«Камбоджийское» решение языкового вопроса (реплика).
Алексей Корнилов
В материале, распространённом пресс-службой ДВК
(Демократический выбор Казахстана - ВМ), за подписью известного общественного
деятеля и журналиста Козлова, говорится по большей части о проблеме внедрения
государственного казахского языка. Вместе с тем, данную публикацию надо
рассматривать как попытку озвучить позицию ДВК по национальному вопросу,
поскольку г-н Козлов не просто журналист, а одна из центральных идеологических
фигур казахстанской радикальной оппозиции. И косвенным подтверждением этому
утверждению служит тот факт, что интервью Владимира Козлова было
опубликовано в казахоязычной газете «Азат», известной своей
национал-патриотической направленностью.
Лейтмотивом данной публикации является констатация
начавшейся в республике кампании, связанной с последовательным и
директивным введением в делопроизводство казахского языка. Автор
статьи, обоснованно отмечая печальное состояние государственного
языка, вместе с тем возлагает всю вину и ответственность за это на
президента Назарбаева, сознательно, по его мнению, использующего
«подвешенность» языкового вопроса для проведения политики «разделяй и властвуй».
Из этого следует, что нерешённость языковой проблемы и, одновременно,
объективное нарушение конституционных прав «10.000.000 граждан страны, не
владеющих государственным языком на должном уровне», - исключительно
дело рук Нурсултана Абишевича.
При этом автор подробно и детально объясняет, почему
подавляющее большинство «неказахов» в обозримом будущем
государственным языком овладеть не смогут. С помощью элементарных арифметических
действий, поясняя это на примере 1.200.000 жителей Алматы, Владимир Козлов
пишет, что за три года - даже при наличии «фантастических условий» и в
«круглосуточном режиме» - из 700.000 алматинцев, нуждающихся в изучении
казахского языка, можно обучить не более 20.000 человек.
Выводы очевидны: все остальные граждане-«неказахи», не
овладевшие государственным языком и выпавшие из-под
конституционного патронажа государства, превращаются, соответственно, в
люмпенизированную и, по существу, бесправную массу. «Абсолютное
большинство граждан страны потеряют работу, не смогут обращаться в
государственные органы для разрешения своих вопросов, не смогут получить помощь
в полиции и здравоохранении, покупать продукты, заключать договора и пр…», -
справедливо отмечает в своей статье Владимир Козлов.
Случись такое, страна сразу превратиться в банановую
республику, где местные кланы, апеллируя к подкупленному ими невежественному и
полуголодному люду, будут насмерть драться за власть и собственность. А в это
время с юга и востока - по принципу «свято место пусто не бывает» - в
образовавшийся демографический вакуум хлынет избыточное и голодное население из
соседних стран со всей своей проблематикой: имперскими претензиями,
религиозным экстремизмом и тотальной нищетой. И они-то - совсем не
толерантные европейцы – будут устраивать «новый порядок» по известным новейшей
истории образцам.
Но это, так сказать, «лирическое отступление». Ясно
одно, что в условиях общей региональной нестабильности, когда геополитическая
ситуация постоянно балансирует и в целом непредсказуема, любой шаг властных
элит, продиктованный националистическими амбициями, может в корне изменить не
одну только географию. Трудно не согласиться с г-ном Козловым, который
утверждает: «Мы должны понимать и давать себе отчет в том, что любой другой,
«ускорительный» механизм продвижения государственного языка ведет к процессу
«выживания» из страны миллионов ее граждан, что, в условиях страшнейшего
дефицита населения, неминуемо приведет к катастрофе».
Безусловно, развития такого «камбоджийского»
сценария в Казахстане никто не допустит. И, в первую очередь, сам
президент Назарбаев, обладающий в отличие от радикальной оппозиции реальной
властью в стране и полномочиями. Можно, конечно, в чём угодно обвинять
Нурсултана Абишевича Назарбаева, но только не в том, что он не понимает, что
само существование государства Казахстан всецело зависит от тщательно выверенной
национальной политики, не допускающей перекосов. Не в его интересах, особенно, в
канун президентских выборов - да ещё имея в «подбрюшье» республики
нестабильные Киргизию и Узбекистан - поощрять «регрессивных националистов»,
рискуя поддержкой России.
Короля, как известно, играет свита, и валить на одного
президента Назарбаева все существующие проблемы, в том числе доставшиеся
от «партийной власти», было бы совершенно не справедливо. Та же радикальная
оппозиция ведёт себя так, как будто в стране нет ни русских, ни украинцев,
ни татар, ни немцев и др. «неказахов», и ни в одном из своих программных
документов не имеет раздела, посвящённого национальной политике, включая
пресловутый вопрос о языках. Даже проект новой Конституции, предложенный
оппозицией, по мнению серьёзных специалистов, несёт в себе отчётливые
элементы «регрессивной» моноэтничности. Можно, конечно, окрестить
часть русских «советскими шовинистами», но от этого сама необходимость
сбалансированной национальной политики в полиэтническом Казахстане не исчезнет и
не рассосётся.
Кандидат от оппозиции Жармахан Туякбай - в
ближайшем окружении которого, кстати, почти нет «неказахов» - ни разу не
обратился к русскоязычным гражданам Казахстана и не объявил им, как он
собирается обеспечить конституционные права своих сограждан - «неказахов».
Потому как сказать бывшему спикеру, одному из идеологов «новой конституции» с
элементами национального превосходства, по большому счёту, нечего. И можно
утверждать заранее, что президентские выборы он уже проиграл – «неказахи» и
казахи не пойдут голосовать «за кота в мешке».
Здесь к месту было бы упомянуть и других известных
деятелей оппозиции, не отличающихся западной политкорректностью в
национальном вопросе. На словах провозглашая ценности гражданского общества, в
жизни и реальной политике они ведут себя, как «симметричные»
«регрессивные националисты». Потому и характер их оппозиционной
деятельности ограничивается узкоклановыми интересами, политическим интриганством
и борьбой личных амбиций, не поднимаясь до высоты общенациональных
масштабов.
Сказать «даёшь демократию», значит, ничего не сказать.
Это ещё надо наполнить содержанием в чеканных и недвусмысленных
политических формулах, отвечающим жизненным интересам конкретных слоёв
населения. Владимир Козлов, призывая стать под знамена
радикальной оппозиции и бороться с диктаторами Путиным и Назарбаевым, ничего,
кроме лозунга «долой» не предлагает. Поэтому и мысль его бродит в общих
категориях «приоритета человеческих качеств и ценностей над национальными
различиями». А пока оппозиция разговаривает с казахами и «неказахами» ни к чему
не обязывающими лозунгами и агитками, народ ставит всё на того же «первого
секретаря», президента Назарбаева.
Тезисы Владимира Козлова не убеждают ещё и потому, что
сам он находится в достаточно двусмысленном положении. С одной стороны ему
«неказаху» приходится говорить за всю старательно отмалчивающуюся
казахскую оппозицию, а с другой - он не может не ощущать на себе ненормальности
ситуации с «подвешенностью» русских казахстанцев, от лица которых говорит.
Единственное, в чем можно с г-ном Козловым согласиться,
это то что «через 11 лет качественного обучения казахскому языку в наших школах
мы получим поколение, знающее государственный язык в объеме, обеспечивающем ему
устойчивую среду обитания». Ничего другого, более конкретного, он в своём
эмоциональном материале не смог сказать.
Вот и получается в итоге, что «диктатор» Нурсултан
Абишевич Назарбаев для Казахстана - библейский Моисей, которому выпала
историческая роль – пусть не 40 лет, а меньше – искусно лавируя между
Сциллой и Харибдой, преодолевая ментальные пороки «степной цивилизации»,
вести народ свой в «землю обетованную». А то дай «порулить», к примеру,
«просвещённому националисту» Тасмагамбетову, то он очень быстро
решит проблемы казахов и «неказахов», превратив Алма-Ату в столицу
китайской провинции.
|