Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

30 января. По завершении кишиневского раунда переговоров (28-30 января) новый глава миссии ОБСЕ У.Хилл провел пресс-конференцию, на которой он  заявил, что  основным направлением  деятельности миссии остается  урегулирование молдавско-приднестровских отношений.

Одним из достижений ОБСЕ в деле решения этого вопроса У.Хилл назвал  появление в июле прошлого года Киевского проекта документа по приднестровскому урегулированию.  Он заявил, что представление проекта, поддержанного всеми тремя посредниками – это большой шаг и это способствовало тому, что стороны сосредоточили свои усилия на обсуждении единого документа, в котором решалось бы большинство вопросов приднестровского урегулирования. Предложенная в нем формула федеративного государства, по мнению У.Хилла, является наиболее оптимальной.

Перспективы  ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье до конца нынешнего года глава миссии оценил со сдержанным оптимизмом, однако он   недвусмысленно высказался за то, что Россия в обязательном порядке должна выполнить взятые на себя обязательства. Видимое усиление американского фактора в процессе приднестровского урегулирования У.Хилл объяснил тем, что Америка долго наблюдала за его развитием, но «на нынешнем этапе ее терпение исчерпывается».

30 января. Об отсутствии прогресса на переговорах по приднестровскому урегулированию президент Молдовы заявил на состоявшейся в Киеве встрече со специальным представителем Госдепартамента США по урегулированию конфликтов в новых независимых государствах на постсоветском пространстве Р.Периной. Бывший посол США в РМ Р.Перина подтвердил готовность своей страны  оказывать и дальше содействие в урегулировании приднестровской проблемы.

30 января. По мнению аналитика Института передовых стратегических и политических исследований США В.Сокора,  миссия ОБСЕ в Республике Молдова потерпела полный провал, свидетельством чему является уход с поста постоянного представителя этой организации в Кишиневе Д.Суорца, который покинул Молдавию в полной уверенности, что ОБСЕ не в состоянии урегулировать конфликт.

В.Сокор считает, что решение приднестровского вопроса невозможно в нынешних условиях, в частности,  по следующим причинам:  президент России В.Путин дал понять, что не выведет российский контингент из Приднестровья в установленные сроки; у Москвы есть  право вето в ОБСЕ, которое она может применить в случае принятия невыгодных для нее решений; пятисторонний формат переговоров по приднестровскому урегулированию исключает активное участие Запада в этом процессе;  администрация Дж.Буша в своих отношениях с Россией упустила приднестровский вопрос.

Политолог также утверждает, что возможная федерализация Республики Молдова приведет к исчезновению молдавского государства.  В лучшем случае, Кишинев окажется под контролем Москвы.  Но самое серьезное, по мнению аналитика, состоит в том, что возможности Запада вмешаться в приднестровскую проблему будут ограничены мерами, предпринимаемыми только посредством ОБСЕ. В конечном итоге, отмечает В.Сокор, Республика Молдова будет ориентирована исключительно на Восток.

31 января. Парламентская оппозиция объявила о решении бойкотировать пленарные заседания парламента, весенне-летняя сессия которого открывается 6 февраля. Парламентская группа Социал-демократического альянса (СДАМ), возглавляемая экс-премьером Д.Брагишем, заявила, что таким образом она намерена выразить свой протест против отказа коммунистического большинства дать ход инициативе о созыве национального референдума по вопросу пересмотра порядка избрания членов парламента. Брагиш уточнил, что члены представляемой им группы придут в зал заседаний, если депутаты-коммунисты пересмотрят Кодекс о выборах в соответствии с предложениями инициаторов референдума, а лица, уволенные с работы за поддержку проведения плебисцита, будут восстановлены в должностях.

Лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Ю.Рошка сказал, что после консультаций с CДАМ решено "провести солидарный протест с целью привлечь внимание общественности и международных организаций на злоупотребления режима Воронина".

1 февраля. Президент РМ В.Воронин подписал указ, в соответствии с которым ведение переговорного процесса по приднестровскому урегулированию и реинтеграции Республики Молдова возлагается на министра по реинтеграции В.Шову, сообщила  пресс-служба главы государства. Этим же указом признаны утратившими силу указ о назначении В.Стурзы представителем президента РМ на переговорах по проблеме населенных пунктов левобережья Днестра от 17 января 2000 года; об образовании Государственной комиссии по реинтеграции РМ от 1 августа 2002 года; об образовании Комиссии по ведению переговорного процесса по проблеме приднестровского урегулирования от 9 августа 2002 года.

3 февраля. Переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в ближайшее время будут интенсифицированы. Об этом заявил бывший представитель президента Молдавии на переговорах по приднестровскому урегулированию В.Стурза. Необходимость этого Стурза обосновал ходом обсуждения проблемы Приднестровья на недавнем неформальном саммите глав государств СНГ в Киеве. По его словам, пока "встречи в пятистороннем формате с участием представителей Молдавии, Приднестровья и при посредничестве делегаций России, Украины и ОБСЕ будут проходить ежемесячно, в двухстороннем - каждую неделю".

4 февраля. В ходе встречи за "круглым столом" на тему "Роль средств массовой информации в процессе урегулирования приднестровского конфликта и реинтеграции страны", на которую были приглашены представители СМИ с обоих берегов Днестра, министр реинтеграции В.Шова призвал кишиневских и тираспольских журналистов отказаться от агрессивного освещения приднестровского урегулирования с тем, чтобы масс-медиа, по крайней мере, не препятствовали переговорному процессу. В.Шова, уполномоченный президентом РМ возглавить экспертную группу от Кишинева на переговорах по урегулированию, обещал максимальную транспарентность своих действий и выразил готовность поддержать любые инициативы о сотрудничестве между журналистами Приднестровья и Молдавии, направленные на преодоление пропагандистского противостояния и агрессивного стиля.

В этой связи представители СМИ высказали мнение, что язык конфронтации, используемый отдельными организациями масс-медиа, отражает, по сути, умонастроения за столом переговоров.  Если главные действующие лица в переговорном процессе, и, прежде всего, представители Кишинева, высказали бы предельно ясно свое видение формулы урегулирования, освещение переговорного процесса средствами массовой информации было бы более эффективным и менее эмоциональным, считают журналисты.       

4 февраля. Правительственная газета "Moldova suverana" опубликовала речь президента РМ  В.Воронина, произнесенную 31 января на встрече с  аккредитованными в Кишиневе иностранными дипломатами. В этом выступлении глава государства высказал свое  понимание европейской интеграции.

"Что мы понимаем под европейской интеграцией? Что-то эфемерное, конъюнктурное? Дань политической моде? Или осознанный шаг, который предполагает ответственную и серьезную работу? Я ставлю вопрос именно так  потому, что буквально на наших глазах усилиями отдельных наших политиков идея европейской интеграции сводится до уровня абсурдного популистского обещания, превращается в агрессивный политический лозунг, направленный на разрушение национальной стратегии. Во избежание любых ошибочных толкований скажу, что молдавское руководство воспринимает европейскую интеграцию как трехмерный процесс. Во-первых, это путь к реинтеграции самой Молдовы на основе самых современных юридических стандартов./.../Не следует забывать, что приднестровская проблема - это результат столкновения двух зол, одинаково опасных и одинаково чуждых европейским ценностям: шовинизма и национализма. /.../ Во-вторых, европейский путь для Молдовы означает путь модернизации экономики страны также на основе общепризнанных механизмов, функционирующих в Европе и мире. /.../ В-третьих, европейская интеграция для Молдовы означает становление и развитие наших политических институтов, /.../ реформирование публичной администрации с четким разграничением функций и полномочий, соответствующей демократическому государству с рыночной экономикой /.../", - говорится в выступлении президента. 

4 февраля. Официальные переговоры правительства с Парижским клубом кредиторов по реструктурированию внешнего государственного долга начнутся сразу же после заседания Совета директоров Международного валютного фонда (МВФ), на котором будет рассматриваться вопрос о продолжении внешнего финансирования и реструктуризации внешнего долга Республики Молдова.

Главный государственный советник по связям с международными финансовыми организациями А.Чеботарь уточнил, что заседание Совета директоров состоится после завершения Миссии МВФ, которая прибудет в Кишинев во второй половине февраля. Он сообщил также, что главные кредиторы РМ - Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация и Германия - заверили в своей поддержке ходатайства правительства относительно реэшелонирования долга.

Закон о государственном бюджете на 2003 год предусматривает выделение на обслуживание внешнего долга 83,5 млн. долларов США, что составляет 31 % бюджетных доходов.

По данным Национального банка, внешний государственный долг на конец 2002 г.  составил более 972 млн. долл., большая часть которого приходится на многосторонних кредиторов. Двусторонним кредиторам наша страна задолжала около 200 млн. долл., в том числе Российской Федерации – примерно 92 млн. и США - более 58 млн. долларов.

4 февраля. По инициативе парламентской фракции Социал-демократического альянса Молдовы (СДАМ), президент РМ В.Воронин провел сегодня рабочую встречу с ее депутатами. Члены фракции предложили обсудить проблемы, касающиеся выполнения рекомендаций ПАСЕ, экономического роста, борьбы с коррупцией, реинтеграции Молдовы. На встрече также было предложено рассмотреть аспекты, связанные с изменением избирательной системы.

Глава государства заявил на встрече, что Молдова выполнит рекомендации ПАСЕ, исходя из того, что они учитывают интересы нашей страны. Президент призвал оппозицию конструктивно содействовать этому процессу. В то же время, он отметил, что было бы уместно, если бы фракция СДАМ высказала свою позицию по ряду вопросов, касающихся будущего Республики Молдова.

На упрек лидера фракции СДАМ Д.Брагиша о неприятии фракцией ПКРМ инициативы по изменению избирательной системы путем проведения соответствующего референдума, президент РМ сказал, что это проблема чрезвычайно важная, и ее не нужно решать поспешно. Если изменение избирательной системы не является амбициями лидеров фракции, а основывается на реальном интересе государства, тогда необходимо рассмотреть эту проблему с учетом перспектив реинтеграции страны, - отметил глава государства.

Говоря об обязательности ежегодной перерегистрации партий, В.Воронин согласился с тем, что сроки и условия для перерегистрации не самые оптимальные.

5 февраля. Президиум Верховного Совета ПМР принял решение о не включении в  Государственную программу по приватизации на 2003-2004 г.г. объектов, имеющих стратегическое значение для республики. В частности, к ним отнесены объекты и имущество Минобороны, МГБ, МВД, а также Казначейство и государственные банки. В отрасли сельского хозяйства приватизации не подлежат научно-исследовательские институты, опытные станции и семеноводческие предприятия. Также запрещается продавать объекты специальной почтовой связи и историко-культурного наследия.

Окончательное решение по утверждению Государственной программы разгосударствления и приватизации примет сессия Верховного Совета на одном из ближайших пленарных заседаний.

6 февраля. Лидеры и представители руководства 16-ти оппозиционных партий Республики Молдова пикетировали здание парламента, отметив таким образом открытие весенне-летней сессии законодательного органа.

Участники акции заявили, что таким образом они протестуют против злоупотреблений со стороны власти и пытаются побудить коммунистическое большинство парламента выполнять свои обязательства перед международными организациями и прислушиваться к голосу оппозиции.

В числе формирований, принявших участие в пикетировании, значились обе оппозиционные парламентские партии - Социал-демократический альянс Молдовы (СДАМ) и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), а также ряд непарламентских формирований, в частности, Либеральная партия, Демократическая партия, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Партия социалистов.

6 февраля. Представители Управления по делам миграций Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) будут работать наряду с пограничниками по всему периметру границы региона с Украиной и Молдовой, начиная с 15 февраля.

"С 20 января нынешнего года на границах с Украиной и Молдовой уже работают пять миграционных постов, которые ведут учет въезжающих иностранцев. В январе границу Приднестровья пересекли в общей сложности более 5 тыс. иностранных граждан, из которых зарегистрировалось не более тысячи", - сказал начальник управления Вьюшков.

По его мнению, регистрация иностранцев и заполнение ими миграционных карт на границе позволит наладить четкий контроль и учет их въезда и выезда. До недавнего времени иностранцы должны были регистрироваться в отделениях паспортно-визовой службы по месту прибытия, что не всегда выполнялось.

7-8 февраля. Состоялся рабочий визит в Москву президента РМ В.Воронина, в ходе которого обсуждались вопросы двусторонних отношений между Россией и Молдавией, а также проблема приднестровского урегулирования.

10 февраля. Президент РМ В.Воронин провел телефонный разговор с президентом Украины Л.Кучмой - нынешним председателем Совета глав государств СНГ, которому он  сообщил о новой инициативе по урегулированию приднестровского конфликта, базирующейся,  главным образом,  на киевском проекте ОБСЕ, поддержанном в прошлом году всеми посредниками. Глава украинского государства одобрил инициативу Молдавии, назвав ее смелой, продуманной и соответствующей духу понимания проблемы странами-гарантами.

Президенты обсудили двусторонние отношения, в частности, проблему приднестровского участка молдавско-украинской государственной границы. Л.Кучма заверил В.Воронина в полной поддержке в деле обеспечения безопасности этого пограничного участка, заявив также, что украинские таможенные службы признают только документы с печатями Таможенного департамента РМ. В этот день президент  встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Молдове П.Чалым для подробного рассмотрения новой инициативы по урегулированию приднестровского конфликта. Украинский дипломат положительно оценил новый подход и новые решения, содержащиеся в этой инициативе.

10 февраля. Компания "Молдова-Газ" оставит без изменений поставочные цены на природный газ для бытовых потребителей, сообщил премьер-министр В.Тарлев после проведенного заседания Правительственной комиссии по оздоровлению ситуации в энергетическом секторе страны. Правительство совместно с "Молдова-Газ" изыскали возможность сохранить цены на нынешнем уровне, заявил он.

10 февраля. Аналитик Института стратегических и политических исследований США, обозреватель радиостанции "Свободная Европа" В.Сокор  заявил, что новый руководитель Миссии ОБСЕ в Кишиневе У. Хилл пытается  защитить  идею  федерализации, которая якобы благоприятна для Республики Молдова, так как учитывает специфические для страны условия многонационального государства. Если федерализация будет осуществлена по этническому принципу, то на статус субъекта федерации могут претендовать, по мнению Сокора, и Гагаузская автономия, а также уезд Тараклия, где компактно проживают этнические болгары. Киевский проект преследует, скорее, "кантонизацию" Республики Молдова, считает Сокор и рекомендует ОБСЕ отказаться от попыток смягчить последствия федерализации.

10 февраля. Российская Федерация вводит систему миграционных карт при въезде/выезде из страны иностранных граждан и лиц без гражданства, передает МОЛДПРЕС со ссылкой на  сообщение Посольства РФ в РМ.  В нем говорится, что иностранные граждане (в том числе въезжающие в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и лица без гражданства) при въезде обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Миграционную карту с отметками органа пограничного контроля России о въезде в Российскую Федерацию необходимо представить при регистрации по месту проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства в территориальном органе Министерства внутренних дел России или гостинице. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

11 февраля. В Молдавии опубликовано заявление президента В.Воронина, в котором излагается новая позиция страны по проблеме приднестровского урегулирования. Президент считает, что единственным перспективным, ответственным и результативным решением проблемы явится разработка новой Конституции Республики Молдова, соавтором и участником которой он предлагает стать Приднестровью.

12 февраля. Президент Молдовы В.Воронин считает, что принятие новой Конституции позволит более эффективно решать приднестровскую проблему. На своей пресс-конференции президент заявил, что "вопрос принятия Конституции можно решить в течении года". Глава государства обозначил порядок разработки и принятия новой Конституции.

По его словам, разработана схема, согласно которой, в ближайшее время парламент Молдовы и ВС Приднестровья должны делегировать своих представителей в состав комиссии по разработке новой Конституции. В течении шести месяцев они разработают проект Конституции, после чего на протяжении двух-трех месяцев она будет проходить экспертизу международных организаций.

"После этого необходимо провести всенародный референдум по принятию Конституции и выборы нового парламента с участием населения Молдовы с двух берегов Днестра. Уже новый парламент вправе будет избрать президента, сформировать правительство и т.д.", - отметил Воронин.

Он подчеркнул, что эта процедура уже согласована с ОБСЕ, с Голландией, председательствующей в ОБСЕ, а также с США и посредниками в переговорном процессе - Россией и Украиной.

Отвечая на вопросы журналистов, президент сказал, что "реакция Приднестровья пока неизвестна".

По его мнению, необходимо будет проводить досрочные парламентские выборы, так как очередные должны состояться только в феврале-марте 2005 г.  Воронин воздержался говорить о том, какая в новой Конституции Молдовы должна быть форма правления, государственная символика, государственный язык и другие атрибуты. Он мотивировал это тем, что не хочет изначально "оказывать какое-то влияние на работу будущей конституционной комиссии". Воронин сказал, что Приднестровье, которое будет иметь особый статус в составе будущей федерации также должно самостоятельно определиться относительно всех этих положений.

Президент полагает, что выдвинутые им инициативы приведут к активизации политических сил в Молдове, в том числе и оппозиции. "Мы хотим иметь здоровую оппозицию, которая не будет конкурировать в деле развала страны, а будет бороться за ее процветание", - подчеркнул Воронин.

12 февраля. Молдову посетил помощник государственного секретаря США С.Рейдмейкер, который курирует вопросы контроля за вооружением. В ходе визита он встречался с министром иностранных дел Молдовы Н.Дудэу, командующим ограниченным контингентом российских войск в Приднестровье генерал-майором Б.Сергеевым. На пресс-конференции в посольстве США помощник госсекретаря сказал, что в Кишинев он прибыл из Грузии, где также знакомился с процессом вывоза российского вооружения. С.Рейдмейкер сообщил, что вскоре он будет обсуждать проблему вывоза вооружений из Молдовы и Грузии с российскими экспертами в Москве.

Касаясь проблем, тормозящих процесс вывоза техники и вооружений из Молдовы, Рейдмейкер остановился на позиции администрации Приднестровья, в частности, о финансовой стороне вопроса. Известно, что официальный Тирасполь требует компенсаций за технику. "США и страны ОБСЕ готовы оказать финансовую поддержку России в вывозе ее вооружений", - сказал он.  Рейдмейкер  выразил уверенность в том, что Россия и страны-члены ОБСЕ смогут убедить администрацию Приднестровья в том, что она должна сотрудничать в вопросах вывоза вооружений.

Помощник госсекретаря отметил, что до сих пор вопросы вывоза вооружений решались с помощью в основном "дипломатических усилий". Он дал понять, что по отношению к Тирасполю могут применяться и другие рычаги воздействия, к примеру, экономические.

Отвечая на вопрос о реакции США на инициативу президента В.Воронина о новой Конституции Молдовы посол США в Кишиневе П.Смит сказала, что "идея эта обсуждалась и в посольстве, и в Вашингтоне". Она отметила, что США поддерживают инициативу и расценивают ее как дополнение к проекту ОБСЕ, предложенному для окончательного урегулирования приднестровской проблемы в июле 2002 г. в Киеве. Дипломат считает, что если проект ОБСЕ принимается конфликтующими сторонами, то его реализация потребует принятия новой Конституции Молдовы. Посол сказала, что работа над новой Конституцией и проектом ОБСЕ должна вестись в двух направлениях, что только ускорит урегулирование приднестровской проблемы. П.Смит сказала, что ее страна сделает все возможное для того, чтобы поддержать эту инициативу и довести ее до успешного завершения.

14-15 февраля. В Тирасполе прошла международная научно-практическая конференция по теме «Воспитание в культурно-образовательном пространстве Приднестровья: реалии и перспективы». Ее организаторами выступают Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Международная Славянская академия образования имени Я. А. Коменского и Южное отделение Российской академии образования.

Основной темой конференции станут нынешние проблемы (и перспективы) славянского образовательного пространства. По этой  тематике в программе первого дня конференции будут представлены три доклада: «Современные ценности и цели воспитания в славянском образовательном пространстве» (Бондаревская Е. В., доктор педагогических наук, академик Российской академии образования), «Тенденции и практика поликультурного воспитания в Приднестровье» (Гелло В.А., кандидат педагогических наук, первый заместитель министра просвещения ПМР), «Культурологические основы воспитания национального сознания у современной молодежи» (Кононенко П. П., доктор педагогических наук, профессор, академик АПН Украины).

В ходе культурной программы российские и  украинские участники конференции познакомятся с достопримечательностями приднестровской столицы – в частности, посетят Кафедральный Собор Рождества Христова.




К некоторым результатам визита в Москву президента Молдавии В.Воронина

Геннадий Коненко

В результате достигнутой на недавней встрече в верхах государств-участников СНГ договоренности с президентом России В.Путиным 7-8 февраля с.г. молдавский президент В.Воронин посетил Москву с кратким рабочим визитом. Как предполагалось, основное внимание в ходе этого визита было уделено обмену мнениями по проблеме приднестровского урегулирования.

Многие наблюдатели после анализа итогов официальной поездки В.Воронина в США сделали вывод о том, что линия Кишинева в отношении Тирасполя станет более жесткой, в т.ч. в рамках переговорного процесса. Это подтвердило дальнейшее развитие событий. На заседании Постоянного совещания политических представителей России, Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ 29-30 января молдавская делегация вновь отказалась подписать протокол, в котором другие участники переговоров намеревались окончательно затвердить формулировку 1 статьи будущего документа об урегулировании, гласившую:  «Республика Молдова и Приднестровье составляют демократическое, правовое, федеративное, территориально целостное государство…», и где ниже отмечалось, что Приднестровье является субъектом федерации. Другой пример. В конце прошлого года Кишинев обратился к аккредитованным в Республике Молдова дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций с просьбой осуществлять все  контакты с Приднестровьем только с ведома МИД РМ, не выдавать виз лидеру региона И.Смирнову и его ближайшему окружению и т.д. Кроме того, молдаване вернулись к вопросу о замораживании счетов И.Смирнова и членов приднестровской администрации в иностранных банках и введении запрета на их передвижения в странах, с которыми Молдова имеет соглашения о безвизовом пересечении границы.

Как предполагали многие СМИ, главной целью нынешнего визита президента В.Воронина было убедить российского коллегу в обоснованности своего видения путей решения приднестровской проблемы и, по возможности, подключить Россию к мерам давления на тираспольское руководство, которые могли бы заставить его согласиться на молдавский вариант статуса Приднестровья.

Все эти непростые вопросы стали предметом весьма обстоятельного обсуждения. Достаточно сказать, что собеседники значительно превысили запланированное для переговоров время – вместо отпущенных 40 минут встреча длилась более 2-х часов. А по нашей информации, президенты в тот же вечер продолжили беседу в неофициальной обстановке в посольстве РМ.

В последнее время президент В.Воронин в своих выступлениях по вопросу будущего устройства государства практически не употреблял слова «федерация», «федерализм», «федеративное государство» и т.д., что не осталось незамеченным. Многие задались вопросом, а чтобы это значило. Ведь совсем недавно кишиневские руководители публично и неоднократно заявляли о своей твердой приверженности Киевскому проекту соглашения от 3 июля 2002 года, который как раз и предлагает сторонам строить их общее государство на принципах федерализма. Больше того, руководство страны приложило немало усилий, чтобы эта идея получила положительный отклик среди населения. Конечно, нельзя не учитывать, что сразу после появления Киевского документа автономная Гагаузия тут же обратилась к посредникам – России, Украине и ОБСЕ с просьбой о присоединении к переговорам в надежде получить в будущей федерации такие же права, что и Приднестровье. Вслед за этим и на севере Молдавии, где компактно проживают украинцы, и на юге (Тараклийский район), где издавна живут болгары, стали раздаваться голоса о необходимости повышения и их статуса в составе Республики Молдова, возможно, до субъекта федерации.

В известном смысле эти тенденции нашли отражение в интервью российского посла в Кишиневе  «Независимой газете», где он, пессимистически оценивая перспективы решения приднестровской проблемы в целом,  отметил, что урегулирование в Молдавии возможно на пути создания федеративного государства, субъектами которого могли бы быть 3-4 района, имея в виду, видимо, прежде всего, Приднестровье, а также Гагаузию, север страны, и, может быть, Кишинев, который представлял бы остальную часть молдавской территории и центральную власть.

Такое разделение Республики Молдова, если судить по некоторым опросам общественного мнения, пока не вызывает энтузиазма у большинства опрошенных, которое предпочитает видеть свою страну единым государством. Нынешнее руководство РМ не может не считаться с этим обстоятельством, особенно сейчас, когда налицо активизация радикальной националистической оппозиции в лице Христианско-демократической народной партии и уже наметившееся организационное объединение правых и правоцентристских сил в борьбе с правящей партией молдавских коммунистов (ПКРМ) накануне разворачивающейся предвыборной кампании по избранию новых органов местной власти и самоуправления (апрель 2003 года).

На пресс-конференции, состоявшейся по окончании  встречи президентов с глазу на глаз, о федеративном устройстве Молдавии прямо речи не шло.  И В.Путин, и В.Воронин примерно в одних и тех же выражениях  говорили о необходимости продолжения переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем при активном посредничестве России, Украины и ОБСЕ.  Конечной целью переговоров, по их мнению, должно стать «определение гарантированного статуса Приднестровья при сохранении суверенитета и территориальной целостности Молдавии.

Не затрагивался на пресс-конференции и вопрос ныне действующего механизма переговоров по приднестровскому урегулированию. Казалось бы, Россия должна была высказать свою точку зрения после того, как Вашингтон с согласия и при содействии Кишинева фактически уже стал шестым участником переговорного процесса. К тому же Москва всегда довольно прохладно относилась к интернационализации проблемы Приднестровья.

Складывалось впечатление, что за общими и уже известными формулировками скрывалась какая-то недоговоренность. На вопросы, обращенные к лицам из окружения молдавского президента «в кулуарах», последовали намеки на то, что в ближайшее время руководство Молдавии намерено выступить с заявлением, в котором будет изложен новый подход к приднестровской проблеме и будут содержаться конкретные предложения по ее урегулированию.

Картина прояснилась во вторник, 11 февраля, когда газета «Независимая Молдова» опубликовала заявление президента В.Воронина. В нем действительно содержались новые элементы молдавской позиции по проблеме Приднестровья. И не просто новые, но которые фактически меняют и существующий формат переговоров, и уже наработанную концепцию приднестровского урегулирования.

Во-первых, президент В.Воронин утверждает, что раз «объединение Республики Молдова должно осуществляться не только на принципах единства территории и государственной власти, не просто на основе демократического и республиканского политического устройства, но и на основе федеративных принципов, то в сложившемся правовом поле весь этот путь пройти невозможно в принципе». Правда, все же неясно, почему. Ведь Киевский проект соглашения по урегулировнию, разработанный в рамках пятистороннего формата переговоров,  как раз впервые и давал Кишиневу возможность выйти «из порочного круга» унитарности и начать работу над федеративным устройством будущего государства.  Кстати, Молдавия, наряду с ОБСЕ, была соавтором этого документа, от которого она решила сегодня отказаться.  Дело, видимо,  в том, что  в Кишиневе, скорее всего,  пересмотрели свою прежнюю позицию и теперь уже  хотели бы видеть в Приднестровье только автономное образование по типу Гагаузии, пусть даже под названием субъекта федерации.

Во-вторых, единственным перспективным, ответственным и результативным решением в сложившейся ситуации является, считает президент В.Воронин, подготовка и принятие новой Конституции Республика Молдова.  Приднестровью  он предлагает стать ее соавтором и участником.  Далее опять идут головоломки, как и в Киевском проекте документа.  Что же будет сначала? Разработка новой конституции или проекта  нового соглашения с Приднестровьем.  В заявлении говорится, что базовые принципы конституционного устройства, механизмы их реализации и приведения в действие закладываются в основу будущего молдавско-приднестровского документа по урегулированию, проект которого в самое ближайшее время будет передан властям Приднестровья, представителям стран-гарантов, миссии ОБСЕ в Молдове. А что, разве эти «принципы и механизмы их реализации» уже получили одобрение на всенародном референдуме, проведения которого требует в таком случае ныне действующая Конституция.

По мнению многих юристов, специализирующихся в области государственного права, вначале сторонам все же следует подписать документ об их принципиальном согласии строить свои отношения в рамках федеративного государства, а уже затем начинать процесс разработки и принятия новой Конституции, которая затвердит статус ПМР с учетом основных положений подписанного к этому времени соглашения о нормализации отношений  между Молдавией и Приднестровьем. Таким документом могла  бы стать Декларация о намерениях, однако молдавская сторона отказалась поставить под ней свою подпись, несмотря на то, что другие участники переговоров ее подписали.

Десятилетний опыт переговоров по приднестровскому урегулированию показывает, что постоянное вбрасывание все новых и новых проектов участниками переговорного процесса только затягивает решение проблемы.  И, видимо, правы были политэксперты России. Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ, которые после встречи в Москве в декабре прошлого года решили сосредоточить свои усилия на общем едином документе, в основу которого был положен  текст Киевского проекта соглашения. Теперь с этой договоренностью покончено.  Думается, что вслед за Молдавией и Приднестровье не преминет выложить на стол переговоров свои имеющиеся у него наработки.  И переговоры вернутся на круги своя. Что от этого выиграет Россия, пока неизвестно. Инициатором включения в Киевский проект соглашения по урегулированию конституционных положений были эксперты ОБСЕ и, возможно, Совета Европы и Евросоюза, которые оказывали Кишиневу консультативные услуги. А недавно, еще до визита президента В.Воронина, новый личный представитель Действующего председателя ОБСЕ  А.Якобович уже упомянул о том, что ОБСЕ готова помочь Молдавии и Приднестровью в согласовании их Конституций с целью ускорения процесса приднестровского  урегулирования. Хотя  на переговорах в Москве молдавский президент говорил о том, что переговорный процесс будет идти при участии России, Украины и ОБСЕ, по нашему мнению, Кишинев вряд ли откажется от проводимой им линии  на активное подключение США и Евросоюза к приднестровской проблематике, а также других ведущих стран. В настоящее время в Кишиневе вынашивается идея созыва в молдавской столице в мае-июне с. г. международной конференции на высоком уровне по теме: «Реинтеграция Республики Молдова в постконфликтной ситуации».

Возвращаясь к пресс-конференции, отметим, что в выступлениях президентов России и Молдавии не упоминались и такие ключевые проблемы, связанные с приднестровским урегулированием, как вывоз российского военного имущества, вывод Оперативной группы российских войск из региона, а также проведение военно-гарантийной операции (ВГО) после нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.

По всей видимости, этим вопросам была посвящена отдельная встреча В.Воронина с первым заместителем министра иностранных дел РФ В.Трубниковым, состоявшаяся 8 февраля.   Пока о результатах встречи ничего неизвестно. Может быть, и тут нас ждут сюрпризы,  однако, на наш взгляд, российская позиция в этих вопросах вряд ли претерпела какие-либо серьезные изменения. Россия по-прежнему намерена уложиться в новые сроки по вывозу вооружений и боеприпасов – до 31 декабря 2003 года -  и делает все от нее зависящее, чтобы выполнить взятые на себя обязательства в Стамбуле на встрече в верхах ОБСЕ в 1999 году. Россия идет при этом на значительные финансовые расходы. Например, за вывезенные на начало февраля десятью эшелонами военную технику, вооружение, боеприпасы и др. Приднестровье получило 100 - процентную  компенсацию в виде военного имущества не боевого назначения. Чтобы разблокировать дальнейший вывоз, правительство РФ приняло решение о частичном сокращении задолженности Тирасполя за поставки российского газа на сумму 100 млн. долл. США. А ведь военное имущество бывшей 14-армии принадлежит России, как бы это не оспаривала приднестровская сторона. Тем не менее, руководство ПМР,  хотя и не отказывается от содействия в вывозе российского оружия, но ставит все новые и новые условия, прежде всего материального характера, чтобы как можно на дольше растянуть процесс вывоза оружия и вывода наших военных из региона. Впрочем, это понятно, ибо речь идет, как считают приднестровцы, об их безопасности.

Позиция молдавских лидеров в этом вопросе, надо сказать, отличается последовательностью и твердостью на протяжении всех лет после провозглашения независимости страны. И, как показал ответ В.Воронина на вопрос, заданный на пресс-конференции 7 февраля румынским журналистом, вывоз оружия не является предметом торга с Приднестровьем. Это надо, видимо, понимать так, что российское вооружение и боеприпасы должны быть вывезены, независимо от переговоров по статусу Приднестровского региона.

Если говорить о военно-гарантийной операции, то совершенно очевидно, что сохранение миротворцев, а в их состав, по нашему мнению, обязательно должны быть включены российские подразделения, является основной гарантией мира, стабильности и безопасности в регионе.

Как полагают российские эксперты, проект соглашения по ВГО нужно разрабатывать уже сейчас, одновременно с общим документом по урегулированию, чтобы снять озабоченность приднестровцев относительно возможных попыток решения проблемы силовыми методами и отсутствия на данный момент ясности, как и кем будет обеспечиваться мир и безопасность в регионе после прекращения ныне действующей миротворческой операции.

Пока, как показали имевшие место переговоры с молдавской стороной по данной проблематике, Кишинев не готов изложить свою позицию на этот счет, что затягивает начало юридической проработки будущего миротворческого механизма и, следовательно, параметров нашего военного присутствия в регионе. Трудно сказать, появились ли какие-то новые элементы в подходе РМ к этому вопросу после встречи В.Воронина и В.Трубникова. Известно лишь то, что в настоящее время Молдавия не возражает против вхождения российских военных в будущий миротворческий контингент в Приднестровье. Учитывая характер наших сегодня отношений с Республикой Молдова, а главное, заявления молдавских руководителей о том, что они видят в России стратегического партнера, наверное, Россия могла бы рассчитывать и  набольшее.

Подводя итоги прошедших в Москве российско-молдавских переговоров на высшем уровне, по нашему мнению, можно пока сказать лишь одно. Молдавия добилась своих целей. Кремль одобрил новые подходы Кишинева к проблеме приднестровского урегулирования. Без его согласия вряд ли появилось бы упомянутое выше заявление президента В.Воронина,  который,  не теряя времени даром, уже после московского визита успел заручиться поддержкой своих планов у президента Украины Л.Кучмы. Россия же пока, кроме словесных заверений в дружбе, ничего нового от президента Молдавии не услышала.

Так что приднестровское агентство «Ольвия – пресс» несколько поторопилось, озаглавив одну из своих последних статей словами  «Москва слезам не верит».




Ольвия-пресс,
31 января 2003

Интервью мининдел ПМР В.Лицкая по завершении визита в Тирасполь представителя Действующего председателя ОБСЕ А.Якобовича

- Первый вопрос, рассмотренный на встрече (представителя Действующего председателя ОБСЕ А.Якобовича и главы миссии ОБСЕ в РМ У.Хилла c президентом ПМР И.Смирновым) – это ход переговорного процесса, в чем есть достижения, в чем существуют трудности, и что необходимо предпринять для их разрешения.

Говоря о достижениях, должен отметить, что результатом работы экспертов стали очень неплохие документы. Из них самый главный, на мой взгляд, - это документ, который, наконец, создает представление о формате договорной федерации. В нем зафиксирована статья первого будущего итогового документа, которая гласит, что Молдова и Приднестровье составляют вместе федерацию на договорной основе. С небольшим разделением по главам.

Это очень важная принципиальная позиция, и этот документ вчера подписали все участники, кроме Республики Молдова. Таким образом, провозглашая на словах желание вести работу в направлении федерализации, много говоря о том, что Кишинев поддерживает киевский проект ОБСЕ, Республика Молдова, подойдя к необходимости подписания положений этого документа, отказалась это делать и оказалась одна против четырех.

Поэтому для представителей ОБСЕ стало совершенно ясно, кто есть кто в переговорном процессе, кто на самом деле его тормозит и создает трудности. Зарубежные дипломаты прямо заявили, что намерены оказать большое давление на Молдову, на ее руководство – с тем, чтобы они этот документ приняли и подписали. Посмотрим по результатам.

Вторая проблема, которая весьма волнует ОБСЕ – это вопрос утилизации и вывоза боеприпасов бывшей 14-й армии. Проблема эта очень стара и господин Хилл ее знает, наверное, лучше, чем остальные. Президент Приднестровья вручил представителям ОБСЕ все протоколы, подписанные за последний год, и письма, которые мы получали от россиян. И здесь тоже было показано, что мы не препятствуем в выполнении Россией своих международных обязательств. Проблема в том, что компенсации, которая обязалась выплатить российская сторона, до сих пор не проплачиваются. Ознакомившись со всеми документами, Вильям Хилл заявил, что вопросы вызывает исключительно позиция российской стороны. Как нам стало известно, Глава миссии ОБСЕ на следующей неделе собирается в Москву, где будет встречаться с официальными лицами России, которые занимаются этим вопросом. Таким образом, с нас сняты обвинения в том, что мы что-то тормозим.

Еще один важный вопрос, рассмотренный на встрече, касался ситуации на приднестровской границе. Зачастую свое суждение международные дипломаты строят исходя из пропаганды Кишинева – о «черной дыре», о «неконтролируемой границе», о «потоке оружия» и т.д. Естественно, первое, что мы спросили:

- А факты у вас есть? - Нет фактов, - ответили представители ОБСЕ.

- Молдова представляла такие факты?  - Нет, не представляла.

- На чем основаны ваши представления о ситуации? - Ну, у нас такие впечатления.

Для того, чтобы поставить, наконец, точку во всех этих бездоказательных обвинениях, Президент

ПМР предложил представителям ОБСЕ провести проверку всех приднестровских заводов. На основании такой проверки мы предложили сделать официальный доклад, который будет распространен по всем странам ОБСЕ для того, чтобы окончательно закрыть возможности для спекуляций молдавской пропаганды. Наше предложение было принято представителями ОБСЕ с большим чувством удовлетворения, и в ближайшее время будет рассмотрена возможность его реализации.

Таким же образом было предложено решить вопрос с уровнем контроля на границе. Готовность Приднестровья к международному мониторингу была оценена весьма высоко, и я надеюсь, что эти два конкретных предложения, будучи реализованы, во многом снимут негативное, ошибочное впечатление о ситуации в Приднестровье.

Очень серьезная беседа состоялась у нас и по экономической ситуации.   Мы проинформировали делегатов ОБСЕ о тех мерах, которые предпринимает Республика Молдова по экономической блокаде Приднестровья. В свою очередь, представители ОБСЕ отметили, что все эти действия не соответствуют европейским нормам экономической жизни.

В целом, я могу оценить результаты беседы как весьма полезные и считаю, что есть определенные перспективы на дальнейшую плодотворную работу по всем рассмотренным вопросам.




GazetaSNG,
31 января 2003

Слабая Молдавия – лакомый кусок для Запада

Игорь Ротару

После визита президента Молдавии в США в конце прошлого года внешнеполитический курс официального Кишинева, похоже, все больше уклоняется в сторону Запада. Наглядным примером этому служит разрешение молдавских властей провести оппозиции 6 февраля митинг у здания парламента Молдавии. Как сообщает РИА "Новости", в этот день будут возобновлены после новогодних каникул пленарные заседания законодательного органа республики. Пикетирование здания парламента лидеры оппозиции планируют провести с целью, как они заявляют, "заставить коммунистическое правление отказаться в канун местных выборов от антидемократического курса". Одно из главных требований оппозиционеров - отмена закона о регистрации партий, так как, по их мнению, этот "закон является главным инструментом упразднения политических партий накануне выборов".

Не исключено, что это требование оппозиции власти Молдавии выполнят. Ведь отказаться от нынешнего курса Владимира Воронина по сути призывал и Джордж Буш, пообещав ему деньги на списание внешних долгов. Симптоматично, что из-за долгов по членским взносам Молдавия может лишиться права голоса во многих международных организациях. По этой причине уже приостановлено право республики голосовать в ООН. По данным молдавского Министерства финансов, долги Кишинева по членским взносам в различные международные организации составляют около 30 млн. долл. Сейчас правительство определяет наиболее важные для республики организации, чтобы погасить задолженность перед ними в первую очередь и избежать санкций.

Одной из приоритетных международных организаций в этом году для Молдавии является Совет Европы. В нем республика, согласно графику ротации, должна председательствовать с мая по ноябрь.

В сложившейся ситуации слабая Молдавия, несомненно, является лакомым куском для Запада. Не прошло и месяца после памятных переговоров Воронина с Бушем, как Европейский Союз объявил о намерении выделить Молдавии около 2,3 млн. долл. Эти средства пойдут на ремонт больниц, а также открытие новых медицинских центров в сельской местности. Активизировалось мировое сообщество и в деле урегулирования приднестровского конфликта. Напомним, что президенты США и Молдавии договорились о том, что Вашингтон получит роль посредника в этом процессе.

Кстати, в эти дни в Кишиневе проходил очередной раунд переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы. Его участники - представители России, Украины, ОБСЕ, а также Молдавии и Приднестровья приступили к постатейному обсуждению проекта о статусе Приднестровья. За основу был взят документ, предложенный ОБСЕ и предполагающий федерализацию Молдавии. Молдавские власти назвали его "первой серьезной попыткой всеобъемлющего решения приднестровской проблемы".

Глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл надеется, что в 2003 г. удастся добиться прогресса в достижении политического урегулирования приднестровского конфликта. Дипломат считает важным, что в ходе нынешнего раунда переговоров в Кишиневе стороны вернулись к обсуждению проекта, представленного ОБСЕ, взяв его за основу для дальнейших переговоров. По его словам, несмотря на различное видение многих проблем и конкретных статей проекта соглашения, стороны все же нашли общий язык по некоторым вопросам.




Ольвия-пресс,
10 февраля 2003

Москва слезам не верит

Игорь Петров

В последние годы в переговорном процессе между Приднестровьем и Молдовой Москва занимала позицию невмешательства: "как стороны договорятся, так и будет"; российский МИД интересовало только выполнение стамбульских обязательств, а Кремль делал ставку на коммунистов, пришедших к власти под пророссийскими лозунгами. Считалось, что коммунистическим властям трудно будет найти точки соприкосновения с западными демократиями и пророссийская ориентация режима обеспечена.

В свою очередь, власти РМ рассчитывали на помощь Москвы в приднестровском урегулировании. Но Кишинев, пользуясь выступлениями правых радикалов, отказался от выполнения своих предвыборных обязательств, а Москва хотя и поддержала экономическую блокаду ПМР, все призывы к силовому давлению на Тирасполь игнорировала. Когда в Кишиневе поняли, что Россия не потерпит силовой акции против Приднестровья, молдавские власти переориентировались на Запад, руководство РМ взяло курс на интернационализацию приднестровского вопроса. Надежды российских политиков не оправдались, на почве антируссизма и ликвидации российских вооружений коммунисты легко нашли общий язык с администрацией Буша. Главным приоритетом внешней политики была объявлена евроинтеграция, а пророссийские лозунги были забыты.

Начиная с пражского саммита НАТО действия Кишинева представляли собой дипломатическую подготовку силовых действий против Приднестровья. Как стало известно спецслужбам ПМР, Служба информации и безопасности Молдовы готовила операцию по устранению «тираспольского режима». Единственным препятствием было и остается российское военное присутствие в Приднестровье.

Как известно, на саммите ОБСЕ в Порто срок выполнения Россией стамбульских обязательств по вывозу вооружений был продлен до конца 2003 г., а в январе текущего года появилась пока не подтвержденная информация: МИД РФ заявил о намерении сохранить военное присутствие России в Приднестровье и после выполнения стамбульских обязательств Москвы по вывозу вооружений. Позже стало известно о телеграмме в Тирасполь, в которой приостанавливалось действие приказа о свертывании ОГРВ. Таким образом, совсем недавно казавшийся уже решенным вопрос о российском военном присутствии в Приднестровье остается открытым как минимум до конца 2003 года. Еще до саммита ОБСЕ в Порто заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников, курирующий приднестровский вопрос, поставил ликвидацию военного присутствия России в регионе в зависимость от процесса приднестровского урегулирования. Выполнение стамбульских соглашений при этом под сомнение не ставилось. Видимо, наконец, и в Москве осознали, что присутствие российских войск в Приднестровье - это не только гарантия мира на Днестре, но и необходимое условие переговорного процесса.

Если обратиться к истории переговоров, то наибольшего прогресса удалось достичь в 1997-98 гг., когда были достигнуты договоренности о строительстве «общего государства». Усиление правых политических сил в Кишиневе приостановило переговорный процесс, а подписание стамбульских договоренностей стало одним из факторов, приведших к его свертыванию. На фоне недавних разоблачений планов молдавских спецслужб создается впечатление, что молдавские власти ждали ухода из региона России для того чтобы беспрепятственно решить «приднестровскую проблему» по-своему, без ее участия. Смена руководства в Кишиневе ничего не дала, напротив, чем ближе подходили сроки вывода российских войск, тем агрессивней были настроены молдавские власти. По нашему мнению, подписание стамбульского протокола не прибавило безопасности в Европе, но способствовало сохранению очага нестабильности в регионе.

Федерализация - оптимальный, если не единственно приемлемый выход из тупика. Проект федерализации, ставший реальностью благодаря усилиям посредников, был, однако, использован Кишиневом в качестве попытки навязать Тирасполю неравные условия игры. Однако успешно продвигаемое приднестровской дипломатией положение о договорной федерации завело Кишинев в его собственные сети, у Приднестровья появилась реальная возможность стать субъектом международного права. Категорический отказ президента РМ дать согласие на подпись молдавской стороны под Декларацией о намерениях от 5 декабря 2002 г., проваливший полугодовые усилия посредников, объясняется именно этими соображениями.

Сегодня посредники пытаются достичь уровня 1997-98 гг. Но за 5 лет изменилось многое, Приднестровье укрепило свою государственность, еще раз подтвердило свою способность выживать в любых условиях, а посредники, после многочисленных провалов молдавской дипломатии, связанных с деструктивной позицией руководства Молдовы, настроены более жестко по отношению к Кишиневу.

Когда Россия пустила все на самотек – "пусть сами договариваются, мы только обеспечиваем мир" – переговорный процесс остановился. Приднестровью экономически нецелесообразно и политически бесперспективно строить общее государство с Молдовой, в которой помимо миллиардных долгов систематически нарушаются права человека. А молдавским политикам спокойней жить в той политической системе, которая уже сложилась. Объективно, если придется объединяться с ПМР, состав электората изменится в пользу русскоязычных, в молдавской политической системе появятся новые лидеры, нельзя исключать, что именно Игорь Смирнов станет альтернативой Воронину. Молдавский истэблишмент не может идти на такой риск.

Тем временем в переговорном процессе усиливается роль ОБСЕ. Вопреки мнению большинства наблюдателей, главной задачей американского дипломата Уильяма Хилла, сменившего Дэвида Суорца на посту председателя Миссии ОБСЕ в Молдове, он сам называет именно урегулирование отношений между Молдовой и Приднестровьем, а не вывоз российских вооружений. Хилл не сомневается в решимости Москвы выполнить стамбульские обязательства. По признанию главы Миссии, «США и Европейский Союз следят и даже участвуют в переговорном процессе», Миссия ОБСЕ отныне представляет позицию США и ЕС.

Парадоксально, но негласное подключением к переговорному процессу Соединенных Штатов Америки обусловило усиление позиций Москвы в приднестровском урегулировании. Москва и Вашингтон договорились о координации своих действий в приднестровском регионе. Не секрет, что США заинтересованы, прежде всего, в ликвидации российского военного присутствия, Кремль готов пойти на это, но в случае ухода России из региона в условиях неурегулированности приднестровской проблемы, становится реальной возможность нового вооруженного конфликта. Вполне логичным в этой ситуации представляется решение Москвы увязать процесс «ухода» России из региона с прогрессом в ходе приднестровского урегулирования.

Российское военное присутствие чаще всего ассоциируется со складом боеприпасов в Колбасне, присутствие ОГРВ Москва всегда обосновывала необходимостью охраны своего вооружения. Теперь, когда выполнение стамбульских обязательств не подвергается никакому сомнению, военный «уход» России из региона – дело  решенное. Тем не менее, принципиальная позиция Кремля в приднестровском вопросе сегодня, когда найден приемлемый для всех путь к урегулированию посредством федерализации, может означать очень многое. Единая позиция посредников не может не стать стимулом дальнейшего прогресса в переговорном процессе.

В условиях, когда ОБСЕ во главе с США настаивают на федеративной формуле урегулирования, Воронин поехал искать поддержки своей невнятной позиции в Москву. Но президент Молдовы приехал с пустыми руками. Насчитывающие не первый год обещания придать  русскому языку статус второго государственного звучат довольно сомнительно на фоне прекращения деятельности телевизионного канала «ОРТ-Молдова», единственного «русского» канала общереспубликанского значения, закрытие которого почему-то было приурочено к московскому визиту молдавского лидера. А утверждения о «последовательном» выполнении предвыборных обещаний вообще могут быть рассчитаны только на российского обывателя. Молдавскому президенту нечего было предложить своему российскому коллеге.

Прошедший 7 февраля визит молдавского президента в российскую столицу пока не расставил все точки над «i». Согласно тем скудным сведениям, которые все-таки просочились через средства массовой информации, Владимир Воронин получил недолгую отсрочку для представления молдавского варианта приднестровского урегулирования. Вместе с тем, на встрече Владимир Путин озвучил официальную позицию Москвы, вновь подтвердив намерение России быть активным гарантом урегулирования. При этом важно напомнить, что буквально за день до визита Воронина в Москву Кремль в лице зам. министра иностранных дел Александра Яковенко ясно дал понять, что Россия настаивает на принятии федеративной формулы как основы переговоров. Надежда на серьезность намерений Кремля ускорить справедливое разрешение вопроса остается.

Кишинев, лавируя между Россией и Западом, пытался затянуть переговорный процесс, но теперь позиции России и Запада практически совпадают. И те, и другие настаивают на федерализации, посредники демонстрируют твердое намерение решить приднестровский вопрос в кратчайшие сроки. Таким образом, залогом развития переговорного процесса является принципиальная позиция посредников и гарантов, не намеренных больше терпеть очага нестабильности в регионе. Официальному Кишиневу придется сесть за стол переговоров с приднестровскими лидерами и искать компромисс в построении «общего государства» на равноправной основе, иначе приднестровский вопрос, который на самом деле является вопросом молдавской государственности, будет решаться без участия Молдовы.




Независимая Молдова,
11 февраля 2003

Заявление Президента Республики Молдова Владимира Воронина

 Становление государственности в Молдове убедительно доказывает, что решение приднестровской проблемы является основным вопросом суверенного и независимого развития нашей страны. Для всех давно очевидно, что до тех пор, пока граждане Молдовы разделены, пока существуют две армии, две таможни, две банковские системы, народ Молдовы не сможет радикально улучшить свою жизнь, не сможет успешно восстановить свою экономику и социальную сферу.

Мы постоянно помним, что приднестровская проблема - это еще и личная драма многих и многих наших сограждан по обе стороны Днестра, это потеря близких людей, это разоренные дома и сломанные судьбы. Но не месть и ненависть, не усугубление гражданского и межнационального раскола, а принципиально новое, демократическое и необратимое решение приднестровской проблемы должно стать памятником морального торжества над прошлой трагедией. Объединение Молдовы на основе самых современных стандартов и ценностей - единственный путь к восстановлению достоинства наших граждан и процветанию государства.

Республика Молдова с благодарностью воспринимает усилия международного сообщества по содействию в решении приднестровской проблемы на основе единства и территориальной целостности государства. Мы признательны странам-гарантам - Российской Федерации, Украине за многолетнюю и ответственную работу по восстановлению молдавского государства. Мы особенно признательны ОБСЕ, выступившей с инициативой нового подхода к решению приднестровской проблемы. Поддержка этой инициативы и странами-гарантами, и США, и странами Европейского союза явилась важным контекстом понимания проблемы реинтеграции Молдовы, прежде всего как задачи решительной модернизации ее правовой, экономической и социальной сфер. Столь заинтересованная и конструктивная международная поддержка процесса объединения нашей страны, ее нового курса реформ налагает на стороны переговорного процесса особую ответственность по активной практической реализации последних предложений.

Сознавая ответственность за объединение страны, гарантирование гражданского мира и полноценного демократического развития, опираясь в первую очередь на проект урегулирования приднестровской проблемы, предложенный ОБСЕ, как Президент Республики Молдова выступаю с новой инициативой - планом окончательного урегулирования приднестровской проблемы.

Данная инициатива вытекает как из результатов переговорного процесса, так и из решительных намерений Республики Молдова придти к окончательному и полномасштабному разрешению приднестровской проблемы. Учитывая, что объединение Республики Молдова должно осуществляться не только на принципах единства территории и государственной власти, не просто на основе демократического и республиканского политического устройства, но и на основе федеративных принципов, убежден, что в сложившемся в настоящее время правовом поле пройти весь этот путь невозможно в принципе. Необходимо, наконец, признать, что существующее конституционное оформление Республики Молдова ограничивает нас в модернизации государства, делает нас заложниками той системы, которая сложилась в условиях противостояния с Приднестровьем, под напором националистических амбиций Кишинева и курса властей Тирасполя на выход из состава Молдовы. Я считаю, что единственным перспективным, ответственным и результативным решением в сложившейся ситуации является подготовка и принятие новой Конституции Республики Молдова.

Опыт последнего десятилетия красноречиво свидетельствует о том, что нам нужна Конституция, которая бы учитывала все перспективные задачи нашей страны. Нам нужна Конституция, разрешающая проблемы, а не загоняющая их вглубь. Нам нужна Конституция, которая станет предметом гордости нашего народа, плодом совместной работы гражданских институтов с обоих берегов Днестра, которая будет соответствовать самым современным стандартам международного сообщества. Нам нужен такой Основной закон, который бы соответствовал основному моральному закону нашей страны - жить в мире, согласии и единстве на той земле, которую мы унаследовали от предков и которую обязаны передать следующим поколениям.

Сегодня мы не идем в Приднестровье со своим уставом, мы не требуем безоговорочной капитуляции. Сегодня мы предлагаем Приднестровью стать участником и соавтором новой Конституции Республики Молдова. Базовые принципы конституционного устройства, механизмы их реализации и приведения в действие мы кладем в основу нового проекта соглашения с Приднестровьем. Сам проект соглашения о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы в самое ближайшее время будет представлен властям Приднестровья, представителям стран-гарантов, миссии ОБСЕ в Молдове.

Я убежден, что с этого дня Республика Молдова вправе рассчитывать на окончательное признание искренности своей позиции и намерений. Надеюсь, что подписание документа о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы станет прологом к той планомерной и многогранной работе по фактической реинтеграции Республики Молдова, в которой так нуждается народ нашей страны.




Независимая Молдова,
11 февраля 2003

Москва - Кишинев: развитие стратегического партнерства

Владимир Воронин снова встречается с Владимиром Путиным. И снова в ходе визита отмечены особые отношения между двумя президентами - отношения, которые в свое время стали первым импульсом к стратегическому партнерству двух стран. В минувшую пятницу Воронин провел встречу с российским президентом Владимиром Путиным за закрытыми дверями, и встреча продлилась около двух с половиной часов вместо положенного по протоколу одного часа.

Партнерство между нашими странами - в том числе и инновационного характера. Предложения о реформировании Содружества независимых государств на основе стандартов Европейского союза впервые были высказаны в письме президента Молдовы президенту России. Затем эти предложения прозвучали на саммите СНГ в Кишиневе - и уже тогда было ясно, что инициативы Молдовы выводят нашу страну в число ключевых партнеров России в рамках Содружества. Кишинев сделал заявку на роль одного из интеграционных центров в СНГ.

Обсуждение инициатив о реформировании Содружества по европейскому образцу продолжились в ходе нынешней встречи Путина и Воронина. Владимир Воронин подтвердил позицию Молдовы относительно создания в СНГ зоны свободной торговли, которая, по его мнению, может стать альтернативой региональным организациям, действующим в Содружестве, таким как ЕврАзЭС и ГУУАМ. Речь идет о разработке реальных принципов построения общего экономического пространства, в котором будет снята проблема противоречий между "местными" экономическими объединениями разных государств СНГ.

Внимательно обсуждался вопрос о создании зоны свободной торговли и в отношениях между Россией и Молдовой. Молдова - одна из стран, которая остро заинтересована в создании единого экономического пространства на территории Содружества - включая прежде всего Россию. В частности, потому, что движение в этом направлении позволяет говорить о реальном решении проблемы цен на российский газ, который поставляется в Молдову. В ходе переговоров между главами двух государств наметились подвижки в решении этой болезненной для обеих стран темы: в ближайшее время Молдове стоит ожидать позитивных перемен.

Договоренности президентов в рамках переговоров о создании зоны свободной торговли закреплялись тут же на месте: представители правительств обоих стран начали обсуждение вопроса о постепенной ликвидации исключений из режима свободной торговли.

Владимир Путин с удовлетворением заметил, что стратегическое партнерство Молдовы и России уже привело к некоторому облегчению жизни населения нашей страны: "Думаю, это не предел", - сказал российский президент. Он сообщил, что есть большие резервы в деле сотрудничества между российскими и молдавскими предприятиями и эти резервы необходимо задействовать в контексте взаимной выгоды обеих стран.

Одной из главных тем, которые обсуждали Владимир Путин и Владимир Воронин, стала приднестровская проблема. Президент Молдовы информировал своего российского коллегу о нынешнем состоянии дел и о действиях, которые предпринимает Кишинев для окончательного урегулирования конфликта - в частности о учреждении должности министра реинтеграции.

В свою очередь, Владимир Путин сообщил, что в ближайшее время им будет подписан указ о назначении специального представителя Президента России по разрешению приднестровской проблемы. Спецпредставитель Владимира Путина будет координировать действия ведомств РФ в сфере урегулирования конфликта. Это очень важный момент: фактически, Путин берет под личный контроль работу российских представителей, занятых в решении приднестровской проблемы.

Глава молдавского государства информировал Владимира Путина о позиции Молдовы в отношении новой ситуации, которая возникла в ходе расширения НАТО и Европейского союза на восток. Республика Молдова не намерена вступать в НАТО, заявил Владимир Воронин: "Кишинэу находится с НАТО в хороших отношениях, но по своей Конституции Республика Молдова - нейтральное государство".

Президент сообщил, что Молдова стремится к развитию более тесных отношений с Европейским союзом и приводит внутреннее законодательство в соответствие с европейской моделью.

"Кишиневское правительство полно решимости следовать по пути интеграции в европейские структуры, поэтому до конца апреля мне предстоит совершить визит в Брюссель с целью содействия этому процессу", - сообщил Владимир Воронин.

Итоги встречи Владимира Воронина и Владимира Путина - встречи, в ходе которой были достигнуты важные договоренности - еще раз подчеркивают, что отношения между Молдовой и Россией действительно вышли на качественно новый уровень. Несколько лет назад слова "стратегическое партнерство" в применении к Молдове и России прозвучали бы шуткой для тех, кто привык к положению, когда две страны лишь обозначали сотрудничество. Сегодня эти слова не кажутся несерьезными даже скептикам: слишком очевидно, что Москва и Кишинев нашли рубежи приложения совместных усилий в решении проблем, важных для будущего как наших стран, так и Содружества в целом.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ