Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №102(15.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

30 июня. Коллегия Министерства просвещения ПМР вновь подняла вопрос о развитии образования на молдавском и украинском языках.

Статистика показывает, что значимость молдавского и украинского языков в системе образования Приднестровья постепенно повышается. На молдавском языке сегодня обучается около 5 тысяч детей, на украинском – более 700. Существует комплекс национальных и смешанных школ. 33 из них – молдавские, 15 – русско-молдавские, 7 – украинские. Есть возможность получить и профессиональное образование на родном языке – в Приднестровском государственном университете и колледжах открыто около 60-ти молдавских и украинских групп. Украина в последнее время активно работает в образовательном поле Приднестровья, открывает филиалы региональных вузов.

30 июня. В Тирасполе на заседании Коллегии Министерства просвещения ПМР обсуждались итоги аттестации выпускников средних школ. В 2004 году выпускные экзамены сдавали более 8 тысяч девятиклассников и около 5,5 тысяч одиннадцатиклассников. 760 школьников выдержали «выпускную сессию» с отличием, 227 из них стали медалистами. 95 человек окончили среднюю школу с золотой медалью.

Коллегия отметила тенденцию уменьшения общего количества выпускников. За последние три года  количество выпускников 9-х классов сократилось в целом на 10,2%, а 11-х классов – примерно на 1,2%. Эксперты связывают это с демографическими проблемами, характерными для стран постсоветского пространства (в том числе и для Приднестровья).

30 июня. По данным агропромышленного департамента РМ "Молдова-Вин", ежегодно на рынках России продается до 250 млн. бутылок молдавских вин. В минувшем году они составили две трети объема продаж винно-коньячной продукции. За пять месяцев 2004 года на российском рынке было продано винодельческой продукции на 116 млн. долл. США, что на 28 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

1 июля. Президент РМ В.Воронин выступил с инициативой "Гарантия демократических процессов и свобода СМИ" Суть нового проекта он изложил во время встречи со специальным представителем Генерального секретаря Совета Европы в Молдове В.Филипповым и с заместителем главы миссии ОБСЕ в Молдове Н.Брэноном. Президент обратился к представителям этих международных организаций с просьбой довести данную инициативу до сведения Совета Европы и Европейского Союза.

«К сожалению, в последнее время в ряде средств массовой информации и некоторыми оппозиционными партиями все активнее проводится мысль о том, что будущие парламентские выборы будут якобы сфальсифицированы властью, что демократические стандарты в Молдове будут попраны, а независимые и общественные СМИ станут объектом репрессий и преследований. Совершенно очевидно, что это - несомненная провокация, отражающая не только уровень политической культуры некоторых оппонентов нынешней власти, но и их желание создать в предвыборном году обстановку правовой дестабилизации, вызвать недоверие в стране и за рубежом к способности нашего государства развиваться в рамках современных европейских стандартов и ценностей. Такой позиции можно противопоставить только одно - дальнейшую модернизацию демократических институтов в Республике Молдове, совершенствование правовых условий функционирования независимых и общественных средств массовой информации», сказал молдавский руководитель.

1 июля. Президент РМ В.Воронин не будет участвовать в мероприятиях, посвященных 500-летию со дня кончины господаря Штефана чел Маре, которые состоятся завтра в Путне (Румыния), сообщили в пресс-службе главы государства. На встрече с президентом Румынии И.Илиеску, которая состоялась недавно в Стамбуле на саммите НАТО, В.Воронин обусловил свое участие в мероприятиях в Путне подписанием Декларации об отношениях между двумя государствами.

1 июля. Отрицательное заключение дал Кабинет министров РМ на проект закона о пересмотре системы выборов в Республике Молдова. В проекте предлагается отменить систему выборов парламента по одному общенациональному избирательному округу и вернуться к одномандатной избирательной системе, при которой избиратели голосуют за определенного кандидата, а не за список. Вместе с тем, согласно упомянутой законодательной инициативе, надлежит параллельно сохранить и общенациональный округ на базе политических партий.

Кабинет министров объяснил свое отрицательное заключение тем, что  законопроект "не вписывается в конституционные нормы и нормы Кодекса о выборах и требуют значительных затрат".

1 июля. «Круглый стол», который запланировал провести в Тирасполе  молдавский филиал хельсинского комитета «по правам человека», не состоялся из-за массового протеста приднестровской общественности. Глава филиала Ш.Урыту под защитой сотрудников милиции ПМР, охранявших его от разъяренных приднестровцев, покинул Тирасполь, так и не решившись начать мероприятие.

1 июля. Министерство промышленности РМ подписало два дополнения к Соглашениям о производственном сотрудничестве, заключенным с Министерством промышленной политики Украины и Министерством промышленности Республики Беларусь, подписанным в 1998 и 1996 годах, уточнили в Управлении внешних отношений и европейской интеграции Министерства. Минпром Молдовы ныне договаривается с Министерством промышленности и энергетики России о подписании дополнения к Межправительственному соглашению о производственном сотрудничестве, заключенному в 1998 году. Это дополнение Министерство промышленности подписало аналогичные соглашения с профильными ведомствами Киргизии и Азербайджана. В настоящее время ведутся переговоры о подписании такого рода документов с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией.

1 июля. Фермеры вправе добровольно передавать принадлежащие им на правах собственности наделы сельскохозяйственным производственным кооперативам. При этом кооперативы могут пользоваться этими наделами не более 30 лет. Это предусмотрено в законопроекте об изменениях и дополнениях в закон о производственной кооперации, который был принят депутатами парламента РМ в первом чтении.

Депутаты мажоритарной фракции коммунистов посчитали законопроект "очень важным для оздоровления сельского хозяйства". По их словам, его внедрение позволит обрабатывать сообща большие площади земли, что даст возможность использовать новые технологии и получать прибыль.

Депутаты от оппозиции подвергли документ резкой критике. Они считают, что он преследует цель "новой насильственной коллективизации в сельском хозяйстве и покушением на конституционное право частной собственности".

2 июля. Миссия ОБСЕ распространила заявление, касающееся событий, произошедших в Тирасполе, когда 1 июля жители города не дали группе Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове совместно с приднестровскими депутатами А.Радченко и Н.Бучацким провести семинар на тему «Техника и мониторинг нарушения прав человека».

Миссия ОБСЕ воспринимает события в Тирасполе  как препятствие независимой правозащитной деятельности, как «грубое вмешательство в работу общественных организаций». 

В заявлении  отмечается, что события в Тирасполе «противоречат нормам ОБСЕ и международным принципам, касающимся свободы слова». Но свобода слова – понятие универсальное, пишет приднестровское информагентство «Ольвия-пресс». Оно распространяется не только на Хельсинкский комитет, но и на любые другие организации, которые вправе выразить свое мнение относительно той или иной акции. Или в ОБСЕ  думают иначе, и «свобода слова» существует только для «избранных» правозащитников? А для остальных – пресловутый «двойной стандарт»?

2 июля. Международная Финансовая Корпорация, входящая в группу Всемирного Банка, ориентированная на частный рынок, заключила договор с одним из лидирующих банков Республики Молдова "Виктория-банк" о предоставлении ему кредита в размере 5 млн. долл. США сроком на 7 лет. Этот заем, предназначенный для последующего кредитования корпоративных клиентов, средних и малых предприятий и физических лиц, позволит "Виктория-банку" не только продолжить финансирование своих клиентов на длительный срок, но и укрепить возможности банка. Начиная с 1995 года, когда РМ получила статус участника МФК, стране было предоставлено 67 млн. долл. США из собственных средств МКФ и 25 млн. долл. средств консорциума для инвестиций в энергетический сектор, телекоммуникационный сектор, сельскохозяйственный бизнес и финансовый сектор. МФК оказала и техническую поддержку в банковской сфере, туризме, винодельческой, продовольственной и коже перерабатывающей промышленности.

2 июля. Мероприятия, посвященные памяти господаря Штефана Великого, начались в Кишиневе утром богослужением в Рождественском соборе в центре молдавской столицы, в котором приняли участие высшее руководство государства, мэр столицы, члены дипломатического корпуса, аккредитованного в Кишиневе.

У памятника Штефана Великого началась церемония возложения цветов. Президент Воронин выступил с речью, в которой сказал, что хотя Штефан-Водэ был не первым господарем Молдовы, он стал ее героем номер один, который построил крепость молдавской государственности. История щедро ему - не только причислением его к лику святых, но и сохранением страны, господарем которой он был, сохранением имени этой страны, языка и ее народа, сказал молдавский президент.

3 июля. Президент РМ В.Воронин принял участие в неформальном совещании глав государств-членов СНГ, которое прошло в российской столице – Москве. В тот же день состоялась встреча тет-а-тет между президентами России и Молдавии.

3 июля. Как сообщила пресс-служба президента Молдовы, руководители ряда стран-членов СНГ на неформальной встрече в Москве, где они находятся по приглашению главы российского государства В.Путина, обсудили повестку дня очередного саммита СНГ, который планируется провести в сентябре в Астане, а также  обменялись мнениями относительно совместного празднования в 2005 г. 60-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.

3 июля.  Президенты Молдовы и России В.Воронин и В.Путин провели двустороннюю встречу в рамках неформального саммита СНГ, состоявшегося в Москве. Как сообщила пресс-служба главы молдавского государства, в ходе беседы президенты Молдовы и России обсудили проблемы, касающиеся развития двусторонних отношений, урегулирования приднестровского конфликта, а также ряд других вопросов, представляющих общий интерес. Как передают российские СМИ, говоря о своей встрече с президентом России, глава молдавского государства отметил, что пауза в их встречах несколько затянулась, а проблем накопилось немало - «это – экономические, социальные и вечная проблема – приднестровская».

4 июля. Президент РМ В.Воронин направил президенту США Джорджу Бушу поздравительное послание по случаю национального праздника – Дня независимости Соединенных Штатов Америки.

5 июля. Премьер-министр РМ В.Тарлев встретился послом Республики Беларусь в Молдове В.Саковичем. Стороны затронули ряд тем, касающихся хода развития молдавско-белорусских отношений и их перспектив на будущее.

Посол сообщил, что белорусские предприниматели заинтересованы в создании совместного белорусско-молдавского предприятия по производству семян кукурузы, а также по сборке и капитальному ремонту троллейбусов. Он отметил также, что белорусская сторона готова поставить в Молдову трактора на лизинговой основе. Для обслуживания этих тракторов посол предложил открыть в Кишиневе Торговый дом Минского тракторного завода.

В.Тарлев отметил, что в этом году молдавские экономические агенты намерены экспортировать в Беларусь не менее 60 тыс. тонн плодоовощной продукции. Он сообщил, что в январе-апреле объем торговых сделок между Молдовой и Беларусью составил 37,6 млн. долл. США, рост на 31,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

6 июля. Президент РМ В.Воронин опроверг обвинения оппозиции в том, что власть намерена сфальсифицировать результаты предстоящих парламентских выборов. В качестве доказательства глава государства выступил с инициативой "Гарантия демократических процессов и свобода СМИ", направленной на "дальнейшую модернизацию демократических институтов в Республике Молдова, совершенствование правовых условий функционирования независимых и общественных средств массовой информации", сообщает президентская пресс-служба. 

Президент предлагает всем политическим силам еще раз открыто подтвердить свою приверженность этическим и правовым нормам демократического общества, что создаст в предвыборный период почву доверия и стабильности в стране. Так, политическим партиям, вне зависимости от политического веса и электорального успеха, предлагается подтвердить свою заинтересованность в сохранении незыблемости системы правового государства, в обеспечении и гарантировании прав человека и свободы слова.

6 июля. Министр по реинтеграции РМ В.Шова в ходе встречи с главами дипломатических миссий государств-членов ЕС выразил обеспокоенность Кишинева в связи с позицией Тирасполя на переговорах и изменением ситуации в Зоне безопасности.  В ходе этой встречи обсуждались также результаты раунда переговоров в пятистороннем формате по урегулированию приднестровского вопроса, состоявшегося 21-22 июня с.г. В.Шова отметил обеспокоенность наблюдателей и кишиневской стороны в связи с отказом Тирасполя участвовать в этом раунде переговоров. Министр подтвердил тревогу молдавской стороны в связи односторонними действиями тираспольской администрации в Зоне безопасности, которые противоречат положениям Соглашения о прекращении огня, подписанного в 1992 году.

6 июля. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поблагодарил президента РМ В.Воронина за поздравительное послание по случаю его 75-летия. "Отрадно видеть, что власти Молдовы уделяют большое внимание возрождению духовности…. Выражаю надежду, что и в дальнейшем Вы будете способствовать межрелигиозному диалогу, поддержанию плодотворных взаимоотношений Церкви и общества", - говорится, в частности, в послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , направленном главе молдавского государства.

6 июля. Группа неправительственных организаций объединилась в «Коалицию-2005» с целью содействия проведения в Молдове свободных, корректных, прозрачных и демократических парламентских выборов.

 Исполнительный председатель коалиции И.Боцан сказал, что «учитывая отрицательный опыт прошлых выборов, организация намерена в ходе подготовки и проведения парламентских выборов 2005 г. применить целый ряд механизмов соблюдения избирательного законодательства». Председатель Лиги защиты прав человека в Молдове П.Стурдзеску отметил, что в ходе избирательной кампании на избирательные участки выедут свыше 2 тыс. наблюдателей.

6 июля. Тесты и критерии оценки элементарных знаний румынского языка (надо полагать, что речь идет о молдавском языке) государственными служащими Молдавии разработаны в рамках проекта Программы развития ООН. Проект под названием "Язык - средство социальной интеграции" осуществлен совместно с Департаментом межэтнических отношений.

 Тесты и критерии оценки разработаны академиками и преподавателями румынского языка из Республики Молдова по существующим уже в Европе моделям. Согласно этим критериям, для аттестации каждый государственный служащий должен сдать два письменных экзамена, 16 устных упражнений и пройти 5 собеседований. Общие нормы предусматривают, что служащий должен свободно говорить и писать на государственном языке, отметила координатор проекта Л.Кэлмэцуй Она уточнила, что внедрение норм аттестации государственных служащих на предмет знания языка будет возложено на Департамент межэтнических отношений и Министерство просвещения.

Заместитель министра просвещения РМ А.Дубровски сказал, что решение применить или нет тесты, разработанные ПРООН, будет принято после их внимательного изучения специалистами министерства. "Мы не участвовали в разработке критериев оценки, поэтому принять немедленное решение не можем", сказал он.

7 июля. Министр иностранных дел Румынии М.Джоанэ заявил, что визовый режим для граждан Республики Молдовы, въезжающих на территорию Румынии будет введен «где-то в середине 2006 года».  Он сделал это заявление в Бухаресте на недавней встрече с иностранными журналистами. Министр уточнил, что «совершенно естественно, Республика Молдова будет последним государством, не являющимся членом ЕС, для которого Румыния введет визовой режим».

7 июля. В Тирасполе под эгидой Министерства просвещения ПМР прошло расширенное совещание по проблемам нострификации документов и функционирования в Приднестровье  школ с румынским языком обучения. Особенно это касается тех документов, которые выданы негосударственными вузами РМ, где  качество образования порой не соответствует никаким критериям. Часто такие вузы не имеют государственной аккредитации, а порой – и лицензии на ведение образовательной деятельности.

В связи с проблемой нострификации на совещании обсуждалась и ситуация с румынскими школами (в республике их 6). Документы, выдаваемые ими, фактически недействительны на территории ПМР, так как школы не имеют государственной аккредитации. По словам замминистра просвещения ПМР В.Суринова,  позиция министерства образования Молдовы в этом вопросе остается неконструктивной, именно с его подачи румынские школы отказываются пройти аккредитацию в ПМР.

7 июля. Состоялась встреча президента РМ В.Воронина с журналистами, на которой, в частности, обсуждались вопросы об избирательной кампании и прозрачности выборов, инициативе "Гарантия демократии и свобода СМИ", о союзниках Компартии, оппонентах и партийной дисциплине, о беседе с президентом России В.Путиным, приднестровской проблеме, Пакте стабильности и безопасности для Молдовы, о подписании декларации с Румынией, о рейтингах и прогнозах общественного мнения, об отношениях с МВФ и др.

7 июля. Молдова вынуждена была согласиться с предложениями посредников по приднестровскому урегулированию, чтобы сдвинуть с места переговорный процесс, который был заморожен. Об этом заявил, выступая на пресс-конференции, Президент РМ Владимир Воронин. Он отметил, что предложения посредников от ОБСЕ, России и Украины отличаются от предложений Молдовы по приднестровскому урегулированию некоторыми юридическими неточностями и редакционными правками. «Однако логика этих двух документов одна – они направлены на решение приднестровской проблемы с соблюдением принципов территориальной целостности и независимости Республики Молдова», - подчеркнул Владимир Воронин. Он выразил надежду на то, что его инициатива о подписании Россией, Украиной, Румынией, США и ЕС Пакта стабильности и безопасности для Молдовы будет поддержана, что позволит обеспечить суверенитет республики и ее демократическое развитие.

7 июля. Посольства Соединенных Штатов Америки, Германии, Франции, Венгрии, Польши, Великобритании, представитель Совета Европы и миссии ОБСЕ в РМ приветствуют приверженность президента Молдовы В.Воронина демократическим процессам и свободе прессы, выраженную в его инициативе от 5 июля, говорится в сделанном ими совместном заявлении.

Представители иностранных дипмиссий и организаций призвали все политические партии и институты, а также организации гражданского общества работать вместе, с тем, чтобы обеспечить честное, свободное и прозрачное проведение предстоящих выборов.

7 июля. Как сообщает российское агентство Regnum, министр иностранных дел РМ А.Стратан заявил в ходе своего визита в Латвию, что в сложившейся ситуации в Приднестровье виновата Российская Федерация, действия которой  привели к "военному конфликту" 1992 года .

Глава МИД РМ обвинил приднестровских лидеров, являющихся гражданами России, в том, что они действуют по известному сценарию и наработкам. "О какой демократии, свободе и правах человека может идти речь, если дети молдаван в Приднестровье даже не имеют возможности обучаться на родном молдавском языке, молдавские школы закрывают, а их руководителей и педагогов преследуют? Мы надеемся, что ЕС в целях стабилизации положения направит в нашу страну международный военный контингент, который заменит тот, что находится на нашей территории с 1992 года, и страны ЕС примут участие в мониторинге дальнейшей ситуации", сказал А.Стратан.

На протяжении 12 лет Молдова пытается разрешить эту проблему в рамках переговорного процесса, но пока не видит выхода из тяжелого политического лабиринта, "именно поэтому президент Молдовы предложил на обсуждение стран ЕС - и не только - "Пакт стабильности и безопасности Республики Молдова", приглашающий ЕС, особенно страну-соседа Молдовы Румынию, а также США принять участие в переговорном процессе по Приднестровью", заявил А.Стратан.

7 июля. Москва считает решение Страсбургского суда по "делу Илашку" ошибочным и явно политизированным.  В заявлении министерства иностранных дел РФ в связи с постановлением по "делу Илашку" выражается "недоумение непоследовательностью, противоречивостью, субъективностью и явной политической ангажированностью Европейского Суда по правам человека в Страсбурге".

В МИД РФ "вызывает также сожаление сознательное манипулирование со стороны членов Суда важнейшими юридическими понятиями, что является очередным проявлением практики "двойных стандартов".

"Если в деле, связанном с бомбардировками Югославии странами Североатлантического альянса, Суд встал на защиту натовцев, прикрывшись принципами территориальной юрисдикции, то в "деле Илашку" тот же Суд использовал в своих интересах противоположный принцип экстерриториальной юрисдикции, фактически исходя из ложной посылки о том, что на территории Приднестровья юрисдикция осуществляется Российской Федерацией", - подчеркивается в заявлении МИД РФ.

В документе указывается, что "всем очевидно, но только не Суду, что постоянно сокращающееся присутствие нескольких сотен российских военнослужащих, охраняющих склады с военным имуществом, оставшимся после распада Советского Союза, а также выполняющих миротворческие функции на основе соответствующего соглашения с Молдовой, не может быть инструментом какого-либо "контроля" на территории с почти миллионным населением".

В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что имена жертв действий Илашку и его группы известны. "Однако Европейский Суд не только отказал в допуске в процесс в качестве третьей стороны гражданке Российской Федерации Людмиле Гусар - вдове одного из погибших, но и не допустил ее свидетельствовать перед Судом. Не рассмотренной осталась и жалоба самой Гусар в связи с бездействием властей Румынии и Молдавии", - указывается в документе.

"К глубокому сожалению, члены Суда дошли и до использования доказательств, добытых незаконным путем", - говорится в заявлении МИД РФ. В этой связи Москва считает, что все это "уже даже не "двойные стандарты", а приемы, недостойные любого судебного органа".

По мнению российского МИД, обращает на себя внимание "и странная логика решения Суда с требованием к России немедленно освободить находящихся в заключении заявителей, в то время как любые наши шаги в этом направлении явились бы грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства Молдовы". Это постановление противоречит Декларации ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 года.

В МИД заключили, что Россия всегда выполняла и будет выполнять свои международные обязательства, в том числе постановления Европейского Суда. Вместе с тем, добавили в МИД, "это не меняет нашего отношения к постановлению по "делу Илашку", которое мы рассматриваем как ошибочное и явно политизированное".

7 июля. На состоявшемся пленарном заседании Верховного Совета ПМР депутаты в первом чтении приняли проект закона, позволяющий не изымать у жителей республики паспорта СССР при выдаче им паспортов гражданина ПМР. Автор проекта спикер Г.Маракуца полагает, что наличие советского паспорта позволит выезжать за пределы ПМР тем, кто еще не имеет загранпаспортов признанных государств (в ряде стран СНГ действие паспортов советского образца еще не отменено).  Кроме того, он считает, что паспорт СССР должен оставаться у граждан бывшей страны и как память.

7 июля. Лидеры политических формирований, представители СМИ и гражданского общества противоречиво оценивают инициативу президента Владимира Воронина о "Гарантиях демократических процессов и свободе средств массовой информации".

Председатель парламентской группы "Молдова ноастрэ" Д.Брагиш заявил, что эту инициативу президента давно ждут гражданское общество, политические партии, а также европейские организации. "Инициативу можно только приветствовать, но хотелось бы, чтобы она не разделила участь проекта о преобразовании Компании "Телерадио-Молдова" в общественную структуру, тем более, что ее осуществление полностью зависит от Партии коммунистов", сказал он.

Председатель Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка заявил, что инициатива главы государства отличается "явно пропагандистским характером" и обусловлена давлением со стороны оппозиции и международных организаций на режим Воронина. Он подчеркнул, что представители ХДНП не присутствовали на встрече Воронина с лидерами политических формирований, так как президент в равной степени выступает от имени главы государства и лидера правящей партии.

Директор Независимого центра журналистики А.Сырбу считает, что следует приветствовать любую инициативу, направленную на улучшение условий прав и свобод граждан Республики Молдова, в том числе средств массовой информации, но она сомневается в искренности президента.

Секретарь-координатор Лиги профессиональных журналистов Молдовы В.Плугару сказал, что Лига не обсудила пока инициативу президента об укреплении демократического общества, но лично он считает, что "этот документ заслуживает серьезного подхода".

8 июля. Латвия будет сотрудничать с Республикой Молдова в решении приднестровского конфликта и выводе из региона российских войск. Такая договоренность была достигнута в ходе встречи в Риге министров иностранных дел Молдовы и Латвии А.Стратана и Р.Пикса.

8 июля. Правительство РМ поддержало ратификацию Хартии ГУУАМ, которая была подписана в Ялте 7 июня 2001 года и является главным юридическим документом, на основе которого была создана данная региональная организация в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы.

8 июля. Представитель России в Вене озвучил на заседании Постоянного совета ОБСЕ текст заявления глав государств СНГ, принявших участие в неформальном саммите, созванном недавно в Москве президентом России В.Путиным, в котором выражается недовольство "относительно положения дел в ОБСЕ". Свою позицию лидеры стран СНГ мотивируют тем, что Организация, по их мнению, не выполняет в должной мере задачи, сформулированные в ее учредительных документах, и фокусирует свою деятельность на мониторинге ситуации в области прав человека и демократических институтов в ущерб остальным измерениям коллективной безопасности - военно-политическому, экономическому и экологическому, а также гуманитарному.

Как стало известно, президент Грузии М.Саакашвили отказался поставить свою подпись под этим документом, а президент РМ В.Воронин настоял на особой формулировке замечаний относительно деятельности ОБСЕ. Молдавский президент "сожалеет по поводу дисбаланса между повышенной активностью ОБСЕ в поддержку демократических стандартов и пассивностью в урегулировании "замороженных" конфликтов на территории СНГ".

8 июля. "Группа Илашку" (И.Илашку ныне румынский сенатор, во время вооруженного конфликта в 1992 г. возглавлял молдавскую террористическую группу, действовавшую в Приднестровье) выиграла в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) дело против Республики Молдова и Российской Федерации,  сообщил ее адвокат А.Тэнасе. Приговор окончателен и обжалованию не подлежит, поскольку его вынесла Большая Палата ЕСПЧ.

8 июля. В Эдинбурге прошла 13-ая ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. На сессии обсуждалась, в числе других вопросов, и ситуация в Республике Молдова. В резолюции, подготовленной по этому вопросу финским депутатом К.Кильюненом, ПА ОБСЕ выражает свою обеспокоенность в связи с тем, что подвижки в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, достигнутые в 2003 году, в нынешнем году пошли на спад. По мнению депутатов ОБСЕ, неэффективная борьба с организованной преступностью и неопределенный статус приднестровского региона препятствуют экономическому развитию Республики Молдова и ее интеграции в европейские структуры. Парламент ОБСЕ рекомендует Совместной конституционной комиссии, составленной из представителей РМ и ПМР возобновить свою деятельность, настойчиво призывает "приднестровские власти сотрудничать для обеспечения вывоза всех российских вооружений из региона" и предлагает активизировать парламентские связи между Кишиневом и Тирасполем.

9 июля. Проблема обеспечения безопасности государственной молдавско-украинской границы обсуждались на рабочем заседании, которое провел премьер-министр РМ В.Тарлев. Первый замминистра иностранных дел РМ Е.Киструга проинформировала участников заседания, что переговоры с Украиной по этому вопросу ведутся как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций. Уже прошли консультации с Европейским союзом и ОБСЕ о необходимости учреждения международной миссии по мониторингу молдавско-украинской границы на приднестровском участке. В.Тарлев отметил, что усилия по обеспечению безопасности государственной границы между Молдовой и Украиной на приднестровском участке преследуют три главные цели - восстановление единой таможенной территории Молдовы, что является ключевым элементом процесса приднестровского урегулирования, борьба с контрабандой и другими незаконными действиями, включая организованную преступность, регулирование торговых обменов через легализацию импортно-экспортных операций.

9 июля. Министерство иностранных дел ПМР распространило заявление относительно вынесения Европейским судом по правам человека решения по делу террористической группы «Бужор». В документе, в частности говорится, что  приднестровское государство с первых дней своего существования столкнулось с проявлениями государственного терроризма, развязанного Республикой Молдова против мирных граждан. Приднестровье было вынуждено предпринять все необходимые меры для защиты населения от террористических акций и сделало все, чтобы справедливое возмездие настигло преступников.

Виновность террористов была установлена вступившим в законную силу приговором суда, вынесенным не только на основании законодательства Приднестровья, но и в строгом соответствии с общепризнанными уголовными процедурами и правилами, закрепленными в нормах международного права. Приговор членам террористической группы в полной мере был соразмерен тяжести содеянного – И. Илашку был приговорен к высшей мере наказания, а его подельники получили длительные сроки тюремного заключения.

Вместе с тем, в силу действующего в Приднестровье моратория на смертную казнь, основанного на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жизнь главарю террористов была сохранена. Принимая во внимания неоднократные обращения государственных деятелей различных государств, в том числе России и Молдовы, подтверждая приверженность гуманистическим ценностям, стремясь к приданию переговорному процессу нового импульса и укреплению доверия, руководство Приднестровья приняло непростое решение об освобождении Илашку.

Публичные выступления отпущенного на свободу Илашку развеяли созданный молдавскими средствами массовой информации миф о "политических узниках". Террорист признал свою связь с молдавскими властями и заказной характер совершенных им преступных деяний, а также выступил с новыми угрозами в адрес народа Приднестровья.

Обращение от имени террористов в Европейский Суд по правам человека вызвало в республике широкий общественный резонанс. Мы надеялись, говорится далее в заявлении, что в рамках столь авторитетного правозащитного института преступления против мирных жителей получат международное признание и должную оценку, для чего приднестровская сторона предприняла все необходимые меры, в том числе передала соответствующие доказательства и документы.

К сожалению, Европейский Суд подошел к рассмотрению дела чрезвычайно тенденциозно и поверхностно. Так, Суд отказался допустить к участию в процессе не только официальных лиц Приднестровья, но и родственников погибших от рук террористов. В частности, в нарушение пункта 2 статьи 36 Конвенции Суд отказался заслушать Л.Я. Гусар – вдову убитого бандитами заместителя председателя Совета трудовых коллективов, одной из самых массовых общественных организаций Приднестровья.

Закономерным итогом такого предвзятого подхода к исполнению своих профессиональных обязанностей членами Суда стало принятие решения, не имеющего ничего общего с правосудием и создающего опасный прецедент оправдания и поощрения терроризма в его самых страшных проявлениях.

Приднестровская Молдавская Республика выражает свое глубокое возмущение Постановлением Европейского Суда по правам человека, считает невозможным досрочное освобождение остающихся под стражей террористов и заявляет, что не откажется в будущем от принципа неотвратимости наказания. Террористы не имеют ни национальности, ни достоинства и не могут ни от кого заслуживать снисхождения, а их преступления не имеют срока давности.

9 июля.  Парламентская Ассамблея ОБСЕ призывает парламент и правительство Молдовы, Верховный совет и власти Приднестровья, а также правительства Российской Федерации и Украины возобновить совместно с ОБСЕ серьезные переговоры в духе доброй воли для поиска решения проблемы статуса приднестровского региона на постоянной основе,  говорится в резолюции по Молдове, принятой на сессии ПА ОБСЕ в Эдинбурге.

10 июля. Президент РМ В.Воронин принял участие в похоронах президента Австрийской Республики Томаса Клестиля, сообщила пресс-служба главы государства.

11 июля. "Мы должны продемонстрировать, в первую очередь самим себе, а потом и странам-членам Европейского союза, что мы уверены в своем решении вступить в европейское сообщество", - заявил президент РМ В.Воронин в интервью, национальному телеканалу "Молдова-1".  Глава государства подчеркнул важность осознания последствий вступления в ЕС. "Европейская интеграция - не механическая процедура. Нам необходимо привести ЕС к себе домой, сделать так, чтобы политическая, экономическая, социальная, культурная жизнь соответствовала стандартам, которых придерживаются члены ЕС", - отметил В.Воронин.

"Большой победой стало бы объединение всех усилий общества для присоединения к европейскому сообществу. Для этого необходимо консолидировать все партии и общество в целом.

12 июля. Министр иностранных дел РМ А.Стратан посетит Москву с двудневным рабочим визитом, в ходе которого встретится со своим российским коллегой С.Лавровым и заместителем главы кремлевской администрации Д.Козаком.

На пресс-конференции министр заявил, что в ходе переговоров в Москве предстоит обсудить, в частности, вопросы двустороннего молдавско-российского сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и культурной областях, согласовать программу консультаций между министерствами иностранных дел двух стран и рассмотреть проблему исторических долгов Республики Молдова за российский природный газ.

А.Стратан сообщил также, что будет обсуждаться инициатива президента РМ В.Воронина о заключении Пакта стабильности и безопасности для Республики Молдова, о которой российская сторона уже была проинформирована. Министр подчеркнул, что эта инициатива открывает дополнительные возможности урегулирования приднестровского конфликта, "который препятствует планомерному развитию экономики Республики Молдова и интеграции нашей страны в Европейский союз".

13 июля. Как сообщает молдавская пресса, Румыния на 2004-2005 учебный год предоставила 1000 стипендий для румын, проживающих за пределами страны, 800 из которых – для молодёжи из Республики Молдова (т.е. Бухарест, видимо, по-прежнему считает,  что молдаване по своему происхождению являются румынами – прим. составителя хроники).

13-14 июля. Состоялся рабочий визит министра иностранных дел Молдовы А.Стратана в Москву.




Несколько соображений в связи с блиц - визитом в Москву президента Молдовы В.Воронина

Геннадий Коненко

Приглашение, направленное президентом В.Путиным главам государств- членов СНГ, посетить Москву по случаю проведения 3 июля конноспортивных состязаний наподобие известных императорских скачек в дореволюционной России пришлось весьма кстати для молдавского руководства и, прежде всего, для президента РМ В.Воронина.

Дело в том, что после срыва Кишиневом подписания в ноябре 2003 г российского плана решения приднестровской проблемы в Кремле не было большого желания общаться с теми, кто в нарушение имевших место договоренностей явился виновником этого неприятного для России, если не сказать больше, события. Попытки  молдавской стороны «объясниться» услышаны не были, несмотря на все ее старания.

Но время идет, а оно, как известно, лечит. К тому же накопилось достаточно важных для Москвы и Кишинева вопросов как экономического, так и политического характера, нерешенность которых никак не способствовала нормальному развитию двустороннего российско-молдавского сотрудничества.

Для Молдовы нынешнее состояние отношений могло стать сдерживающим обстоятельством на пути реализации правительственного курса на наращивание  экспорта продукции виноделия и сельского хозяйства в Россию, которая остается основным ее потребителем. Ежегодно на российском рынке продается до 250 млн. бутылок молдавского вина – это около 70% объема всего винно-коньячного экспорта Молдовы. Только за пять месяцев 2004 г. виноделы РМ получили от поставок вина в РФ 116 млн. долл. США, что на 28 млн. больше, чем за тот же период 2003 г. Ожидается, что в ближайшие годы потребление вина в России увеличится в 2-3 раза, и Молдавия надеется извлечь из этого дополнительные прибыли.

Похолодание в политических отношениях грозило также затруднениями в реализации недавно подписанного протокола об отмене изъятий из режима свободной торговли между двумя странами, касающихся сахара, спирта, табака и табачных изделий. Очевидно, что снятие ограничений выгодно, в первую очередь, Кишиневу.

Грозило оно и возможными осложнениями в бесперебойном снабжении Молдовы российскими энергоносителями, в частности, природным газом. Задолженность ее остается очень существенной. На 1 марта 2004 г. она равнялась примерно 296 млн. долл. США, не считая Приднестровья с его долгом в почти 928 млн., хотя надо отметить, что принятые правительством в последнее время меры позволили довести уровень оплаты текущих поставок газа до 100% отметки.

Для нынешних молдавских властей, которые уже начали готовиться к предстоящим в феврале-марте 2005 г. парламентским выборам, эти экономические аспекты сотрудничества с Россией весьма важны, т.к. позволяют Кишиневу решать многие социальные и внутриполитические проблемы.

Для Москвы, как пройдут выборы, и кто окажется у власти, также небезразлично. При всех недостатках В.Воронина и непоследовательности его внешнеполитического курса, по нашему мнению, в Молдавии пока нет другой серьезной политической силы, которая была бы более лояльным по отношению к России партнером, чем коммунисты.

Россия, несмотря на безмятежные заявления министра обороны РФ С.Иванова, все же озабочена и приближением к ее границам НАТО и ЕС, которые вот-вот подойдут вплотную к Молдавии. Из документов, принятых на недавнем саммите Североатлантического альянса в Стамбуле, совершенно отчетливо вытекает, что  Черное море и страны региона становятся теперь зоной и его стратегических интересов, а не только американских.   Сохранит ли в этих условиях Молдова свой нейтралитет, прописанный в Конституции страны, совершенно неясно. Если Россия, не в пример США и НАТО, будет и дальше занимать выжидательную позицию, то ответ на этот вопрос, скорее всего, будет  отрицательным.

 Определенное беспокойство вызывает у Москвы нерешенность приднестровской проблемы и, естественно, перспективы сохранения военного присутствия России в регионе. В Кремле обратили внимание на то, что президент В.Воронин, выступая на той же встрече НАТО в верхах, вновь категорично и однозначно высказался за скорейший вывод российских военных и вывоз вооружений из Приднестровья.

Молдавский лидер В.Воронин был в числе первых, кто сразу же откликнулся на приглашение российского президента посетить Москву и обсудить в неформальной обстановке повестку дня очередного саммита СНГ, обменяться мнениями относительно совместного празднования в 2005 г. 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также рассмотреть возникшие в двусторонних отношениях проблемы.

Пока нет полной информации о состоявшейся 3 июля встрече президентов России и Молдавии, однако не трудно предположить, что обе стороны постарались в максимальной степени изложить друг другу свои принципиальные позиции относительно их видения основ будущих взаимоотношений между двумя странами.

Москва не могла не напомнить о том, что в соответствии с российско-молдавским Договором о дружбе и сотрудничестве и другими договоренностями Россия предпринимала конкретные шаги по развитию стратегического партнерства  между РФ и РМ, оказывала Молдавии политическую поддержку и экономическую помощь, что способствовало укреплению позиций руководства страны в нелегкое для него время.

И эта помощь, как мы знаем, была довольно значимой – в 2002-2003 гг. в Парламентской ассамблее Совета Европы при рассмотрении вопросов, связанных с внутриполитической ситуацией в Молдове, российская делегация выступала в поддержку действий ее руководства; в Парижском клубе Россия содействовала принятию решения о реструктуризации молдавского долга, что позволило избежать надвигавшегося дефолта.

Несмотря на солидную задолженность Молдовы по оплате за российский газ, Москва продолжала его поставки  в прежних и даже в больших объемах. Начиная с апреля 2002 г. и по сей день Россия в лице РАО ЕЭС продолжает экспортировать в Молдавию электроэнергию по льготным ценам.

В 2003 г. Кишинев получил безвозмездную гуманитарную помощь поставками продовольственной пшеницы (10 тыс. т). Оказывалась ему и другая помощь.

Москва, как представляется, не могла не сказать, что она рассчитывала на ответные шаги молдавского руководства, которые на деле подтверждали бы его заявления о стремлении к развитию стратегического сотрудничества с Россией.

К сожалению, приходится сегодня констатировать, что действия Кишинева часто приводили к противоположным результатам.

Отказ Молдовы решать проблему Приднестровья и воссоединения страны, равно как и вопрос о военном присутствии России через военно-гарантийный механизм по обеспечению выполнения будущих политических документов по урегулированию на основе российских предложений понизил, как нам кажется, роль России в переговорном процессе и ослабил ее стратегические позиции в регионе в целом. Трудно поверить, что В.Воронин этого не осознавал.

 Отказ Молдовы под надуманным предлогом подписать соглашение о предоставлении Россией безвозмездной помощи в размере 105 млн. долл. США  для покрытия части молдавского (приднестровского) «газового» долга негативно сказывается на выполнении Москвой т.н. стамбульских обещаний по выводу своих войск и вывозу из Приднестровья военного имущества, включая вооружения и боеприпасы. Это обстоятельство используются нашими противниками для нагнетания страстей вокруг России, вплоть до шантажа не подписывать якобы очень нужный Москве адаптированный ДОВСЕ и даже до исключения ее из состава «восьмерки».

Далее. Кишинев окончательно выбрал европейский вектор в своей внешней и, в известной мере, внешнеэкономической политике, что уже начинает затрагивать российские интересы в Молдавии.

Правительство РМ под предлогом укрепления энергетической независимости и  со ссылкой на рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда фактически нарушило договоренности о передаче «Газпрому» в счет долга ряда энергопредприятий страны и практически воспрепятствовало проведению торгов, где РАО «ЕЭС России» намерено было приобрести Северные и Северо-Западные распределительные электросети.

Вдобавок молдавские власти требуют от «Газпрома» пересмотра отпускных цен на поставляемый в республику российский газ, заключения нового соглашения об условиях этих поставок, а также участия «Газпрома» и контролируемой им местной компании «Молдова-газ» в газификации страны, однако, ничего не предлагая взамен в качестве возможной компенсации за будущие капиталовложения.

Нельзя не сказать еще и о том, что молдавская сторона продолжает чинить препятствия российским инвесторам в приватизации приднестровских предприятий, выставленных на продажу. Казалось бы, вопрос этот решен. Россия по просьбе правительства РМ информирует Кишинев о намечаемых сделках по приднестровской собственности, тем не менее, премьер-министр В.Тарлев в своих специальных письмах на этот счет утверждает, что российские компании участвуют в приватизации в Приднестровье без предварительного уведомления молдавских властей. В последний раз такое письмо было направлено им в Москву в связи с участием «Газпрома» и РАО ЕЭС в тендере по продаже Молдавской ГРЭС в ПМР. Вообще, как заявил 7 июля с.г. в Кишиневе на встрече с журналистами президент В.Воронин, собственность в Приднестровье является собственностью Молдовы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все перечисленные выше нелояльные по отношению к России акции молдавской стороны, безусловно, не являлись благоприятным фоном для достижения на встрече двух президентов возможных взаимоприемлемых договоренностей, которые помогли бы преодолеть возникшие после ноября 2003 г. отчужденность и похолодание в российско-молдавских отношениях.

Видимо, сознавая это, В.Воронин повторил в Москве свое предложение, которое он изложил в письме, адресованное  В.Путину еще в мае, и которое должно было, по его мнению, импонировать российскому руководству. В письме предлагалось инициировать в ООН провозглашение 2005 года Всемирным годом победы над фашизмом. Но, как оказалось, несмотря на развернутую в России кампанию по подготовке и проведению широкомасштабных мероприятий по случаю 60-летия нашей победы в Великой Отечественной войне, это предложение не вызвало в Москве большого энтузиазма. Судя по публикациям в прессе, Кремль не склонен напоминать Германии, Италии и Японии об их фашистско-милитаристском прошлом, а вдруг им это не понравится и, не дай бог, омрачит отношения с ними, особенно с Германией и Италией, которые нынче «ходят в друзьях» России.

В.Воронин хотел также получить в Москве ответ на другую свою инициативу, которая касалась заключения между Россией, США, Румынией, Украиной и Европейским Союзом т.н. Пакта солидарности и безопасности для Республики Молдова, где, наряду с предложением оказать Кишиневу содействие в решении вопросов внутриполитического характера, речь по существу идет и о возможном создании еще одного механизма переговоров по урегулированию приднестровской проблемы.

В печати пока не было каких-либо высказываний на этот счет со стороны российских официальных лиц, но, зная принципиальный подход Москвы к вопросу о формате ныне действующего переговорного процесса по урегулированию, вряд ли , В.Воронин получит или получил положительный отклик на свою идею. Скорее всего, Россия будет придерживаться прежней линии и призывать Кишинев его новые идеи прорабатывать через Постоянное совещание полномочных представителей Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, тем более что в проекте Пакта подтверждается важность функционирования этого пятистороннего формата переговоров. Прямое подключение США и Румынии к переговорам, надо полагать, не входит в планы России, хотя двусторонние консультации с Вашингтоном по приднестровской тематике время от времени проводятся, в основном по линии МИД РФ.

Что касается непосредственно более конкретных итогов российско-молдавской встречи на высшем уровне и как она отразится на будущих отношениях между Россией и Молдавией, то, видимо, мы узнаем об этом более точно уже в ближайшее время.




Ольвия-пресс,
7 июля 2004

Европа оправдала террористическую группу «Бужор», а Молдова обвинила Россию в развязывании войны 92-го

Сегодня Европейский суд по правам человека принял решение в пользу террориста Илашку в его деле против России и Молдовы. Удовлетворены также аналогичные жалобы его подельников - Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попы. Россия и Молдова должны выплатить террористам компенсацию, общая сумма которой составляет более 800 тысяч евро. Европейский суд постановил также немедленно освободить из-под стражи соратников Илашку, которые еще находятся в заключении. Решение суда считается окончательным.

Как напоминает информационное агентство «Ольвия-пресс», Илашку и другие члены террористической группы «Бужор» несколько лет назад подали иски в Европейский суд по правам человека, в которых называют решение, вынесенное в отношении их судом Приднестровья, незаконным. Иск направлен против Молдовы, которая, по мнению террористов, сделала недостаточно для их освобождения, а также против России. То, что в число ответчиков включена официальная Москва, Илашку объясняет тем, что Приднестровье де-факто находится под контролем России и там дислоцированы российские войска.

Как отмечают российские СМИ, сообщающие об этом решении, ранее Илашку сам признавался в совершении убийств представителей местных органов власти, объяснив это тем, что действовал, как «солдат в условиях войны». Даже, несмотря на это, европейские правозащитники фактически оправдали целую террористическую группу.

И хотя все последние годы мы были свидетелями печально знаменитых двойных стандартов Запада, выступавших в защиту группы Илашку, решение, принятое Европейским судом, трудно воспринимать спокойно. Все громкие заявления о справедливости и правах человека, защита которых провозглашена на Западе чуть ли не в качестве национальной идеи, становятся на фоне этого решения пустым звуком. Оправдание группы Илашку – это не только европейский плевок в лицо родным и близким Александра Гусара и Николая Остапенко, павших от руки террористов. Это открытый вызов так называемых «правозащитников» Европы высшим ценностям современной цивилизации. Вызов, которому нет и не может быть оправдания.

Остается добавить, что решение по делу Илашку принимали те самые правозащитники, представителя которых приднестровские депутаты Александр Радченко и Николай Бучацкий привезли на прошлой неделе в Тирасполь. Именно эта «правозащитная мафия», как называют ее приднестровские эксперты, намерена учить приднестровцев, как им жить. Но разве можно верить в европейскую справедливость теперь, после решения Страсбурга?    

И еще одна новость, пришедшая в один день с известием о решении по делу Илашку. Сегодня в Риге министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан предъявил официальной Москве публичное обвинение. Глава молдавского внешнеполитического ведомства заявил, что Россия виновна в конфликте 92-го, и открыто призвал Европейский Союз направить свою миротворческую миссию на берега Днестра взамен российской. Аналитикам еще предстоит дать оценку столь резкому и откровенному шагу официального Кишинева, но главный вывод очевиден уже сейчас. Та самая воронинская команда, которую привели к власти в Молдове пророссийские лозунги, сегодня, предав и свое население, и своего восточного союзника, продолжает наносить удары по позициям и интересам Москвы. Впрочем, о том, что из себя представляют молдавская власть и стоящие за ней западные кукловоды, приднестровцы предупреждали Россию всегда. К сожалению, не всегда Россия это слышала…




Газета СНГ,
12 июля 2004

Молдавия работает на перспективу

И.Ротару

Были времена, когда президент Молдавии Владимир Воронин по поводу и без повода ездил в Москву: то насчет задолженности за газ договариваться, то по поводу Приднестровья советоваться, искать поддержки в борьбе с оппозицией. Но времена эти прошли после того, как в конце 2002 г. Воронина пригласили в Соединенные Штаты. После этого визита коммунистическая пророссийская Молдавия резко изменила свой внешнеполитический курс, объявив стратегической задачей европейскую интеграцию. Дело зашло так далеко, что в Молдавии не стало оппозиции, вернее, ее стало не слышно. Стремление в Евросоюз сплотило молдавскую политическую элиту. Одним словом, жить стало спокойнее. Как-то сама собой отпала надобность визитов президента в Россию.

Выяснять отношения в Москву стали ездить другие молдавские чиновники. Завтра, например, прилетит глава МИД Андрея Стратан, который планирует обсудить со своим российским коллегой стандартный набор вопросов: приднестровское урегулирование, долги за газ, положение соотечественников в Приднестровье. Проблемы русских в ПМР и задолженности за «голубое топливо» больше волнуют Москву. Тема Приднестровья – Кишинев. Ведь без урегулирования конфликта Молдавию не примут в Евросоюз.

По мнению экспертов, при благоприятном стечении обстоятельств к 2007 г. Молдавия может получить статус «страны-соседки» Румынии, которая именно в этом году должна стать членом ЕС. Еврососедство даст молдавским гражданам безвизовое перемещение по Шенгенскому пространству. Полноправным членом Евросоюза при благоприятных обстоятельствах Молдавия сможет стать, по разным оценкам, лет через шесть, а то и все десять.

Пока же Молдавия – член СНГ и не дружественной России  малоэффективной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Молдавия, Азербайджан). От предложений присоединиться к Евразийскому экономическому сообществу Кишинев отказался, довольствуясь ролью наблюдателя. От вступления в российско-белорусский Союз, которое значилось одним из предвыборных лозунгов Воронина, Молдавия открестилась.

Однако факт политического противоборства и соперничества Москвы и Запада не дает Молдавии возможности экономического сотрудничества ни с той, ни с другим. Но Кишинев, очевидно, работает на перспективу, явно поддерживая  политику Запада.




,
5 июля 2004

Остановка в Молдове

"The Washington Post"(перепечатывается из бюллетеня
Российско-приднестровского информационно-аналитического центра).

 По пути на натовский саммит, состоявшийся на этой неделе в Турции, министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) сделал остановку (она прошла практически незамеченной) в стране, обычно остающейся за пределами внимания СМИ - Молдове, расположенной по соседству с Россией и Украиной, которая считается беднейшим государством Европы. Зачем ему были эти хлопоты? 

Официально визит министра обороны имел целью выразить благодарность правительству Молдовы за микроскопический воинский контингент, который она предоставила в распоряжение возглавляемой США коалиции в Ираке, и побудить страну продолжать участие в натовской программе 'Партнерство ради мира'. Но, очевидно, повестка дня его визита включала в себя нечто большее - вопрос, которому администрация президента Буша совершенно справедливо решила уделить внимание: речь идет о хрупкой, весьма непрочной независимости Молдовы от России. 

Бывшая советская республика Молдова - одно из нескольких государств, входящих в неспокойную и нестабильную зону, образовавшуюся между новыми границами расширенной НАТО и Россией. Наряду с укреплением авторитарных тенденций внутри самой России, администрация Владимира Путина стремится восстановить власть Кремля над этими странами: она использует в качестве рычагов давления не только поставки энергоносителей и право доступа на российский рынок, но прибегает и к более опасной тактике - поддержке сепаратистских движений. В Молдове Москва оказывает поддержку мятежному анклаву - по территории равному штату Мэриленд - так называемому Приднестровью, который контролируют бывшие российские чиновники при опоре на российские войска. 

Пять лет назад на саммите европейских и североамериканских государств Россия взяла на себя обязательство к 2002 г. вывести свои войска из Молдовы и другой бывшей советской республики - Грузии. В 2002 г. она пообещала, что они будут выведены к концу прошлого, 2003 г. Оба эти обязательства она нарушила, и сейчас оказывает давление как на правительства этих стран, так и на Запад, стремясь заручиться разрешением сохранить там свои войска на неопределенный срок. В отношении Молдовы в качестве предлога для такого требования выдвигается аргумент о том, что российский контингент станет гарантом предлагаемого плана урегулирования конфликта, в результате которого Приднестровье - а тем самым и Россия - фактически получит постоянное право вето при определении внешнеполитического курса Молдовы. 

Администрация Буша требует, чтобы Россия выполнила свои обязательства по выводу войск; вместе с правительствами других стран НАТО она приостановила ратификацию нового соглашения об обычных вооруженных силах в Европе, пока Россия не подчинится. Однако посылаемые ею сигналы порой носят противоречивый характер: так, Госдепартамент в целом поддерживает предложения о 'федерализации' Молдовы, хотя, по словам демократической оппозиции, в результате их осуществления страна вновь обретет статус российского сателлита.

Потому-то визит г-на Рамсфельда и имел столь важное значение: он подчеркнул приверженность Соединенных Штатов идее 'воссоединенной, независимой Молдовы' и заявил, что 'позиция этих [натовских] стран по-прежнему состоит в том, чтобы добиваться от русских выполнения обязательств по выводу войск'. Такая позиция должна занять важное место в рамках политической реакции администрации Буша на рост имперских амбиций г-на Путина.




Молдова Азии,
7 июля 2004

Под зонтом НАТО

Петру Богату

Даже в отсутствие громких решений, саммит НАТО в Стамбуле, безусловно, является историческим событием. И не только потому, что в Турции альянс впервые заседал в своем новом, расширенном составе - 26-ти государств от Атлантики до Черного Моря. Главная причина - в другом. Стамбульский саммит стал новаторским саммитом. На нем впервые были озвучены две основные идеи. Первая: с учетом глобализации угроз, с которыми сталкивается в настоящее время Европа и Северная Америка, НАТО впервые в своей истории прямо заявил о расширении зон своих стратегических интересов за пределами традиционного североатлантического пространства. И вторая: Северо-Атлантический альянс вознамерился стать не только фактором стабильности и безопасности, но и генератором демократических ценностей в новых сферах своего влияния. Иными словами, впредь НАТО будет прибегать не только к военным, но и к политическим рычагам воздействия в странах, где простираются его стратегические интересы, чтобы поддерживать в них истинную демократию. И так как Республика Молдова на стамбульском саммите была практически взята под зонт Альянса, то, очевидно, что в результате события, состоявшегося в бывшей столице Византии, международное положение запрутского государства радикально изменилось.

Так, несмотря на все еще присутствующие разногласия между США, с одной стороны, и Францией и Германией - с другой, члены НАТО пришли к общему знаменателю относительно ближайших целей и долгосрочных стратегий блока. Былое единство пусть и не до конца закреплено, но в общих чертах восстановлено. Поэтому и результаты форума оказались предсказуемыми. Владимир Путин, к примеру, именно потому и отказался прибыть в Стамбул. Российский президент точно знал, что там от него потребуют срочного вывода войск и вооружений из Молдовы и Грузии. Итак, можно было ожидать, что в тексте финальной декларации саммита военное присутствие России в Приднестровье будет осуждено. Но форум на этом не остановился. Он предпринял неожиданный шаг. В документах, подписанных руководителями 26-ти стран-членов, впервые отмечается, что зона Черного моря имеет для НАТО стратегическое значение. В то же время в пункте 32 финальной декларации закреплен особый интерес Северо-Атлантического альянса к Республике Молдова. Это тем более удивительно, если учитывать, что накануне открытия саммита Генеральный Секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер опубликовал статью, в которой подчеркивал, что Украина является жизненно важным партнером Альянса. В статье, однако, не было ни одного слова о Республике Молдова. В конце концов, в Стамбуле было решено выделить особый интерес НАТО к Кишиневу. Почему финальный документ акцентирует заинтересованность в партнерстве с Молдовой? Разве объявления зоны Черного моря пространством геостратегических интересов НАТО было не достаточно? Это понадобилось для того, чтобы все было предельно ясно. Стамбульский саммит берет под зонт НАТО и Украину, и Грузию, и Республику Молдова. Поэтому и было сочтено необходимым прямо заявить об интересе Северо-Атлантического альянса к Республике Молдова.

Несомненно, это политическая бомба, взрыв которой способен отменить претензии Российской Федерации на преобладающую роль в постсоветском пространстве. Иными словами, НАТО больше не спрашивает разрешения на вхождение Украины, Грузии и Молдовы в сферу своих интересов. Стамбульский саммит расставляет точки над "i" и объявляет эти три страны частями западной зоны своих геополитических интересов.

Что означает для нас этот оборот, который приняла ситуация после саммита в Турции? Прежде всего, НАТО указало точное направление и конечную остановку своего расширения на Восток. Альянс дает понять, что постепенно будет поглощать Украину, Грузию и Молдову - в силу того, что они уже входят в сферу влияния Запада. Движение НАТО к Востоку остановится, скорее всего, у границ России. Далее. Раскрытие натовского зонта над указанными тремя странами предполагает отступление Кремля из соответствующего геополитического пространства. Откуда предположение, что Альянс намерен участвовать, в той или иной форме, в приднестровском урегулировании, и, не исключено, в десоветизации Республики Молдова в целом.

Так или иначе, несомненно одно: того, что было, уже не будет. Став частью западных стратегических интересов, Кишинев больше не останется без присмотра.

Впрочем, о том, что отныне НАТО не будет спускать глаз с Республики Молдова, говорит и неожиданный визит американского министра безопасности Дональда Рамсфельда в самый канун официального открытия стамбульского форума. Складывается предположение, что своим, на первый взгляд, бессмысленным пребыванием в Кишиневе высокий вашингтонский представитель пожелал дать понять, что Республика Молдова должна стать аванпостом на восточных границах Альянса.




Молдова Ази,
7 июля 2004

Газ, Приднестровье и энергетическая безопасность Республики Молдова

Ион Пряшкэ

25 июня, как раз в день годичного собрания акционеров, российский концерн "Газпром" объявил АО "Молдова-газ" и тираспольской администрации о возможном прекращении, с 1 июля, подачи природного газа приднестровскому региону Молдовы - до тех пор, пока Тирасполь не представит программу ликвидации своих огромных задолженностей за потребленное голубое топливо.

"Невозможно поверить, что русские оставят Приднестровье без газа", говорил мне ответственный представитель АО "Молдова-газ". Его мнение подтвердилось: 1 июля Приднестровье не оказалось без природного газа. Для этого ему стоило перечислить пару миллионов долларов и обязаться увеличить уровень оплаты до 90%.

Вместе с тем руководство "Газпрома", похоже, пересмотрело свою менеджерскую политику. Сепаратистский регион никогда не подвергался сокращению объема подачи природного газа. Тогда как над Кишиневом угроза прекращения поставок, висит постоянно, как дамоклов меч. Если Кишинев практически на сто процентов оплачивал потребление, то Тирасполю "Газпром" позволял рассчитываться на уровне 10-15%, так что к концу июня 2004 г. долг региона достиг 519 млн. долларов. Только с начала текущего года он вырос на 20 млн. долларов. К этим суммам следует прибавить накопившиеся за 10 лет проценты и пени в размере около 436 млн. долларов США.

Первые признаки недовольства поведением тираспольской администрации проявились в конце прошлого года, когда было объявлено о продаже Кучурганской ГЭС неизвестной фирме, контролируемой Одесским дельцом и сыном экс-губернатора Тюмени Рокецкого. "Нас кинули" - так оценил один из вице-председателей "Газпрома" это решение Тирасполя. И "Газпром", и РАО "ЕЭС России" ранее высказывали намерение купить Кучурганскую ГЭС, а Кишинев был готов признать легальность контракта о ее приватизации в случае, если хозяевами станут компании "Газпром" или "РАО ЕЭС России". Но тираспольский режим предпочел поступить по-своему.

Впоследствии "Газпром" направлял Тирасполю письма с требованиями изыскать возможность урегулирования проблемы долгов. 15 июня 2004 г., в ходе пресс-конференции, руководство "Газпрома" объявило о планах сократить примерно на 10 % поставки природного газа странам СНГ, так как последние не выполняют своих финансовых обязательств. Вице-председатель АО "Газпром" Александр Рязанов и генеральный директор компании "Газэкспорт" (в которой 100% капитала принадлежит "Газпрому") Александр Медведев уточнили, что особенно это касается Грузии, Беларуси, Украины и сепаратистского региона Республики Молдова. В то же время Рязанов отметил, что отныне компания не будет рассматривать никаких схем погашения долгов путем взаимозачетов и бартера. Тогда же представитель "Газпрома" признал, что не видит в обозримом будущем никакой возможности добиться от потребителей Республики Молдова возвращения долга в 1,26 млрд. долларов. "Вся Молдова не стоит миллиарда долларов", заявил Рязанов, отметив, что часть долга можно все же простить, но при условии, что Молдова уступит некоторые предприятия, в том числе Кучурганскую ГЭС.

С другой стороны тираспольский лидер Игорь Смирнов неоднократно указывал на то, что со стороны России некорректно требовать возвращения сотен миллионов долларов в условиях, когда с территории Приднестровья она вывезла военное имущество стоимостью 2 млрд. долларов.

Похоже, Тирасполь готов пойти на конфронтацию с "Газпромом", как это сделал прошлой зимой президент Беларуси Александр Лукашенко. Если это так, то в один прекрасный день у нас могут возникнуть серьезные проблемы с обеспечением энергоресурсами, так как два из трех газопроводов Россия - Республика Молдова пролегают по Приднестровью.

По мнению специалистов, отключение от подачи газа левобережного региона может частично затронуть некоторые населенные пункты районов Штефан Водэ и Дубэсарь (по-русски – это Дубоссары). Если же будет заблокирован магистральный газопровод, транспортирующий природный газ на Балканы, то без газа останется вся Республика Молдова.

На остальной территории существует возможность обеспечения природным газом из газопроводов, не пролегающих через Приднестровье. Ранее, оставшись без газа, Кишинев в срочном порядке провел газопровод в зоне Резины, подключив центральную магистраль РМ к газопроводу, проходящему через север страны из Богородичан (Украина).

С тех пор обсуждается необходимость проведения и других магистральных газопроводов, для устранения зависимости от Тирасполя, однако на деле почти ничего не предпринято. Например, в 2002 г., а затем и в 2003 г. "Молдова-газ" планировала начать строительство газопровода Дрокия-Бэлць, который позволил бы увеличить объемы транзита газа в Румынию, а заодно обеспечить газом часть Республики Молдова. Также несколько лет обсуждается необходимость обеспечения энергетической безопасности путем строительства новых электроцентралей. Однако воз и ныне там. В этих условиях возможное отключение Кучурганской ГЭС от подачи газа обернется для экономики страны катастрофой. Половина территории РМ, в том числе Кишинев, где сконцентрировано около 60% экономического потенциала страны, рискует оказаться во тьме. О реальности такой угрозы свидетельствует и то, что новые хозяева Кучурганской ГЭС уже инициировали процедуру разрыва подписанного 3 года назад контракта с группой "Юнион Феноса" в Молдове. Говорят, они собираются повысить цену поставляемой электроэнергии.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ