Диаспоры в дальнем зарубежье
В Вашингтоне готовится конференция по проблемам русского языка
19.05.2005., РИА
"Новости"
Как сообщила РИА "Новости" представитель
оргкомитета конференции, директор русскоязычного Детского учебного центра
творческого развития "Алые паруса" в Вашингтоне Светлана Соколова, конференция
является первой попыткой обмена опытом и обсуждением возможности сохранения в
США традиций русского мира, а также помощи детям в тех семьях, которые решили не
забывать русский язык и культуру, живя в Америке.
По словам Соколовой, в настоящее время в США
насчитывается более 120 частных русскоязычных школ, учебных центров и творческих
студий. Очень многим из них приходится рассчитывать исключительно на собственные
ресурсы и силы и такой обмен опытом мог бы, наверное, помочь им в непростой
работе в условиях американских реалий, считает она.
"Собранной в одном месте информации о русскоязычных
школах, о том, чем они занимаются и на чем специализируются, пока не
существует", - сообщила Соколова, которая при этом подчеркнула, что в
методологии обучения в этих школах сейчас "никакой системы не существует и все
фактически варятся в собственном соку".
При этом Соколова сослалась на успешный опыт созданной
пять лет назад и базирующейся в ФРГ Ассоциации молодежных обществ русской
культуры и образования в Европе "Евролог", действующей в 12 западноевропейских
странах.
Год назад ассоциация провела в Германии первый
международный семинар "Русский язык вне России" и теперь председатель "Евролога"
Надежда Нелипа специально приедет на предстоящую конференцию в Вашингтон.
"Они приедут, чтобы рассказать, как объединились все
школы в 12 странах Европы. Пять лет назад, вот точно также, собрались вместе
директора школ, филологи и что-то сделали. Теперь они два раза в год
встречаются, обсуждают программы, приглашают профессоров, которые читают им
лекции, привозят методички. Сейчас у них уже издан второй учебник в Германии для
всех двенадцати стран", - сказала Соколова.
Она отметила также, что объединение в ассоциацию
позволило русскоязычным школам Европы уверенно заявить о себе.
"Их стали слушать, в том числе правительства этих
стран", - сообщила Соколова, добавив, что в США, в отличие от Европы,
русскоязычные школы пока "никак не объединены".
"Одна из целей предстоящей конференции - объединиться в
аналогичную ассоциацию, что позволит нам вести диалог с американскими властями
уже совсем на другом уровне", - сказала она.
"Раньше никто не пытался объединить всю русскоязычную
общину в Америке", - сообщила РИА "Новости" продюсер телепрограммы "Русский
взгляд" на телевидении штата Мэриленд Виктория Бонелли.
"Были разрозненные организации, ассоциации, клубы.
Теперь же появляется общая идея - развитие русского языка и сохранение русской
культуры", - подчеркивает Бонелли, по словам которой к июньской конференции в
США уже проявлен заметный интерес.
На конференции в Вашингтоне планируется работа
нескольких секций, в том числе по таким направлениям, как методология
преподавания русского языка в негосударственной школе, сохранение русского языка
в семье, русскоязычные СМИ в Америке и их роль в сохранении русского языка и
культуры, а также проблемы организации и работы негосударственных русскоязычных
дошкольных и школьных учебных центров и творческих студий.
Вашингтонский учебный центр "Алые паруса" успешно
работает уже несколько лет и сегодня считается одним из крупнейших в США. В
творческим центре, который придерживается академических и сугубо "светских"
традиций, сейчас учатся более 140 детей.
Как сообщила РИА "Новости" одна из основательниц "Алых
парусов", преподаватель математики Инна Белая, центр создали родители,
переехавшие из России в США, но стремившиеся при этом сохранить русский язык и
русскую культуру у своих детей.
"Заниматься самим дома с ребенком иногда невозможно, а
сюда в центр дети приезжают и общаются с друзьями. У них уже совершенно другое
отношение к занятиям", - говорит Белая, добавляя, что в "Алых парусах" родителям
из России удалось "создать особенную среду для своих детей".
Центр предлагает разнообразную и достаточно гибкую
программу обучения на русском языке, где занятия ведут преподаватели с солидной
"базой" за плечами. Математику, например, здесь преподают выпускницы "Физтеха" и
МГУ, музыку - выпускница "Гнесинки", а живопись и лепку - выпускник знаменитой
"Строгановки".
С учетом опыта школ-участниц западноевропейской
ассоциации сейчас при вашингтонском центре создается независимый попечительский
совет с участием общественных фигур и представителей деловых кругов, но для
дальнейшего продолжения и, тем более, расширения его работы нужно развивать
учебную методику и создавать уже другие - более солидные материальные условия,
вплоть до строительства специального здания с концертным залом и студийными
помещениями.
Такой комплекс мог бы даже выполнять роль регионального
учебного центра на Восточном побережье США, но пока это лишь планы на будущее, а
сейчас главной задачей оргкомитета является первый шаг - успешно провести первую
конференцию по сохраннению русского языка в Америке и договориться о создании
ассоциации, подчеркивает Соколова.
Лужицкие сербы в Германии борются за свои права
Образование на родном языке для представителей
национальных меньшинств в Европе является проблемой не только в Прибалтике.
Публикуем материал, полученный от С.Д.Прямчука, о протестах лужицких
сербов Германии против закрытия национальных школ. Против закрытия Serbska - лужицких школ
Перевод статьи от
05.06.2005 из «Serbske Nowiny»
Будишин. Закрытие серболужицких средних школ в
Pancicach-Kukowje и Radworju катастрофически отразится на развитии
серболужицкого языка и культуры, а также творчества. По этой причине Союз
Серболужицких творческих работников (ZSW) поддерживает все
мероприятия Домовины, Совета по серболужицкому наследию в Саксонии и
Серболужицкого школьного объединения по сохранению школ. Это отражено
руководством ZSW на своем вчерашнем заседании в Будишине. ZSW будет, исходя из
своих возможностей, способствовать предотвращению их ликвидации – в том
числе при помощи политических контактов и обращений к представителям творческих
[кругов] в стране и за рубежом.Международная общественность должна знать, что
Серболужичане не имеют de facto никаких прав на осуществление своих
образовательных и культурных потребностей, хотя в статье №6
саксонской конституции такое положение записано,- отметил председатель
городского ZSW Detlef Kobjela.
На вчерашнем заседании (4.06.2005) руководство утвердило
ряд проектов новой серболужицкой системы обучения), которое ZSW
разрабатывает при финансовой поддержке многих партнеров в гминах, жупах
(региональных отделениях союза лужицких организаций «Родина» Domowina) и
объединениях в Нижней-Долинной и Верхней-Горной Лужице.
Справка:
Есть две гимназии в Будишине-Бауцене и Хошебузе-Котбусе,
где можно получить полное среднее образование и сеть школ (иногда отдельных
классов) начального цикла двух типов. В школах типа «А» преподавание ведется на лужицком, а немецкий
изучается как предмет ( в основном, в Верхней-Горной Лужице), в «В» занятия идут на немецком, а
лужицкий преподается как одна из необязательных (!) дисциплин (в
Нижней-Долинной Лужице- Шпреевальд).
Школы (или отдельные классы) закрывают, под предлогом:
не хватает учеников (для пятых классов это - менее 18 человек). Причем,
могут закрыть и более старшие классы , отправив детей учиться в соседние школы,
и так шаг за шагом ликвидировать класс за классом и школу за школой, лишая
аборигенов – лужичан возможности учиться на своей территории –Лужице на родном
серболужицком языке.
|