Как себя назовешь...
Периодически на страницах прессы
и различных интернет-форумах разворачивается полемика, как называть себя жителям
Латвии, родным языком для которых является русский — представителями «великой
нации», «русской лингвистической общины», «русского национального меньшинства».
Она показывает, насколько разные имеются мнения, насколько по-разному люди видят
свое место в Латвии. Однако большого прикладного значения дискуссия, на мой
взгляд, не имеет.
http://www.zapchel.lv/
Алексей Димитров
Некоторые из предлагаемых определений несут юридическую
нагрузку, поэтому стоит о ней напомнить. Так, статья 114 Конституции Латвийской
Республики гарантирует лицам, принадлежащим к «этническим меньшинствам» (на мой
взгляд, наиболее адекватный перевод слова «mazakumtautibas»), право сохранять и
развивать свой язык, этническое и культурное своеобразие. Определения
этнического меньшинства в законодательстве Латвии нет, но данная норма
Конституции испытывает явное влияние статьи 27 Пакта о гражданских и
политических правах ООН. В комментарии Комитета по правам человека ООН к этой
статье сказано, что она защищает лиц, принадлежащих к определенной группе,
разделяющей общую культуру, религию и/или язык. Отмечу, что, как правило, речь
идет о группах, находящихся в численном меньшинстве по сравнению с основной
группой и не имеющих доминирующего положения (например, белые в ЮАР времен
апартеида были в меньшинстве, но доминировали).
На европейском уровне опять-таки нет юридически
обязывающего определения «меньшинства», причем документы ОБСЕ и Совета Европы
преимущественно говорят о «национальных меньшинствах». В принципе, декларация
Латвии об определении «национального меньшинства» в понимании Рамочной конвенции
о защите национальных меньшинств в целом соответствует общепринятой практике
(только о критерии гражданства до сих пор идут споры).
Итак, принадлежащими к национальному меньшинству в
Латвии являются граждане Латвии, отличающиеся от латышей своей культурой,
религией или языком, традиционно жившие в Латвии на протяжении поколений,
считающие себя принадлежащими к государству и обществу Латвии и желающие
сохранять и развивать свои культуру, религию или язык. Помимо этого, неграждане
Латвии, ассоциирующие себя с каким-либо национальным меньшинством, имеют права,
указанные в Рамочной конвенции, если законом не предписано иное. Иное пока ни
один закон не предписывает.
От теории к практике
Если перейти от теории к практике, следует признать, что
нелатыши, живущие в Латвии, могут являться лицами, принадлежащими к этническим
меньшинствам (здесь остаются споры только о недавних иммигрантах и гражданах
иностранных государств). Все, для кого русский язык родной, могут являться
лицами, принадлежащими к русскому лингвистическому меньшинству. Нелатыши —
граждане и неграждане Латвии — могут являться лицами, принадлежащими к
национальному меньшинству.
Почему «могут»? Потому что выше речь шла только об
объективном критерии — кого государство признает или не признает меньшинством.
Но важен еще и субъективный критерий — кто сам себя признает меньшинством. Тут
стоит обратить внимание на параграф 1 статьи 3 Рамочной конвенции: «Любое лицо,
принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора
рассматриваться или не рассматриваться таковым, и этот выбор или осуществление
прав, которые связаны с этим выбором, не должны ущемлять данное лицо».
В переводе с юридического на русский это значит, что
любой вправе сам для себя решить — считать себя принадлежащим к национальному
меньшинству или нет. Если ему нужны права, гарантированные Рамочной конвенцией,
то лучше, конечно, считать. Если нет — никто заставить не может, ни государство,
ни другие люди. Так что любому участнику дискуссии об определениях стоит
помнить: решить, национальное меньшинство русские (белорусы, украинцы, евреи) в
Латвии или нет, он вправе только за себя, если принадлежит к упомянутым
этносам.
Красивая утопия
За пределами юридического поля остаются определения,
которые не несут юридической нагрузки («представитель великой нации»,
например).
Встречаются в дискуссиях и предложения установить особый
статус «лингвистической общины», который был бы признан международно. Но это
красивая утопия, не более того. Напомню, что первый юридически обязывающий
документ по правам национальных меньшинств появился только в 1995 году — после
почти столетних споров о том, надо ли, защищая права меньшинств, вмешиваться во
внутренние дела государств. Тратить еще сто лет и бездну сил на то, чтобы
заменить одно определение другим? На мой взгляд, это было бы совершенно
неразумно.
Многие неодобрительно относятся к термину «национальное
меньшинство» из-за угрозы «меньшинственного самосознания», роли «второстепенного
персонажа». Что ж, ответом на такое недовольство мог бы стать «бельгийский
вариант» — конституционное закрепление статуса лингвистических общин, то есть
попадание русскоговорящих наряду с латышами в доминирующее положение.
Однако вопросы конституционного устройства (в отличие от
тех же прав национальных меньшинств) находятся в эксклюзивной компетенции
государств, так что никакая международная организация такой порядок в Латвии
установить не вправе. Так что превращение «русскоязычной общины» в
«доминирующую» возможно только в случае согласия большинства граждан Латвии.
Естественно, в демократическом обществе можно ненасильственными способами
бороться за любое, даже столь радикальное изменение Конституции. Однако
складывается впечатление, что многим в Латвии вполне хватило бы тех прав, что
при надлежащем исполнении гарантирует Рамочная конвенция. В конце концов, жили
русские в демократической Латвии 1918-1934 года совершенно спокойно с тем самым
«меньшинственным самосознанием».
Если же речь идет просто о названиях, а не о правах,
стоит помнить еще об одном феномене. У каждого человека идентичностей может быть
много. Один и тот же человек в какой-то момент будет считать себя, допустим,
принадлежащим к украинскому национальному меньшинству, в другой момент —
представителем русского лингвистического меньшинства, в третий — просто
гражданином Латвии. Стоит ли этому мешать и тратить силы на стрижку под одну
гребенку? Люди, они разные. И это нормально.
|