IWPR, 11 ноября 2003 Узбекистан - угроза для экономики регионаГалима Бухарбаева (Ташкент)
Всемирный Банк обеспокоен экономическим разобщением
среди центрально-азиатских государств и призывает Ташкент активнее сотрудничать
с соседями.
По мнению экспертов Всемирного Банка, из-за
усиливающейся в последние годы изоляционистской политики Узбекистана государства
Центральной Азии не могут по-настоящему воспользоваться преимуществами
региональной торговли.
Полагая, что политика, проводимая Ташкентом в последние
годы, наносит ущерб экономике всего региона, Всемирный Банк даже разработал
специальную Стратегию сотрудничества в Центральной Азии.
Выступая перед журналистами в Ташкенте в начале ноября,
глава миссии Всемирного банка в Узбекистане Дэвид Пиэрс отметил, что меры,
предпринятые Узбекистаном за последние 18 месяцев по ограничению торговли, в том
числе – введение драконовских импортных пошлин и последующее закрытие границ –
привели к сокращению товарооборота с соседними Казахстаном, Кыргызстаном и
Таджикистаном.
В настоящее время торгово-экономические отношения между
этими странами ограничиваются поставками друг другу энергоносителей – газа и
электроэнергии – а также транзитом товаров. Взаимный импорт/экспорт промышленных
товаров и продуктов питания практически сведен к нулю.
Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной
Азии и имеющий самое большое население – около 25-ти млн. человек – во многих
отношениях является ключевой страной для региона.
Узбекистан является главным потребителем воды, источники
которой формируются в горах Кыргызстана и Таджикистана, и в его интересах
поддерживать дружественные отношения с соседями, однако, как отмечают эксперты и
предприниматели, на практике происходит обратное.
В дополнение к официальным мерам по ограничению торговли
Узбекистан предпринял ряд запретительных шагов, которые предпочитает не
афишировать.
По словам предпринимателя из Казахстана, пытавшегося
наладить поставки продуктов питания в Узбекистан, он столкнулся с фактом, что ни
один банк Узбекистана не пожелал зарегистрировать контракт, заключенный им с
узбекской фирмой.
Позже выяснилось, что с апреля 1999 года в Узбекистане
действует негласный протокол совещания Кабинета министров, запрещающий
регистрацию договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами Казахстана и
Кыргызстана.
Эту информацию подтвердил IWPR сотрудник Национального
банка Узбекистана (НБУ), сказав: "Такой запрет, касающийся торговых договоров с
казахами и кыргызами, действительно существует, и мы никогда не регистрируем
такие договоры".
Далее, как удалось выяснить упомянутому предпринимателю,
7 января 2003 года, когда Узбекистан закрыл границы с Казахстаном, было принято
еще одно секретное постановление правительства Узбекистана "О беспошлинном ввозе
потребительских товаров физическими лицами с территории сопредельных
государств".
Согласно этому постановлению, из сопредельных стран
разрешено завозить товары на сумму не более 50-ти долларов США на человека. В
случае превышения этой суммы необходимо уплатить таможенную пошлину, иначе товар
будет конфискован.
Представитель МИД Казахстана на запрос IWPR ответил, что
по каналам правительственной связи Узбекистан не уведомил Казахстан о введении
данных ограничений. По данным МИД Казахстана, в настоящее время товарооборот
между двумя странами составляет около 190 млн. долларов в год, однако, в
основном – это взаимные поставки газа и электроэнергии, а также коммуникационные
услуги в то время, как товарообмен практически отсутствует.
Как заявил недавно глава Национального банка Казахстана
Григорий Марченко, нереализованный потенциал торговли между двумя странами
составляет в настоящее время порядка 2 млрд. долларов США.
"Но как можно вести торговлю, если Узбекистан не хочет
даже открыть корреспондентские счета между нашими странами, ведь мы до сих
осуществляем взаиморасчеты через банки России или США", – сказал представитель
МИД Казахстана, пожелавший сохранить анонимность.
"Мы предлагаем сформировать водный, транспортный и
торговый консорциумы, которые будут решать все спорные вопросы. Предлагаем
совместно усилить таможенный контроль, но Узбекистан от всего отказывается".
С нежеланием Узбекистана сотрудничать с соседями
сталкивается и Таджикистан. Так, по словам советника посла Таджикистана в
Узбекистане Абдурахима Джураева, товарооборот между двумя странами составляет в
настоящее время около 300 млн. долларов в год, и тоже приходится в основном на
поставки энергоресурсов. "А могло бы быть вдвое больше, если бы была свободная
торговля".
"Закрытие границ еще никогда ни к чему хорошему не
приводило. Открытый рынок, конкуренция – вот основные условия развития
экономики. С таджикской стороны мы готовы к сотрудничеству. Дело только за
Ташкентом", – сказал IWPR Джураев.
О готовности к региональному сотрудничеству заявил и
пресс-секретарь посольства Кыргызстана в Узбекистане Нурлан Алымбеков,
отметивший снижение объемов двусторонней торговли после закрытия Узбекистаном
своих границ.
"Товарооборот за первое полугодие составил у нас с
Узбекистаном чуть более 25 млн. долларов, что, естественно, очень мало. У нас
практически отсутствует торговля товарами народного потребления; мы не
используем огромный потенциал Центрально-азиатского рынка", – сказал
Алымбеков.
12 ноября в Ташкенте состоится Вторая конференция по
экономическому сотрудничеству в Центральной Азии с участием министров экономики
Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также Азербайджана, Китая
и Монголии.
Однако в казахстанском МИДе не ждут от конференции
никакого прорыва в сфере двусторонней торговли. "Это будет лишь словесная
риторика о дружбе и братстве, которая ничего не значит. Эти встречи
бессмысленны; их уже было немало", – сказал представитель МИД Казахстана.
Однако Дэвид Пиэрс из Всемирного банка все же хочет
надеяться, что проведение Узбекистаном на своей территории подобного
представительного форума свидетельствует о его готовности участвовать в процессе
регионального сотрудничества.
|