Рекомендации парламентских слушаний
В соответствии с решением Совета
Государственной Думы № 109 от 5 марта 2002 года Комитет Государственной Думы по
делам СНГ и связи с соотечественниками рассмотрел на парламентских слушаниях 21
июня с.г. вопрос "О положении граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их
поддержке и защите".
В парламентских слушаниях приняли участие
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
представители научной общественности, творческой интеллигенции, специалисты по
вопросам международного права и гуманитарных проблем из Российской Федерации и
стран СНГ и Балтии, члены Совета соотечественников при Государственной Думе,
руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников,
представители средств массовой информации.
Участники
парламентских слушаний исходят из того, что в своем выступлении на Конгрессе
соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года Президент
Российской Федерации придал этому вопросу особое значение: "По настоящему
сильная диаспора может быть - нисколько в этом не сомневаюсь - только у сильного
государства. И сейчас, когда Россия вновь обретает динамику и авторитет, когда
ломается привычная послевоенная структура мира, мы, тем более, должны быть
вместе. И национальный успех России должен стать нашим общим успехом... И,
разумеется, очень многое зависит от граждан России - от их политических и
общественных объединений...".
Участники
парламентских слушаний констатируют, что на сегодняшний день, по данным
Министерства иностранных дел Российской Федерации, в
государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве и Эстонии постоянно
проживают и состоят на учете в консульских учреждениях около 350000 граждан
Российской Федерации.
Эта категория граждан Российской Федерации
испытывает ряд существенных проблем в странах проживания:
- граждане Российской Федерации в странах
СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и
многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан
Российской Федерации в государствах проживания, что влечет за собой
существенное ограничение их прав и свобод;
- лицам, имеющим российское гражданство,
зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из
государственных органов, предприятий и организаций;
- их облагают дополнительными налогами и
сборами, как граждан иностранных государств;
- их лишают возможности получения
образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания;
получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно,
поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных
национальностей;
- гражданам Российской Федерации зачастую
отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании,
пенсионном обеспечении и т.п.;
- они испытывают сложности с выездом за
пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой
документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ находятся на
большом расстоянии от места их жительства, а предложения российской стороны об
открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского
населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства
новых независимых государств;
- нередко граждане РФ лишены защиты и
покровительства консульских учреждений Посольств в государствах пребывания, с
одной стороны из-за значительных расстояний, с другой - из-за нежелания
чиновников российских за-гранучреждений портить отношения с властями страны
пребывания;
- наши соотечественники подвергаются
притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам на бытовом уровне, без всяких
видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не
какого-либо иного государства. Они ограничены в
возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать
квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные
государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений
подвергнуться преследованиям;
- граждане России очень часто лишены
возможности представлять свои коллективные интересы в органах местного
самоуправления и исполнительной власти в государствах проживания;
- многие из них не могут принять участие в
выборах вследствие того, что по различным причинам организуется недостаточное
количество зарубежных избирательных участков, расположенных к тому же на
значительном удалении от места их проживания;
- граждане Российской Федерации,
проживающие в различных странах, при выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации распределены по нескольким
избирательным округам, находящимся на территории Российской Федерации, и не
могут существенно влиять на результаты выборов по округу.
Несмотря на проблемы, возникающие при
принятии российского гражданства, российские соотечественники, проживающие
в странах СНГ и Балтии, идут на этот шаг, в том
числе по следующим причинам:
- нежелание терять связь с исторической и
этнической родиной, принимать гражданство страны проживания, психологически
рассматриваемое как личное предательство по отношению к Отечеству;
- надежда, что с приобретением российского
гражданства они вправе рассчитывать на защиту и покровительство Российской
Федерации;
- нежелание связывать свое будущее с
государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием в
перспективе получения образования и обеспечения достойного уровня жизни
своим детям, и понимание того, что в обозримом будущем они все равно будут
вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место
жительства в Российскую Федерацию.
Отношения Российского государства со
своими гражданами, постоянно проживающими за пределами России, в современных
условиях приобретают особую актуальность, становятся важнейшим фактором и важным
направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Граждане
Российской Федерации, проживающие в новых независимых государствах,
представляют интересы России в этих регионах, являются естественными
сторонниками интеграционных процессов с этими государствами, что отвечает
национально-государственным интересам России.
Согласно пункту 2 статьи 61 Конституции РФ
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство
за ее пределами.
Эта конституционная норма закреплена в
новом Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". В
статье 7 этого Закона говорится:
"1. Гражданам Российской Федерации,
находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и
покровительство Российской Федерации.
2. Органы государственной власти
Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские
учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации,
должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны
содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена
возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами
государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а
также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы".
Правовое положение граждан Российской
Федерации в государствах СНГ и Балтии регулируется главным образом следующими
документами:
В Республике
Армения - Законом от 17 июня 1994 г. "О правовом положении иностранных
граждан в Республике Армения"; соглашением от 29 августа 1997 г. между
Российской Федерацией и Республикой Армения "О правовом статусе граждан РА,
постоянно проживающих в Российской Федерации и граждан Российской
Федерации, постоянно проживающих в Республике Армения"; соглашением между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о
регулировании процесса добровольного переселения; Договором о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА.
В соответствии с этими документами
граждане Российской Федерации пользуются теми же правами, что и граждане Армении
в следующих областях: имеют право на свободу мысли, слова, совести,
вероисповедания, сохранения своего национального языка, культуры, обычаев.
Они имеют право на защиту от незаконного
вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенности личности и жилища,
чести и достоинства, жизни и здоровья, а также имущества. Граждане России
имеют право на собственность, труд и предпринимательскую деятельность, платят
налоги, пошлины и т.п., имеют право получать бесплатное среднее, а также
высшее образование. Медицинское обслуживание в Республике - платное для
всех, независимо от гражданства. Тарифы для всех одинаковы.
Однако они не имеют избирательного права,
не могут состоять членом какой-либо общественно-политической организации
Армении, не могут быть избранными или назначенными на такие должности, для
которых законодательством Армении требуется наличие ее гражданства.
В целом статус российских граждан,
постоянно проживающих в Армении обеспечен в правовом смысле, что
обуславливается союзническим характером отношений наших стран.
Что касается факторов, негативно влияющих
на положение российских граждан в Армении, представляется, что это - Закон о
языке от 1993 г., существенно ограничивающий применение русского языка в
системе образования и общественной жизни Армении.
Подписание соглашения о статусе российских
граждан, постоянно проживающих в Азербайджанской
Республике и азербайджанских граждан, постоянно проживающих в России,
отложено до принятия в Российской Федерации Закона о статусе иностранных
граждан, проживающих в России.
Ратификация Договора между Российской
Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих в Грузии, и граждан Грузии, постоянно проживающих в
Российской Федерации, подписанного 15 сентября 1995 г., была приостановлена
в связи с несоответствием Договора положению Конституции РФ об участии
иностранцев в выборах.
Законом Республики Грузия "О правовом
положении иностранцев" иностранцам, в том числе и российским гражданам,
постоянно проживающим там, запрещается вступать в действующие в Грузии
политические объединения или организовывать их. Граждане России, как и
другие иностранцы, могут наравне с грузинскими гражданами создавать только
общественные объединения, участвовать в деятельности кооперативных,
научных, спортивных и других общественных организаций.
В Республике
Казахстан положение иностранцев регулируется Указом Президента РК, имеющим
силу Закона, от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев в
Республике Казахстан", постановлениями Правительства, регламентирующими
порядок ввоза и вывоза имущества и информационных носителей, использования
иностранной рабочей силы. Для граждан Российской Федерации межгосударственными
договорами и соглашениями Российской Федерации с Республикой Казахстан и
четырехсторонними договорами (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия)
предусмотрен особый статус, приравнивающий их в трудовых, имущественных правах,
возможностях участия в органах местного самоуправления к гражданам
Казахстана. К сожалению, имеются многочисленные факты не соблюдения по
отношению к гражданам России норм, предусмотренных в межгосударственных
документах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Казахстане, в
первую очередь увольняются с работы при сокращениях. Зачастую в нарушение
достигнутых договоренностей к ним предъявляются требования, как к иностранным
гражданам иных государств.
Руководство Киргизской Республики предпринимает ряд шагов,
направленных на улучшение положения наших соотечественников. В мае 2000 г.
принят Закон о придании русскому языку статуса официального языка
киргизской Республики, а в декабре 2001 г. этот статус русского языка
закреплен в Конституции страны. Законом предусмотрено использование русского,
наряду с киргизским языком, в сфере государственного управления,
законодательства и судопроизводства, а также в иных сферах общественной жизни
Киргизии. Данный документ и имеющийся Договор о правовом статусе граждан каждой
из стран, постоянно проживающих на территории другой страны, при их
надлежащем исполнении в состоянии обеспечить в целом благоприятные условия
для русскоязычных граждан республики в целом и проживающих там граждан России -
в частности.
Социально-правовое положение постоянно
проживающих в Латвийской Республике граждан России определяется
совокупностью регламентирующих эту сферу соответствующих нормативных актов
Латвийской Республики, в том числе разделом 8 "Основные права человека"
Конституции (Сат-версме), законами и подзаконными актами Латвийской
Республики.
15 октября 1991 года Верховный Совет
принял постановление о восстановлении прав довоенных граждан, лишив, таким
образом, гражданства около 13 жителей республики (в основном, это лица русской
национальности). В 1995 году для граждан бывшего СССР, "не заслуживших"
гражданства Латвии, был определен статус "неграждан".
Согласно Правилам Кабинета министров ЛР
"Порядок занятости иностранных граждан и лиц без гражданства в Латвийской
Республике" для официального трудоустройства гражданина России в Латвии ему
необходимо получить от работодателя трудовой вызов, на основании которого в
Управлении по делам гражданства и миграции будет выдано разрешение на работу,
без которого устроиться по трудовому договору не удастся.
Существуют определенные запреты и
ограничения на профессии, занятие государственных и общественных
должностей. Так, граждане России, постоянно проживающие в ЛР, не могут
работать на государственной и гражданской службах, (Закон ЛР "О
государственной и гражданской службе"), в полиции (Закон о полиции),
прокуратуре (Закон о прокуратуре), суде (Закон о судебной системе), не
могут занимать должность нотариуса (Закон о нотариате), не могут быть адвокатами
и помощниками адвокатов (Закон об адвокатуре).
По данным Латвийского комитета по правам
человека, в Республике существует 28 запретов на профессии, занятие
государственных и общественных должностей. Анализ показывает, что все
действующие, а также находящиеся в процессе подготовки законодательные акты,
касающиеся граждан России и неграждан Латвии (наших соотечественников),
имеют явно дискриминационный характер, ущемляя их права в политической и
социальной сферах (лишение избирательных прав, возможности учреждения и участия
в политических партиях, первоочередные увольнения с работы, лишение
пособий, бесплатной медицинской помощи, повышение налогов).
Правовой статус постоянно проживающих в Литовской Республике российских граждан определяется
Законом этой страны "О правовом положении иностранцев" от 17 декабря 1998
г. Они пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией Литвы,
законодательством республики, российско-литовскими и другими международными
договорами Литовской Республики, обязаны соблюдать положения указанных
документов.
Граждане России могут проживать в Литве на основе временных или постоянных разрешений,
выдаваемых Министерством внутренних дел. Разрешение на постоянное
проживание предоставляет право на бессрочное пребывание в Литве и выдается
после 5 лет проживания на основании временного разрешения. Оба разрешения
предоставляют право на выбор и изменение места жительства, выезда из Литвы
и возвращения в нее.
Гражданин России, постоянно проживающий в
Литве, обладает естественным правом на занятие трудовой деятельностью.
Трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством Литвы и
Законом о правовом положении иностранцев.
Граждане Российской Федерации, постоянно
проживающие в Литве, в отличие от русских граждан страны, не могут участвовать в
президентских и парламентских выборах, ограничены в праве на работу в полиции,
суде, прокуратуре, нотариальных конторах. Они не могут быть капитанами
судов, служить в вооруженных силах Литвы. Список таких исключений
достаточно широки, но он, в целом, не выходит за общепризнанные в таких
случаях рамки. Имеются различия также в правах лиц, являющихся и не являющихся
гражданами Литвы, в сфере экономики и предпринимательства.
Порядок нахождения граждан Российской
Федерации на территории Республики Молдова
регламентируется Законом "О правовом положении иностранных граждан и лиц без
гражданства", закрепляющим ряд ограничений, прежде всего на занятие
определенных должностей в системе государственных органов. Закон "О
собственности" позволяет существование различных "видов собственности с
участием граждан и юридических лиц других государств, но исключает для них
право собственности ни, земли сельскохозяйственного назначения и земли
лесного фонда; Закон "О приватизации" также не позволяет им получать в личную
собственность земельные участки; Закон "О предпринимательстве и предприятиях"
закрепляет положение о том, что предпринимателем может быть любой гражданин
иностранного государства.
В соответствии с Законом "Об образовании"
граждане России имеют возможность получать среднее и высшее образование. Однако
в последнее десятилетие произошло сокращение учащихся школ с русским языком
обучения, а получение высшего образования в университетах фактически переведено
на платную основу.
Законодательство Республики Молдова не
предусматривает института двойного гражданства. Однако в настоящее время
подготовлен законопроект об изменении Конституции и введении множественности
гражданства.
По действующему в Республике Таджикистан законодательству российские
граждане пользуются одинаковыми правами с гражданами этой страны. Русский
язык признан языком межнационального общения. Вместе с тем сокращается
возможность получения детьми наших соотечественников образования на русском
языке (число классов в школах с русским языком преподавания и русскоязычных
классов в смешанных школах уменьшилось за последние годы втрое. В настоящее
время насчитывается 1280 классов обоих типов с количеством учащихся более 17
тыс. человек.
По Конституции Туркменистана за гражданами, независимо от
национальности, закреплены равные права. Однако из-за языкового барьера
продолжается отток русскоязычных граждан из административных органов,
госпредприятий, образовательных учреждений, других сфер.
В юридически-правовом отношении постоянно
проживающие в Туркменистане этнические русские не подвергаются открытой
дискриминации. Серьезных межнациональных трений отмечено не было. Между
двумя странами подписаны договоры и соглашения "О сотрудничестве в целях
обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в
Российской Федерации", "О правовом статусе граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан
Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации",
"Об урегулировании вопросов двойного гражданства", "О регулировании процесса
переселения и защите прав переселенцев", которые в определенной мере
позволяют регулировать возникающие проблемы.
Закон Туркменистана о гражданстве (1990
г.) не создал препятствий для приобретения гражданства этой страны для наших
соотечественников. Тем не менее, представители некоренных национальностей
постепенно "вымываются" из властных структур, вытесняются с постов высшего и
среднего .уровня из государственных учреждений и предприятий. Это приводит к
усилению миграции русскоговорящего населения в Россию. Настроения же
остающихся в Туркменистане далеки от оптимизма в силу напряженной
социально-экономической обстановки, случаев проявления бытового
национализма.
Из всех категорий российских
соотечественников, проживающих в Республике Узбекистан, именно граждане России являются
самой незащищенной в правовом и социально-экономическом отношении
категорией. Проблемы, с которыми сталкиваются здесь граждане Российской
Федерации, многочисленны и практически затрудняют нормальное
проживание.
Узбекская сторона не идет на подписание
двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно
проживающих в Республике Узбекистан и граждан Узбекистана, постоянно
проживающих в Российской Федерации", ссылаясь на то, что такой проблемы не
существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан
Российской Федерации. Действующее в стране законодательство относит граждан
России к иностранцам, которые обязаны оформлять вид на жительство при
наличии постоянной прописки. Оформление же вида на жительство сопряжено с рядом
трудностей:
- во-первых, официальная госпошлина
составляет 50 долларов США, что равно средней годовой пенсии, а это далеко не
всем по карману;
- во-вторых, эта процедура идет с
бюрократическими препонами и дополнительным вымогательством;
- в-третьих, даже имея вид на жительство и
постоянную прописку, российские граждане по своеволию местных властей
зачастую оплачивают многие жизненно важные услуги (транспортные,
медицинские, коммуникационные и др.) в свободно конвертируемой валюте.
По местному законодательству дети граждан
России, как "иностранцы", имеют право получить бесплатное образование только в
средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжах и вузах может быть
только на контрактной основе с разрешения соответствующих министерств и
ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в
государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных
органах, на любых выборных должностях, их вытесняют с должностей на
государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п.
требуется писать на узбекском языке.
Зачастую, особенно на периферии, граждане
Российской Федерации и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям,
угрозам на бытовом уровне в связи с их этнической принадлежностью.
Для российских граждан объективно
затруднено участие в выборах Президента, депутатов Государственной Думы
Российской Федерации, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один
избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных
расстояний и высокой стоимости проезда могут далеко не все избиратели.
Граждане России не имеют возможности
представлять свои коллективные интересы в органах законодательной и
исполнительной власти в Узбекистане. Даже в уставе общественной организации
- Русского культурного центра РУ, представляющего интересы
соотечественников, имеется формулировка, что членами РКЦ РУ "могут быть,
независимо от национальности, граждане Республики Узбекистан".
Правовое положение иностранных граждан в
Украине определяется Конституцией Украины, Законом
Украины "О правовом статусе иностранцев" от 04.02.94 г., которые провозглашают
равные права и свободы граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства.
Определению правового положения
иностранцев также посвящены отдельные положения более чем 30 других Законов
Украины и десятки подзаконных актов.
Несмотря на внушительную правовую базу,
призванную защищать права и законные интересы иностранцев, в том числе и граждан
России, последние сталкиваются с множеством проблем - трудностями при
трудоустройстве во многие организации и учреждения Украины, получении
бесплатного высшего образования. Зачастую не соблюдаются и легитимные нормы,
обеспечивающие имущественные права иностранцев. Больших трудов и
материальных затрат стоит получение вида на жительство, оформление которого
местные органы МВД напрямую увязывают с выходом из гражданства России.
Отмечаются многочисленные случаи
дискриминации украинскими властями россиян при реализации их законного
права получения социальных льгот, в том числе инвалидов и участников ВОВ.
Между Россией и Украиной не существует
соглашения о статусе граждан России, постоянно проживающих в Украине и
граждан Украины, постоянно проживающих в России. Вопрос находится в стадии
обсуждения на двусторонних переговорах и продвигается с трудом из-за
нежелания украинской стороны.
Конституция Украины и Закон Украины "О
гражданстве Украины" не предусматривают возможность гражданам Украины иметь
гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
В настоящее время никаких соглашений в
этой области между Россией и Украиной не заключено. Однако различие в
законодательном подходе к решению данного вопроса в наших странах вызывает
определенные правовые коллизии. Так, при приобретении гражданства России в
настоящее время не требуется прекращения предыдущего гражданства, что на
практике приводит к ситуации так называемого "двойного" гражданства, когда
граждане Украины получают второе гражданство - российское.
Правовой статус постоянно проживающих в Эстонской Республике иностранцев, в том числе и
российских граждан, регулируется Законом Эстонской Республики "Об
иностранцах" от 8 июля 1993 года.
Согласно ст. 12, ч. 3 Закона "Об
иностранцах" постоянный вид на жительство "может быть выдан иностранцу,
проживающему в Эстонии на основании срочного вида на жительство не менее
трех из последних пяти лет и имеющему действительный вид на жительство, место
жительства и легальный доход для проживания в Эстонии...".
На иностранца может быть возложена
обязанность выехать с территории Эстонии и запрещен въезд в страну в порядке,
установленном Законом "Об обязательстве выезда из страны и запрете на въезд в
страну" от 21 октября 1998 года.
Иностранные граждане не имеют права
избирать и быть избранными в государственные и местные органы власти Эстонии,
участвовать в референдуме, не могут являться членами политических
партий.
По Конституции ЭР, должности в
государственных органах власти могут занимать и иностранцы, однако, лишь в
виде исключения (ст. 30). В силе остаются запреты на профессии для неграждан
(свыше 30).
Действующая система образования
противоречит ряду международных и европейских конвенций, предусматривающих
гарантии нацменьшинствам получать образование на родном языке.
Согласно Закону "О земельной реформе" от
17 октября 1991 года, иностранные граждане, в отличие от граждан Эстонии,
являются "ограниченными уполномоченными субъектами приватизации земли". В
частности, они не имеют права участвовать в приватизации земли.
Участники
парламентских слушаний считают, что законодательство новых независимых
государств не учитывает в полной мере демографической, экономической и
этнокультурной специфики постсоветского пространства и не содержит достаточно
норм, призванных обеспечить права инограждан, объактивно необходимых в условиях
столь сложного для них переходного периода.
Участники
парламентских слушаний обеспокоены тем, что при переезде на постоянное
место жительства в Россию граждане Российской Федерации также оказываются в
неравном правовом положении с другими категориями граждан, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации, а именно:
- при переезде в Российскую Федерацию их
облагают дополнительными пошлинами, а зачастую просто поборами, поскольку они не
в состоянии отстоять свои права, т.к. из государства своего прежнего
проживания они уже выписались, а в Российской Федерации они, как правило,
еще не числятся;
- перед ними возникают труднопреодолимые
препятствия с регистрацией, трудоустройством, приобретением недвижимости (в
особенности в национальных республиках и автономных образованиях РФ);
- существуют большие сложности с
приобретением статуса вынужденного переселенца;
- нарастают трудности с поступлением
выпускников школ в российские вузы, из-за все большей разницы образовательных
программ Российской Федерации и государств "ближнего" зарубежья;
- они сталкиваются со значительными
трудностями при получении причитающихся пособий, льгот, медицинского
обслуживания, пенсионного обеспечения и т.п.;
Участники
парламентских слушаний обращают внимание международных правозащитных
организаций на допускаемые нарушения норм международного права в отношении
граждан Российской Федерации в странах СНГ и Балтии и призывают их отказаться в
дальнейшем от политики двойных стандартов, широко практикующейся в
настоящее время в обеспечении прав и свобод русского народа и, в частности,
граждан Российской Федерации.
Претворение в жизнь принципов и норм
международного права в области прав и основных свобод человека и
гражданина, должно стать одним из важнейших и эффективных механизмов защиты прав
и законных интересов всех граждан, проживающих не в своих странах, независимо от
их; национальной принадлежности.
На основании изложенного, участники
парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
Федеральному
Собранию Российской Федерации:
- Считать законотворческую работу по
формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и
информационного пространства одной из главных государственных задач,
направленных на оптимизацию процесса интеграции постсоветского
пространства, обеспечение защиты и покровительства проживающих там российских
граждан.
- Провести инвентаризацию имеющейся
правовой базы, регламентирующей отношения Российского государства со своими
российскими гражданами, проживающими за рубежом в целях ее дальнейшего
совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние.
- Внести вопрос о правовом положении
граждан Российской Федерации в государствах СНГ на рассмотрение Межпарламентской
ассамблеи государств - участников СНГ в соответствии с международными
документами о правах и основных свободах человека, Устава СНГ, Конвенции СНГ о
правах и основных свободах человека, других многосторонних и двухсторонних
договоров и соглашений между государствами - участниками Содружества.
Обратить при этом особое внимание на необходимость выработки оптимальных
правовых норм для граждан государств - участников Содружества и на
несоответствие духу и букве Устава СНГ безоговорочного распространения на
российских граждан режима, установленного в ряде государств - участников СНГ для
иностранных граждан, не являющихся членами СНГ.
- Рассмотреть вопрос об образовании
отдельного избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан
Российской Федерации, проживающих за рубежом, и, в случае его
положительного решения, внести необходимые изменения в соответствующие
федеральные законы.
- Обратиться к Парламентскому Собранию
Союза Белоруссии и России и соответствующим органам государственной власти
активизировать усилия по разработке и введению института союзного гражданства,
закрепленного в Уставе Союза.
- Продолжить по парламентской линии работу
с законодателями стран СНГ по укреплению позиций русского языка в странах
Содружества.
- Совету соотечественников при
Государственной Думе представлять в Государственную Думу сведения о соблюдении
прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах СНГ и Балтии.
Завершить работу по созданию "Белой книги", нарушений прав российских
соотечественников в этих странах.
Правительству
Российской Федерации:
- Активизировать работу по расширению
международно-правовой базы по урегулированию вопросов гражданства, обеспечения и
защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом, обращая особое
внимание на механизмы контроля за исполнением достигнутых
договоренностей.
- Учитывая большое количество граждан
России, постоянно проживающих за рубежом, рассмотреть необходимость
разработки Концепции политики РФ в отношении этой категории людей.
- Обеспечить скорейшую разработку,
согласование и подписание Конвенции СНГ в области прав человека.
- Рассмотреть вопрос об укреплении
качественно и количественно кадрового состава консульских служб, а также
технического их оснащения в странах Содружества и Балтии.
- Активизировать деятельность
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в том
числе:
принять и обеспечить исполнение Программы
мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на
современном этапе;
обеспечить координацию работы с
соотечественниками за рубежом в субъектах Российской Федерации.
- В целях сохранения информационного поля
российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве
Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны
СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию,
предназначенную для русскоязычных читателей этих стран.
- Развивать межвузовское сотрудничество,
направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных
заведений (по примеру МГУ им. М.В. Ломоносова), а также Российско-национальных
Славянских университетов.
- Рассмотреть возможность увеличения
количества государственных стипендий для граждан РФ проживающих в
государствах-участниках СНГ и странах Балтии.
- Содействовать установлению партнерских
связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран
СНГ и Балтии.
- Создать Адвокатский центр по оказанию
юридической помощи российским соотечественникам с открытием филиалов в
странах их проживания.
- При поддержке российского бизнеса и
специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших
партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах
СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши
соотечественники (в том числе и граждане Российской Федерации в странах
проживания).
- Выступить с законодательной инициативой
по внесению изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части увеличения срока действия
общегражданских заграничных паспортов (ОЗП) для граждан Российской. Федерации,
постоянно проживающих за границей и состоящих на консульском учете Посольств
Российской Федерации в стране пребывания, уравняв их со сроками действия
внутренних российских паспортов.
- Усовершенствовать порядок использования
средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по
поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и
государствах Балтии, в части расширения возможностей их использования
Посольствами Российской Федерации и общественными объединениями российских
соотечественников в государствах их проживания.
- С учетом продолжающейся миграции в
Россию соотечественников из стран СНГ в будущей Концепции миграционной политики
Российской Федерации установить приоритет для граждан России, а также
определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке
трудоспособного и репродуктивного населения.
- Рекомендовать главам администраций
регионов Российской Федерации сформировать действующий в реальном времени банк
данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и
специальностей, отражающих возможности муниципальных образований и
хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства.
- Предусмотреть составление ежегодного
общефедерального Доклада о положении соотечественников в странах мира с
указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран
проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав.
Министерству
иностранных дел Российской Федерации:
- Обеспечить выполнение в полном объеме
Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за
рубежом на современном этапе.
- Активизировать работу по созданию
российских культурных центров в государствах - участниках СНГ.
- Принять меры по увеличению количества
консульских учреждений за рубежом в местах компактного проживания граждан
Российской Федерации и российских соотечественников.
- Посольствам Российской Федерации в
государствах СНГ и Балтии улучшить работу по официальному разъяснению
принимаемых в России законов о гражданстве, миграции и т.п. Наладить работу
с теми, кто хочет выехать в Россию. Создать банк данных о том, в каких регионах
России и какие специалисты нужны и условия их работы.
- Обеспечить проведение мониторинга с
целью получения полной информации о численности соотечественников,
проживающих за рубежом, в том числе граждан Российской Федерации, и тех, кто
хочет по тем или иным причинам вернуться в Россию.
Участники
парламентских слушаний обращаются с просьбой к Президенту Российской
Федерации:
- создать при Президенте Российской
Федерации Институт уполномоченного по правам граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
- взять под личный контроль вопрос защиты
прав граждан Российской
Федерации, находящихся за рубежом.
Участники
парламентских слушаний выражают твердую уверенность в том, что
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации, федеральные органы Российской Федерации и
общественные организации, научные учреждения и средства массовой информации
внесут позитивный вклад в обеспечение прав и свобод граждан Российской
Федерации и российских соотечественников, проживающих за рубежом.
21 мая 2002г., г.Москва
|