Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №50(15.04.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Страна.ru,
8 апреля 2002

Общее информационное пространство стран СНГ может возникнуть в Интернете

Вопросы формирования общего информационного пространства в странах СНГ в последнее время становятся все более и более актуальными. Взаимоотношения стран бывшего СССР выходят на новый уровень - это очевидно. Об этом, в частности, свидетельствуют последние шаги навстречу друг другу в крайне политизированной сфере - добычи, транзита и продажи газа. Совершенно очевидно, что у наших государств много общеэкономических интересов. В последнее время много говорят и о сотрудничестве в других сферах.

Среди множества проблем, которые надо решить на пути интеграции стран СНГ, в частности на встрече глав государств Содружества в Алма-Ате, руководители стран СНГ отмечали и вопросы, связанные с формированием общего информационного пространства и освещения интеграционных процессов в СМИ.

Несмотря на то, что в 1996 году была принята Концепция формирования информационного пространства СНГ, на сегодняшний день о едином информационном пространстве в Содружестве говорить пока рано.

С самого начала образования СНГ предпринимались попытки создать межнациональную, межгосударственную телевизионную службу. Это привело к созданию телерадиокомпании "Мир", которая укрепила свою материальную базу за счет всяких льгот и привилегий, взносов государств-участников, и прежде всего России. Однако эта телекомпания, получив эфир в сетке 1-го канала, со временем утратила его. "Потеряла свое место в сетке программ эта телекомпания главным образом по той причине, что программы "Мира" не отличались глубиной и содержательностью, а сводились к ностальгическим и лакированным передачам, - считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. - В рамках межнациональной, межгосударственной программы "Мир" оказалось невозможным обсуждать содержательные вопросы. Потому что по содержательным вопросам в жизни СНГ у разных участников СНГ разные мнения. И на многонациональной и межгосударственной основе любая попытка одну точку зрения предпочесть другой вызывает резкое отторжение. Это была и остается главная проблема внутри СНГ, и в судьбе этой конкретной компании, как в капле, отразилась вся гамма проблем, существующих у общего информационного пространства, которое сокращается, как шагреневая кожа".

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что ограниченное бюджетное финансирование не позволяло "Миру" привлекать к межгосударственным проектам ярких телевизионных ведущих и хороших телевизионных менеджеров. Сейчас в РФ этой телекомпании представляет эфир дециметровый телеканал "АСТ-Прометей", и то всего для одной программы в неделю, а в странах СНГ - несколько не самых влиятельных телеканалов.

Главную роль до недавнего времени на информационном пространстве СНГ играли российские СМИ, и прежде всего телеканалы. Но постепенно многие бывшие республики СССР стали сокращать время их трансляции на своих территориях. В последнее время российские каналы стали закрываться в Украине и Казахстане, а в некоторых государствах российские телеканалы уже давно не транслируются, что приводит к естественному сокращению общего информационного пространства. "Вопрос общего информационного пространства - это вопрос признания или непризнания, прежде всего, русского языка, - считает Константин Затулин. - Хочу напомнить, что русский язык общеупотребителен во всех странах СНГ, но только в Белоруссии он является, наряду с белорусским, государственным языком, а в Киргизии у него есть статус официального языка. В некоторых других государствах русский язык упомянут в Конституции, но или как язык нацменьшинств, или как язык, на котором допустимо общение. Это значит, что Конституции этих государств признают, что многие в стране люди-то все равно разговаривают на русском языке. Но многие страны СНГ не учитывают этого в своей образовательной и информационной политике". Поэтому сегодня в новых независимых государствах с большой подозрительностью относятся к трансляции на своей территории российских телеканалов. Например, сегодня в Украине российские телеканалы принимаются, в основном, только на спутниковые тарелки или по кабельному телевидению. В СНГ существует целая сфера бизнеса, когда коммерческие компании зарабатывают на трансляции российского телевидения в кабельных сетях. У российских каналов тоже есть свои экономические интересы - для того, чтобы транслировать их программы, операторы других стран должны оплатить соответствующие лицензии. Это также приводит к сокращению общего информационного пространства, потому что далеко не все кабельные операторы готовы заплатить требуемую сумму.

А между тем тема российских СМИ в отношениях между странами - участниками СНГ очень важна, она, к тому же, тесно связана и с интересами русских меньшинств, и с интеграционными процессами. В странах СНГ проживает около 20 млн русских, российские СМИ - связь этих людей с метрополией. От СМИ, вещающих в стране, во многом зависит также желание граждан этого государства сотрудничать с Россией.

На информационном поле стран СНГ присутствуют некоторые российские печатные СМИ. "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты", "Московский комсомолец" и некоторые другие выходят в этих странах со специальными вкладками, посвященными жизни этого региона.

Но в последнее время становится очевидным, что для полноценного информационного обмена между странами и поддержки интеграционных процессов нужно создание именно межгосударственных медиапроектов. К тому же, это больше соответствует духу и букве Концепции формирования информационного пространства СНГ 1996 года. "Я думаю, опускать руки и оставлять попытки создания межгосударственных СМИ, не стоит, - говорит Константин Затулин. - Если говорить о телевизионном бизнесе, он настолько финансовоемкий, что из-за постоянной конкуренции программы межгосударственной телекомпании вроде "Мира", которая имеет свои специфические недостатки, выпадают из эфира". Буксует также и телевизионный проект Союзного государства России и Белоруссии: у Союза не хватает средств для создания своего телевидения. А о создании телевизионного проекта типа "Евроньюс" даже говорить не приходится.

"Существуют также попытки создать межгосударственные печатные СМИ. Но, к сожалению, эти издания недостаточно представительны, и тираж их мал, впрочем, они далеко не всегда доживают до третьего или второго номера. Это лишний раз свидетельствует о том, что у нас пока нет устойчивых оснований для создания полноценных дорогостоящих печатных изданий в масштабах всего СНГ, - считает Константин Затулин. - Совсем другая ситуация в области Интернета: сеть позволяет проникать через границы и через всякого рода национальные или межгосударственные барьеры. Интернет явно может быть союзником в деле продвижения интеграционной политики стран СНГ, а также сохранения русскоязычного читателя и зрителя".

По мнению экспертов, достаточно успешным можно считать интернет-проект "Газета СНГ": по рейтингам Рамблера, он устойчиво занимает 24-25-е место в рубрике "Политика", а также 18 место в рейтинге Mail.ru среди информационных агентств. Как недостаток проекта можно отметить небольшой объем информации и ее сугубо политический и официальный характер. К тому же, как заметил на днях заместитель председателя ВГТРК Андрей Быстрицкий, куратор проекта "Евроньюс" с российской стороны, последние опросы, проведенные в странах СНГ, в частности в Белоруссии, показывают, что аудитории этих государств имеют различные интересы и предпочтения, поэтому с каждой из них "лучше работать адресно". Если применить этот принцип в Интернете, то, возможно, следовало бы пойти по пути создания целой сети сайтов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ