Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

АРМЕНИЯ



Известия,
5 февраля 2003

Роберт Кочарян: "Мой ресурс - это хорошие отношения с путиным и шеварднадзе"

 В среду Армения официально станет членом Всемирной торговой организации. О том, как теперь Армения собирается строить экономические и политические отношения с соседями, президент республики Роберт КОЧАРЯН рассказал корреспонденту "Известий" Екатерине ГРИГОРЬЕВОЙ.

- Роберт Седракович, Армения вступила в ВТО и объявила о своем желании стать участником ЕврАзЭС, пока на правах наблюдателя. Ориентированы ли вы на полноправное членство и в этой организации?

- Весной должен пройти саммит ЕврАзЭС, на котором в том числе будет обсуждаться формат участия нашей страны. Как известно, Армения стала членом ВТО, проведен серьезный объем реформ - и по законодательству, и по экономической политике. Нас очень интересует экономическое пространство ЕврАзЭС, поэтому мы сейчас должны посмотреть, каким образом найти сопряжение между нашими обязательствами перед ВТО и тем, что реализует ЕврАзЭС. Возможно, в результате это будет либо наше полное участие в ЕврАзЭС, либо с некоторыми изъятиями, мы свои предложения представим. Я думаю, мы это решим, поскольку и Россия стремится в ВТО, и другие страны ЕврАзЭС также ставят перед собой задачу вхождения в эту организацию.

- Вы сейчас и президент, и кандидат в президенты. Предлагаете ли вы какие-либо новые проекты сотрудничества с Россией?

- Как кандидат в президенты - нет. Как действующий президент считал и считаю, что в первую очередь необходимо концентрироваться на экономическом блоке. Правовое поле для двусторонних отношений в принципе сформировано, военно-техническое сотрудничество, координация во внешней политике идут совершенно без проблем. В экономике тоже было бы без проблем, если бы не отсутствие железнодорожного сообщения между Арменией и Россией. Мы не должны зацикливаться на бизнесе, зависимом от транспортной составляющей. Есть направления, где потенциал совершенно не реализован, в первую очередь это относится к наукоемким сферам. Если мы пойдем по этому пути, то перед нами откроются новые горизонты, я просто не сомневаюсь в этом. У нас есть более 220 предприятий, работающих в области информационных технологий. Как правило, они совместные - с канадцами, американцами, англичанами. А с Россией ни одного совместного предприятия в этой сфере нет.

- Россия - главный партнер Армении. Но у этого партнера непростые отношения с вашим соседом - Грузией.

- С Грузией у нас нормальные контакты, тем более что это наш основной транзитный путь. Нам очень хотелось бы, чтобы отношения Грузии с Россией были даже более продвинутыми, чем наши отношения с Россией. От этого мы бы только выиграли, и я уверен, что выиграл бы и регион. Мой ресурс - это хорошие контакты и с тем, и с другим президентом и то, что в хороших отношениях между ними состоит наша объективная выгода. Поэтому все, что мы делаем, мы делаем искренне.

- Еще одна структура в рамках СНГ, в которой вы участвуете, - Договор о коллективной безопасности. По общему мнению, больше всего реальной пользы он приносит центральноазиатским государствам. Что ДКБ дает Армении?

- Военно-техническое сотрудничество с Россией блок вопросов в сфере безопасности для нас полностью закрывает. Но участие в ДКБ позволило вписать наши двусторонние отношения в военно-технической сфере в более масштабную систему безопасности. Кроме того, расширяются возможности работы с другими республиками - членами ДКБ на горизонтальном уровне. После того как мы оформили свое участие в ДКБ, сотрудничество в военно-технической сфере с теми государствами, с которыми у нас раньше ВТС не было вообще, стало приобретать очень конкретные очертания. Для нас реальный эффект есть. Это не та ситуация, что что-то России нужно, а мы все к этому прицепились. Совершенно не та ситуация.

- По проблематике нагорно-карабахского урегулирования работают трое посредников - Россия, США и Франция. Является ли Россия более активным, чем остальные сопредседатели, участником этого процесса?

- Среди посредников есть договоренность - не заниматься самостоятельными инициативами. Россия придерживается этой договоренности, хотя она и территориально ближе, и возможность влияния у нее шире. Не было ни одного случая, чтобы у меня возникли какие-то подозрения, что кто-то из сопредседателей пытается вести индивидуальную линию. Мы - за то, чтобы Россия играла более активную роль, но не хотели бы, чтобы существующий сейчас формат распался. Вопрос не только в том, хотим мы расширить участие или нет. Есть и другая сторона конфликта, и если она будет с сомнением относиться к посреднической миссии, то миссия успешной не будет. Я считаю, что пользы в урегулировании будет больше именно при такой модели поведения, когда все стороны с доверием относятся к "треугольнику". Посредники исходят из того, что компромисс должен быть найден самими сторонами. А как иначе? По-другому - это надо брать на вооружение технологии принуждения.

- В Армении условия работы с зарубежными инвесторами сильно отличаются от российских - нет никаких ограничений на участие иностранного капитала, почти нет заградительных пошлин. В России в такой ситуации непременно начались бы крики о распродаже родины. Вам это ставят в вину?

- Такие разговоры есть и у нас. Но эту линию я начал сознательно и достаточно жестко, причем с коньячного завода, самого болезненного процесса. Все-таки мы сделали это и показали, что это полезно для страны. Причем не только для Еревана, но и для сельского населения. Иностранные инвестиции ввели другую культуру работы - более высокие закупочные цены, нормальные взаимоотношения, оплата сразу после заключения сделки, а не когда-нибудь потом. И я должен сказать, что к выборам мы ни на день не замедляли реформы, даже самые болезненные. В прошлом году мы продали электрические сети. Вы представляете, как бы это было в России? Хотя, вы знаете, мне кажется, здесь это проходит спокойнее еще и потому, что в Армении в принципе к частной собственности относятся с большим уважением, чем в России. К любой частной собственности, не важно, чья она. Мы не обманываем, мы объясняем людям, почему нужно помогать инвесторам, пытаемся доказать, что их успех - это и наш успех.




Время новостей,
5 февраля 2003

В Армении нас любят. Власти республики готовы отдать России свои лучшие предприятия

Михаил Воробьев

Вчера в Ереване началось двухдневное заседание российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Состав российской делегации, которую возглавляет министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, свидетельствует, что в повестке дня практически все вопросы двусторонних отношений, и не только экономические. В Ереван приехал, например, глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов. Как сказал в аэропорту г-н Клебанов, спортивные руководители двух стран обсудят возможность совместной подготовки спортсменов. Известно, что Россию интересует прежде всего сотрудничество в плане использования спорткомплекса "Цахкадзор" -- бывшей базы подготовки советских олимпийцев. Однако главные темы заседания все же со спортом не связаны.

Они вытекают из принятого ранее сторонами решения о передаче в собственность России пяти армянских предприятий в счет погашения почти 100 млн долларов армянской задолженности. Это НИИ математических машин, НИИ автоматизированных систем управления, НИИ материаловедения, завод "Марс", который выпускает электронные компоненты, а также Разданская ТЭЦ. Документы, необходимые для передачи этих предприятий в собственность России, были подписаны в июле и октябре прошлого года. Однако остается еще ряд технических вопросов. Кроме того, как сказал г-г Клебанов, в рамках нынешнего заседания обсуждается возможность совместного управления Армянской АЭС. По его словам, несколько дней назад российские предложения были переданы Армении, однако "здесь есть несколько деликатных вопросов". По данным армянских источников, речь идет не о совместном управлении станцией, а о передаче АЭС в доверительное управление России. Это рассматривается в качестве одного из вариантов погашения атомной станцией долга за раннее поставленное из России топливо. Долг оценивается в сумму более 40 млн долларов. О том, удалось ли договориться, станет известно сегодня, по итогам заседания. Вчера же все мероприятия в рамках комиссии шли за закрытыми дверями. По аналогичной схеме была организована и встреча г-на Клебанова с президентом Армении Робертом Кочаряном.

Как сообщили газете "Время новостей" в российской делегации, по итогам заседания межправкомиссии предполагается утвердить план реализации программы долгосрочного сотрудничества двух стран на период до 2010 года. Там значится, в частности, разработка предложений по возможной реализации проектов строительства газопровода Иран--Армения, производства в Армении легких самолетов и т.д.

Отношения Армении и России все постсоветские годы были одними из самых добрых и конструктивных на всем пространстве СНГ. Частота двусторонних контактов позволила Илье Клебанову заявить, что российско-армянская комиссия работает практически в режиме онлайн. Впрочем, трудно долго не общаться, когда сегодня в Армении пророссийски настроены почти 80% населения. Именно такие результаты дал недавний опрос, проведенный институтом социологических исследований при Академии наук Армении. Причем, как отмечают местные наблюдатели, даже после решения армянского правительства передать России лучшие армянские предприятия критики почти не было. Единственное, в ходу далеко не преобладающее мнение, что Ереван несколько продешевил. Впрочем, пересмотр достигнутых договоренностей уже вряд ли возможен.

Как сказали корреспонденту газеты "Время новостей" российские представители межправкомиссии, на их работу в Ереване совершенно не оказывает влияние предвыборная кампания в Армении. Президентские выборы намечены на 19 февраля, и страсти накаляются. В отличие от практически безоблачных российско-армянских отношений кандидаты в президенты и их сторонники на компромиссы не идут. Буквально вчера на митинге в райцентре Арташат был ранен ножом начальник предвыборного штаба одного из оппозиционных кандидатов в президенты Армении.




Парламенская газета,
11 февраля 2003

"Иероглифы" недобросовестной политики

Левон Оганесян

Итоги недавнего официального визита президента Армении Роберта Кочаряна в Москву политологами и аналитиками названы успешными. Таково мнение и подавляющего большинства населения республики. Однако нашлись политики, которые попытались бросить тень на московские договоренности.

Впрочем, удивляться этому не приходится. В Армении развернулась предвыборная борьба за пост президента, и все, что может повлиять на электорат, в том числе и армяно-российские межгосударственные связи, непременно используется в дискуссиях с оппонентами. К примеру, кандидат в президенты доктор политологии Арам Карапетян, который свою предвыборную кампанию строит на своей "близости к российской политической элите", утверждает, что визит Кочаряна в Москву якобы ничего не дал Армении. При этом вместо веских доказательств он продемонстрировал в телеэфире заказную статью из российской "желтой" прессы под названием "Гудбай, Армения". Статья эта, между прочим, как потом выяснилось, к визиту главы Армянского государства в Россию никакого отношения не имела и представляет собой изложение армянской внутренней и внешней политики в версии отечественной оппозиции. Но главное, видимо, для кандидата - бросить тень на любой позитив в армяно-российских отношениях.

В свою очередь, некоторые местные газеты, перегруженные предвыборным агитпропом, неожиданно проявили расторопность и решили удивить читателя неординарностью мышления. В частности, обращает на себя внимание публикация в русскоязычной газете "Голос Армении". В статье под заголовком "Дипломатические иероглифы требуют дешифровки" автор пытается проанализировать понятие "стратегический партнер" на примере армяно-российских отношений и "#не обнаруживает сколь-нибудь схожих параллелей с осями США - Израиль, США - Турция или Турция - Азербайджан". В результате журналист приходит к выводу, что у России "есть верные симптомы великоимперского подхода" к вопросу урегулирования карабахского конфликта, так как Президент РФ Владимир Путин придерживается позиции, призванной удовлетворить и армян, и азербайджанцев.

По большому счету смысл статьи понятен. Прослеживается мысль, что стратегическое партнерство обязывает к проармянской политике, невзирая на другие интересы России на Южном Кавказе. Идеи навеяны, по всей видимости, выступлениями Константина Затулина, находившегося недавно в Ереване в составе делегации Москвы, возглавляемой мэром Юрием Лужковым. Но почему-то позитивная деятельность москвичей, направленная на углубление экономических связей, оказалась вне поля зрения газетчика. А разве это не факт стратегического партнерства? Не есть ли это усиление Россией своего геополитического союзника? Разве не очевидно, что у России разное качество отношений с государствами региона?

Разумеется, у Кремля есть конкретные обязательства перед Арменией как членом военно-политического союза (ОДКБ). Но подобного рода взаимных обязательств у России нет в отношениях с Грузией и Азербайджаном. Вот уже много лет в Грузии не решаются базовые вопросы: не восстанавливается территориальная целостность, не корректируется однополюсный по своей сути антироссийский политический курс. Все это консервирует неприязнь между Грузией и Абхазией, Грузией и Осетией. Вместо попыток сглаживать конфликты из Тбилиси звучат необоснованные обвинения в адрес Москвы#

Вспомним, что карабахский конфликт в советское время вызывал раздражение Центра. С момента обретения Арменией независимости в армяно-российских отношениях не было какого-либо негативизма ни по одному вопросу. Эти отношения все время развивались по восходящей линии, а за последние годы многое сделано в сфере экономики, которая начала развиваться и Армения ликвидировала свои задолженности перед Россией.

Или вот еще одно веское подтверждение тому, что Россия озабочена проблемами Армении. На неофициальном саммите СНГ в Киеве Владимир Путин откровенно высказался о необходимости открыть сквозное железнодорожное сообщение через Абхазию до Армении. Никогда ранее транспортные интересы Армении не лоббировались на столь высоком уровне (во всяком случае публично). Разумеется, для Армении такое развитие событий - несомненное благо, потому как транспортные коммуникации, связывающие республику с внешним миром, либо перекрыты, либо неэффективны (в случае с Грузией - из-за высоких таможенных сборов, а в случае с Ираном - из-за отсутствия железнодорожного сообщения и нерешенности раздела Каспийского моря). Словом, на смену не оправдавшего себя идеологического объединения приходит экономическая доминанта. Об этом говорит и создание российско-украинского газового концерна, аналогичных объектов в Молдове и других странах СНГ. Армения в этой связи создала позитивный для России прецедент.

Вернувшись из Москвы, Роберт Кочарян заявил, что "повестка дня двусторонних армяно-российских отношений всегда будет насыщенной". Команда Лужкова, прибывшая в Ереван, на деле подтвердила президентский тезис. Торгово-экономическая сфера получила новый импульс: между двумя столицами, на долю которых приходится основная часть экономических связей, подписаны соглашения по программам сотрудничества на 2003-2004 годы. Выясняется, что российская столица нуждается в армянских стройматериалах, в коже для пошива обуви, рениевой руде, которая используется для производства лопаток турбин. Армения же - в запчастях к лифтовому хозяйству, уборочной технике и т. п.

Посол России в Армении Анатолий Дрюков по этому поводу заметил, что если не будет экономики, не будет и политики. Нам надо по-новому осознать современную ситуацию и пересмотреть свои эмоциональные подходы, трансформируя их в здоровый прагматизм. Сегодня нам уже не нужен политический популизм, подчеркнул дипломат. В сотрудничестве с Арменией заинтересованы многие российские гиганты промышленности. В качестве конкретного примера он назвал "Российский алюминий". Завод "Арменал" по праву считается лучшим армяно-российским проектом. Кстати, на днях Роберт Кочарян посетил это предприятие и был удовлетворен достигнутыми показателями.

Сразу после отъезда московской делегации в Ереване началось очередное, 5-е заседание армяно-российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В повестке дня - утверждение программы мероприятий, обеспечивающих выполнение договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве до 2010 года. Будет также решен вопрос о передаче Армянской АЭС в доверительное управление Российской Федерации. Сопредседатель армяно-российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, глава оборонного ведомства республики Серж Саркисян в своем выступлении подчеркнул, что интеграция экономик двух стран необходима. Министр отметил также бесспорную важность стратегического партнерства. По его словам, об успешном экономическом сотрудничестве двух стран свидетельствуют свыше 500 действующих совместных предприятий. В экономику республики ожидаются российские инвестиции, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Такова правда об армяно-российском партнерстве и попытки исказить ее просто не уместны.




PanARMENIAN.Net,
13 февраля 2003

Бесспорно, это был геноцид - таков вывод экспертов Международного центра правосудия, исследовавших события 1915-го года

Правители Турции, увлеченные подготовкой к войне против Ирака, не успели еще осознать всю серьезность последствий, которые будет иметь вердикт, оглашенный в понедельник в Нью-Йорке руководством Международного центра правосудия переходного периода. Эта влиятельная организация подтвердила, что имевшие место в Османской Турции трагические события 1915-23-го годов являются ничем иным, как геноцидом армянского народа. Исследование, проведенное экспертами Центра, позволяет им утверждать, что преступление, совершенное млодотурецким правительством, полностью соответствует международному определению геноцида, и бесспорно подпадает под Конвенцию о наказании за осуществление геноцида, принятую Организацией объединенных наций в 1948-м году.

Напомним, что инициатором проведения своеобразной экспертизы на предмет соответствия событий 1915-го года правовому определению геноцида выступила в свое время Армяно-турецкая комиссия по примирению. Как известно, выслушать авторитетное мнение специалистов Международного центра правосудия желали изначально обе стороны этой общественной структуры, созданной два года назад с целью смягчения противоречий между Анкарой и Ереваном. Под документом, в котором содержится просьба к руководству Центра изучить проблему и поделиться выводами, стоят подписи всех пяти турецких членов комиссии. Однако, совершенно неожиданно в декабре 2001-го турецкая сторона в одностороннем порядке обратилась в Международный центр правосудия с требованием воздержаться от рассмотрения вопроса о правовом определении действий, предпринятых османским правительством против коренного населения Западной Армении. В знак протеста против несогласованных шагов турецких партнеров армянские члены комиссии заявили о прекращении своей работы и предложили считать этот орган распущенным.

Столь жесткая реакция армянского крыла комиссии, представляющего неправительственные структуры Армении и армянские общины Америки, Европы и России, было для Анкары несколько неожиданным. Диалог удалось восстановить лишь благодаря не афишируемым усилиям американских посредников, по-видимому, обладающих механизмами воздействия на стороны. (Не секрет, что Госдепартамент США причастен к инициаторам формирования комиссии по примирению.) Предпринятая попытка возобновить контакты проходила уже в несколько ином формате. Первая после фиаско комиссии встреча ее учредителей была представлена журналистам как совещание "Группы армяно-турецких контактов". Впрочем, от смены афиши ничего не изменилось. В прессе эту структуру называют старым именем, да и сами ее члены со временем забыли, что договорились об изменении названия. Диалог продолжается, хотя многие представители политической элиты Армении и диаспоры считают, что комиссия стала орудием турецкого правительства в противодействии признанию факта геноцида. Однако, решение Международного центра правосудия, думается, поможет противникам этой точки зрения. Ведь вопреки воле турецкого крыла комиссии ее армянским членам все-таки удалось добиться рассмотрения вопроса о геноциде в высокой международной инстанции. Очевидно, что оглашенный в Нью-Йорке вердикт пополнил список аргументов, используемых армянскими лоббистами, ведущими разъяснительную работу в парламентах европейских и американских государств. Следует признать, что комиссия по примирению имеет в этом немалую заслугу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ