«Репатриация как форма регулируемой иммиграции»
Продолжаем публикацию выступлений участников семинара
«Репатриация как форма регулируемой иммиграции», состоявшегося 30 октября с.г. в
Институте Стран СНГ. Другие материалы семинара читайте в предыдущем Бюллетене
№85 от 1 ноября 2003 года.
Выступление специалиста - эксперта Комитета Государственной Думы по делам национальностей Л.Ф. Абзаловой
"О роли и месте института
репатриации в миграционном законодательстве Российской Федерации"
Проблема российских соотечественников за рубежом
возникла с появлением в начале 90-х годов ближнего зарубежья и соответственно
одномоментным превращением внутренних миграционных потоков между Россией и
бывшими союзными республиками в международные. Более чем 25 – миллионная русская
и русскоязычная диаспора в странах ближнего зарубежья, вытесняемая из многих
экономических и социально-культурных сфер устремилась в Россию на свою
историческую родину.
В силу сложившейся ситуации, Россия, с ее "прозрачными
границами", превратилась в мощный иммиграционный центр. Иммиграция в самых
разнообразных формах (вынужденная, добровольная, нелегальная) составила, по
официальным данным, за 2000 - 2002 годы 8,5 млн. человек[1].
В связи с этим массовое возвращение российских соотечественников должна
рассматриваться не как миграция, а как репатриация.
По определению репатриация рассматривается как
возвращение на историческую родину по национальному признаку. В отношении лиц,
т.е. репатрианты подпадающих под эту категорию, действует наиболее благоприятный
режим, как в иммиграционной процедуре, так и в последующей натурализации.
При этом заметим, что само понятие "репатриация"
необходимо, по нашему мнению рассматривать в несколько расширенном значении,
включая в него всех российских соотечественников, возвращающихся в Россию (или
желающих возвратиться), то есть и тех из них, кто родился вне России и постоянно
проживает за рубежом. Последних, как правило, включают в категорию иммигрантов.
При этом, говоря о классическом определении репатриации, надо иметь в виду, что
она обычно осуществляется на основе международных договоров и в ряде случаев
может иметь вынужденный, принудительный характер, а также добровольное,
самостоятельное возвращение на Родину.
Репатриация наших соотечественников могла бы стать
важным фактором и экономического и демографического развития современной России,
но эффективное оказание помощи соотечественникам требует создания надежных
государственных механизмов, учитывающих как опыт других государств, так и
российскую специфику.
Например, с 1990 г. в Германию на постоянное жительство
прибыли 2 млн. этнических немцев из бывшего СССР. В соответствии с местным
законодательством переселенцы получали жилье, им была гарантирована работа,
возможность получения новой специальности.
В Израиль за 10 лет из бывшего СССР, а затем из
стран СНГ перебрались около 800 тыс. мигрантов (из них примерно 250 тыс. - из
России). Репатриантам оказывают помощь в обучении ивриту, трудоустройстве, хотя
мало кому удается устроиться по прежней специальности. Курирующее эти вопросы
Министерство абсорбции "ведет" каждого репатрианта, как правило, в течение 10
лет.
В Греции с января 2000 г. вступил в действие закон о
репатриации, предусматривающий различные льготы для вернувшихся на историческую
родину или намеревающихся возвратиться на свою историческую родину
этнических греков из-за рубежа.
Как мы видим Германия, Израиль, Греция и другие страны
принимая своих соотечественников, волей истории рассеянных по многим
государствам мира, создают для этого правовые и экономические условия
необходимые для обустройство репатриантов в местах их расселения.
В настоящее время в Российской Федерации складывается
весьма непростая обстановка в области миграции населения.
Во-первых, в отличие от перечисленных выше стран
государственная миграционная политика России находится на этапе
формирования.
Во-вторых, недостаточностью правовой базы российского
законодательства в области миграции и, в-третьих, негативной практикой
применения уже имеющихся нормативных правовых актов федерального и регионального
уровня.
Принятые в последние годы нормативные правовые акты («О
гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в
РФ»), к сожалению, не разрешили всех проблем приобретения репатриантами
российского гражданства, определения их статуса, а наоборот поставили их в
еще более сложные условия.
В результате проверки исполнения законодательства
Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и гражданстве
Российской Федерации выявлено пребывание на территории Российской Федерации
значительного количества лиц, не являющихся российскими гражданами и не имеющих
вида на жительство, составляющих по данным ФМС 1,2 млн. чел.
В России сложилась парадоксальная ситуация: на полях,
стройках, заводах и шахтах России трудятся большое число репатриантов, готовых
при минимальной поддержке государства строить себе дома, трудиться на
предприятиях и в сельском хозяйстве. Но, к сожалению пока что им не на что
рассчитывать.
Необходимо разработать отраслевые и региональные
инвестиционные программы, рассчитанные на обустройство репатриантов в местах их
поселения. Особенно государство должно быть заинтересовано в заселении нашими
соотечественниками Сибири и Дальнего Востока поскольку, эти регионы подвергаются
сильному демографическому давлению со стороны КНР и КНДР. В ином случае
население этих районов неизбежно сменит этнический облик, а затем и
государственную принадлежность, т.е. мы можем получить у себя синдром Косово.
В этом году Правительство Российской Федерации одобрило
Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В
Концепции определены направления деятельности государства по регулированию
миграционных процессов "в области содействия привлечению иммигрантов на работу в
Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны
трудовыми ресурсами".
У России гораздо больше причин, чем у любой другой
страны устанавливать "особые взаимоотношения" со странами, прежде всего - с
постсоветскими. Не случайно одним из направлений Концепции является "содействие
добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и государств Балтии".
Если понятие "соотечественники", которым будут содействовать в переселении,
включает в себя тех же людей, которые определены в Федеральном законе "О
государственной политике в отношении соотечественников за рубежом", в том числе
и тех, кто имеет "право на получение в упрощенном или ином льготном порядке
гражданства Российской Федерации".
Таким образом, указанный план мероприятий в Концепции,
хочется надеяться, будет направлен на решение задач обеспечения легализации
пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (в
подавляющем большинстве своем - это люди с паспортами бывшего СССР), определение
конкретного механизма реализации для соотечественников возможности добровольного
переселения на территорию России.
Вместе с тем, необходимо принять Федеральный закон «О
миграции в Российской Федерации». Также внесение поправок в Федеральные законы
«О беженцах», «О вынужденных переселенцах».
При этом следует содействовать возвращению в страну высококвалифицированных
специалистов, а также разрабатывать систему мер по натурализации и адаптации
иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке - граждан
стран СНГ), по селективной миграционной политике (по отдельным странам,
профессиям, квалификационным признакам), определять пропорции привлечения
мигрантов на временной и постоянной основе.
Положительный результат может принести и внесение
поправки в Закон Российской Федерации "О гражданстве в РФ" о правовом механизме
репатриации этнических россиян в Российскую Федерацию, что не только упорядочило
бы процесс возвращения россиян на свою историческую родину - Россию, но и
их обустройство.
В целом, государственная политика в области управления
миграционными процессами должна обеспечить общее оздоровление демографической
ситуации в стране, способствовать решению долговременных социально-экономических
задач в интересах всего общества и каждого конкретного человека, в интересах
будущего страны.
Выступление исполнительного секретаря Саратовского отделения межрегионального общественного движения казахстанцев "Семиречье" А.Царева
Репатриация как форма
регулируемой иммиграции
Уважаемые коллеги!
Всем здравомыслящим людям сегодня ясно, что принятый три
года назад закон о соотечественниках, а в 2002 году - о гражданстве и о
пребывании иностранных граждан, не удовлетворяют чаяния соотечественников в
странах СНГ. Более чем десятилетний диалог с властью представителей российского
переселенческого, правозащитного сообщества, ведущих специалистов, ряда
политиков, депутатов Государственной Думы, выражающих свой протест и несогласие
с национальной, миграционной политикой, озабоченность в связи с тяжелой
демографической ситуацией в России, не дают значимых результатов.
Обращение Президента Путина В.В. к миграционной проблеме
в своем послании федеральному собранию, личное обращение в Государственную Думу
с предложением внести поправки в закон по гражданству, дают какие-то надежды на
возможное смягчение ситуации.
Вместе с тем явно заинтересованные лоббистские действия
силовиков в этой проблеме, отсутствие действенных механизмов повышения
ответственности органов исполнительной власти, чиновников, защиты граждан от
административного произвола, повсеместного грубого нарушения прав человека,
убеждают нас в том, что эта подвижка - полумера. И даже после принятия поправок
к закону, положение людей, особенно намеренных переехать в Россию, не намного
улучшится.
Переселенцы хорошо знают способности работников
паспортно-визовых, миграционных служб, помнят, как МВД лишь через 8 месяцев
утвердили приказ по реализации Закона о гражданстве, и через 5,5 месяцев - по
закону о пребывании иностранцев.
Наша общественная организация получает множество писем,
жалоб от казахстанцев, получивших из консульских отделов Посольства России отказ
в приеме заявлений на оформление разрешения на временное проживание, который
гарантируется Законом № 115 от 25.07.02 г. и Постановлением Правительства РФ №
789 от 01.10.02 г. Им отвечают, что "…пока нет нормативных актов, инструкций,
материальных возможностей".
Вместе с казахстанской общественной организацией -
славянским обществом "Лад" мы многократно обращались в различные федеральные
структуры с просьбой ускорить практическую реализацию ратифицированного Россией
в январе 2000 года двухстороннего с Казахстаном соглашения от 6 июня 1998 года
по урегулированию процесса переселения и защиты прав переселенцев, предлагаем выработать и принять механизм предоставления
вида на жительство в упрощенном порядке для граждан Казахстана, учитывая в
том числе и возможность получения в Казахстане вышеуказанных разрешений на
законное проживание в России.
Это же можно было сделать и с другими странами СНГ,
заключившими межгосударственные соглашения по этим вопросам.
Переписка идет, МВД обещает, что в скором времени такой
механизм будет выработан, но решения пока нет.
Ну уж и совсем кощунственными можно назвать действия
работников ПВС, которые повсеместно проводят проверку факта приобретения бывшими
жителями Казахстана российского гражданства в консульских учреждениях. Наше
обращение о не конституционности применяемой в этом отношении нормы -
рекомендации комиссии по гражданству, "… при необходимости" проводить проверки,
председатель Конституционного суда В. Зорькин, будучи на конференции в Саратове,
обещал рассмотреть. Может быть ответит.
Полагаем, что подобные примеры отношения наших
"государственников" к нуждам соотечественников не могут вызывать большого
оптимизма, надежд на скорое, положительное изменение ситуации.
Наше взаимодействие с казахстанскими соотечественниками,
известные факты грубого нарушения прав русскоязычного населения в
Среднеазиатских республиках СНГ, продолжающийся исход вынужденных переселенцев,
подтверждают необходимость принятия более активных, действенных мер в поддержку
людей, ожидающих помощи, защиты от российских властей.
По закону о репатриации наша
позиция следующая.
Полагаем, что Президент России мог бы выступить на
очередном саммите СНГ, озвучить на заседании Межпарламентской Ассамблеи стран
СНГ заявление о намерении принятия такого закона. В подтверждение сказанного в
Казахстане желания российских властей принять всех соотечественников.
Безусловно, закон нужен. Нужна
политическая воля тех, от кого зависит принятие таких решений. Наша задача - огранивать, оттачивать его, всеми доступными
средствами добиваться обсуждения его в регионах, федеральных округах, на
Парламентских слушаниях, заседаниях экспертных комиссий, советов госструктур с
участием переселенческих организаций, специалистов.
Главное, что должно быть закреплено в законе - право репатриантов на получение гражданства при переезде в
Россию без удушающих проверочных процедур по новому месту жительства.
Проверку репатриантов спецслужбы России, после подачи
заявлений в консульские учреждения и представительства МВД Российской Федерации,
должны провести как и в отведенный Законом и
Постановлением Правительства 6 месячный срок, определенный для оформления в
странах пребывания разрешения на проживание в России.
Считаем, что нельзя ограничивать
людей, намеренных переехать в Россию на ПМЖ строго годичным сроком. Нельзя
уподобляться работникам МВД, нашим уважаемым депутатам Слиска Л.К. и другим,
заявлявшим при обсуждении закона о гражданстве, что …"кто хотел за 10 лет -
приехал". К сожалению на деле, в окружении недружественного в
русскоязычным, людям не всегда удается быстро собраться из-за различных
семейных проблем - рождение ребенка, уход за новорожденными, тяжелобольными,
престарелыми, находящимися на длительном лечении, родственниках, заканчивающих
учебу, проходящих службу в армии и т.д.
Сам процесс репатриации в Российскую Федерацию также
нельзя, на наш взгляд, ограничивать 3 - 5 годами.
Во-первых, чтобы планомерно, по мере накопления средств
в фонде репатриации, планировать, распределять материальную помощь по годам, по
возрастающей.
Во-вторых, чтобы не загонять, грубо говоря, людей в
положение, когда они не имея в наших дружественных республиках полной
информации, в строго ограниченные сроки должен принять решение о переезде.
Представьте, люди проживают в селе, после выхода
новых миграционных законов полностью отрезали себя от мира, России, находятся в
депрессивном состоянии. К ним ведь не ходят как раньше политинформаторы,
агитаторы, они вынуждены будут послушать соседа, получить от него письмо
после переезда в Россию, понять, что это не хуже, чем прозябать на плохом, но
своем насиженном месте.
Драконовскими миграционными законами за 3 года власть
оборвала все связи с соотечественниками, запутала непонятной акцией:
туркменский газ - отказ от российского гражданства и другими "непонятками" в
отношениях с республиками СНГ.
Считаем, что будет необходим достаточно определенный
срок, чтобы люди разобрались, поверили, что это не просто желание
правозащитников, а, прежде всего, серьезная государственная программа.
Безусловно, вопросы материальной
поддержки репатриантов наиболее сложные. На
скорое поступление средств, в предполагаемый фонд, надеяться трудно.
Памятуя о не очень дружественном отношении властей к
зарубежным фондам, богатые соотечественники - патриоты и русские и представителя
других народов с опаской будут спонсировать деньги, которые нередко, с помощью
чиновников, уходят как песок сквозь пальцы.
Виды поддержки, объем помощи репатриантам, конечно же,
наиболее сложный вопрос потому, что каждая семья, человек - это отдельная
история, проблема, непростая ситуация.
Наиболее сложное положение у людей, проживающих в
сельской местности. При переселении их в соответствующие сельские районы,
поселки таким репатриантам придется предусматривать значительные суммы.
На наш взгляд необходимо
отметить в законе и предусмотреть своевременную подготовку нормативных актов по
охране прав, социальной защите, материальной
помощи социально незащищенным категориям репатриантов:
одиноких ветеранов;
инвалидов;
одиноких, многодетных женщин;
детей-сирот;
детей, оставшихся без попечения по различным семейным
причинам и т.д.
Очень своевременно, считаем, начата практическая работа
по подготовке проекта закона, обсуждение его на различных уровнях. Мы проводим у
себя в регионе акцию "Соотечественникам - достойную миграционную политику". В
первой декаде ноября проведем общественные слушания по
данному проекту с участием переселенческих, правозащитных организаций
области, сообщим свои соображения Форуму переселенческих организаций,
инициаторам данного семинара.
Считаем, что сейчас самое время активизировать
обсуждение этого вопроса наряду с решением всего комплекса миграционных проблем,
т.к. отсутствие нормальной миграционной политики, как раньше говорили, с человеческим лицом, создает нездоровый морально
психологический климат в регионах, могут существенно повлиять на общественное
мнение об органах власти, особенно в период подготовки и проведения выборов в
Государственную Думу и Президента Российской Федерации.
|