Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №125(15.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

31 мая. Президент РБ Александр Лукашенко встретился с заместителем председателя Государственной Думы России Владимиром Жириновским. В ходе встречи был обсужден круг вопросов по различным направлениям российско-белорусского  взаимодействия.

31 мая. К трем годам ограничения свободы (исправительные работы в спецпоселении) были приговорены оппозиционные политики Николай Статкевич и Павел Северинец за организацию прошлой осенью митингов протеста против официально объявленных результатов парламентских выборов и референдума об изменении конституции РБ. По амнистии срок был сокращен до двух лет. Приговор был оглашен в суде Центрального района Минска.

1 июня. Посольство США в Минске выразило свою глубокую обеспокоенность осуждением Николая Статкевича и Павла Северинца.

1 июня. Граждане РБ впервые стали платить, исходя из повышенных тарифов по оплате электроэнергии (для жителей домов с газовыми плитами - 77,7 белорусских руб. за 1 кВт/ч, с электроплитами — 56,4 руб.), а также на природный газ  - 167,8 руб. за 1 куб. м газа.

1 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко принял с докладом министра иностранных дел Сергея Мартынова. Белорусский лидер дал поручения по совершенствованию деятельности внешнеполитического ведомства на приоритетном для белорусского государства европейском направлении, а также с Россией и Казахстаном. Лукашенко подчеркнул приверженность избранному внешнеполитическому курсу, в основе которого – многовекторность.

1 июня. Лидер Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Александр Козулин направил в постоянно действующий совет демократических сил свои предложения по выдвижению единого кандидата на должность президента. Как отмечается в письме, социал-демократы разделяют мнение о том, что только единый фронт демократических сил может рассчитывать на политическую победу.

1 июня. В Минск с визитом прибыла военная делегация Воздушных сил Украины во главе с командующим ген.-полк. Анатолием Торопчиным. В ходе визита украинские и белорусские военные обсудили вопросы обмена информацией о воздушной обстановке и организации контроля за порядком использования воздушного пространства. Также был рассмотрен спектр вопросов военно-технического сотрудничества.

1 июня. В Москве состоялась встреча белорусских правозащитников с Эллой Памфиловой, руководителем Совета при президенте Российской Федерации в деле развития институтов гражданского сообщества и прав человека. Во время встречи удалось договориться о создании белорусско-российской правозащитной комиссии. В ходе первого заседания общественной российско-белорусской правозащитной комиссии были избраны два сопредседателя: с российской стороны - Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; с белорусской стороны – ген. Валерий Павлов, бывший депутат белорусского парламента.

1 июня. Федеральная таможенная служба России направила белорусской стороне письмо, в котором сообщалось, что изготовленные в Белоруссии телевизоры марок Phillips, Daewoo, Panasonic при ввозе на российскую территорию будут подлежать таможенному контролю и оформлению. Это объясняется тем, что Белоруссия не предоставляет необходимой информации для подтверждения белорусского происхождения телевизоров данных марок.

1-2 июня. Министр обороны Белоруссии ген.-полк. Леонид Мальцев по приглашению заместителя председателя Центрального военного совета, министра обороны КНР ген.-полк. Цао Ганчуаня находился с официальным визитом в Китае. В ходе визита состоялся обмен мнениями по проблемам международной безопасности, роли международных организаций в укреплении мира, актуальным вопросам военного строительства. Министр обороны Белоруссии Леонид Мальцев был проинформирован о том, что Китай передаст его ведомству медицинское оборудование на сумму более 600 тыс. долларов США.

2 июня. Президент РБ Александр Лукашенко рассмотрел ряд кадровых вопросов. Лукашенко назначил: Мельника Вадима Григорьевича -  председателем Государственного комитета по авиации, Азаренка Юрия Владимировича - заместителем председателя Национальной государственной телерадиокомпании, Анфимова Леонида Васильевича  -заместителем председателя Комитета государственного контроля, Давыдова Александра Викторовича - председателем Комитета по ценным бумагам при Совете министров.

2 июня. Правительство Белоруссии поручило ОАО «Белтрансгаз» до 30 июня 2005 г. подписать контракт с российским «Газпромом» на поставку в 2006 г. в республику 21 млрд. куб. м природного газа. Предположительная цена поставки российского газа в 2006 г. - 46,68 долларов США за 1 тыс. куб. м.

2 июня. Заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Михневич заявил, что доля России в общем товарообороте республики сократилась до 47% (ранее она составляла 58%). Эту тенденцию в белорусско-российском торгово-экономическом сотрудничестве Михневич назвал «тревожной».

2 июня. Александр Лукашенко подписал указ «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский». Термины «национальный» и «белорусский», по мнению министра юстиции РБ Виктора Голованова, подчеркивают суверенитет страны. Поэтому их могут использовать в названиях только государственные органы и организации, имущество которых находится в республиканской собственности, а также средства массовой информации, чьими учредителями выступают государственные органы.

2 июня. Итоги социально-экономического развития Беларуси за пять месяцев 2005 г. подвели в министерстве иностранных дел. Как было отмечено, на протяжении пяти месяцев сохраняется превышение темпов роста экспорта над импортом, экспорт составил около 5 млрд. долларов США.

2 июня. Краснодарский край заинтересован в белорусской сельхозтехнике. Об этом заявил глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев на встрече с премьер-министром РБ Сергеем Сидорским. По итогам переговоров, состоявшихся в Краснодаре, достигнуты договоренности о создании в регионе 6-8 крупных дилерских центров по обслуживанию тракторов и кормоуборочной техники. Стороны договорились активизировать торгово-экономические связи. Минск проявил готовность увеличить закупки на Кубани подсолнечного масла, соков и зерновых культур.

2 июня. Поезд «Монгольский вектор» доставил в Белоруссию из Китая первую партию грузов.

3 июня. МИД Чехии направил дипломатическую ноту посольству Белоруссии в Праге в связи с отказом в выдаче визы уполномоченному чешского правительства по правам человека, депутату чешского парламента Сватоплуку Карасеку. МИД Чехии выразил надежду, что в интересах сохранения корректных отношений между двумя странами подобные шаги больше не повторятся.

3 июня. Президент РБ Александр Лукашенко во время посещения 927-й авиационной базы в Березе заявил, что Белоруссия ежегодно расходует около 500 млн. долларов США на модернизацию своих вооруженных сил. Лукашенко акцентировал внимание военных на сложной геополитической обстановке, которая складывается вокруг республики.

4 июня. Правительство Белоруссии приняло постановление, согласно которому план акционирования на 2005 г. был скорректирован: из перечня государственных предприятий, подлежащих реформированию, были исключены 8 субъектов хозяйствования. Это объясняется курсом на восстановление доли государственной собственности в уже акционированных предприятиях.

5 июня. Белорус Максим Мирный и швед Йонас Бьеркман выиграли в финале парного разряда и стали победителями открытого чемпионата Франции (турнира «Ролан Гаррос»).

6 июня. Начался визит делегации Белоруссии в Москву, в состав которой вошли руководители более 100 предприятий республики, а также представители концернов «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», «Белхудожпромыслы». Договоренность о встрече представителей московских оптово-розничных компаний и белорусских производителей была достигнута в ходе состоявшихся в мае переговоров между премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским и мэром Москвы Юрием Лужковым.

6 июня. Руководство общественного объединения «Союз поляков в Беларуси» расценило публикацию стихотворения Евгения Нефедова «По Европе бродит призрак кондолизма» в газете «Во славу Родины» (02.06.2005) как призыв к польским погромам.  Заместитель главного редактора газеты «Во славу Родины» Геннадий Солдатов опроверг эти утверждения СПБ.

6 июня. Министерство юстиции РБ сняло с учета организационные структуры политических партий и общественных объединений, юридические адреса которых зарегистрированы в квартирах. Лишившись официальной регистрации, они теперь не вправе осуществлять какую-либо деятельность. В настоящее время в Беларуси действуют 17 политических партий, 155 общественных объединений, 45 профсоюзных организаций.

6 июня. В Праге состоялась презентация международного объединения «Гражданская Беларусь», которое учредила группа чешских политиков во главе с бывшим президентом страны Вацлавом Гавелом. Объединение, по словам учредителей, создано для оказания помощи белорусским негосударственным организациям, которые преследуются белорусскими властями или были закрыты.

6 июня. Заместитель государственного секретаря США по политическим связям Николас Бернс заявил о том, что в ходе саммита ЕС - США 20 июня в Вашингтоне американская сторона намерена призвать Европу к определению более четкой позиции в отношении «необходимости поддержки белорусской оппозиции». Соединенные Штаты планируют в ходе саммита обсудить с Евросоюзом пути для оказания поддержки белорусам в создании условий для перемен в Белоруссии. «Нет сомнений,- подчеркнул Бернс, - что нам не о чем разговаривать с Лукашенко». Правительство США рассматривает возможность замораживания счетов руководства Белоруссии и ограничения его передвижения за границей.

7 июня. В Минске открылась пятнадцатая международная специализированная выставка «Белагро-2005», участие в которой приняли представители 17 стран: Австрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Латвии, Литвы, Польши, России, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Японии и Белоруссии.

7 июня. Белорусское телевидение сообщило, что потребление нефти в Белоруссии за ближайшие пять лет планируется увеличить до 109 млн. тонн. Из собственных месторождений в течение 5 лет планируется добыть около 8 млн. тонн. Добыча нефти в Белоруссии компенсирует потребности республики менее, чем на 6%.

7 июня. Из-за сильного ливня движение в Минске было парализовано на два часа. Особенно пострадала от потоков воды восточная часть белорусской столицы.

7 июня. Президент РБ Александр Лукашенко подписал декрет «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье». Документом установлено, что чеки «Жилье» подлежат перерегистрации в «Сберегательном банке «Беларусбанк» до 1 января 2006 г. 

7-8 июня. В г. Шклове состоялось заседание комиссии Парламентского собрания СБР по безопасности, обороне и борьбе с преступностью.

8 июня. В ходе доклада главе государства премьер-министр РБ Сергей Сидорский информировал Лукашенко о том, что достигнута принципиальная договоренность с российской стороной о проведении заседания Совета министров Союзного государства 6 – 9 сентября 2005 г. в Минске.

8 июня. Партия европейских социалистов призвала ЕС и международное сообщество поддержать демократическую оппозицию Белоруссии. В заявлении председателя партии Пола Расмуссена говорилось, в частности, что «10 миллионов человек страдают от диктатуры в стране, граничащей с Европейским союзом».

8 июня. Состоялось очередное заседание «десятки» (коалиции, объединяющей десять оппозиционных партий и более 200 общественных объединений Белоруссии). Основная часть времени была уделена организационно-техническим вопросам.

8 июня. Белорусский Хельсинкский комитет получил запрос КГБ Белоруссии о предоставлении материалов «по получению и расходованию общественным объединением денежных средств в рамках реализации проектов международной технической помощи ТАСIS».

9 июня.  Благодарственные письма и именные часы от президента России Владимира Путина вручил Героям Советского Союза Леониду Филипенко, Степану Соляникову и Степану Пашкевичу советник российского посольства в РБ Константин Кузнецов.

9 июня. По данным социологического опроса, проведенного в мае Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), 47,4% граждан Белоруссии выступают за вступление республики в Европейский союз, против вступления - 35,4% белорусов.

9 июня. Председатель Госкомвоенпрома Белоруссии Николай Азаматов сообщил о том, что оборонный сектор промышленности республики сотрудничает более чем с 20 странами Азии, Европы и Африки. Взаимодействие осуществляется в таких областях, как исследовательские и проектные работы, разработка, модернизация и ремонт вооружения и техники, создание совместных предприятий. Объемы сотрудничества в настоящее время составляют более 60% от общего объема выпуска продукции. Подписан ряд соглашений и разворачивается сотрудничество с Украиной, Казахстаном, Арменией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном. Основным партнером военно-технического сотрудничества в СНГ для Белоруссии, по словам Азаматова, остается Россия.

9 июня. С рабочим визитом Белоруссию посетил заместитель министра иностранных дел Вьетнама Нгуен Фу Бинь. В ходе визита руководитель внешнеполитического ведомства Вьетнама провел консультации с руководством министерства иностранных дел Белоруссии и принял участие в открытии посольства Социалистической Республики Вьетнам в Минске.

9 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко встретился с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Николаем Бордюжей. В ходе встречи были рассмотрены текущие вопросы Организации, военно-политическая обстановка в зоне действия Договора, вопросы деятельности органов исполнительной власти Белоруссии в системе уставных органов ОДКБ.

9 июня. Приоритетные направления сотрудничества были определены на встрече руководителей белорусских предприятий по производству потребительских товаров и представителей правительства Москвы во главе с заместителем мэра российской столицы Михаилом Менем. В ней приняли также участие полномочный представитель президента РБ - заместитель премьер-министра Василий Долголев, посол РБ в России Владимир Григорьев и руководители ряда московских торговых и оптовых организаций.

9 июня. Белорусское телевидение сообщило о том, что президент страны Александр Лукашенко принял решение о введении в отношении Грузии визового режима. Это решение, по утверждению белорусской стороны, обусловлено необходимостью активизации борьбы с организованной и транснациональной преступностью, защиты интересов третьих стран - соседей Белоруссии - согласно существующим договоренностям. Это потребует выхода Белоруссии из Бишкекского соглашения о безвизовых поездках. Однако заместитель главы президентской администрации Наталья Петкевич заявила, что хотя правовое поле для введения визового режима между Белоруссией и Грузией имеется, вопрос о введении визового режима на повестке дня не стоит. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов в свою очередь информировал общественность о том, что президент РБ Александр Лукашенко не принимал никаких решений о введении визового режима с Грузией. Лукашенко, по словам Мартынова, лишь дал министерству иностранных дел и правоохранительным органам республики «добро» на то, чтобы рассмотреть ситуацию в визовых отношениях с Грузией и в случае необходимости принять меры, которые защищают национальную безопасность и социальную стабильность в обществе.

9 июня. Национальный банк Беларуси распространил информацию, в которой говорится о том, что международные резервные активы республики увеличились за январь-май 2005 г. на 47,2% (до 1133,9 млн. долларов США). В структуре международных резервов Белоруссии наибольший удельный вес занимают активы в иностранной валюте (1060,2 млн. долларов США, или 93,5%) и монетарное золото (72,6 млн. долларов США, или 6,4%). За январь-май 2005 года активы в иностранной валюте увеличились на 53,6%, объем монетарного золота незначительно сократился.

9 июня. Прошел съезд Белорусского профсоюза работников промышленности (БПСРП), который объединяет более 186 тысяч человек.

10 июня. Начался визит в Белоруссию делегации коммунистической партии Китая во главе с секретарем ЦК КПК Хэ Юнеем.

10 июня. Суд Центрального района Минска вынес приговор политику Андрею Климову, который обвинялся по ст. 342 УК РБ за организацию массовых беспорядков 25 марта с.г. Климова приговорили к одному году и шести месяцам исправительных работ на спецпоселении. Данный срок был сокращен на 3 месяца, которые Климов уже отсидел в следственном изоляторе.

10 июня. На базе Военной академии РБ прошла 1-я конференция актива Белорусского республиканского союза молодежи Вооруженных сил. В ВС Белоруссии действует более 200 первичных организаций БРСМ, которые объединяют в своем составе около пяти с половиной тысяч членов.

10 июня. Белорусские ученые провели предварительное исследование с целью определения возможных мест размещения атомной электростанции и разнотипных хранилищ радиоактивных отходов на территории республики. Согласно их заключению для этого подходит северо-восток Белоруссии.

11 – 12 июня. Министр обороны Белоруссии ген.-полк. Леонид Мальцев посетил с визитом Алжир, где встречался с министром-делегатом при министре обороны АНДР Абдельмалеком Джуэназия, начальником штаба Национальной народной армии Алжира ген.-м. Ахмадом Гандом Салехом и командующими видами вооруженных сил. Тематика переговоров на официальном уровне белорусской стороной не раскрывается.

12 июня. Глава белорусского государства Александр Лукашенко направил поздравление президенту России Владимиру Путину и всем россиянам по случаю Дня России. В этом поздравлении, в частности, говорилось, что «в это исторически непростое время важно упрочить единство наших стран».

13 июня. Руководитель комитета парламента Грузии по внешним связям Константин Габашвили сообщил журналистам о том, что парламент Грузии обещает не критиковать Белоруссию и не объявлять Александра Лукашенко персона нон грата, если Минск не введет визовый режим с Грузией.

13 июня. Союз поляков Беларуси заявил о продолжающемся вмешательстве белорусских властей во внутренние дела организации. Именно так руководство СПБ расценило встречи начальника отдела по делам национальностей Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров РБ Юрия Уральского с руководителями местных отделов СПБ.

13 июня. Вице-председатель Делегации Европарламента по отношениям с Белоруссией Альдис Кушкис в интервью «Белорусскому рынку», в частности, заявил, что Евросоюз не забыл о Белоруссии. ЕС имеет общую границу с республикой, а в связи с тем, что Белоруссия все еще находится под тоталитарной диктатурой, то ЕС чрезвычайно заинтересован в установлении и развитии демократии в этой стране.

14 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе встречи с секретарем ЦК Компартии КНР Хэ Юном заявил, что дружба и взаимоотношения Белоруссии и КНР как никогда крепки и имеют «непреклонную динамику» для дальнейшего развития. Лукашенко особо подчеркнул, что республика дорожит дружбой с таким мощным и процветающим государством, как Китай. Хэ Юн от имени китайского руководства подтвердил приглашение Александру Лукашенко побывать с государственным визитом в Китае.

14 июня. Украина осуществила пробную поставку Белоруссии 27-ми миллионов киловатт-часов электроэнергии. Реализована программа пробного включения двух межгосударственных линий электропередач: «ЧАЭС-Мозырь» и «Чернигов-Гомель».




Скандал вокруг съезда поляков Беларуси

02.06.2005. Во славу Родины

Владимир Кожевников

В небывалый скандал перерос шестой съезд Союза поляков Беларуси (СПБ), который состоялся 13 марта. В тот день выбирали новое руководство. По мнению проигравшей стороны, устав был якобы грубо нарушен, что и привело к недемократичным решениям. В результате в различные инстанции посыпались многочисленные индивидуальные и коллективные жалобы, начались проверки.

Поскольку проигравшая сторона не пожелала признавать решения съезда, считая их несправедливыми, в СПБ наступило двоевластие. А если точнее -- анархия и полная неразбериха. Этакая мини-оранжевая революция в отдельно взятой общественной организации. Этакая отработка навыков противодействия законности. Бухгалтерские документы организации находились в одних руках, денежными средствами стремились распоряжаться другие. Это давало почву для новых жалоб в контролирующие органы и усугубляло конфликт.

Проверяющие из Министерства юстиции Беларуси взялись за дело профессионально и с особой тщательностью. Это общественное объединение на слуху, его цель -- защита самобытной национальной культуры этого народа. Всякая ошибка в столь деликатной сфере могла задеть и даже оскорбить национальные чувства поляков -- представителей одной из крупнейших диаспор в Беларуси.

Но факты -- упрямая вещь, от них не уйдешь. Нарушения, повлиявшие на решения съезда, действительно имели место. И сотрудники Министерства юстиции были вынуждены это констатировать.

Прежде всего у съезда не было повестки дня. То есть делегаты, которые ехали в Гродно со всей Беларуси, могли и не знать, что предстоит обсуждать. Что же касается самих делегатов, то почти половину из них нельзя считать таковыми в результате грубых нарушений устава СПБ. Многих не избирали, а келейно назначали -- сотрудники Минюста сделали такой вывод на основании изученных документов.

Грубые процедурные нарушения были выявлены и при ведении съезда. Председателя президиума избрать не удосужились. О том, кто будет всем руководить, собравшиеся имели смутное представление. Кто же фактически направлял ход бурных дискуссий, которые велись на съезде? В официальном документе Минюста, составленном на основе проверки, есть ответ и на этот вопрос: на съезде присутствовали посторонние лица, не являющиеся делегатами, которые без какого-либо согласования с делегатами активно вмешивались в его работу.

        Главное же нарушение, которое сказалось на всем дальнейшем развитии событий, заключалось в том, что за избрание руководителей СПБ проголосовали менее двух третей делегатов, включая незаконно ставших ими. Согласно уставу, такой съезд не вправе принимать какие бы то ни было решения. А если примет, то они не имеют юридической силы.

Итогом проверки стал вывод: большинство делегатов при принятии решений не могли представлять голоса иных членов СПБ. Съезд недемократичен, нелегитимен, его решения неправомочны.

Словом, ситуация была такова, что какое бы заключение по результатам проверки принято ни было, оно вызовет возражения той или иной стороны. Но деликатность деликатностью, а истина важнее. Союзу поляков сообщили, что в связи с выявленными многочисленными грубыми нарушениями устава есть все основания для вынесения этому общественному объединению письменного предупреждения -- то есть для применения санкций. Но санкций не будет с учетом того, что нарушения “крайне негативно отразятся на обстановке” в СПБ. Поэтому Минюст справедливо ограничился всего лишь предложением “принять исчерпывающие меры по устранению имеющихся нарушений и недопущению их в дальнейшем”.

Съезд, говорилось в сообщении, необходимо провести повторно. До переизбрания руководящих органов СПБ полномочия в соответствии с его уставом сохраняют те органы и должностные лица, которые были избраны на предыдущем съезде.

Вряд ли сотрудники Минюста предполагали, что их вежливое сообщение Союзу поляков станет зажженной спичкой, брошенной в бочку с порохом, и вызовет шумные дебаты, в которые уже в течение последующей недели будут вовлечены министерство иностранных дел, сейм и президент Польши, президенты Германии, Франции и сотни средств массовой информации в разных странах... Анализируешь хронику событий вокруг СПБ, и не покидает ощущение, что они организованы по заранее подготовленному сценарию.

Избранная в качестве нового председателя Союза поляков Беларуси Анжелика Борис посетовала, что на нее “оказывается сильный прессинг со стороны властей”. В чем он выражался? Разумеется, пришлись не по душе проверки запущенной в условиях двоевластия и междоусобиц финансовой деятельности. А еще пани Анжелика сообщила, что “некто” угрожал ей по телефону, требовал чтобы она ушла со своего поста. Свое место работы этот аноним, естественно, не назвал.

Представители стороны, считавшей себя победительницей, вообразили себя этакими запорожцами, вступившими в переписку с турецким султаном, и начали составлять в ответ на сообщение Минюста свой сердитый ответ. Вновь проводить выборы делегатов? Как бы не так! Доверить им решить судьбу СПБ? Ни за что! Письмо Минюста в ответном послании назвали не иначе как “оскорблением национального достоинства и чести поляков”.

Столь гневным, эмоциональным, но, по сути, необоснованным возражением дело не закончилось. Белорусских чиновников начали дружно атаковать не только соратники Анжелики Борис, но и некоторые зарубежные политики.

На здании штаб-квартиры СПБ в Гродно появилась растяжка со словами “Мы не покинем земли, откуда мы родом” (будто бы граждан Беларуси кто-то решил выжить с родной земли...). И словно по команде, по другую сторону границы, в Гданьске, члены польской партии “Гражданская платформа” устроили пикет возле здания белорусского консульства. Там, в Польше, начали требовать от суверенной Беларуси, чтобы она в угоду чьим-то настроениям, поправ свои законы, приняла решение, которое противоречит и уставу, и, более того, законным волеизъявлениям членов одного из белорусских общественных объединений.

В тот же день резко и совершенно неадекватно отреагировала на события в Беларуси и официальная Варшава. Министерство иностранных дел Польши распространило заявление, в котором говорилось: предписание Министерства юстиции Беларуси, данное руководству СПБ, воспринято “с огорчением”, в нем якобы нарушены “общепринятые международные стандарты”.

Словесными выпадами польские дипломаты не ограничились. В ноте сообщаются и вовсе удивительные вещи. Оказывается, “белорусские органы безопасности” “имели цель запугать” новоизбранное руководство СПБ -- и потому направили на него “мощнейшие репрессии”. Под “репрессиями”, как следует из многочисленных комментариев в прессе, почему-то понимались законные, вызванные жалобами проверки финансовой деятельности Союза поляков и анонимный телефонный звонок Анжелике Борис.

Пока в Гродно ломали головы, кто же напугал пани Анжелику по телефону, в Варшаве тем временем, оказывается, с ходу точно определили принадлежность автора того анонимного звонка. Конечно же, он из КГБ -- а откуда же еще ему быть?..

В ноте польского МИДа говорилось также: присутствующие на съезде якобы “однозначно подтверждают, что он состоялся с соблюдением демократических процедур”.

Что касается “однозначного” подтверждения, тут польские дипломаты, мягко выражаясь, погорячились. Будь мнение о демократичности съезда и впрямь однозначным, не было бы международного скандала. И жалоб -- тоже. И двоевластия. И вообще, прежде чем готовить официальный документ, сотрудникам польского внешнеполитического ведомства не мешало бы сначала поинтересоваться мнением не некоторых, а большинства активистов СПБ. В частности, Тадеуша Кручковского, Кшиштофа Знайдзиньского, Константина Тарасевича, Станислава Третьяка, которые, кстати, придерживаются совершенно иной точки зрения.

Получается парадокс: компетентный госорган -- Министерство юстиции Беларуси -- почти два месяца проводил доскональную проверку соблюдения устава СПБ, но, по мнению недовольных, его заключение якобы неправильное. А министерство иностранных дел Польши, которое к белорусскому общественному объединению не имеет ни малейшего отношения, всего за два рабочих дня заочно разобралось во всем -- и теперь диктует свои требования властям суверенного государства, подчеркивая: “Польша не вмешивается во внутренние дела Беларуси”...

Но и заявлением с требованием признать заведомо незаконное решение съезда СПБ дело не ограничилось. Варшава уведомила белорусскую дипломатическую миссию о нежелательности нахождения в Польше советника нашего посольства и объяснила это... все тем же “вмешательством белорусских властей в деятельность Союза поляков Беларуси”.

По мнению белорусских дипломатов, высказывания их польских коллег носят эмоциональный характер и не соответствуют действительности, а перенос ситуации, сложившейся внутри общественного объединения, в формат межгосударственных отношений -- надуманный.

Что же касается заявления о признании нежелательным присутствия советника белорусского посольства в соседней стране, то в соответствии с дипломатическими стандартами в качестве ответного шага белорусский МИД сообщил польскому посольству о том, что его советник Марек Бутько должен в течение месяца также покинуть Беларусь.

Выбор наших властей не случайно пал именно на него. Как пояснили дипломатические источники, Бутько поддерживал контакты с белорусской оппозицией и некоторыми функционерами Союза поляков Беларуси, предпринимал “активные личные действия”, направленные на “дестабилизацию белорусского общества”.

Но дальше -- больше. В ответ на предложение Минюста Беларуси провести выборы руководства СПБ в соответствии с его уставом польский МИД подготовил список белорусских чиновников, которым будет запрещен въезд в Польшу. А в ответ на требование к польскому дипломату покинуть Беларусь, было заявлено о выдворении из Польши еще одного советника белорусской дипломатической миссии.

Более того, сейм Польши одобрил проект, предложенный партией “Гражданская платформа”, о запрете въезда на территорию Польши членов семьи Александра Лукашенко, белорусских государственных чиновников, судей и “всех причастных к преследованию Союза поляков Беларуси”, а также о запрете участия белорусских спортсменов в международных спортивных соревнованиях.

В тот же день польский политик, бывший министр иностранных дел Польши, а ныне депутат Европарламента профессор Бронислав Геремек, комментируя причину дипломатического скандала, внес некоторую ясность в эти более чем странные действия польских властей. Журналисту из радио “Полония” удалось разговорить Геремека -- он разоткровенничался и раскрыл карты, сказав: “Проблема Беларуси не только в диктатуре, но и в том, что со стороны самого белорусского общества существует согласие на такой режим”.

Высказывание этого депутата Европарламента как нельзя более явственно проливает свет на польско-белорусский конфликт. Под “белорусским обществом” он, надо полагать, понимает белорусов, русских, украинцев, поляков, евреев и представителей других народов многонациональной, но не имеющей межэтнических противоречий Беларуси. Бронислава Геремека, как видим, не устраивает волеизъявление “белорусского общества” на референдумах и выборах. И он хочет, чтобы поляки -- один из народов, составляющих это, как он выразился, “общество”, выступили в качестве политического противовеса по отношению к тем, кого устраивает существующая власть.

Но, господа, полноте! Вы так заговорились, что меж слов уже чуть ли не конкретные фамилии слышатся лиц, которые бы вам очень даже пришлись по душе в качестве лидеров Беларуси. Быть может, вам чудится, что на нашей территории уже действует конституция Польши? Да нет, поверьте! И большинство поляков -- граждан Беларуси этого не допустят.

Словом, маски сорваны, и становится очевидным, что те самые силы, которые были заинтересованы в распаде сначала Варшавского Договора, а затем и Советского Союза, принялись теперь разваливать Беларусь. Причем достаточно кондово, с использованием, прямо скажем, старого приема: пустив в ход национальную карту. Вспомнили о том, что в Беларуси, в отличие от России, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, нет межнациональных конфликтов. Вот и решили раздуть хоть один...

Остыньте, господа, не тужьтесь очень уж старательно по команде из-за океана, дабы от перенапряжения не оконфузиться. В Беларуси эти номера давно не проходят.




Рейтинг Лукашенко уронили Скорина и Машеров?

10.06.2005. Белорусские новости

Александр Зайцев

 Рейтинг президента Беларуси Александра Лукашенко падает, но не настолько, чтобы это можно было назвать очень хорошей новостью для его оппонентов. На следующих выборах главы государства за кандидатуру действующего президента готовы отдать свой голос 41,7% белорусов. Таковы результаты общенационального социологического опроса, проведенного в мае. Результаты исследования были обнародованы 8 июня на брифинге в посольстве Литвы в Минске. Опрос проводился независимыми белорусскими социологами при содействии Фонда Понтис (Братислава, Словакия) и общественного объединения "Независимый институт социально-экономических и политических исследований" (НИСЭПИ). Последний, напомним, был закрыт белорусскими властями 15 апреля этого года и зарегистрирован в Литве.

С ноября прошлого года рейтинг Александра Лукашенко снизился на 6%, причем наибольшее падение было отмечено этой весной. Если в ноябре 2004 года за Лукашенко готовы были проголосовать 47,7% избирателей, а в марте 2005 года на один процент меньше — 46,7%, то сейчас — лишь 41,7%. То есть можно сказать, что политическая весна белорусским президентом была провалена.

Не исключено, что на падении рейтинга главы государства сказалось вызвавшее серьезное недовольство в обществе решение о переименовании двух главных проспектов Минска, ставшее для многих неприятным подарком к 60-летию Победы. К тому же весной существенно увеличилось внешнее давление на Беларусь со стороны Запада и особенно Соединенных Штатов, что в свою очередь позволило белорусской оппозиции активизировать свою деятельность.

Впрочем, на рейтингах демократических лидеров это отразилось не очень заметно — популярность оппозиционных политиков в народе растет гораздо медленнее, чем падает рейтинг президента.

Например, наибольшую популярность среди оппозиционных лидеров, согласно данным опроса, у населения имеют Анатолий Лебедько и Валерий Фролов — за них готовы голосовать по 2% избирателей. В марте этого года рейтинг и Лебедько, и Фролова был чуть меньше — 1,4%.

Следом за лидером ОГП и генералом идет осужденный недавно на два года "химии" один из лидеров социал-демократического движения Николай Статкевич — 1,6%. Остальные представители не набрали и одного процента: Александр Козулин — 0,9%, Сергей Калякин и Александр Милинкевич — по 0,8%, Александр Войтович — 0,5%.

Впрочем, по мнению социологов, если демократическим силам удастся выбрать такого единого кандидата, на которого будет работать вся объединенная команда, то это позволит увеличить рейтинг оппонента Лукашенко не менее чем до 30 процентов, ведь 37,6% опрошенных считают, что в Беларуси есть политик, способный управлять страной лучше, чем Лукашенко. Но и количество придерживающихся обратного мнения также достаточно велико — 35,9%.

В то же время, согласно данным опроса, 16,6% участников исследований считают, что следующие президентские выборы определенно не будут свободными и справедливыми, еще 23,9% допускают такой вариант как вероятный, 25,9% не сомневаются в честности избирательной кампании, вероятным "честный" вариант назвали 23,2%.

Кстати, по данным опроса, количество граждан, считающих итоги парламентских выборов и референдума 2004 года "не соответствующими реальным результатам", увеличилось и сравнялось с количеством тех, кто считает официальные результаты этих кампаний реальными, — по 38% в каждой категории. Для сравнения: по данным на конец 2004 года, итоги выборов и референдума признавали 48,5% респондентов, не признавали — 35,2%.

У оппонентов действующего президента сложилось однозначное мнение, что и результаты выборов 2006 года также будут сфальсифицированы в пользу Александра Лукашенко и что единственным способом добиться справедливости может стать массовая акция протеста вроде "оранжевой" революции в Украине. Однако белорусы для этого еще не созрели.

Авторы опроса отмечают, что в обществе существует весьма значительный протестный потенциал, но большая часть населения пока предпочитает традиционные формы отстаивания своих интересов. Так, готовы прийти на избирательные участки и проголосовать 85,7% опрошенных, а вот принять участие в демонстрации протеста способны лишь 18,1%.




Сергей Караганов займется Беларусью вплотную

12.06.2005. БДГ

Янина Болонская

В прошлом номере «БДГ» рассказала о создании общественной российско-белорусской правозащитной комиссии Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. С ее помощью у белорусских правозащитников может появиться трибуна в России, с которой услышат их точку зрения, альтернативную официальному Минску. Сопредседатель комиссии с российской стороны председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей КАРАГАНОВ поделился своим видением необходимости создания комиссии.

— Как заявлялось, главная задача общественной структуры — мониторинг и защита прав российских и белорусских граждан. С ведением мониторинга особых проблем не возникнет. Но как будут защищаться права граждан?

— На нынешнем этапе созданием комиссии занимаются несколько десятков человек: люди общаются, обмениваются информацией. Хочу заметить, что в состав комиссии как с белорусской, так и с российской стороны входит большое количество выдающихся людей, с которыми просто приятно общаться и работать. Мы будем выявлять нарушения и сообщать о них посредством обращения в органы государственной власти, суды, а также в прессу.

— А нуждаются ли российские власти в такого рода помощи и будут ли они расположены выполнять ваши просьбы?

— К чиновникам мы планируем обращаться в редких, крайних случаях. В основном работа комиссии должна осуществляться через российскую и международную прессу. Думаю, что контакты наладятся. Хочется верить и в помощь белорусской официальной прессы, но это уже явно зависит не только от нас.

— Комиссия Совета при президенте Российской Федерации, как я понимаю, не могла создаваться без ведома самого президента Путина.

— Я не советовался с Владимиром Владимировичем. Мне достаточно своего собственного желания и мнения, чтобы работать над подобной идеей.

— Можно ли считать создание комиссии новым этапом в диалоге между российскими властями и белорусским третьим сектором?

— Этот диалог идет, но его нельзя назвать простым, поэтому рассчитывать на манну небесную, которая вдруг непонятно откуда возьмется, не приходится. И не сможем мы вдруг резко начать со всеми общаться, причем так, чтобы нас еще и внимательно слушали. Тем не менее заинтересованных в работе хватает как с белорусской, так и с российской стороны.

— Как вы оцениваете состояние в области прав человека в России, Беларуси и странах Евросоюза?

— В Беларуси состояние ужасающее, в России — неудовлетворительное, в большинстве стран ЕС — удовлетворительное, а в некоторых случаях даже хорошее.

— Я неслучайно заговорила о странах Евросоюза. Недавно в Государственной думе Российской Федерации была создана параллельная комиссия, призванная заниматься соблюдением прав человека за рубежом.

— Как я понимаю, это будет не комиссия, а международный правозащитный центр, в рамках которого, в частности, будет действовать думская комиссия. Стоит отметить, что сам Совет при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также уполномоченный по правам человека занимаются преимущественно делами россиян, но мы считаем, что защита прав россиян не может существовать без защиты их прав за границей. Эту концепцию мы приняли, слава богу, чуть ли не тридцать лет назад и прекрасно знаем, что если по ком-то и звонит колокол, то он звонит по нам. И сейчас мы не имеем права закрывать глаза на эту истину.

— Ситуация с правами человека в Беларуси обсуждалась в международных организациях и на правительственном уровне в странах ЕС и США. Резолюции по этому поводу принимала и Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций. Однако Россия старалась либо отстаивать позицию белорусских властей, либо скромно отмалчиваться. Сейчас ситуация изменилась?

— Кто-то в России предпочитает воздерживаться от комментариев, но есть и такие, кто к этой группе не относится. К примеру, во время вашего последнего референдума часть «официальных» россиян открыто заявила, что происходящее — безобразие, а некоторые восприняли инициативу Лукашенко как должное. В России пока еще осталось место для альтернативного мнения.

— Члены комиссии поставили перед собой задачу информировать российское общество о проблемах Беларуси. Вы считаете, что в век информационных технологий люди жалуются на недостаток информации?

— К сожалению, да. В последнее время все знания и о хорошем, и о плохом в Беларуси в российских СМИ превращаются в черную дыру. Я считаю, что это неправильно, ведь мы — союзное государство, исторически близки друг к другу и должны по крайней мере знать, чем живут соседи, и прорубать информационный вакуум. Даже ваш президент в последнее время стал нечасто появляться на экранах российских телеканалов. О президентах других стран постсоветского пространства говорят намного больше, чем о Лукашенко. А о Беларуси, в общем-то, ничего и не слышно. Появление кого-либо из известных белорусских деятелей на российских официальных приемах не является показателем. Заинтересованным же лицам для получения информации приходится пользоваться белорусскими интернет-сайтами.

— Связано ли это с проведением «цветных» революций в соседних странах?

— Думаю, нет. Тенденция наблюдается давно. В середине 90-х нам казалось, что ситуация не столь запущена и можно что-то изменить. Чем бледнее надежда, тем меньше информации.

Причиной стало, во-первых, некоторое разочарование в перспективах Беларуси вообще. Грубо говоря, это уже стало неинтересно. А во-вторых, это — отголоски политики на сокращение российских собкоров в Беларуси и одновременно запугивания белорусских граждан, дабы они отказывались предоставлять любую информацию, кроме официальной. В этой связи напрашивается сравнение с советским режимом, когда для собственной безопасности большинство закрывало рты на замки.

— И сейчас российские власти, оберегая себя, действуют по принципу «не буди лихо, пока оно тихо»?

— Это самая поганая пословица в нашем общем языке, однако очень часто ее берут на вооружение.

— Может ли настать момент, когда россияне вообще закроют глаза на Беларусь?

— Теоретически такое возможно, но будет означать лишь то, что россияне совсем потеряли совесть.

— По мнению спецдокладчика Комиссии ООН по правам человека Адриана Северина, «пришло время провести большую международную конференцию по ситуации с правами человека в Беларуси, поскольку это уже не только внутренняя, местная, проблема, но и международная». Насколько реально проведение такого мероприятия?

— Подобные встречи проводились и будут проводиться дальше. Хотя к крупным международным конференциям я отношусь скептически, считая их нецелесообразной тратой денег. На эти деньги лучше провести пять небольших мероприятий, чем одно, но пафосное.

— Как отразится на работе комиссии тот факт, что в 2006 году в Беларуси пройдут президентские выборы?

— Я надеюсь, что выборы пройдут честно, итоги референдума учтены не будут, Беларусь пойдет по пути организации демократии, а нам никто не будет мешать работать. И еще раз повторюсь, что мы занимаемся не только и не столько политикой, сколько контролем за соблюдением прав российских и белорусских граждан.

— Насколько оптимистично вы смотрите на эту инициативу?

— Я не могу быть оптимистом в такой нелегкой ситуации, но и не занимаюсь делами, которые считаю бессмысленными.




Правозащитный альянс против Союза?

Владислав Лосев (Минск)

Хотя до выборов президента Белоруссии еще больше года, но предвыборная кампания со стороны оппозиции ведется уже полным ходом. Точнее против белорусского президента ведется полномасштабная политическая война, наподобие той, что велась в отношении Югославии накануне НАТОвской агрессии. Направленность этой кампании более чем очевидна – абсолютная демонизация Александра Лукашенко и как главы белорусского государства, и как личности. Это методика в свое время оказалась результативной в отношении вначале  Милошевича, а затем Хусейна и позволила США добиться своих геополитических целей на Балканах и на Ближнем Востоке.

После Югославии и Ирака политические «преобразования» в пользу США и в целом Запада стали распространяться уже  на территорию СНГ, то есть непосредственно на зону жизненно важных интересов Российской Федерации. Практически Россию уже стали теснить на ее собственной исторической территории. Конечно, говорить о том, что Россию окончательно «ушли» из Грузии,  Молдавии или Украины (Малой России !) было бы пожалуй неправильно, ведь история все же не заканчивается сегодня. Но то, что российское государство оказалось сильно ущемленным в своих стратегических интересах  – это бесспорный факт.

Кстати одной из главных причин неудач на Украине  в значительной степени является присущее нынешней российской элите историческое беспамятство (бездарно отдан Киев – мать городов русских) и беззубое примиренчество (на грани пораженчества) в отношении антироссийских элит новоиспеченных  государств СНГ и Прибалтики.

Отсутствие элементарной политической воли у российской элиты делает великую державу посмешищем в глазах  окружающих ее политических карликов вроде современных Грузии и Молдавии.

 Дошло до откровенного абсурда, если не до позора. Когда вслед за Саакашвили уже Воронин требует ухода российских войск с тех территорий, которые они «оккупировали в течение двухсот лет». Но если вывод российских баз из Грузии еще можно объяснить хоть какой-то (впрочем, весьма сомнительной) политической целесообразностью, то нежелание российского руководства взять под свою опеку (протекторат) Приднестровье ввиду недовольства со стороны Евросоюза и США, а уж тем более возможный вывод оттуда российских миротворцев  (а именно этого добивается Украина и Молдавия) является ничем иным, а попранием исторических интересов России и русского народа.

После краха Советского Союза прошло уже почти полтора десятка лет, а российскую политику по прежнему определяют люди не способные избавиться от постсоветской боязни потерять мнимое благорасположение  (в большинстве своем антироссийски настроенных)  лидеров стран СНГ.

А ведь у современной России имеются очень серьезные  рычаги воздействия на всех этих «саакашвили» и «ворониных». Это миллионные диаспоры грузин, молдаван и прочих представителей народов СНГ. Эти люди в большинстве своем неплохо обосновались в Российской Федерации и видимо пришло время доказать им свою лояльность и право жить в России прямым содействием (деньгами, политической и общественной активностью  т.д.) формированию пояса добрососедства вокруг российских границ.

Не может считаться нормальным такое положение, когда многочисленные выходы из Грузии, Молдавии и Украины (граждане и неграждане РФ) устраивают свою личную жизнь за счет России, а в то же время Саакашвили, Воронин и Ющенко проводят жесткую недружественную политику в отношении Российской Федерации и ее единственного союзника и партнера по Союзному государству – Белоруссии.  При этом, конечно, речь  идет не о какой-то дискриминации выходцев из этих стран СНГ, а о том, что  эти люди, проживая, а во многих случаях и обогащаясь за счет России, должны влиять на правительства своих государств в положительном ключе не только для российско-грузинских, российско-молдавских или российско-украинских отношений, но и на их позицию относительно Белоруссии.

Официальные Тбилиси, Кишинев и Киев уже открыто заявили, что намерены совместно с США и ЕС экспортировать в Белоруссию «цветную» революцию, т.е. антироссийский государственный переворот. И поэтому сейчас как никогда необходимо дать понять (по крайней мере, ближайшим соседям), что Союзное государство – это не фикция на бумаге, а реальный проект возрождения великой державы.

И поэтому любые недружественные, а тем более враждебные действия в отношении одного из союзных партнеров должны восприниматься таковыми и другим участником Договора о создании Союзного государства. Собственно говоря, это азы союзнических отношений и поэтому не понятно, почему до сих пор им не следовали на практике в белорусско-российских отношениях.

Никакие проблемы внутрисоюзных отношений, поиски оптимальных моделей союзного экономического пространства и политического устройства общего государства не должны влиять на решение вопросов обеспечения союзной обороны, безопасности и внешней политики. Ведь даже минимальные совместные действия по защите внешних интересов Союзного государства приводят в трепет противников России.

Пример тому недавнее решение (начало июня 2005 года) МИДа Белоруссии о введении в рамках Союзного государства визового режима с Грузией. Эти действия белорусской стороны вызвали буквально истеричную реакцию со стороны Тбилиси.

Это и понятно, т.к. в этом случае, с одной стороны, значительно затрудняется несанкционированное проникновение  граждан Грузии в Российскую Федерацию через территорию Белоруссии, а с другой, под контроль белорусских властей попадают связи оппозиции с грузинской «Кмарой» и прочими «революционными» организациями из этой кавказской республики.

Но для того, чтобы Союзное государство стало реальным геополитическим целым необходимо стремление к этому и большинства российской политической элиты. А вот в этом наблюдается полный разнобой. Складывается впечатление, что некоторые заметные представители российского политического класса никак не возьмут в толк всю важность для будущего России белорусско-российского Союзного государства.

Конечно, против Союза как такового в Российской Федерации никто практически не выступает, но при этом противодействие развитию союзных отношений ведется под видом неприятия «диктатуры Лукашенко».

Вот характерный пример. 1 июня 2005 года в Москве была создана Общественная российско-белорусская правозащитная комиссия Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Казалось бы благое дело. Ведь с правами человека и в Российской Федерации, и в Белоруссии еще немало проблем. И решать их совместно в рамках Союзного государства было бы предпочтительнее. Тем более, что союзные договоренности предполагают введение института уполномоченного по правам человека Союзного государства.

Не является секретом, что в настоящее время в Белоруссии пока еще маловато партийной демократии, но ведь и  сколько-либо дееспособных партий в республике также практически нет. Вместо них действуют небольшие амбициозные политические группировки, большинство из которых финансируются западными фондами и государствами, а деятельность их носит помимо антипрезидентского и антироссийский характер.

Несомненно, Белоруссия нуждается  в дальнейшем развитии демократических институтов. Но реально это возможно, в первую очередь, через развитие союзного парламентаризма и общесоюзного партийного строительства. До сих пор,  в Белоруссии никак не представлены крупнейшие российские политические партии, в отличие от оппозиционных белорусских, которые имеют свои представительства в Брюсселе, Варшаве и других западных столицах.

Но вернемся к упомянутой правозащитной комиссии. С российской стороны в нее вошли в основном вполне представительные люди. Такие как Сергей Караганов (сопредседатель), Элла Памфилова, Владимир Познер, Николай Сванидзе и некоторые другие. А вот Республика Беларусь в новоявленной правозащитной структуре, за единичным исключением (политолог Андрей Суздальцев), представлена  большими, мягко говоря, нелюбителями России.

Это шеф-редактор главной в Белоруссии антироссийской газеты «Народная воля» Светлана Калинкина, а также руководители и функционеры таких антироссийских  организаций как Белорусский Хельсинкский комитет (Татьяна Протько – председатель и ее заместитель Гарри Погоняйло) и правозащитный центр «Вясна» (Татьяна Ревяко – координатор программ). Стоит заметить, что БХК, «Вясна» и «Народная воля» неоднократно выказывали сочувствие «борьбе чеченских повстанцев против российского империализма»

Персональный состав «правозащитной комиссии» позволяет судить о целях и методах деятельности данной структуры. В первую очередь, это формирование отрицательного облика Белоруссии и соответственно ее руководства в глазах российского общественного мнения. Союзница России будет представляться как некая «сатрапия», где царит беспредельный произвол властей и безмерная покорность населения.

По всей видимости, российские участники «правозащитной комиссии», используя свое положение в СМИ, будут транслировать на российскую  аудиторию  весь тот негатив о Белоруссии, который уже в течение многих лет передается на запад с помощью информационных структур США, ЕС и НАТО.

Россиян, посредством отрицательного образа Лукашенко, постараются заставить не доверять Белоруссии. А раз доверия не будет, то и Союз можно будет постепенно «спустить на тормозах».




Что-то настораживает в сообщениях об успехах в экономике РБ

06 - 13 июня 2005. Белорусский рынок

Ирина Крылович

Несмотря на кажущиеся успехи в экономике, правительство испытывает некоторые опасения по поводу выполнения отдельных показателей в текущем году и торопится исправить ситуацию к середине года, чтобы не получить очередную выволочку во время полугодового отчета президенту.

"С одной стороны, экономическая ситуация вроде бы выглядит неплохо, с другой стороны — настороженность вызывают финансовое положение некоторых предприятий, их убыточность и недостаточный уровень снижения затрат на производство. Эти позиции контролируют глава государства и правительство, поэтому все органы госуправления должны сконцентрироваться на выполнении основных параметров социально-экономического развития", — заявил министр экономики Николай Зайченко на заседании Совета министров 31 мая, которое было посвящено итогам работы экономики в январе — апреле текущего года.

Одна сторона, с которой экономика выглядит неплохо, — это рост ВВП за четыре месяца 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 9,5% (при прогнозе на первое полугодие — 7,5%), рост объемов промышленного производства на 11,2%, объемов внешней торговли товарами и услугами на 20,4%, темпы среднемесячной инфляции на уровне 0,8%. Реальные денежные доходы населения увеличились за январь — март на 14,5% при годовом прогнозе 13-14%, среднемесячная зарплата работников в целом по стране за апрель составила 204,6 USD. "При этом уже с марта мы идем с некоторым превышением доведенных помесячных заданий по темпам роста заработной платы", — сказал Н. Зайченко.

На первый взгляд, не так уж плохо обстоят дела со снижением количества убыточных предприятий. Н. Зайченко отметил, что в стране в январе — марте 2005 г. удельный вес убыточных предприятий снизился до 26,9% против 41,1% в январе — марте 2004 г., а в промышленности — с 45,2 до 34,5%.

Но, оказывается, этого катастрофически мало. Ведь президент поставил задачу сократить количество убыточных предприятий за год аж на 75%!

Выполнять поставленную задачу правительство намерено за счет господдержки малых и средних предприятий. По словам Н. Зайченко, за январь — март чистый убыток получили 767 промышленных предприятий, причем 70% из них — это организации с численностью работающих до 300 человек. Он отметил, что по итогам I квартала рентабельность продукции на малых и средних предприятиях колеблется от 6 до 20%, что ниже, чем в целом по промышленности (17,1%). Поэтому, по словам Н. Зайченко, в правительство внесен подготовленный Минэкономики проект указа о реструктуризации задолженности небольших предприятий и иных мерах по их финансовому оздоровлению.

В то же время, как отметил министр, доля предприятий с небольшим количеством работающих в общем объеме производства составляет немногим более 10%. Но они также оказывают влияние на работу экономики в целом.

Что же касается 115 валообразующих предприятий, то, несмотря на достаточно высокий уровень рентабельности (24,4%) в целом по этой группе, более четверти их также убыточны — 33 предприятия. Но готовить очередной указ об их оздоровлении правительство, вероятно, уже просто стесняется.

Еще один показатель, по которому постоянно не удается достичь запланированного уровня, — снижение затрат. Н. Зайченко отметил, что предпринимаемые меры по сокращению затрат на производство промышленной продукции пока не дают существенных результатов. Так, за январь — март 2005 г. затраты выросли на 1,7% в расчете на 1.000 BYR произведенной продукции. По его словам, добились снижения затрат только предприятия Минпрома — на 0,5%, Минстройархитектуры — на 0,4%, "Белнефтехима" — на 2,5% и "Белбиофарма" — на 0,9%.

После этих данных волнение правительства становится все более понятным. Очевидно, что при отсутствии снижения затрат на производстве, которые в том числе определяются и необходимостью постоянно повышать заработную плату, выполнить президентское задание по сокращению убыточных предприятий будет непросто. Особенно с учетом вялости инвестиционных процессов.

По данным Н. Зайченко, за апрель текущего года объем инвестиций в основной капитал сократился на 3 процентных пункта — до 18,9%. "Основными причинами этого снижения явилось то, что инновационные фонды были не в полной мере задействованы как инвестиционные ресурсы. По нашей оценке, здесь мы потеряли порядка 1,5%. Но сейчас уже приняты необходимые решения, и мы рассчитываем на интенсификацию использования этого ресурса", — сообщил министр экономики.

По словам министра, хотя инвестиции в основной капитал в целом увеличены за четыре месяца нынешнего года на 18,9% при годовом прогнозе 15,5-17,5%, "большинство не выходят на уровень годовых заданий". Среди них, по словам Зайченко, и "определяющая инвестиционная составляющая" — концерн "Белнефтехим", на который приходится 30% общего объема осваиваемых инвестиций.

При этом, по его словам, в рамках реализации Государственной инвестиционной программы госзаказчиками также не в полной мере осваиваются запланированные объемы ресурсов: уровень освоения инвестиций составил 78,6%. А ведь в программе предусмотрены дополнительные ресурсы на ее реализацию в размере 145 млрд. BYR.

Нехватка средств между тем не позволяет предприятиям целиком уйти от неденежных схем расчетов. По словам Н. Зайченко, в январе — марте 2005 г. уровень использования неденежных расчетов составил в целом 12,1% к оплаченной выручке против 16% в январе — марте 2004 г. "Вместе с тем возрос уровень неденежных расчетов в группе крупных предприятий отдельных отраслей. Например, у Минстройархитектуры, концернов "Белгоспищепром" и "Беллегпром" — самый высокий уровень — 40,2%", — сообщил Н. Зайченко.

Премьер-министр Сергей Сидорский на заседании заявил, что реальные результаты по снижению убыточности предприятий, ликвидации неденежных схем расчетов и повышению инвестиционной активности должны быть достигнуты по итогам первого полугодия."Необходимо наметить и принять ряд мер, которые дадут конкретный результат развития экономики страны", — сказал С. Сидорский.

Интересно, чем же правительство занималось до этого заседания?




Территория казны

07.06.2005. БДГ

Тихон Клишевич

Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность стала реальностью.

Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность, являвшаяся со времен военного коммунизма Владимира Ленина и до перестройки, объявленной в 1985 году первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым, одним из основополагающих камней советской экономической системы, возвращается в Беларусь. Нынешние власти страны целенаправленно и последовательно концентрируют в своих руках рычаги управления и механизмы получения валюты от поставок за рубеж главных экспортных товаров и контроля над ответными импортными потоками.

Состоявшееся на прошлой неделе назначение генеральным директором ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) (создано в апреле этого года с целью монопольного продвижения белорусского калия на зарубежные рынки) Владимира Николаенко — одна из составляющих новой экономической политики белорусских властей. «Все контракты в этом году на поставку сырья должны быть заключены от имени Белорусской калийной компании, «Беларуськалия», и все деньги должны остаться в нашей стране», — заявил А.Лукашенко, представляя руководителя БКК. По подсчетам президента, внедряемая схема сбыта удобрений только в этом году должна «дополнительно принести для страны 100 млн долларов».

Еще больших дивидендов, исходя из доли в общей структуре зарубежных поставок, ожидают власти от монополизации экспорта нефтепродуктов. Планируется, что о создании единого оператора в этом сегменте будет объявлено к концу июля.

Но и это не все. В единый экспортный кулак предлагается сплотить все мало-мальски важные предприятия, производящие ликвидную и востребованную на внешних рынках продукцию. В первую очередь речь идет о флагманах машиностроения (МАЗ, БелАЗ, МТЗ), металлургии (БМЗ), нефтехимии («Полимир», «Азот», могилевское, гродненское и светлогорское предприятия «Химволокно»).

По нашей информации, следующими за «Беларуськалием» и белорусскими нефтедобывающими и перерабатывающими предприятиями, которые уже лишены права самостоятельно распоряжаться своей самой ликвидной продукцией, могут стать машиностроительные заводы.

У Минского тракторного завода частичные ограничения на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность действуют с мая 2003 года. Тогда по инициативе бывшего президентского завхоза Галины Журавковой завод «переуступил» сбыт своих тракторов в России одной из дочерних компаний Управления делами президента — «Белвнешторгинвесту». Правда, по причине известных событий вокруг УДП в 2004 году «Белвнешторгинвест» фактически утратил влияние на МТЗ. Заводчане, воспользовавшись полученной передышкой, на некоторое время вышли из-под назойливого и дорого обходящегося посредничества УДП. Но думается, что в свете нынешних тенденций МТЗ будет вынужден уже не просто делиться, но передать какой-нибудь «Белорусской тракторной компании» все свои контракты не только в России, но и в дальнем зарубежье.

МАЗ и БелАЗ с их высоким стабильным экспортным потенциалом — также первоочередные претенденты на то, чтобы государство озаботилось их зарубежными контактами. По нашей информации, подтвержденной на самих предприятиях, в настоящее время на МАЗе и БелАЗе проходят внеплановые комплексные проверки. Верховодит сонмом проверяющих всех мастей непосредственно Совет безопасности. Упор в ходе проверок сделан именно на анализе внешнеэкономической деятельности заводов — структуре экспорта-импорта, фирмах-партнерах, активах заводов за рубежом, их сервисной и товаропроводящей сетях и т.п. Идеологическая основа мероприятий на этих производствах выглядит следующим образом: выполнение поручений президента Беларуси по оптимизации внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования.

Реальная идеологическая, политическая и собственно экономическая подоплека этого теперь уже четко определившегося курса властей на монополизацию внешнеэкономической деятельности лежит в желании высшего руководства страны установить тотальный контроль за каждым центом, который можно заработать за границей и положить в казну.

С открытия в конце 1980-х годов прошлого века Михаилом Горбачевым внешнего занавеса, когда производители получили возможность сами продавать свою продукцию, Беларусь прошла несколько этапов. Сначала был анархический период, когда, пользуясь всеобщей вольницей, тот же калий продавали все, даже колхозы и райсельхозтехники.

Затем, в конце правления Вячеслава Кебича и первого конституционного срока А.Лукашенко, пришел авантюристско-романтический период, когда сколачивались капиталы нынешних сильных мира сего. В это время тон задавали люди всех национальностей, готовые и способные рисковать, и Беларусь здесь не была исключением. Кто только не отметился в этот период в нашей стране! Власть, в большинстве своем от сохи и автомата, в это время не отягощенная большими знаниями экономических процессов, использовала этот период для своего обучения.

Выучившись, новая белорусская элита оказалась неблагодарной по отношению к своим «учителям». Под самыми разными предлогами последние подверглись жесткому остракизму, а на смену пришлым авантюристам и романтикам с большой дороги пришли местные клановые чиновничье-экономические элиты. С середины 1990-х годов практически все более-менее привлекательные предприятия и отрасли, в первую очередь с «внешней» направленностью, попали под их контроль. Мирное сосуществование элит периодически сопровождалось вторжениями на откупную территорию других заинтересованных групп. Верх брал тот, кто в данный момент выражал большую степень личной преданности самому главному вождю. Так, в конце 1990-х годов был вынужден свернуть свою деятельность в Беларуси глава одного из самых мощных кланов Иван Титенков. Билет до Москвы, поговаривают, стоил ему даже не миллионы долларов — миллиарды.

В конце 2004 года и этот период закончился. Арест Журавковой, почетная отставка Латыпова, третирование потенциальных учредителей новых групп влияния Сидорского и Семашко привели к тому, что де-факто в стране к настоящему времени действует монополия только одной группы — Лукашенко и самых приближенных к нему лиц. Монополизация внешней торговли — это не только перестраховка с целью не допустить образования новых конкурентных групп, но и внедрение нового алгоритма существования нынешней власти: все источники, ресурсы должны быть аккумулированы в одном центре, откуда они будут распределяться в соответствии с принципом «каждому по труду». А этот труд состоит лишь в одном — помочь удержаться у власти нынешнему режиму.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ