"СБ" № 133, 8 мая 2002 Кризис управленияВладимир Бибиков Ситуацию надо переломить...
Долго ли правительство будет работать в
роли бригады скорой помощи?
Напряжение, которое явственно ощущалось на
недавнем отчете правительства Президенту об итогах работы в первом квартале,
похоже, распространилось по всей управленческой цепи. Вчера правительство
утвердило комплексный план по выполнению поручений Главы государства.
Напомним, что Александр Лукашенко в
категорической форме потребовал от правительства безусловного выполнения
прогнозных показателей роста экономики. В частности, речь идет об увеличении в
первом полугодии ВВП на 4,9 процента, выпуска промышленной продукции - на 5,5,
потребительских товаров - на 5 процентов и так далее. Это не просто цифры. От
них напрямую зависит повышение в нынешнем году на 8 процентов реальной зарплаты
и жизненного уровня в целом. Увы, как отметил глава Администрации Президента
Урал Латыпов, в первом квартале наметилось движение в обратную сторону от
президентской программы. Поэтому вполне логично, что Александр Лукашенко
поставил перед правительством задачу дойти до каждого предприятия и переломить
ситуацию.
Что же сделано? Как стало ясно вчера из
выступлений членов Президиума Совмина, каждому министерству, концерну, региону
доведены четкие показатели роста, которых нужно достичь в оставшиеся месяцы. В
каждом случае - а пунктов в постановлении правительства без малого 90 -
персонально названы и ответственные за это руководители. Предполагается, что в
ближайшие дни по такому же принципу будут оценены возможности и сформулированы
задачи для каждого предприятия. Но не менее важно, как отметил Премьер-министр
Геннадий Новицкий, в короткие сроки изменить стиль и методы работы.
В этом действительно ключ ко всей
проблеме. Правда, что конкретно и как в этом смысле следует усовершенствовать,
так и осталось за кадром. Думаю, именно это и позволило председателю КГК
Анатолию Тозику критично отозваться о стиле и методах управления экономикой. С
одной стороны, наблюдается тривиальное выкручивание рук руководителям
предприятий ради нужной цифры в отчете, с другой - строятся долгосрочные
проекты, оценить которые смогут лишь потомки.
И действительно, без глубокого обсуждения
остались такие принципиальные вопросы, как рентабельность и прибыльность
предприятий. Хотя тут есть серьезнейшие предпосылки для улучшения ситуации.
Достаточно напомнить, что снижение тарифов на энергоносители обеспечивает
сокращение издержек производства на 220 миллиардов рублей в расчете на год.
Десятки миллиардов экономии способно принести сокращение управленческого
аппарата и т.д. Но как напрямую направить эти средства на повышение
конкурентоспособности продукции? Пока, как сетовал с трибуны глава Нацбанка Петр
Прокопович, миллиарды долларов идут на закупку импортного ширпотреба, в то время
как, по мнению министра иностранных дел Михаила Хвостова, на развитие экспорта
предприятиям надо изыскать 250 миллионов долларов.
Понятно, что менее чем за два месяца,
оставшихся в распоряжении правительства, проблемы качества экономики не решить.
Но и оставлять их "на потом" - значит вечно работать, как бригада скорой
помощи...
|