БЕЛОРУССИЯ
Хроника
Во второй декаде мая белорусские
парламентарии рассмотрели и отклонили законопроект «О собраниях, митингах,
уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании», представленный министерством
юстиции РБ. Среди депутатов Палаты представителей, которые голосовали против
новой редакции закона, сложилось мнение, что разработанный в правительстве
документ не направлен на развитие демократии в республике, затрудняет
продвижение к формированию правового государства. Дело в том, что законопроект
закрепляет более жесткие требования по отношению к потенциальным организаторам
массовых мероприятий, фактически (путем выдвижения неприемлемых ограничений)
налагает запрет на такие их формы как собрание, митинг, шествие, пикетирование,
демонстрация.
15-17 мая состоялся первый официальный
визит государственной делегации Республики Беларусь во главе с президентом
А.Лукашенко в Туркменистан. В ходе визита были подписаны договор о дружбе и
сотрудничестве между РБ и Туркменистаном и соглашение о долгосрочном
сотрудничестве в области поставок белорусской сельскохозяйственной,
автомобильной, автобусной и иной техники в Туркменистан, а также некоторые
другие правовые акты.
17 мая был введен запрет на поставки в
Белоруссию польской говядины и продуктов из нее. Официальные лица объясняют это
необходимостью поставить барьер на пути импорта зараженного губчатым энцефалитом
мяса из соседней страны, поскольку на Краковской скотобойне в мае уже был
отмечен случай «коровьего бешенства». В этот же день в Варшаве безрезультатно
завершилась попытка белорусской правительственной делегации обсудить с польской
стороной возможность заключения двустороннего соглашения, регулирующего вопросы
взаимных поездок граждан РБ и РП. Таким образом, решения правительства Польши о
введении визового режима в отношении Белоруссии и о денонсации Московского
межправительственного соглашения между СССР и ПНР от 14 мая 1985 г. и
Варшавского от 13 декабря 1979 г., которые продолжали до последнего момента
действовать и были направлены на упрощение пересечения государственной границы
для граждан, например, Белоруссии, остались в силе. Теперь Польша сама будет
определять порядок выдачи виз, исходя из закона РП «Об иностранцах».
18 апреля министерство статистики и
анализа РБ подвело итоги внешнеторговой деятельности республики в первом
квартале текущего года. В целом, по сравнению с прошлым годом, внешнеторговый
оборот снизился на 1,5% и составил 3512,9 млн.долл.США. Экспорт белорусских
товаров упал на 5,2%(всего было вывезено товаров за первые четыре месяца на
сумму 1696,4 млн.долл.), а сальдо превысило отметку минус 120 млн.долл.
18 мая президент Белорусской ассоциации
журналистов Жанна Литвина, выступая в Минске на международной конференции
«Белорусская журналистика в европейском контексте», подчеркнула, что как аковой
свободы слова в Беларуси нет ни в государственной прессе, ни в
негосударственной.
18-20 мая прошел визит Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II в Белоруссию, каноническую территорию Русской
Православной Церкви. Глава РПЦ вместе с президентом РБ Александром Лукашенко 19
мая принял участие в открытии в Минске Дома Милосердия. В ходе торжественной
церемонии Патриарх вручил А.Лукашенко орден преподобного Сергия Радонежского «за
вклад в святое дело единения славянских народов». Днем ранее на встрече с
учеными и общественностью в стенах Национальной академии наук РБ откровенного
общения с собеседниками у Патриарха Алексия II не получилось: помешал слишком
заорганизованный характер самого мероприятия и отбор выступающих с белорусской
стороны чиновниками президентской администрации. Зато посещение Патриархом
Московским и всея Руси приходов и строящихся храмов РПЦ в Брестской области
носил триумфальный характер, главу РПЦ в гг.Слониме и Барановичах тепло
встречали и приветствовали десятки тысяч людей.
20 мая в республике на 3% выросли оптовые
и розничные цены на бензин и дизельное топливо. Так, самый ходовой бензин марки
АИ-92 теперь стоит 590 белорусских руб.(почти 10,5 российских руб.).
21 мая в столице Белоруссии начался
очередной судебный процесс по делу бывшего премьер-министра РБ Михаила Чигиря.
Его обвиняют в нарушении исполнительской дисциплины и служебной халатности в
1991 г., в период, когда Чигирь возглавлял правление «Агропромбанка», что
нанесло этому банку ущерб в размере 1 млн. 40000 долларов. Кроме того, Чигирь
обвиняется в уклонении от налогов.
21 мая представитель Национального банка
Беларуси заявил, что базовая ставка рефинансирования и учетная ставка этого
банка снижена до 50% годовых (ранее она составляла 55%).
21 мая в Минске состоялась встреча
президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с министром юстиции
Российской Федерации Юрием Чайкой. Глава белорусского государства во время
переговоров с российским гостем подчеркнул, что основным вопросом строительства
Союзного государства является создание его правовой базы, центром которой должен
стать Конституционный Акт. Решение ряда конституционных проблем, по словам
Лукашенко, зависит от президентов России и Белоруссии.
22 мая заместитель помощника госсекретаря
США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер выступил с заявлением, в котором, в
частности, подчеркнул, что «мы бы предпочли иметь с Беларусью конструктивные
отношения и стать свидетелями ее выхода из собственноручно созданной изоляции и
присоединения к общеевропейским процессам. Однако единственным средством
достижения этого является непременное соблюдение Беларусью общепринятых норм
демократии и прав человека».
23 мая начались Дни Москвы в Белоруссии.
Особый интересе минчан вызвала выставка-ярмарка 30 московских предприятий, где
была представлена продукция легкой, пищевой, химической,
парфюмерно-косметической промышленности, а также товары предприятий
машиностроения столицы России. В рамках культурной программы грандиозное шоу «От
всего сердца» прошло на открытой площадке около Дворца спорта и состоялся
гала-концерт мастеров искусств Москвы. На встрече с мэром Москвы Юрием Лужковым,
который прибыл в Минск для участия в Днях, президент Белоруссии Александр
Лукашенко отметил, что впервые «приехало все московское руководство, вся Москва,
чтобы напрямую завязать экономические связи со всеми нашими регионами». В ответ
Ю.Лужков заметил, что эти связи уже налажены, и нынешняя встреча должна помочь
их дальнейшему развитию. Москва сегодня – главный внешнеторговый партнер РБ:
товарооборот между ними превысил в прошлом году 3,2 миллиарда долл., в первом
квартале 2002 г. на долю Москвы пришлось 22,6% импорта и 42,8% экспорта
Белоруссии с Россией. Особое внимание уделяется осуществлению совместных
программ в области машиностроения. Налажено тесное и прямое сотрудничество между
административными округами Москвы и белорусскими областями, что подтверждает
принципы союзного строительства, направленные на повышение благосостояния
граждан и развитие экономики двух стран.
Смена эпох в РБ неизбежнаАлександр Фадеев
На конец весны стали более ясными позиции
белорусского политического руководства в отношении потенциального сближения с
Россией. По сути они выражаются формулой - Союзного государства нет, оно пока
только конструируется. Поэтому перед тем как приступить к строительству
общего государства, по мнению белорусской стороны, нужно решить проблему тех
конституционных принципов, которые лягут в его основание. При этом одна часть
политической элиты республики считает, что отношения Белоруссии и России должны
в главном копировать опыт послевоенных отношений между СССР и Финляндией.
Практически речь идет о возврате к концепции «финляндизации» внешней политики
Белоруссии, которая была разработана в МИДе РБ в первой половине 90-х гг. Другая
– призывает внимательно присмотреться к современной модели межгосударственного
образования Черногория+Сербия.
В политике взаимоотношений с Россией
президентские структуры республики предпочитают не торопиться с реальным
созданием союзного с ней государства. Однако предусмотрены «организационные и
убедительные действия», призванные наглядно демонстрировать общественности двух
стран приверженность президента и правительства РБ курсу на сближение с
восточной соседкой.
Помимо прочего, позиция Минска,
подчеркнуто демонстрирующая приверженность союзу с Россией, удобна в контексте
переговоров с российской стороной по предоставлению республике новых кредитов,
преференций и льгот. Сегодня, добившись успеха в деле снижения железнодорожных
тарифов для транзита белорусских товаров через территорию РФ и цены на
импортируемый российский газ, Минск в рамках уравнивания условий хозяйствования
требует от РАО «ЕЭС России» снизить цену на импортируемую им электроэнергию, а
от российского правительства - пересмотреть правила таможенного оформления
товаров.
Перед чиновниками, причастными к
проведению внешнеполитического курса, президентом поставлена задача закрепить
международную правосубъектность Белоруссии и повысить ее международный престиж,
а также не допустить пересмотра и ревизии ни одного основополагающего
конституционного параметра РБ (суверенитет и независимость, внеблоковый,
безъядерный и нейтральный статус). Позиция заместителя руководителя
президентской администрации Леонида Козика, который является главным лицом от
Белоруссии по «союзному строительству», состоит в том, что белорусская сторона
должна получить в будущем Союзном государстве ключевые посты и должности,
поскольку республика ближе к Западу, более цивилизованная страна, чем Россия.
Кроме того, люди в последней,- по словам Козика,- «расслабленные» в силу большой
территории, которую занимает Россия, а это тоже довод в пользу постановки
белорусских чиновников выше российских коллег(см. «Народная воля»,2002,8 мая).
Вместо реального создания Союзного
государства сейчас активно имитируется деятельность по разработке
Конституционного Акта СГ, в частности, анализируется проект концепции этого
важнейшего документа на уровне рабочих групп(последнее заседание группы
Козик(РБ) – Калашников(РФ) прошло 16 мая). Этот же вопрос обсуждался недавно и
на совместной коллегии министерств юстиции РБ и РФ, но продвижения в плане
интеграции двух стран достигнуто не было. Белорусская сторона продолжает
настаивать на реализации принципа союза двух равноправных, сохраняющих
независимость и суверенитет государств, что, в лучшем случае, позволит в будущем
оформить в правовом поле конфедерацию РФ и РБ. По сути это попытка отойти от
цели и идей, заложенных в Договоре 1999 г. о создании Союзного государства. В
целом, если говорить о процессе разработки Конституционного Акта в различных
бюрократических инстанциях и его перспективах, то сохраняется опасение, что
«вшиско скончица дзвоном».
На этом фоне заметна определенная
трансформация в лагере умеренной белорусской оппозиции, часть которой ныне
выступает под лозунгом «лучше быть богатыми и демократичными вместе с Россией,
чем суверенными и нищими вместе с Лукашенко».
В то же время было бы ошибкой считать, что
белорусские политики и все общество республики поглощено перипетиями отношений с
Россией. Сегодня это совсем не так. Чиновники и политики РБ сейчас живут
ожиданием близкой отставки нынешнего кабинета(или его части), на которую уже
намекал А.Лукашенко, а, может быть, и снятия с поста премьер-министра
Г.Новицкого, некомпетентность которого, как считают многие управленцы, слишком
бросается в глаза.
Серьезные коррективы в расстановку
политических сил вносит тяжелое экономическое положение республики, которое
ставит в повестку дня переход к акционированию и перераспределению
государственной собственности, включая и приватизацию какой-то ее части. В мае в
правительстве и ряде комиссий белорусского парламента шла работа по подготовке
пакета законодательных актов, определяющих правила и порядок передачи
госсобственности в частные руки. Судя по всему, высшие управленцы, близкие к
президенту, намереваются формализовать в правовом порядке такую систему
приватизации, при которой акции госпредприятий будут передаваться новым
владельцам только крупными пакетами и на льготных финансовых условиях. Причем
приоритет в приобретении этих пакетов акций, скорее всего, будут иметь
руководители государственных унитарных предприятий, вот почему сейчас целая
группа ЗАО и ОАО с государственным капиталом переводится в разряд
государственных унитарных, руководителями которых свыше назначаются новые люди.
Не исключено, что «неудобных» прежних руководителей предприятий сейчас стремятся
устранить, в том числе в рамках чистки и уголовных преследований представителей
директорского корпуса.
Интересно, что в последний период
размежевание политических сил в республике проходит по линии именно отношения к
грядущей приватизации. При этом зачастую стираются грани между различными
политическими группами, блекнет их «идеологический окрас». Часть из непримиримой
оппозиции оказывается вполне готовой примкнуть к властным структурам, чтобы не
быть обойденной. Вероятно в дальнейшем борьба за госсобственность будет
принимать все более жесткие формы. Кроме того, существует закономерность,
которая выражается в том, что процесс поиска «дохлых кошек», который начинает
одна группировка, неизбежно подхватывают другие, прежде всего те, против которых
направлен главный удар. Поэтому в ближайшем времени следует ожидать новых
сенсационных разоблачений отдельных персоналий из правящей элиты РБ со стороны
уже не только радикальной оппозиции, но и бывших управленцев, оттертых от
распределения прав на собственность.
Все
это не может быть делом сугубо внутренним, полностью игнорироваться российской
стороной. Речь тут даже не о пресловутых «громадных» российских капиталах,
которые конечно же на этом этапе не пустят в Белоруссию, сколько бы об этом не
призывали белорусскую власть российские политики(Сергей Караганов, например).
России на самом деле не может быть безразличным трансформация экономики РБ уже в
силу того, что высока степень кооперации российских предприятий с белорусскими:
в сборке тракторов, выпускаемых в республике, 60% - доля производственников
России, грузовых автомобилей, сошедших с конвейера МАЗа – тоже 60%, БЕЛАЗа –
вообще 80%! Худо-бедно реализуются 35 совместных программ, кроме прочего, в
Белоруссии действуют более 500 белорусско-российских фирм и предприятий, где
«крутятся» и деньги(пусть и небольшие) бизнесменов из России, интересы которых,
наряду с российскими поставщиками в РБ, Кремль просто обязан блюсти.
Очевидно, что эпоху политического
правления Александра Лукашенко ни современники, ни, тем более, потомки не
охарактеризуют как la belle epoque. Но у него еще остается шанс кардинальным
образом изменить положение вещей, решительно порвав с консервацией всего
старого, отжившего в экономическом комплексе, расплывчатостью принципов внешней
политики и поведя Белоруссию иным путем. Взрастить нечто грандиозное и
прекрасное нельзя, полагаясь исключительно на собственную непогрешимость и
уверенность в успехе.
«Белорусская газета» № 19, 20 мая 2002 Беларусь в энергоизоляцииНаталья Суворова
Вот уже полтора месяца Беларусь не
получает электроэнергию из-за рубежа. Министр энергетики Владимир Семашко
изменил подходы в отношениях с РАО «ЕЭС России» и... отказался от импорта
российской и литовской энергии. Декларируемая цель - уравнять условия
хозяйствования субъектов России и Беларуси. Фактически же новый министр все это
время сбивал цену, предложенную ЕЭС на текущий год. В случае успеха Беларусь
получит дешевую энергию при жестких условиях оплаты, в случае провала ей
придется «выгребать» из энергетического кризиса.
Россия готова была «еще вчера».
Представитель Минэкономики Беларуси
подтвердил, что с 1 апреля Беларусь не импортирует энергию из России, а с 6-го -
из Литвы и по сути находится в энергетической изоляции. В то же время в России
ставят другие акценты. «Я не считаю, что это изоляция, потому что прекращение
поставок - это результат выбора белорусской стороны», - сказал начальник
Департамента по работе со СМИ РАО «ЕЭС России» Андрей Егоров.
Белорусское правительство хранило в тайне
проблемы с энергопоставками целый месяц - с начала апреля. Только уход в
отставку накануне майских праздников президента концерна «Белэнерго» Евгения
Мишука стал поводом для утечки информации о ценовых баталиях с РАО. Как сообщили
«Белорусской газете» представители ЕЭС в Москве, проблемы у Беларуси начались
еще в декабре прошлого года, когда отраслевой концерн «Белэнерго» начал
задерживать платежи и долг за текущие поставки значительно возрос. В 2002г. РАО
неоднократно указывало на необходимость полностью оплачивать потребляемую
энергию, а Беларусь продолжала платить частично.
Топливно-энергетический баланс России и
Беларуси на 2002г. предусматривает поставки энергии в Беларусь до 6 млрд. кВтч.
Однако в I квартале наша страна получила всего 0,8 млрд. кВтч, в основном в
январе-феврале. Постепенно импорт российской энергии сошел на нет. А 1 апреля
истек срок предыдущего контракта, и поскольку цены на Федеральном оптовом рынке
энергомощностей (ФОРЭМ) выросли на 20%, РАО ЕЭС предложило Беларуси покупать
энергию примерно по 1,5 цента. Белорусская сторона назвала новые цены
завышенными и категорически отказалась от импорта.
Корреспондент «Белорусской газеты»
попыталась получить комментарии у первоисточника по поводу итогов двухмесячных
переговоров. Владимир Семашко передал через своего секретаря, что из-за
командировок и занятости у него нет времени ответить на актуальные вопросы
энергетической политики.
Суть переговоров, как сообщили в
министерстве, сводится к следующему. Владимир Семашко предложил РАО отказаться
от бартерного коэффициента в тарифах и привязать цены к правилам ФОРЭМа.
Представители РАО выставили ответное условие: одинаковые с российскими
потребителями штрафные санкции. Что грозит Беларуси многомиллионными штрафами:
не заплатил вовремя, и цена в 1,3-1,35 цента за киловатт-час вырастает до уровня
замыкающей станции - до 1,6 цента. При большом объеме потребления потери будут
измеряться сотнями миллионов долларов. За полтора месяца переговоров, по
информации из белорусского правительства, была достигнута договоренность: цена
незначительно превысит мартовский уровень и будет увязана с ценами на
ФОРЭМе.
Андрей Егоров пояснил «Белорусской
газете»: «Существуют все условия для подписания контракта в самое ближайшее
время. Принципиальных препятствий для его подписания мы не видим». На вопрос,
когда РАО готово подписать новый контракт, он ответил лаконично: «Когда
белорусская сторона созреет, тогда и подпишем. Мы готовы были сделать это еще
вчера».
Не достучаться до... Литвы.
Беларусь отказалась от импорта литовской
энергии из-за несогласия с условиями российской компании-оператора «Интер РАО
ЕЭС», дочерней структуры РАО. В конце апреля, по сообщениям литовской прессы,
министр энергетики Беларуси предложил министру хозяйства Литвы Пятрасу Чесне
заключать прямые договора без посредников. Семашко сообщил газете «Летувос
Ритас», что сегодня Беларусь платит деньги, а ей диктуют условия. Руководитель
«Летувос энергия» Римантас Юозайтис трезво заметил, что прямые поставки между
нашими странами невозможны, поскольку «Белэнерго» все еще не рассчиталось до
конца по долгам пятилетней давности.
Другое дело, что I энергоблок Игналинской
АЭС остановлен на плановый ремонт до октября 2002г. А у литовской энергосистемы
небольшие возможности экспорта с одним блоком. У белорусских энергетиков есть
определенное время и небольшой выбор.
По сообщению «Летувос Ритас», «Летувос
энергия» заключила с «Интер РАО ЕЭС» долгосрочное соглашение на экспорт в
Беларусь, Калининградскую область, Польшу и на Украину до мая 2004г. энергии по
цене 1,18 цента за кВтч. В текущем году российский посредник обещал закупить до
3,5 млрд. кВтч. Данное соглашение дискриминирует остальных экспортеров Литвы,
которые вынуждены будут платить по 1,35 цента при объеме экспорта до 1 млрд.
кВтч и по 1,22-1,32 цента - при объеме до 5 млрд. Литовская энергосистема стала на сторону российского
энергохолдинга РАО ЕЭС и таким образом застраховала себя от многих финансовых и
экономических рисков. Что делать белорусам - они должны решить сами.
Цена вопроса.
РАО ЕЭС вряд ли понесет существенные
потери из-за вынужденного перерыва в поставках в Беларусь, потому что
запланированный объем экспорта не превышает 3-5% в годовом объеме производства
компании, а вот Беларусь вряд ли может позволить себе потерять 17,6% в годовом
объеме потребления электроэнергии. Именно такой объем обеспечивает Россия.
На протяжении последних 10 лет
энергосистема Беларуси считалась бездефицитной. Ее мощности составляли 7,8 млрд.
МВт. И отечественные электростанции в состоянии произвести необходимые стране 34
млрд. кВтч. Но поскольку энергосистема Беларуси была создана в 60-е гг., ее
производственные мощности сильно изношены, и себестоимость электроэнергии на
«шинах» отечественных электростанций превышает цену импорта на границе. Поэтому
Беларусь ежегодно импортировала от 3 до 11 млрд. кВтч из России и Литвы.
25 апреля министр энергетики, выступая в
парламенте, разложил все по полочкам. До 1 апреля 1 кВтч российской энергии
обходился Беларуси в 1,25 цента. Сверху накручивались НДС и бартерный
коэффициент, после чего цена вырастала до 2,1 цента. Электроэнергия из Литвы
стоила дешевле, потому что себестоимость атомной энергии ниже, чем тепловой, и
расстояние до Игналинской АЭС меньше, чем до Смоленска. Себестоимость
элек-троэнергии на «шинах» белорусских электростанций доходит до 2,5 цента.
Министр сделал вывод, что экономически целесообразнее импортировать энергию.
18 мая в Москве белорусская делегация во
главе с Владимиром Семашко провела очередной тур переговоров с зампредседателя
правления РАО ЕЭС России Андреем Раппопортом. На момент сдачи этого номера в
печать итоги встречи не были известны. Но представитель РАО сказал, что
подписание контракта на этот день не планировалось.
Возможные последствия.
Итак, представители Минэнерго и
«Белэнерго» утверждают, что ничего страшного не происходит. Беларусь спокойно
загрузила мощности отечественных электростанций, и ни один потребитель не
почувствовал энергетической изоляции. Четыре месяца белорусские электростанции
системы «Белэнерго» работали на уровне прошлого года и произвели 9,1 млрд. кВтч.
Потребление за то же время сократилось на 3% и составило 11,5 млрд. кВтч. Импорт
упал на 15% и был равен 2,1 млрд. кВтч. Однако, по
мнению представителей Мин-экономики, есть две причины, по которым сложно
рассчитывать только на собственные силы. Во-первых, графики плановых ремонтов
станций составлены с учетом импортных поставок. Если импорт отменить, графики
будут нарушены, т.е. придется загружать старые неэффективные станции. Во-вторых,
для нормальной работы энергосистемы не хватит запланированного объема природного
газа (17 млрд. кубометров). Энергосистема уже выбирает дополнительные лимиты IV
квартала. «Газпром» пока не сократил, хотя и грозил, поставки природного газа в
Беларусь. Но долги растут: на начало мая Беларусь должна была суммарно $300 млн.
«Газпрому» и «Итере». Смелые обещания Семашко найти дополнительных 1,5 млрд.
кубометров газа пока не имеют экономической основы. Ответственный человек должен понимать, что летом без
электричества значительно легче, чем зимой. Поэтому минимизация затрат на
производство энергии во втором квартале обошлась бы народному хозяйству станы в
гораздо меньшую сумму, чем в четвертом. Но белорусский министр энергетики
откладывает решение данной проблемы до конца года. Если учесть пессимистический
вариант развития событий, то именно в конце года Беларусь может оказаться в
серьезнейшем энергетической кризисе. И это будет следствием энергетической
изоляции, в которую Семашко добровольно загнал отечественную энергосистему.
"СБ" № 133, 8 мая 2002 Кризис управленияВладимир Бибиков Ситуацию надо переломить...
Долго ли правительство будет работать в
роли бригады скорой помощи?
Напряжение, которое явственно ощущалось на
недавнем отчете правительства Президенту об итогах работы в первом квартале,
похоже, распространилось по всей управленческой цепи. Вчера правительство
утвердило комплексный план по выполнению поручений Главы государства.
Напомним, что Александр Лукашенко в
категорической форме потребовал от правительства безусловного выполнения
прогнозных показателей роста экономики. В частности, речь идет об увеличении в
первом полугодии ВВП на 4,9 процента, выпуска промышленной продукции - на 5,5,
потребительских товаров - на 5 процентов и так далее. Это не просто цифры. От
них напрямую зависит повышение в нынешнем году на 8 процентов реальной зарплаты
и жизненного уровня в целом. Увы, как отметил глава Администрации Президента
Урал Латыпов, в первом квартале наметилось движение в обратную сторону от
президентской программы. Поэтому вполне логично, что Александр Лукашенко
поставил перед правительством задачу дойти до каждого предприятия и переломить
ситуацию.
Что же сделано? Как стало ясно вчера из
выступлений членов Президиума Совмина, каждому министерству, концерну, региону
доведены четкие показатели роста, которых нужно достичь в оставшиеся месяцы. В
каждом случае - а пунктов в постановлении правительства без малого 90 -
персонально названы и ответственные за это руководители. Предполагается, что в
ближайшие дни по такому же принципу будут оценены возможности и сформулированы
задачи для каждого предприятия. Но не менее важно, как отметил Премьер-министр
Геннадий Новицкий, в короткие сроки изменить стиль и методы работы.
В этом действительно ключ ко всей
проблеме. Правда, что конкретно и как в этом смысле следует усовершенствовать,
так и осталось за кадром. Думаю, именно это и позволило председателю КГК
Анатолию Тозику критично отозваться о стиле и методах управления экономикой. С
одной стороны, наблюдается тривиальное выкручивание рук руководителям
предприятий ради нужной цифры в отчете, с другой - строятся долгосрочные
проекты, оценить которые смогут лишь потомки.
И действительно, без глубокого обсуждения
остались такие принципиальные вопросы, как рентабельность и прибыльность
предприятий. Хотя тут есть серьезнейшие предпосылки для улучшения ситуации.
Достаточно напомнить, что снижение тарифов на энергоносители обеспечивает
сокращение издержек производства на 220 миллиардов рублей в расчете на год.
Десятки миллиардов экономии способно принести сокращение управленческого
аппарата и т.д. Но как напрямую направить эти средства на повышение
конкурентоспособности продукции? Пока, как сетовал с трибуны глава Нацбанка Петр
Прокопович, миллиарды долларов идут на закупку импортного ширпотреба, в то время
как, по мнению министра иностранных дел Михаила Хвостова, на развитие экспорта
предприятиям надо изыскать 250 миллионов долларов.
Понятно, что менее чем за два месяца,
оставшихся в распоряжении правительства, проблемы качества экономики не решить.
Но и оставлять их "на потом" - значит вечно работать, как бригада скорой
помощи...
|