Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Борьба за русские школы в Латвии продолжается

А.Докучаева, Е.Роберова

В Латвии продолжается наступление на права национальных меньшинств. Более трети населения страны, для которых родным языком является русский, лишаются права дать школьное образование своим детям на родном языке.

22 января с.г. Сейм Латвии принял во втором чтении поправки в Закон об образовании, которые лишают русских школьников возможности получить среднее образование на русском языке. Если поправки войдут в Закон, то с сентября 2004 года в десятых классах школ национальных меньшинств на государственном языке будут преподаваться все предметы за исключением родного языка и предметов, связанных с национальной идентичностью и культурой. 

Уже почти год Латвия бурлит акциями протеста против проводимой школьной реформы. В мае 2003 года около 15 тысяч рижан требовали сохранения полноценной русской школы. Более 107 тысяч подписей собрано за сохранение среднего образования на русском языке. Прошли десятки акций протеста, в которых участвовали и родители, и школьники. 22 января около 2000 школьников русских школ в пикете у стен Министерства образования Латвии требовали сохранения полноценного среднего образования. На решение Сейма по поправкам к Закону об образовании, принятых во втором чтении, 8 рижских школ ответили забастовкой. 23 января школьники провели свои уроки возле стен Министерства образования. Но ни госчиновников, ни депутатов правых партий Сейма не трогают голоса детей, отстаивающих свое право учиться на родном языке. 

Министр образования Карлис Шадурскис произошедшего не видел, поскольку находился в командировке. Но, тем не менее, прокомментировал забастовку так: "Я считаю ниже своего достоинства говорить с молодыми людьми, которые употребили алкоголь и орут". Шадурскис считает, что из-за пикета был нанесен ущерб учебному процессу, и обещал, что после выяснения обстоятельств "конкретным людям придется отвечать". Шадурскис сказал, что попытается выяснить, кто из директоров школ организовал автобусы, на которых дети приехали в центр города, и обещал наказать непокорную администрацию. "Наказание будет самым разным — они могут как получить выговор, так и быть освобождены от работы",— сказал министр образования. По мнению же Шадурскиса, противники реформы образования манипулируют не имеющей информации молодежью.

После состоявшихся акций протеста сотрудники отделов Главного полицейского управления Риги, не называя причин, по телефону, а также письменно требовали, чтобы школы предоставили информацию о том, сколько учеников 22 января опоздало на занятия. Госбюро по правам человека обратилось к Госполиции с просьбой объяснить, на каком основании стражи закона требовали от школ с русским языком обучения предоставить такую информацию. Ведь именно в этот день около здания сейма состоялся митинг. Госбюро по правам человека выражает опасения, что таким образом может быть необоснованно ограничена свобода слова и собраний; поэтому оно просит объяснить, кто распорядился собрать эту информацию, какова причина и законность такого требования, а также, почему такая информация затребована полицией только от школ национальных меньшинств и только именно за 22 января. Пока Госполиция никак не комментирует просьбы Госбюро по правам человека.

28 января  после прений, продолжавшихся более трех часов, парламентская комиссия по образованию, культуре и науке решила отказаться от поправок к закону об образовании. Согласно решению депутатов, школы смогут свободно выбирать, какие предметы с 1 сентября 2004 года преподавать на государственном, какие — на родном языке. Комиссия одобрила внесение в закон нормы, согласно которой в 10-х классах школ со следующего учебного года на латышском языке будут преподавать 60% предметов, а остальные 40% — на родном языке. Распределение предметов по языкам школы должны будут согласовать с вышестоящими учреждениями образования.

Депутаты также отклонили предложение крайне правых о том, что руководителями учебных заведений и учителями могут работать только граждане Латвии.

На заседании комиссии широкая дискуссия развернулась по предложению фракции объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) разрешить детям-сиротам продолжать обучение на государственном языке или языке, на котором оно было начато. Принята поправка ЗаПЧЕЛ, так что эти дети смогут учиться в школе на том языке, на котором начинали учебу до того как стали сиротами. До этого закон предусматривал, что дети-сироты должны учиться на государственном языке.

В то же время комиссия отклонила предложение ЗаПЧЕЛ разрешить защищать академические степени магистра или бакалавра на родном языке, обеспечивая за свои средства перевод. Министр образования и науки Карлис Шадурскис по этому поводу заметил, что требование о защите бакалаврской или магистерской степени на госязыке является категорическим, а защититься на доктора в Латвии уже сейчас можно на родном языке, обеспечив перевод.

Осталось за бортом компромиссное соглашение, предложенное Министерством образования в прошлом году, по которому 60% предметов могли бы изучаться на родном языке. С решением Комиссии, которое будет вынесено 5 февраля на голосование депутатам, не могут согласиться защитники русских школ. Их «не может устроить такой диктат под видом компромисса».  Штаб призывает родителей и школьников  на встречу с депутатами от ЗаПЧЕЛ у Сейма  в день голосования по закону об образовании. Насильственное насаждение государственного языка не сделает его более любимым, но рождает экстремистские формы протеста, которые дестабилизируют и раскалывают общество.

Ниже публикуем материалы о январских событиях в Латвии. Фотографии предоставлены журналистами газеты «Ракурс».




Обращение к защитникам русских школ - Судьба Закона об образовании зависит от нас

Штаб защиты русских школ, 29.01.2004

Беспрецедентное по массовости и смелости непосредственное вмешательство школьников и их родителей в законодательный процесс 22 и 23 января у зданий Сейма и Министерства образования в Риге, подкрепленное акцией солидарности в Вентспилсе, оказало отрезвляющее действие на утративших чувство реальности правящих политиков.

Не прошло и недели, как сделали они полшага назад и уже не считают, что в русской средней школе можно изучать на родном языке лишь сам язык, русскую литературу и искусство игры на балалайке. Якобы компромиссное предложение установить в Законе об образовании пропорцию 40 на 60 процентов внесли в ответственную комиссию параллельно как патентованные "интеграторы", так и откровенные реваншисты. Ограничение преподавания на русском языке 40 процентами учебных часов устраивает, оказывается, и тех, и других. До того, чтобы узнать мнение самих школьников и их родителей, власти пока не доросли. 28 января ответственная комиссия Сейма в очередной раз отклонила ВСЕ предложения фракции ЗаПЧЕЛ и других депутатов, представляющих интересы нелатышей. Эти предложения предусматривали законодательные гарантии сохранения полноценного среднего образования на русском языке и обеспечивали реальное освоение латышского языка русскими школьниками. Теперь нам пытаются под видом подарка преподнести все ту же пропорцию — 40 на 60 процентов, отвергнутую еще митингом 23 мая. Ее навязывают нам, словно не было 107 000 подписей за сохранение русской школы, митинга 4 сентября и десятков маршей и пикетов, страсбургской поездки молодежи и восьми месяцев непрерывной борьбы за наши школы. Русскую языковую общину не может устроить такой диктат под видом компромисса.

Мы призываем учеников, родителей и учителей подтвердить свою решимость отстоять русскую школу в день последнего рассмотрения Закона об образовании, в четверг, 5 февраля, в 8.45 у Сейма и Президентского замка, где состоится встреча с депутатами ЗаПЧЕЛ. Вместе мы победим!




газета «Ракурс», Рига,
24 января 2004

О работе над ошибками

Яков Плинер, председатель фракции ЗаПЧЕЛ

Латвийские власти допустили их слишком много в области образования

24 января 2004г., доктор педагогических наук, член штаба защиты русских школ

Отвечает ли законодательство Латвии в области образования национальных меньшинств международным стандартам? Решайте сами.

Во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.), к которой Латвия присоединилась 4 мая 1990 г., в статье 26, п.3. сказано: Родители имеют права приоритета в выборе образования для своих малолетних детей (возраст детей в Латвии определен до 18 лет - Я.П.)

Заглянем в Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (ООН, 1992 г.), статья 4, п.3. В ней говорится: Государство принимает соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Совет Европы, 1994 г.). Латвия подписала Конвенцию в 1995 году, но единственная из стран-кандидатов в ЕС до сих пор ее не ратифицировала. В статье 14, п.2. сказано: В регионах со значительным или традиционным присутствием лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, стороны, насколько это возможно и в рамках своих образовательных систем, в случае достаточной потребности в этом, стремятся обеспечить, чтобы лица, принадлежащие к этим меньшинствам, имели надлежащие возможности изучать язык своего меньшинства или получать образование на этом языке.

Гаагские рекомендации в отношении прав на образование для национальных меньшинств (Фонд межэтнических отношений, 1996 г.) допускают образование на родном языке: начальное, основное, среднее, профессиональное, а при наличии значительного количества представителей нацменьшинств и высшее - при качественном изучении государственного языка.

То, что некоторые еврокомиссары после посещения Музея оккупации и обильного ужина утверждают, что латвийский закон об образовании и, в частности, «Реформа-2004», соответствует евростандартам, меня не убеждает.  А вас, уважаемые читатели?

Как-то американский доктор философии, руководитель фракции «Новое время» в Сейме г-н Кариньш, который и министром сельского хозяйства Латвии был готов служить, и от поста министра  иностранных дел вроде не отказывается, заявил: латвийские нацменьшинства должны быть благодарны за то, что государство тратит деньги на их школы. Мол, нигде в Европе такого нет. А министр образования г-н Шадурскис утверждает, что Латвия для образования нацменьшинств и сейчас делает больше, чем этого требует рамочная конвенция.

Или эти VIP-персоны сами некомпетентны, или всех нас считают безграмотными тряпками. Я, например, не люблю и не приемлю, когда меня в солидном обществе держат за идиота. А вы, уважаемые читатели?

В послевоенной Европе было создано несколько организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие миноритарных () языков и культур, на сохранение самобытности этнических меньшинств без ограничений в доступе к общенациональному образованию. Разработана Европейская хартия региональных или миноритарных языков (European Charter Regional or Minority Languages), предусматривающая обязательства  стран-участниц по всестороннему сохранению и развитию на их территории миноритарных языков.

Позиция ЕС в отношении использования языков основывается на том, что в условиях экономического, монетарного и, частично, политического объединения Европы, населяющим ее народам ни в коем случае не следует отказываться от широкого использования родных языков в различных сферах деятельности, включая и сферу образования. Хотя ЕС и считает образование внутренним делом каждого государства.

Опыт Европы последних лет наглядно свидетельствует о том, что расширение функций миноритарных языков вовсе не мешает функционированию общегосударственного языка, не препятствует сохранению общегосударственного единства. То есть все с точностью до наоборот утверждениям наших доморощенных радикальных политиков.

Несмотря на наличие целого ряда общеевропейских документов, формулирующих основы языковой политики, степень использования миноритарных языков в системах образования различных стран существенно различается.

Их можно классифицировать следующим образом:

1. Страны, в которых языки нацменьшинств используются в качестве средства обучения и предмета изучения:

А) во всех школах страны (Андорра, Люксембург);

Б) в школах отдельной части страны (Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Польша, Румыния, Соединенное Королевство, Финляндия, Швеция).

2.  Страны, в которых языки нацменьшинств используются в качестве предмета изучения:

А) как обязательный во всех школах страны (Ирландия, Швейцария);

Б) как обязательный в школах отдельной части страны (Нидерланды);

В) как факультативный в школах отдельной части страны (Германия, Франция).

Так что римская формула pluribus unum - единство в многообразии - и в наши дни становится все более актуальной.

Права, как известно,  не дают. Их берут. Потому-то Штаб защиты русских школ призывает всех - родителей, молодежь, педагогов определиться, хотим ли мы, чтобы наши дети учились в школе преимущественно на родном языке (языке семьи. - Я.П.) с хорошим изучением и знаниями латышского языка? Если да, то нужно не только обсуждать проблему на кухнях, а активно поддерживать все начинания штаба. Штаб никогда никого не призывал, не призывает и не призовет действовать экстремистскими методами. Только в рамках закона!

Наши требования не выходят за рамки духа и буквы документов демократической Европы.

Наши требования созвучны закону ЛР об учебных заведениях, который 8 декабря 1919 года подписал Янис Чаксте. Дети в школах должны обучаться преимущественно на языке семьи. Сама школа определяет, какие предметы изучаются на латышском или билингвально. МОН определяет объем и порядок сдачи экзаменов по латышскому языку. Все другие экзамены сдаются на том языке, на котором изучался предмет или который выберут сами дети.

Казалось бы, все ясно, понятно и никакой велосипед изобретать не нужно. Но «низзя», говорят политики правящих партий, распираемые, как мыльный пузырь, «заботой» о наших детях.

«Реформу-2004» и реформой-то назвать нельзя. Это фарс, превращенный в трагедию. Качество образования детей по сравнению с 1991 годом ухудшилось. Свыше десяти тысяч учащихся «ушли» из школ, так и не получив должного образования, а многие-то и вообще не посещают школу. Сколько детей, кто сдает латышский на 1 - 6 баллов!  Таких девятиклассников в прошлом учебном году было 51,4 процента. Они не смогут по новому сценарию учиться в средней школе и ПТУ.  И знает только Бог, в кого они превратятся. Хотя, пожалуй, и он не знает.

В недавнем истеричном и безответственном заявлении министр  Шадурскис, кроме других «смертных грехов» в духе сталинско-геббельсовской риторики, обвинил Штаб защиты русских школ в нежелании идти на диалог с властями. Наглая ложь. Одним из первых документов штаба было приглашение министра к диалогу. Ему были направлены наши предложения, а также состав переговорной группы. Приходили к нам побеседовать и европосол Эндрю Разбаш, и министр интеграции  Муйжниекс… Лишь министр образования от диалога наотрез отказался…

Бед в образовании Латвии немало, вред педагогам и детям нанесен большой, но поезд еще не ушел. Время для исправления ошибок еще есть, и мы открыты для истинного, а не мнимого диалога. Мы всегда готовы к разговору во благо наших детей и внуков. Нам чужого не надо, но и своего не отдадим.




24 января 2004г., газета «Ракурс», Рига

Дети бастовали по-взрослому

Александр Гурин

Обсуждение в Сейме поправок к закону «Об образовании» вызвало в рижских школах мгновенную реакцию: на следующий же день тысячи учащихся направились не на уроки, а на акцию протеста.

Пожалуй, ни в одной стране мира министерство образования не пользуется такой известностью у детей, как в Латвии. В пятницу у этого учреждения вновь собрались тысячи школьников. Как мне рассказали участники школьной забастовки, в одном из классов на урок отправились лишь четыре ученика, остальные пошли протестовать.

Акция проводилась как встреча с депутатами Сейма и Рижской думы от ЗаПЧЕЛ. По оценке председателя фракции ЗаПЧЕЛ в Сейме Якова Плинера у министерства образования в пятницу собрались более двух тысяч школьников. Ребята держали в руках плакаты: «Бастует 96-я школа», «Руки прочь от 63-й школы!», «76-я школа бастует».

Учащиеся пропустили уроки вовсе не из-за нежелания учиться. Напротив, они даже очень хотят учиться и получить качественное образование. Поэтому настаивают на сохранении русских средних школ. Один из плакатов гласил: «Почему Шадурскис получил образование на родном языке, мы хуже?»

Всего в забастовке и во встрече с депутатами участвовали ученики восьми рижских школ. С раннего утра они большими группами подходили к министерству образования. А затем почти два часа, не обращая внимания на мороз, скандировали: «Руки прочь от наших школ!» Причем так громко, что неподалеку от Пороховой башни собеседники с трудом могли слышать друг друга. Периодически к протестовавшим прибывало подкрепление – новые колонны учащихся.  Их приветствовали еще более громогласно. 

Многие стояли у министерства образования  в майках с надписью: «Русской школе быть!», а один смельчак не побоялся написать этот лозунг на груди и, невзирая на холод, демонстрировал и лозунг, и тело.

Прохожие реагировали на акцию протеста по-разному. Одна женщина даже бросила сквозь зубы -  kilnieki (заложники), подразумевая, что школьников вовлекают в акции протеста взрослые. Но пятничные события как раз показали, что дети прекрасно все понимают. Члены штаба защиты русских школ рассказали корреспонденту «Ракурса», как в четверг учащиеся 63-й школы сами нашли их,  сами попросили майки с лозунгами, спрашивали, где и когда состоится встреча с депутатами. Довелось слышать и рассказ о том, как школьник растеряно спрашивал утром депутата Сейма, что ему делать: мол, друзья идут протестовать, а ему мама строго-настрого повелела идти на урок…

От министерства образования школьники прошли к памятнику Райниса и к памятнику Барклаю де Толли. Затем они спокойно разошлись, соблюдая общественный порядок.

И последнее. В интервью латышским газетам немало должностных лиц внушали читателям, что часть родителей школьников просто плохо информирована о сути реформы, что надо вести разъяснительную работу. Но вот две тысячи школьников почти два часа стояли у министерства образования, и никто из чиновников не решился выйти из здания и поговорить с ними. Да и что они могли сказать? 




www.rusedina.org,
26 января 2004

«Латвия для латышей»

Семен Ахонен

В Латвии все решения принимаются исключительно в интересах титульной нации

Вряд ли депутатскому большинству латвийского сейма (парламента) понравится сравнение с фашистами, которое все чаще звучит во время протестов русскоязычного населения в этой стране. Вместе с тем цивилизованному человеку трудно понять, зачем понадобилось нынешним руководителям республики натурализовать и ассимилировать все национальные меньшинства. Очевидно, что в современном взаимосвязанном мире любая страна только выигрывает от многоообразия языков и национальных культур народов, живущих вместе.

Так, взаимообогащаясь и передавая друг другу самобытные знания и опыт, англоязычные и испаноязычные американцы, выходцы из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии сделали свою родину США поистине процветающей и богатой страной. Пожалуй, сегодня это наиболее показательный пример. В Соединенных Штатах созданы все условия для того, чтобы люди различных национальностей не только приобщились к ценностям американской культуры, но и не забыли свои корни, традиции, обычаи и родной язык. Наверное, "цивилизованным" правителям Латвии было бы интересно узнать, что в школах, колледжах, университетах, вооруженных силах одной из самых демократических стран мира постоянно организуются месячники латиноамериканской культуры, культуры народов Юго-Восточной Азии. В рамках этих мероприятий проводятся художественные выставки, литературные чтения, концерты и народные гулянья. Образованные американцы все чаще говорят не только на английском и испанском языках, но и на китайском, русском и арабском. Депутатам конгресса США никогда не придет в голову мысль предложить какой-либо закон, ущемляющий права национальных меньшинств, а тем более выдвинуть идею их натурализации и ассимиляции в качестве одной из главных целей развития государства. Тем временем именно такие идеи сегодня целиком и полностью завладели умами латвийской политической элиты.

Очередным шагом на пути лишения национальных меньшинств в Латвии своего родного языка стало принятие сеймом страны поправок к закону "Об образовании". 22 января большинством голосов депутаты запретили преподавание в русских школах республики всех обязательных предметов на русском языке. За эти дикие поправки проголосовало 65 парламентариев, 23 депутата голосовали против, 3 воздержались. Теперь с 1 сентября 2004 года в старших классах средних школ Латвии, в которых реализуются программы образования национальных меньшинств, обучение должно вестись на государственном языке, за исключением предметов, предусматривающих сохранение их национальной и культурной идентичности, то есть русского языка и русской литературы. Ранее этот же закон гласил, что соотношение учебных дисциплин, преподаваемых на латышском и русском языке, должно составлять 60 к 40, к тому же школы могли сами выбирать предметы, которые будут преподаваться на латышском. Сегодня сейм практически лишил учебные заведения выбора. Несмотря на то, что оппозиция в парламенте предлагала оставить право за русскими школами самостоятельно решать, какие учебные дисциплины и в каком объеме преподавать на родном и государственном языке, а также предоставить выпускникам возможность сдавать вступительные экзамены на русском языке, правые партии протащили свой вариант закона "Об образовании".

При обсуждении поправок в сейме представители правых обвинили депутатов из левой оппозиции не только в невежестве, но и в экстремизме, подстрекательстве террористов, "сталинизме" и "пособничестве колонизаторам". Очевидно, именно такими хотели бы видеть латышские "демократы" всех русскоязычных граждан Латвии, которые трудятся на благо своей новой родины. Главная мысль, которая звучала с парламентской трибуны в ходе дебатов, была проста и незамысловата: "Латвия для латышей". Правые еще раз напомнили своем коллегам в сейме и всему миру, что все решения в этой "европейской, демократической стране" принимают только латыши. А кто с этим не согласен, может убираться на все четыре стороны. Нечто подобное в мировой истории уже было. Только тогда это называлось не попыткой натурализации, а обыкновенным фашизмом.

Действующий закон "Об образовании" был принят в 1998 году и сразу стал предметом серьезных дискуссий в латвийском обществе. В 2003 году правительство из-за многочисленных протестов национальных меньшинств разрешило преподавать лишь 60% предметов на латышском языке. Тогда министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис пообещал, что образование на русском языке в Латвии "не будет ликвидировано". Как выясняется, грош цена таким обещаниям. Высказала свое отношение к латышскому закону "Об образовании" и ОБСЕ: 2 декабря прошлого года верховный комиссар этой организации по вопросам национальных меньшинств Рольф Экеус одобрил "реформу" русских школ. "Правозащитник" заявил, что "понимает аргументы Латвии, которая хочет содействовать процессам натурализации". Быстро же благополучная Европа забывает горькие уроки национальной исключительности.

Истинную цель нового варианта закона "Об образовании" сформулировал депутат сейма Я.Плинер: "Я думаю, властям не нужно, чтобы дети знали язык – им нужно, чтобы они знали свое место". По оценкам специалистов, с введением новых правовых норм почти 40 процентов русских детей просто не смогут учиться в средней школе из-за плохого знания латышского языка. Около половины русскоязычных абитуриентов не смогут сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения и профессионально-технические училища Латвии после окончания средней школы. В день принятия варварского закона более 2 тысяч человек участвовали у здания сейма в акции в защиту русских школ. В основном это были школьники. Они первыми сказали "нет фашизму!" Сегодня просто необходимо, чтобы борьбу этих детей за свое будущее и право на образование поддержала страна, вынесшая главное бремя борьбы с фашизмом, страна, за право быть частью культуры которой выступают русские школьники.




Час,
28 января 2004

Ошибку исправят. Что будет дальше?

Игорь Ватолин

Сегодня комиссия Сейма по образованию, культуре и науке рассмотрит новые поправки к третьему чтению Закона об образовании. Беспрецедентная солидарность латвийского общества в осуждении парламентского голосования во втором чтении заставила правящих отступить и вернуться к норме 40:60. Даже президент Вайра Вике-Фрейберга назвала промежуточный вариант закона «крайне неуклюжим» и предупредила, что провозглашать это юридическое уродство не будет.

На вчерашней встрече с прессой президент Вайра Вике-Фрейберга заверила: если поправки останутся в нынешней редакции, она непременно вернет их на повторное рассмотрение в Сейм. По мнению президента, нынешняя формулировка позволяет множественное истолкование, таким образом, парламентарии отступили от согласованной ранее пропорции 40:60 в пользу госязыка.

Не устроило президента и пояснение министра образования Карлиса Шадурскиса. Он пообещал представить список предметов, которые можно преподавать на родном языке, но так его и не составил. Президент подчеркнула, что реформы в образовании должны преследовать единственную цель - «формирование интеллектуально подготовленных, хорошо интегрированных в общество молодых граждан, способных действовать в условиях современного мира и владеющих государственным языком».

Вайра Вике-Фрейберга выразила надежду, что эта цель понятна и депутатам Сейма и они не будут рисковать будущим детей «ради сбора политического урожая». Она призвала депутатов не использовать реформу как повод для «выпячивания себя за счет детей» и помнить о своем долге перед «детьми и всем народом».

Заявление президента поставило последнюю точку в оценке скандальной, инспирированной «тевземцами» поправки.

К концу вчерашнего дня партии правящей коалиции (кроме радикалов ТБ) внесли следующую поправку к третьему чтению: при преподавании на родном языке в рамках пропорции 40:60 не ограничивать выбор предметов этнокультурной спецификой. Вариант правящих был согласован с министерством образования, секретариатом министра по делам общественной интеграции общества и даже латвийским МИДом.

Сохраняя хорошую мину при зашедшей в тупик игре, председатель комиссии Янис Страздиньш (СЗК) пытался трактовать очередные поправки как «простое уточнение ранее сделанного».

Левые - ЗаПЧЕЛ и ПНС - считают, что правительственная коалиция спешит исправить допущенную ошибку. Переданные вчера комиссии 12поправок ЗаПЧЕЛ и 8 ПНС идут куда дальше, чем возвращение к соотношению 40:60.

Характерно, что некоторые из поправок двух левых сил (о возможности сирот продолжать учиться на языке, на котором начали получать образование, о финансировании частных учебных заведений) совпадают. Кроме того, «пээнэсы» требуют, чтобы выбор языка обучения в школах нацменьшинств осуществлялся самим образовательным учреждением по согласованию с учредителем (в основном самоуправлениями).

Существенно переработала свои поправки ЗаПЧЕЛ. В них предлагается:

·         в духе Рамочной конвенции по правам нацменьшинств обеспечить преподавание на языках нацменьшинств согласно «востребованности в обществе»;

·         разрешить средним школам разрабатывать собственную программу (при последующем лицензировании в МОН);

·         сдача экзаменов происходит на языке преподавания;

·         при наличии спроса повышение квалификации может осуществляться не только на государственном;

·         в МОН создать департамент по образованию нацменьшинств;

·         с 1 сентября 2004 года в средних школах нацменьшинств на государственном преподается не менее трех предметов (не считая латышского языка и литературы).

Поправки представил на вчерашней пресс-конференции председатель парламентской фракции Яков Плинер. Он призвал все заинтересованные стороны объединить усилия для предотвращения конфронтации.

- За нами дети - их настоящее и будущее, - обозначил приоритет доктор педагогики Яков Плинер.




«Рамка» - выход из тупика

28.01.2004 Час

Анатолий Каменев

С самого начала было ясно: ликвидация русских школ нереальна - нет ни денег, ни учителей, а нажим чреват выходом ситуации из-под контроля. Настаивая на реализации абсурдной реформы, власти сами себя загнали в тупик.

Между тем тут не надо изобретать велосипед. Есть основополагающий общеевропейский документ по правам человека - Рамочная конвенции о защите прав национальных меньшинств. В ней сказано, что в стране должны быть обеспечены:

* право нацменьшинств получать образование на своем родном языке,

* помощь в овладении официальным языком.

Подписав еще в 1995 году Рамочную конвенцию, Латвия до сей поры ее не ратифицировала. Минувшей весной национал-провокаторы из ТБ/ДННЛ обратились с призывом к премьеру Эйнарсу Репше против ратификации Всеобщей конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств, объясняя, что этот документ для латышей... опасен.

Он действительно опасен, но не для латышей - для Латвии как государства.

Конвенция названа Рамочной, потому что определяет процесс, а не результат. Главная ее статья, 15-я - «Эффективное участие нацменьшинств», обязывает принимать решения с учетом мнения тех, кого они касаются, то есть нацменьшинств. В Латвии этот принцип никогда не выполнялся, что и является причиной нежелания властей ратифицировать конвенцию. Есть весьма зоркая структура - консультативный комитет, в чьи функции входит проверка законодательства и практики государства. Уж он-то сразу обнаружит нарушение 15-й статьи.

Рамочная конвенция является единственным юридическим документом, обязывающим и позволяющим избежать политического торга. Она содержит не автоматическое включение норм, а принцип необходимости - если меньшинства требуют. До сих пор правительства игнорировали эти требования. Как долго это будет продолжаться?

Сейчас сидящие в Сейме партии о необходимости ратификации общеевропейского документа не вспоминают, хотя дружно заявляли, что вот, дескать, пройдет референдум по вступлению в Евросоюз, и начнем дискуссию в обществе. Надо же, мол, объяснить латышам, что никакой угрозы этот документ не содержит и что при ратификации будут внесены оговорки. Референдум прошел, вокруг Рамочной конвенции - тишина.




Еврокомиссар считает ситуацию "сложной"

LETA, 27 января 2004 14:03

Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес назвал "сложной" ситуацию с русскоязычным населением в Латвии.

"Ситуация с русскоязычным населением в Латвии более сложная, чем в других странах Балтии", сказал он в интервью РИА "Новости".

По его словам, в Латвии проживает большое число так называемых неграждан. "Для меня такое понятие просто непостижимо", заявил Хиль-Роблес. Находящемуся в стране большинству необходимо быть открытым к диалогу с меньшинством, считает комиссар по правам человека СЕ.

По его мнению, "национальному большинству необходимо обеспечить безболезненную интеграцию меньшинства в общество, а не устраивать экстраординарные экзамены по истории и языку".

Комиссар по правам человека СЕ считает, что и "национальное меньшинство в этой стране само по себе должно быть активным".

Комментируя ситуацию в других странах Балтии, Хиль-Роблес отметил, что, например, "в Литве такой проблемы вообще не существует, а в Эстонии у национального меньшинства вообще есть право голосовать".

Возвращаясь к проблеме русскоязычного населения в Латвии, Хиль-Роблес заявил, что "он ищет решение".




Час,
28 января 2004

Кому нужен образ врага

Дарья Жданова, Виктор Ночных

Почему протестуют школьники русских школ? Этого вы никогда не узнаете, если будете смотреть новости ЛТВ и читать «Латвияс авизе». Зато убедитесь, что:

а) во всем виноваты подстрекатели из Штаба защиты русских школ,

б) русские школьники не хотят учиться (в том числе не хотят учить латышский),

г) и вообще эти русские не умеют себя вести.

Делить всех на своих и чужих на советском телевидении и в советских газетах было нормой. Похоже, что вытравить из сознания уроки пропагандистов ленинской школы ничем невозможно. Первое правило: если вам нечего сказать по существу, займитесь демагогией, почаще употребляйте бессмысленные выражения вроде «колесо истории нельзя повернуть вспять» и сосредоточьтесь на мелочах. Короче, подмените понятия и главное - создайте образ врага.

Чем успешно и занимается латвийское ТВ (существующее на наши с вами деньги). 22 января в «Панораме» прошел сюжет Айи Кинце о пикете школьников. Из него зритель так и не узнал, что же заставило школьников русских школ выйти к Сейму. Зато ему с любовью показали подростка с бутылкой пива в руке, сопроводив кадры таким комментарием: «Не все холодным утром согревались, громко выкрикивая лозунги. Здесь же сидящие на скамеечке в парке молодые люди тайно почти что выпили полуторалитровую бутылку пива». Как будто на Праздниках песни не употребляют национальный латышский напиток...

На следующий день тему продолжил Мирослав Кодис. На этот раз пива телевизионщики не нашли и пришлось выворачиваться иначе: «С записками от родителей школьники имеют право не посещать занятия только 7 дней за учебный год. Так говорит закон. Сегодня русские школьники во второй раз воспользовались этой возможностью». И опять ни слова о том, что вынудило школьников выйти на улицу на следующий после заседания Сейма день.

Как всегда агрессивна и «Латвияс авизе». Вот заголовок на первой странице «Митингуют, а не учатся» (24.01). Под ним снимок - парень с обнаженным торсом и надписью на груди «Русской школе быть». Пожелавшего эпатировать публику паренька в минувшую пятницу снимали фотографы, пожалуй, всех газет. Но только «Латвияс авизе» представила его как агрессора. На пятой полосе газета продолжила фоторяд. Вот подписи под снимками: «Вскидывая вверх кулаки, школьники воинственно выкрикивали «Нет реформе!» и другие лозунги», «Большие массы школьников, которые с места проведения митинга у министерства образования потекли на Эспланаду, местами заблокировали движение», «Депутат от ЗАПЧЕЛ Яков Плинер в мегафон пытался перекричать школьников, безуспешно призывая не сходить на мостовую и не мешать движению». В тексте тот же Плинер, ряд депутатов Сейма и Рижской думы названы подстрекателями. Много места отведено описанию того, как кто-то попал снежком в корреспондента информагентства и полицейский автобус. Вот, оказывается, что было главным в пятницу! О сути протеста сказано лишь, что школьники требовали отложить намеченный на этот год перевод русских школ на преподавание в основном на латышском языке. И опять ни слова о принятом накануне решении Сейма.

Образ врага «Лауку авизе» продолжает лепить из номера в номер. В понедельник, 26 января, «На политконцерте вербуют для новых протестов» - так назвал Эйнарс Козловскис репортаж с рок-концерта в Даугавпилсе «Рок за русские школы». Опять масса деталей и опять - попытка показать, что школьников не интересует деятельность Штаба, распространившего среди зрителей анкеты с вопросами об их возможном участии в проводимых защитниками русской школы акциях. Однако опрос школьников опровергает потуги корреспондента.

Вчера «Латвияс авизе» напечатала комментарий Волдемарса Крустиньша под крупным заголовком «Истерия». В частности, он обвинил «Час» в том, что это он заварил кашу протестов. Извините, не «Час», а Сейм принял закон об образовании. При вашем, господин Крустиньш, горячем одобрении (не будем говорить - «подстрекательстве»).

«Не надо спекулировать на проблемах», - справедливо пишет в «Латвияс авизе» (24.01) бывшая преподавательница Анда Лице. И продолжает: «У тех, кто стал гражданами, они такие же, как и у коренных жителей». Ой ли! Латышских школьников никто не заставляет сегодня учить на родном лишь язык и литературу, как это власти пытаются навязать русским. В том числе и гражданам.




DELFI, LETA 27 января 2004 16:12

Церковь вступилась за русскую диаспору

Синод Латвийской православной церкви и Совет Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины выступили с заявлениями по поводу политики властей Латвии в области образования.

РИА "Новости" сообщает, что синод и совет критикуют принятые сеймом во втором чтении поправки к закону об образовании. По мнению синода, ситуация, в которой оказались русскоязычные школьники и их родители, не является нормальной. Синод считает, что "властям необходимо искать диалог с русской диаспорой, вместо того, чтобы ужесточать нормы закона об образовании".

В обращении Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины отмечается, что "последние события в стране, когда на улицы Риги вышли русскоязычные школьники, протестующие против ужесточающих поправок к закону об образовании, не позволяют староверам оставаться в стороне". Как говорится в обращении, власти "не должны забывать, что русские в Латвии — не пыль на ветру, не пришлые гости, а часть истории этой страны".

"Мы считаем, что наши дети вправе получить на родном языке достойное образование в стране, на благо которой старообрядцы трудились несколько веков", — отмечают старообрядцы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ