КАЗАХСТАН
Gazeta.kz, 17 июня 2004 Контракт не догмаАйбат Жарикбаев
Несколько дней назад "Karachaganak Petroleum Operating"
произвел отгрузку первой партии конденсата с морского терминала КТК в Южной
Озерейке около Новороссийска.
Греческое судно "N. Christiana" было загружено сырьем в
объеме 89 тысяч тонн, принадлежащим "Agip" и доставленным к нефтетерминалу по
системе Каспийского трубопроводного консорциума.
Поставки в КТК начались, как известно, в прошлом месяце:
КРО доставил "нефть" к магистрали по соединяющемуся с ней 635-ти километровому
трубопроводу "Карачаганак - Большой Чаган - Атырау". Объемы запланированной
прокачки до конца мая составили 100 тысяч тонн. По сообщению пресс-службы
компании, к концу второго квартала они должны возрасти до 7 миллионов тонн в
год, что, в свою очередь, позволит КТК достичь и превысить уровень транзита в
два миллиона тонн нефти в месяц.
В настоящее время по КТК транспортируется в месяц около
1,6 млн. тонн. С момента пуска трубы в эксплуатацию в октябре 2001 года было
транспортировано более 33 млн. тонн сырья, а с начала этого года - около 7 млн.
тонн.
Сегодня по трубопроводу поставляется только нефть
грузоотправителей из Казахстана. Ранее планировалось, что с 1 июня Россия начнет
выбирать свою квоту на транспортировку нефти по КТК, поставляя сырье через
нефтепровод, который должен был быть проложен по территории Калмыкии до
нефтеперекачивающей станции "Комсомольская". В июле прошлого года КТК и ЗАО
"Государственная инвестиционная компания "КалмТЭК" подписали договор о
соединении транзитных систем, а 20 ноября был подписан договор о
транспортировке.
Недавно стало известно, что начало поставок
откладывается, поскольку строительство необходимой инфраструктуры, на которое
потребуется около 6 месяцев, пока не началось.
"Интерфакс - АНИ", со ссылкой на специального
представителя президента Калмыкии по вопросам взаимодействия с КТК Кирилла
Круглянского, сообщило об обнаружившихся при подготовке проекта разногласиях с
потенциальными инвесторами. "Этими инвесторами, отметил К. Круглянский, - были
достаточно известные российские нефтяные компании, которые были просто
заинтересованы в переброске своей нефти из других регионов, а не в развитии
республиканской инфраструктуры…Мы не хотели, чтобы сложилась такая ситуация, при
которой, построив систему, у нас возникли проблемы с поставками калмыцкой
нефти".
Дело в том, что еще при заключении договоров
предполагалось отправлять с территории Калмыкии не только нефть, добытую в
республике, но также и сырье других производителей, причем по мере увеличения
добычи в республике, объемы, "привлеченные извне", должны будут уменьшаться.
Суммарно нынешняя российская квота составляет 900 тысяч
тонн в год. Сейчас в правительстве принимается решение о том, как она будет
распределена между НПС "Комсомольская" и "Кропоткинская", где компанией
"НафтаТранс" параллельно ведутся подготовительные работы для осуществления
транзита углеводородов из России в трубопроводную систему. По прогнозу
представителя калмыцкого президента, строительство инфраструктуры на этих
станциях может закончиться почти одновременно.
После подписания ноябрьского договора между "КалмТЭК" и
ЗАО "КТК-Р" российские СМИ отмечали: "с приходом калмыцкой нефти в трубопровод,
Россия, наконец-то, начнет получать прямые дивиденды от работы первого частного
нефтепровода, проходящего по ее территории". Однако пока что крупнейший акционер
консорциума, коим является РФ в лице Российского фонда федерального имущества
(24%), больших экономических выгод от проекта не получил, что, понятно, в
значительной мере обуславливает и весьма неоднозначное отношение к нему во
властных кругах страны.
В конце мая, по окончании переговоров с американским
министром энергетики С. Абрахамом, министр промышленности и энергетики Виктор
Христенко сообщил: "Мы стоим на пороге расширения Каспийского трубопроводного
консорциума... Это перспективное направление и вопрос об КТК поднимался на
…встрече с министром энергетики США Спенсером Абрахамом. Южное направление мы в
дальнейшем не будем развивать, будущее за КТК".
В. Христенко подчеркнул при этом, что решение об
увеличении мощности должно быть увязано с прояснением различных спорных
моментов, с целью учета и обеспечения интересов всех сторон: "Это касается не
только тарифов, но и условий кредитования, и порядка начисления дивидендов по
долям участников".
Совершенно иную точку зрения выразил через несколько
дней после этого российский спецпредставитель по вопросам Каспия, заместитель
министра иностранных дел Виктор Калюжный, который, будучи в Баку, заявил, что
опыт Каспийского трубопроводного консорциума, представляет собой "пример
серьезного экономического просчета".
Трубопровод, заметил Калюжный, - на третьем году
эксплуатации остается недогруженным, "предприятие несет убытки, растет
задолженность, налоги не выплачиваются, дивиденды обещают лишь с 2015 года". В
этой связи замминистра сделал следующий вывод: "Посоветовал бы всем, кто
связывает свои надежды с БТД, внимательно изучить опыт КТК".
Более последовательной позиции придерживаются
американцы. На прошлой неделе свое мнение о состоянии инвестклимата в РФ в целом
и ситуации по КТК в частности, высказал заместитель С. Абрахама Кайл Макслэрроу:
"Бизнес в России не всегда прозрачен, есть нарушения прав иностранных акционеров
в российских проектах". По его словам, "в России в некоторых случаях наблюдается
избирательный подход к законам в отношении иностранного участия в российских
проектах". В качестве примеров Макслэрроу привел "Сахалин-3" и КТК.
Проблемы КТК коснулся и посол США в России Александр
Вершбоу, отметивший в недавнем интервью "Коммерсанту", что акционеры консорциума
уже в течение года с лишним практически безрезультатно обсуждают способы
расширения мощностей трубопровода. Как сказал американский дипломат: "С самого
начала было ясно, что этот проект может быть эффективным, только если он будет
использоваться на полную мощность. Любая задержка будет влетать российской
стороне в копеечку, и даже если соглашение будет заключено завтра, это все равно
уже будет опозданием - мы опаздываем приблизительно на девять месяцев".
Вполне возможно процесс все же несколько затянется:
руководство консорциума намерено рассмотреть различные варианты расширения
системы, которые потом будут представлены акционерам, затем, на основе
полученных оценок, планируется разработка детального ТЭО.
Виктор Христенко, как, впрочем, и многие другие,
справедливо связывает решение вопроса об увеличении мощности КТК с
необходимостью учета интересов акционеров консорциума. Правда следует, вероятно,
уточнить, что на самом деле главная трудность заключается не столько в
согласовании тарифов или порядка начисления дивидендов, сколько в самой проблеме
взаимоотношений между государством, пытающимся полностью подмять под себя
экспортный трубопроводный рынок в стране и первым частным магистральным
нефтепроводом. Достаточно показательным в этой связи является стремление
Федеральной энергетической комиссии РФ включить КТК в список естественных
монополий.
Подобные шаги вызывают вполне понятные негативные эмоции
у остальных участников консорциума, в том числе и у казахстанской стороны.
Несколько месяцев назад на пресс-брифинге Алматы - Астана исполнительный
директор "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин подчеркнул, что намерение
российского правительства установить контроль над КТК противоречит ранее
заключенному соглашению: "Вопрос о регулировании деятельности КТК, в частности,
о внесении его в реестр естественных монополий на территории РФ в соответствии с
договором акционеров от 1996 года предусматривает, что и Россия, и Казахстан
отказываются от суверенных прав регулировать и контролировать КТК".
Видимо, полностью отказаться от попыток установить
контроль над консорциумом российским властям в условиях увеличивающегося
производства, существующей государственной политики и дефицита государственных
же транспортных мощностей, будет довольно трудно.
С другой стороны, такая позиция, бесспорно, отрицательно
скажется на настроениях крупных иностранных инвесторов. Как отметил в данной
связи Вершбоу в указанном выше интервью: "первоначальная хартия о подписании КТК
предусматривала, что этот проект не должен попадать в список естественных
монополий. Нарушение основополагающего соглашения означало бы, что в России не
соблюдается святость контрактного соглашения, что было бы очень плохо".
Коммерсант., 20 июня 2004 Владимр Путин отбил свое у старого казахского другаАндрей Колесников
18 июня в столице Казахстана Астане прошла череда
масштабных мероприятий с участием лидеров некоторых стран Европы и Азии. Хозяин
принимающей страны Нурсултан Назарбаев показывал гостям, как надо любить
президента Казахстана. А президент России Владимир Путин показал всем желающим,
как надо Евразию любить, мать нашу.
В Москве было шесть часов утра, когда в столице
Казахстана Астане начал работу Евразийский форум с участием глав государств
ЕврАзЭС – Казахстана, России, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии и примкнувшей к
ним (в качестве наблюдателя) Армении.
Владимир Путин прилетел в Астану из Ташкента, с саммита
Шанхайской организации сотрудничества (см. Ъ от 18 июня), часа за четыре до
начала заседания. Президент России демонстрировал крайнее оживление. Он часто
кивал, пока президент Казахстана произносил теплое приветствие в свой адрес.
Десять лет назад в стенах Московского государственного университета имени
Ломоносова Нурсултан Назарбаев обратился к людям доброй воли с идеей создания
Евразийского союза. Через каких-то шесть лет в сердцах сразу четырех таких людей
(Владимира Путина, Александра Лукашенко, Аскара Акаева, Эмомали Рахмонова) он
нашел более или менее горячий отклик.
Пока Нурсултан Назарбаев вспоминал эти важнейшие
подробности новейшей истории планеты, Владимир Путин взял в руки, как мне
показалось, первую попавшуюся брошюру, лежавшую на столе. К несчастью (как позже
выяснилось), это была программа работы Евразийского форума. Чем дольше президент
Казахстана говорил о все возрастающей с годами роли своей инициативы, тем глубже
господин Путин уходил в чтение программы.
Казалось бы, список участников и распорядок работы
секций можно было изучить минут ну за десять. Но господин Путин не поднял головы
и через двадцать. Более того, он начал что-то быстро писать в программке, а
что-то и зачеркивать. То есть он ее на ходу редактировал. Все это как-то
настораживало.
Ситуация более или менее прояснилась, когда господин
Путин сам получил слово. Он даже не вытащил из внутреннего кармана пиджака
приготовленный текст речи, а сообщил, оглядев зал, что в Москве сейчас шесть
часов утра и что он по этой причине вряд ли сможет выступить с серьезными
программными идеями.
Зал сразу притих. Не то чтобы от президента России все
ждали программных идей (было очевидно, что в этот день монополия на них
принадлежит президенту Казахстана). Но все-таки странно, что президент России
публично признается в том, что чего-то не может.
– Хорошо, конечно,– продолжил Владимир Путин,– что идеи
Льва Гумилева массами овладевают. А массы потом претворяют их в жизнь.
Аудитория ловила каждое слово президента России. Мне
кажется, люди в зале понимали, что на их глазах происходит нечто необычное. Ведь
Владимир Путин выступал перед ними уже не как президент России, а как
философ-пассионарий.
– На наших просторах мы уже точно все друг другу
родственники,– продолжил Владимир Путин и снова оглядел людей, которые с каждым
мгновением, похоже, становились ему и в самом деле заметно роднее.– И не только
в четырнадцатом поколении, а ближе.
Президент России слишком легко признался, что все люди –
братья. Никогда раньше он себе такого не позволял. И я видел, что он готов пойти
дальше. Хотелось посмотреть на это. Но Владимир Путин остановился так же
неожиданно, как и начал.
– Я изучил программу работы нашего форума.– Владимир
Путин резко сменил тему.– Здесь все написано: открытие форума, выступления глав
государств ЕврАзЭС. И отдельной строкой: выступление Кочаряна!
Владимир Путин удивленно поднял брови. Господин Кочарян
вежливо засмеялся. Он мог бы сказать, наверное, что Армения не участник ЕврАзЭС,
а всего лишь наблюдатель на этом празднике жизни и свободной торговли без
изъятий, ограничений и пошлин, и что только поэтому он, Роберт Кочарян, записан
в повестке дня отдельной строкой. Но он вежливо засмеялся. Тем временем Владимир
Путин, рассказав о том, насколько легче разрушать, чем строить, сел на место и
снова с головой ушел в изучение захватившей его брошюры. Уже выступал президент
Киргизии Аскар Акаев. Первую половину своей речи он полностью посвятил своему
бывшему кууда (свату.–Ъ) Нурсултану Назарбаеву.
– Еще в 91-м году Нурсултан Абишевич с его
государственной прозорливостью сыграл главную роль в консолидации наших
государств. В его выдающейся речи, произнесенной десять лет назад о десяти шагах
навстречу молодым людям, он продемонстрировал выдающуюся творческую
устремленность,– говорил господин Акаев.
И во всем этом не было никакого преувеличения. По
крайней мере, такой вывод можно было сделать, хотя бы мельком взглянув на
выражение лица президента Казахстана в эти мгновения его жизни (не худшие).
Во второй половине речи Аскар Акаев сосредоточился на
своих претензиях к набирающим силу процессам глобализации.
– Транснациональные сетевые компании опутали весь мир,–
с тревогой сказал Аскар Акаев.– Неизбежно возникают хаотические процессы. На
наших глазах происходит хаотизация глобализации.
Мне-то казалось, что процесс объединения пяти стран в
ЕврАзЭС, да и сам Евразийский форум являются источником и составной частью
хаотизации глобализации. Как же я ошибался!
Очередь выступать дошла наконец до президента Армении.
Роберт Кочарян явно готовился:
– Сегодня я понял, что статус наблюдателя дает
неоспоримые преимущества. Так, мое выступление стоит отдельной строкой в
программе. И я думаю: а стоит ли терять это преимущество?
Деликатность и такт господина Кочаряна не оставляли
желать лучшего. В зале раздались аплодисменты.
– А почему вы аплодируете, я не понимаю? – привстав, с
нехорошей улыбкой громко спросил зал Владимир Путин.
Снова раздались аплодисменты, на этот раз более
осторожные. Мне показалось, люди в зале стали немного опасаться господина
Путина.
Выступили все лидеры, а также генеральный секретарь
ЕврАзЭС Григорий Рапота. Несколько дежурных слов в свой адрес снова произнес
президент Казахстана. Заседание вот-вот должно было закончиться. Но тут снова
заговорил Владимир Путин:
– Неудобно выступать после хозяина. Но я скажу. Я вот
все это время читал брошюру. Я всегда стараюсь влезть в такие вопросы, если есть
возможность,– возбужденно говорил он.– И вот я внимательно посмотрел программу.
Она очень интересная. Можно диссертацию написать. Например, вот это...
И президент России зачитал тему работы одной из секций
форума. Она звучала длинно, красиво и практически неповторимо. Речь шла
глобальных интересах глобальных стран в глобальном мире.
– Но такое впечатление, что в ряды организаторов нашего
форума пробрались враги президента Казахстана! – совсем уж неожиданно продолжил
Владимир Путин.– Послушайте, как звучит другая тема: "Геополитические интересы
внешних сил по отношению к евразийскому пространству (США, ЕС, Япония, Россия)".
Россия!
Вон что он в конце концов там вычитал! Организаторы,
пригласив на форум президента России, записали нашу страну во внешние, явно
недружественные силы по отношению к Евразии. Я даже не поверил и потом сам
перечитал программку. Да, все худшие опасения подтвердились. Россия, по мнению
казахов, не имеет никакого отношения к Евразии. Сердцем Евразии, единственным ее
представителем в мире, выразителем всех ее надежд и чаяний является
Казахстан.
– Конечно, можно сказать: зачем мне карта, извозчик
довезет! – продолжил президент России.– Но достаточно бросить один взгляд на
карту. Россия находится в центре Евразии!
Затем Владимир Путин квалифицировал поведение тех, кто
так поступил с нашей страной, проявлением национализма, личных амбиций и
пещерной глупости.
– Но мы с вами умные люди,– с неожиданной уверенностью
заявил президент России,– и разрешите закончить призывом: умные всех стран,
объединяйтесь!
Зал на какое-то мгновение замер. Но люди не могли,
конечно, отказать в удовольствии похлопать самим себе.
Президент Казахстана, по крайней мере смущенный всем,
что сию минуту произошло на его глазах, пробормотал в микрофон, что организаторы
форума все учтут и объединятся (то есть все же настаивал, что они не безнадежны
и еще могут поумнеть). Позже он утверждал, что программу писали сотрудники
казахстанского МВД (с таких людей, видимо, взятки гладки).
А я, со своей стороны, давно не видел, чтобы кто-нибудь
так нервно и болезненно бросался на защиту отведенной ему территории.
Жалко только, что теперь те же самые враги будут
говорить, что просто наступили на больную мозоль господина Путина.
В
Среднюю Азию введут силы ГРУ
Заседание совета Организации договора о коллективной
безопасности (ОДКБ), изначально намеченное на субботу, было затем перенесено на
вторую половину дня пятницы. Саммиту ОДКБ предшествовало состоявшееся вчера в
первой половине дня заседание совета министров иностранных дел, совета министров
обороны и комитета секретарей советов безопасности стран–членов ОДКБ.
На заседании совета министров обороны было, в частности,
согласовано проведение в августе совместных военных учений в Казахстане и
Киргизии. С российской стороны будет задействована подчиненная 5-й армии ВВС и
ПВО (Екатеринбург) авиабаза российских ВВС в Канте (Киргизия). На нее будет
произведена переброска ротных тактических групп 31-й отдельной
воздушно-бригадной бригады (Ульяновск) и 3-й отдельной бригады спецназначения
ГРУ (Самара) из Ульяновска и ротной тактической группы 12-й отдельной бригады
спецназначения ГРУ ("Асбест-5") с аэродрома Кольцово (Екатеринбург). К воздушной
перевозке будут привлечены самолеты Ил-76МД из состава 196-го (Тверь) и 117-го
(Оренбург) военно-транспортных авиаполков.
Главными вопросами повестки дня саммита стали участие
ОДКБ в урегулировании ситуации в Афганистане и перспективы военно-технических
связей между членами организации. В случае с Афганистаном активизация военного
сотрудничества стран ОДКБ, пытающихся собственными силами защищать свои рубежи,
вызвана пробуксовыванием "антитеррористической операции" в этой стране. В ходе
обсуждения среди прочих был рассмотрен вопрос о создании коллективных сил
развертывания, призванных стать гарантом мира и безопасности в регионе.
По информации Ъ, суть российского предложения о
совершенствовании военно-технических связей, сделанного вчера партнерам по ОДКБ,
заключается в следующем. Москва готова перейти к оказанию на долговременной
основе крупной военной помощи остальным членам организации на выгодных для них
условиях (бесплатная подготовка военных кадров, поставка современных типов
вооружений по ценам, близким к себестоимости, передача военных технологий) – в
обмен на фактическое согласие этих стран полностью учитывать российские
стратегические интересы. Таким образом, Россия делает крупный шаг вперед по
реализации новой военно-стратегической линии на пространстве СНГ, призванной
укрепить здесь влияние Москвы.
На саммите был принят документ об основных направлениях
сотрудничества между ОДКБ и НАТО. В нем, в частности, говорится о реализации
совместных мер по борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением оружия
массового уничтожения.
Фондовый
рынок поднялся до межгосударственного уровня
На саммите в Астане было подписано соглашение о
сотрудничестве государств–членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг. Целями
соглашения являются: создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг,
разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите интересов инвесторов
межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы данных по
межгосударственным рынкам ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней
сторон. Как отмечено в соглашении, "каждая из сторон предоставляет на своем
рынке ценных бумаг режим наибольшего благоприятствования резидентам других
сторон".
Вместе с тем в соглашении отмечается, что сделки на
межгосударственном рынке ценных бумаг осуществляются в соответствии с
законодательством стороны, на территории которой они совершаются. Кроме того,
расчеты по сделкам с ценными бумагами, совершаемым на межгосударственном рынке
ценных бумаг, осуществляются в валюте, которая определяется по соглашению
участников рынка с учетом требований законодательства страны, на территории
которой совершаются эти сделки.
В качестве первоочередной поставлена задача по выработке
единых подходов к осуществлению контроля на рынке ценных бумаг. Кроме того,
страны–члены ЕврАзЭС обязуются принять меры по гармонизации законодательства,
регулирующего эмиссию ценных бумаг, допуск ценных бумаг резидентов к размещению
и обращению на территории другой страны, деятельность профессиональных
участников рынка ценных бумаг института коллективных инвестиций.
Assandi-Times, 18 июня 2004 Уходя – уходиМухаметжан Адилов
Нурсултан Назарбаев опоздал с политическими инициативами на
три года
Если прежде глава государства демонстрировал свою
политическую нейтральность, как бы говоря всем: я всенародно избранный президент
и стою на защите конституционных прав и свобод граждан страны, независимо от их
политических убеждений, то в последнее время он открыто занялся продвижением в
массы «Отана». И внеочередной съезд собственной политической партии он
использовал не столько для мобилизации своих сторонников перед парламентскими
выборами, сколько для убеждения избирателей, что только он и его партия способны
защитить, накормить, обогреть и понять казахстанцев.
Надо признать, что президентские спичрайтеры и советники
постарались и подготовили Нурсултану Абишевичу неплохой доклад. Если бы он
озвучил его осенью 2001 года, сразу после того, как было создано общественное
объединение «Демократический выбор Казахстана», то я думаю, что политическое
развитие страны пошло бы по иному, более мягкому и конструктивному руслу.
Но случилось то, что случилось, и сегодня идеи
президента по реформированию политической системы и развитию демократии
смотрятся не просто слабо, они смешны, поскольку опоздали как минимум на три
года, а теперь, к тому же, предлагают затянуть процесс реформирования как
минимум еще на семь лет.
Каждый
слышит то, что хочет
Свой доклад президент республики начал с признания,
которое стоит сотен статей в провластных СМИ: «Казахстан стоит на пороге
серьезных политических испытаний». Учитывая многочисленные заявления Ермухамета
Ертысбаева и иже с ним о том, что итоги выборов 2004 года депутатов Мажилиса и
2006 года президента страны уже предрешены благодаря президентским же
политическим инициативам, это говорит о многом.
Последующую часть доклада можно смело не читать. Там
Нурсултан Назарбаев в очередной раз проинформировал, что Казахстан является
лидером среди стран СНГ, а действующая политическая система проверена самой
жизнью. Благодаря тому, что спичрайтеры правильно подобрали базовый период для
сравнения - 1990 год, когда экономика СССР уже стремительно падала в пропасть,
Нурсултан Абишевич смог привести хорошую статистику – в 2003 году ВВП у нас
превысил уровень 1990 года на 6,3%, а с учетом двойного и тройного (?) учета
валового внутреннего продукта в Советском Союзе – даже больше.
Затем глава государства «разбил» тезис оппозиции о том,
что политические реформы в нашей стране отстают от экономических. Как
выяснилось, все это ерунда на постном масле. В качестве аргументов Нурсултан
Назарбаев опять повторил достижения: плюрализм, многопартийность, либерализация
выборного законодательства, эффективный парламент, реформа межбюджетных
отношений, независимая судебная система, появление уполномоченного по правам
человека, мораторий на смертную казнь, 4,5 тысяч неправительственных
организаций, независимые масс-медиа, самая многочисленная в регионе
Интернет-аудитория.
Каждый гражданин РК, включая Нурсултана Назарбаева,
имеет право на собственную точку зрения на успехи в деле демократизации, поэтому
нет смысла спорить с главой государства. Лично я считаю, что все
вышеперечисленное - не заслуга президента, а результат его вынужденного
отступления под давлением демократической оппозиции и международной
общественности. Глава государства просто делает хорошую мину при плохой игре.
Интересно, была бы в Казахстане реальная многопартийность, если бы ДВК,
Компартия и «Ак жол» не выстояли под постоянным давлением со стороны
пропрезидентских сил?
Но больше всего меня поразил тот факт, что для
доказательства реальности демократических достижений Казахстана Нурсултан
Назарбаев использовал мнение тех людей и организаций, которые еще недавно
критиковались им за вмешательство во внутренние дела страны. Ладно, оставим в
покое президента «Moody?s Corporation» Джона РЕЗЕРФОРДА, с экономикой у нас на
самом деле неплохо. Но ссылки на мнения государственного секретаря США Колина
ПАУЭЛА, председателя ОБСЕ Соломона ПАССИ, посла США при ОБСЕ С. МИНИКЕСА,
депутата Европарламента А. Ди ПЬЕТРО, сенатор Р. ЛУГАРА отдают явным иезуитством
и демонстрируют политическую глухоту главы нашего государства.
Ведь не так давно видные представители Госдепартамента и
ОБСЕ, в том числе двое из перечисленных политиков, весьма жестко критиковали как
нашу внутриполитическую практику, так и действия государственных органов по
подавлению демократической оппозиции и свободы слова в стране. Воистину, каждый
слышит то, что хочет.
«Назарбаевские» деревни
Но если в перечислении успехов страны, которые Нурсултан
Назарбаев навязчиво приписывает своему мудрому руководству, глава государства
был не нов, то программа политических преобразований заслуживает внимания. Эту
часть выступления он начал с того, что пообещал: «постоянно выверять наши
будущие шаги по политической реформе с интересами страны, задачами сохранения
политической стабильности в обществе и учитывая мнение всего народа».
После чего глава государства объявил о том, что он
создаст при Себе постоянно действующую «представительную Национальную комиссию
по вопросам демократии и гражданского общества». Это новообразование должно
заменить почившее в бозе Постоянно действующее совещание по демократизации и
развитию гражданского общества. Осмелюсь предположить, что поскольку новая
нацкомиссия будет при Нурсултане Абишевиче, он вряд ли ее возглавит сам. Скорее
всего, руководителем станет или руководитель администрации президента, или его
заместитель.
Поскольку государственно-правовое управление со среды
возглавляет Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ, ему и карты в руки. В общем, нас ожидает ПДС
№2, политическое действо без интриги и результата, своего рода «назарбаевская
деревня», предназначенная исключительно для изображения казахстанской демократии
в «действии».
По мнению президента страны и по совместительству
штатного председателя политсовета партии «Отан», Национальная комиссия по
вопросам демократии и гражданского общества должна заняться выработкой мер по
совершенствованию политической системы страны.
Пределы дозволенного он определил весьма четко. Права
Парламента будут расширены: теперь он сможет обсуждать кандидатуру не только
премьер-министра, но и министров - на заседаниях профильных комитетов. Из слов
президента можно сделать вывод, что права отклонить кандидатуры, выдвинутые
главой государства, у депутатов не будет, только возможность обсудить,
поговорить, высказать свое мнение в глаза чиновникам – не более того.
В области децентрализации государственного управления
разрешено повысить роль маслихатов, ввести местное самоуправление и продолжить
дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений. В области
государственного строительства президент дозволяет дальнейшее улучшение системы
государственной службы и совершенствование организации деятельности
правительства.
В области права будет усилена борьба с коррупцией,
усовершенствована правоохранительная система, поэтапно введен институт присяжных
заседателей, усилены правозащитные механизмы, расширены права омбудсмена,
повышена роль адвокатуры в рамках уголовного судопроизводства, усилены гарантии
прав граждан, полностью отменена смертная казнь. В области социальной политики
глава государства видит повышение роли профсоюзов в деле защиты прав работников
наемного труда, в медиа-сфере – дальнейшую либерализацию в отношениях
государства и средств массовой информации.
Поскольку последнее прямо касается нашей газеты, я начал
гадать, чтобы бы это значило? Если президент подразумевает под полной
либерализацией свободу действий чиновников по уничтожению независимой прессы,
значит иск его администрации к нам о возмещении морального ущерба на 100
миллионов тенге - это первый шаг в данном направлении.
Завершив перечисление мероприятий, которые большинство
наших читателей прочтут мельком или вообще пропустят, потому что давно не верят
в назарбаевский «новояз», Нурсултан Абишевич перешел к вопросу выборности
акимов.
Где
кончается свобода?
Еще раз хочу подчеркнуть, что глава государства опоздал
с политическими инициативами на три года. Если бы тогда, осенью 2001 года,
президент страны поддержал идею ДВК о введении выборности акимов, предложив
компромисс: акимы областей, Астаны и Алматы назначаются, остальные – выбираются,
оппозиция наверняка согласилась бы с ним. Теперь же, когда речь идет о
легитимности пребывания его самого в кресле президента, отмене закона о первом
президенте, изменения Конституции в сторону сокращения президентских полномочий
- это все вчерашний день.
Кстати, возможность внесения изменений в Конституцию
страны Нурсултан Назарбаев отнес на период после 2006-2007 годов, когда
завершится процесс децентрализации государственной власти и становления местного
самоуправления. Но на какие уступки готов пойти глава государства?
Во-первых, увеличить численность депутатов обеих палат
Парламента.
Во-вторых, расширить контрольные возможности Счетного
комитета и права Мажилиса и Сената по его формированию.
В-третьих, изменить схему формирования Центральной
избирательной комиссии, предусмотрев участие в этом процессе верхней палаты.
В-четвертых, на конституционном уровне повысить
авторитет и усилить возможности Конституционного совета.
В-пятых, наделить Парламент более широкими контрольными
функциями.
В-шестых, проработать вопрос о формировании
правительства через механизм парламентского большинства.
Таким образом, на внеочередном съезде «Отана» президент
Казахстан перечислил политические уступки, на которые он готов пойти. Но
Нурсултан Назарбаев не был бы самим собой, если бы после озвучивания программы
политических «преобразований» не пригрозил тем, кто в корне с ним не согласен.
Весьма образно и двусмысленно прозвучал в его устах
комментарий к цитате из Шопенгауэра: «свобода человека кончается там, где он
начинает посягать на свободу соседа». Только теперь я понял его логику: свобода
казахстанцев кончается там, где они начинают посягать на свободу действий
президента и его семьи.
Нет смысла пересказывать угрозы в адрес неназванных
деструктивных политических партий, общественных объединений и средств массовой
информации. Они не новы, время от времени реализуются в различные акции, часть
из которых пришлась и на долю нашей редакции. Поэтому мне осталось только не
согласиться с главным тезисом Нурсултана Назарбаева, что всё, что экономические
и политические группы сегодня имеют в смысле финансовых и политических
возможностей, состоялось только благодаря политике государства. Это справедливо
по отношению к проназарбаевскому лагерю, членам его семьи, приближенным из числа
Машкевичей и Кимов, но никак к большинству граждан страны.
Именно поэтому сегодня страна разделилась на два лагеря
и число равнодушных казахстанцев уменьшается: все начинают понимать, что
наступило время Выбора пути: или туда, куда вела Казахстан все эти годы клика
Нурсултана Назарбаева или в сторону подлинной демократии, в которой мы никогда
не жили и не будем жить, если будем слушать тех, кто не раз нас обманывал, и
будет продолжать обманывать во имя личной выгоды.
Три
рубежа защиты
После выступления главы государства на съезде стала
понятной схема политической самозащиты Нурсултана Назарбаева. Первый ее эшелон
составляет государственное устройство, дающее президенту множество прав,
полномочий и преференций и снимающее с него даже минимальную ответственность за
содеянное. Однако поскольку эта линия защиты трещит по швам, президент строит
вторую и третью.
В качестве второй линии самозащиты будет выступать
республиканская политическая партия «Отан», которая практически представляет
слепок с существующего у нас государства: все решает единолично председатель
партии, начиная от формирования высших органов управления и кончая принятием
программных решений. Пока эта линия слаба, но она может стать сильнее, если
партийная карьера прельстит множество молодых и энергичных казахстанцев, которым
сегодня нет пути наверх на государственной службе.
Третья линия самозащиты уже выстроена. Она заключается в
том, что вторую должность в стране, председателя Сената Парламента занимает
самый преданный Нурсултану Назарбаеву человек. И если вдруг наступит время
второго президента, то им должен стать «серый кардинал», который будет защищать
первого как самого себя.
А чтобы напор оппозиции не прорвал оборону, президент
готов пойти ей навстречу. Он согласен частично принять и реализовать требования
своих оппонентов трехгодичной давности в надежде, что все обойдется. Пожалуй,
Нурсултану Назарбаеву не позавидуешь. Это как раз тот самый случай, когда
покинуть должность сложнее, чем ее занять.
В своем выступлении на съезде «Отана» Нурсултан
НАЗАРБАЕВ сказал: ''Как гарант Конституции Республики Казахстан я буду жестко
требовать от всех неукоснительного исполнения ее положений''.
Но если бы Гарант Конституции неукоснительно подчинялся
бы второму ее пункту 43-й статьи, которая гласит: «На период осуществления своих
полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в
политической партии», он не являлся бы председателем одной из политических
партий. Не проводил бы в ней ключевых назначений. Не изменял бы устав. Не
определял бы основные направления деятельности на очередной "отчетный
период".
Он не стал бы делать того, что запрещает ему основной
закон страны.
IWPR,, 22 июня 2004 «Монопольные» игры Казахстана
Коллектив IWPR в Центральной Азии
Глава антимонопольного ведомства перешел дорогу олигарху
и был за это наказан.
Глава антимонопольного ведомства Казахстана, не
поладивший с крупным бизнесменом, понижен в должности. Видимо, расположение
олигарха значит для руководства страны больше, чем экономическая
справедливость.
11 июня Президент Назарбаев своим указом лишил Агентство
по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМЗК)
министерского статуса, а это значит, что глава АРЕМЗК – авторитетный
реформатор-технократ Ораз Жандосов – больше не будет иметь права голоса в
правительстве.
За неделю до этого на Жандосова публично «наехал»
алюминиевый магнат Александр Машкевич – человек президентского круга.
Это произошло 4 июня в ходе заседания Совета иностранных
инвесторов при Президенте РК. Машкевич выступил против политики, проводимой
ведомством Жандосова, обвинив его в «односторонних, несогласованных действиях».
В диалог, завязавшийся между ними, вмешался сам Назарбаев,
председательствовавший на заседании.
Вместо того, чтобы поддержать своего министра, Назарбаев
на глазах у инвесторов отчитал Жандосова и отверг предложенные им поправки в
антимонопольное законодательство.
42-летний Ораз Жандосов, назначенный главой
антимонопольного ведомства ровно год назад, известен тем, что является
противником предоставления льгот предприятиям-монополистам. Среди них -
Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА), куда входят крупные предприятия
горнодобывающей, металлургической, энергетической и угольной отраслей. ЕПА
возглавляет Александр Машкевич – влиятельная персона, которую называют «серым
кардиналом» Астаны.
Ведомство Жандосова разработало поправки в
антимонопольное законодательство, предусматривающие определенные ограничения на
деятельность монополий. Например, по его замыслу, производственный монополист не
мог бы взять под контроль также предприятия снабжения и сбыта.
На предприятиях ЕПА, созданной в феврале 2001 года,
работают 60 тыс. человек. За прошлый год товарооборот ЕПА составил почти 1,3
млрд. долларов. Естественно, Ассоциация не приветствует какие-либо попытки
ограничить ее деятельность. В ответ 2 июня подконтрольная холдингу газета
«Экспресс-К» назвала Жандосова инициатором «революционного передела
собственности».
Казахстанский политический обозреватель Виктор Верк –
сотрудник газеты «Время», разделяющей взгляды Жандосова - сообщил IWPR, что
конфликт между Машкевичем и Жандосовым зрел уже давно – с самого назначения
последнего на должность руководителя антимонопольного ведомства.
Наблюдателей удивила и насторожила та легкость, с какой
Президент Назарбаев отступился от своего министра и встал на сторону
олигарха.
«Поведение Машкевича и то, как повел себя Президент
Назарбаев в отношении Жандосова, позволяет думать, что Машкевич и его группа
имеют огромное влияние на главу Казахстана, - заявила IWPR журналист
Интернет-газеты «Navigator» Айгуль Омарова. - Когда Президент идет на поводу у
олигарха и выступает на его стороне против руководителя одного из
государственных ведомств, это плохо говорит о Казахстане, как о суверенном
государстве. Более того, это скажется на личном имидже Президента Казахстана как
независимого политика».
По мнению Омаровой, олигархам есть за что не любить
Жандосова. «Его ведомство может реально противостоять утечке капитала за рубеж,
дальнейшей монополизации в сфере добычи металлов, и, как выясняется сегодня, на
железнодорожном транспорте».
Бывший главный редактор оппозиционной газеты «СолДАТ»
Ермурат Бапи пояснил, что Машкевич является одним из главных спонсоров правящего
режима. На его деньги устраиваются некоторые предвыборные мероприятия и
политические кампании. Кроме того, он оказывает финансовую поддержку
гуманитарным фондам, возглавляемым родственниками президента.
Но не исключено, что у Машкевича были как экономические,
так и политические причины желать нейтрализации Жандосова.
Дело в том, что Жандосов является сопредседателем
умеренно оппозиционной партии «Ак жол», которая впервые намерена выставить своих
кандидатов на предстоящих в сентябре парламентских выборах. Многие из лидеров
«Ак жол» - известные предприниматели и пользуются авторитетом в деловых кругах.
Успех «Ак жол» на выборах может поставить под угрозу позиции Гражданской партии,
с которой связан Машкевич. По некоторым данным, Гражданская партия, занимающая
твердые про-президентские позиции, представляет в парламенте интересы ЕПА. По
числу мест в парламенте она уступает лишь другой лояльной президенту партии –
«Отан».
Эксперты, с которыми довелось побеседовать IWPR, не
уверены, что «Ак жол» удастся отнять голоса у Гражданской партии, однако, по их
мнению, прогрессивная экономическая программа «Ак жол» наверняка раздражает
Машкевича и других «капитанов» казахстанского бизнеса.
«У олигархов немало «своих» людей в администрации
президента, в правительстве и в парламенте, - говорит координатор Института
национальных исследований Андрей Чеботарев. – То есть, когда оказывают давление
на чиновника, идет косвенное давление и на саму партию».
В какой-либо другой стране публичное уничижение
государственного чиновника, считающегося компетентным и авторитетным
реформатором, нагнало бы страху на иностранных инвесторов. Быть может, прошло
еще слишком мало времени, но по крайней мере один эксперт считает, что
противоречия между олигархом и технократом не окажут существенного влияния на
настроения иностранных инвесторов в Казахстане.
«Иностранные инвесторы уже привыкли к передрягам в
правительстве, - говорит глава НПО «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев. –
Специфика Казахстана такова, что инвесторов больше всего волнует позиция по тому
или иному вопросу самого президента. Они прекрасно понимают, что в жестко
централизованной системе… все зависит от главы государства. Правительство само
по себе ничего не решает».
Независимая газета, 25 июня 2004 Соседи по космосуКарим Танаев
Правительство Казахстана решит, как реализовывать
предложения "Росавиакосмоса", за неделю
В течение недели казахстанские чиновники должны
подготовить документы для финансирования космических проектов. Таков итог
рассмотрения правительством республики предложений "Росавиакосмоса".
Стремление Казахстана стать полноправной космической
державой очевидно – ни один остросоциальный вопрос не решается правительством с
такой скоростью. Не успели еще высохнуть чернила на подписанных между странами
меморандумах о взаимопонимании, а премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов уже
отдал распоряжение в недельный срок разработать положение по созданию единой
структуры, которая будет координировать все космические проекты страны.
Как сообщает пресс-служба главы казахстанского кабинета
министров, Ахметов считает, что совпадение позиций России и Казахстана позволит
республике совершить прорыв в космическом направлении.
Предложения "Росавиакосмоса" включают разработку
технико-экономического обоснования универсальной платформы для низкоорбитальных
и геостационарных космических аппаратов и технические предложения по созданию
самого космического аппарата научного назначения.
Правда, не все российские предложения "в силу различных
причин оказались приемлемыми для Казахстана в настоящий период".
При этом после заявления о намерении осваивать космос
интерес к космической программе Казахстана проявили многие страны, в том числе
США. Тем более что на реализацию этой программы средства будут выделяться в
приоритетном порядке. Так, только на создание первого национального спутника,
запуск которого планируется осуществить уже в 2005 году, будет выделено 65 млн.
долл. Он будет изготовлен российским Научно-производственным центром им.
Хруничева. По оценкам правительства Казахстана, реализация этого проекта
позволит внедрить новые технологии в области космических систем телекоммуникаций
и связи, включая сети доступа в интернет, использовать спутник в исследованиях
зоны Каспия, приграничных территорий, обеспечить информационную независимость и
безопасность республики.
Список желающих помочь за определенную плату Казахстану
огромен. Большинство экспертов высказываются за сотрудничество в космической
сфере Казахстана и России. У стран давние, почти родственные связи, и главное –
космодром Байконур, который давно и успешно эксплуатируется. Да и ученые мужи уж
точно смогут найти общий язык – молодых специалистов не так много, в основном
вся "космическая" научная элита в обеих странах еще советской школы и закалки. В
Казахстане надеются, что кабмин не изменит своих взглядов и приоритет в
сотрудничестве по освоению космоса будет отдан России.
Коммерсант-Власть № 24(577) Галымжан Жакиянов: «Назарбаев привык колотить только грушу»
В последние годы власти Казахстана взяли курс на
подавление оппозиции, лидер которой Галымжан Жакиянов оказался в тюрьме. Один из
его общественных защитников передал ему вопросы "Власти". Так появилось это
интервью - первое за все время пребывания Жакиянова в заключении.
Галымжан Жакиянов родился в 1963 году в
Восточно-Казахстанской области. Окончил МГТУ имени Баумана. В советские времена
работал на заводе в Семипалатинске, был редактором демократической газеты
"Содействие". На альтернативной основе избирался в Семипалатинский горсовет, в
августе 1991 года выступил с требованием объявить ГКЧП вне закона. В 31 год был
назначен губернатором Семипалатинской области. В 1997 году возглавил Агентство
по контролю за стратегическими ресурсами Казахстана, потом назначен губернатором
Павлодарской области. В ноябре 2001-го вместе с экс-министром энергетики
Мухтаром Аблязовым стал инициатором создания движения "Демвыбор Казахстана".
Сразу после этого Жакиянова уволили с поста губернатора и завели на него
уголовное дело. В марте 2002 года в Алма-Ате по обвинению в экономических
преступлениях Мухтар Аблязов был арестован. В конце марта 2002 года, опасаясь
ареста, Жакиянов попросил политического убежища в посольстве Франции. После
переговоров дипломатов с властями он согласился покинуть посольство и был
заключен под домашний арест в Алма-Ате. Условия ареста были оговорены в
меморандуме, подписанном послами Франции, Англии, Германии и США и
представителями правительства Казахстана. Но власти нарушили договоренность:
лидер "Демвыбора" был взят под стражу и этапирован в Павлодар. В июле 2002 года
Аблязов был приговорен к шести годам тюрьмы (13 мая 2003 года президент
Нурсултан Назарбаев помиловал экс-министра). Жакиянов был обвинен в "превышении
служебных полномочий, выразившемся в переводе склада мобилизационных резервов в
аптечный склад, в результате чего государство потеряло $12 тыс.евро, и в августе
2002 года получил семь лет тюрьмы. Осенью 2003 года Назарбаев отклонил прошение
Жакиянова о помиловании. В феврале 2004 года "Демвыбор Казахстана" был
преобразован в партию, лидером которой избрали Жакиянова.
"Демократические страны на мякине не проведешь"
- Грузинская "революция роз" напугала многих лидеров
СНГ. Возможен ли "грузинский вариант" в Казахстане?
- Я не думаю, что нам стоит сегодня впадать в
романтические мечтания о "революции роз". Хотя бы потому, что есть несколько
достаточно серьезных факторов, отличающих нас от Грузии: грузинская оппозиция к
прошлому ноябрю уже имела власть в парламенте и на местах, у нее в руках был
телеканал "Рустави-2". Но, конечно, есть и общие моменты, говорящие о сходстве
развития ситуации. Прежде всего и в Грузии (ко времени "революции роз"), и в
Казахстане народ устал от много лет не сменяемого лидера страны. Кроме того, и
режим Шеварднадзе был склонен к фальсификации выборов, как и наши власти, что,
конечно, чревато. При этом и Закавказье, и Средняя Азия входят в зону
стратегических интересов США. Они внимательно следят за сменой политических элит
в регионе, поскольку заинтересованы в том, чтобы эта смена произошла как можно
менее болезненно. Так же, как и Россия, которой ни Закавказье, ни Центральная
Азия тоже не чужие. А относительно безболезненно эти процессы могут проходить
только в странах, реально вступивших на путь демократии.
- Президент Назарбаев любит повторять, что у Казахстана
свой, особый путь. Насколько эти заявления соответствуют реальному политическому
развитию страны?
- На практике этот туманный "свой путь" в последние годы
сводится к тому, что власти называют "внутриполитической стабильностью". Если
называть вещи своими именами, это консервация существующего порядка вещей,
свертывание и замораживание любых демократических преобразований. И такая
стагнация прежде всего угрожает национальной безопасности самого Казахстана.
Именно в интересах национальной безопасности нельзя допускать, чтобы правящая
верхушка использовала государственные институты для подавления инакомыслия и
борьбы с политической оппозицией.
- Что вы можете сказать об экономическом развитии
Казахстана, о "казахстанском чуде"?
- Стратегия развития Казахстана свелась к проблеме
освоения его природных ресурсов. В итоге происходит самое страшное: обилие
легких, то есть не заработанных в поте лица, денег и неконтролируемый доступ к
ним со стороны правящей элиты разлагают общество и резко расширяют поле для
системной коррупции. Масштабные демократические преобразования представляются
сегодня куда более насущными, чем однобокий экономический рост за счет сырьевых
отраслей экономики, ведущий лишь к проеданию национальных богатств, подавлению
экономики в целом и укоренению коррупции. Самопровозглашенное чудо
казахстанского экономического роста не привнесло заметных позитивных изменений в
жизнь большинства населения страны. В корне неверно отождествлять увеличение
объемов нефтегазодобычи с процветанием нации, как это делается в официальной
пропаганде Астаны.
- Заинтересован ли Запад в сохранении стабильности
Казахстана, который сам называет себя "центром Евразии"?
- Для того чтобы быть реальным центром Евразии, надо
обладать достаточным весом. При отсутствии этого веса (а его сегодня у
Казахстана нет) пресловутый "центр тяжести" Евразии легко превращается в ось с
флюгером, послушно поворачивающимся в ту или иную сторону в зависимости от
господствующих в данную минуту ветров.
Стабильность невозможна без демократизации - и это на
Западе понимают. А сегодня Казахстан все больше ассоциируется с нарушениями прав
человека, ограничениями свободы слова, политической нестабильностью и
широкомасштабной коррупцией. И это несмотря на то, что с каждым годом власти
тратят все больше сил и средств на внешнюю политику. Если, конечно, таковая у
нас сегодня вообще есть. Не думаю, что пресловутую казахстанскую
"многовекторность" можно всерьез рассматривать в качестве позиции на
международной арене. Скорее, эта "многовекторность" напоминает женщину легкого
поведения, обменивающую свои прелести на деньги и покровительство. Впрочем,
сколько бы эта женщина ни прибегала к макияжу, это не добавляет ей главного -
уважения со стороны окружающих.
Казахстан, выбрав неверные цели и ориентиры, сбился с
пути и сейчас тяжело и мучительно болеет. И, как почти всякий больной, не хочет
знать и даже слышать правду о себе самом. Наше государство больно, и
выздоровление опасно затягивается.
- В последнее время руководство Казахстана стремится
подправить имидж страны. Получается?
- Да, под давлением извне и изнутри, со стороны
демократической оппозиции, руководство Казахстана предприняло ряд шагов в
правильном направлении. Не так давно президент Назарбаев отклонил реакционный
закон о СМИ и позволил органам юстиции зарегистрировать партию "Демократический
выбор Казахстана". В этом же ряду и намерение Казахстана стать в 2009 году
председателем ОБСЕ. Намерение, безусловно, похвальное, и его можно только
приветствовать. Думаю даже, что его нужно приветствовать, поскольку это
намерение руководства Казахстана является тем редким случаем, когда цели (во
всяком случае, декларируемые) всех политических сил страны совпадают.
Но уже сейчас очевидно, что привычными для наших властей
имиджевыми мероприятиями и имитацией действий в данном случае не обойтись.
Понятно почему: объективную оценку усилиям и результатам действий претендента на
пост председателя ОБСЕ будут давать демократические страны, которые являются
лидерами мировой цивилизации. А их на мякине не проведешь. Надеюсь, что это
понимает и руководство Казахстана. В противном случае у нас нет никаких шансов
стать во главе этой организации. Как, впрочем, и шансов в ближайшие годы
осуществить реальную модернизацию страны.
"У нас
азербайджанский сценарий вряд ли сработает"
- Вы являетесь лидером крупнейшей оппозиционной партии.
Ваша цель - добиться смены власти, ухода нынешнего президента?
- Наша цель - смена режима, установление подлинно
демократической политической системы, при которой появляется реальная
возможность прихода к власти политических сил в результате свободного
волеизъявления населения. Смена режима не означает простой уход одного человека.
Может прийти его ставленник - и все продолжится по-старому. Может даже прийти
кто-то из оппозиции, но порядки при этом рискуют остаться прежними. Прогресс в
развитии общества возникнет лишь в результате замены старой, авторитарной
системы власти на новую, демократическую. А это возможно как при нынешнем
президенте, так и без него.
Разумеется, ускоренная реформа политической системы при
нынешнем президенте была бы меньшим потрясением для нашего общества. Конкретным
механизмом реформы как раз и могут стать официально объявленное стремление
Казахстана председательствовать в ОБСЕ и вытекающая отсюда необходимость
своеобразной подгонки нашей политической системы под европейские стандарты
демократии. Несомненно, что уже после прохождения такого экзамена страна будет
другой. Но, если президент не захочет выполнять требования мирового сообщества
или только сделает вид, что их выполняет, это приведет к политической изоляции
Казахстана и его нынешнего президента в мире. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
- Президент Назарбаев недавно объявил о решении
переизбраться в 2006 году. Как вы оцениваете его перспективы?
- Объявление президентом своего решения за полтора года
до выборов скорее не убеждает в том, что он будет баллотироваться, а как раз
усиливает сомнение в этом. Потому что выборы президента 2006 года наверняка
будут уже не те, что были раньше, когда в их исходе мало кто сомневался. А
господин Назарбаев практически никогда не участвовал в настоящей предвыборной
борьбе. Еще с номенклатурных времен он привык к сценариям с гарантированным
результатом. Поэтому одна только мысль о реальной схватке может посеять в его
душе смятение и панику. Образно говоря, он как тот боксер, что привык колотить
только грушу и не может даже представить себе, что будет драться на публике и
ему при этом могут дать сдачи. Не испытав чувства поражения в более раннем
возрасте, Нурсултану Назарбаеву будет трудно решиться на то, чтобы пережить это
чувство в свои 65 лет.
- Может ли Нурсултан Назарбаев передать власть по
наследству? Скажем, своей дочери Дариге? Другими словами, возможен ли в
Казахстане азербайджанский сценарий?
- Главным элементом азербайджанского сценария было
международное признание наследника. В случае с Казахстаном это вряд ли
сработает. Особенно с учетом серьезного коррупционного скандала, в который
оказался вовлечен наш президент и который получил название "Казахгейт". Гейдар
Алиев фигурантом такого скандала не был. Да и властная элита Азербайджана,
похоже, на самом деле сплотилась вокруг Алиева-старшего. У нас же сегодня налицо
признаки серьезнейшего раскола в рядах правящей элиты. Когда даже близкие и
многолетние соратники президента публично требуют от него уйти в отставку, чтобы
не повторить судьбы многих диктаторов, - это свидетельствует о многом.
Если говорить на языке техники, то Алиева-старшего можно
сравнить с первой ступенью ракеты, которая вывела корабль с Алиевым-младшим на
космическую орбиту и вовремя отделилась (что очень важно по законам механики),
придав аппарату устойчивую траекторию. Возникает закономерный вопрос: сможет ли
Нурсултан Назарбаев сработать в качестве первой ступени и не окажутся ли его
проблемы неподъемным грузом для корабля, который пытаются вывести на
президентскую орбиту?
У партии Дариги Назарбаевой "Асар" довольно высокие
рейтинги. Но они говорят лишь об относительно высоком проценте узнаваемости
"Асара", но не о доверии к этой партии - а это две большие разницы. К тому же
узнаваемость "Асара" построена в основном на эксплуатации имени президента. Но
это же может оказать партии госпожи Назарбаевой медвежью услугу. Ведь наш народ
хорошо знает русскую пословицу: "Яблоко от яблони недалеко падает".
- В августе вас должны выпустить из колонии на
поселение. Это так? Чем станете тогда заниматься?
- Действительно, по закону 2 августа власти должны меня
выпустить на поселение, поскольку до сих пор замечаний со стороны администрации
колонии в мой адрес не было. Но у меня есть основания полагать, что в скором
времени замечания могут появиться: их попросту придумают, чтобы не выпускать
меня перед предстоящими осенью парламентскими выборами. Но тогда этот маневр
властей станет слишком для всех очевидным, и, думаю, он будет соответствующим
образом расценен и в самом Казахстане, и в демократических странах.
|