Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №213(30.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Михаил Александров: «Сейчас у России появился очень важный аргумент»

 Маркетинг и Консалтинг, 29.12.08

В минувший четверг президент РФ Дмитрий Медведев провел заседание Совета Безопасности РФ, посвященное политике России на пространстве СНГ. Главной темой стало обсуждение конкретных мер по противодействию влиянию глобального кризиса на страны Содружества, а также вопросы укрепления региональной безопасности.

«Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь – обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников», - подчеркнул президент.

По словам Дмитрия Медведева, стратегический курс России на пространстве Содружества был определен летом 2008 года в новой редакции Концепции внешней политики. Особая роль в концепции отводится развитию межрегиональных связей. Ядром СНГ, как отметил президент, являются ОДКБ и ЕврАзЭС. Новые перспективы создаёт и образование Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Этот союз, по словам Медведева, безусловно, способен стать основой для формирования общего экономического пространства Содружества.

«У нас есть сегодня все предпосылки, чтобы сделать это ускоренными темпами, и уже к 1 января 2010 года унифицировать таможенный тариф и режим администрирования, и даже создать специальные наднациональные органы», - отметил глава государства.

Россия предлагает заменить все действующие двусторонние соглашения о свободной торговле между странами СНГ на один многосторонний документ. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков уже заявил, что соответствующий проект соглашения уже разослан партнерам по СНГ, а первые экспертные переговоры по этому вопросы состоятся в марте 2009 года.

Дмитрий Медведев также считает, что реализация недавно утвержденной Концепции социально-экономического развития до 2020 года должна обеспечивать сотрудничество между странами СНГ. «Надо видеть перспективы, не замыкаться на накатанных моделях такого взаимодействия», - сказал президент. Межрегиональное сотрудничество в СНГ способно помочь преодолеть мировой экономический кризис, продолжил он. «Кризис в любом случае закончится, и мы должны быть готовы к запуску новых проектов с нашими соседями», - подчеркнул глава государства. К таким он относит совместное освоение природных богатств и создание общей инфраструктуры.

Кроме того, в условиях кризиса члены СНГ могли бы помочь друг другу как товарами, так и собственными рынками. «Сотрудничество со странами СНГ особенно актуально, учитывая сокращение импорта из стран дальнего зарубежья», - считает Дмитрий Медведев.

Способствовать развитию отношений будет, на его взгляд, и создание в Москве регионального финансового центра. Несмотря на кризис, отказываться от этого амбициозного проекта российские власти не намерены, заверил он.

Еще одной ключевой задачей президент назвал совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов, напомнив, что по этому направлению заключены сотни соглашений. «Необходимо не только расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и с учетом курса на инновационное развитие способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами», - заявил Медведев.

Как можно оценить результаты политики России на постсоветском пространстве и ее отношения со странами СНГ? Дружественного окружения, о котором говорит Дмитрий Медведев, в полной мере пока не создано, напротив, по итогам прошлого года ситуация в этом плане была намного лучше. Целостной политики на пространстве СНГ нет уже давно. С каждой страной Россия строит собственные отношения. Так что, по сути, о полноценном Содружестве речь уже давно не идет.

Комментируя ситуацию в беседе с МиК, Михаил Александров, руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ, отметил:

- На мой взгляд, ничего плохого в том, что у нас дифференцированная политика по отношению к каждой из стран СНГ, нет. Наоборот, это хорошо, поскольку если представить себе ситуацию, что все страны СНГ выступают за одно, а мы – за другое, то наши переговорные позиции будут намного слабее, чем если мы будем действовать на двусторонней основе.

И действительно, отношения должны строиться с учетом реальной политики этих государств. Нельзя применять одинаковые стандарты к Грузии и к Казахстану, к Украине и к Белоруссии. Поэтому все правильно, должна быть дифференцированная политика с учетом конкретной ситуации, реальных настроений в той или иной стране, и практической политики этой страны как по отношению к нашей стране, так и по отношению к нашим конкурентам на Западе.

Если говорить о результатах, но первым положительным результатом были августовские события в Южной Осетии, когда Россия смогла применить силу, продемонстрировать политическую волю, что привело к изменению геополитического баланса в Закавказье и преподнесло хороший урок нашим недоброжелателям на Западе, которые рассчитывали на то, что Россия в очередной раз отступит и они смогут беспрепятственно продвигать свое военное присутствие в Закавказье и еще дальше, в Центральную Азию.

Этого не произошло, и мы видим, что на Западе сейчас начинается очередной пересмотр политики, уже очевидно разочарование Михаилом Саакашвили, предпринимаются шаги по его смещению и это инициировано самим Западом.

С приходом Обамы, видимо, этот процесс активизируется, и будут найдены какие-то новые развязки и договоренности, которые обозначат границы западного влияния на пространстве СНГ, чтобы это не наносило угрозы безопасности России. Это, конечно, сразу улучшит наши отношения с Западом и создаст для нас более благоприятные условия для того, чтобы проводить в СНГ политику, соответствующую российским национальным интересам.

Ну и тут добавляется мировой экономический кризис, который, во-первых, значительно ослабил Запад и, во-вторых, сделал страны СНГ весьма уязвимыми экономически. Вот посмотреть хотя бы на Азербайджан – он считал, что скоро чуть ли не превратится в очередной эмират наподобие ближневосточного благодаря нефти. Но как только цены на нефть упали, и не видно перспектив их повышения в ближайшее время, естественно, позиции Азербайджана сразу резко ослабли, потому что он утратил возможность получать такие нефтяные доходы, которые он до этого получал, а также потому, что интерес к нему со стороны Запады понизился.

Нефти сейчас переизбыток, о том, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти, беспокоиться уже не надо так, как раньше, и естественно, интерес к Азербайджану упал, и возможности этой страны как-то использовать Запад в своих интересах тоже ослабли.

Это пример того, как мировая ситуация меняет ситуацию внутри СНГ. И Медведев правильно говорит, что надо обеспечить дружественное окружение. По-моему, это задача любого государства – обеспечить дружественное окружение. Вопрос только в том, какими методами. И тут остается много вопросов. Потому что если посмотреть на последние восемь лет вплоть до августовских событий, то у России была очень робкая и непоследовательная политика в отношении стран СНГ.

И если такая политика будет продолжаться и дальше, то соответственно, мы не только дружественного окружения не получим, но и получим ухудшение геополитической ситуации, то есть, Россия просто будет терять контроль над ситуацией в странах СНГ.

Достаточно сказать, что Россия в отличие от Запада никак не пытается влиять на внутриполитическую ситуацию в странах СНГ, то есть, если они используют различные неправительственные организации, которые проводят там свои мероприятия по работе с общественным мнением, подготовке к выборам и т.д., то у нас ничего такого нет. И я не знаю из-за чего – то ли из-за чрезмерной жадности, свойственной нашей олигархической власти, или от непонимания того, что на этом направлении важно тратить деньги, особенно в ключевых точках, таких, как Украина.

Тут не надо скупиться, потому что от неблагоприятного развития событий Россия потеряет гораздо больше, чем она истратит на проведение политики в собственных интересах в этой стране. И надо конечно бы посмотреть, какие реальные есть у Медведева предложения по формам этой политики, но, скорее всего, мы этого не услышим, потому что никто не раскрывает того, какими методами он собирается работать, это вопрос конфиденциальный. И до того, как эта политика начнет конкретно осуществляться, сложно сказать, как это будет происходить.

Но один момент – экономический – уже ясен. Сейчас взят курс на то, чтобы в условиях кризиса как-то сплотить СНГ на экономической основе. Так, они хотят форсировать создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

- А на ваш взгляд, это получится? С Белоруссией сколько лет мы бились, так вдвоем ничего и не сделали, а втроем сможем?

Я думаю, что сейчас это может получиться, потому что сейчас очень сложная ситуация на мировых рынках, каждый будет стараться защитить свой рынок и стремиться освоить чужие рынки, вот в чем дело. И рынок России с этой точки зрения для Казахстана и Белоруссии очень важен, для Минска особенно. Так как Белоруссия не является экспортером энергоресурсов, а западные рынки для нее будут закрываться как по объективным причинам, потому что идет спад производства, так и по субъективным, чтобы дать возможность выжить своим национальным производителям. Конечно, если там не будут задействованы еще и политические компоненты. Но конечно, скорее всего, когда денег не хватает, тут уже не до политических соображений.

Поэтому Белоруссия и Казахстан просто будут вынуждены стремиться к тому, чтобы обеспечить выход на российский рынок. И тут мы должны будем сказать: ребята, если не будет Таможенного союза, то мы начинаем свою экономику защищать, и от ваших товаров, в том числе, так что смотрите. И в такой ситуации у них выбор будет довольно сложный.

- А как с Узбекистаном будут развиваться отношения? Поведение Каримова настолько противоречивое.

Я считаю, что сейчас у России появился очень важный аргумент и его надо использовать. А Каримов все время действует так, что получается невпопад – сейчас самые неблагоприятные условия для Узбекистана сложились, а он еще начинает заниматься какой-то фрондой против России.

Сейчас очень обострилась проблема с гастарбайтерами, и возникает хорошая возможность ввести визовые отношения со всеми странами, которые не являются членами Таможенного союза. То есть, надо будет сказать, что в условиях сложного экономического положения Россия пока временно вводит визовый режим, поскольку не может себе позволить возможность продолжения свободной миграции рабочей силы.

И это будет дополнительным стимулом для того, чтобы обеспечить, во-первых, контроль за нашими границами, а во-вторых, понизить число мигрантов, которые находятся на территории России и которые уже превратились в опасную политическую проблему.

И Узбекистан должен быть первым кандидатом на введение визового режима, поскольку он занимает такую, мягко говоря, противоречивую позицию. А также Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан.

С Украиной, конечно, нельзя вводить визовый режим, потому что мы сами заинтересованы в том, чтобы с Украиной была открытая граница, так как миллионы русских ездят на Украину каждый год, и мы не будем вводить с этой страной визовый режим. Ну и с Белоруссией тоже. А вот со странами Центральной Азии и Закавказья, безусловно, такой режим надо ввести.

- А как Вы думаете, та политика многовекторности, о которой сегодня говорят буквально все постсоветские лидеры, в связи с экономическим кризисом как-то поутихнет? Или они будут продолжать к этому стремиться?

Ну, одно дело говорить о многовекторности, а другое дело, на самом деле эту многовекторность осуществлять. Пока многовекторность есть только у Азербайджана. Но ее нет, например, у Армении, хотя Армения об этом тоже очень много говорит. На самом деле Армения является членом ОДКБ, там расположены наши военные базы, ну о какой многовекторности Армении можно говорить? То есть, они на словах говорят об этом, а на самом деле никакой многовекторности нет.

Также нет многовекторности у Белоруссии, нет многовекторности у Таджикистана. Казахстан, правда, иногда пытается фрондировать, но тоже нельзя сказать, что он проводит многовекторную политику. Он является членом военного союза с Россией.

Туркменистан вообще занимает позицию нейтралитета, то есть там надо говорить не о многовекторности, а об отсутствии какого бы то ни было вектора. Нет никакого вектора и все. При этом Грузия четко ориентируется на Запад. И Украина тоже четко ориентируется на Запад. У них нет никакой многовекторности. Ну, может быть, Киргизия тоже пока проводит многовекторную политику.

И я думаю, что нынешняя ситуация не будет принципиально меняться до тех пор, пока не произойдет смена политических режимов в тех странах, которые проводят политику либо прозападную, либо политику многовекторности.

Но в Азербайджане смены политического режима скорее всего не будет, а на Украине это вполне возможно. Киргизия, вероятно, собственным умом придет к пониманию того, что у них сложилась безвыходная ситуация и надо ориентироваться на Россию.

- При проведении грамотной политики в условиях экономического кризиса Россия сможет упрочить свое влияние на постсоветском пространстве?

Да, безусловно.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ