Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Форум «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России»

Продолжаем публикацию материалов Международного форума «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России», который состоялся 15-17 октября 2003 года в Москве. Другие материалы читайте в предыдущем Бюллетене №85 от 1 ноября 2003 года.




Выступление советника Мэра Москвы, Директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина

Уважаемая Людмила Ивановна, дорогие участники нашего сегодняшнего форума, уважаемые гости.

Я хочу напомнить, что в 81 год назад из Петрограда в Германию вышло два парохода, один из которых назывался «Обербюргемейстер Хакен», второй - «Прейссен». Пассажирами этих двух пароходов была вся культурная  и научная элита северной столицы и всей России.

В числе пассажиров двух "философских пароходов", как их позже обозвали, была профессура первого Московского университета. Профессора Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, профессора Института инженеров путей сообщения. Там были люди, которые попали в различные списки репрессивных органов по делу Вольного экономического общества и по делу Археологического института, а также активные антисоветские деятели по делу издательства "Берег" и т.д.

Вынужденные пассажиры этих пароходов покидали Родину с тяжелым сердцем. Но многие из них верили, что вскоре можно будет вернуться домой.  Их надеждам, к сожалению, не суждено было сбыться. Таким образом, пополнив российскую эмиграцию (я употребляю это слово, хотя не в восторге от него) - российскую эмиграцию первой волны, они расстались с мечтой доживать свои дни на родине, а те немногие, кто все же рискнул вернуться, за редким исключением, были репрессированы.

Результатом этого вынужденного исхода стала мощная подпитка интеллектуального и технического мира Западной Европы и Америки. Достаточно вспомнить имена Леонтьева, Сикорского и других. В те времена газеты Европы писали, что единственный товар, который нынешнее русское Правительство поставляет в Европу обильно и бесплатно - это хранители культурных заветов России. Сегодня, в наши дни, с началом новой возрожденной России мы закрываем эту страницу нашей истории.

Затем мы знаем, что за первой волной последовала вторая и третья волны эмиграции. А в 1991 г. около 30 млн. наших соотечественников, этнических россиян, стали в одночасье соотечественниками за рубежом, поскольку распался Советский Союз.

И конечно же, сегодня один из главных вопросов, адресуемый, прежде всего, этому форуму и собравшимся здесь людям, - это как научиться жить в диаспоре. Я хочу обратить внимание на то, что это новое теперь для нас понятие. Не все его разделяют. И тем не менее, как научиться жить в общей русской диаспоре, без разделения на "ближнее и дальнее зарубежье" или "новое и традиционное зарубежье" - как сделать так, чтобы Россия помогла становлению этого нового организма, как и чем наши соотечественники сегодня могут поддержать Россию?

Мир, как утверждают эксперты, перестает быть миром как суммой государств, а является больше суммой народов и диаспор. Действительно, около 40 млн. человек - русских людей - живут за пределами Российской Федерации. За пределами Армении живет больше армян, чем в самой Армении. В одной только России их больше, чем в Армении. За пределами Израиля – в одних только Соединенных Штатах живет евреев больше, чем в самом Израиле. И так далее. То есть мир стал взаимопроницаемым.

Здесь приводился пример Украины, которая провела уже три Всемирных конгресса украинцев. В каждом случае председателем этих Конгрессов являлся президент Украины. На втором Конгрессе было принято решение, что украинская диаспора в странах традиционного зарубежья возьмет шефство над украинской диаспорой в странах СНГ и Прибалтики.

Я не думаю, что нам сейчас нужно копировать такой же пример. Но очевидно, что нужно как можно быстрее изжить то недостаточное понимание или, самое главное, недостаточное знакомство, которое существует не только с Россией у представителей нашей диаспоры, которая прежде называлась эмиграцией и считалась врагом, а теперь является желанным гостем (я имею в виду, в государствах традиционного зарубежья), но и ликвидировать всякое недопонимание или неинфомированность о положении вещей, с которыми сталкивается новая русская диаспора, бывшие наши сограждане в государствах СНГ. Ликвидировать для тех, кто живет в Западной Европе, в Америке, кто мог бы принять участие в усилиях России по спасению этого огромного числа людей, которые сегодня поставлены в большинстве случаев перед альтернативой: или добровольно-принудительный переезд в Россию, или ассимиляция, растворение в новых титульных или старых титульных нациях.

Я специально об этом заговорил сразу, потому что был вдохновлен прозвучавшими здесь выступлениями - Владимира Львовича Квинта и Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского. Я думаю, что кроме вопроса о том как помочь России в ее новом пути, есть вопрос как помочь обрести себя тем русским, которые остались и становятся сегодня или стали уже гражданами новых независимых государств.

Здесь приводились примеры, связанные с Латвией, Эстонией. Приводился пример с делом Сливенко, когда нам чрезвычайно важно, чтобы голос в поддержку наших соотечественников звучал не только из Москвы, не только из России, но и из государств и стран, к которым привыкли прислушиваться в европейских судах и международных трибуналах.

Это первое, о чем я хотел бы сказать.

И второе. Я хотел бы сказать и объяснить, может быть, ту довольно жесткую критику, которая прозвучала в выступлении Ю.М.Лужкова, когда он оценивал усилия нашего государства по отношению к политике, по отношению к нашим соотечественникам. Когда он оценивал эффективность этой работы. Это не носит какого-то персонального характера. Мы далеки от того, чтобы упрекать людей, которые и так посвящают себя этой работе, работают в Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в Министерстве иностранных дел, в том, что они не хотят помочь российской диаспоре. Но факт остается фактом. Усилий наших сегодня остается недостаточно. И если уж в нашей стране - в прежней и нынешней, продолжают запускать в космос космические корабли и космонавтов, если мы совсем недавно построили БАМ, а сейчас строим от БАМа дорогу на Якутск, если мы вершим такие глобальные дела, неужели мы не в состоянии понять на государственном уровне, что 40-миллионная российская диаспора, живущая во всем мире, это такой вопрос, который требует не только временного органа, каким является Правительственная комиссия (вдобавок ко всему постоянно меняющая своих руководителей: одни вдруг уходят в губернаторы Санкт-Петербурга, а другие совершенно неожиданно принимают на себя эти обязанности)? Конечно же, ее аппарат из нескольких человек не в состоянии, я уверен, освоить всю эту тему. Может быть, поэтому мы сталкиваемся до сих пор с тем, что у нас были и провалы в этой работе, и недостатки. Вот что имел в виду Юрий Михайлович Лужков, как мне кажется. Необходимо, чтобы наше государство проявило волю. А то ведь эта мелочность по отношению к такой огромной общенациональной проблеме просто убивает.

Поскольку время мое истекает (меня представили здесь как директора Московского Дома соотечественников), откровенно вам скажу, Правительство Москвы сделало все на этом этапе от него зависящее для того, чтобы этот организм начал существовать, дышать. Выделены средства, пусть невеликие, но выделены. В будущем году в бюджете города Москвы эта структура получает отдельную строку. Это важно для всех, кто разбирается в финансировании и в порядке финансового планирования. Выделено, наконец, самое главное - помещение для работы. Но, к большому сожалению, в тот же самый момент, как оно было выделено, Министерство культуры и Госкомимущество Российской Федерации наложили на это свою руку. Выделенное нам здание оказалось одним из тех объектов, список которых довольно длинен, который называется "памятником истории и культуры», и Министерство культуры сегодня настаивает на том, что именно оно и только оно должно им распоряжаться. Для примера или для понимания хочу вам сказать, что все административные здания построенные в России до 1950 г. объявлены в нашей стране памятниками истории и культуры. Почему-то наше Министерство не интересуется памятниками истории и культуры в Калуге и Рязани, а интересуется только теми, которые расположены в центре города Москвы. И до сих пор, когда я обращаюсь по этим поводам, в том числе в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом, ответом бывает кривая улыбка и успокоение, что наш вопрос не главный: вот когда принципиальный вопрос решится о том, кому в Москве принадлежит огромный кусок собственности, тогда и решится вопрос, наконец... Они не очень претендуют, но ради принципа они будут продолжать настаивать на своем, а мы до сих пор не можем приступить к работе.

Вы говорите нам о проблемах, которые есть у вас, но и у нас существуют такие проблемы. Я вынужден был об этом сказать, потому что многим, кого знаю лично, я не могу честно смотреть в глаза по той причине, что начать работу нам просто сегодня негде. Вот ситуация, которая до сих пор остается неразрешенной. И мне кажется, что мы - Московское Правительство и Правительство Российской Федерации, демонстрируем здесь перед лицом нашей диаспоры не самый лучший тон, и вынуждены в этом признаться. Я надеюсь, что наша конференция поддержит усилия Правительства Москвы, потому что всем ясно, что сегодня Правительство Москвы своей деятельностью заполняет ту брешь в этой работе, которая образовалась, оттого что слишком медленно приходит понимание необходимости этой работы на федеральном уровне при всей доброй воле Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Спасибо.




Выступление Председателя «Союза русских Литвы», члена сейма Литвы, члена Парламентской Ассамблеи Совета Европы С.В.Дмитриева

Задачи русской диаспоры по защите соотечественников

Литва, в 1990 г. 11 марта, восстановив независимость, обязалась перед международной общественностью гарантировать права человека, гражданина, национальных общин, придерживаться общепризнанных норм международного права.

Литовское государство, признавая тесную связь пройденного исторического пути людей различных национальностей с судьбой литовского народа и согласно международным и национальным законам, документам и правовым актам, гарантирует равные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, выражает уважение каждой национальности и языку, признает национальную самобытность, культурное наследие, поощряет рост национального самосознания. Если в Литовской Республике международными договоренностями установлены другие правила, чем предусматривает гражданское законодательство Литвы, то применяются нормы международных договоров.

"Нулевой статус" гражданства, принятый в Литве сильно смягчил "национальный вопрос". Это повлияло и на последующие решения и на законы, принимаемые в Литовской Республике. Европейская Комиссия, оценивая успехи Литвы, стремящейся в Евросоюз, в отчете отметила, что положение национальных меньшинств в Литве достаточно хорошее.

В настоящее время в Литве проживает 15 % русскоязычного населения (русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи), до 1990 года -20 %)), в том числе 6,3% русских (до 1990 г. - 9,5%) из 3,5 миллионов жителей республики.

До 1990 г. в Литве действовали дошкольные детские учреждения на русском языке, школы, группы в профессиональных, средних специальных и высших учебных заведениях. Кстати, 30 мая сего года отмечалось 200 лет создания кафедры русской словесности Вильнюсского университета.

В настоящее время их число сократилось. Объективности ради, отметим, что этому способствовал демографический фактор -низкая рождаемость, эмиграция русских из Литвы и бесперспективность обучения в русских школах, т.к. дальнейшее обучение в ВУЗах на русском языке было проблематично.

На своем опыте мы убедились, что решать проблемы русской диаспоры и вообще национальных меньшинств в стране проживания возможно только имея своих представителей в органах законодательной и исполнительной власти. Поэтому задача № 1 -вхождение во властные и законодательные структуры на местах. Немногочисленность представителей всегда компенсируется прагматичной политикой и возможностью политического компромисса. Имея 3 представителей в Сейме (из 141), проводя гибкую политику, нам удалось изменить фундаментальный принцип в законе о высшем образовании, гласящий, что негосударственные высшие учебные заведения в Литве могут открывать только физические и юридические лица стран, отвечающих критериям Европейской и трансатлантической интеграции. Сейчас возможности работы для российских ВУЗов в Литве не ограничены. Нам также удалось провести поправку в закон об образовании, которая позволила в русских школах преподавать на русском языке. Реорганизация школ, проводимая Министерством образования проходит с минимальными потерями для учеников и русской школы. Там, где ни осталось не одной русской школы, мы законодательно закрепили положение о воскресной школе, которая поддерживается государством. В положении о финансировании национальных школ теперь установлено, что в этих школах т.н. "корзина школьника" увеличена на 15 % по отношению к литовским школам. Как минимум 5 русских школ удалось сохранить при реорганизации. В ближайшее время ожидается прием нового закона о национальных меньшинствах. Нами внесены поправки законодательно закрепить возможность публично использовать язык национального меньшинства, право на обучение на родном языке, право иметь дошкольные заведения, все ступени общеобразовательных школ, также группы, факультеты и филиалы в ВУЗах, готовящих воспитателей и учителей, а также других специалистов нужных для удовлетворения потребностей национальных общин, право исповедовать любую религию и проводить службу и национальные ритуалы на родном языке. В административных территориальных единицах, в которых компактно проживают национальные меньшинства, в учреждениях и организациях, наряду с государственным будет употребляться язык национального меньшинства (местный язык).

Нами инициирована дискуссия о возможности упрощенного получения литовского гражданства. России тоже стоит подумать об облегченном варианте приобретения соотечественниками российского гражданства. Мониторинг, проведенный нами совместно с Romir monitoring, Moskva, показал, что 24 % русских хотели бы переехать на постоянное место жительство в Россию, 37% согласились бы переехать при определенных обстоятельствах и 39% не желают этого делать.

Анализ жалоб и заявлений соотечественников показал, что в Литве нет явных признаков ущемления прав и политических свобод соотечественников. Основные проблемы носят социальный характер. Трудности с трудоустройством, с социальной гуманитарной помощью в той или иной степени ощущают на себе около 30 % русских. Объяснение этому - исчезли наукоемкие производства, большие заводы и фабрики, не нужен стал огромный спектр профессий, большую роль сыграл фактор незнания или плохого знания литовского языка.

Среди русскоязычного населения, особенно пожилого возраста, отмечается недостаточная правовая осведомленность. Это можно объяснить тем, что только незначительная часть, около 3 %, законодательных и правовых актов публикуется на русском языке и в основном в Интернете.

Созданный в 2002 году общественный информационно-правовой центр, который предоставлял бесплатные юридические консультации, позволил частично помочь жителям г. Вильнюса, г. Висагинаса и Диджясалиса. Однако отсутствие средств для содержания, организации юридической службы, отсутствие постоянного помещения и возможности оперативного вхождения в Интернет, недостаточная квалификация юристов при рассмотрении дел, касающихся международного права, в частности, российского гражданского права, отсутствие возможности оказывать стабильную гуманитарную помощь, не позволяют качественно и постоянно помогать людям.

Задача № 2. Зарубежная диаспора должна иметь информационно-культурные центры на местах, достаточно обеспеченные оргтехникой, со стабильным финансированием или самофинансированием, с возможностью обучения или стажировок людей, привлекаемых к работе Центра.

Сохранение культуры, языка и высшего образования на родном языке - это наиболее часто упоминаемые проблемы русских в Литве. Поэтому мы добиваемся внесения в законодательную базу республики упрощенного механизма, разрешающего деятельность российских государственных ВУЗов в Литве по новым дистанционным технологиям обучения.

Задача № 3. Русские общины обязательно должны иметь свои СМИ, потому что неинформированность порождает раздробленность, депрессию и неуверенность. Мы не имеем возможности широко рекламировать нашу деятельность просто потому, что это дорого стоит.

Свое место, очень высокое, должны занять "господа - капиталисты" - российские фирмы, работающие за рубежом. Не только Москва и Лужков должны заботиться о соотечественниках. Патриотизм и внимание российских предпринимателей к соотечественникам – это реальный путь укрепления и расцвета диаспоры. Можно сказать, что политико-восспитательная работа руководителей страны с олигархами - не на должном уровне. Головная боль у Юрия Михайловича и у Российского Правительства намного уменьшилась, если бы задача № 4 - реальная помощь российских предпринимателей русским диаспорам начала бы осуществляться.

Более 13 лет прошло со времени восстановления независимости в Литве. Русская диаспора в Литве приобрела более осязаемые формы. Определились лидеры, интересы, возможности. Уверено можно сказать, КТО is WHO? Но самая перспективная форма существования диаспоры - самофинансирование еще не встала на ноги. Хотя и объективные и субъективные условия к этому есть.

Решая первые 4 задачи, мы решим пятую задачу - самодостаточные, самофинансируемые, крепкие в организационном плане зарубежные диаспоры, интегрированные в страны проживания, лояльные и конструктивные к стране проживания, диаспоры, способные решать самостоятельно встающие проблемы, диаспоры, имеющие тесную связь с Россией и своим существованием укрепляющие ее.

Как полноводная и могучая река всегда питается ключевыми источниками и маленькими ручейками, так и Россия всегда будет сильная и богатая, если не перекопает источники, не высушит болота и не бросит соотечественников!!!




Доклад члена совета соотечественников при Госдуме РФ, председателя Координационного совета организаций соотечественников и русских НПО Грузии, президента МГБС «Недежда» В.Сварчука

От редакции

Этот доклад был подготовлен для форума «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России», но не был на нем прочитан .

Дамы и господа!

Дорогие соотечественники!

В первую очередь хочу поблагодарить Вас за приглашение принять участие в столь представительном форуме. Не будет преувеличением сказать, что наша сегодняшняя встреча была продиктована временем, насущными проблемами, которые встали перед нами в последнее время. Дело в том, что реалии сегодняшнего дня таковы, что традиционные формы и стиль нашей работы требуют изменений, хотим мы этого или не хотим. Сегодняшний день показал, что нам необходимо переходить к качественно новому уровню в нашей работе и искать новые подходы к решению данных проблем

Впервые об этом четко было сказано на прошедшей в Тбилиси 21.V.2003r. международной практической конференции на тему "Общение и клубы соотечественников в странах Южного Кавказа и их взаимодействие с регионами России", проведенной благодаря Посольству РФ в Грузии. Надо отметить, что подобная конференция на постсоветском пространстве проводилась впервые, по тематике и представительному составу она практически не имела аналогов, если не назвать сегодняшнего форума.

Это дало нам возможность впервые получить квалифицированную и исчерпывающую информацию в области приобретения российского гражданства, получения образования в российских вузах, использования научно-технического потенциала русской диаспоры в интересах развития тесного сотрудничества с регионами России и укрепления отношений нашей исторической Родины и по другим остро интересующим нас вопросам. Поэтому задачей сегодняшней встречи является дальнейшее обсуждение и координация деятельности объединения соотечественников и использование их интеллектуального ресурса в укреплении русского мира за рубежом.

Хочу отметить, что наша встреча проходит в условиях, когда все ветви государственной власти Российской Федерации проявляют большой интерес к 30-миллионной зарубежной диаспоре. В январе 2003 года на заседании Государственного совета РФ российский Президент поставил руководителям субъектов Федерации конкретные задачи по организации взаимодействия с соотечественниками. Эти же вопросы рассматривались на 14-м мартовском текущего года заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, в выступлениях министра иностранных дел России Игоря Сергеевича Иванова и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова.

Сложившиеся благоприятные условия дают возможность представителям организаций соотечественников сделать свою работу более плодотворной. Суть ее для каждого, очевидно, будет заключаться в том, каким образом мы воспользуемся помощью, предоставленной нашей исторической Родиной. Важно, чтобы это осуществлялось на условиях равноправия партнеров готовых взаимодействовать с Российской Федерацией во всех областях общественно-политической жизни. Сегодня мы должны рассмотреть конкретные вопросы объединения усилий, направленных на реализацию крупных, масштабных проектов в едином векторе, в одном направлении. Полагаю, что у большинства собравшихся не вызывает сомнений тот факт, что в одиночку нам не удастся реализовать никакой мало-мальски серьезной программы. Для того чтобы убедиться в верности подобных подходов, достаточно проанализировать результаты деятельности различных диаспор в государствах нашего постоянного проживания. На примере Грузии могу утверждать, что организационное единство, скажем, греческой и еврейской диаспор позволили им на сегодняшний день решить абсолютное большинство еще совсем недавно казавшихся неразрешимыми задач.

В свете вышеизложенного хотел бы перейти к обсуждению проблем организационного характера, важнейшими из которых, на наш взгляд, могли бы стать не некие совместные заявления и коммюнике (которые, конечно, при необходимости, можно разрабатывать и принимать!), но:

первое - более близкое знакомство друг с другом, обмен опытом работы;

второе - предварительное (так сказать, в первое чтении) одобрение некой единой концепции перспективной деятельности, четко определяющей наши цели, задачи и намерения, на базе которых мы могли бы точно знать, что действуем в том самом едином поступательном векторе;

третье - вычленение основных направлений совместной деятельности, требующих объединенных усилий;

четвертое - определение на основании реализации указанных выше пунктов текущих и перспективных задач некоего прообраза плана совместной работы с абсолютно четким определением как самих мероприятий, так их исполнителей и сроков исполнения.

Ссылаясь на выступление министра иностранных дел Российской Федерации, я уже указывал на то, что, сознавая необходимость расширения масштабов адресной помощи проживающим за рубежом соотечественникам, российское руководство понимает, что в ряде случаев оно бессильно без нашей помощи. Это, например, касается единого банка данных о переселенцах, причем, не вызывает сомнений, что подобный банк целесообразно создавать и поддерживать в региональных масштабах.

Указанный банк данных позволит более полно решить и такую актуальную проблему, как целенаправленная защита прав и свобод соотечественников Большинство из собравшихся здесь делегатов наверняка не раз задумывались с перспективах этой проблемы. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый из нас делает все возможное для того, чтобы оказать реальную, конкретную и квалифицированную юридическую помощь членам представляемых нами организаций Понятно, что масштабы такой помощи необходимо расширять как на местах, так и на уровне Совета соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации. Пришла пора всерьез задуматься о создании на местах постоянно действующих юридических консультаций, собственного нотариата и бюро переводов. Однако, говоря об объединении усилий, я имею в виду и еще более масштабный проект. И речь здесь идет ни мало, ни много, как о формировании собственной - единой и четко! избирательной платформы и программы. Для чего, спросите? Для участия в выборах и состав высшего законодательного органа России! и в странах нашего проживания. При правильной и продуманной организации работы одним из депутатов вполне мог бы стать один из нас - человек, представляющий интересы избирателей из числа многих десятков тысяч соотечественников. Полагаю, нет необходимости уточнять преимущества и перспективы, которые могли бы быть реализованы в таком случае. Подчеркну лишь, что без активного лоббирования интересов представляемых нами общин на всех, в том числе самых высоких уровнях, нам не удастся решить хотя бы части серьезной проблемы.

В выступлении министра иностранных дел России Игоря Иванова особо подчеркивалось, что суть нашей работы в указанном направлении заключается в оказании помощи в защите прав человека в соответствии с существующими нормами, свободном поддерживании связи с Россией, получения информации из Российской Федерации, создании объединенных общественных организаций и участии в их деятельности. Говоря об активизации участия центра в недопущении дискриминации "нетитульных" наций, где "прямой задачей российского государства объявлена задача - сохранить и приумножить колоссальный человеческий и духовный потенциал "русского мира", министр иностранных дел, мэр Москвы особенно акцентировали внимание на информационном аспекте предстоящей работы. Убежден, что объяснять собравшимся роль и значение средств массовой информации в современное мире не нужно. По этой же причине не буду заострять ваше внимание на положительном опыте, накопленном в плане создания и функционировании собственных печатных органов. Опыт такой есть, но на нынешнем этапе, полагаю пришло время подвергнуть этот опыт критическому переосмыслению, чтобы, скажем, прийти к выводу, что выпускаемые в разное время русскими диаспорами печатные органы зачастую превращаются в достаточно серое и пассивное средство тиражирования информации, публикуемой в официальных СМИ стран проживания и бледные дайджесты откровенно устаревших перепечаток из отдельных российских изданий. Интересное предложение прозвучало в этой связи в выступлении московского мэра, по мнению которого, есть смысл расширить географию и актуальное публицистики, посвященной проблемам соотечественников за счет подготовки материалов на местах и их публикации в российской печати. Иными словами, касаясь неиспользованных резервов и ресурсов, о которых я говорил выше, не лишено смысла нам с вами ввести в практику совместную подготовку концептуально четких, взвешенных и продуманных материалов, предназначенных для опубликования российских СМИ, что, вне всякого сомнения, может оказаться эффективным средство решения назревших проблем, осмысленных не только на уровне эмоций даже само! талантливого, но журналиста, а откорректированных на уровне четкого вычленена нами наиболее острых проблем. Не менее интересным в том плане представляется рассказ Юрия Михайловича Лужкова о том, что только в прошлом году Правительство Москвы сняло и показало по телевидению 10 фильмов о соотечественниках. Возникает вопрос: видел ли кто-нибудь из присутствующих фильм, снятый о жизни соотечественников в Грузии? Нет, к сожалению. А ведь в наш адрес уже поступали отдельные предложения по поводу подготовки таких публицистических телепередач видеофильмов. Более того, наша молодежь уже давно выносила идею создания целого телесериала о жизни русской молодежи в Грузии и в государствах Южного Кавказа! Подобная масштабная идея вполне могла бы быть реализованной нашими совместными усилиями.

Раз уж мы упомянули выступление московского мэра на 14 Консультативном Совете, не мешало бы, на наш взгляд, обратить внимание на ту его часть, где шла речь о необходимости формирования программного подхода к проблеме организации взаимодействия организаций соотечественников с российскими регионами. Речь здесь идет о том, что, несмотря на существование многочисленных и вполне оправдавших себя форм и методов подобного взаимодействия (стипендии для обучения соотечественников в российских вузах, летние оздоровительные лагеря и организация отдыха ветеранов, переподготовка учителей и адресная поддержка некоторым категориям соотечественников и так далее и тому подобное) в проводимой работе все еще не чувствуется программность в использовании нашего интеллектуального, культурного и экономического ресурса.

Программность подходов к решению назревших задач предполагает, в частности, определение уровней и приоритетов в решаемых проблемах, во-первых: четкое вычленение их составных, во вторых: их объективный анализ с точки зрения сил и средств решения, в-третьих: а также, в-четвертых: обеспечение достижения поставленных целей.

Понятно, что существует несколько уровней реализации наших целей с учетом имеющихся ресурсов. Наиболее эффектным и, чаще всего, максимально эффективным из них, конечно, является высший, государственный уровень, признанными формами которого являются переговоры в официальном и неформальном форматах, заключение различных межгосударственных соглашений и договоров и тому подобное. Понятно, что только на таком уровне можно подготовить, подписать и ратифицировать Договор о дружбе и сотрудничестве, заключить много миллиардный контракт или, скажем, провозгласить 2003 год Годом России, как это произошло в Германии и Украине. Однако, существует и иной уровень, уровень людских контактов, уровень "народной дипломатии", который, как показывает опыт, не всегда бывает достаточным, но зачастую оказывается весьма эффективным. Чтобы не занимать внимание собравшихся ссылками на хорошо известный, изученный и востребованный на Западе опыт использования потенциала и ресурсов еврейской, итальянской, украинской, армянской и так далее общин во взаимных интересах, как их исторических родин, так и стран постоянного проживания, отмечу лишь, что определенный опыт в этой области накапливается и в СНГ на уровне таких аспектов и составных, как экономическая научно-техническая, культурная, образовательная, гуманитарная и некоторые другие.

Строительство отношений в экономической сфере, на первый взгляд представляется наиболее ясным. В еще большей степени, чем на высшем государственном уровне, развитие этих отношений на уровне рядовых людей потребителей определяет рынок. Представляется очевидным, что еще очень не скоро произведенные в России продукты питания будут вытеснены с закавказского рынка дешевыми и некачественными ближневосточными или дорогими западноевропейскими товарами и продуктами. А это значит, что "коробейники" будут еще много лет ездить и привозить в Азербайджан, Армению и Грузию, скажем, российские молочные и мясные продукты, спрос на которые остается чрезвычайно высоким. Речь, однако, идет не об этом. Для подобной торговли явно необходим начальный капитал, которым большинство соотечественников не обладает. Я хочу обратить внимание собравшихся на такую, десятилетиями апробировавшуюся мировыми производителями форму взаимовыгодного экономического сотрудничества, как открытие за рубежом филиалов национальных предприятий, использование более дешевой рабочей силы на которых не только приносят им дополнительные доходы, но позволяет создавать новые рабочие места, преимуществом при занятии которых пользуются соотечественники той или иной национальной компании. Сегодняшняя Россия также обладает некоторым опытом в этой области. Как известно, в Белоруссии, Украине, Молдавии существует уже несколько десятков российских предприятий, выпускающих широкий спектр товаров, предназначенных для российского рынка. Понятно, что реализация подобных проектов в Южно-кавказском регионе связана с массой проблем, не существующих в названных странах, но, на мой взгляд, указанное направление в перспективе могло бы стать приоритетным, отвечающим интересам всех сторон. Да, мы глубоко благодарны правительству РФ, которое посредством Посольства РФ в Грузии помогает нам в проведении различных мероприятий - это и целевая материальная помощь, медицинская, гуманитарная, более того, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Грузии В. Чхиквишвили не ограничивается подобным форматом. Именно при его постоянном внимании и поддержке стало возможным создание таких структур, как Совет представителей русских школ, Совет русской интеллигенции, всевозможные поэтические клубы, забота о сохранении, развитии и популяризации русского языка, русского слова в Грузии, не будем углубляться, но вы же понимаете, что речь сейчас идет не об этом. Как было отмечено в начале доклада, нас уже не должен устраивать лишь благотворительно-гуманитарный характер нашей деятельности, наша традиционно посредническая роль, иждивенческая позиция в данной ситуации. Пришло время переходить к более действенному взаимовыгодному и достойному, как для наших соотечественников, так и для России формам сотрудничества и существования.

И еще один вопрос финансового плана. На территории государств нашего региона, по некоторым данным, постоянно проживает несколько тысяч граждан России, являющихся пенсионерами. Назрела, на мой взгляд, необходимость Пенсионному Фонду Российской Федерации рассмотреть возможность выплаты пенсий такой категории граждан по месту жительства через уполномоченные банки. И решение этой проблемы, поверьте, также должно осуществляться нашими совместными усилиями, с чем я уже неоднократно говорил выше.

Тесно связанным с этой составной является аспект гуманитарный. Не вызывает сомнений тот факт, что гуманитарная помощь, оказываемая нашим соотечественникам по различным каналам, зачастую является для них единственным способом выжить, Мы искренне благодарны за подобную бескорыстную помощь, которую трудно переоценить. Однако, касается это, в первую очередь, пенсионеров, инвалидов, сирот, многодетных семей - всех тех, кто не имеет возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но достаточно вспомнить опыт деятельности многочисленных зарубежных гуманитарных фондов, чтобы обратить внимание на одну существенную деталь: гуманитарная помощь, оказываемая трудоспособному населению, фактически представляет собой различные формы субсидий - на приобретение орудий производства, помещений, транспорта, инвентаря и т.п. для развития малого бизнеса. Как известно, сегодня в государствах Южного Кавказа реализуется несколько международных проектов подобной гуманитарной финансовой помощи, а, точнее, предоставления кредитов под тот или иной индивидуальный и коллективный проект. Можно лишь выразить сожаление по поводу того, что в этой во всех отношениях финансово и политически беспроигрышной деятельности не участвуют российские банки. Хотя, должен подчеркнуть, определенная доля ответственности за подобное положение вещей лежит на нас с вами, точнее, на том факте, что до настоящего момента мы все еще не объединили собственных усилий для положительного решения подобных крупномасштабных задач.

Теперь по вопросу использования научно-технического потенциала соотечественников Российской Федерации, проживающих в государствах СНГ, в частности, Грузии, и их роли в деле укрепления русского мира за рубежом. Многие блестящие ученые, специалисты самого широкого профиля, обладая поразительным созидательным, творческим потенциалом, остаются невостребованными потому, что не владеют титульным и иностранными языками, не имеют возможности выехать в Россию. Знаю я немало людей, которые, не имея другой альтернативы, отчаянно борются за получение заграничных грантов и направляют свои знания и опыт на интеллектуальную подпитку Североатлантического блока, США, Сороса. При этом я не стану задавать риторических вопросов типа "Не интереснее ли было бы востребовать таких людей, скажем, путем проведения соответствующих конкурсов?". Но, полагаю, что именно этот путь может оказаться наиболее перспективным для развития российско-грузинских отношений. Ведь совершенно ясно, что подобное договорное трудоустройство отнюдь не предполагает дополнительных затрат миграционных и социальных затрат!

Связанной с наукой сферой использования имеющегося потенциала наших соотечественников в регионе является образовательный аспект, состояние которого также вызывает недоумение. В отличие от многочисленных западных вузов и научно-исследовательских центров, давно проявляющих интерес к нашим интеллектуальные ресурсам и активно использующих их путем проведения многочисленных целевых конкурсов, предоставления возможности получить или улучшить образование российская сторона до настоящего времени не проявила реального интереса к этой проблеме. Да, согласно Программе помощи соотечественникам за рубежом существуют определенные квоты поступления в российские вузы, проводятся отдельные мероприятия, типа школьных Олимпиад по развитию и сохранении русского языка и литературы, только, поверьте, этого отнюдь не достаточно для решения такого наболевшего вопроса, как сохранение и развитие великого языка и одной из ведущих в мире культур за рубежом. Традиционное мышление, полагающее что таланты надо использовать, а не развивать, вызвало широко известную "утечку мозгов" из России, известное место в которой занимают и наши соотечественники, проживающие в Грузии, но обучающиеся и, параллельно, изучаемые на предмет дальнейшего использования за рубежами и России, и стран нашего постоянного проживания.

Одной из наиболее благоприятной, на мой взгляд, сферой использования ресурсов "народной дипломатии" является сфера культуры - традиционно находящейся в авангарде развития отношений России со странами бывшего СССР и, как правило, наименее зависимой от текущей политической конъюнктуры. Похоже, еще рано говорить то же по поводу информационного аспекта предмета нашего сегодняшнего разговора, о чем я уже говорил выше. Подчеркну лишь, что высказанное выше предложение об использовании ресурсов, предложенных Юрием Михайловичем Лужковым, вовсе не должно означать сворачивания усилий по выпуску собственных печатных органов, являющихся важным шагом на пути восстановления единого информационного пространства, без которого, конечно, немыслим успех не только на уровне того, что мы условно назвали уровнем людского общения, так называемой "народной дипломатии", но и на самом высоком государственном уровне. Кроме того, нельзя упускать из виду тот факт, что представители русской диаспоры в Грузии сегодня, к сожалению, не относятся к категории материально обеспеченных людей. С точки зрения информационного обеспечения этих людей, вышесказанное означает, что они не имеют доступа ни к российским телевизионным каналам, трансляция передач которых в Грузии, например, осуществляется исключительно по коммерческим кабельным каналам, ни к российской же прессе, розничная цена которой в регионе достаточно высока.

Мое выступление, конечно, не исчерпывает широкого круга вопросов, связанного с проблемами соотечественников в Грузии и перспективами использования их культурного и научно-технического потенциала в рамках рассматриваемой темы форума. Я лишь хотел обратить ваше внимание на то, что одним из способов решения проблемы является ее переосмысление и поиск новых путей решения, а, главное, объединение усилий в достаточно благоприятный для этого период. Неиспользование имеющихся резервов в этой связи может оказаться нашей стратегической ошибкой, которую вряд ли иначе оценят грядущие поколения соотечественников...

Благодарю за внимание.




Секция «Использование научного и промышленного потенциала диаспоры в развитии российской науки и промышленности»

Публикуем информацию о работе секции, подготовленную Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы, а также выступления участников секции.

Руководителю Департамента

международных связей

Мурадову Г.Л.

Уважаемый Георгий Львович!

Довожу до Вашего сведения, что Департаментом науки и промышленной политики совместно с Институтом стран СНГ и соответствии поручением Мэра Москвы от 30.09.03 № 4-19-14905/3 и рамках Международного интеллектуального форума российских соотечественников 15 октября с.г. было организовано и проведено заседание секции "Использование научного и промышленного потенциала диаспоры в развитии российской науки и промышленности".

В работе секции приняли участие 47 человек из 15 стран: Белоруссии, Германии, Греции, Казахстана, Канады, Кубы, Латвии, Россия, Румынии, Словакии, США, Финляндии, Франции, Эстонии, Южно-Африканской Республики.

Ведущие секции: Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики Пантелеев Е.А., советник Мэра Москвы, директор Института стран СНГ Затулин К.Ф." сопредседатель Международного совета российских соотечественников Квинт В. (США), член правления МСРС Пьяных Ю.Д. (Кипр).

В холе работы секции выступили 12 человек из Румынии, Франции, Казахстана, Болгарии, Кубы, США, Кипра, России.

В выступлениях соотечественников были высказаны предложения о необходимости поддержки бизнеса соотечественников, создании и Москве или Московской области Арабско-Евразийского центра развития новых технологии, разработке очень перспективного и важного для России и соотечественников проекта по экспорту российского образования, включении в план “Антологии русского зарубежья” раздела о российских ученых за рубежом, сотрудничестве и вопросах зашиты интеллектуальной собственности и др.

Предложения соотечественников нашли отражение и итоговых документах Форума.

С уважением,

Замести гель руководителя

Департамента Л.Ю. Вольдман

Выступление советника Мэра Москвы, Директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина

Сегодня я имел возможность выступить на пленарном заседании и вспоминал 1922 г., когда из Петрограда в Германию были отправлены те самых два знаменитых философских парохода, вывезших за рубеж значительную часть творческой, научной, промышленной и культурной интеллигенции. Хочу сказать, что времена, когда мы выталкивали специалистов, в том числе ученых, грузили их на пароходы и отправляли в разные части света, давно прошли. Но исход из России умов, «утечка умов», к сожалению, продолжается. И если говорить о сегодняшних цифрах, то общее сальдо миграции со странами СНГ положительное. Фактически отовсюду из бывших союзных республик в Россию едут и ученые, и промышленники, и деловые люди. За исключением Белоруссии, где сложилась стабильная ситуация, и даже из России в Белоруссию выехало на 7 тысяч с лишним человек больше, чем приехало из нее за эти годы.

Иная история со странами традиционного зарубежья. За время с момента распада Советского Союза в страны традиционного зарубежья из России выехало на 1 млн. 20 тыс. человек больше, чем приехало. И среди этих людей, уехавших из России, довольно много тех, кто составлял гордость нашей науки, промышленности, высоких технологий и т.д.

Сейчас, сталкиваясь с этим, нам приходится рассуждать о том, как думал в свое время Ле Корбюзье, как сделать так, чтобы, если две слабости упадут одна на другую (вы знаете классическое описание арки у Ле Корбюзье: две слабости, падая друг на друга, образуют силу), если сегодня Россия не может похвалиться таким же уровнем своего промышленного потенциала, производства, как до распада Советского Союза (она только выходит на этот уровень вновь), если сегодня многие оказались за пределами России, может быть, мы должны использовать это обстоятельство? Использовать это обстоятельство, для того чтобы, объединив усилия диаспоры - деловых кругов диаспоры, научных кругов диаспоры и соответствующих российских структур, обществ, групп, - помочь в решении тех проблем, которые неизбежно встают перед любой развитой экономикой и перед любым обществом.

Поэтому в том, что касается заседания нашей секции, мне кажется, мы должны обсудить некоторые вопросы. Каков научный и экономический потенциал российской диаспоры - это может быть темой выступления и обсуждения на нашей секции. Каковы формы, возможности  и перспективы использования научного и экономического потенциала в развитии российской науки и промышленности. Какие положительные примеры имеются на этот счет; научное сотрудничество, продвижение продукции предприятий, принадлежащих представителям российской диаспоры, деятельность совместных предприятий. Что мешает развитию связей представителей российской диаспоры с российскими коллегами в научной и производственной сферах. Что нужно предпринять, чтобы снять препятствия для планомерного использования научного и экономического потенциала российской диаспоры в развитии российской науки и промышленности.

Это вопросы, которые стоят перед нашей секцией. В работе, как мне кажется, мы должны на них ориентироваться, с тем чтобы прийти с определенным результатам к завтрашнему нашему общему собранию.

И я должен был бы, наверное, затронуть вторую тему, довольно близкую мне. Россия стала страной самой обширной диаспоры или одной из самых многочисленных диаспор в мире в результате распада Советского Союза. Изучение процессов современной российской диаспоры, ее состояния, ее проблем представляет большой научный интерес, имеет важное прикладное значение для выработки адекватной политики России в отношении соотечественников за рубежом.

Московская комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 гг., уже реализуемая, содержит раздел "Научное и экспертное обеспечение программы". Необходимость научной экспертизы в работе правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом, Российской правительственной комиссии, привела к созданию при ней специальной рабочей группы по координации научных исследований, по проблемам соотечественников за рубежом. На самом деле это только первые шаги, потому что во всем мире нашу диаспору активно исследуют, изучают процессы, в ней происходящие, заинтересованы в том, чтобы знать о ней побольше, использовать ее возможности.

Несколько лет назад я делал доклад в Институте политических исследований в Париже на конференции, посвященной российской диаспоре. К большому сожалению, до сего дня, за исключением Правительства Москвы и первых попыток, сделанных, как я уже сказал, правительственной Комиссией, наше государство не ведет научных исследований, не финансирует, и не спонсирует, не организует исследования по проблемам российской диаспоры. Есть небольшая группа в Академии наук под руководством академика Челышева, которая занимается проблемами культурного наследия первой русской эмиграции. Но это только часть вопроса, как вы сами понимаете, с учетом огромных масс наших соотечественников, особенно добавившихся к ним с 1991 г.  Поэтому подключение зарубежных соотечественников к научным исследованиям современной российской диаспоры является естественным и необходимым условием для полноценного развития данного направления.

В преддверии нашего обсуждения на секции, мы с некоторыми из наших коллег рассмотрели идею создания корпорации или ассоциации исследователей российской диаспоры как конкретный шаг, необходимый для развития российской науки в данном направлении. И мы предлагаем обсудить эту тему всем заинтересованным. У нас есть обращение к исследователям проблем диаспоры, к общественным деятелям, с тем чтобы сегодня дело изучения нашей диаспоры и, таким образом, рассказ о ее возможностях, рассказ о ней самой стал общедоступным. Это необходимо для того, чтобы завтра или послезавтра никто у нас в государстве, в нашем обществе не задавал вопросы, а зачем нам развивать эти контакты и зачем нам тратить какие-то, пусть небольшие, деньги на поддержку наших соотечественников. Это второй вопрос, который по просьбе инициаторов этого обращения я озвучиваю.

Русский технический университет как фактор экономической и научно-технической интеграции России и Балкан

С.Дончев, Г.Николов, Л.Беседина

"Высокий уровень российского образования - это один из факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира "
В.В.Путин, М., МГУ 6.12.2002 г

1. Россия занимает ведущие позиции в сфере энергетического экспорта. Несмотря на большое количество специалистов с высшим образованием, в странах Восточной Европы существует острый дефицит специалистов, подготовленных к работе в современных экономических и технологических условиях. Высокий уровень российского - технико-технологического образования обусловливает большую востребованность и спрос специалистов за пределами России.

В современных условиях целесообразно ставить вопрос о сопровождении энергетического экспорта экспортом российского образования в области энергетики, экономики, электроники на базе новейших технологий, в частности информационных технологий.

2. Каким же должно быть экспортное российское образование в Европе? Ответ на этот вопрос могут дать совместно представители стабильного и долгосрочного во времени международного бизнеса, представители сферы высшего образования России и Европы. Увеличивающийся экспорт нефти и газа в Европу и создаёт предпосылки для приоритетного технико-технологического направления русского образования вне России. Синхронизация энергетических и экономических связей России и Европы ставит центральной проблему подготовки специалистов в области энергетики, энергетического менеджмента, международного нефтегазового бизнеса в сочетании с информационными технологиями.

3. Энергетические потребности Балканского полуострова, перспектива превращения Болгарии в распределительный центр по доставке нефти и газа в Балканские страны, интересы России в приватизации энергетических объектов на Балканах и явились мотивом инициативы "Овергаз Инк" и Санкт-Петербургского государственного горного института /Технического университета/, связанной с созданием Русского технического университета в Болгарии. Проект газификации болгарских городов, расширение транзитной газопроводной сети, связывающую Россию с балканскими странами, ожидаемое строительство нефтепровода "Бургас - Александруполис" предполагают необходимость в подготовке кадров в области проектирования, сооружения и эксплуатации нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ. Необходимость устойчивого развития юго-восточного региона Болгарии явилось предпосылкой предложить РТУ в городе Ямбол.

4. "Овергаз Инк" АО предприняло конкретные шаги для реализации идеи Русского технического университета в Болгарии:

Разработана концепция РТУ на базе анализа экономических, социальных условий и региональных интересов;

Приближается к завершению разработка Проекта, включающего факультеты   а) информационных технологий б) энергетических технологий;

Формируется материально-техническая база уникального по существу РТУ; в России ещё нет прецедента создания частного (негосударственного) технического университета.

Концепция включает в себя цели создания РТУ и средства и методы достижения этих целей. Образовательные цели РТУ связаны с подготовкой высококвалифицированных кадров - инженеров по транспорту газа и нефти, газоснабжению, проектированию и сооружению нефтегазопроводов, информационным технологиям, специалистов в области электроники, прикладной информатики (в нефтегазовой отрасли). Научные цели РТУ строятся с учётом широкой интеграции с российскими ВУЗами в области научно-исследовательской деятельности. РТУ в ходе организации учебной и научной деятельности примет участие в рациональном использовании российских инвестиций, материальных и человеческих ресурсов с целью сохранения русского языка, русской культуры, а также консолидации представителей российской научной мысли и зарубежья.

Проект РТУ разрабатывается на основе широкого использования опыта и традиций российского образования в нефтегазовой области, в области электроники и информационных технологий. Проектные характеристики РТУ гармонизированы с тенденциями в высшем образовании России и Европы. Создание РТУ обсуждалось в посольстве Русской Федерации в Р Болгарии и получило поддержку его представителей.

5. В проекте защищены интересы соотечественников, к учебному процессу будут привлечены учёные из числа соотечественников России, СНГ и Европы, будут открыты новые рабочие места для соотечественников, предусмотрены льготные условия обучения соотечественников и российских граждан из Заполярья, Сибири и др.

Значительная часть уже разработанных учебных материалов и научно-преподавательского состава предполагает обучение в РТУ на русском языке. Предполагается гуманитаризация образования в РТУ, создание кафедры русского языка, кафедры народов стран СНГ. Таким образом, РТУ является фактором сохранения русского языка в Болгарии.

6. В заключение можно отметить, что конкретные шаги, предпринятые в организации Русского технического университета в Болгарии помогут интеграционным процессам в области образования, энергетики и экономики между Россией и Болгарией. Одновременно с этим через структурную и содержательную модель Русского технического университета может быть реализован новый подход к пониманию евроинтеграции Болгарии:

а) Создание единого болгаро-русского образовательного пространства как нераздельной части европейского образовательного пространства

б) Формирование единого русско-болгарского научно-технического пространства в сфере энергетики, экономики, информационных технологий

в) Создание правового обеспечения для привлечения соотечественников для участия в учебном и научно-исследовательском процессе Русского технического университета.

Создание технопарка по реализации научного потенциала стран единого экономического пространства и арабского мира

Г.С. Коренчук, Президент Центральноазиатской Академии Информациологии, лауреат международных премий, Академик-секретарь Международной Академии Информатизации в Генеральном Консультативном Статусе ООН с 1995г.

Вдвойне дает тот, кто дает быстро!

Решение президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины о новом этапе экономической интеграции и создании единого экономического пространства (ЕЭП), которое подписано в сентябре текущего года открывает новые перспективы для развития плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества, как внутри упомянутой четверки, так и с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.

Информатизация общества, информационные ресурсы, информациологический путь развития, как показала мировая практика, являются безальтернативным источником повышения благосостояния народа и экономического развития государства.

Яркий тому пример, что на рубеже тысячелетия информациологический путь развития позволил получить за счет высоких технологий: в США - 39% своего валового продукта, Германии - 30,5%, Японии - 29%, а в России - всего-навсего 0,2%. В Казахстане, Беларуси и Украине по этому показателю вообще нет статистических данных.

В основе сегодняшних упущений стран ЕЭП лежит попытка выживания за счет построения ущербной экономики, когда высокую рентабельность производства пытаются получить только за счет добычи и реализации на экспорт сырьевых ресурсов без их переработки (нефть, газ, руда, лес, зерно, металл и др.).

Всему деловому миру известно, что рентабельность за счет сырьевых ресурсов не позволит жить богато, поскольку она не превышает 5-7%, а глубокая переработка сырья (до конечной продукции) дает высокую прибавочную стоимость.

В тоже время национальные богатства (НБ), в том числе природные ресурсы и еще сохранившиеся трудовые ресурсы стран ЕЭП дают право на экономический прорыв, не имеющий аналогов в истории развития человечества.

Способность ученых стран ЕЭП создавать высокий научный потенциал неоспорима в мировом сообществе. Однако, как показала практика последних лет, большинство этих ученых, в силу специфического мышления не способны реализовать свои достижения в условиях рыночной экономики. Самоустранение правительственных структур стран ЕЭП от реализации научных достижений вытеснило многих ученых на окраину рыночного пространства и в дальнее зарубежье. Имеющийся сегодня значительный научный потенциал стран ЕЭП растранжиривается порой за бесценок "ловкими предпринимателями", поскольку на международном уровне правовой защиты интеллектуальной собственности в этих странах до сих пор нет.

2. Одним из путей успешного решения упомянутой проблемы может, на наш взгляд, стать создание центра развития новых технологий.

Учитывая политические события последних лет и наработанные руководством Международной Академии Информатизации (МАИ) в Генеральном Консультативном Статусе ООН и Всемирного Информациологического Парламента связи с учеными и деловыми кругами арабских стран, мы предлагаем создать в г. Москве (или в Московской области) Арабско-Евразийский центр развития новых технологий с участием стран Единого экономического пространства и Арабского мира далее - Центр). Филиалы (отделения или представительства) этого Центра мы предлагаем открыть во всех странах ЕЭП.

Главной целью этого Центра является создание опытно-экспериментального производства для внедрения новых технологий, апробации в промышленных условиях достижений науки и техники, превращение научной продукции в коммерческую и ее тиражирование в странах ЕЭП, ближнем и дальнем зарубежье.

Основными задачами, решаемыми в Центре должны стать:

содействие защите интеллектуальной собственности через создание при центре отделения ВОИС;

сертификация научных разработок, проектов, и другой продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ISO-9000;

сбор накопленного Информациологического опыта, разработка предложений для составления государственных и межгосударственных программ перехода стран ЕЭП (в отдельности и вместе) на информациологический путь развития, проведение международной экспертизы программ, предложений, проектов, новшеств, изобретений, открытий и необходимых капиталовложений.

В Центре, на наш взгляд, должны проводиться работы по следующим направлениям научной, проектной и производственной деятельности:

1) Создание территориальной информационной системы (ТИС) органов управления стран ЕЭП. Российское Федеральное государственное предприятие "Институт геоинформационных систем" под научно-методическим руководством ученых и специалистов Отделения "Интерконтроль" Международной академии информатизации осуществляют уникальную для стран ЕЭП и СНГ разработку территориальной информационной системы (ТИС) и системы управления средой обитания и жизнедеятельности людей административно-территориальных образований.

Главная цель системы управления территориями и ТИС - обеспечение органов власти и территориального управления различных уровней информацией, обладающей свойством юридической достоверности, на основе документированного свода сведений о среде обитания, включающего данные государственных кадастров и иных информационных систем для повышения жизненного уровня населения. пространств.

Уже сформированы технологии автоматизированного ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, государственного учета регламентных градостроительных зон, природных и минерально-сырьевых ресурсов, режимообразующих объектов и их регламентных зон, мониторинга результатов государственной кадастровой оценки земель и прогнозирования статьи бюджета за счет платы за землю, картографической документации и геодезической опорной сети, контроля за выполнением государственных программ, что является залоговым материалом для привлечения инвестиций.

ТИС - как интегрированная совокупность автоматизированных систем и среда взаимоувязанного взаимодействия информационных ресурсов органов власти административно-территориального управления, дающая реальную оценку всех имеющихся богатств и представляющая не на словах, а на деле, право обоснованного обеспечения принятия управленческих решений, и эффективного информациологического развития в интересах экономического развития стран ЕЭП.

2) Прогнозирование землетрясений. Российскими специалистами разработана аппаратура приема и обработки радиосигналов, а также математическое обеспечение, которые имеют международное значение (патент РФ № 2037162, международный PCT/RU95/00190).

В настоящее время группой ученых Международной Академии Информатизации России и Казахстана оформлена заявка на изобретение с целью последующего патентования и использования в РВС КПЗ.

Следует отметить, что предлагаемая система краткосрочного прогнозирования землетрясений (от 10 до 25 суток) требует незначительных затрат по дополнительной доработке аппаратуры космического комплекса, так как использует те же самые радиосигналы, что и для радионавигационных определений.

Сеть наземных приемных пунктов в качестве основного измерительного средства использует существующие высокоточные приемники, предназначенные для геодезических измерений.

Все это значительно сокращает время и расходы на доработку и внедрение измерительной аппаратуры в эксплуатацию.

По оценкам экспертов оперативное получение информации о возможных землетрясениях обеспечит сокращение жертв среди населения на 20-30 процентов.

3) Использование радиационной технологии (РТ), которая открывает принципиально новые возможности для реализации производственных процессов, в которых основным технологическим фактором является энергия ионизирующего излучения.

При комплексной переработке минерального сырья целесообразно применить РТ в переделах: в рудоподготовке (измельчении руд), в обогащении, в гидрометаллургии, в пирометаллургии, утилизации отходов горно-металлургического комплекса, на переработке золошлаковых отвалов с получением шлакопортландцемента для строительства высокопрочных дорог.

Весьма эффективна РТ при производстве пенобетона, при переработке нефти с целью снижения её вязкости перед транспортировкой;

на очистке сточных вод; при производстве кормов в сельском хозяйстве; в медицине и т.д.

В настоящее время в России выпускается несколько типов ускорителей электронов, служащих источником ионизирующего излучения. Затраты на использовании РТ окупаются за 1-1,5 года.

4) Использование лесных ресурсов РФ путем апробации и последующего создания в странах ЕЭП производственных мощностей по переработке леса на высокотехнологичном оборудовании мировых достижений, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию на мировом и внутреннем рынках (ЦБК, мебельное производство, производство столярных изделий, ДСП, ДВП, фанеры, шпона и др.).

5) Минерально- сырьевая база стран ЕЭП. Лидирующее положение стран ЕЭП в мире по разведанным запасам полезных ископаемых (углеводородное сырье, цветные металлы, драгметаллы, уран, рудные металлы и т.д.) позволяет сделать экономический рывок за счет рационального использования минеральных ресурсов с применением отраслевых высоких технологий при их переработке, как например:

- радиационная технология с использованием научного потенциала России, Казахстана. Экономический эффект многократен по сравнению с существующими сегодня низкорентабельными технологиями;

- выщелачивание металлов из руд и их извлечение электролитическим способом (в том числе цветных и урановых), что весьма ограничено сегодня из-за отсутствия реагентов, а в тоже время основа реагентов - сера, горы которой имеются на нефтяных месторождениях и создают экологическую катастрофу. Научный потенциал РФ и Казахстана позволяет выполнить эту программу с высоким экономическим и экологическим эффектом;

- подземная газификация угля (ПТУ) для производства заменителя природного газа (ЗПГ) и синтетического жидкого топлива (СЖТ). Данное мероприятие позволит экономически эффективно и безопасно для человека отрабатывать имеющиеся угольные месторождения с глубокими залежами угольных пластов.

Так, предложенная ЦАИ, ПТУ Нижнее-Илийского буроугольного месторождения (Казахстан, 200 км от г.Алматы) производительностью около 7 млрд. м3 в год, теплотворной способностью газа 8100 ккал/м3 и его стоимостью у потребителей в 2,5-3 раза ниже природного обеспечит на 150 лет эксплуатации энергетическую независимость всего региона Южного Казахстана. Одновременно решится и злободневная экологическая проблема города Алматы.

Научный потенциал стран ЕЭП вполне достаточен для реализации этой программы, а положительный опыт Китая, ЮАР, ведущих ПТУ, достоин внимания;

- производство базальтового волокна и изделий из него, позволяющие иметь конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках.

Теплоизоляционные и прочностные характеристики изделий из базальтового волокна не имеют аналогов и представляют громадную перспективу при развитии новых технологий (стройиндустрия, машиностроение, самолетостроение, строительство подводных лодок, железнодорожных вагонов и т.д.).

Данное производство до 90-х годов прошлого столетия сдерживалось Потребностью драгметаллов (осьмистоиридистая платина) на фильерах.

Изобретение украинских ученых, исключающее применение драгметаллов в фильерах, незаслуженно забыто и не реализуется в странах СНГ (Япония успешно использует данный фильер).

Научный потенциал Украины достаточен для реализации данной программы, а запасы высококачественного базальта (модуль кислотности > 7 ед.) в Казахстане могут обеспечить на сотни лет потребности всех стран ЕЭП;

- добыча россыпного золота на территории Казахстана, имеющего реальные прогнозные ресурсы этого вида драгметалла по разным оценкам геологов от 300 до 1000 тонн. Горногеологические и географические условия, большие техногенные образования тысячелетий, благоприятны. Капвложения в этот вид добычи окупаются за 1,5-2 года, в то время как затраты в добычу рудного золота окупаются за 15-20 лет. Опыт России в этом виде добычи драгметаллов весьма положителен и достоин переноса в Казахстан, реальная возможность за 2-3 года довести объем годовой добычи высокорентабельного россыпного золота в Казахстане до 40-50 тонн с активным участием бывших старателей из России, Украины, Беларуси.

6) Развитие строительной индустрии путем тиражирования опыта по созданию строительных объединений по типу Республиканского объединения юридических лиц "Ассоциация строителей Казахстана" и пути их делового общения в области информациологической деятельности, особенно на строительстве жилья, автомобильных и железных дорог и трубопроводов (нефте- и  газопроводов).

Важно изучение научных достижений и практики строительства автодорог в передовых странах мирового сообщества (из зол уноса, серобетона, киров - нефтебитумных пород).

Использование и тиражирование радиационных технологий на строительстве автодорог из золошлаковых отвалов (зол уноса) позволит строить автодороги высокого качества с себестоимостью в 1,5-2 раза дешевле асфальтовых и обеспеченностью исходными материалами во всех странах ЕЭП.

Внедрение новых технологий на основе изделий из базальтового волокна, современных сухих смесей, отделочных материалов - основа в развитии строительной индустрии стран ЕЭП.

7) Интегрированная телекоммуникационная сеть. Существующие сети передачи данных не в полной мере могут обеспечить абонентов современными услугами связи. Клиентам настоящее время требуется доступ к глобальным информационным инфраструктурам, банкам данных, и предоставление следующих услуг связи:

телефонную связь

доступ к ЛВС, электронной почте и сети Интернет;

объединение ЛВС городских и муниципальных органов управления и пользователей в корпоративные сети;

кабельное платное телевидение;

системы учета расхода воды и энергоносителей всеми категориями потребителей;

системы дистанционного управления лифтовым хозяйством и освещением;

системы охранной и противопожарной сигнализации;

домофонную и видеодомофонную связь.

В перспективе потребуется предоставление услуг по дистанционному обучению, телемедицине, электронной торговле и по новым компьютерным технологиям.

3. В составлении концепции создания и развития Центра должна быть задействована интеллектуальная элита стран ЕЭП, а с учетом интеграции в рамках мирового сообщества есть все резоны широко привлекать и зарубежных специалистов.

Эта работа может быть проведена именно через Международную Академию Информатизации (МАИ), состоящую в Генеральном Консультативном статусе ООН и объединяющую в своем составе свыше 15 тысяч выдающих ученых, бизнесменов и политиков со всего мира.

На территории стран ЕЭП в настоящее время существует достаточное количество работоспособных отделений МАИ (академий информациологии), которые на высоком уровне способны внести свой вклад в создание Центра.

4. Следует отметить, что для создания Центра потребуются:

Политическое решение - воля руководителей стран - участниц ЕЭП;

Выделение территории для создания Центра в г. Москве (или в Подмосковье), а также для филиалов (отделений, представительств) Центра в странах ЕЭП;

Придание Центру и его филиалам статуса специальной промышленной зоны с льготным налогообложением продукции, производимой на территории Центра и его филиалов.

5. Финансовые источники реализации наших предложений, могут быть следующими:

Бюджетные средства стран-участниц ЕЭП;

Инвестиции банков второго уровня стран ЕЭП;

Иностранные инвестиции;

Средства (собственные и привлеченные) специально созданного Казахстанского пенсионного фонда. Казахстан - наиболее продвинут из стран ЕЭП в части развития накопительной пенсионной системы, а богаче народа инвестора нет.

Средства от реализации продукции опытно-экспериментального производства на территории Центра.

6. В качестве пожелания отмечу, что для успешной реализации идеи создания Центра было бы полезным, в первую очередь, организовать встречу с Мэром г. Москвы, академиком МАИ Ю.М. Лужковым.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ