Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российские регионы берут пример с Москвы

Александра Докучаева

Опыт Москвы по поддержке соотечественников за рубежом был рассмотрен на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России 18 марта с.г. Заседание прошло на самом высоком уровне. Участие Министра иностранных дел в этом мероприятии обозначило важность данной проблемы для внешнеполитического ведомства.

В своем докладе И.Иванов подчеркнул, что «разносторонняя поддержка соотечественников за рубежом – прямая обязанность и моральный долг всех, кто так или иначе участвует в формировании системы внешних связей России». Министр отметил, что помощь соотечественникам в странах СНГ и Прибалтики  оказывают многие регионы России и уже наметилась тенденция перехода от разовых акций к системной и планомерной деятельности. Тон в этом, конечно, задает Москва, которая с этого года работает по Комплексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы. Министр похвалил регионы, которые активно работают с соотечественниками, но признал, что это – только начало пути по обеспечению нашим соотечественникам за рубежом достойной жизни и возможности полнокровного общения с исторической родиной.

И.Иванов видит задачу МИДа России в том, чтобы вести «настойчивую работу с партнерами из стран Содружества по приведению их национальных законодательств в соответствие с международными стандартами по обеспечению транснациональных меньшинств». Игорь Иванов заверил, что в своей политике Россия «твердо исходит из того, что любое государство, претендующее на приверженность принципам демократии и прав человека, обязано не допускать дискриминаций по языковому и этническому признакам, а также ограничения гражданских, социально-экономических и других прав так называемых «нетитульных наций».

Он призвал российские регионы вести работу с сопредельными государствами в общем русле политики России в отношении стран СНГ и Балтии, «учитывать характер двусторонних связей с этими государствами и степень их готовности считаться с интересами России». Ниже публикуем стенограмму выступления Министра.

Вел заседание первый заместитель министра иностранных дел РФ Валерий Лощинин.  Выступили мэр Москвы Юрий Лужков, посол России в Украине Виктор Черномырдин, послы РФ в Узбекистане, Азербайджане, представители администраций Татарстана, приграничных регионов. Мэр Москвы, как это часто бывает, говорил без бумажки, экспромтом, эмоционально и содержательно.  В настоящее время мы не располагаем стенограммой его выступления, но содержательную часть его передают  материалы, подготовленные Департаментом международных связей правительства Москвы, которые публикуем ниже.

Было предоставлено слово также Б.Пастухову - председателю Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками (уходящему от руководства Комитетом в Торгово-промышленную палату), К.Затулину - директору Института стран СНГ, назначенному недавно директором Московского дома соотечественников. В их выступлениях, также как и у посла РФ в Узбекистане,  было обрисовано тяжелейшее положение, в котором оказались наши соотечественники с принятием новых законов о гражданстве и о правовом положении иностранцев. К.Затулин также обратил внимание на тревожные сдвиги в самоощущении наших соотечественников, которые уже не голосуют за русские партии в Эстонии, а на Украине, как показала последняя перепись населения,  записываются в украинцы.  Глава Федеральной миграционной службы МВД России Андрей Черненко, присутствовавший на заседании, не выступал, но выходившие на трибуну передали его заверения о том, что уже подготовлен законопроект о репатриации, который должен облегчить проблемы получения российского гражданства для наших соотечественников.

Выступили и приглашенные на заседание соотечественники. Ю.Бунаков, глава русской общины Казахстана, рассказал, что после того, как его организация перешла от оппозиции к руководству республики к конструктивному сотрудничеству – дела у них пошли на лад.  Сейчас он включен в руководство Ассамблеи народов Казахстана и может напрямую общаться с Президентом Назарбаевым, в Алма-Ате обустраивается «Русский дом», средства на которые ему передала Л.Слиска как подарок от ОВР.  Выступление же А.Свистунова, председателя «Русского блока Украины» было резко критическим и в адрес российского посольства, которое, по его словам, не работает с общественными организациями этнороссиян, и в адрес Москвы, которая не спешит переходить от слов к делу в поддержке бизнесменов-соотечественников, и в адрес Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом, которая «неизвестно чем занимается».

В недолгом, уложенном с перерывом в четыре часа, заседании вынесенная в повестку дня проблема была осуждена разносторонне и привела к согласию с положениями, подготовленными в проекте рекомендаций Консультативного совета. (Публикуем ниже). С небольшими дополнениями этот документ будет руководством к действию для работы в регионах России.




http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России

 

Уважаемые члены Консультативного совета,

Уважаемые гости,

Рад приветствовать вас на очередном заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.

Тема разговора сегодня - о работе субъектов Российской Федерации по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Очевидно, что особенно подробно нам следует обсудить большой позитивный опыт, который наработан руководством Москвы. Наша столица и ее правительство во главе с Юрием Михайловичем Лужковым проводят в этом плане очень серьезную работу с широким географическим охватом Есть позитивный опыт и у других регионов. Все это, убежден, заслуживает самого тщательного изучения и распространения.

Защита интересов сограждан и соотечественников является важнейшей задачей российской дипломатии. Это четко зафиксировано в Концепции внешней политики России. Разносторонняя поддержка соотечественников за рубежом - прямая обязанность и моральный долг всех, кто так или иначе участвует в формировании системы внешних связей России.

Прошедшее в январе этого года под председательством Президента В.В.Путина заседание Государственного совета Российской Федерации продемонстрировало тот огромный потенциал, которым располагают здесь российские регионы. На этом заседании Президент поставил перед нами две основные задачи. Первая: расширить участие регионов в выработке и реализации международной стратегии российского государства. Вторая: придать постоянный и системный характер международной деятельности субъектов Федерации, важнейшей сферой которой должна быть зашита прав граждан и соотечественников.

На заседании Государственного совета отмечалось, что субъекты Российской Федерации уже активно подключаются к этой работе и берут на себя ее значительную часть. Иначе, наверное, и быть не могло. Регионам приходится сегодня практически каждодневно заниматься проблемами соотечественников, миграционными вопросами, культурно-гуманитарными связями с сопредельными территориями.

В работе с нашими соотечественниками тон, несомненно, задаст Москва, Но и другие регионы активно включаются сегодня в этот процесс. Конечно, у каждого свои особенности географического положения, у всех разные финансовые и организационные ресурсы. Одни субъекты Российской Федерации сосредоточивают свое внимание на социально-экономических аспектах поддержки соотечественников, другие - на вопросах сохранения их культурной самобытности, третьи - на проблемах приема и адаптации мигрантов. Все это понятно и объяснимо. Но при этом мы видим, что в работе регионов с соотечественниками наблюдается общая важная тенденция - переход от одноразовых акций к системной и планомерной деятельности.

Помимо Москвы, позитивным примером успешной организации работы с соотечественниками может служить опыт Московской, Омской, Псковской областей, которые на протяжении нескольких лет предоставляют свои оздоровительные лагеря для отдыха детей соотечественников из стран СНГ и Балтии. Санкт-Петербург, Омск, Воронеж, Ростов-на-Дону нашли, как и Москва, возможность выделить учебную базу и хороших педагогов-методистов для организации курсов повышения квалификации, которые посещают наши соотечественники - преподаватели образовательных учреждений с русским языком обучения. Это очень полезно. Мы приветствовали и поддержали бы инициативы других субъектов Федерации в этом направлении. Очень много могут тут подсказать и сделать представительства российских регионов, действующие в государствах СНГ и Балтии.

Вообще, как показывает практика, регионам по силам оказывать организационно-финансовую, информационную поддержку соотечественникам. Кстати, и сами они способны получать прямые выгоды, устанавливая тесное сотрудничество с предпринимателями-соотечественниками. Примеры успешной работы в этом направлении есть, надеемся услышать о них сегодня.

Все возрастающий интерес к работе с субъектами Российской Федерации проявляют общественные объединения соотечественников за рубежом. Думаю, просто необходимо координировать разного рода начинания в образовательной, культурной и иных сферах с организациями соотечественников.

Отмечу и деятельность переселенческих организаций. Работе с ними надо бы уделять особое внимание. Приток мигрантов, как правило, плохо влияет на экономическую и общественную стабильность в регионе, хотя при умном подходе он мог бы помогать местной экономике. Поэтому необходимы особые грамотные меры по разрешению проблем обустройства мигрантов, а также проведение активной разъяснительной работы среди местного населения. К сожалению, пока не во всех регионах дело обстоит должным образом, Необходимо взаимодействие всех заинтересованных структур - как федеральных, так и региональных - для комплексного решения этих непростых вопросов.

Прежде всего речь идет о представительствах миграционной службы МВД России в странах Содружества. Им остро необходима системная информация о потребностях субъектов Федерации в трудовых ресурсах конкретного профиля. По нашему мнению, необходимо подумать о создании единой базы данных о возможностях регионов по приему переселенцев.

Конечно, активизация работы регионов с соотечественниками требует соответствующего кадрового наполнения. Замечу, что Дипломатическая академия МИД России уже ввела цикл лекций по проблематике соотечественников в свои учебные программы переподготовки представителей региональных властей Мы готовы и дальше оказывать субъектам Федерации соответствующую поддержку.

Безусловно, деятельность регионов по обеспечению интересов российских соотечественников должна гармонично встраиваться в общий контекст политики России в отношении стран СНГ и Балтии, учитывать характер двусторонних связей с этими государствами и степень их готовности считаться с интересами России.

Да и вообще эффективность нашей работы зависит от согласованных шагов всех ветвей и уровней власти. Необходимо, в частности, обеспечить тесную координацию деятельности субъектов Российской Федерации с нашими загранучреждениями, что позволит оперативно и с меньшими затратами решать многие вопросы по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Хочу заметить, что за последние годы был принят ряд документов, конкретизирующих пели, нормы и механизмы взаимодействия с российской диаспорой, включая ее правовую защиту. Наиболее значимые из них Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и одобренная Президентом Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. Вопросы защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом неизменно находятся в центре внимания руководства страны. На их последовательное решение направлены усилия Президента России, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания.

Менее года назад на МИД России была возложена функция координации работы по защите прав соотечественников. За этот период Министерство усилило организационное, нормативно-правовое, финансовое обеспечение этой сферы своей деятельности. Стала более активной работа росзагранучреждений на этом направлении. Идет также совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в реализации государственной политики в отношении соотечественников.

В чем состоит суть этой политики? Прежде всего в оказании государственной помощи соотечественникам в соответствии с существующими нормами обеспечения прав человека, В том числе прав свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать связи с Россией, получать информацию из Российской Федерации, создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности и т.п.

В своей политике Россия твердо исходит из того, что любое государство, претендующее на приверженность принципам демократии и прав человека, обязано не допускать дискриминации по языковому и этническому признакам, а также ограничения гражданских, социально-экономических и других прав так называемых "нетитульных" наций.

Сегодня мы можем сказать, что в работе с соотечественниками наметились определенные позитивные тенденции, В текущем году в федеральном бюджете выделено 210 млн. рублей на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников. Школам и другим образовательным учреждениям за рубежом, ведущим обучение на русском языке, через наши посольства в странах СНГ и Балтии в 2002 году поставлено около миллиона учебников и книг учебно-методического, справочного и художественного содержания, видеокассет и мультимедийных программных продуктов по русскому языку и литературе. Я уже упоминал сегодня, что при содействии России ведется профессиональная переподготовка преподавателей русской словесности.

В прошлом году для наших соотечественников в странах СНГ и Балтии, желающих получить высшее образование в России, было выделено 925 государственных стипендий, в текущем году предполагается почти двукратное - до 1755 - увеличение этих квот.

За этот период мы увидели также, какие широкие возможности для расширения работы с соотечественниками заключены в крупных культурных акциях, таких как "годы России", декады российской культуры в зарубежных странах. В текущем году тематика соотечественников должна достойно прозвучать в рамках таких проектов, как Год России в Украине, Год Казахстана в России.

Надо отметить один из ключевых факторов, непосредственно влияющих на положение соотечественников, защиту их прав и интересов. Это - развитие многостороннего сотрудничества в гуманитарной сфере, осуществляемого в рамках СНГ. В последнее время проведена серьезная работа по подготовке ряда международных договоров, удалось добиться заключения соглашений, направленных на дальнейшее совершенствование правовой базы Содружества в самых различных областях гуманитарного сотрудничества. Назову прежде всего Межгосударственную программу реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств-участников СНГ, Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах- участниках СНГ, Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей. Целям развития гуманитарного сотрудничества призвана служить Программа основных мероприятий сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры до 2005 года.

Нам необходимо продолжать настойчивую работу с партнерами из стран Содружества по приведению их национальных законодательств в соответствие с международными стандартами по обеспечению прав национальных меньшинств. В частности - добиваться укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения, формирования общего образовательного, научного, культурного и информационного пространства.

Особое внимание следует уделить формированию договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе национальных меньшинств. Органом, координирующим усилия на этом направлении, могла бы стать Комиссия СНГ по правам человека, предусмотренная Уставом СНГ. Однако из-за позиции ряда государств этот важный орган до сих пор не учрежден. Мы будем и впредь активно продвигать идею создания такой Комиссии.

Самого серьезного рассмотрения требует предложение Президента Казахстана о создании в рамках Союза Независимых Государств Фонда распространения и поддержки русского языка в СНГ, При этом основные положения разработанного российской стороной проекта Конвенции о статусе русского языка в СНГ могли бы войти составной частью в проект положения о Фонде.

Уважаемые коллеги!

Революционные потрясения и войны XX века разбросали многих россиян по всему миру. В ходе событий последних десятилетий за пределами Родины оказались миллионы наших соотечественников. К ним относятся и те, кто благодаря демократическим преобразованиям последних лет получили возможность подолгу жить и работать за рубежом, совершенно необязательно становясь при этом эмигрантами.

Выходцы из России активно участвуют в формировании современного облика нашей страны. Они составляют неотъемлемую часть той особой социальной общности, которую все чаше называют "русским миром", вкладывая в это понятие не столько этнический или географический, сколько широкий культурологический смысл.

Наша прямая задача - сохранить и приумножить колоссальный человеческий и духовный потенциал этого «русского мира» во всем его богатстве и многообразии.

Несмотря на значительную активизацию нашей работы по защите интересов соотечественников, следует признать, что мы находимся лишь в начале пути. Нам предстоит серьезно поработать над тем, чтобы рекомендации Консультативного совета, которые будут здесь приняты, скорее воплотились в соответствующие решения, а главное - в действия, что позволит обеспечить нашим соотечественникам за рубежом достойную жизнь и возможность полнокровного общения с исторической Родиной.




Материалы к выступлению Мэра Москвы Ю.М.Лужкова на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России 18 марта 2003 года

Последние два года знаменуются коренными изменениями подхода государства к проблеме поддержки российских соотечественников за рубежом.

Вопросы поддержки соотечественников отнесены к разряду приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии нашей страны. На федеральном уровне принят ряд решений, направленных на защиту прав и законных интересов российских соотечественников за рубежом, оказание необходимого содействия им в адаптации к условиям стран проживания при сохранении национально-культурной самобытности и развитии всесторонних связей с исторической Родиной. Оказывается помощь в обустройстве и тем, кто решил переселиться в Россию.

В этом контексте мы придаем большое значение нынешнему заседанию. Результатом сегодняшнего обсуждения, как мы надеемся, станет выработка для Правительства Российской Федерации предложений и рекомендаций, основанных на приоритете национальных интересов во внешней политике на постсоветском пространстве. Проблема поддержки миллионов наших соотечественников является неотъемлемым элементом этого курса, о чем было заявлено Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на январском заседании Госсовета.

Мы прекрасно понимаем особое значение для России ближнего зарубежья, являющегося зоной жизненно важных интересов для нашей страны. Более половины границ нашего государства приходится на страны СНГ и Балтии. Этот фактор усиливает необходимость участия каждого субъекта Российской Федерации в работе по поддержке соотечественников как в социальной, так и в экономической областях.

В этой связи необходимо учитывать и то обстоятельство, что российская диаспора имеет в странах проживания колоссальный потенциал, который может быть использован в интересах России. Именно поэтому она должна стать мощнейшим инструментом влияния и проводником российских интересов в ближнем зарубежье.

Программный подход к организации взаимодействия с почти 30-ти-миллионной зарубежной диаспорой как к перспективному интеллектуальному, культурному и экономическому ресурсу России был обозначен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Конгрессе соотечественников в 2001 году.

Москва первой стала реализовывать эту программу, предприняла конкретные шаги по собиранию и структурированию русского мира. Правительство Москвы на протяжении последних 10 лет рассматривало поддержку соотечественников как одно из приоритетных направлений своей международной деятельности, особенно, в области сохранения и развития русской культуры, образования и языка в странах их проживания. Московской Программой по поддержке соотечественников за рубежом предусмотрено на три года выделить на эти цели более 200 млн. рублей.

По данным социологических исследований, проведенных в странах Балтии в конце прошлого года аналитическим центром при фонде «Россияне», 80 процентов соотечественников одобряют политику Москвы в отношении зарубежной российской диаспоры. Это высокая степень доверия и мы стремимся ее оправдывать. Мы готовы сегодня поделиться накопленным в этой работе опытом.

Правительство Москвы уже приступило к реализации прагматической модели взаимодействия с зарубежной диаспорой, обозначив ее так: «От поддержки к сотрудничеству». В то же время, мы прекрасно понимаем, что огромный ресурс российской диаспоры за рубежом никогда не будет реализован, если мы не предпримем шагов к организационной, информационной, а если необходимо, и финансовой поддержке ее организаций. Запуская в действие этот гигантский механизм, мы активно использовали опыт и возможности наиболее крупных зарубежных диаспор, в том числе еврейской, армянской, греческой и других.

Так, в 2002 году были проведены два «круглых стола» на тему:

«Зарубежная диаспора — экономический потенциал России», в которых приняли участие представители деловых кругов соотечественников из 32 стран мира. Это направление мы будем поддерживать и развивать, что позволит организациям соотечественников стать самодостаточными. Другими словами, совершенствование организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном и информационном сотрудничестве с Москвой, будет способствовать не только развитию мощного инструмента реализации российских интересов, но и формированию внутреннего фактора финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры. Для привлечения деловых кругов и создания внутреннего финансового ресурса развития диаспоры нужен стимул. И мы его предложили: Москва будет применять систему льгот и преференций по отношению к фирмам и предприятиям российского зарубежья, оказывающим поддержку соотечественникам.

Решением Правительства Москвы создан Московский дом соотечественника, который будет координирующим центром по работе с соотечественниками за рубежом.

 В течение 6 лет успешно реализуется программа «Стипендия Мэра Москвы». За эти годы более 700 соотечественников в странах Балтии получили высшее образование, создан международный клуб «Стипендиатов Мэра Москвы». Среди выпускников-стипендиатов есть депутаты парламентов, руководители фирм, преподаватели вузов, общественных объединений соотечественников за рубежом.

Для выстраивания эффективной политики в отношении зарубежной диаспоры нужна серьезная научная и экспертная база. Хотелось бы отметить, что ни одно серьезное решение Правительства Москвы в сфере взаимодействия с зарубежными соотечественниками не принимается без консультаций с ведущими специалистами столицы. В разработке вышеупомянутой программы Правительства Москвы приняли участие ученые, широко известные не только в Москве, но и за рубежом, в том числе в среде российских соотечественников. Это Борис Шмелев, Татьяна Полоскова, Константин Затулин, Сергей Кулешов, Виталий Скринник и другие авторитетные эксперты. Они постоянно оказывают нам необходимую научно-методическую помощь.

Принятая Правительством Москвы Программа (имеется у Вас на руках), направлена на решение социально-экономических проблем соотечественников. На ее реализацию из бюджета г.Москвы на 2003-2005 гг. будет выделено около 500 млн. рублей. Мы уверены, что к этим ресурсам будут добавлены значительные средства нашими коммерческими структурами, организациями, работающими в Москве.

Для придания работе с соотечественниками за рубежом системного характера решен целый комплекс организационных вопросов. Созданы:

·         отдел по работе с соотечественниками за рубежом в структуре Департамента международных связей;

·         Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом;

·         Московский дом соотечественника;

·         Бизнес-центр деловых людей из числа соотечественников, проживающих за рубежом;

·         Координационный совет «Центра по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом» при Московском государственно-общественном фонде «Россияне» (далее - фонд «Россияне»).

Во исполнение решений Конгресса соотечественников, который проходил в октябре 2001 г., Правительство Москвы оказало содействие в создании Международного совета российских соотечественников. 2 октября 2002 г. в Москве состоялось учредительное собрание представителей общественных организаций российского зарубежья из 19 стран, на котором была создана международная общественная организация "Международный совет российских соотечественников". Основными целями организации являются: координация и активизация деятельности организации российской диаспоры, упрочение их связей с исторической Родиной; содействие формированию эффективной системы взаимодействия государственных и общественных организаций России, ее субъектов с объединениями российского зарубежья. В период с октября 2002 г. организации соотечественников из 34 стран мира, в том числе из стран СНГ и Балтии, стали членами Международного совета российских соотечественников. Становление Международного совета российских соотечественников будет успешным, если поддержку ему будет оказывать не только Москва, но и другие субъекты Российской Федерации.

Вопрос поддержки соотечественников за рубежом за последние два года дважды обсуждался на заседаниях Правительства Москвы.

Исключительно большое внимание мы уделяем работе с письмами, рассматривая их в качестве живого канала обратной связи, позволяющего убедиться в правильности выбранного курса, либо скорректировать его. Ежегодно в адрес Правительства Москвы их поступает сотни. Анализ обращений свидетельствует о том, что деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественников широко известна за рубежом. Самый большой процент писем касается просьб об оказании материальной помощи. Второе место, что нас особенно радует, занимают письма, в которых высказываются предложения о налаживании сотрудничества в экономической, культурной, образовательной областях. Это говорит о том, что лозунг, выдвинутый Москвой «От поддержки к сотрудничеству», нашел отклик среди соотечественников, проживающих во многих странах. Много писем поступило к нам в процессе обсуждения проекта программы Правительства Москвы по поддержке соотечественников.

Около 5% писем поступило от соотечественников из стран дальнего зарубежья. С этой категорией соотечественников на сегодняшний день работает в основном Правительство Москвы. Это связано с тем, что принятые федеральной Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом основные направления работы в 2002-2005 гг. сориентированы на страны СНГ и Балтии.

Важным элементом работы с соотечественниками является постоянное взаимодействие с администрацией Президента Российской Федерации, палатами Федерального Собрания, Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, МИД России и неправительственными организациями.

Представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти России принимали участие в круглых столах на тему: «Зарубежная диаспора - экономический потенциал России», заседаниях Координационного совета «Центра по защите прав соотечественников за рубежом».

Опыт работы Правительства Москвы по налаживанию экономических и деловых связей с российской зарубежной диаспорой был заслушан и одобрен на заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников 16 октября 2002 г. В практику вошли встречи руководителей Правительства Москвы с соотечественниками в странах проживания. В 2002 году их было 14 (в Берлине, Софии, Киеве, Ереване, Риге, Баку, Белграде и т.д.), представители организаций соотечественников из 22 стран были приняты в Москве.

Для реализации Программы Правительством Москвы учреждены пять фондов — «Москва-Крым», «Москва-Севастополь», «Россияне», «Сотрудничество» и имени Юрия Долгорукого, которые закреплены за отдельными странами СНГ и Балтии, что позволяет системно и на основе преемственности строить работу.

Так, например, вы знаете, что Правительство Москвы уделяет особое внимание Крыму и, в первую очередь, Севастополю - городу русской славы.

Фонды, учрежденные Правительством Москвы, "Москва-Крым" и "Москва-Севастополь" реализуют городскую программу социальной поддержки ветеранов войны и труда и особенно ветеранов Черноморского флота. Большое внимание уделяется детям. В дар от российской столицы для детей Черноморского флота построена школа имени 850-летия Москвы, успешно развивается Черноморский филиал МГУ, где на 4 факультетах по 8 специальностям проходят обучение свыше 400 студентов.

Фонд "Сотрудничество" реализует программы поддержки соотечественников в странах традиционного зарубежья (Болгарии, Сербии, Черногории, Румынии, Германии и в ряде других стран).

Московский государственно-общественный фонд "Россияне" успешно реализует программу "Стипендии Мэра Москвы" в странах Балтии. При фонде образован Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам за рубежом.

Большую работу по анализу положения соотечественников за рубежом проводит Институт стран СНГ. За 2002 год в ведущих печатных и электронных СМИ России и стран СНГ было опубликовано более 30 статей и других материалов сотрудников Института связанных с жизнью российских соотечественников за рубежом. Институт участвует в подготовке еженедельного комментария к событиям, связанным с соотечественниками на радиостанции "Голос России", вещающей на страны ближнего и дальнего зарубежья.

Институт принял активное участие в деятельности созданной при Правительстве Москвы Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. В результате совместных усилий была подготовлена Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 гг., которая утверждена Правительством Москвы и распорядительные документы по созданию Московского Дома соотечественника.

В 2002 году по заказу Правительства Москвы были сняты 10 фильмов о соотечественниках, проживающих в странах СНГ и Балтии, США, Германии, Венгрии. С 26 февраля по 14 марта 2003 г. эти фильмы по рубрикой "Зарубежная Россия" были показаны по различным каналам телевидения.

 Особое значение в работе с соотечественниками уделяется молодежи, деловым кругам, интеллектуальной элите российского зарубежья. В сентябре намечено проведение «круглого стола» на тему: «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России» и номинации «Соотечественник года» по десяти позициям под эгидой Международного совета российских соотечественников. Первостепенное внимание нами уделяется ветеранам войны и труда, пенсионерам, малообеспеченным семьям.

Мы знаем о работе, которую ведут российские регионы с зарубежными соотечественниками и приветствуем идею создания региональных структур, координирующих эту деятельность на своем уровне. Среди уже функционирующих можно назвать Комиссию по работе с соотечественниками (Новгородская область), Совет по связям с соотечественниками (Алтайский край), Исполнительный комитет Всемирного конгресса татар (Республика Татарстан). Заслуживает внимания организация и проведение международных семинаров по проблемам соотечественников в Калининградской области. Считаю, что нам необходимо координировать наши усилия и на постоянной основе, обмениваться накопленным опытом. Сегодня мы собрались в Москве. По нашему мнению, следующее заседание можно было бы организовать в другом российском городе.

Конечно, не все регионы обладают одинаковыми с Москвой - прежде всего, финансовыми - возможностями для работы с соотечественниками. Тем не менее уверен, что наш опыт, о чем говорилось выше, несомненно будет полезен. Все последние годы мы нарабатывали его, став своего рода «экспериментальной площадкой» по апробации новых механизмов реализации государственной политики в отношении соотечественников с привлечением региональных организационных и их финансовых возможностей.

Суммируя вышесказанное, хочу отметить следующее.

Первое, к чему мы пришли, это необходимость создания специализированного исполнительного звена, ответственного за работу с соотечественниками. В Москве - это отдел по работе с соотечественниками за рубежом в составе Департамента международных связей. Поскольку работа с соотечественниками требует межведомственного взаимодействия, мы пошли на создание Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. Я убежден - для того, чтобы эффективно работать с соотечественниками, необходимо выстроить надежную систему управления этим процессом. Это необходимо не только на уровне субъектов, но ина федеральном.

Практика более чем десятилетней работы по поддержке соотечественников за рубежом показывает, что остро ощущается нехватка структуры, которая вела бы вопросы соотечественников комплексно, координируя работу в этом направлении на государственном уровне. В этом плане мы могли бы заимствовать опыт, в частности: Китая, Венгрии, Израиля, Греции, придающих исключительно большое значение работе с соотечественниками и получающих от своих диаспор неоценимую политическую и экономическую поддержку. Между тем, деятельность Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом - объективно не позволяет обеспечить такой уровень работы.

Вследствие этого на сегодняшний день многие вопросы взаимодействия в рамках российских ветвей власти и различных структур остаются  неурегулированными.

Хочу обозначить только несколько проблем:

-          принятые после мая 1999 года законы (Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон о гражданстве. Налоговый кодекс, Таможенный кодекс) по существу сделали невозможным реализацию большей части статей Федерального Закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

-          не ведется подготовка, других законодательных актов Российской Федерации по проблемам соотечественников за рубежом;

-           на федеральном уровне отсутствует механизм информационного и организационного содействия экономическому сотрудничеству с фирмами и хозяйствующими субъектами, созданными соотечественниками;

-          средства, выделяемые из федерального бюджета, используются только для поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии, а проблемы сохранения русского языка и культуры есть и у россиян, проживающих в Европе, Латинской Америке, Африке и даже в США.

Поэтому, я по-прежнему убежден, что в структуре исполнительной власти Российской Федерации должен быть специальный орган, ведающий вопросами более чем 30-млн. российской диаспоры.

Второе. Масштабы работы по поддержке наших соотечественников дают основание выйти с предложением о внесении корректировки в редакцию статьи бюджета, ограничивающую деятельность государства в этой сфере только рамками СНГ.

Третье. Мы начинали свою работу с проведения разовых мероприятий по поддержке соотечественников, исходя из их конкретных запросов. Жизнь скорректировала этот подход и, как итог, Правительством Москвы принята комплексная программа работы с соотечественниками на 2003-2005 годы, которая опирается на ежегодно планируемые в бюджете финансовые ресурсы. Думаю, что при условии нехватки средств, вполне возможно работать и «точечно», затрагивая не все, а только наиболее актуальные вопросы, интересующие соотечественников за рубежом. Это может быть культура, образование, помощь ветеранам ВОВ и т.д. Однако важно, чтобы такая работа велась на основе программно-целевого подхода. Тогда легче планировать ресурсы, ставить конкретные цели и двигаться к их достижению.

Четвертое. Эффективность этой деятельности существенно повышается, когда ее удается координировать между всеми субъектами реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Подчеркну, что нашими успехами на этом направлении мы в значительной степени обязаны тесному взаимодействию с МИД России. Представители Москвы входят в рабочие группы, сформированные при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и при МИД России. Это позволяет нам не только действовать сообща, но и эффективно расходовать средства, выделяемые бюджетами различных уровней на поддержку соотечественников. Такая координация осуществляется, например, при реализации образовательных программ.

Мы готовы координировать усилия со всеми заинтересованными субъектами Российской Федерации по всем направлениям этой деятельности. В этой связи предлагаю на плановой основе организовать межрегиональный семинар работников исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, занятых вопросами работы с соотечественниками, где и обмениваться имеющимся опытом. Каждое очередное заседание семинара можно было бы посвящать одному из конкретных направлений работы и проводить его поочередно в разных регионах страны. Москва готова взять на себя организацию и проведение первого заседания такого семинара.

Очень важно, что в Дипломатической академии МИД России действует программа профессиональной переподготовки кадров для субъектов Российской Федерации. В связи с решением Государственного Совета по расширению участия субъектов Федерации в реализации внешнеполитических и внешнеэкономических задач страны, все более актуальным становится вопрос не только переподготовки, но и подготовки кадров для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через подведомственные МИД России учебные заведения. Это сегодня подчеркнул и Игорь Сергеевич. Мы очень рассчитываем, Игорь Сергеевич, что практика приема студентов в МГИМО и слушателей в Дипломатическую Академию по направлениям субъектов Российской Федерации будет расширена. И очень важно, чтобы в учебных программах профессиональной подготовки специалистов особое внимание было бы уделено вопросам государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.

На наш взгляд, видимо, стоит подумать о создании системы кураторства субъектов над определенными странами и организациями соотечественников в государствах СНГ и Балтии. Ведь, как правило, ваша работа привязана к определенным регионам.

Нам кажется, что загранучреждения МИД России должны активизировать взаимодействия с национальными диаспорами, объединяющими представителей финно-угорских, тюркских и других народов России.

Нас очень интересует накопленный вами опыт работы с национальными объединениями соотечественников, ведь Москва сама многонациональный город, где проживают выходцы из различных регионов России, а работа с диаспорами - это всегда улица с двусторонним движением. Мы делаем много, но вместе сделаем еще больше.

Одним словом, чем теснее мы будем сотрудничать, тем успешнее будем решать задачи по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом.




rusedina.org

Россияне уезжают из Узбекистана

 

За последние несколько лет из Узбекистана, в основном в Россию, уехало 300 тысяч россиян. Об этом сообщил на прошедшем 18 марта в Москве 14-м заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ посол России в Узбекистане Дмитрий Рюриков.

При этом он отметил, что "большинство оставшихся хотело бы переехать в Россию". По мнению Рюрикова, "для этого много факторов". В частности, он напомнил, что "в одном 316-страничном учебнике по истории для учеников 9-х классов средней школы Узбекистана 292 раза упоминаются выражения "русский завоеватель", "русский угнетатель", "русский шпион" и так далее".

По словам посла, "россиянам в Узбекистане оказывается социальная помощь, помощь в сохранении культурной идентичности, связей с этнической Родиной". Вместе с тем, отметил он, потребность в гуманитарной помощи ветеранам войны и труда "колоссальна", в то время как "пенсия в Узбекистане иногда не превышает 5 долларов".

Российский посол призвал регионы России оказывать помощь живущим в Узбекистане россиянам, главным образом, в виде медикаментов. Он также сообщил, что в прошлом году из бюджета РФ было выделено 50 стипендий для абитуриентов из Узбекистана, 10 из них получили россияне, проживавшие в этой стране. Посол отметил, что помимо столичных вузов, граждан из Узбекистана принимают в учебные заведения Томской и Омской областей.

По данным посла, в настоящее время в Узбекистане проживает миллион россиян.




Рекомендации 14-го заседания Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России  (проект)

Обсудив вопрос "Участие субъектов Российской Федерации в работе по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Опыт Москвы", участники заседания Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России констатировали актуальность данной проблемы как на общефедеральном, так и региональном уровнях. Соответствующий опыт Москвы представляет значительный практический интерес и заслуживает распространения и в других российских регионах.

Консультативный совет с удовлетворением отмечает, что вопросы защиты прав и поддержки соотечественников, выведенные в разряд приоритетов внешней политики Российской Федерации, на федеральном уровне подкреплены практическими мерами нормативно-правового, организационного и финансового характера. В ряде субъектов Российской Федерации проводится разносторонняя работа по взаимодействию с организациями соотечественников в ближнем зарубежье. Накопленный опыт работы свидетельствует о важности и целесообразности усиления роли регионов в этой сфере международного сотрудничества.

Вместе с тем актуальными остаются задачи координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более широкого привлечения институтов гражданского общества и, в частности, потенциала неправительственных организаций к работе с соотечественниками, использования возможностей научных учреждений, поиска источников внебюджетного финансирования для решения назревших проблем.

Исходя из того, что работа по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии будет постоянно находиться среди приоритетов международной и внешнеэкономической деятельности российских регионов, представляется целесообразным осуществить на различных уровнях ряд конкретных мер, предложенных в ходе состоявшегося обсуждения.

* * *

В целях расширения участия субъектов Российской Федерации в работе по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии Консультативный совет рекомендует:

- Создать при администрациях субъектов Российской Федерации консультативные органы по связям с соотечественниками за рубежом с привлечением представителей общественных объединений, неправительственных организаций и ученых. К основным задачам таких органов целесообразно отнести, прежде всего, подготовку предложений по налаживанию и активизации работы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом.

- Оказывать содействие соотечественникам и организациям соотечественников в их деятельности, направленной на укрепление связей с Российской Федерацией.

- Содействовать установлению и активизации контактов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с общественными объединениями соотечественников за рубежом. Способствовать организационному оформлению разрозненных объединений соотечественников в странах СНГ и Балтии.

- Уделять особое внимание развитию связей с деловыми кругами, неправительственными организациями, влиятельными общественно-политическими деятелями и представителями интеллектуальной элиты русского зарубежья, используя различные формы работы, в том числе такие, как "деловые клубы русского зарубежья", информационные порталы и т.п.

- Предусматривать участие субъектов Российской Федерации в работе по развитию международного научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества, в реализации двусторонних программ сотрудничества по удовлетворению национально-культурных запросов соотечественников с государствами-участниками СНГ и Балтии.

- Рассмотреть вопрос о направлении части средств от внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации непосредственно на нужды вынужденных переселенцев и беженцев, находящихся в данном субъекте Федерации.

- Привлекать субъекты Российской Федерации к проведению конференций и совещаний с участием соотечественников, организуемых как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

- Способствовать объединению усилий субъектов Российской Федерации, как в рамках федеральных округов, так и на межрегиональном уровне, по общим направлениям сотрудничества с соотечественниками. (^Г) -Поддержать предложение правительства Москвы об организации межрегионального семинара работников исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, занятых вопросами работы с соотечественниками, по обмену опытом в этой сфере.

 - Наладить обмен информацией об опыте и наиболее значимых акциях субъектов Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом, а также о деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и ее рабочих органов.

- Обратить внимание субъектов Российской Федерации на необходимость экспертных оценок принимаемых программ и нормативных актов, касающихся вопросов взаимодействия с зарубежными диаспорами, в том числе путем привлечения экспертов из Москвы.

- В ходе поездок руководителей субъектов Российской Федерации в страны СНГ и Балтии и приема представителей их региональных властей в российских регионах включать проблематику прав соотечественников в круг обсуждаемых вопросов и активно использовать выступления перед местными СМИ для распространения согласованной российской позиции на этот счет.

- Содействовать установлению экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации всех форм и видов собственности.

- Рекомендовать Ассоциациям экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации на своих заседаниях рассмотреть вопрос об оказании объединениям наших соотечественников за рубежом практической помощи в экономическом становлении и развитии.

- В рамках межрегионального экономического сотрудничества особое внимание уделять развитию связей с теми органами исполнительной власти местного уровня в странах СНГ и Балтии, которые в своей практической деятельности проявляют активную заботу об обеспечении прав и интересов российских соотечественников.

- Содействовать созданию единой базы данных о ситуации на российских региональных рынках труда и потребностях регионов России в рабочей силе. Разработать и распространять среди потенциальных переселенцев материалы рекламно-справочного характера относительно условий жизни и работы в различных регионах Российской Федерации. Организовать помощь социально незащищенным категориям соотечественников.

- Дипломатической академии МИД России обеспечить включение лекционного цикла по проблематике соотечественников на курсах повышения квалификации для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

* * *

Участники заседания Консультативного совета считают возможным и необходимым обратиться к Правительству Российской Федерации и привлечь его внимание к следующим конкретным предложениям, представленным в ходе подготовки и проведения данного заседания.

- Федеральным органам исполнительной власти оказывать консультативную и методическую помощь субъектам Российской Федерации в подготовке и организации мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом.

- Укреплять договорно-правовую базу, регулирующую взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе национальных меньшинств. Органом, координирующим усилия в этом направлении могла бы стать Комиссия СНГ по правам человека, предусмотренная Уставом СНГ, создание которой блокируется из-за позиции ряда стран СНГ. В этой связи представляется целесообразным российской стороне активнее вести работу по созданию данной Комиссии.

 - Разработать механизм реализации Закона Российской Федерации "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников", принятого в 1999 г., но не имеющего до настоящего времени подзаконных актов, позволяющих реально осуществлять требования Закона.

- Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы - членами Совета переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы разработать законопроект "О репатриации российских соотечественников" и внести его на рассмотрение в Государственную Думу.

- Совершенствовать законодательство России об обеспечении работой и жильем российских соотечественников, переезжающих на постоянное проживание в России.

-Продолжить согласованную работу органов исполнительной власти по созданию условий для переселения в Россию соотечественников из-за рубежа в рамках реализации Программы действий Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

- Предусмотреть в проекте госбюджета на 2004 год увеличение финансовых средств для жилищного обустройства вынужденных переселенцев и финансирования региональных миграционных программ, в том числе путем совершенствования механизма межбюджетных отношений.

- Укреплять взаимодействие между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в отношении соотечественников, в том числе через совершенствование деятельности представительств МИД России в субъектах Российской Федерации. Внести соответствующие изменения в Положение о представительстве МИД Российской Федерации на территории России.

 - Рассмотреть идею создания сети центров миграции и связей с соотечественниками в федеральных округах под патронажем полномочных представителей Президента Российской Федерации.

- Уделять приоритетное внимание сотрудничеству между приграничными районами, где компактно проживают российские соотечественники.

- Организовать и проводить мониторинг положения соотечественников за рубежом, по результатам работы создать единую базу данных.

- Министерству образования Российской Федерации изыскать возможность увеличения квот приема в российские вузы русскоязычных студентов стран СНГ и Балтии по регионам России.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ