно
требовал от Грузии положить конец деятельности незаконных вооруженных групп, так
как их диверсионно-террористическая деятельность вызывает все новые жертвы среди
гражданского населения и международного миротворческого персонала и осложняет
усилия по запуску нормального переговорного процесса между Тбилиси и Сухуми.
Последний инцидент показывает, что в
Грузии остаются глухи к этому законному требованию международного
сообщества.
“Итоги” №14 (304), 9 апреля 2002 Спецпредупреждение для Грузии
Интервью специального
представителя Президента России по вопросам грузино-абхазского урегулирования,
заместителя Министра иностранных дел России В.В.Лощинина
Россия будет защищать своих граждан в
Абхазии, заявил в интервью "Итогам" специальный представитель Президента России
по вопросам грузино-абхазского урегулирования В.В. Лощинин
На прошлой неделе в России был введён пост
спецпредставителя Президента Российской Федерации по грузино-абхазскому
урегулированию. Его занял первый заместитель Министра иностранных дел
В.В.Лощинин. За всю историю новой России Москва назначала спецпредставителей
главы государства лишь трижды - в исключительных случаях - для урегулирования
наиболее взрывоопасных региональных конфликтов на Ближнем Востоке, в Югославии и
Приднестровье. Круг обязанностей и полномочий такого спецчиновника практически
не очерчен - ведь его непосредственным начальником является Президент.
Сегодняшняя ситуация вокруг Абхазии вновь
балансирует на грани военного конфликта. Сухуми наотрез отказывается обсуждать
предложенный СБ ООН план урегулирования, предусматривающий сохранение
территориальной целостности Грузии. В свою очередь действия официального Тбилиси
не оставляют России выбора: так или иначе она оказывается втянутой в конфликт.
Достаточно вспомнить недавнее похищение грузинскими "партизанами" четырёх
российских миротворцев в Абхазии. Или тот факт, что, по разным оценкам, от трети
до половины жителей этой непризнанной республики являются гражданами России. И
угроза их безопасности не может оставлять равнодушными российские власти.
Все эти острые вопросы в интервью "Итогам"
комментирует спецпредставитель Президента России В.В.Лощинин.
Вопрос:
Валерий Васильевич, недавно МИД России выступил с заявлением, в котором
официальный Тбилиси был прямо обвинён в поддержке террористов...
Ответ:
Террористические акции, которые, в частности, имели место в отношении
российских миротворцев, не могли осуществляться без ведома официальных властей
Грузии. Мы не в первый раз обращаем их внимание на необходимость не только на
словах, но и на деле вести борьбу с террористами.
Вопрос: Какие
могут последовать действия со стороны России, если такие акции не
прекратятся?
Ответ: Мы
будем вести разговор с Тбилиси и оказывать на него всё необходимое воздействие.
Но если вы имеете в виду применение силы, это, конечно, исключается.
Вопрос: А вот
грузинские власти утверждают, что в Абхазию будто бы вводятся российские
войска.
Ответ: Я не
видел таких сообщений и, честно говоря, с большим трудом могу представить
подобное развитие событий. Это просто невозможно.
Вопрос:
Возможна ли новая война между Грузией и Абхазией?
Ответ: Мы
прилагаем все усилия, чтобы избежать этого. В последнее время напряжённость
значительно возросла. Тем не менее, 2 апреля абхазской и грузинской сторонами
подписан протокол, который предполагает выполнение соглашения от 1994 года о
выводе грузинских войск и абхазских вооруженных формирований из Кодорского
ущелья и патрулирование его российскими миротворцами и ооновскими наблюдателями.
Это позитивный сигнал.
Вопрос: Однако
некоторые представители грузинского руководства, в том числе министр обороны,
фактически открыто заявляли, что, если в Сухуми не проявят "благоразумия",
возможно силовое решение абхазского вопроса.
Ответ:
Силового решения этого вопроса не существует. И это хорошо понимают в
Тбилиси. Но самое главное - никто не хотел бы такого развития событий. В рамках
ООН существует так называемая "Группа друзей Грузии", в которой работают
представители США, Германии, Франции, Англии и нашей страны. Хотел бы
подчеркнуть, что и "Друзья Грузии", и, естественно, Россия категорически против
силового решения.
Вопрос: Но
если не силовое, то какое? Как долго может продлиться положение ни войны, ни
мира?
Ответ:
Ситуация не настолько печальная, как её пытаются представить. Ещё летом
прошлого года при содействии спецпредставителя ООН господина Бодена и при самом
активном участии России была выработана программа действий, которая касается
статуса Абхазии. Скажу сразу: этот документ не вызывает восторга у Тбилиси, есть
к нему немало вопросов и у Сухуми. Тем не менее должен сказать со всей
определённостью: были серьёзные возможности продвинуть переговорный процесс,
если бы не обострение ситуации в Кодорском ущелье: появление там гелаевцев,
вооружённые столкновения, гибель вертолета с ооновцами на борту. Ну и вся
последовавшая за этим цепочка неприятных или малоприятных событий, включая
неопределённость с мандатом коллективных сил по поддержанию мира. Но сейчас, мне
кажется, есть шансы на то, что нам удастся если не свести напряжённость к
минимуму, то, во всяком случае, значительно ослабить её, создать необходимый
климат для возобновления переговоров.
Вопрос: О
каком статусе Абхазии идёт речь? Есть ли ему аналоги в мире?
Ответ: Я не
хотел бы пока комментировать этот документ, поскольку он официально не
представлен. Скажу только, что в нём учитывается вся международная практика
(прежде всего особенности грузино-абхазских отношений) и регламентируются
параметры статуса. Окончательный же статус Абхазии должен быть определён в ходе
переговоров между Тбилиси и Сухуми при нашем содействии.
Вопрос: И всё
же: что это будет - федерация, конфедерация, сосуществование двух
государств?
Ответ: Могу
сказать одно: мы, равно как и "Группа друзей Грузии", выступаем за
территориальную целостность Грузии...
Вопрос: Между
тем абхазские лидеры говорят сегодня о желании вступить в ассоциированные
отношения с Россией.
Ответ:
Подчёркиваю: Россия исходит из необходимости соблюдения принципа
территориальной целостности Грузии.
Вопрос: Но
тогда возникает проблема российских граждан в Абхазии. Кстати, сколько их
сегодня?
Ответ: Такого
учёта никто не ведёт. По некоторым неофициальным данным где-то порядка 50 тысяч
жителей Абхазии имеют российское гражданство.
Вопрос: В
Грузии называют это происками Москвы, которая якобы путём выдачи абхазам
российских паспортов стремится присоединить республику к России.
Ответ: Нет тут
никаких происков. Приобретение российского гражданства осуществляется в рамках
действующего законодательства. Такие же процессы идут на всём пространстве СНГ.
Это вполне обычное дело.
Вопрос:
Несмотря на позитивные тенденции последнего времени, всё-таки нельзя
исключать, что события в Абхазии могут принять самый неприятный оборот. Намерено
ли российское руководство в таком случае обеспечить безопасность граждан
Российской Федерации, проживающих в Абхазии?
Ответ: Это
святая обязанность любого государства - защищать интересы и права своих граждан.
Поэтому мы предпринимаем жёсткие и решительные меры для пресечения провокаций
любого рода и призываем Тбилиси проявлять и необходимую ответственность, и
сдержанность.
Сколько стоит России Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе?Феликс Станевский
Конечно же, любой разговор на эту тему
условен. Во-первых, потому что дело, в сущности, не в самом Эдуарде
Амвросиевиче. Нам, россиянам, дорого обходится грузинский национализм,
недружественный по отношению к России – нынешний президент Грузии лишь его
олицетворение. Во-вторых, нанесённый ущерб не выразить цифрами даже тогда, когда
их можно привести. Рубли или доллары, оценивающие невозвратимые потери – это
ведь как попытка подсчитать денежную стоимость увечья. Можно, конечно, и есть
такая практика – ну, да кто же измерит не проходящую боль в денежном выражении.
Между тем как самые тяжёлые и самые долговременные российские драмы, людские
жертвы и массовые трагедии были сопряжены с теми шагами бывшего министра
иностранных дел СССР, а затем высшего руководителя грузинского государства,
которые помогали валить Россию, ранили морально или физически, превращая её в
нынешнего инвалида. Нет слов, ответственность за случившееся лежит на каждом,
кто сознаёт себя гражданином. Но Эдуард Амвросиевич претендовал и претендует на
незаурядную роль в делах бывшего СССР, в нынешних грузино-российских отношениях,
как и в целом в мировых делах – не стоит ему отказывать в ней. Вопрос в том,
какова эта роль, с каким знаком – с плюсом или с минусом для России.
Начнём с “малого” – с вопроса о том, как
он передал Соединённым Штатам российские морские пространства в далёком от
Грузии Беринговом море. 1 июля 1990 года министр иностранных дел СССР
Э.Шеварднадзе подписал в Вашингтоне соглашение, признавшем за США права на район
площадью в 23,7 тысяч кв.км. на участке исключительной экономической зоны
Советского Союза. Для точности отметим, что договорённость о передаче этого
района относится к 1997 году. Однако Э.Шеварднадзе оформил её окончательно,
отказавшись от тех квот на вылов рыбы, которые получал СССР. Соединённым Штатам
был передан также район площадью 7,7 тысяч кв.км. нашей двухсотмильной зоны.
Кроме того, участок континентального шельфа за пределами 200-мильных зон двух
стран был поделён так, что 46,3 тысяч кв.км. отошли к США и лишь 4,6 тысяч
кв.км. к России. Поразительные условия этого соглашения, которые вряд ли можно
определить просто как уступчивость, подчёркиваются характерным обстоятельством:
Э.Шеварднадзе в качестве министра иностранных дел СССР дал согласие на
немедленное применение документа, т.е. ещё до его ратификации. (Соглашение так и
не было ратифицировано).
Другой пример из ещё советских времён
привёл О.Д.Бакланов в одной из передач на ТВЦ Андрея Караулова. Бывший секретарь
ЦК КПСС по оборонным вопросам хорошо знает, с какими потерями в военной сфере
сопровождалась для России деятельность министра иностранных дел Э.Шеварднадзе.
Приведём текст полностью.
“О.Бакланов: Этот предатель.
А.Караулов: Михаил Сергеевич?
О.Бакланов: Нет, Эдуард Амвросиевич. Вот я
вам приведу такой пример. Соединённые Штаты создавали систему раннего
предупреждения о нападении, ракетном. Т.е. было нарушение: с их стороны две
станции, с нашей стороны одна станция. Казалось бы, чего проще – и мы об этом
говорили и с Шеварднадзе, и с Горбачёвым – вы переговорщик, вы – министр
иностранных дел. Садитесь за круглый стол, ставим крест на этих нарушениях.
Шеварднадзе, Горбачёв в одностороннем порядке дали указание демонтировать эту
станцию. Нашу. И ничего не потребовали со стороны Соединённых Штатов. Как это
называется?
А.Караулов: Ну, Вы спросили, как это
называется?
О.Бакланов: Да, я спрашивал. Они говорили:
понимаете, обстановка такая. Мы должны идти навстречу. А вы привыкли смотреть в
амбразуру, поэтому вы не учитываете политические факторы и т.д. и т.п.”
Ещё один вопрос военного порядка, решённый
Э.Шеварднадзе.
“О.Бакланов: Мы всегда считали паритет по
ядерным боевым блокам. У них было где-то порядка 16 тысяч, и у нас было порядка
16 тысяч. Потом по непонятным причинам для меня лично, из этого баланса
выводятся боевые блоки, которые находятся у французов и англичан. Это порядка
там 1,5 тысяч блоков. Спрашивается, почему? Кто это разрешил?”.
Многие помнят, как выводились наши войска
из Германии: впопыхах, побросав немалое имущество и не обеспечив военнослужащих
должными жилищными условиями на родине. В той же передаче А.Караулова бывший
министр экономики РФ Андрей Нечаев рассказал финансовую подоплёку
случившегося:
“Могу почти из первых уст рассказать
историю, которую самолично слышал от канцлера Коля в Завидово в декабре 92 года.
Значит, когда Коль приехал на переговоры по поводу воссоединения Германии и,
соответственно, вывода войск, он был готов начинать – начинать, подчёркиваю, –
торговаться со 100 миллиардов марок. Ну, они были готовы где-то подниматься до
150, а уж если очень припрёт – до 180. Видимо, просто по протоколу наши начинали
первыми. Когда им была объявлена цифра 18 миллиардов, и то часть из них в
кредит, грузный канцлер чуть не рухнул со стула, по его собственному признанию.
Переговоры практически тут же закончились”.
Э.Шеварднадзе не стал скрывать от ведущего
передачи свою реакцию на рассказ А.Нечаева: “Я не обращаю внимания на эти
высказывания. Иногда я читаю, перелистываю, думаю, что это заблуждения, ошибка.
Ну, человеку свойственно ошибаться”. Не очень понятно, о чьих заблуждениях он
ведёт речь. “Не обращаю внимания” на других означает, что, “перелистывая”,
бывший министр думает о своих ошибках. Нечего сказать, ошибочки! По формуле
Талейрана, такие ошибки хуже преступлений. Хотя в случае с Э.Шеварднадзе вряд ли
он “заблуждался”. Вся его практика показывает, что он был заряжен на сдачу
позиций страны, преемницей которой стала Россия. Он приобретал новых друзей на
стороне за счёт доверившихся ему россиян.
Нелегко понять, почему они так долго ему
доверяли. Уже после развала СССР они помогли ему утвердиться у власти в Грузии.
Чего греха таить, свержение Звиада Гамсахурдия не было легитимным, оно не
состоялось бы без помощи России и поддержки западных стран. Западные
руководители знали, что делали. Для россиян же З.Гамсахурдия едва ли представлял
собой большую опасность, чем Э.Шеварднадзе. Между тем выбор в пользу последнего
российские руководители сделали не только в 1992 году, но и вторично, в 1993-м.
Гражданская война в Грузии была выиграна нынешним её президентом при прямой
военной помощи российских генералов. Поддержка Э.Шеварднадзе была оказана и в
Абхазии, о чём его сторонники особенно не любят вспоминать. Ещё большая
поддержка предлагалась, но Э.Шеварднадзе сам от неё отказался. Осаждённый в
Сухуми, нынешний президент смог выбраться из окружения благодаря специальной
российской операции, проведённой с моря. Была команда спасти Э.Шеварднадзе.
Доверие! А оно стоило нам сил и средств, которых и у самих-то оставались
крохи.
Между тем курс на политическое
дистанцирование Грузии от России был взят Э.Шеварднадзе с самого начала, с
советских времён. Иначе не понять, как мог министр иностранных дел СССР
радоваться независимости Грузии, объявленной З.Гамсахурдия, т.е. одному из
первых актов сокрушения того Советского Союза, которому Э.Шеварднадзе присягал
служить. Насчёт таких его радостных чувств есть самое определённое свидетельство
нынешнего грузинского лидера. В том же 1989 году Э.Шеварднадзе выдвинул идею
восстановления “Великого Шёлкового пути”, как можно понять его сегодняшние
выступления, спроецированную как раз на ту отсоединённую от России и
ориентированную на Запад Грузию, которая позднее и была создана. Ныне
восстановление этого средневекового транспортного маршрута объявлено главной,
стратегической линией Грузии в области экономики. Ущерб от такой стратегии
огромен, хотя он наносится в первую очередь по экономическому развитию самой
Грузии и жизненному уровню её населения. Но и Россия не в выигрыше: что бы ни
заявлял грузинский руководитель насчёт желательности российского подключения к
транскавказским и евразийским транспортным проектам – это слова. Дела же в том,
чтобы переориентировать хозяйственную жизнь страны на обслуживание транспортных
и иных коммуникационных линий, ибо они связывают Грузию не с Россией, а с
западными странами. Упор не на собственную промышленность, неизбежно замыкающую
Грузию на российский рынок сбыта, не на труд, восстанавливающий разорванные
хозяйственные связи. Упор на ожидания, ибо прокладка газо- и нефтепроводов,
современных железнодорожных и автомобильных магистралей вне грузинских
возможностей. Расчёт на западную помощь. Иждивенчество как государственная
экономическая политика. Итог: разруха, равной которой нет ни в одной другой
стране СНГ за исключением, быть может, Таджикистана, где кризис связан с
понятными, много более объективными причинами. Сколько стоит России массовый
въезд в Россию грузинских безработных, появление их в регионах и городах и без
того переполненных рабочей силой? Норма прибыли от экспорта рабочей силы выше,
чем от экспорта любого другого товара. Т.е. грузинское руководство, не
обеспечившее своему населению нормальных условий для работы дома, вынуждает его
выезжать к нам, решает за счёт России свои экономические проблемы. Только
организованная грузинская диаспора в РФ насчитывает, по данным её руководителей,
свыше 500 тысяч человек. Не считая сезонных наплывов и других неорганизованных
форм грузинской иммиграции в РФ. Поток валюты из России в Грузию превышает всю
помощь ей западных государств. До дефолта в РФ в августе 1998 г. он зашкаливал
за миллиард долларов в год (переводы личных средств, учтённый и неучтённый
грузинский экспорт, банковские трансферты, отмывание “грязных денег”). Утечка
валюты в Грузию значительна и поныне, она измеряется многими сотнями миллионов
долларов. Даже по заниженным данным бюджетного офиса грузинского парламента
приток валюты из РФ в Грузию только по линии личных переводов составляет 400
миллионов долларов в год. Это российские деньги, вывоз которых подлежит жёсткому
контролю. В Европе такое перемещение средств называется бегством капитала, и ни
одна западноевропейская страна не смирилась бы с утечкой валюты подобных
масштабов. Иначе говоря, тяготы, связанные с созданием “Великого Шёлкового
пути”, в немалой мере перекладываются на плечи российского
налогоплательщика.
В области экономических отношений с
Грузией есть ещё одна прореха, куда уходят российские средства: поставки
энергоресурсов. Мы поставляем газ и электроэнергию по ценам в два раза ниже
мировых и существенно ниже тех, которые используем в отношении, например,
Украины. Впрочем, действительная картина выглядит ещё хуже, ибо и эти цены
Грузия не держит. Её долг за газ и электричество равняется 150 млн. долл. Т.е.
реальная цена энергетических поставок тяготеет к нулевой: ведь РАО ЕЭС отключает
электричество даже у российских детских поликлиник в случае запаздываний с
оплатой. Грузии, напротив, несмотря на все её многолетние задолженности, мы в
2002 году увеличили поставки электроэнергии. Чего ради?
Но вернёмся к главным вопросам,
определяющим исключительно высокую цену, которую Россия платит за политику
грузинского руководства. Речь идёт опять-таки, как во времена Э.Шеварднадзе
министра иностранных дел СССР, о вопросах безопасности России. Политика
нейтралитета, проводившаяся Э.Шеварднадзе после нападения боевиков из Чечни на
Дагестан, была откровенно благожелательна в отношении полевых командиров. Высшим
выражением этой политики стал нескрываемый, т.е. официально признанный факт
сотрудничества спецслужб Грузии с Русланом Гелаевым, переброска его боевиков из
Панкисского ущелья в Абхазию, к границе с РФ по прямому поручению Э.Шеварднадзе.
В Тбилиси издавались газеты боевиков, через Тбилиси, по их признанию,
осуществлялась во многом их связь с внешним миром, там и до сих пор действует их
информационный центр, а также т.н. представительство. В грузинских госпиталях и
больницах лечились раненые боевики, вновь после лечения возвращавщиеся к боевым
действиям против России. Поставки оружия боевикам через Грузию были настолько
существенными, что факты вышли наружу, стали предметом обсуждения в грузинских
СМИ. Так ведь и отряд Р.Гелаева во время совместного с грузинскими спецслужбами
Кодорского рейда был вооружён не игрушечным оружием. Скольких жизней россиян
стоила такая политика?
Ещё и до сих пор грузинская сторона уходит
от действенного сотрудничества с Россией по ликвидации бандитского анклава в
Панкиси. Показателем намерений Э.Шеварднадзе стало приглашение американских
инструкторов для подготовки грузинских военных подразделений. Какие бы слова не
произносил грузинский лидер, стало очевидным, что такая переподготовка может
быть использована не столько для борьбы с боевиками в Панкиси, сколько в целях
решения абхазского и юго-осетинского конфликтов военным путём.
В абхазском конфликте неоднократно давало
о себе знать неумение Э.Шеварднадзе просчитать последствия предпринимаемых им
шагов, как и слабость его дипломатических усилий в целях мирного урегулирования.
Линия официального Тбилиси в абхазском вопросе всегда была раздвоена между
заверениями в мирных устремлениях, практической пассивностью на сей счёт и
непрекращающимися поползновениями к силовому решению кризиса. Прямые военные
действия грузинских властей, помимо войны 1992-1993г.г., предпринимались в мае
1998 г. и в октябре 2001 года. На протяжении всего периода официальные власти
Грузии содержали т.н. партизан, совершавших террористические и диверсионные
действия на территории Абхазии, в том числе против российских миротворцев и
сотрудников миссии военных наблюдателей ООН. Всё это дорого обошлось России. 90
военнослужащих было убито и более 200 ранено. РФ вынуждена содержать в зоне
абхазского конфликта контингент миротворческих сил в 1800 человек, который
подвергается непрерывным пропагандистским атакам, в том числе официальных
грузинских СМИ и всё более частым в последнее время вооружённым нападениям т.н.
грузинских партизан. Реальной остаётся перспектива новых попыток военным путём
решить абхазскую проблему, что может иметь тяжёлые последствия для стабильности
на Северном Кавказе.
Наконец, самый тяжёлый для РФ вопрос:
объявленный Э.Шеварднадзе стратегический курс на вступление Грузии в НАТО. В
последнее время он был вновь подтверждён и министром обороны Грузии, и её
президентом. Грузинская сторона ссылается, что Россия и сама стремится к
установлению особых отношений с НАТО. Нам, несомненно, необходимо новое качество
в этих отношениях, и то что РФ пытается выстроить их в рамках “двадцатки” идёт
на пользу и ей, и Грузии, и безопасности в Европе. Но вот вступление Грузии в
НАТО в любом варианте не удовлетворит Россию. Как бы не сложились её отношения с
Североатлантическим союзом, никто не имеет ввиду российское к нему подключение.
Между тем как между участниками военного блока и неучастниками всегда будет
проходить разграничительная линия. При всех самых приемлемых отношениях с НАТО –
хорошо б, конечно, нам их удалось построить – Россия неизбежно будет вынуждена
принимать меры по укреплению своего южного фланга. Речь пойдёт о крупных военных
затратах, на которые нас вынудит Грузия. Не говоря уже о том, что
непрекращающаяся задиристость грузинских руководителей в отношении России, их
нелояльность к ней, нежелание считаться с её интересами в области безопасности
могут создавать нам трудности в отношениях с Североатлантическим союзом. Грузия
не раз уже создавала их и в отношениях со США, и в рамках ОБСЕ. Для России
небезопасно уже то, чему мы становимся свидетелями сегодня: как только была
ликвидирована российская военная база в Вазиани, там появились турецкие офицеры.
Идёт подготовка к переоборудованию аэродрома в Вазиани в соответствии с нуждами
НАТО. На турецкие деньги перестроен аэродром в Марнеули. Переоборудован аэродром
в Сенаки неподалёку от Абхазии. Ещё один аэродром может быть перестроен в
Кахетии. Заключен договор о военном сотрудничестве с Турцией. Вопрос не столько
в формальном вступлении Грузии в Североатлантический блок, сколько в фактической
способности НАТО распорядится возможностями Грузии. А они и сегодня весьма
велики: Грузия ничего существенного не сделает без ведома США, а НАТО уже ныне
получит от грузинского руководства без малого всё, о чём попросит. Это значит,
нам уже сегодня необходимо думать о том, как в новых условиях гарантировать
безопасность своих северокавказских рубежей. Многое подсказывает опыт грузинской
политики в отношении Чечни. В связи с действиями Грузии в абхазском вопросе,
попытками грузинского руководства глубже втянуть в Закавказье США и их военные
силы Россия уже сегодня вынуждена предпринимать шаги, обеспечивающие
безопасность России в районе границы с Грузией. Как отметил 28 марта министр
обороны РФ С.Иванов, "определенные превентивные меры (в отношении обострения
обстановки в Закавказье) принимаются не только Вооруженными силами, но и всем
силовым блоком России…Никто нам не простит, если мы окажемся застигнутыми здесь
врасплох". Справедливо, ибо и в целом становится всё более насущной проблема
политики России в отношении Грузии как ключевого звена общей российской линии на
Южном Кавказе. Но каких усилий нам стоит такая вынужденная реакция на политику
грузинских властей, каких средств?
Есть во всём этом один частный, однако же,
весьма существенный штрих: доверчивость в отношении Э.Шеварднадзе дорого
обошлась России, но может стоить ей ещё дороже. Разумеется, к власти в Грузии
могут прийти и другие националисты, недружественно настроенные к нашей стране.
Но при любом раскладе Э.Шеварднадзе – не вариант, хоть сколь-нибудь
обеспечивающий учёт российских интересов на Южном Кавказе.
|