Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №166(01.04.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Русская диаспора в Прибалтике



Дубинками и слезоточивым газом по защитникам «Бронзового солдата».

В ходе решающего 3-го чтения законопроекта 1000SE о запрещенных сооружениях в Рийгикогу произошло позорное событие: русскоязычные депутаты Татьяна Муравьева и Сергей Иванов, не участвуя в голосовании, решили судьбу законопроекта о запрещенных сооружениях, что позволило эстонским властям надругаться над памятью миллионов павших борцов с нацизмом. Очевидно, они не могли предположить, что произойдёт 25.03.07 у подножья постамента..

 26.03.07, http://www.russkie.org

Фото: Памятник Воину-освободителю в Таллине.В воскресенье, 25 марта, у памятника Воину-освободителю на площади Тынисмяги в Таллине произошли события, в результате которых эстонская полиция дважды применила насильственные действия против защитников монумента.

Вначале около 13.00 группа эстонских националистов попыталась возложить к памятнику венок из колючей проволоки с надписью «Убийце эстонского народа». Присутствовавшие возле памятника активисты из общественной организации «Ночной Дозор» с несколькими десятками сторонников монумента преградили националистам путь и попытались отобрать у них венок. В результате потасовки по крайней мере один из участников «Ночного дозора» был задержан полицией, которая, между тем, сообщает о двух задержанных по статье 263, в которой идет речь о тяжком нарушении общественного порядка.

В ходе потасовки полиция применяла резиновые дубинки для разгона защитников памятника. Вскоре в дело вмешался специальный отряд полиции для борьбы с уличными беспорядками, которые разделили противоборствующие стороны.

Полицейские очистили провокаторам путь к памятнику, и они сумели кинуть венок к «Бронзовому Солдату», но он сразу же был убран защитниками монумента. При этом полицейские топтались по цветам и отпугивали людей собаками.

Как сообщает сайт "Русское информационное поле", провокация прошла с разрешения полицейских, а, следовательно, была санкционирована на государственном уровне. После того как националисты удалились, участники «Ночного Дозора» собрали затоптанные цветы и провели уборку территории возле памятника.

Но на этом события у памятника не закончились. Около четырех часов дня, полицейские, которые ранее беспрепятственно дали провокаторам-националистам положить венок к «Бронзовому солдату», использовали слезоточивый газ против граждан России, пришедших к монументу с транспарантом «Руки прочь от Воина-Освободителя!». При этом большинство пострадавших - женщины.

«Полицейские подбежали и начали его (транспарант, - ред) сворачивать. В завязавшейся потасовке один из полицейских выхватил балончик со слезоточивым газом и стал брызгать вокруг. В числе пострадавших от газа две пожилые женщины. Парня скрутили и увезли. Представители «Ночного Дозора» подали заявление в полицию на противоправные действия полиции», - заявили по этому поводу в «Ночном Дозоре».

Как сообщила DELFI.EE пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Юлия Гаранжа, полиция не располагала сведениями о каком-либо мероприятии, и данная акция была расценена как публичное волеизъявление. Поэтому дежуривший возле памятника наряд полиции попытался убрать баннер, который, как утверждается, никто не признавал своим. По официальной версии, полиции было оказано физическое сопротивление, на что со стороны работника правопорядка был применен слезоточивый газ. Несколько человек пострадало, была вызвана скорая помощь.

Однако в «Ночном Дозоре» утверждают, что ситуация развивалась иначе: транспарант отдавать не хотели, между полицией и митингующими состоялось некое «перетягивание каната», в результате чего полицейские применили газ.




Поражение русских партий было вполне закономерным

Партии, представляющие преимущественно русскоязычное население Эстонии, набрав всего 1,2 процента голосов от общего числа избирателей, не смогли преодолеть 5-процентный порог и не прошли в Рийгикогу.

20.03.2007 http://www.veneportaal.ee

Ксения Репсон, Postimees

В парламентских выборах в Эстонии участвовали две русскоязычные партии — Конституционная партия (КП) и Русская партия Эстонии (РПЭ). При общем росте активности электората, ни одной из них не удалось набрать 5 % голосов, необходимых для прохождения в Рийгикогу. РПЭ набрали 1084 голоса (0,2 % от общего числа голосов), а КП — 5462 (1 %).

Как сообщил председатель КП Андрей Заренков, результаты выборов не стали для него неожиданными: «Партия и до этого не была представлена в Рийгикогу, она молодая и только становится на ноги».

По его словам, одним из уроков выборов для КП стало то, что в следующий раз надо будет донести до электората платформу партии четче и яснее.

Возможно объединение

По словам Заренкова, реформисты и центристы были ближе к своим избирателям, и на муниципальных выборах КП надо брать с них пример, так как представленность партии в местных самоуправлениях дает мощную поддержку на парламентских выборах.

Заренков не исключил в будущем объединения русских партий и добавил, что политические «фокусы», которые показывали Партия зеленых и чуть раньше Res Publica, среди русскоязычного населения больше не пройдут.

Председатель Русской партии Эстонии Станислав Черепанов во время выборов находился в Москве, поэтому комментарий РПЭ мы получили от члена правления Александра Беланова. По его словам, учитывая количество русско-язычных граждан Эстонии и их избирательную активность, русские партии могут рассчитывать максимум на 3-4 места в парламенте.

«Это не даст перевеса при принятии законопроектов по национальным вопросам, поэтому отстоять интересы русскоязычного нацменьшинства в Эстонии можно только путем создания русской культурной автономии», — отметил Беланов.

По его словам, культурная автономия станет легитимным субъектом для взаимоотношений с Эстонией, Европой и Россией. Кроме того, он отметил, что русские партии не имеют таких бюджетных возможностей для проведения кампаний, как партии, представленные в Рийгикогу.

По мнению политолога Александра Астрова, изначально было ясно, что одной национальной идеи без общей социальной программы недостаточно для того, чтобы получить места в парламенте.

По его словам, причина неудачи т.н. русских партий состоит в том, что они «монополизировали» представительство русской диаспоры на территории Эстонии, объявив, например, что все русские против переноса памятника.

По мнению Астрова, защита монумента на Тынисмяги явилась неверно выбранным «коньком»: на выборах русские думали не только о Бронзовом солдате, но и о социальных проблемах.

Решать будут другие

Результаты выборов показали, что, оказывается, можно голосовать за реформистов, соглашаясь с их экономической политикой, будучи при этом против их позиции по памятнику. «Для большинства людей вопрос, за кого проголосовать, не сводится к одному только монументу. Большинство людей понимает, что мы живем в сложной политической системе, и что одна партия ничего не решает», — подчеркнул Астров.

Главной послевыборной проблемой Астров считает то, что 9 мая никто не отменял и оно стремительно приближается, а бедой — что русского голоса в парламенте слышно не будет, а вопросы, касаемые национальных меньшинств, в Рийгикогу будут решать только эстонцы.




Два мнения на одну тему: Русские в Эстонии.

17.03.2007, www.regnum.ru/news

Евгения Гаранжа: « Русскому избирателю нужна своя партия».

Заместитель главного редактора еженедельника "День за Днем" Евгения Гаранжа пишет в "Ээсти Пяэвалехт": "Результаты парламентских выборов не принесли никаких неожиданностей в плане поведения русских избирателей, хотя выявили несколько интересных моментов. Так, стало ясно, что русским необходима своя партия. Русская партия Эстонии и Конституционная партия заслуженно провалились. Зато убедительную победу одержал премьер-министр Андрус Ансип, который показал на примере "Бронзового солдата", что, когда диалог между народом и руководителями государства особенно необходим, глава правительства ведет себя не как политик всей Эстонии, а только эстонского населения. Ансип не стеснялся спекулировать, искажать факты и даже пренебрегать Конституцией. Факт, что русские предпочли отдать свои голоса Центристской, а не Конституционной партии, говорит о том, что русский избиратель не хочет более оставаться пассивным, дискриминируемым и обиженным. Русские жители Эстонии считают коалицию Реформистской партии и "Союза Отечества" и Res Publica националистической и надеются, что в период до следующих парламентских выборов эту коалицию сменит другая, более привычная - реформистов и центристов. На самом же деле, защита интересов русских во многом зависит не от того, какие партии войдут в коалицию, а от конкретных министров. Например, если министром обороны останется Юрген Лиги, он продолжит линию своей партии по переносу "Бронзового солдата". Если же на этот пост придет социал-демократ Свен Миксер, есть надежда, что он займется именно проблемами армии, которых предостаточно. Для русских очень важно, кто станет новым министром образования, от которого во многом будет зависеть организация перехода русских гимназий на обучение на эстонском языке. Русских интересует и то, кто будет назначен на пост министра по вопросам народонаселения и министра иностранных дел. Что же будет с "русскими голосами" на следующих выборах, во многом зависит от состава формируемого правительства".

Юлия Боман: «И русские, и эстонцы хотят представить себя жертвами в глазах внешнего мира».

 Докторант Тартуского университета и Университета Роберта Шумана Юлия Боман пишет в "Постимеэс", что не только история "виновата" в том, что определенная часть русскоязычного населения не может адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня в Эстонии. Немаловажную роль в этом процессе играют коллективная историческая память и эмоции.

"История нуждается в постоянном всеобщем обсуждении и подтверждении, где слышны все голоса общества. Тем не менее часто то, что в обществе воспринимается за здравый смысл, является не чем иным, как воплощением власти, а альтернативные взгляды на историю или какую-либо социальную проблему отвергаются. Таким образом происходит монополизация здравого смысла и публичной сферы даже в самых свободных обществах. Многим эстонцам все еще непонятны причины мобилизации местной русскоязычной молодежи вокруг "Бронзового солдата". Что является этому толчком - другое восприятие истории, школьное преподавание, учебники? Либо это желание самовыражения и самоутверждения другим, "нелингвистическим", способом в обществе, в котором русскоязычные молодые люди не чувствуют себя услышанными и признанными?... Вопрос скорее заключается даже не в том, почему в Эстонии существует проблема русскоязычного населения, а в том, как эту проблему воспринимают и собираются решать разные этнические группы населения. Среди эстонцев имеет место игнорирование или даже отрицание существования проблемы как таковой.... Много научных статей посвящено тому, что эстонское самосознание воспринимает само существование России и русскоязычного населения как угрозу. К сожалению, "венелане" [русский. - прим. ИА REGNUM] стал антиобразом всего того, кем считает себя и к чему стремится эстонец. Как высказался сотрудник Тартуского университета Кармо Тюйр, на уровне эстонского исторического сознания любой шаг России всегда будет интерпретироваться как угроза. Такое понимание не поощряет интеграцию и не внушает веры в то, что, даже выучив эстонский язык, русскоязычное население будет принято как полноценная часть общества. Среди русскоязычного населения наиболее слышимы империалистические лозунги российской политической элиты, а также радикальные высказывания местных активистов, которые демонстрируют неуважение и незнание устоев и ценностей страны, где мы живем. Прошедшие 4 марта выборы в парламент показали, что такой подход неконструктивен, ибо еще больше заставляет эстонское население занимать оборонительную позицию. Обе части общества стремятся представить себя в глазах внешнего мира жертвами истории. Создается впечатление, что общество Эстонии - узкая дорога с двухсторонним движением, где столкновения неизбежны. Все это вызывает чувство сожаления, ведь двигаться мы должны в одном направлении - на благо Эстонии", - пишет Юлия Боман.




Самоубийственное русское непонимание

 Какое будущее ждет русских Латвии? Удастся ли им сохраниться как общине или их судьба - потерять себя?Проблемы, затронутые автором, можно отнести ко всем русским живущим в государствах постсоветского пространства.

13.03.2007, http://rodina.lv/html

Валерий ДЬЯЧКОВ

О Западе

Думаю, что главное не в том, что русские на Западе ассоциируются с Россией, а имидж России, создаваемый западными СМИ, весьма негативен. Главное - у них своих проблем выше крыши. С конституцией, с энергетикой, с терроризмом, с Польшей, с Турцией, с Украиной, с басками, с мусульманами... Для 500-миллионной Европы проблемы нашей общины на тысяча-каком-то месте. И будут там, пока из нашего существования не появится какая-то бяка для их существования. Пока мы сидим тихо, нас там никто не видит в упор.

О России

Надежды на решение наших проблем Западом или Россией - это наив, граничащий с глупостью. В отношении же «соотечественников» все не так примитивно. Дело это только начинается и пока «считать цыплят» рано. Тут есть два направления. Первое - помощь в защите интересов русских диаспор в разных странах путем влияния на их властные структуры и международные организации. Второе - переселение бывших граждан СССР трудоспособного возраста в Россию.

Помогать же стоит только тем, кто действует сам. Пример - Абхазия и Осетия. Не будь России, их давно бы задавили. Но не будь действий самих абхазов и осетин, усилия России были бы тщетны. Помощь состоит не в том, чтобы кричать вместо молчащего, а в привлечении внимания к крику, в пояснении его причин и последствий. Пока мы голосуем за согласие неизвестно с чем, а точнее, с существующим положением вещей, никто нам неспособен помочь.

Об оккупации

Для России этой проблемы не существует. Она создана в Латвии и интересует только ее. Это не политический, а юридически-правовой вопрос. Оккупация - это международное преступление. Латвия должна обратиться в Международный суд при ООН. Всякие внесудебные дебаты - это лапша людям на уши. А нежелание обращаться в суд - тоже ответ на вопрос об оккупации.

О Латвии и латышах

Данилин пишет: «Латыши - народ небольшой, крайне озабоченный своим языком и культурой. Именно потому интеграция в их понимании - это ассимиляция русских».

Думаю, что латыши озабочены не столько языком и культурой, сколько доминированием своих прав на данной территории. Идеологию в стране определяют люди, свои жизненные невзгоды ассоциирующие с русскими. Это и 30-тысячная армия вернувшихся в Латвию эмигрантов, и еще более многочисленные потомки легионеров и репрессированных.

Эта эмоциональная идея нашла отклик в умах и душах большинства латышей. Замкнутый круг: латыши голосуют только за этнократов, этнократы еще больше «накручивают» электорат. Всякая попытка договориться воспринимается как слабость.

Все исторические события последних 50 лет воспринимаются латышами как губительные для народа. В Советском Союзе их традиционный крестьянско-хуторской уклад жизни был разрушен принудительной коллективизацией и индустриализацией. В Европейском союзе они столкнулись со сверхрациональной рыночной экономикой, не считающейся с национальными интересами. Решение ЕС превратить Латвию в страну транзита и туризма лишает латышей самодостаточности. Потому идея «латышской Латвии» представляется спасением. А главным препятствием на пути к ней они видят тех чужих, с кем сталкиваются каждый день - то есть русских. Понять эти проблемы можно. Но почему мы должны их решать?

Об общине

Политики и ученая братия термина «община» избегают, предпочитая понятия «диаспора», «меньшинство» и другие. Но если под общиной понимать общность людей с одинаковыми родным языком, пониманием духовной и материальной культуры, истории, традиций и обычаев, мировосприятием и т. п., то этот термин лучше всего отражает ситуацию в Латвии. Община - это «народ в народе». Она в отличие от диаспоры самодостаточна. Самодостаточность определяется наличием всего, что обеспечивает независимое существование и воспроизводство - собственные бизнес, система образования, средства массовой информации, учреждения культуры и досуга, наличие специалистов во всех областях.

Русскоязычная община включает русских, украинцев, белорусов и евреев, всех, для кого русский язык - родной. На 95% это русская община, то есть состоящая из этнических русских и людей, воспринимающих себя как русские. Как всякий народ она неоднородна в социальном плане, в образовательном, в историческом, в мировоззренческом. Есть предприниматели и наемные работники, есть хорошо обеспеченные и еле сводящие концы с концами, есть интеллигенция и люди, далекие от проблем культуры и политики. Есть потомки, живущих здесь веками, есть приехавшие после войны и их потомки, родившиеся и выросшие в Латвии. Кому-то греет душу идея «соотечественников», а кто-то видит в ней оскорбление. Есть и большое количество маргиналов, плюющих на все и всех и считающих, что все озабочены только тем, чтобы нагреть других.

Потому так трудно их объединить на общие действия. Потому так много различных общественных организаций. База для консолидации зависит от цели, выдвинутой как первостепенная на данный момент. Если цель - консолидация российских соотечественников, то, наверное, это РОЛ, если сохранение культуры - то Общество русской культуры. Если цель - постепенная демократизация страны, то, наверное, ОКРОЛ, если согласие в обществе и избежание конфликтов, то, наверно, «Центр согласия». Но если цель требует борьбы и открытого противостояния, то, наверное, это ЗаПЧЕЛ, если они, конечно, окончательно не откажутся от этого.

Кравцов на основе опроса лиепайчан считает, что стратегическая цель, способная объединить общину, - «обеспечение благосостояния и процветания русской общины». Приоритетные тактические - региональный статус русского языка и право выборов местных органов власти.

Иван Клементьев, представляя позицию «Центра согласия», сказал: «В основе объединения должна быть русская культура». Елена Матьякубова тоже так считает. Но добавляет, что «вторая ценность, способная объединить - это русское образование, без которого не сохранить Русский мир».

Нил Ушаков в статье «Одним не справиться» определил цель как «участие во власти русскоязычных политиков», а путь к этому - «создание единой латышско-русской межнациональной партии». «Единая латышско-русская партия может получить в Сейме чуть ли не половину голосов и вместе с этим - непоколебимые позиции в любом правительстве. А на муниципальных выборах в Риге, Даугавпилсе или Резекне - абсолютное большинство».

Думаю, с вхождением во власть не все так просто. В Эстонии аналогичная партия получила много мест и вошла в парламент и правительство. Но русских ни там, ни там не оказалось. Идеологом и создателем партии «Новое время» был Григорий Крупников. Создавал он ее под себя и «узкий круг лиц». «Узкий круг лиц» вошел во власть. А где Крупников? Ингрида Удре имела популярность, пока не выяснилось, что она православная, что она за расширение прав русскоязычных латвийцев. После этого ей накидали столько минусов, сколько никто не видывал. Ее партия во власти, а где сама Удре?

Татьяна Жданок считает, что объединение организаций русскоязычных латвийцев уже состоялось в конце 90-х годов в виде Координационного совета общественных организаций, в который вошло порядка 20 обществ. Нужно только оживить его деятельность. «Сверхзадачей» русской общины она считает противодействие насильственной ассимиляции.

Об ассимиляции

Процесс ассимиляции, интенсивно продвигавшийся в провинции путем закрытия русских школ, в городах натолкнулся на активное сопротивление. Массовые акции протеста против «реформы-2004» нацеленность на ассимиляцию остановили. Сейчас элита изменила стратегию. Осознав невозможность и опасность ассимиляции, они втихую формируют двухобщинное государство с господствующей и обслуживающей общинами. Заодно лишая русскую общину самодостаточности и способности к самовоспроизводству. Они делают с русской общиной то же, что сделали с латгальской. Результат ожидается тот же. Наши дети будут конкурировать с латгальскими за право обслуживать элиту.

Положение людей в обществе определяется рынком труда. Конкуренция на рынке труда осуществляется через знания. Люди с более высоким уровнем знаний занимают руководящие позиции, с более низким - подчиненные. Переход преподавания в русских школах на полурусский-полулатышский, именуемый билингвальным, затрудняет учебу. Без школьных знаний нет и профессиональных. В результате большая часть выпускников русских школ перестают быть конкурентами выпускникам латышских, автоматически попадая в подчинение.

Одновременно ухудшается преподавание латышского путем снижения количества часов и увеличения численности групп. Это совершенно реальный путь реализации идеи «приоритета прав латышей». Абсолютное преобладание латышских фамилий в списках принятых на бюджетные места вузов - это не только результат дискриминации, но и реальное отражение соотношения знаний. Усугубляется дело тем, что люди с низким уровнем знаний сами этого никогда не осознают. Но это хорошо видят знающие больше.

О первоочередности проблем

История, культура, забота о памятниках, язык и т. п. - все это части Русского мира, без которых он будет неполным, а община неполноценной. Проблемы равноправия и демократизации общества - это тоже проблемы сохранения Русского мира. Но что лежит в его фундаменте?

Нет сомнения, что основа всему - русское образование. Русское не только по языку, но и по духу. Без него исчезновение всего остального - только вопрос времени. Это понимают и претворяют в жизнь этнократы. Но, похоже, совсем не понимают наши элиты. Даже Матьякубова, поставила образование на второе место по значимости. И Жданок говорила не о нем, хотя была к проблеме ближе всех.

Совершенно очевидно, что первоочередной задачей русской общины является восстановление системы русского образования, возврат школ на русский язык, возобновление подготовки русских учителей.

Об образовании

Профессионального образования на русском языке практически уже нет. Школьного в районах тоже. При учебе на латышском латыши всегда будут иметь преимущество в овладении профессиями, поскольку это их родной язык. Школьное в городах еще как бы есть, хотя и в билингвальном виде. Но и его дни сочтены.

Нет, русские школы останутся. Но вслед за знаниями из русских школ выдавят и саму «русскость». Уже больше 10 лет педагогов для русских школ никто не готовит и заменять уходящих некем. В результате уже через 3- 5 лет русские школы начнут пополняться учителями-латышами. Как и чему они будут учить?

Что нет вузов, готовящих русских учителей, полбеды. Трагедия в том, что уже почти нет преподавателей, способных их готовить. Трагедия в том, что знания выпускников школ уже таковы, что они не могут стать русскими учителями. Они не просто знают меньше, чем нужно учителю, они практически уже не знают русской терминологии из географии, истории, биологии, не говоря уже о физике, химии, математике. Они не могут учиться и в российских вузах. А кто может, тот выбирает не педагогику.

Русское по уровню, языку и духу образование исчезает безвозвратно! Но заменяется оно теперь не латышским, а псевдорусским.

К чему это ведет? Ушаков прав, все сохранится: и Пушкин, и газеты, и телевидение, и любимые песни, и язык на бытовом разговорном уровне. И даже русские по названию школы. Но теряется Русское образование, а с ним и самодостаточность общины, способность к самовоспроизводству. Община превращается в зависимую от латышской и подчиненную ей. Не имея знаний, наши дети обречены быть обслугой не только в Латвии, но и в любой другой стране, включая Россию.

О трудностях объединения

Наше долготерпение и желание жить в согласии подвели нас к критической черте. Может быть, мы уже одной ногой за ней. Не думаю, что лидеры многочисленных русских организаций не понимают проблемы. Часть из них ведет двойную игру, а часть боится озвучить ее. Тех, кто первым поднимет ее, будут топтать и пинать и чужие, и свои. Первые видят покушение на идею латышской Латвии. Вторые - покушение на спокойную жизнь. Еще труднее довести истину до осознания большинством. Наиболее эффективно телевидение, но оно недоступно по цене всем организациям вместе взятым, кроме «Центра согласия». Газет половина людей не читает.

Пенсионеров интересует только пенсия, возможность писать заявления на русском и голосовать «за самых приятных». Молодежь думает, что она школу уже проскочила и проблема образования ее уже не касается. Она не понимает, что через несколько лет столкнется с ней через своих детей.

Надежды, что бизнесмены могут стать опорой русской общины, думаю, безосновательны. Крупный бизнес разговоры о правах и меньшинствах только раздражают. Они продвигают во власть своих людей и решают проблемы через них.

Простой пример: в последнее время было много публикаций о бедственном положении русской библиотеки. Ну и что? Меценатами могут быть только люди с особым складом характера. К тому же меценатство не может противостоять государственной политике. Оно способно поддержать только то, до чего у государства не доходят руки.

Бизнес вообще мало патриотичен. Он нацелен на прибыль и все рассматривает через ее призму. По идеологии бизнесу всегда ближе правые идеи, а все правые партии латышские. Усугубляет проблему все возрастающее число маргиналов, готовых к деструктивным действиям по любому поводу и без повода.

Кто нас должен и может объединить?

Восстановление русского образования касается всех групп русской общины. Соответственно эта задача может объединить усилия всех русских организаций. Но задача эта подразумевает серьезную политическую борьбу. Соответственно возглавить ее должна политическая сила (партия). В русской общине их несколько, но значимых сегодня только две. Это «Центр согласия» и ЗаПЧЕЛ.

«Центр согласия» получил наибольшую поддержку общины и его позиция хорошо известна. Они приверженцы парламентских методов и компромиссов. В «Часе» была опубликована статья о преобразовании средних русских школ в Лиепае в основные. Депутат Сейма Валерий Агешин говорит, что «Центр согласия» предпримет усилия на самом высоком уровне, чтобы помочь школам. Я представляю, как дрожит бедная Байба Ривжа и все ее министерство в ожидании запроса «Центра согласия». И как она в страхе кинется отменять решения о преобразовании...

По-моему, «Центр согласия» помогает этнократам тянуть время, необходимое им для окончательного разрушения русского образования.

ЗаПЧЕЛ сильно потеряло поддержку общины. Прежде четкие и однозначные формулировки ныне укутаны в одежды из общих фраз. Однако идеи, высказанные Жданок за круглым столом, представляются наиболее реалистичными.

Действительно, Координационный совет общественных организаций есть, созданный им Штаб защиты русских школ тоже. Эффективность их была доказана делом. Нужно только оживить их деятельность.

Но кто может это сделать? Где те молодые Данилины, что способны не только анализировать, но и действовать? Действовать не для амбиции или корысти, а ради блага своего народа.




Награда педагогу

Главному специалисту по организации учебной деятельности Нарвского колледжа Тартуского университета Татьяне Бабанской вручен Почетный Знак ТУ. Статут об этой награде утвержден приказом ректора ТУ от 30.12.2002 и гласит: «Почетного Знака Тартуского университета удостаиваются работники университета за отличные достижения в работе».

13.03.07, "Молодежь Эстонии"

Евгений АШИХМИН

Вот как прокомментировала это событие Т.Бабанская:

— Вручение Почетного Знака Тартуского университета для меня большая честь и большая радость. Безусловно, я счастлива, что моя работа в системе Тартуского университета оценена столь высоко. Одновременно это и большая ответственность. Теперь у меня нет ни малейшего шанса позволить себе работать меньше, слабее или относиться к работе равнодушнее. Для меня очень важно сохранить на высоком уровне и развивать те направления в работе колледжа, за которые я непосредственно отвечаю.

За семь с половиной лет своего активного существования Нарвский колледж проделал колоссальную работу по реализации возможностей классического государственного высшего образования. Счастлива, что способствовала этому, что в этом важном деле есть и мой вклад. Огромное спасибо Тартускому университету и коллективу Нарвского колледжа Тартуского университета за высокую оценку моего труда. Огромная благодарность всем, кто сотрудничает со мной, поддерживает в работе и в жизни, в радости и неудачах. Эта награда дает мне силы для будущих успехов.




"Русская культура в Литве: прошлое и настоящее"

Под таким названием прошла 2 - 4 марта конференция, организованная Координационным советом русских общественных организаций Литвы.

15. 03.2007. http://www.kurier.lt

Ольга КИРИЧЕНКО.

Конференция получила поддержку Департамента национальных меньшинств и эмиграции, посольства РФ в Литве и посвящена 10-летию координационного совета, объединившего деятельность отдельных русских организаций.

Инициатором и главным организатором конференции стала председатель Координационного совета русских общественных организаций Татьяна Михнева. В работе конференции участвовали делегаты от 44 общественных огранизаций из различных городов Литвы. Программа, рассчитанная на 3 дня, дала возможность не только обменяться мнениями и опытом, но и дала возможность обратить взгляд на русскую историю Литвы.

В наибольшей степени исторический взгляд на русскую культуру в Литве дал первый день состоявшейся конференции. В заявленные темы вошли известные международные проекты неправительственной организации "Русские творческие ресурсы Балтии" и Вильнюсского университета, такие как "Балтийский архив" и "Культура староверов стран Балтии". Ведущие проектов Павел Лавринец и Елена Коницкая подробно рассказали о своих культурологических исследованиях.. Павел Лавринец коснулся богатейшего материала о культуре, создаваемой по окраинам империи в XIX - XX веках, сохранившей литературное русское слово, а также сведений по истории межкультурных и межконфессиональных связей, воскрешаемых сейчас для широкой аудитории. О большом и замечательно осуществленном проекте "Культура староверов стран Балтии" рассказала Елена Коницкая. Многим известно, что старообрядцы, спасаясь от гонений за веру, поселились в Литве, в те времена - Речи Посполитой - более трех столетий назад и в настоящее время представляют пласт оригинальной русской культуры, знакомой и незнакомой одновременно. Естественным образом в местах расселения староверов (на Вологодчине, в Вятке, Заонежье, Верхокамье, в Прибалтике и землях Польши, Австрии, Румынии, Забайкалья и Дальнего Востока) сложились своеобразные духовные центры. Крайне различные по своему общинному устройству, со священством и беспоповские, все они, тем не менее, оставались носителями русской культуры. Кульминацией проекта стала выставка "Культура староверов Балтийских стран: иконопись, книжность, традиции церковного пения" в Литовском художественном музее, открывшая зрителям своеобразный и яркий мир русского религиозного искусства не только предполагаемый в теории, но реальный. По материалам выставки написаны четыре научные статьи, проведены встречи и конференции международного уровня, что само по себе является информативной ценностью. Больше всего вопросов оказалось к настоятелю церкви св. Николая в Вильнюсе, благочинному Виленского округа протоиерею о. Василию Новинскому, сделавшему соообщение о своей недавно вышедшей в свет книге "Очерк истории Православия в Литве". "Печальным фактом нашей действительности является то, что уже сегодня многие православные, живущие здесь, не знают истории своей церкви, не ведают, что Православие в Литве - не случайный заезжий гость, не инородное тело этой земли, а древний спутник культуры живших здесь народов", - цитата из книги. Тираж книги фактически разошелся, но сейчас заинтересованные читатели имеют возможность познакомиться с текстом книги в Интернете. Электронный адрес сайта: http://icon-painter.dkd.lt/ Вопросы, заданные протоиерею о. Василию Новинскому, были в основном обращены к сегодняшнему дню: в какой мере и степени современным школьникам необходимо религиозное образование и каковы его наиболее приемлемые формы.

В Литве, Польше, Белоруссии, Латвии и России широко известен фестиваль духовной музыки, проводимый в Вильнюсе в последние годы. О его содержании и новых возможностях рассказала руководитель проекта Татьяна Ринкявичене.

3 марта темой конференции стали проблемы сохранения культурного наследия, формы и способы его продолжения и развития. О традиции проведения исторических викторин сделал подробное сообщение доктор философских наук, учитель-эксперт Клайпедской школы "Паюре" Андрей Фомин. Богатый наглядный информационно-сетевой материал, представленный Андреем Фоминым, доказывает, что интерес к русской истории высок. Фестиваль исторических викторин "Клио" привлекает к себе огромное внимание, в нем охотно участвуют дети как из русских, так и из литовских школ. По сути, фестиваль является международным, поскольку заявки на участие в нем приходят из Латвии и Калининграда. По убеждению Андрея Фомина русская школа должна выполнять систему этнокультурного воспитания. Сообщения по темам "Музей русских имен Литвы" Ларисы Дмитриевой, "Воспитание живописью" Валерия Бережка и "Русская художественная галерея сегодня" Людмилы Бучневой раскрыли разные стороны деятельности современных направлений педагогики и социально- культурной деятельности.

Также прозвучало сообщение "От иконы до сайта в Интернете", рассказывающее о современном направлении религиозного искусства, включающего в свою основу византийские и древнерусские иконописные традиции. Галиной Кузьминой было представлено вышедшее в 2005 году удивительное издание, посвященное гениальному "Слову о полке Игореве". Создателями этого необычного издания являются доктор гуманитарных наук Елена Бахметьева, доктор социальных наук Олег Анцукевич, Николай Анцукевич, учитель-эксперт Галина Кузьмина. Текст издания - в переводе Антанаса Чюжаса. В книгу вошли иллюстрации к "Слову" учащихся 63-й школы "Атейтес" г. Вильнюса.

Так или иначе каждый участник встречи смог рассказать о проблемах и успехах своей общины, по самым разным направленияям деятельности: от школьных музеев до международных фестивалей фольклорного творчества.

Наиболее актуальным и сложным является вопрос русской школы в Литве. Из интернет- журнала "Отечественные записки": "Сужается пространство русского языка в социально-политической жизни республики, ослабляются его функции как литературного языка. ...К тому же отрицательную роль играют некоторые социально-психологические факторы: для определенной части населения русский язык ассоциируется не столько с русской наукой и культурой, сколько с бывшей политической системой". В связи с создавшейся ситуацией русская школа должна выработать позицию восстановления статуса родного языка в контексте законодательной базы Литовской республики.

Последний день конференции был посвящен значению средств массовой информации в жизни русской диаспоры Литвы. Итоговым результатом встречи стало обращение в Правительство Москвы с просьбой ускорить строительство "Русского центра", поскольку русским Литвы есть что хранить, есть чем гордиться, а также утверждать те отношения между народами, которые "не емлют собе ни щит, не копия, ни иного которого оружия".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ