ЗАКАВКАЗЬЕАРМЕНИЯ
Известия, 5 февраля 2003 Роберт Кочарян: "Мой ресурс - это хорошие отношения с путиным и шеварднадзе"
В среду Армения официально станет
членом Всемирной торговой организации. О том, как теперь Армения собирается
строить экономические и политические отношения с соседями, президент республики
Роберт КОЧАРЯН рассказал корреспонденту "Известий" Екатерине ГРИГОРЬЕВОЙ.
- Роберт Седракович, Армения вступила в
ВТО и объявила о своем желании стать участником ЕврАзЭС, пока на правах
наблюдателя. Ориентированы ли вы на полноправное членство и в этой организации?
- Весной должен пройти саммит ЕврАзЭС, на
котором в том числе будет обсуждаться формат участия нашей страны. Как известно,
Армения стала членом ВТО, проведен серьезный объем реформ - и по
законодательству, и по экономической политике. Нас очень интересует
экономическое пространство ЕврАзЭС, поэтому мы сейчас должны посмотреть, каким
образом найти сопряжение между нашими обязательствами перед ВТО и тем, что
реализует ЕврАзЭС. Возможно, в результате это будет либо наше полное участие в
ЕврАзЭС, либо с некоторыми изъятиями, мы свои предложения представим. Я думаю,
мы это решим, поскольку и Россия стремится в ВТО, и другие страны ЕврАзЭС также
ставят перед собой задачу вхождения в эту организацию.
- Вы сейчас и президент, и кандидат в
президенты. Предлагаете ли вы какие-либо новые проекты сотрудничества с Россией?
- Как кандидат в президенты - нет. Как
действующий президент считал и считаю, что в первую очередь необходимо
концентрироваться на экономическом блоке. Правовое поле для двусторонних
отношений в принципе сформировано, военно-техническое сотрудничество,
координация во внешней политике идут совершенно без проблем. В экономике тоже
было бы без проблем, если бы не отсутствие железнодорожного сообщения между
Арменией и Россией. Мы не должны зацикливаться на бизнесе, зависимом от
транспортной составляющей. Есть направления, где потенциал совершенно не
реализован, в первую очередь это относится к наукоемким сферам. Если мы пойдем
по этому пути, то перед нами откроются новые горизонты, я просто не сомневаюсь в
этом. У нас есть более 220 предприятий, работающих в области информационных
технологий. Как правило, они совместные - с канадцами, американцами,
англичанами. А с Россией ни одного совместного предприятия в этой сфере нет.
- Россия - главный партнер Армении. Но у
этого партнера непростые отношения с вашим соседом - Грузией.
- С Грузией у нас нормальные контакты, тем
более что это наш основной транзитный путь. Нам очень хотелось бы, чтобы
отношения Грузии с Россией были даже более продвинутыми, чем наши отношения с
Россией. От этого мы бы только выиграли, и я уверен, что выиграл бы и регион.
Мой ресурс - это хорошие контакты и с тем, и с другим президентом и то, что в
хороших отношениях между ними состоит наша объективная выгода. Поэтому все, что
мы делаем, мы делаем искренне.
- Еще одна структура в рамках СНГ, в
которой вы участвуете, - Договор о коллективной безопасности. По общему мнению,
больше всего реальной пользы он приносит центральноазиатским государствам. Что
ДКБ дает Армении?
- Военно-техническое сотрудничество с
Россией блок вопросов в сфере безопасности для нас полностью закрывает. Но
участие в ДКБ позволило вписать наши двусторонние отношения в военно-технической
сфере в более масштабную систему безопасности. Кроме того, расширяются
возможности работы с другими республиками - членами ДКБ на горизонтальном
уровне. После того как мы оформили свое участие в ДКБ, сотрудничество в
военно-технической сфере с теми государствами, с которыми у нас раньше ВТС не
было вообще, стало приобретать очень конкретные очертания. Для нас реальный
эффект есть. Это не та ситуация, что что-то России нужно, а мы все к этому
прицепились. Совершенно не та ситуация.
- По проблематике нагорно-карабахского
урегулирования работают трое посредников - Россия, США и Франция. Является ли
Россия более активным, чем остальные сопредседатели, участником этого процесса?
- Среди посредников есть договоренность -
не заниматься самостоятельными инициативами. Россия придерживается этой
договоренности, хотя она и территориально ближе, и возможность влияния у нее
шире. Не было ни одного случая, чтобы у меня возникли какие-то подозрения, что
кто-то из сопредседателей пытается вести индивидуальную линию. Мы - за то, чтобы
Россия играла более активную роль, но не хотели бы, чтобы существующий сейчас
формат распался. Вопрос не только в том, хотим мы расширить участие или нет.
Есть и другая сторона конфликта, и если она будет с сомнением относиться к
посреднической миссии, то миссия успешной не будет. Я считаю, что пользы в
урегулировании будет больше именно при такой модели поведения, когда все стороны
с доверием относятся к "треугольнику". Посредники исходят из того, что
компромисс должен быть найден самими сторонами. А как иначе? По-другому - это
надо брать на вооружение технологии принуждения.
- В Армении условия работы с зарубежными
инвесторами сильно отличаются от российских - нет никаких ограничений на участие
иностранного капитала, почти нет заградительных пошлин. В России в такой
ситуации непременно начались бы крики о распродаже родины. Вам это ставят в
вину?
- Такие разговоры есть и у нас. Но эту
линию я начал сознательно и достаточно жестко, причем с коньячного завода,
самого болезненного процесса. Все-таки мы сделали это и показали, что это
полезно для страны. Причем не только для Еревана, но и для сельского населения.
Иностранные инвестиции ввели другую культуру работы - более высокие закупочные
цены, нормальные взаимоотношения, оплата сразу после заключения сделки, а не
когда-нибудь потом. И я должен сказать, что к выборам мы ни на день не замедляли
реформы, даже самые болезненные. В прошлом году мы продали электрические сети.
Вы представляете, как бы это было в России? Хотя, вы знаете, мне кажется, здесь
это проходит спокойнее еще и потому, что в Армении в принципе к частной
собственности относятся с большим уважением, чем в России. К любой частной
собственности, не важно, чья она. Мы не обманываем, мы объясняем людям, почему
нужно помогать инвесторам, пытаемся доказать, что их успех - это и наш успех.
Время новостей, 5 февраля 2003 В Армении нас любят. Власти республики готовы отдать России свои лучшие предприятияМихаил Воробьев
Вчера в Ереване началось двухдневное
заседание российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству. Состав российской делегации, которую возглавляет министр
промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, свидетельствует, что в
повестке дня практически все вопросы двусторонних отношений, и не только
экономические. В Ереван приехал, например, глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов.
Как сказал в аэропорту г-н Клебанов, спортивные руководители двух стран обсудят
возможность совместной подготовки спортсменов. Известно, что Россию интересует
прежде всего сотрудничество в плане использования спорткомплекса "Цахкадзор" --
бывшей базы подготовки советских олимпийцев. Однако главные темы заседания все
же со спортом не связаны.
Они вытекают из принятого ранее сторонами
решения о передаче в собственность России пяти армянских предприятий в счет
погашения почти 100 млн долларов армянской задолженности. Это НИИ математических
машин, НИИ автоматизированных систем управления, НИИ материаловедения, завод
"Марс", который выпускает электронные компоненты, а также Разданская ТЭЦ.
Документы, необходимые для передачи этих предприятий в собственность России,
были подписаны в июле и октябре прошлого года. Однако остается еще ряд
технических вопросов. Кроме того, как сказал г-г Клебанов, в рамках нынешнего
заседания обсуждается возможность совместного управления Армянской АЭС. По его
словам, несколько дней назад российские предложения были переданы Армении,
однако "здесь есть несколько деликатных вопросов". По данным армянских
источников, речь идет не о совместном управлении станцией, а о передаче АЭС в
доверительное управление России. Это рассматривается в качестве одного из
вариантов погашения атомной станцией долга за раннее поставленное из России
топливо. Долг оценивается в сумму более 40 млн долларов. О том, удалось ли
договориться, станет известно сегодня, по итогам заседания. Вчера же все
мероприятия в рамках комиссии шли за закрытыми дверями. По аналогичной схеме
была организована и встреча г-на Клебанова с президентом Армении Робертом
Кочаряном.
Как сообщили газете "Время новостей" в
российской делегации, по итогам заседания межправкомиссии предполагается
утвердить план реализации программы долгосрочного сотрудничества двух стран на
период до 2010 года. Там значится, в частности, разработка предложений по
возможной реализации проектов строительства газопровода Иран--Армения,
производства в Армении легких самолетов и т.д.
Отношения Армении и России все
постсоветские годы были одними из самых добрых и конструктивных на всем
пространстве СНГ. Частота двусторонних контактов позволила Илье Клебанову
заявить, что российско-армянская комиссия работает практически в режиме онлайн.
Впрочем, трудно долго не общаться, когда сегодня в Армении пророссийски
настроены почти 80% населения. Именно такие результаты дал недавний опрос,
проведенный институтом социологических исследований при Академии наук Армении.
Причем, как отмечают местные наблюдатели, даже после решения армянского
правительства передать России лучшие армянские предприятия критики почти не
было. Единственное, в ходу далеко не преобладающее мнение, что Ереван несколько
продешевил. Впрочем, пересмотр достигнутых договоренностей уже вряд ли
возможен.
Как сказали корреспонденту газеты "Время
новостей" российские представители межправкомиссии, на их работу в Ереване
совершенно не оказывает влияние предвыборная кампания в Армении. Президентские
выборы намечены на 19 февраля, и страсти накаляются. В отличие от практически
безоблачных российско-армянских отношений кандидаты в президенты и их сторонники
на компромиссы не идут. Буквально вчера на митинге в райцентре Арташат был ранен
ножом начальник предвыборного штаба одного из оппозиционных кандидатов в
президенты Армении.
Парламенская газета, 11 февраля 2003 "Иероглифы" недобросовестной политикиЛевон Оганесян
Итоги недавнего официального визита
президента Армении Роберта Кочаряна в Москву политологами и аналитиками названы
успешными. Таково мнение и подавляющего большинства населения республики. Однако
нашлись политики, которые попытались бросить тень на московские договоренности.
Впрочем, удивляться этому не приходится. В
Армении развернулась предвыборная борьба за пост президента, и все, что может
повлиять на электорат, в том числе и армяно-российские межгосударственные связи,
непременно используется в дискуссиях с оппонентами. К примеру, кандидат в
президенты доктор политологии Арам Карапетян, который свою предвыборную кампанию
строит на своей "близости к российской политической элите", утверждает, что
визит Кочаряна в Москву якобы ничего не дал Армении. При этом вместо веских
доказательств он продемонстрировал в телеэфире заказную статью из российской
"желтой" прессы под названием "Гудбай, Армения". Статья эта, между прочим, как
потом выяснилось, к визиту главы Армянского государства в Россию никакого
отношения не имела и представляет собой изложение армянской внутренней и внешней
политики в версии отечественной оппозиции. Но главное, видимо, для кандидата -
бросить тень на любой позитив в армяно-российских отношениях.
В свою очередь, некоторые местные газеты,
перегруженные предвыборным агитпропом, неожиданно проявили расторопность и
решили удивить читателя неординарностью мышления. В частности, обращает на себя
внимание публикация в русскоязычной газете "Голос Армении". В статье под
заголовком "Дипломатические иероглифы требуют дешифровки" автор пытается
проанализировать понятие "стратегический партнер" на примере армяно-российских
отношений и "#не обнаруживает сколь-нибудь схожих параллелей с осями США -
Израиль, США - Турция или Турция - Азербайджан". В результате журналист приходит
к выводу, что у России "есть верные симптомы великоимперского подхода" к вопросу
урегулирования карабахского конфликта, так как Президент РФ Владимир Путин
придерживается позиции, призванной удовлетворить и армян, и азербайджанцев.
По большому счету смысл статьи понятен.
Прослеживается мысль, что стратегическое партнерство обязывает к проармянской
политике, невзирая на другие интересы России на Южном Кавказе. Идеи навеяны, по
всей видимости, выступлениями Константина Затулина, находившегося недавно в
Ереване в составе делегации Москвы, возглавляемой мэром Юрием Лужковым. Но
почему-то позитивная деятельность москвичей, направленная на углубление
экономических связей, оказалась вне поля зрения газетчика. А разве это не факт
стратегического партнерства? Не есть ли это усиление Россией своего
геополитического союзника? Разве не очевидно, что у России разное качество
отношений с государствами региона?
Разумеется, у Кремля есть конкретные
обязательства перед Арменией как членом военно-политического союза (ОДКБ). Но
подобного рода взаимных обязательств у России нет в отношениях с Грузией и
Азербайджаном. Вот уже много лет в Грузии не решаются базовые вопросы: не
восстанавливается территориальная целостность, не корректируется однополюсный по
своей сути антироссийский политический курс. Все это консервирует неприязнь
между Грузией и Абхазией, Грузией и Осетией. Вместо попыток сглаживать конфликты
из Тбилиси звучат необоснованные обвинения в адрес Москвы#
Вспомним, что карабахский конфликт в
советское время вызывал раздражение Центра. С момента обретения Арменией
независимости в армяно-российских отношениях не было какого-либо негативизма ни
по одному вопросу. Эти отношения все время развивались по восходящей линии, а за
последние годы многое сделано в сфере экономики, которая начала развиваться и
Армения ликвидировала свои задолженности перед Россией.
Или вот еще одно веское подтверждение
тому, что Россия озабочена проблемами Армении. На неофициальном саммите СНГ в
Киеве Владимир Путин откровенно высказался о необходимости открыть сквозное
железнодорожное сообщение через Абхазию до Армении. Никогда ранее транспортные
интересы Армении не лоббировались на столь высоком уровне (во всяком случае
публично). Разумеется, для Армении такое развитие событий - несомненное благо,
потому как транспортные коммуникации, связывающие республику с внешним миром,
либо перекрыты, либо неэффективны (в случае с Грузией - из-за высоких таможенных
сборов, а в случае с Ираном - из-за отсутствия железнодорожного сообщения и
нерешенности раздела Каспийского моря). Словом, на смену не оправдавшего себя
идеологического объединения приходит экономическая доминанта. Об этом говорит и
создание российско-украинского газового концерна, аналогичных объектов в Молдове
и других странах СНГ. Армения в этой связи создала позитивный для России
прецедент.
Вернувшись из Москвы, Роберт Кочарян
заявил, что "повестка дня двусторонних армяно-российских отношений всегда будет
насыщенной". Команда Лужкова, прибывшая в Ереван, на деле подтвердила
президентский тезис. Торгово-экономическая сфера получила новый импульс: между
двумя столицами, на долю которых приходится основная часть экономических связей,
подписаны соглашения по программам сотрудничества на 2003-2004 годы. Выясняется,
что российская столица нуждается в армянских стройматериалах, в коже для пошива
обуви, рениевой руде, которая используется для производства лопаток турбин.
Армения же - в запчастях к лифтовому хозяйству, уборочной технике и т. п.
Посол России в Армении Анатолий Дрюков по
этому поводу заметил, что если не будет экономики, не будет и политики. Нам надо
по-новому осознать современную ситуацию и пересмотреть свои эмоциональные
подходы, трансформируя их в здоровый прагматизм. Сегодня нам уже не нужен
политический популизм, подчеркнул дипломат. В сотрудничестве с Арменией
заинтересованы многие российские гиганты промышленности. В качестве конкретного
примера он назвал "Российский алюминий". Завод "Арменал" по праву считается
лучшим армяно-российским проектом. Кстати, на днях Роберт Кочарян посетил это
предприятие и был удовлетворен достигнутыми показателями.
Сразу после отъезда московской делегации в
Ереване началось очередное, 5-е заседание армяно-российской Межправительственной
комиссии по экономическому сотрудничеству. В повестке дня - утверждение
программы мероприятий, обеспечивающих выполнение договора о долгосрочном
экономическом сотрудничестве до 2010 года. Будет также решен вопрос о передаче
Армянской АЭС в доверительное управление Российской Федерации. Сопредседатель
армяно-российской Межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству, глава оборонного ведомства республики Серж Саркисян в своем
выступлении подчеркнул, что интеграция экономик двух стран необходима. Министр
отметил также бесспорную важность стратегического партнерства. По его словам, об
успешном экономическом сотрудничестве двух стран свидетельствуют свыше 500
действующих совместных предприятий. В экономику республики ожидаются российские
инвестиции, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Такова правда об армяно-российском
партнерстве и попытки исказить ее просто не уместны.
PanARMENIAN.Net, 13 февраля 2003 Бесспорно, это был геноцид - таков вывод экспертов Международного центра правосудия, исследовавших события 1915-го года
Правители Турции, увлеченные подготовкой к
войне против Ирака, не успели еще осознать всю серьезность последствий, которые
будет иметь вердикт, оглашенный в понедельник в Нью-Йорке руководством
Международного центра правосудия переходного периода. Эта влиятельная
организация подтвердила, что имевшие место в Османской Турции трагические
события 1915-23-го годов являются ничем иным, как геноцидом армянского народа.
Исследование, проведенное экспертами Центра, позволяет им утверждать, что
преступление, совершенное млодотурецким правительством, полностью соответствует
международному определению геноцида, и бесспорно подпадает под Конвенцию о
наказании за осуществление геноцида, принятую Организацией объединенных наций в 1948-м году.
Напомним, что инициатором проведения
своеобразной экспертизы на предмет соответствия событий 1915-го года правовому
определению геноцида выступила в свое время Армяно-турецкая комиссия по
примирению. Как известно, выслушать авторитетное мнение специалистов
Международного центра правосудия желали изначально обе стороны этой общественной
структуры, созданной два года назад с целью смягчения противоречий между Анкарой
и Ереваном. Под документом, в котором содержится просьба к руководству Центра
изучить проблему и поделиться выводами, стоят подписи всех пяти турецких членов
комиссии. Однако, совершенно неожиданно в декабре 2001-го турецкая сторона в
одностороннем порядке обратилась в Международный центр правосудия с требованием
воздержаться от рассмотрения вопроса о правовом определении действий,
предпринятых османским правительством против коренного населения Западной
Армении. В знак протеста против несогласованных шагов турецких партнеров
армянские члены комиссии заявили о прекращении своей работы и предложили считать
этот орган распущенным.
Столь жесткая реакция армянского крыла
комиссии, представляющего неправительственные структуры Армении и армянские
общины Америки, Европы и России, было для Анкары несколько неожиданным. Диалог
удалось восстановить лишь благодаря не афишируемым усилиям американских
посредников, по-видимому, обладающих механизмами воздействия на стороны. (Не
секрет, что Госдепартамент США причастен к инициаторам формирования комиссии по
примирению.) Предпринятая попытка возобновить контакты проходила уже в несколько
ином формате. Первая после фиаско комиссии встреча ее учредителей была
представлена журналистам как совещание "Группы армяно-турецких контактов".
Впрочем, от смены афиши ничего не изменилось. В прессе эту структуру называют
старым именем, да и сами ее члены со временем забыли, что договорились об
изменении названия. Диалог продолжается, хотя многие представители политической
элиты Армении и диаспоры считают, что комиссия стала орудием турецкого
правительства в противодействии признанию факта геноцида. Однако, решение
Международного центра правосудия, думается, поможет противникам этой точки
зрения. Ведь вопреки воле турецкого крыла комиссии ее армянским членам все-таки
удалось добиться рассмотрения вопроса о геноциде в высокой международной
инстанции. Очевидно, что оглашенный в Нью-Йорке вердикт пополнил список
аргументов, используемых армянскими лоббистами, ведущими разъяснительную работу
в парламентах европейских и американских государств. Следует признать, что
комиссия по примирению имеет в этом немалую заслугу.
ГРУЗИЯ
Независимая газета, 3 февраля 2003 Грузию поставили на местоАнатолий Гордиенко
Совет Безопасности ООН дал понять, что
российские миротворцы останутся в зоне грузино-абхазского конфликта. Не
дождавшись от Совета Безопасности ООН желаемой активизации в урегулировании
проблемы Абхазии и выдавливания из мирного процесса России, в Тбилиси не
исключают принятия в ответ неких "драматических решений". Секретарь Совета
национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе в беседе с журналистами не
исключил, что Тбилиси все-таки может принять решение о выводе российских
миротворцев из Абхазии. Сейчас, добавил Джапаридзе, в решении абхазской проблемы
наступает решающий этап, когда Грузия должна быть "готова ко всему".
Весьма прозрачный намек на возможное
развитие событий озвучил по возвращении из Киева президент Грузии Эдуард
Шеварднадзе: "Я, - сказал он, - не знаю, что произойдет, если миротворцы уйдут".
Обеспокоенность Шеварднадзе понятна: альтернативы тем же Коллективным силам СНГ
по поддержанию мира (КСПМ) нет.
Накануне состоявшегося в конце прошлой
недели очередного заседания Совбеза ООН руководство Грузии, судя по всему,
решило действовать на "абхазском направлении" по красивой, но весьма рискованной
наполеоновской формуле: "Требуй невозможного - получишь максимум!" Отсюда и
небывало жесткая позиция Совета национальной безопасности Грузии, и непривычный
для такого рода собраний демарш Эдуарда Шеварднадзе, впервые в практике
Содружества воспользовавшегося в столице Украины правом вето и добившегося
исключения из обсуждения вопроса о мандате российских миротворческих сил в
Абхазии, и шумное обсуждение абхазской проблемы в парламенте Грузии, где даже
приняли "за основу" корявое, несогласованное постановление, в котором Россию
обозначили как сторону грузино-абхазского конфликта.
Словом, делалось все, чтобы на подтолкнуть
мировое сообщество к применению в отношении этой бывшей грузинской автономии 7-й
главы Устава ООН, предусматривающей введение в действие так называемого
"механизма принуждения к миру". Естественно, с вводом в зону грузино-абхазского
конфликта международных миротворческих сил, которые и заменят-де там Россию.
Говорили, правда осторожно, о появлении в проекте резолюции СБ ООН по Абхазии
неких "новых элементов", способных переломить-таки ситуацию в пользу Грузии. В
общем, ждали некоего прорыва.
Оказалось - напрасно. Вместо этого СБ ООН
в своей резолюции # 1462, принятой единогласно и без каких-либо дебатов, в
очередной раз призвал грузинскую и абхазскую стороны искать мирные пути решения
проблемы. О действиях России в резолюции нет ни слова. Более того, Совет
Безопасности на очередные шесть месяцев - до 31 июля 2003 года продлил мандат
Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).
Последнее весьма важно. По сути, этим
пунктом резолюции Совбез ООН независимо от того, какое решение в феврале примет
официальный Тбилиси, дал "добро" на дальнейшее пребывание в зоне
грузино-абхазского конфликта КСПМ. Связь тут прямая. Руководство МООННГ уже не
раз заявляло, что в случае вывода из зоны конфликта подразделений КСПМ
пребывание там военных наблюдателей ООН станет невозможным, так как именно
действующие в Абхазии под эгидой СНГ российские десантники являются гарантами их
безопасности. И если, отмечается в ооновской резолюции, грузинская сторона
все-таки решит не продлевать мандата КСПМ, СБ ООН оперативно, уже в середине
февраля, вернется к рассмотрению мандата МООННГ. И еще: ожидалось, что позицию
Тбилиси изложит в своем выступлении на заседании в Нью-Йорке посол Грузии в ООН
Реваз Адамия, однако ему там слова вообще не предоставили.
В общем, Грузию в очередной раз поставили
на место. Желающих менять Россию в зоне грузино-абхазского конфликта снова не
оказалось.
Время МН, 13 февраля 2003 Моменты без истины. Сюжеты грузино-российского театра политического абсурда
Сюжеты грузино-российского театра
политического абсурда то и дело меняются: не успели утихнуть страсти по
Панкисскому ущелью, как всплыли темы "ползучей аннексии Грузии со стороны
России" и дальнейшей судьбы российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.
Тбилиси и Москва во взаимных упреках и
угрозах зашли настолько далеко, что их сегодняшние отношения приобрели некую
виртуально-изощренную форму, в недрах которой элементарная истина затерялась
окончательно.
Неласковый теленок. С подачи политиков
российское массовое сознание представляет себе сегодняшние грузино-российские
взаимоотношения приблизительно так: Грузия для России что чемодан без ручки - и
нести тяжело, и бросить жалко. И при этом обе страны перманентно становятся в
позу и пытаются доказать, что прекрасно проживут друг без друга.
Между тем процедура развода затянулась на
12 лет, по истечении которых у Грузии и России появился один судья на двоих -
Вашингтон. И если вначале он делал вид, что его симпатии склоняются к Тбилиси,
то теперь обратил свой взор на север. Причем настолько явно, что председатель
парламента Грузии Нино Бурджанадзе раздраженно бросила: Вашингтон заставляет
Грузию и Россию дружить через США. Это, однако, не освобождает ни Москву, ни
Тбилиси от прямого и конструктивного диалога.
Бывший посол РФ в Грузии Феликс Станевский
удивительно точно расшифровал диковинность грузино-российских отношений:
ласковый теленок двух маток сосет, неласковый, оказывается, тоже. Россия
оказывает Грузии массу услуг, но по-прежнему остается для нее страной, покрытой
саваном из снега и злобы.
Между тем ненавистная страна-монстр
трудоустроила сотни тысяч жителей Грузии, которые отправляют из России на родину
поток валюты, превышающий всю западную помощь Грузии. 80% основной грузинской
экспортной продукции приходится на Россию. Цитируя Станевского, Россия - главный
рынок экспорта для грузинской культуры и внешняя база для ее науки. И, что всего
важнее, Россия - единственный поставщик природного газа и основной экспортер в
Грузию электроэнергии. Причем по ценам, гораздо ниже рыночных.
Какая муха укусила Грузию. Согласно версии
грузинского политолога Рамаза Климиашвили, мух, которые укусили Грузию (читай:
ошибок Москвы), было немало.
Первая и судьбоносная: 9 апреля 1989 года
советские войска разогнали в Тбилиси мирную демонстрацию, в результате чего
погибли и были отравлены газом десятки людей. В грузинском массовом сознании
советские войска отождествлялись с российскими, и лозунг "Долой империю зла!"
укоренился прочно и надолго.
Вторая, и тоже весьма серьезная: в
преддверии кончины СССР был произведен неверный расчет результатов
президентского правления в Грузии Звиада Гамсахурдиа. По словам Климиашвили, ЦК
КПСС инспирировал приход Гамсахурдиа в Грузию с тем, чтобы тот развалил страну,
дискредитировал национальную идею, на обломках которой можно было бы
реанимировать "коммунистическую дружбу народов". Но СССР развалился прежде, чем
замысел осуществился, и Грузия стала независимой.
В 1992 году там не без участия Москвы
состоялось второе пришествие Эдуарда Шеварднадзе. По мнению Климиашвили, Москва
верила в бывшего министра иностранных дел СССР и альтернативы ему не видела. Но
тогда Шеварднадзе еще не обладал реальной властью на родине, и рычаги управления
страной фактически находились в руках криминала. В итоге Грузия получила войну с
Абхазией, которая еще больше обострила отношения двух стран.
Эффект бумеранга. Ситуация в Абхазии и
вокруг нее усугубилась тем, что к военной, а по сути дела, бандитской разборке
Москва позволила подключиться северокавказским соседям, в большинстве своем
чеченцам. По свидетельству Климиашвили, Конфедерация горских народов Кавказа
была создана и обучена российскими спецслужбами. Они прекрасно знали о
бесчинствах, которые творили чеченцы с грузинами в Абхазии. Несколько позже
Конфедерация вышла из-под контроля российских спецслужб, и вектор чеченской
агрессии был перенаправлен на Россию. Чеченский фактор стал новым яблоком
грузино-российского раздора. Возникла проблема Панкисского ущелья. По мнению
некоторых экспертов, Шеварднадзе искусно эксплуатировал ее в отношениях с
Москвой до тех пор, пока Вашингтон открыто не обнаружил там лагеря международных
террористов. Тбилиси ничего не оставалось, как признать факт присутствия там
очага терроризма.
"Гол в свои ворота". Именно так оценивает
Климиашвили отказ Госдумы РФ ратифицировать в 1995 году грузино-российский
рамочный договор. Грузинский политический радикализм в то время еще не окреп, и
Тбилиси документ узаконил. Тогда парламентарии не усмотрели угрозы в том, что
договор предусматривал 25-летнюю дислокацию российских военных баз на территории
Грузии. По оценкам политолога, для России этот документ был хорош. Он давал
возможность Москве выступать не посредником, как сегодня, а третьей стороной в
любом конфликте, касающемся Грузии. То есть Россия с полным юридическим правом
могла разрешать как абхазский, так и панкисский и любые другие кризисы.
Но Дума с подачи КПРФ решила, что раз
Тбилиси пошел на ратификацию, значит, это хорошо для Грузии. А что хорошо для
Грузии, то плохо для России. Такая логика привела к тяжбе двух стран по срокам
вывода военных баз. В дело вмешалось международное сообщество, которому на
Стамбульском саммите удалось вырвать у России обещание вывести свои базы из
Грузии. Длительный торг загнал в тупик работу над новым рамочным договором: в
нем до сих пор не оговорен блок политических и военных вопросов.
Синдром патернализма. Пока новая
независимая Россия была увлечена раскладыванием внутриполитического пасьянса, ее
влияние на Южном Кавказе заметно ослабло. Грузия же, как рыба-прилипала,
привыкшая жить под брюхом у крупной акулы, нашла себе новых "старших братьев" -
в лице США и международных организаций. В страну потекли кредиты и инвестиции,
но ее ренессансу помешала тотальная коррупция. Однако главная цель была
достигнута: Грузия по поводу и без оного стала злобно огрызаться на Россию и с
помощью нового "старшего брата" вытеснять ее из стратегически важного для Москвы
региона.
Однако времена меняются быстро, и не
исключено, что Грузия если уже не попала, то наверняка попадет в сети,
расставленные не без помощи Запада ее же собственными руками. У Запада же, как
известно, нет друзей, но есть интересы. Последние, после 11 сентября 2001 года,
все более стали смещаться к Москве. Казалось бы, самое время задействовать
грузинский МИД, но, вероятно, в нынешнем его составе это нереально: грузинское
внешнеполитическое ведомство приложило максимум усилий к тому, чтобы загнать
грузино-российские отношения в тупик.
Эмоциональная дипломатия. Относительная
активность грузино-российских контактов на уровне МИД началась в 1994-1995
годах. Но, по мнению депутата парламента дипломата Гамлета Чипашвили, контакты
эти были омрачены ситуацией вокруг Абхазии. Из-за отсутствия профессионализма
грузинские дипломаты оказались не в состоянии вести диалог на равных, срывались
на эмоции, и в итоге все встречи и переговоры заканчивались для Грузии плачевно.
Чего стоят хотя бы их бесконечные гневные ноты протеста, их агрессивная
терминология, которой, кстати, грешит не только МИД, но и грузинский парламент.
Так, отмечает Чипашвили, наиболее расхожим определением действий Москвы в
отношении Тбилиси в устах местных дипломатов и политиков является "аннексия",
причем никем еще юридически не доказанная.
В случаях же, когда МИД уполномочен
проявлять активность, он хранит молчание. В качестве одного из примеров
Чипашвили приводит ситуацию, когда грузинское внешнеполитическое ведомство не
отреагировало на ввод в Кодорское ущелье подразделений Минобороны Грузии,
проигнорировав тем самым договоренности по демилитаризации ущелья.
Соответственно отношения Грузия - Россия и Грузия - Абхазия обострились еще
больше.
Тостующий пьет до дна. Эффект
разорвавшейся бомбы произвело в Грузии одностороннее введение Москвой визового
режима. Cегодня уже никто не помнит, что первый тост за его здравие был поднят
председателем парламентского комитета по обороне и безопасности Ревазом Адамия.
Российская сторона неоднократно предлагала
Грузии обговорить детали визового режима, но безуспешно. В результате с
молчаливого согласия грузинского МИД был задействован его наиболее жесткий
вариант. А этого, уверен Чипашвили, вполне можно было избежать. Тостующий же
Адамия сегодня далеко - он представляет интересы Тбилиси в ООН и не устает
поносить Россию. Рядовые же граждане Грузии до дна испили горькую чашу проблем
на границах обеих стран. Грузия была наказана, но в контексте безопасности новый
визовый режим ничего не дал и России.
Политики двойных стандартов. Еще две
проблемы: быть или не быть электричке Сухуми - Сочи, предоставлять или нет
жителям Абхазии российские паспорта? Строго говоря, Россия действительно
нарушила нерадивое с политической и морально-этической точек зрения решение
руководителей государств Содружества о транспортно-экономической блокаде
Абхазии. Но Шеварднадзе не поднял этого вопроса на саммите СНГ и приберег его
для личного торга с Путиным.
Кроме того, Шеварднадзе никак не
отреагировал на массовое принятие своими соотечественниками российского
гражданства, но зато поднял шум, когда это сделали жители Абхазии. Наивно
думать, что он узнал об этом всего месяц назад. Просто он опять-таки припас ее
для торга с Путиным накануне продления мандата российских миротворцев в зоне
грузино-абхазского конфликта. Не иначе как президенты откровенно заигрались на
двойных стандартах, которые блокируют любую надежду на потепление. Спорт
спортом, но людей жалко.
Мнение эксперта:
Сергей Апатенко, зампредседателя комитета
по странам СНГ и делам соотечественников:
Российско-грузинские отношения нельзя
назвать простыми. Мы старательно дистанцировались друг от друга, при этом
взаимные упреки сыпятся с обеих сторон. Дипкорпусу двух стран нужно приложить
максимум усилий, чтобы скорее найти общий язык. В Грузии есть силы, которым
выгодно нынешнее состояние отношений между нашими странами, им нужно лишний раз
прогнуться перед хозяевами и показать преданность Западу. Но Запад далеко, а мы
рядом, и пока газ и свет Грузия получает из России по ценам ниже рыночных.
Civil.Ge, 13 февраля 2003 Заговор против кого? Возможность "бархатного переворота" порождает сомненияДжаба Девдариани
Распространенными за последнее время
слухами о возможном "бархатном перевороте" и подготовке к свержению власти
Шеварднадзе, очевидно, сам Шеварднадзе попытался нащупать почву, вследствие чего
получил желаемые результаты.
Уставшее от постоянной неопределенности и
ожиданий заговоров-переворотов население уже слишком затрудняется отличить
предвыборную кампанию от правды.
О подготовке заговора первые заявления
прозвучали по независимому телеканалу "Рустави-2" 4 февраля. Ссылаясь на
анонимный источник, телекомпания сообщила, что несколько высокопоставленных
государственных чиновников, в том числе государственный министр Автандил
Джорбенадзе, министр внутренних дел Коба Нарчемашвили и некоторые лидеры
про-правительственной партии Союз граждан Грузии, собравшись в неофициальной
обстановке, планировали переворот, в результате которого вместо Шеварднадзе к
рулю власти должен был прийти Джорбенадзе.
Эти слухи слишком быстро распространились
в обществе, так как возможность свершения переворота подтвердили также и
некоторые лидеры ведущей оппозиции. Бывший председатель парламента, ныне лидер
оппозиционных "Объединенных демократов" Зураб Жвания и лидер Национального
движения, председатель тбилисского Сакребуло (муниципалитет) Михаил Саакашвили
подтвердили, что владеют информацией об этих возможных событиях.
Волне сообщений о готовящемся перевороте
новый толчок 5 февраля дал лидер также оппозиционной партии "Новых правых" Леван
Гачечиладзе, заявив, что участники заговора хотели, чтобы, переведя в прямое
подчинение государственному министру министерств по обороне, ВД и ГБ, таким
образом, расширит его полномочия. Согласно этой же информации, совершенное 3
февраля нападение на Штаб-квартиру "Новых правых" было частью планов по
разжиганию политической дестабилизации в стране.
Реакция президента Шеварднадзе явно
двусмысленной была. С одной стороны он заявил, что такие слухи абсолютно
беспочвенны, но в тоже время, подчеркнув, что разговоры о перевороте в
присутствии жен и детей "нецелесообразны", явно намекнул на ту "семейную
обстановку", в которой якобы и состоялась встреча "конспираторов". В то же время
президент поручил генеральному прокурору расследовать данное дело.
Несмотря на недостаточность улик,
разговоры о джорбенадзевском перевороте все никак не стихают.
Удивительно только, как эти слухи не дошли
до Шеварднадзе, если все лидеры оппозиции "слышали о тайной сходке", которая
якобы состоялась во время новогодних праздников.
Если даже и поверим, что Шеварднадзе
изолированный патриарх, все равно существуют много правительственных чиновников,
которые были обязаны знать о существовании таковых планов и действовать
соответственно.
Это суждение особенно оправданно, если
учесть, что вина на участие в "большом заговоре" не ложится на всех без
исключения официальных лиц из правительства. Если верить "Новым правым", которые
лучше всех "знакомы" с деталями "заговора", в тайной сходке не принимали участия
ни министр государственной безопасности Валерий Хабурдзания, ни министр обороны
Давид Тевзадзе, ни глава разведдепартамента Автандил Иоселиани и ни руководитель
погранведомства Валерий Чхеидзе.
С другой стороны, Автандил Джорбенадзе не
является таким уж популярным политиком, который мог бы надеяться в случае
переворота на широкую поддержку. Во время опроса общественного мнения,
проведенного в декабре 2002 года, 57,2% опрошенных негативно охарактеризовали
Джорбенадзе. В результате этого опроса по уровню непопулярности
государственный министр отстал лишь от президента Шеварднадзе, набравшего аж
целых 65,8% негативных голосов.
Если где и смог Джорбенадзе усилить свое
влияние, это всего лишь находящаяся под его личным началом Государственная
канцелярия и "Союз граждан Грузии". Наверно в этом и нужно искать ответа на
вопрос, почему так долго остается открытой тема государственного переворота.
На протяжении последних месяцев от
исполнительных властей часто исходили слухи, что Шеварднадзе все более и более
недоволен деятельностью Джорбенадзе, так как он усилил свои позиции в кулуарах,
вместо того, чтобы брать на себя огонь критики, направленный на президента.
Еще на съезде СГГ 30 июня 2002 года
Шеварднадзе намекнул, что возможно Джорбенадзе станет его преемником в 2005
году. Но многие аналитики считают, что этим самым президент подставил
государственного министра под пресс интриг со стороны представителей власти и
оппозиции для балансирования его растущего влияния.
Именно таким же способом Шеварднадзе
"выбросил в лапы" противников в 2001 году тогдашнего председателя парламента
Зураба Жвания, когда заранее предложил ему пост на еще не существующей должности
премьер-министра.
В то же время оппозиция опасалась, что
Джорбенадзе сумеет возродить про-президентскую партию "Союз граждан Грузии", так
как СГГ имеет возможности с помощью местных администраций фальсифицировать
результаты парламентских выборов, назначенных на осень 2003 года.
В настоящее время Джорбенадзе лично
возглавляет работу над новым избирательным законодательством, которое
представляет собой жизненную важность для оппозиции в преддверии парламентских
выборов.
В итоге, оказывается, что этим сильным
ударом по государственному министру нарушение баланса в Государственной
канцелярии в ущерб Джорбенадзе пришлось кстати общим интересам президента и
оппозиционных сил.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть
от того, на какой шаг пойдет Джорбенадзе в этой обстановке, как публично, так и
в кулуарах. Пока он предпочитает отмалчиваться, но для того, чтобы отразить
обрушившуюся против него бурю, несомненно, ему необходимо действовать
безотлагательно.
Независимая газета, 14 февраля 2003 Грузия готова стать плацдармом СШАИгорь Плугатарев
Грузия собирается не только политическими,
но и практическими действиями поддержать Соединенные Штаты в их войне против
Ирака. Это стало известно из сообщения Би-би-си вчера утром после возвращения из
Тбилиси заместителя госсекретаря США по вопросам стратегической безопасности
Стивена Редмейкера, который в начале недели провел в Тбилиси переговоры с
Эдуардом Шеварднадзе. Речь идет о предложении грузинского президента на время
кампании против Ирака разместить американские боевые самолеты на военном
аэродроме Вазиани в 50 км от Тбилиси для атаки целей на территории Ирака.
Руководитель службы международных
отношений госканцелярии Грузии Шалва Пичхадзе заявил, что Грузия не давала
согласия на создание на территории республики американских военных баз: "Это
лишено здравого смысла, так как наши аэродромы не приспособлены для приема
американской военной авиации. Их переоснащение потребует немалых ресурсов и
времени". Однако к вечеру вчерашнего дня секретарь Совета национальной
безопасности Грузии Тедо Джапаридзе подтвердил, что Тбилиси действительно готов
оказать США практическую поддержку в войне против Ирака.
Между тем, по данным источников "НГ" в
Тбилиси, стратегический объект Вазиани (а это бывшая российская военная база,
переданная Грузии в июле 2001 г.) обладает всей необходимой инфраструктурой,
способной обеспечивать взлет-посадку и обслуживание военных самолетов, и
поддерживается грузинскими военными в надлежащем состоянии. И источники в
Пентагоне недвусмысленно утверждают, что в военном ведомстве США уже обсуждается
вариант возможного включения этой площадки в систему военно-воздушных баз
Америки.
По мнению эксперта Института политического
и военного анализа Александра Храмчихина, с практической точки зрения это вполне
может соответствовать действительности. Грузия ценна тем, что это
немусульманская страна. Тут нет опасности возмущения местного населения против
американского военного присутствия, чего нельзя сказать о Кувейте, Бахрейне или
Катаре, не говоря уже про Саудовскую Аравию или Турцию. Кстати, на этот фактор
обратил внимание сам Шеварднадзе, который в интервью Национальному радио еще 10
февраля заявил о том, что, согласно результатам проведенного в Тбилиси опроса,
80% жителей столицы поддерживают его позицию в отношении Ирака. А значит, у
американских военных проблем не будет.
Взамен предоставления баз Шеварднадзе
просит Вашингтон оказать давление на Москву, чтобы Россия как можно быстрее
вывела свои военные базы с грузинской территории.
Какая реакция может последовать со стороны
России в этой ситуации, предсказать нетрудно. Собственно, демарш Пентагона и
рассчитан на то, чтобы прозондировать это. Хотя решение Грузии не нарушает ни
один из договоров в рамках СНГ. Напомним, что Грузия вышла из Договора о
коллективной безопасности, а рамочный договор с Россией так и остался
неподписанным.
Время новостей, 14 февраля 2003 "Если грузины попытаются закрыть нам море, мы их обстреляем"
В субботу истекает срок, отведенный Грузии
Советом Безопасности ООН на определение судьбы российских миротворцев в Абхазии,
мандат которых истек 31 декабря прошлого года. Как будут развиваться события? На
вопросы собкора газеты "Время новостей" в Тбилиси Михаила ВИГНАНСКОГО отвечает
премьер-министр Абхазии Геннадий ГАГУЛИЯ.
- Каковы ожидания Абхазии по вопросу
продления мандата российским миротворцам?
- Пусть Грузия решает, нужны они ей или
нет. Президент России на саммите СНГ в Киеве ясно и четко сказал, что в случае
вывода миротворцев кто-то должен взять на себя ответственность за последствия.
Поэтому Грузия, прежде чем решить что-либо, должна хорошенько подумать. Мне
кажется, что еще больше, чем мы, Грузия заинтересована сохранить миротворцев.
Ведь вслед за ними зону конфликта покинут военные наблюдатели ООН. И мы с
Грузией останемся один на один.
- В вашем министерстве обороны мне
сказали, что смогут сменить миротворцев подразделениями абхазской армии в
течение суток. С другой стороны, пограничники Грузии готовятся закрыть доступ в
абхазские порты. То есть новая конфронтация неизбежна?
- Если они попытаются закрыть нам море, мы
будем их обстреливать. А что нам остается делать? Это акватория Абхазии, и
незачем иностранным плавсредствам там находиться, у них нет такого права. С
подачи Грузии это может привести к непредсказуемым событиям.
- В Абхазии опасаются, что против нее
будут использованы подготовленные американскими инструкторами грузинские
контртеррористические батальоны?
- Мы знаем, что американцы готовят
батальоны, но куда они пойдут, нас не очень интересует. Если к нам, то
предупреждаем, что это опасно, можно и жизнь потерять.
- Грузинская разведка говорит, что на
территории Абхазии могут быть лагеря чеченских боевиков.
- Это в Грузии, в Панкиси есть лагеря
подготовки террористов. И весь мир об этом знает. При чем здесь Абхазия? Зачем
валить с больной головы на здоровую?
- Но ведь Чечня поддерживала вас в войне с
грузинской армией.
- Нас не Чечня поддерживала, а отдельные
добровольцы, это разные вещи.
- Что вы думаете о будущем Чечни?
- Это внутреннее дело России. Чечня
проведет референдум, сделает свой выбор. Между Абхазией и властями Чечни, новыми
или старыми, сейчас нет никаких отношений.
-- В Тбилиси протестуют против того, чтобы
Абхазия тоже стала внутренним делом России. Я имею в виду получение российского
гражданства в массовом порядке. Вот вы -- гражданин России?
- Да. У нас многие приняли российское
гражданство, мы же в вакууме существовать не можем. У нас граждан России на
сегодня -- 40--50%, на рассмотрении еще очень много заявлений. Думаю,
российскими гражданами станут процентов 80. И чего протестовать? Владимир
Владимирович в Киеве сказал, что 650 тысяч грузин в последнее время получили
гражданство России. Почему одним можно, другим нельзя?
- Электричку пустили Адлер--Сухуми, не
спросив разрешения Грузии. Это правда, что скоро пойдет поезд
Сухуми--Москва?
- Зависит от того, договоримся ли мы с
теми коммерческими структурами, которые осуществляют все это. Если они
почувствуют, что это прибыльно, -- да. Это коммерция. И не надо обвинять в этом
Россию, что она что-то нарушила. Ее роль в грузино-абхазском урегулировании
была, есть и будет приоритетной для всего мира. Россия -- это посредник, который
четко выполняет поставленные задачи. Ни один пункт Россия не нарушила и поблажек
нам никаких не делает. Да, есть решение СНГ не иметь с Абхазией контактов на
государственном уровне. У нас их и нет. А на коммерческой основе контакты
решением СНГ не запрещены.
- Путин говорил о синхронизации процесса:
с одной стороны, открытие железной дороги, с другой -- возвращение грузинских
беженцев в Абхазию.
- А мы не препятствуем возвращению. В
Гальский район вернулись уже тысяч 40--45. Мы просим международные организации
их зарегистрировать и помочь экономически.
- Переговоры между Тбилиси и Сухуми сейчас
заморожены. Есть перспективы?
- Трудно сказать. Доверия у нас к Грузии
сейчас никакого. Взять ту же железную дорогу. Разве не здраво ее восстановить,
ведь в этом сколько государств заинтересовано. Мы не считаем, что политические
круги в Грузии заинтересованы решать с нами вопросы. Десять лет ведем
переговоры, но никакой конкретики. О чем можно говорить, если одна электричка
вызвала такой "хай".
Время новостей, 14 февраля 2003 Морской бой по-грузински. Абхазия готова защитить свой флот и дачи россиянМихаил Вигнанский
Грузия заявила, что все суда, следующие в
Абхазию, во избежание транзита оружия, боевиков, наркотиков, контрабанды должны
будут проходить досмотр в Поти и только потом получать разрешение продолжить
курс. Как сказал начальник штаба пограндепартамента Корнелий Салия, в связи с
тем, что территория непризнанной республики не контролируется, вполне допустимо
попадание в Абхазию нежелательных лиц и нелегальных грузов. Совет национальной
безопасности Грузии в ближайшие дни обсудит проблему охраны акватории Черного
моря. Президент Шеварднадзе пообещал усилить с этой целью подразделения морских
пограничников.
Служба береговой охраны Грузии состоит из
двух дивизионов -- аджарского и потийского. Общее число патрульных, сторожевых и
спасательных плавсредств составляет 35 единиц. В Тбилиси говорят, что при
соответствующем финансировании акваторию в Абхазии прикроют. В ответ замминистра
обороны Абхазии Гарри Купалба сказал, что "абхазский ВМФ достаточно оснащен,
чтобы контролировать свою акваторию и не допустить туда грузинские суда".
"Попытки взять под контроль абхазскую акваторию приведут к столкновениям на
море", -- сказал он.
По данным, полученным газетой "Время
новостей", ВМФ Абхазии -- это три дивизиона, базирующихся в Сухуми, Пицунде и
Очамчире (ранее в этом городе располагались российские морские пограничники, от
которых остались жилые и служебные помещения и мастерские). На вооружении у
абхазов два "Грифа" и четыре бывших прогулочных катера, оснащенных пушками.
Аналогично в случае необходимости могут использоваться сейнеры. В ВМФ Абхазии
есть еще три батареи и бронепоезд, который сейчас находится на запасном пути --
в депо в Сухуми. Его можно также использовать при обороне столицы Абхазии от
морского десанта. Штаб ВМФ Абхазии дислоцируется в Сухуми на территории
рыбоперерабатывающего завода. Есть еще три радиолокационные стационарные
установки. По некоторым данным, в абхазской армии и во флоте активно зазывают на
службу отставных российских военных, предлагая им хорошие условия -- к примеру,
дачи на побережье.
АЗЕРБАЙДЖАН
Независимая газета, 4 февраля 2003 Во всех бедах баку виноват ГорбачевУсния Бабаева, Ариф Усейнов, Елена Байкова
За полгода до президентских выборов
азербайджанские власти, похоже, нашли гениальный пиар-ход, который при
минимальных затратах усилий и средств способен обеспечить победу действующему
президенту Гейдару Алиеву или его ставленнику. При этом оппозиция, еще недавно
готовившаяся, выдвинув единого кандидата, составить реальную конкуренцию власти,
вероятно, уже сегодня должна смириться с неминуемым поражением. За несколько
дней президент Алиев превратился в национального героя, всенародного защитника и
любимца. Для этого потребовалось всего лишь заявить о том, что в Баку собираются
начать уголовное преследование бывшего президента СССР Михаила Горбачева,
которому инкриминируют и "геноцид азербайджанского народа" в январе 1990 г., и
разжигание карабахского конфликта, в результате которого Азербайджан потерял
часть своей территории. По сути, каждый азербайджанский гражданин сегодня
получил объяснение причинам всех бед и неурядиц, творимых в стране. А Гейдар
Алиев стал не просто президентом проблемного государства, но сверхличностью,
которая, по мнению общественности, вершит правосудие...
Характерно, что акцию возмездия
инициировал очень уважаемый в азербайджанском обществе человек - глава
Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. Показательно,
что его частную инициативу немедленно подхватила Генпрокуратура республики,
которая, как выяснилось, еще в 1994 г. завершила все следственные действия, но
по неназванным причинам до сих пор хранила доказательства вины Горбачева в
тайне. Так, начальник следственного управления прокуратуры по расследованию
уголовных дел Таир Кязимов заявил, что основанием для начала уголовного
преследования бывшего руководителя СССР является уже доказанное нарушение
Горбачевым ряда статей Конституции СССР и Азербайджанской ССР. В частности,
решение об объявлении чрезвычайного положения в Азербайджане в 1990 г. было
принято Горбачевым без согласия на это республиканских властей.
Результатом противоправных действий
советского руководства, по мнению азербайджанской прокуратуры, стали кровавые
события в Баку тринадцать лет тому назад. Известно, что в январе 1990 года в
операции под кодовым названием "Удар" было задействовано 20 тыс. военнослужащих
Советской армии и Внутренних войск, спецподразделения "Альфа" и диверсионная
группа "А" КГБ СССР. По официальным данным, "наведение конституционного порядка"
привело к гибели 134 мирных граждан, 700 получили ранения, 12 человек пропали
без вести.
Всю вину за дальнейший "перекос" в
развитии независимого государства нынешние власти Азербайджана перекладывают на
Михаила Горбачева. Президент Алиев расценил инициативу шейха об уголовном
преследовании бывшего президента СССР как "правильное предложение". Это
заявление стало новостью # 1 не только в Азербайджане, но и далеко за его
пределами. Однако СМИ не обратили особого внимания на сделанную Алиевым важную
оговорку: суд над Горбачевым станет возможным исключительно при условии
"соблюдения всех процедурных формальностей".
Между тем именно "формальности" превращают
уголовное дело против экс-президента СССР в совершенно невозможное мероприятие.
Завкафедрой международного права МГИМО Юрий Колосов заявил в интервью "НГ":
"Данная ситуация юридически похожа на ситуацию с Пиночетом или Завгаевым:
Горбачев для Азербайджана - гражданин другого государства. Ясно, что добровольно
он не примчится сдаваться азербайджанским властям. Чтобы судить Горбачева, Баку
по идее должен обратиться к Москве с просьбой о выдаче подозреваемого. Однако
между Россией и Азербайджаном не существует соответствующих двусторонних
соглашений о выдаче преступников. В европейской конвенции о выдаче по линии
Совета Европы, к которой присоединилась Россия, Азербайджан не участвует.
Значит, Азербайджан (при наличии у Баку очень и очень веских доказательств вины
Горбачева) может разве что объявить его в розыск через Интерпол. И тогда, если
Михаил Сергеевич окажется где-нибудь за пределами России, Интерпол может его
схватить..."
Другой известный юрист, президент
Московской коллегии адвокатов Генри Резник считает, что ни одна уважающая себя
страна мира не станет ввязываться в затеянную властями Азербайджана авантюру.
"Интерпол пошлет их куда подальше! - смеется Резник. - Есть понятие сроков
давности. Горбачева обвиняют в превышении полномочий? Но, простите меня, с 1990
года прошло тринадцать лет, а сроки давности истекли через десять лет. Не знаю,
может, они хотят приравнять это события в Баку к преступлениям против
человечества, которые не имеют сроков давности! Но ведь даже за уши не притянешь
геноцид к введению чрезвычайного положения! Поэтому как юрист я считаю, что
президенту Алиеву надо просто высечь местных "пинкертонов" и уволить к чертовой
матери".
Даже сами представители азербайджанской
прокуратуры не смогли пояснить "НГ" ни логику, ни последовательность своих
действий. Более того, в беседе "не для записи" представители прокуратуры, мягко
говоря, усомнились в перспективности данного дела.
Тем не менее общество с энтузиазмом
восприняло заявление властей. Все прошедшие со времени ввода войск годы
азербайджанские граждане таили злобу на бывшее руководство СССР, которое,
прикрываясь лозунгами о конституционном порядке, устроило в республике
показательную бойню с целью предотвратить выход Азербайджана из состава
Советского Союза. Поэтому политолог Расим Мусабеков рассматривает новую затею
властей исключительно в свете борьбы за электорат. "В Азербайджане Михаила
Горбачева не любят, считают, что на его совести жизни десятков тысяч людей,
ставших жертвами армяно-азербайджанского конфликта, - поясняет эксперт. - На
фоне такого отношения легко строить предвыборную пиар-кампанию". Дмитрий
Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН,
также отметил: "Алиев - опытный боец. Он еще раз доказал, что умеет управлять
общественным мнением".
Действительно, внутриполитические победы,
которые лидер Азербайджана совершает играючи, электорату нравятся, а казне
ничего не стоят. Интересно, что все сотрудники Горбачев-фонда на просьбу
прокомментировать ситуацию лениво отвечают дежурными фразами о политической
подоплеке, о сиюминутных заказах власти и т.п. Их это не касается.
525-я газета, 14 февраля 2003 "Благодаря своей роли в антитеррористической коалици и нефтяным ресурсам Азербайджан нужен Западу"Азаде Балаева
Как сообщалось, на днях состоялись
переговоры между президентами Франции и России Жаком Шираком и Владимиром
Путиным, на которых затрагивалась и карабахская проблема. Ж.Ширак высказался за
урегулирование чеченского конфликта в рамках соблюдения территориальной
целостности России и уважения прав человека, однако в связи с карабахским
конфликтом ничего не сказал о соблюдении территориальной целостности
Азербайджана, ограничившись лишь замечанием о возможности урегулирования на
основе соглашения между Азербайджаном и Арменией. Ж.Ширак отметил также
совпадение позиций Франции и России по карабахскому конфликту. Впрочем, и без
того известно покровительственное отношение обеих этих стран к армянским
захватчикам, и даже их попытки использовать армян против Азербайджана и Турции.
Достаточно указать, что именно Франция первой официально признала фальшивый
"геноцид армян", а ныне ее вето препятствует военной помощи НАТО Турции в
преддверии ожидаемой военной кампании против Ирака.
Если вспомнить, что и Франция, и Россия
являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, занимающейся посредничеством в
карабахском конфликте, то перспективы урегулирования проблемы представляются
достаточно туманными. Отмечая наличие двойного стандарта в отношении
Азербайджана, политолог Эльдар Намазов сказал, что переговорный процесс по
урегулированию карабахского конфликта и позиция сопредседателей МГ в отношении
проблемы далеки от приемлемого. "Двойной стандарт в отношении карабахского
конфликта очевиден. Невозможно объяснить, почему против одной страны-агрессора
оперативно создается коалиция и агрессия пресекается, а в отношении другого
агрессора демонстрируется странная симпатия". По мнению Э.Намазова, Азербайджан
в такой обстановке должен делом доказать, что ни в коем случае не пойдет на
уступки, не позволит нарушить свою территориальную целостность. "К примеру,
предложение о территориальном обмене способно породить впечатление о готовности
Азербайджана отдать свою землю.
Мы должны видеть как ошибки, так и
проявления двойного стандарта со стороны международных организаций, и точно
прикидывать собственные шаги". Э.Намазов повторил свою точку зрения о том, что
решающее слово в решении карабахской проблемы принадлежит азербайджанскому
народу, международные же организации могут сыграть лишь вспомогательную
роль.
Конфликтолог Ариф Юнус также не ждет
ничего конструктивного от стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Заостряя
внимание на недавнем заявлении сопредседателя МГ от США Рудольфа Перины о том,
что карабахский конфликт существенно отличается от абхазского и
приднестровского, А.Юнус отметил, что все три страны-сопредседателя выступают с
единых позиций. "Они дают понять, что независимость Абхазии и Приднестровья не
состоится, по карабахской же проблеме конкретной точки зрения пока нет. Это
означает, что Азербайджан не сумел отстоять свои права на международной арене. В
последние два года наши позици еще более ослабели". По мнению конфликтолога,
интерес к нашей стране вызывают нефтяной фактор и ее геополитическое положение
между мусульманским и христианским миром, однако карабахский конфликт на этот
интерес не воздействует, армянская же сторона умело склоняет чашу весов в свою
пользу". По мнению А.Юнуса, заявления стран-сопредседателей МГ свидетельствуют о
неправильной внешнеполитической линии Азербайджана:
"С нами не считаются, и это грозит в
конечном счете потерей Карабаха". По словам А.Юнуса, Азербайджан на переговорах
постоянно идет на компромиссы, создавая впечатление, что у него имеется
потенциал уступок, в то время как благодаря своей роли в антитеррористической
коалиции и нефтяным ресурсам именно Азербайджан нужен Западу. "Почему-то мы
думаем, что слепое следование воле Америки и Запада в целом принесет нам пользу.
Однако проявление слабости в любом случае может обернуться только вредом. Армяне
же резко протестуют против любого процесса, хоть в малейшей мере ущемляющего их
интересы". По мнению А.Юнуса, карабахский конфликт фактически является частью
обширного геополитического процесса. Конфликтолог подчеркнул необходимость
коренного пересмотра внешнеполитического курса Азербайджана.
|