КИРГИЗИЯ
Розы и шипы кыргызско-российского сотрудничества
28.04.2006. Слово
Кыргызстана
Виктор Виноградов
Если говорить о результативности официального визита
Курманбека Бакиева в Россию, то здесь налицо огромный позитив. Это - розы. Но,
как известно, у этих цветов есть и шипы. Может быть, именно подводные (и
надводные) "колючки", стремящиеся прорвать ткань нашего сотрудничества с
Россией, и следует рассматривать как самый опасный "тормозящий" момент в
динамике развития двусторонних отношений.
Президент страны неоднократно говорил об уникальном
"умении" наших чиновников забюрократить и заволокитить любой вопрос так, что
потом не только концов не найдешь, но и актуальность самой проблемы утратится.
При этом К.Бакиев на пресс-конференции по прибытии в Бишкек открыто сказал, что
ответственность за невыполнение многих договоренностей по экономическому
сотрудничеству с Россией в прошлые годы лежит прежде всего на кыргызской
стороне, старом руководстве страны. Это факт, и от него никуда не деться.
Ради дела Президент сегодня пошел на неординарный шаг.
Он взвалил на себя (параллельно с В.Путиным, конечно) всю тяжесть
ответственности за контроль и исполнение конкретных принятых решений. Честно
говоря, для такого шага надо иметь не только сильную волю, но и профессиональную
смелость. И вот почему.
Если взять только один аспект сотрудничества -
электроэнергетику, - то сразу станет ясно, насколько тяжелым будет груз этой
ответственности. Поясним: со времен Акаева нам "поднимали настроение" тем, что
Россия придет в кыргызскую гидроэнергетику, вложив в нее несколько миллиардов
долларов. На самом деле это было просто невозможно. Говоря коротко, Закон "Об
особом статусе Токтогульских ГЭС" не позволял это сделать. По сути, всем нам
просто морочили голову, потому что этот закон фактически замораживает любую
хозяйственно-экономическую деятельность ОАО "Электрические станции", куда входят
и строящиеся ГЭС - Камбарата-1, 2. Закон запрещает всякого рода отчуждение
имущества акционерного общества. Абсурд в том, что имущество ОАО - это не только
основные фонды и оборотные средства, но и производимая электроэнергия, которую
"отчуждать", то есть реализовывать, нельзя. Значит, все мы пользуемся
электроэнергией незаконно. Вот такая тупость, тупее не бывает.
Далее, закон об особом статусе не только уменьшает
инвестиционную привлекательность нашей энергетики, но делает ее
"привлекательной" разве что для не очень вменяемых бизнесменов. А таковых, по
определению, в природе не существует. Закон запрещает долевое участие частных
инвесторов в собственности даже во вновь строящихся ГЭС. Надо быть действительно
сумасшедшим, чтобы, вложив в строительство гидростанций несколько миллиардов
долларов, оказаться даже без одной-единственной акции этой ГЭС!
При этом наши депутаты отказываются внести необходимые
изменения в действующий закон. Понятно, говорят, что из чувства патриотизма. В
общем, ситуация аховая: пусть все медленно погибает, но и сами денег не дадим, и
другим не дадим. Парламентарии ссылаются на то, что каскад Токтогульских ГЭС и
само Токтогульское водохранилище играют важнейшую роль во всей Центральной Азии
в вопросе регулирования водно-энергетического баланса. Так ведь эту функцию
по-прежнему можно оставить за государством, но разрешить долевое участие для
инвесторов! Иначе мы не только новых ГЭС не построим, но и старые окончательно
разрушим,оставив их без необходимого финансирования.
И теперь оцените решительность Президента в создании
благоприятных условий для работы российского бизнеса в Кыргызстане. Только на
строительство Камбаратинских ГЭС руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс
пообещал привлечь не менее двух миллиардов долларов. Неужели наши ура-патриоты
не понимают, как важно законодательно обеспечить нормальные цивилизованные
условия для эффективной деятельности российских инвесторов?!
Поэтому Курманбек Бакиев, взяв на себя главную
ответственность по контролю за исполнением кыргызско-российских договоренностей,
также подчеркнул на пресс-конференции, прошедшей в Доме правительства в среду,
что сегодня очень многое будет зависеть от профессиональной деятельности
правительства и эффективной работы Жогорку Кенеша страны.
Кроме того, глава государства, отвечая на вопросы
журналистов, в том числе и на неудобные, коснулся проблемы двойного гражданства.
По мнению Президента, эта тема своей актуальности не потеряла. Но не все так
просто. Если Россия готова обеспечить исполнение такого решения, то сможем ли мы
это сделать? Во время своей встречи с председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым
Президент обсуждал вопрос о предоставлении кыргызстанским трудовым мигрантам
упрощенного порядка пребывания на территории России. Речь идет о возможности в
течение 90 дней находиться в РФ без регистрации, работать. И этот вопрос в самое
ближайшее время рассмотрит Госдума РФ. В таком случае надо ли сейчас особенно
торопиться с двойным гражданством? Поспешай, говорят, не торопясь.
Будет также расширяться социальная инфраструктура
российской базы в Канте. Пребывание этого объекта на территории Кыргызстана,
отметил Президент, обосновано нашим членством в ОДКБ и ШОС, потому что эта
структура создана и действует в интересах безопасности всей Центральной Азии,
борьбы с международным терроризмом и наркотрафиком.
По поводу предстоящего завтра митинга Курманбек Бакиев
твердо пообещал, что порядок будет обеспечен. Не надо искусственно нагнетать
страсти, сказал он, подобное было и перед годовщиной революции 24 марта. Но ведь
ничего не случилось, был всенародный праздник, и все. А инициаторы завтрашнего
мероприятия должны помнить о своей личной ответственности за происходящее. Любые
попытки спровоцировать беспорядки, а тем более захватить Дом правительства,
будут жестко пресекаться в соответствии с законом.
Космические розы для Татьяны Бакиевой
Признаться, то, как доброжелательно и внимательно
встречали россияне высоких гостей из Кыргызстана, особенно ярко проявилось во
время посещения первой леди нашей страны Звездного городка.
Татьяну Бакиеву сопровождали первая женщина-космонавт
Валентина Терешкова и генерал-лейтенант, начальник Центра подготовки космонавтов
Василий Циблиев.
В специальном гидротренажере водоизмещением пять тонн
шла обычная тренировка, отрабатывались действия космонавтов на поверхности
станции в условиях, приближенных к реальным - в открытом космосе. Для этого
использовался особый скафандр весом более двухсот килограммов. Было очень
трогательно видеть, как испытатель поднялся на поверхность и преподнес Татьяне
Бакиевой огромный букет роз.
Первая леди возложила цветы к памятнику Юрию Гагарину,
посетила музей его имени. Т.Бакиева приехала в Звездный городок не с пустыми
руками, привезла изделия наших мастеров народного творчества. Выставка этих
изделий прошла в национальной кыргызской юрте, установленной во время
чествования нашего земляка - космонавта Салижана Шарипова по случаю присвоения
ему звания Героя России.
Во второй день визита первая леди Кыргызстана приняла
участие в работе "круглого стола" на тему "Развитие и поддержка кыргызского
языка". Мероприятие было организовано в Московском государственном
лингвистическом университете (МГЛУ) на базе Центра кыргызского языка и культуры,
действующего при этом вузе.
"Мне было приятно узнать, что многие студенты
лингвистического университета активно изучают кыргызский язык, - отметила
Татьяна Бакиева, - а Центр при МГЛУ стал не только местом общения кыргызской
диаспоры в Москве, но и учебной базой для изучения россиянами кыргызского языка
- языка великого Манаса, языка Чингиза Айтматова".
Есть ли будущее у кыргызстанского урана?
04.05.2006. ИА
"24.kg"
Азамат Тынаев (Бишкек)
Апрельский блиц-визит в Бишкек главы российского
Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко так и не прояснил
будущее Кара-Балтинского горнорудного комбината. Объект, составлявший в
советское время основу атомной промышленности великой державы, до сих пор
считается одним из немногих потенциальных козырей Кыргызстана.
Вперед,
Россия!
Насколько у комбината славное прошлое, настолько у него
и неопределенное будущее. Информация о намерении серьезных инвесторов приобрести
контрольный пакет акций ураноперерабатывающего предприятия появляется с завидной
периодичностью. Например, в последнем тендере по приватизации КГРК состязались
три компании (все с участием иностранного капитала). Но претенденты аннулировали
свои заявки после того, как государство не смогло гарантировать бесперебойные
поставки уранового сырья.
И это понятно, потому что в урановом бизнесе ставки
сейчас высоки как никогда. К примеру, президент РФ Владимир Путин дал указание:
к 2030 году четверть от общего объема вырабатываемой в России электроэнергии
должны выдавать АЭС. Сейчас трудно сказать, сколько понадобится урана для
атомной энергетической промышленности России. Ясно одно, уран никто не
собирается обогащать для производства ядерного оружия, поскольку еще со времен
Советского Союза запасы оружейного плутония созданы на многие десятилетия
вперед. А что касается ядерно-топливного цикла, то у российского руководства еще
более амбициозные планы _ занять четверть мирового рынка услуг.
Тенденцию можно проследить по следующим цифрам. Если в
нынешнем году потребности "Росатома" составляют 8,3 тысячи тонн урана, то в 2020
году ему понадобятся как минимум 18 тысяч тонн. Единственный в РФ Стрельцовский
урановый рудник, расположенный вблизи Краснокаменска Читинской области, не в
состоянии обеспечить эти нужды. Даже начавшаяся разработка богатого Хиагдинского
уранового месторождения в Бурятии не удовлетворит запросы всей российской
атомной энергетики. Именно поэтому внешний агент Федерального агентства по
атомной энергии - ОАО "Техснабэкспорт" - ведет активные переговоры по поставкам
урана даже из ЮАР, не говоря уже о близком Узбекистане.
Неизбежная альтернатива
Остановимся на Узбекистане. Здесь уже разгорается
"война" между крупными российскими компаниями за право добычи узбекской
ураносодержащей руды. Так, холдинговая компания "Интеррос" вплотную подобралась
к Навоийскому горнометаллургическому комбинату, полностью контролируемому
государством, который обладает исключительным правом на добычу, переработку и
экспорт урана. Этим занимаются три предприятия в составе комбината. Кстати,
такие же активные действия предпринимаются "Интерросом" в Казахстане.
Активизация упомянутого российского холдинга связана с
благоприятной мировой конъюнктурой на сырье. Все это является отражением
достаточно напряженного положения на рынке углеводородного сырья. Стоимость
нефти и газа растет, а сами энергоносители становятся инструментом глобального
влияния не только на мировую экономику, но также на геостратегические приоритеты
в мире.
Такая ситуация побуждает ведущие державы активно
разрабатывать альтернативные источники энергии, самыми перспективными из которых
по-прежнему остаются атомные станции.
И хотя уран, из которого и производят топливо для АЭС,
также является невозобновляемым ресурсом, его запасов на Земле хватит на
несколько тысяч лет. Специалисты уранового производства говорят, что при цене 35
долларов США за фунт урана его мировая добыча может составить 70 тысяч тонн в
год. Сейчас цена на урановый концентрат превышает 50 долларов. Эксперты фондовых
рынков предсказывают ее увеличение до 100 долларов.
Мирный
атом шагает по планете
Ажиотажный спрос на уран объясняется грандиозными
планами крупнейших стран по строительству атомных электростанций. Так, только в
Китае на ближайшие 15 лет запланировано возведение 40 ядерных реакторов. Весьма
обширны ядерные программы Индии, России и Ирана.
Недавно Конгресс США приступил к пересмотру моратория на
строительство АЭС. Достаточно сказать, что по состоянию на 2 марта 2004 года в
мире добывалось 94 миллиона фунтов урана, тогда как реальная потребность в нем
атомной энергетики и оборонного комплекса составляет 155 миллионов фунтов в год.
Не считая потребности постсоветских республик и Китая.
Непрерывно возрастающая стоимость обогащенного урана
вовсе не представляется спекулятивной. Необходимо помнить, что рост цен, исходя
из нынешней конъюнктуры, будет наблюдаться максимум до 2008 года. Сейчас
аналитики затрудняются дать точный прогноз относительно того, стабилизируется ли
цена на достигнутой отметке, или она пойдет вниз. Как бы там ни было, у
горнорудной промышленности Кыргызстана неплохие шансы на ближайшие десятилетия.
Вот только сможет ли Кара-Балтинский горнорудный комбинат стать инвестиционно
привлекательным объектом нашей промышленности?
Главным условием для этого должно послужить упрочение
отношений со странами Шанхайской организации сотрудничества. Не зря руководитель
Федерального агентства по атомной энергии РФ Сергей Кириенко заявлял о
целесообразности воссоздания технологической цепочки ядерного топливного цикла,
который существовал в Советском Союзе. Сейчас мощности КГРК позволяют
перерабатывать до двух тысяч тонн уранового сырья и производить до 800 тонн
закиси-окиси урана в год. С учетом растущих цен на мировых рынках это принесло
бы Кыргызстану неплохие доходы.
Урановое
"нет" Казахстана
Однако проблемой для кара-балтинского производства
остаются источники сырья урановой руды. Добыча радиоактивного сырья ранее
производилась в шахтах и карьерах Мин-Куша, Ак-Тюза, Каджи-Сая и Майлуу-Суу.
Впоследствии объекты законсервировали. Трудно сказать, смогут ли эти рудники
обеспечить полностью потребности КГРК и насколько это будет выгодно
экономически. Не случайно в прошлогоднем тендере по продаже государственного
72-процентного пакета акций КГРК все компании, претендовавшие на комбинат,
ставили обязательным условием обеспечение сырьем. Гарантированные поставки
урановой руды может осуществлять только Казахстан.
Урана в Казахстане много, но у него также много и
заводов по производству ядерного топлива. Один только Ульбинский
металлургический завод перерабатывает половину объема всей уранодобычи
Казахстана. Другую половину будет перерабатывать запущенный в 2003 году
аффинажный завод Центрального рудоуправления "Казатомпрома". Плановая мощность
завода _ две тысячи тонн. Но на этом наращивание базы переработки урана не
остановится.
Известны планы о строительстве еще одного аффинажного
завода в Кзылординской области. При этом у Казахстана существует огромное поле
для сотрудничества с крупнейшими компаниями мира по производству урана.
Например, контракт с канадской фирмой "Катеко" предусматривает ввод в строй уже
в 2007 году предприятие, которое к 2009 году будет в состоянии производить 1120
тонн урана.
Наши соседи постоянно увеличивают экспорт обогащенного
урана. Если в 2002 году "Казатомпром" поставил на мировой рынок 2800 тонн урана,
в 2003-м году _ 3100, то в прошлом году - уже 3700 тонн. Учитывая складывающуюся
конъюнктуру и все возрастающие возможности казахстанского горнорудного
комплекса, можно утверждать, что наш северный сосед уже добился абсолютно
доминирующего положения. Это и позволяет ему диктовать условия тому же
Кара-Балтинскому горнорудному комбинату.
Как
прожить на один процент?
В такой ситуации предложение руководителя "Росатома"
Сергея Кириенко о покупке российской стороной кара-балтинского
ураноперерабатывающего предприятия видится единственным выходом из затянувшегося
кризиса. Без могущественных партнеров из России наш комбинат так и будет
прозябать. Особенно, учитывая то обстоятельство, что Кыргызстан лишен
возможности реализовать свой уран на закрытых рынках, как в США. Открытый же
рынок продажи топливного урана крайне узок и имеет массу барьеров. Это, кстати,
видно на примере российско-казахско-кыргызского СП "Заречное".
Схема участия сторон в совместном проекте следующая _
казахи берутся поставлять добываемый на Зареченском месторождении
Южно-Казахстанской области урановый концентрат кыргызскому партнеру _
Кара-Балтинскому горнорудному комбинату. Произведенную здесь закись-окись урана
полностью будет закупать Россия. Однако проектная мощность рудника позволит
загружать производственные мощности КГРК лишь наполовину.
И даже это не главное. Доля акций кыргызской стороны в
СП с первоначальных 10 процентов сократилась до одного. Такое распределение
иначе как дискриминационным не назовешь. Нет сомнений, что представляющие в СП
"Заречное" кыргызскую сторону чиновники способны дать этому казусу "логическое"
объяснение. Но легче от этого не станет никому.
Интересы отечественных производителей урана, как
следствие их слабой позиции в ядерно-технологической цепочке, будут ущемляться и
дальше. Именно поэтому Кыргызстан должен предпринять все возможное для
полномасштабного сотрудничества с российской атомной отраслью.
Подмоченная революция
03.05.2006. Литер
(Казахстан)
Александр Князев (Бишкек)
"Новые
кланы" рвутся к власти в Киргизии
Кыргызстан продолжает оставаться заложником низкой
культуры политиков и завышенных амбиций революционных лидеров
За прошедший год слова "мы" и "народ" претерпели в устах
политиков девальвацию содержания
По крайней мере, покидая центральную площадь столицы,
демонстранты пообещали президенту страны Бакиеву организовать 27 мая "Майдан",
где вместо скромных палаток предстанут более просторные восточные юрты. А тем
временем эксперты уверены, что очередная прелюдия к революции – это не более чем
результат прошлогоднего государственного переворота. Поскольку приход к власти
новых кланов, не имевших и по сей день не имеющих какой-либо позитивной
программы преобразований, не мог повлечь за собой чего-то иного, кроме
тривиальной борьбы за властные кресла и сопутствующих ей материальных
претензий.
Главной политической интригой процесса перераспределения
власти в республике в течение года были взаимоотношения между Курманбеком
Бакиевым и Феликсом Куловым, организационно оформленные с 13 мая 2005 года в
своеобразный тандем. Однако уже осенью 2005 года во внутриполитическом процессе
появились новые составляющие. Открыто заявил о своих претензиях на политический
статус криминалитет, персонально представленный Рысбеком Акматбаевым.
Инкорпорирование криминалитета в политическую жизнь, помимо естественной
негативной реакции общества, послужило поводом для нарастания политической
активности той части киргизской политической протоэлиты, которая от процесса
перераспределения властных функций после прошлогоднего мартовского переворота
была отстранена.
Процесс формирования новой оппозиции в том виде, каковой
она оказалась, стал результатом изначально низкой политической культуры обеих
сторон процесса – и собственно оппонирующих президенту парламентских и
околопарламентских кругов, и самого президента и его окружения. Неспособность
Бакиева к достижению компромисса с оппонентами, нежелание делать даже малейшие
уступки постепенно радикализовали оппозиционные круги. Катализатором этого
процесса стала февральская отставка спикера парламента Омурбека Текебаева,
которая, казалось, заметно ослабила оппонирующую президенту Бакиеву часть
парламента, но это состояние политического затишья сохранялось недолго.
8 апреля в ряде избирательных округов прошли довыборы на
освободившиеся по разным причинам места в парламенте. В Балыкчинском
избирательном округе внушительную победу одержал упомянутый Рысбек Акматбаев,
ранее оправданный судом по большому списку инкриминировавшихся ему тяжких
преступлений. Однако депутатство Акматбаева зависло по причине "случайно
обнаруженного" буквально перед оглашением ЦИК официальных итогов выборов
незавершенного уголовного дела. 31 марта Акматбаев вывел к зданию Дома
правительства в Бишкеке своих сторонников: из столичных торговых центров начали
вывозить товар… В тот день президент Бакиев впервые после прихода к власти вышел
на площадь. Но, попытавшись (по крайней мере публично) урезонить сторонников
Акматбаева апелляцией к "самому демократическому" суду, он одновременно вызвал
новое раздражение у оппозиционеров.
8 апреля НПО "За демократию и гражданское общество",
возглавляемая Эдилем Байсаловым, провела митинг против коррупции и сращивания
власти и криминалитета, а 13 апреля в Бишкеке было совершено покушение на
Байсалова. Наиболее популярная версия была предельно проста – Байсалов пострадал
за свои выступления против Рысбека Акматбаева. Однако эта версия как раз потому,
что она лежала "на поверхности", выглядела и самой противоречивой. Оппоненты
Байсалова утверждали, что все произошедшее может быть инсценировкой. Имидж
Байсалова в Кыргызстане весьма неоднозначен: помимо обвинений в том, что он
просто отрабатывает деньги зарубежных доноров, говорят и о том, что его
политическая позиция колеблется в зависимости "от конъюнктуры рынка". Говорили
также, что подобное нападение было выгодно самому Байсалову… Сразу же были
опубликованы несколько заявлений политических партий и правозащитных
организаций, которые потребовали от президента Бакиева активизировать борьбу с
криминалом. Учитывая, что в те дни должна была определиться окончательная судьба
депутатского мандата Рысбека Акматбаева, покушение на Байсалова было на руку
прежде всего противникам Акматбаева, главным из которых – и это известно всей
республике – является премьер-министр Феликс Кулов. Кстати, Кулов сразу же
заявил о том, что усматривает в покушении исключительно политическую
подоплеку.
Нападение на Байсалова стало главным поводом для срочно
созданной оппозиционными депутатами "Народной коалиции демократических сил"
провести общенациональный митинг "Народ Кыргызстана требует реформ". 17 июля был
создан штаб по проведению 29 апреля 2006 года митинга, который возглавил,
естественно, экс-спикер Омурбек Текебаев. Основные требования сводились к
немедленному проведению конституционной реформы (перераспределение властных
функций в пользу парламента), обновлению кадровой политики, недопущению
криминалитета во власть… Весь последующий период напоминал попытку устроить
некую массовую политическую истерию: под знаком митинга жила вся республика,
зазвучали заученные тексты, одинаковые спичи, демонстрирующие одинаковое же
непонимание ситуации. Газетные и телевизионные новости обрушивали на свою
аудиторию вал всевозможных заявлений: "Поддерживаем митинг!", "Протестуем против
митинга!". В атмосфере общественной жизни накапливалось раздражение…
Краткосрочный сценарий середины апреля применительно к
грядущим событиям мог рассматриваться в трех версиях. Версия первая: президент
Бакиев делает серьезные уступки оппозиционерам, четко обозначает стремление к
компромиссу, вследствие чего 29 апреля (митинг отменить уже вряд ли удастся)
возглавляет оптимистически настроенные колонны, празднующие очередную победу
киргизской демократии. Об этой версии писать, к сожалению, приходилось лишь с
высокой долей иронии. Неспособность Бакиева к проведению реальной политики уже
широко известна, и трудно было ожидать столь кардинального изменения в его
политическом поведении, коль уж этого не случилось раньше.
Версия вторая: президент Бакиев обозначает свою
готовность к диалогу с оппозицией, проводит встречи с ее лидерами, забалтывает
их, демонстрирует намерение пойти на уступки… но в итоге все вязнет в
переговорах, которые не получают реальных результатов, но тем не менее снимают
остроту момента, пролонгируя конфликт на будущее в вялотекущей форме.
Версия третья: радикальные силы внутри самой оппозиции
либо вмешательство извне (криминальные группы) провоцируют участников митинга на
беспорядки. В действие вмешивается милиция – вплоть до применения оружия. В
пользу этого сценария свидетельствовало заявление самого Курманбека Бакиева от
26 апреля, в котором он подчеркивал, что в случае попытки захвата Белого дома во
время митинга правоохранительными органами будут предприняты самые жесткие меры.
Понятно, что проблем Бакиева такое развитие событий (версия третья) не решало.
Этот шаг потребовал бы продолжения в двух, как минимум, направлениях. Во-первых,
дальнейшего максимального сужения сферы деятельности любой оппозиции и
гражданской активности вообще (включая средства массовой информации). Во-вторых,
принципиального пересмотра внешнеполитических (и геополитических в том числе)
приоритетов. В ответ на заявление Бакиева посольство США мгновенно
прореагировало собственным, в котором призвало представителей государственных
структур и лидеров оппозиции к проявлению сдержанности и воздержанию от угроз
или применения силы во время мирных манифестаций, посол США Мари Йованович
призвала власти Кыргызстана уважать право граждан на свободу собраний и свободу
слова.
В любом случае, киргизский политический марафонский
забег 13–29 апреля показал, что оппоненты Белого дома выдохлись уже на середине
дистанции. Коалиция политических партий и общественных организаций,
создававшаяся с амбициями на статус конструктивной оппозиции действующей власти,
постепенно начала сдавать позиции. Это стало особенно очевидно, когда ее
представители вступили в полемику со своими оппонентами. 19 апреля в прямом
телеэфире состоялся "круглый стол" лидеров оппозиции с главой государства, после
которого представители НКДС признали, что проиграли: "Мы не были готовы к
разговору с президентом, просто не успели этого сделать. И получилось то, что
получилось".
Наверное, вовсе не проливной дождь был причиной тому,
что митинг 29 апреля не имел результатов, на которые рассчитывала оппозиция.
Лидеры оппозиции делают заявления, в которых выражают свою удовлетворенность:
дескать, теперь Бакиев и Кулов увидели, что мы – не депутаты-одиночки… В пользу
оппозиции вроде бы работает и тот факт, что и президент, и премьер-министр были,
по сути, освистаны собравшейся толпой из нескольких тысяч человек. Но, по
большому счету, развитие событий пошло по сценарию пролонгации конфликта: на 27
мая оппозицией назначен новый митинг. И вряд ли стоит ожидать от Бакиева
конструктивных действий навстречу тем требованиям, которые были (и остаются)
выдвинуты оппозицией. Наиболее вероятны в обозримой перспективе попытки Бакиева
и дальше саботировать выполнение своих же предвыборных обещаний и потихоньку
укреплять позиции личной власти. Правда, в этом ему могут помешать нерешенные
проблемы с криминалитетом: Рысбек Акматбаев уже сделал заявление о том, что он
готов заблокировать Боомское ущелье (единственная дорога в Иссык-Кульскую и
Нарынскую области), если вопрос о его депутатстве не будет решен положительно…
Заодно появятся и поводы для новых митинговых страстей неудовлетворенных
нынешним статус-кво депутатов.
Очередной всплеск политического кризиса в Кыргызстане
было бы наивно рассматривать, обращая внимание лишь на внутриполитические его
составляющие. В конце марта – начале апреля в недрах президентской администрации
созрело решение, результатом которого стало заявление президента Бакиева от 19
апреля, когда, выступая по государственному телевидению, он предупредил, что
Кыргызстан оставляет за собой право рассмотреть возможность выхода из
двустороннего соглашения США – в случае если переговоры не завершатся до 1 июня
2006 года. Президент КР подчеркнул, что "урегулирование вопросов по дальнейшему
пребыванию военного и гражданского персонала министерства обороны США в
Кыргызской Республике" затянулось по вине американской стороны. Впервые вопрос о
выводе американской базы встал на рубеже 2004–2005 года перед тогдашним
президентом Аскаром Акаевым. В ноябре–декабре 2004-го шли напряженные закрытые
киргизско-американские переговоры, в ходе которых американцы пытались добиться
согласия на размещение в аэропорту Манас самолетов Е-3А системы АВАКС и согласия
киргизской стороны на проведение ими регулярных разведывательных полетов вдоль
границы с Китаем. С большим трудом киргизской стороне удалось тогда отказаться
от настойчивых предложений США.
Попытка шантажировать США была предпринята Бакиевым в
преддверии его первого официального визита в Россию: надо полагать, что интрига
его заявления в адрес США была одновременно и сигналом Москве. Однако сигналом
не понятым. Москва не заинтересована в выводе американцев из Кыргызстана ценой
неминуемого обострения и без того сложного сегодня комплекса
российско-американских отношений. Проявив себя непоследовательным союзником и
партнером в вопросе о той же базе в прошлом году (сначала подписав известную
декларацию ШОС в Астане, а затем аннулировав ее подписанием соглашения по
военной базе с госсекретарем США), Бакиев не вызывает серьезного доверия у
российского руководства. Вряд ли росту такого доверия способствует и
внутриполитическая ситуация в Кыргызстане. В. Путин основное внимание уделил
военной базе ОДКБ в Канте, одновременно российский президент подтвердил все
предыдущие опасения российских официальных лиц и потенциальных инвесторов
относительно общей обстановки в Кыргызстане, выразив серьезную озабоченность
нестабильной политической ситуацией в республике, главным образом связанной с
разгулом криминала. Намерения же оказать экономическую и финансовую помощь
Кыргызской Республике Москва выражала неоднократно, но дальше подписания общих
соглашений дело не шло, не пошло и теперь. Причина такой осторожности кроется в
сплошной коррупции в киргизских госструктурах, резко возросшей после
прошлогоднего переворота, и сложной криминогенной ситуации.
Это как раз те проблемы, решать которые киргизское
руководство, судя по всему, просто неспособно. А значит, неспособно и избежать
новых кризисов с самыми непредсказуемыми последствиями.
Бить по языку
06.05.2006.
Независимая газета
Виктория Панфилова
В Киргизии объявлено, что через полгода все
делопроизводство в стране будет полностью переведено на государственный
(киргизский) язык, хотя Закон «О государственном языке», принятый еще в 2004
году, никаких конкретных сроков не предусматривает.
«Согласно решению национальной комиссии по госязыку, с 1
января 2007 года Киргизия начнет поэтапно переводить делопроизводство и другие
отрасли страны на государственный язык», – сообщил зампредседателя нацкомиссии
по госязыку при президенте Ташбоо Жумагулов. Он также потребовал, чтобы все
телеканалы Киргизии перешли на национальный язык хотя бы на 50%. По его словам,
уже в скором времени реклама, вывески, объявления должны быть лишь на
киргизском. Обучение студентов и школьников будет вестись на госязыке.
Такое решительное заявление члены национальной комиссии
сделали после марш-броска по семи областям Киргизии. Жумагулов поведал, что
сельчане недоумевают, почему переход на киргизский язык идет медленно, почему
депутаты Жогорку Кенеша (национального парламента) проводят свои заседания на
русском, почему законы пишутся на русском. «А ведь киргизский язык ни в чем не
уступает по красоте и богатству другим языкам. И насчитывает около 66 тысяч
истинно киргизских слов, тогда как в русском их число составляет 51 тысячу», –
отметил Жумагулов. (Последнюю цифру оставим на совести члена комиссии.) Он также
сообщил, что скоро при министерствах и ведомствах будут открыты курсы, а
сотрудники нацкомиссии по госязыку проэкзаменуют чиновников и выдадут
сертификаты на знание киргизского языка.
В то же время, как сказал «НГ» профессор
Киргизско-российского славянского университета, политолог Александр Князев,
«невозможно в короткие сроки овладеть в полной мере языком. Пострадают от
нововведения не только русские, но и киргизы, не владеющие национальным языком.
Практически половина населения республики не владеет киргизским. При этом
многие, особенно русскоязычные, могут лишиться работы». Что касается курсов, то,
как отметил Князев, «в Бишкеке действительно работают курсы, но русского языка,
на которых обучается сельская молодежь».
По мнению эксперта, в целом принятие Закона «О
государственном языке» нацелено на вытеснение русских и русскоговорящих киргизов
из руководящих органов. Причем первым попадет под этот каток премьер-министр
Феликс Кулов. Всем известно, что он не такой уж дока в тонкостях родного языка.
Его противники неоднократно намекали на то, что Кулов не имеет права
представлять страну, поскольку не владеет родным языком.
Однако и президент Курманбек Бакиев, хотя и сдал экзамен
на знание языка (по Конституции кандидат в президенты должен пройти такое
тестирование), говорит на наречии, характерном для южан, изобилующем русскими и
узбекскими словами, отмечают киргизские эксперты.
Между тем многочисленные заявления президента страны
Курманбека Бакиева о сохранении русского языка не привели к полному спокойствию
среди населения республики. Русским и русскоязычным гражданам стало несколько
неуютно жить в многонациональной Киргизии. Согласно последним исследованиям
только, 7% опрошенных русскоязычных граждан сообщили, что владеют киргизским в
совершенстве, 23% – могут изъясняться на государственном языке с трудом и 70% не
знают его вообще. И только зампредседателя нацкомиссии по госязыку Ташбоо
Жумагулов уверен, что киргизский язык может стать межнациональным. «Люди,
уважающие прекрасную природу нашего края, жемчужину Иссык-Куль, любящие
полакомиться бешбармаком, должны изучать госязык», – заявил Жумагулов.
Но русский язык по-прежнему доминирует. Как сказал
профессор Князев, «учебники на киргизском издавались лишь однажды несколько лет
назад – за счет фонда Сороса, а в школах хронически не хватает преподавателей
киргизского».
Рокировка правительства или "защита Бакиева"
11.05.2006. Немецкая
волна
М.Бушуев, В.Катаргин
В
Кабинете министров Киргизии произошел ряд перестановок. Увольнения и новые
назначения затронули и другие важные посты в руководстве республики.
На минувшей неделе президент Курманбек Бакиев не стал
играть с министрами в игру, которую они ему предложили. Если вы помните,
министры, получив оценку «неуд» в парламенте за свою работу, дружно подали в
отставку. Вместе с ними как будто рвался написать заявление и премьер-министр
Феликс Кулов, но его отговорили.
Многие расценили этот шаг чиновников как попытку красиво
уйти от ответственности, от тяжелых проблем, стоящих перед республикой. Но
Бакиев тогда предложения не принял, но, выждав паузу, начал действовать.
Перечислим всех тех, кого в среду коснулись перестановки в верхах. Начнем с
правительства. Итак, новым первым вице-премьером кабинета назначен Данияр
Усенов. Для него должность не новая, он уже был исполняющим обязанности с марта
по сентябрь 2005 года, но его, говоря грубо, прокатили в парламенте.
Соответственно, Адахан Мадумаров с этого поста переместится в кресло
госсекретаря.
Далее, и.о. вице-премьера назначена ректор киргизского
национального университета Ишенгуль Болжурова. И она тоже уже занимала этот пост
сразу после революции в марте 2005 года, но потом перешла на ректорскую
должность.
Другим указом Бакиев уволил министра сельского хозяйства
Абдумалика Анарбаева. Его обязанности будет исполнять человек, близкий Бакиеву -
Азимжан Исабеков, бывший первый зам.руководителя президентской
администрации.
Сменился глава службы национальной безопасности. Вместо
Таштемира Айтбаева, чьей отставки добивалась киргизская оппозиция на митинге 29
апреля, поставлен тоже человек из президентской администрации. Бусурманкул
Табалдиев работал завотделом по делам обороны и безопасности.
Впрочем, оппозиционеры требовали снять с поста также
госсекретаря Дастана Сарыгулова. И, если верить сообщениям местной прессы,
Сарыгулов подал в отставку, а президент эту отставку принял. Но и это еще не
все.
Бакиев пожертвовал и главой своей администрации Усеном
Сыдыковым. Его отставки также требовали митингующие 29 апреля.
Этот веер кадровых перестановок российский эксперт по
странам Центральной Азии Аркадий Дубнов расценивает как попытку устранить
консолидацию протестных настроений. Сбить накал страстей до обещанного
киргизской оппозицией повторного митинга, намеченного на 27 мая.
Тем не менее, это не просто уступка оппозиции. Казалось
бы, отставку Айтбаева можно понимать как проявление лояльности к премьеру,
Феликсу Кулову, который требовал этого еще год назад. Но, убирая одного
чиновника, неприемлемого для своего соратника по тандему, Курманбек Бакиев тут
же возвращает к руководству другого, еще может быть менее удобного премьеру
человека, Данияра Усенова, да еще на пост первого вице-премьера.
Если учесть, что на днях своим представителем в Жогорку
Кенеше, президент назначил еще одного, известного своими, мягко говоря, не
самыми большими симпатиями к Кулову чиновника, Алымбая Султанова, то есть все
основания считать, что Курманбек Бакиев проводит весьма византийски-искусную
операцию, одновременно как ублажая оппозицию, так и решая свои собственные
проблемы внутри тандема Бакиев-Кулов.
Еще одна обращающая на себя внимание перестановка в
Бишкеке, как считает Аркадий Дубнов, - это перемещение Адахана Мадумарова с
должности вице-премьера в кресло госсекретаря. На этом посту г-н Мадумаров
получит гораздо больше возможностей как публичный политик и идеолог, а, значит,
и соответствующий ресурс для собственной политической "раскрутки" в качестве
возможного преемника Курманбека Бакиева. Во всяком случае, известно, что такой
"президентский жезл" Адахан Мадумаров носит за спиной в своем рюкзаке.
А вот как видит эту ситуацию изнутри киргизский
политолог Нур Омаров:
- Я думаю, что отставка ряда членов правительства стала
в общем ожидаемым событием, поскольку кадровые перестановки ожидались еще в
апреле. Это было связано, в частности, со слушаниями в Жогорку Кенеш, где
правительство получило негативные оценки. И затем поседовали требования
оппозиции о замене ряда министров. Предполагалось, что президент «отдаст» ряд
министров для того, чтобы спасти все правительство в целом. Но надо отметить,
что по сути произошла не отставка, а рокировка. Просто поменялся ряд фигур, в
основном, остались люди из окружения Бакиева, из его команды.
Этот факт позволяет предположить, что оппозиция вряд ли
останется удовлетворенной таким развитием событий, и митинг 27 мая, который она
намечала провести, скорее всего, состоится. И будет содержать в себе требования
не только общего характера, в частности, борьбы с коррупцией, и прочее, но и, в
частности, видимо, по кадровым назначениям в самом правительстве. И в этом
смысле кадровая рокировка в правительстве позволяет предположить, что во
внутренней и внешней политике нашей страны в ближайшее время не будет
происходить никаких серьезных перемен.
Я думаю, что в Киргизии достаточно сильный кадровый
потенциал молодых чиновников, к сожалению, он не используется, и это вызывает
серьезные справедливые нарекания со стороны как оппозиции, так и широкой
общественности. Мы видим, что в большинстве своем и правительство, и
администрация президента – это представители бывшей советской номенклатуры,
которые.
Разумеется, не понимают, что такое демократия и как надо
работать в демократическом государстве. И именно с этим в значительной степени
связаны те промахи, которые допускает руководство страны в настоящий период
времени.
Удар по авторитету
11.05.2006. Время
новостей
Аркадий Дубнов
В
Киргизии грядут перемены
Вчера близ Бишкека был убит известный киргизский
криминальный авторитет Рыспек Акматбаев. Это убийство с полным правом можно
назвать политическим не только потому, что Акматбаева ровно месяц назад избрали,
но не зарегистрировали в качестве депутата парламента - ЦИК отказался сделать
это до окончания судебного процесса, в котором Рыся, как звали его в стране,
проходил обвиняемым в причастности к тройному убийству (еще вчера утром он
участвовал в судебных прениях).
Дело в том, что 45-летний Акматбаев, бывший боксер,
прославившийся рэкетом и ставший крупным спортивным меценатом, избранный в
прошлом году председателем федерации фехтования, как никто другой, включая
высших руководителей страны, влиял в последнее время на внутриполитическую
обстановку в Киргизии. Его избрание в парламент вместо убитого в прошлом году
брата-депутата чуть не привело к полномасштабному политическому кризису в
республике. В адрес официального Бишкека как внутри страны, так из-за ее
пределов стали раздаваться упреки в том, что он не способен остановить
сращивание власти и криминала.
Акматбаев имел многочисленных сторонников чуть ли не во
всех областях Киргизии, но главной его вотчиной считался Иссык-Куль, где он был
неофициальным «хозяином». Там же его сегодня и похоронят, тело убитого еще до
прибытия правоохранительных органов увезли в родной город Чолпон-Ату. А значит,
никакой судебно-медицинской экспертизы не будет, как не допустил этого сам Рыся
после убийства своего брата. Тем не менее виновным в его гибели Акматбаев считал
премьер-министра Феликса Кулова, называя его личным врагом и публично грозя ему
местью.
Вчера же, по странному стечению обстоятельств за
несколько часов до убийства авторитета, президент Киргизии провел ряд серьезных
кадровых перестановок в высшем руководстве страны. В частности, в отправку был
отправлен глава службы нацбезопасности страны Айтбаев, слывший главным
покровителем погибшего. В Киргизии, очевидно, грядут и другие перемены.
|