Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №213(30.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Москва официально «отказалась» от территориальной целостности

”Зеркало”, 16.12.08

Р.Миркадыров

Генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо положительно оценивает заявление министров иностранных дел ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, принятое в Хельсинки, сообщает «Новости-Армения». «Заявление 56 глав МИД в Хельсинки является крайне важным документом и высокой точкой в данном вопросе. Мы должны оказать сторонам переговоров содействие в вопросе разрешения конфликта и в продолжении переговоров», - сказал де Бришамбо на пресс-конференции в Ереване в понедельник.

Генсек организации заметил, что заявления глав МИД ОБСЕ и министров иностранных дел стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, принятые по карабахскому вопросу в начале декабря, составлены в одинаковом духе и не противоречат друг другу.

В свою очередь глава армянского внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян отметил, что принятый в Хельсинки главами МИД стран организации документ относился к вопросу разрешения карабахского конфликта мирным политическим путем и укрепления режима перемирия, сближения позиций сторон при помощи сопредседателей МГ ОБСЕ. «Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ сделано в том же стиле, чтобы вести переговоры и сближать позиции сторон по вопросу урегулирования конфликта мирным политическим путем, на основе норм и принципов международного права, в сотрудничестве с сопредседателями МГ ОБСЕ на основе Мадридских принципов», - проинформировал Налбандян.

При этом армянский министр отметил, что никаких изменений или дополнений в Мадридские принципы сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта не вносилось.

«Разговоры о том, что Мадридские принципы дополняются или изменяются, не соответствуют истине. В процессе обсуждения по разным вопросам и аспектам, включенным в Мадридские принципы, вносятся дополнительные предложения, но не более того. Никакого дополнения и изменения в самих Мадридских принципах нет», - сказал министр.

Одновременно приходится отметить, что вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва в мирных переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, по крайней мере, в рамках Минской группы ОБСЕ.

В статье «Саммит СМИД ОБСЕ продемонстрировал углубление раскола между Западом и Россией», опубликованной на сайте contact.com.az, известный журналист Шахин Гаджиев, который лично наблюдал за саммитом министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки, вообще ставит под сомнение сотрудничество между Россией и США в решении международных проблем, по крайней мере, в ближайшей перспективе: «Саммит прошел на фоне открытого противостояния Москвы с США и рядом других стран по грузинскому вопросу. По большому счету, решался вопрос: будет ли Россия и дальше делать все что хочет и продолжит ли реализацию политики отказа от однополярного мира и признания себя как минимум второй мировой державой, с зоной жизненных интересов далеко за пределами СНГ? Идеологической базой этих претензий должно было стать предложение президента России о созыве саммита ОБСЕ по выработке договора о европейской безопасности».

Вся суть российской внешней политики сегодня сведена к тому, чтобы доказать, что ООН, ОБСЕ, Совет Европы и все остальные структуры устарели и бездействуют, и необходима новая форма объединения государств, которая сможет решать все вопросы по справедливости. «А началось все с поправок в проект итогового заявления саммита. Подготовленный финской стороной документ отличался расплывчатыми формулировками и, по словам одного из европейских дипломатов, носил «примиренческий и аморфный» характер. Представители ряда стран внесли свои поправки в проект, требуя упоминания территориальной целостности (Азербайджан, Молдова, Сербия). Однако больше всего постаралась Россия, которая была против упоминания этого принципа и сделала много других поправок, сообщил дипломатический источник. Именно из-за этого обсуждение текста итогового документа продолжалось до самого последнего момента. Когда же стало ясно, что договориться не удастся, Лавров демонстративно покинул СМИД до его закрытия и не участвовал в заключительном заседании», - пишет журналист.

Важным наблюдением саммита было открытое противостояние между американцами и русскими. Большая часть европейских делегаций, выражая недовольство агрессией против Грузии, тем не менее, открыто Россию не осуждала.

Автор считает, что российская делегация была крайне недовольна тем, что инициатива Медведева не удостоилась внимания на саммите, а говоря открыто, была зарублена на корню американцами. Русских явно раздражало то, что никто другой так открыто не выступил против их инициативы, и они решили сжечь мосты. Однако мало кто предполагал, что действия России будут столь вызывающими. «Так, за несколько часов до голосования по тексту итогового документа глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров был оптимистичен и называл будущий документ «важным и полезным». В беседе с журналистами он сказал, что в документе отражены многие важные принципы и порядок, а также абзац, касающийся карабахского урегулирования.

«Провал с принятием итогового документа сделал невозможным принятие и заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху, хотя о его готовности днем ранее журналистам сообщил Мэтью Брайза, а чуть позже и Эльмар Мамедъяров», - отмечает Ш.Гаджиев.

По словам западных дипломатов, главные переговоры шли на закрытых заседаниях глав делегаций, которые проходили в жарких, многочасовых дискуссиях. Самый тяжелый разговор произошел в ночь на 5 декабря, когда официально заседание СМИД было завершено. Запад в лице США торпедировал все попытки России добиться принятия решения о проведении в 2009 году саммита по европейской безопасности и ослабить тем самым основы ОБСЕ и заменить их на что-то новое.

Именно так американцы восприняли идею Медведева о новой структуре европейской безопасности. Зачем создавать что-то новое, если есть НАТО? Такова была логика американцев, и спорить с этим было сложно. Но примечательной была некоторая отчужденность от происходящего многих европейских стран. «Эти европейцы спят и не понимают опасности происходящего!» - сказал с досадой, как пишет автор, один из американских дипломатов.

Итак, с сожалением приходится отметить, что, с точки зрения урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, с учетом территориальной целостности, позиции Азербайджана в рамках ОБСЕ ослабли. До сих пор однозначно выступить против включения принципа территориальной целостности в итоговые документы саммитов ОБСЕ различного уровня могла выступить только Армения. Ныне в полку противников этого принципа прибыло еще одним государством. Притом этим государством стал сопредседатель МГ ОБСЕ, то есть Россия. После признания Южной Осетии и Абхазии Россия уж точно не может голосовать за урегулирование «замороженных конфликтов» в рамках ОБСЕ с учетом территориальной целостности. Таким образом, Россия объективно становится союзницей Армении, когда речь идет об урегулировании «замороженных конфликтов»...

Скорее всего, именно поэтому азербайджанский МИД в последний момент в Хельсинки распространил специальный документ, отражающий позицию официального Баку по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ