Демография Миграция Гражданство
Иммиграционная амнистия стучится в запертые двери России
Вестник
Форума, № 03, 2005 год
Лидия Графова
Уже не раз мы рассказывали в «Вестнике» о деятельности
рабочей группы по иммиграционной амнистии, которая с осени прошлого года
работает при Экспертном Совете Уполномоченного по правам человека в РФ. Сегодня
есть возможность сообщить о серьезном успехе этой группы. Разработанный ею
проект «Концепции программы легализации незаконных трудовых мигрантов»
обсуждался на двух весьма авторитетных форумах. В декабре координатор проекта
Наталья Власова сделала доклад на научно-практическом семинаре «Развитие
трудовой миграции в Российской Федерации» (мероприятие было организовано
Министерством здравоохранения и социального развития РФ совместно со Всемирным
банком). А недавно, в марте, «Концепция…» обсуждалась на круглом столе,
организованном Международной организацией труда (МОТ) и Центром стратегических
разработок. На этот круглый стол специально приехали эксперты из шести
европейских стран, проводивших иммиграционные амнистии. И все они весьма высоко
оценили проект, разработанный независимыми экспертами по инициативе «Форума
переселенческих организаций».
Напомним предысторию. О том, что в России необходимо
срочно проводить иммиграционную амнистию, впервые публично заявил Всероссийский
Чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. И было это почти три года назад, когда
Дума приняла неоправданно жестокие законы «О гражданстве РФ» и «О правовом
положении иностранных граждан на территории РФ». Лидеры переселенческих
организаций и правозащитники, собравшиеся на съезд, уже тогда понимали, что эти
репрессивные законы отбросят за границы правового поля сотни тысяч (оказалось,
что — миллионы) наших соотечественников, давно переселившихся в Россию, нужных
России, но не сумевших легализоваться вовсе не по своей вине.
Никто из присутствовавших на съезде высоких чиновников в
принципе не возражал против иммиграционной амнистии, оспаривали только ее
название: амнистируют, мол, преступников, а наши соотечественники въехали в
Россию законно, по безвизовому режиму и не нужно, мол, их обижать, они стали
нелегалами по неволе. Действительно, это - страдальцы, жертвы неразумной и
бесчеловечной миграционной политики. Но обращается-то с ними государство (в лице
милиции) именно как с преступниками. Разве для кого-то секрет, что процедура
легализации, а тем более процедура получения гражданства превращены у нас в
систему издевательств и унижений, сопровождаемых наглыми поборами?
Термин «иммиграционная амнистия» давно утвердился в
международной практике. Обычно амнистии проводятся в тех странах, где скопилось
большое количество нелегальных мигрантов и государство осознает, что
традиционными методами справиться с этой массой невозможно. Нельзя, например,
всех депортировать. Слишком накладно это было бы для государственной казны, да
ведь и полезны же обществу эти мигранты, исполняющие самые не престижные работы.
Обилие нелегальных мигрантов это всегда сигнал государству о неблагополучии с
законами.
Как правило, иммиграционные амнистии проводятся перед
тем, как внести изменения в действующие законы. Логика здесь такая: нужно хорошо
убраться в доме прежде чем приглашать гостей.
Ну, а наше государство, наоборот, поспешило до отказа
закрутить гайки, превратило Россию в страну закрытых дверей, не позаботившись
навести перед этим элементарный порядок в миграционной стихии, бушующей на
российских просторах вот уже десятилетие после распада Союза. И образовались в
стране миллионы «нелегалов на месте».
Выступая на заседании Совбеза, Путин с тревогой говорил
о 4-х миллионах мигрантов, не имеющих легального статуса (большинство экспертов
дают оценку: около 5-ти миллионов). Президент поставил задачу выработать новую
концепцию миграционной политики. То есть от запретов и административных барьеров
перейти к политике доброжелательного приема мигрантов. Но поедут ли новожители в
Россию, если миллионы тех, кто давным-давно приехал, не могут получить никакого
правового статуса? Не разобравшись со своими старыми грехами и долгами
государство не сможет двинуться вперед.
В общем, нужно как можно скорее объявлять иммиграционную
амнистию.
И так уже три года потеряно. Пора наконец оставить
лицемерные споры по поводу названия. Если во всем мире время от времени
проводятся иммиграционные амнистии, зачем нам заново изобретать велосипед?
Об интересной дискуссии, которая происходила на круглом
столе в Международной организации труда, мы подробно расскажем в следующем
номере «Вестника». А сегодня публикуем рекомендации, принятые после обсуждения
нашего проекта «Концепции…» с участием европейских экспертов.
Работа над проектом «Концепции…» продолжается
«Вестник Форума» №3,
2005
Наталья Власова, координатор Рабочей группы по
иммиграционной амнистии
В январе с.г. проект Концепции проведения Программы
легализации незаконных трудовых мигрантов (иммиграционной амнистии) был
направлен на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной
власти, Координационный Совет объединения работодателей России, Российский союз
промышленников и предпринимателей, Всеобщую конфедерацию профсоюзов, Федерацию
независимых профсоюзов России.
Полученные заключения на проект Концепции от
заинтересованных социальных партнеров свидетельствуют о его актуальности и
своевременности. Кроме того, отмечалось, что реализация Программы легализации
может сыграть важную роль в упорядочении миграционных процессов в Российской
Федерации.
Вместе с тем, полученные от социальных партнеров
замечания содержат много интересных предложений, которые мы посчитали
целесообразным учесть.
Поскольку проектом Концепции предусмотрено, что
Программа легализации будет распространяться только на трудовых иммигрантов из
государств СНГ с безвизовым порядком въезда в Российскую Федерацию,
Координационный Совет объединения работодателей России (далее – КСОРР) предложил
в названии Программы указать, что она предусмотрена только для данной категории
мигрантов.
Кроме того, принимая во внимание, что с рядом
государств, с которыми в настоящее время установлен визовый порядок въезда,
совсем недавно был безвизовый порядок, (например, с Грузией), необходимо особо
оговорить эту ситуацию.
Это замечание было учтено в разделе «Критерии
легализации», которым предусмотрено, что принять участие в легализации может
гражданин одного из государств-участников СНГ, с которыми установлен безвизовый
порядок въезда на дату начала проведения Программы легализации.
Также по предложению Федерации независимых профсоюзов
России (далее –ФНПР) внесено уточнение в п. 4 , упомянутого выше раздела,
касающееся уточнения того, что трудовой иммигрант может подать заявление о своей
легализации в случае, если он имеет доказательства возможности содержать себя и
членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума в
субъекте Российской Федерации, где пребывает нелегальный трудовой иммигрант и
члены его семьи, не прибегая к помощи государства
По предложению МИДа России проект Концепции дополнен
разделом «Возможные риски проведения Программы легализации». К числу возможных
основных рисков отнесены следующие:
1. Возможное возрастание потока трудовых иммигрантов в
Россию во время проведения данной акции.
2. Не удастся легализовать предусмотренное количество
трудовых мигрантов с неурегулированным правовым статусом.
3. Образование фирм, торгующих поддельными документами
для трудовых иммигрантов и работодателей.
4. Отсутствие гарантии, что удастся полностью избежать
участия легализованных иностранных работников в теневой экономике.
5. Возможна легализация трудовых иммигрантов, являющихся
больными наркоманией, а также заболеваниями, вызванными вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекцией) либо одним из инфекционных заболеваний, которые
представляют опасность для окружающих, т.к. смогут купить справки о состоянии
здоровья.
В целях недопущения перечисленных выше рисков необходима
тщательная разработка механизма проведения данной акции, а также апробация ее
проведения в 2-3 регионах Российской Федерации.
Учтены замечания Минэкономразвития России, Федеральной
службы по труду и занятости (Роструд), КСОРР, Федерации Независимых профсоюзов
России (ФНПР) в части увеличения продолжительности этапов проведения Программы
легализация.
МИД, Минэкономразвития России, Роструд, Федеральная
миграционная служба отметили, что в проекте Концепции отсутствует должное
технико-экономическое обоснование.
К сожалению, на данном этапе очень сложно подготовить
технико-экономическое обоснование. Затраты могут быть определены после отработки
механизма проведения Программы легализации и определения, на основе
анкетирования, возможной численности ее участников как среди трудовых
иммигрантов, так и работодателей.
Вместе с тем, проект Концепции в соответствии с
замечанием Минэкономразвития России дополнен расчетами экономической
эффективности от уменьшения на период проведения программы легализации размера
госпошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование легализуемых
работников и разрешений им на работы, а также расчетами средств, которые могут
быть получены в результате легализации трудовых иммигрантов.
Обычно, государство, которое проводит Программу
легализации, получает дополнительные доходы в федеральный и региональные бюджеты
за счет осуществления легализованными трудовыми иммигрантами своей трудовой
деятельности на законном основании.
Расчеты показали, что при легализации 50% незаконных
трудовых мигрантов из государств СНГ с безвизовыми порядком въезда (1,3 млн.
человек) дополнительные доходы федерального бюджета за счет налоговых отчислений
от их заработной платы могут составить порядка 27,4 млрд. рублей
Превышение доходов в бюджет над потерями от
предлагаемого уменьшения на период легализации размера госпошлины.
Таким образом, расчеты свидетельствуют, что затраты на
проведение Программы легализации могут быть восполнены за счет уплаты ее
участниками соответствующих взносов, а также легализации их трудовых доходов.
Внесены изменения и в перечень документов, которые
должен представить работодатель, заказчик работ (услуг), принимающий участие в
Программе в части предоставления трудового или гражданско-правового договора с
легализуемым работником. С учетом опыта других стран, где подобные акции
проводятся, предложено, чтобы работодатель, заказчик работ (услуг) предоставлял
копию трудового или гражданско-правового договора подписанного работодателем,
заказчиком работ (услуг) с каждым из трудовых мигрантов, принимающим участие в
Программе легализации с условием его вступления в силу после выдачи разрешения
на привлечение и использование иностранных работников и разрешений им на работу,
а также обязательством работодателя, заказчика работ (услуг) не прерывать его в
течение года.
В целях повышения социальной защищенности
легализованного трудового мигранта, по предложению, Всероссийской конфедерации
профсоюзов и ФНПР, в перечень документов, получаемых ими включена «Памятка
иностранному гражданину, работающему в России», которая разъясняет, как вступить
в отраслевой профсоюз,а также дополнительные права при его вступлении в
профсоюз.
Проект дополнен основанием для отказа работодателю в
легализации привлекаемых им иностранных работников, к числу которых отнесены
следующие:
- если он подвергался административным наказаниям за
принудительное привлечение к труду иностранных граждан или нарушения в
использовании их труда;
-если он в течение 3 последних лет был оштрафован за
привлечение и использование иностранных работников без оформления разрешения на
их привлечение и использование и разрешения им на работу;
- наличие в заявлении и в представленных документах
недостоверных или искаженных сведений.
В случае отказа работодателю в легализации привлекаемых
им иностранных работников по причине наличия в заявлении и в представленных
документах недостоверных или искаженных сведений он вправе повторно подать в том
же порядке уточненные необходимые документы через две недели с момента
отклонения предыдущего заявления.
«Роструд» обратил внимание на отсутствие в проекте
Концепции механизма, обеспечивающего легализуемому работнику гарантии того, что
с момента подачи заявления о легализации его пребывания и работы и до принятия
решения о легализации он не может быть подвергнут административному наказанию за
нелегальное пребывание, а работодатели - за их незаконное привлечение и
использование.
Исходя из этого, в соответствующий раздел Концепции были
включены следующие положения:
«В целях обеспечения… гарантий участникам Программы
легализации после подачи соответствующих заявлений в органы службы занятости
выдается справка:
легализуемому трудовому мигранту - о дате принятии от
него заявления и необходимых документов для рассмотрения вопроса об его
легализации;
работодателю, заказчику работ (услуг) - о дате принятии
от него заявления и документов о выдаче ему разрешения на привлечение и
использование легализуемых иностранных работников.»
Кроме того, с учетом замечаний и предложений от
заинтересованных социальных партнеров на рынке труда в проект «Концепции…» были
внесены юридико-технические правки.
|