Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №207(28.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Во имя толерантности и взаимопонимания

20.10.2008,  www.vesti.uz

Испокон веков на территории Узбекистана бок о бок жили представители различных наций и народностей, религий и конфессий. Межнациональное согласие и религиозная толерантность - неотъемлемая часть узбекской культуры и менталитета. Особое место в духовной жизни нашей страны занимает ислам, который объединяет около 90 процентов населения.

Во имя толерантности и взаимопонимания

Мусульмане нашей республики придерживаются течения имама Аъзама - «ханафи», приверженцами которого являются свыше 600 миллионов человек во всем мире. Ханафистский толк ислама отличается умеренностью по своим законам и устоям, толерантным отношением к обычаям и традициям принявших его народов. В силу этого сосуществование ислама с другими мировыми религиями, к примеру, в Узбекистане носит мирный характер.

В Узбекистане зарегистрировано свыше 16 различных конфессий. Центральным органом, осуществляющим регулятивные функции в жизни мусульманских общин, является Управление мусульман Узбекистана. При нем имеется издательство «Мовароуннахр», где издаются книги и пособия по религии, журнал «Хидоят» и газета «Ислом нури». Управление мусульман Узбекистана в своих отношениях с государственными органами пользуется координирующими функциями Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Основными нормативно-правовыми актами работы этих организаций являются Конституция Узбекистана, Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и другие документы.

За последние 17 лет проведена широкомасштабная работа по возрождению духовных ценностей многонационального народа Узбекистана. 11 апреля и 20 июня 1991 года Указами Президента Ислама Каримова религиозные праздники «Руза хаит» и «Курбан хаит» объявлены выходными днями. Для глубокого изучения богатого наследия ислама, трудов мухаддисов и богословов образован Международный Центр исламских исследований (1995 г.). Был осуществлен перевод и переиздание Корана на узбекском языке. Также Узбекистан стал третьей страной мира, где Коран издан шрифтом Брайля специально для слепых.

Исполнилась многолетняя мечта мусульман Узбекистана - имеется возможность совершать паломничество в Мекку и Медину. Если в 80-годы этот священный долг исполняли всего 3-4 человека в год, то уже в прошлом году количество выехавших на паломничество «Хадж» составило свыше 5000, на паломничество «Умра» - 3,5 тысяч человек. Всего за годы независимости более 60 тысяч граждан нашей республики осуществили паломничество.

Уникальность обучения заслуживает внимания

В годы независимости в стране большое внимание стало уделяться вопросам религиозного образования. Важным событием стало открытие по инициативе главы государства Ташкентского исламского университета в 1999 году, а годом позже и академического лицея при нем. Данное учебное заведение, служащее для подготовки высококвалифицированных специалистов-теологов, по праву считается уникальным. Ведь именно здесь наряду с историей и философией ислама, религиозным правоведением преподаются экономика, естественные науки. Гармоничное сочетание религиозных и светских наук способствуют развитию всестороннего мышления молодежи. Такой подход к обучению религиоведов заслужил внимание мировых экспертов.

Кроме того, в Узбекистане действуют девять средних духовных учебных заведений, религиозное учебное заведение для женщин «Хадичаи Кубро» в Ташкенте, женское медресе в Бухаре. В целях повышения уровня подготовки кадров, улучшения материально-технической базы ведутся работы по оснащению учебных мест новейшими техническими средствами.

Без истории нет будущего

Большое внимание уделяется возрождению архитектурных памятников и мест поклонения мусульман. Так, отреставрированы мавзолеи известнейших ученых-мыслителей Имама Бухари и Имама Мотуруди в Самарканде, комплексы «Минора-и Калон» и «Масжид-и калон» в Бухаре, памятники Ахмада Фергани и Бурхониддина Маргинони в Фергане и многие другие. В данное время подходят к завершению реставрационные работы комплекса мавзолея Ал-Хакима ат-Термези в Сурхандарьинской области. Не остались без внимания такие архитектурные памятники, как мавзолей Гури Мир, где покоится великий узбекский государственный деятель и полководец Амир Тимур, обсерватория Улугбека в Самарканде, комплекс «Баховуддин Накшбанд» в Бухаре и многие другие.

Следует отметить и роль столицы Узбекистана - города Ташкента, который богат историческими памятниками мусульманского зодчества. Самый древний и известный район Ташкента - махалля Хастимом, в прошлом религиозный, духовный, научный и просветительский центр. За последние годы были осуществлены широкомасштабные работы по восстановлению и реставрации религиозного комплекса Хазрати Имам, где хранится бесценный Мусхаф Усмана - впервые составленный экземпляр Корана.

В 2007 г. был реставрирован мавзолей Каффаля Шаши - заново выкрашены купола, краски на которых поблекли от осадков и ветров многих веков, восстановлены рухнувшие стены. Поскольку мавзолей Каффал Шаши является святым местом паломничества, вокруг него были возведены новые сооружения, влившиеся в единый архитектурный ансамбль. Реставрированы также медресе Барак-хана, соборная мечеть Тилла Шайх и Намазгох, находящиеся в этом историческом комплексе, библиотека Управления мусульман Узбекистана. За короткий срок в архитектурном комплексе была возведена новая соборная мечеть Хазрати Имам - двухкупольное здание с двумя минаретами. Алтарная часть мечети состоит из большой молельни с двумя купольными сводами.

Жемчужина исламской культуры

Ташкент был родиной целой плеяды всемирно известных ученых богословов. Имена многих наших прославленных предков навеки останутся в его истории: это шейх Хаванд Тахур, Ходжа Ахрар Вали, Бахриддин Чочи, Хафиз Кухаки, Абубакр Шаши. Город играл большую роль в исламской цивилизации и был культурным центром мусульманского Востока.

Главным событием ушедшего 2007г. стало решение Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры ISESCO по объявлению Ташкента «Столицей мира исламской культуры». Такое решение ISESCO было принято в знак признания столицы Узбекистана как города межнациональной и межрелигиозной толерантности, внесшего огромный вклад не только в развитие ислама, но и общечеловеческой цивилизации.

В августе 2007 года в Ташкенте прошла международная научно-практическая конференция на тему «Вклад Узбекистана в развитие Исламской цивилизации». В форуме приняли участие руководители таких крупных международных организаций, как исламская конференция, Лига арабских государств, генеральная конференция ЮНЕСКО, более ста известных улемов, ученых, теологов 30 стран.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2021 Институт стран СНГ