Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №187(15.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Беспорядки в Ереване вызывают беспокойство друзей Армении в России, заявляет депутат Затулин

02.03.2008, Голос России

Первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин считает события в Армении следствием нежелания ряда политических сил смирится с итогами выборов президента страны. Это печальные события, которые не могут не вызывать в России сочувствия и беспокойства, заявил Затулин, комментируя произошедшие в субботу и воскресенье в Ереване беспорядки, повлекшие жертвы. Парламентарий обратил внимание на то, что миссия СНГ и наблюдатели от европейских организации пришли к выводу, что выборы в Армении были в целом организованы вполне удовлетворительно.




Константин Затулин: У Тер-Петросяна фантастические представления об итогах выборов президента Армении

02.03.2008, ИА REGNUM

"Я наделся на то, что у политических сил в Армении хватит ответственности перед армянским народом и Арменией как государством не допустить столкновений и гражданского противостояния", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин ("Единая Россия"), комментируя ситуацию в Армении, где в ночь с 1 на 2 марта в результате столкновений между сторонниками экс-президента Левона Тер-Петросяна и силами правопорядка, по официальным данным, погибло восемь человек.

"К моему большому огорчению, политические силы, ориентирующиеся на бывшего президента страны, в этот раз кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна, упорным образом не признавая результаты выборов, предполагая разного рода фантастические истолкования итогов выборов, в конце концов привели к потере контроля над ситуацией в Ереване. В результате состоялись погромы и убийства в субботу на улицах Еревана. Насколько мне известно, погибшие - сотрудники правоохранительных органов, то есть демонстранты напали на представителей власти, в данном случае полиции, которая пыталась предотвратить погромы. Это все очень печальный урок, и, как бы сегодня ни был настроен Тер-Петросян, ответственность ложится на него, его единомышленников, его избирательный штаб", - заявил депутат.

Затулин не исключил, что у оппозиции в Ереване может быть поддержка извне, однако отметил, что "это обвинение слишком серьезное, чтобы я им бросался". "Сегодня оппозиция, не вся, а именно та часть, которая поддерживает Левона Тер-Петросяна, завела себя в тупик своей бескомпромиссностью, своими утопическими представлениями об итогах выборов. В этом смысле она попала в неловкую политическую ситуацию и решила выйти из этой ситуации на путях дальнейшей эскалации насилия и взвинчивания атмосферы в армянском обществе. Она сама нарывается на вопрос, кто кого: государство или улица, государство или толпа, одни армяне против других - то, что никак не хотелось бы желать", - сказал Затулин.

"Я выражал надежду, что этого не произойдет, - отметил он. - Вместе с тем у меня нет пока оснований говорить, что мое предыдущее мнение, что армянская власть не допустит дестабилизации, было беспочвенным. То, что армянская власть сумела принять меры: ввела чрезвычайное положение и на сегодняшний день контролирует ситуацию, ни на минуту не утратило руководство страной, - означает, что по большому счету я был прав, когда об этом говорил".

"Власть в Армении не собирается тихо ускользать из кабинета, как это делали не очень мужественные представители в некоторых российских регионах, когда их администрации штурмовались митингующими", - подчеркнул депутат.

Затулин не сомневается, что власть будет удержана. "Но вопрос в том, что ситуация при этом будет продолжать оставаться напряженной, по крайней мере, какое-то время - точно", - заявил он. "Безусловно, нужны поиски выхода из ситуации как власти, так и оппозиции, думаю, предметом компромисса вряд ли может быть судьба президентства Сержа Саркисяна, потому что он не обязан, выиграв выборы, на следующий день после победы тут же пугаться своей победы и отдавать ее, потому что Левону Тер-Петросяну хочется быть президентом вновь. Ответственные политики, если они ответственные, должны найти какой-то "модус вивенди", какую-то формулу сосуществования. Я не предвижу, что Левон Тер-Петросян завтра откажется от своего истолкования происшедшего, вряд ли это произойдет, но он обязан думать, что произойдет с армянским народом, если это будет продолжаться долгое время", - считает Затулин.

На вопрос о том, почему российские власти не комментируют ситуацию в Армении, Затулин заметил, что "российские власти в это время менялись и у них была избирательная кампания". "Итоги только подводятся, окончательные итоги будут 7 марта, хотя уже ясно, кто победил", - подчеркнул Затулин. "Российские власти считают происходящее внутренним делом Армении. Думаю, комментарии должны последовать. Комментарии, которые должны призвать всех к спокойствию, к ненасилию и одновременно подтвердить наше уважение к выбору народа Армении. Мы не можем навязывать вопрос о выборах в контексте того признайте того или этого", - заявил депутат.

Затулин напомнил, что он присутствовал в качестве наблюдателя на выборах в Армении. "Выборы в Армении, в отличие от многих других стран, да и в самой России, не вызывали существенных расхождений в оценке между российскими наблюдателями, СНГ, ПАСЕ, ОБСЕ и других международных структур. И те и другие говорили о том, что выборы прошли вполне удовлетворительно с точки зрения самих выборов и подведения их итогов", - подчеркнул Затулин.

"Если разобраться более детально, уверяю вас, что это из области фантастики - рассказы о том, что Левон Тер-Петросян выиграл выборы, да еще и с 86 процентами. Я не понимаю, на чем они основываются, сказал бы 90%, это было бы нисколько не ?менее и не более фантастично, чем 68%", - заявил Константин Затулин.




Украине опять перекрыли трубу

Вчера российские поставки газа в незалежную были сокращены на четверть

04.03.2008, Комсомольская правда

Никита Красников

Вчера Газпром, как и предупреждал, начал ограничивать поставки газа на Украину. Для начала - на 25%.  Киев так и не расплатился за топливо, полученное еще в прошлом году, а этот долг тянет на миллиард с лишним долларов. Да и в нынешнем году Украина уже успела потребить около 1,9 миллиарда кубометров нашего газа почти на $600 миллионов.

 О сокращении поставок на Украину Газпром заговорил еще в начале февраля, но тогда положение спас визит в Москву Виктора Ющенко, пообещавшего погасить все долги в кратчайшие сроки. Теперь украинская сторона валит всю вину на посредников: якобы им уже перечислили необходимые средства. Кстати, эта посредническая цепочка из «УкрГазЭнерго» и «РосУкрЭнерго» появилась на свет как раз по требованию Киева. Но кому-то там, похоже, опять хочется перевести сугубо коммерческий вопрос в разряд большой политики.

 МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

 Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: «Там начинается весеннее обострение»

 - Отношения с Россией в газовой сфере сознательно загоняются в тупик борющимися между собой ветвями украинской власти. Если раньше газовые вопросы были прерогативой правительства, которое возглавляла оппозиционная Партия Регионов, то теперь мы наблюдаем проявление внутривидовой, более жесткой конкуренции в «оранжевой» коалиции. При этом каждая из сторон пытается перетянуть на свою сторону Россию и Газпром или хотя бы сделать их крайними.

 Фактически дело идет к взрыву правящей коалиции. Но сейчас очередная попытка Ющенко выдавить Тимошенко из правительства имеет гораздо меньше шансов на успех в отличие от 2005 года. Более того, если Тимошенко сможет договориться с Партией Регионов, то именно Ющенко окажется на местном политическом олимпе пресловутым третьим лишним.




Затулин: Россия и Украина больше не партнеры

04.03.2008, Вовремя.info

Украина разорвала договор с Россией о дружбе, сотрудничестве и партнерстве после направления заявки на ПДЧ. Об этом корреспонденту «Вовремя.info» заявил депутат Госдумы Константин Затулин.

По словам Затулина причин для пересмотра арендной платы за пребывание ЧФ РФ в Крыму нет. «Я не вижу для этого оснований, поскольку арендная плата фактически привязана к иностранной валюте и эта арендная плата определена соглашениями. Соглашения эти носят узаконенный характер и в России, и в Украине. С этой точки зрения пересмотр арендной платы – это основания для того, чтобы весь пакет подвергать пересмотру и сомнениям. Я не исключаю, что весь пакет, может быть, подвергнут пересмотру правда не в связи с арендной платой за ЧФ РФ, а в связи с односторонними шагами Украины направленными, по сути, на разрушение договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Я имею в виду заявку на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО. Эта заявка, по сути, противоречит действующему договору между Украиной и Россией о внеблоковости»,- заявил он.

Затулин подчеркнул, что срок действия этого договора завершается в следующем году, а за полгода до завершения, то есть осенью 2008 года в соответствии с пунктом договора вы должны принять для себя решение, либо мы оставляем договор в силе и не выходим из него, или он, таким образом, автоматически продлевается, и мы уведомляем Украину или Украина уведомляет нас о том, что одна из сторон договора собирается выйти через полгода. Если Украина оказывается в плане действий, то для нас это повод, для того чтобы заново оценить все за и против, взвесить их и быть может, когда настанут соответствующие нормативные сроки осенью этого года заявить о невозможности продления договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Конечно, это очень серьезный вывод из развития российско-украинских отношений, это, конечно, не объявление войны, не прекращение межгосударственных отношений. У нас нет договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с США или с Федеративной Республикой (Германией – ред.), но тем не мене у нас складываются эти отношения, но это означает, что, безусловно, многие вопросу могут быть подвергнуты сомнению, которые таким образом становятся неурегулированными. Соглашение по Черноморскому флоту является приложением к договору и все это вместе взятое придется оценивать. Я думаю, что в интересах РФ делать вид, что есть дружба сотрудничество и партнерство с Украиной в то время, как украинская сторона прилагает усилия к тому, чтобы не дружбы не сотрудничества, не партнерства не было.




Затулин: Украина живет в ситуации постоянных кризисов

04.03.2008, Вовремя.info

Жириновский и Зюганов пытаются удержать свой электорат путем унижения победителя. Об этом корреспонденту «Вовремя.info» заявил депутат Госдумы Константин Затулин.

По словам Затулина, у проигравших кандидатов всегда свое амплуа. Есть кандидаты, которые ищут причину проигрыша в недостатках своих или своей политической силы и ее программы. Есть те, которые предпочитают искать виноватого и видеть его всегда в победителе. Я не видел ни одного проигравшего, который бы публично поддерживал бы во всех отношениях победителя и занимался бы самобичеванием. Они, как правило, пытаются найти изъяны в его избирательной компании и в результатах выборов и понять, почему я получил меньше. У нас, мне кажется, излишне сосредоточены на том, чтобы, не ища в себе недостатков, находить их во всех остальных. Что касается заявлений Зюганова и Жириновского – это штатные заявления, так же как ни у кого не было сомнений, что Медведев победит на этих выборах, точно также ни у кого не было сомнений, что Жириновский и Зюганов будут говорить об антинародном режиме, а другой об антирусском режиме в соответствии со своими политическими установками и будут таким образом закреплять свой электорат за тем, чтобы он не перебежал на сторону победителя. Они будут внушать своему электорату, что всему виной какие-то злоупотребления и т.д. Если эти злоупотребления будут доказательными, то в таком случае в законном порядке можно будет обсудить.

«На мой взгляд, если фаворит был очевиден, от этого не должно меняться наше отношение к выборам. Я слышал, еще, будучи в Украине, от политических противников России много ерничества по поводу того, что мы за полгода до выборов знаем, кто станет президентом. Если ситуация в стране такова, что слово действующего президента и его рекомендации являются императивом для большинства избирателей, на мой взгляд, – это очень здоровая и желаемая любым государством в любой политической системе ситуация. Это означает, что власть есть, за что уважать и доверять ей. Вот радости по поводу того, что до последнего момента мы не знаем, кто победитель, потому что никакого доверия ни к одному из участников нет у большинства, вот это, на мой взгляд, плохой симптом для государства. Я, например не могу сейчас в полной мере разобраться, чем завершится очередной начинающийся развертывающийся кризис политический в Украине. Украина живет в ситуации постоянных кризисов. Я думаю, что кому-то это кажется зрелищным, у СМИ больше пищи для комментариев, но я не уверен, что большинство жителей Украины радует такая ситуация. Честно говоря, мне кажется, что им это основательно надоело»,- заявил депутат Госдумы.




Константин Затулин: «Приход Медведева – хорошая новость для всех, кто хочет искренних российско-украинских отношений»

04.03.2008, Вовремя.info

Беседовал Денис Васильев

Мнение депутата Госдумы о дальнейших отношениях РФ с Украиной и Грузией, о возможном пересмотре результатов президентских выборов в России, а также о дальнейшем пребывании Черноморского флота в Крыму.

Будет ли Медведев придерживаться курса Путина? Кто действительно будет управлять страной – Путин или Медведев?

Страной в действительности управляют власти. Власть в России, как известно, состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Что касается высшего должностного лица России, то им в соответствии с результатами выборов стал Дмитрий Медведев – президент Российской Федерации. К сведению требую принять уже прозвучавшее после выборов его заявление о том, что сохраняется предложение нынешнему президенту Владимиру Путину занять место председателя правительства после инаугурации, после вступления президента Медведева в должность. Это ответ на вопрос, кто именно будет возглавлять высшую исполнительную власть в России. Законодательная власть, как вы знаете, тоже прошла через выборы. Судебная власть у нас также, как и в других странах не менялась, как и ряд других органов. Я думаю, что вот этот тандем Путин-Медведев будет осуществлять верховное руководство, согласовывая решения. Естественный вопрос, который многих волнует и будет продолжать волновать заключается том, а в какой мере Путин и Медведев будут единомышленниками? Способны ли они при новом распределении России обеспечить бесконфликтное сосуществование и взаимодействие всех ветвей власти? Они полны решимости, чтоб действовать именно так. Они постоянно заявляли в ходе самих выборов и у меня пока нет оснований им не верить и если такие основания появятся, то я вам обязательно скажу.

Как изменятся отношения России с Грузией и Украиной после назначения Медведева президентом?

Дело в том, что отношения с Грузией и Украиной, как вообще международные отношения, – это отношения, на которые перемена лиц, конечно, оказывает влияние, но существенно меньшее, чем на всякую другую политику. Просто потому, что международные отношения так же, как и экология формируются при участии огромного количества факторов. За долгие годы они не поменялись  ни от перемены лиц в Кремле и не от перемены лиц в Белом доме. Я не думаю, что будут какие-то изменения в отношении между Грузией и Украиной, которые не диктовались бы внутренней проблематикой этих отношений просто из-за того, что Медведеву больше нравится Грузия, чем Украина. Такого нет. Медведев, по крайней мере, глубоко вникал в дела Украины. В свое время он курировал вопрос, связанный с развитием российско-украинских отношений, когда работал главой администрации, а затем с него не была снята эта функция, когда он работал в правительстве Российской Федерации, хотя у него появилось много других конкретных обязанностей. Грузией, по крайней мере, так плотно и детально, как Украиной, Медведев не занимался. Говоря о значимости отношений, то конечно отношения важны со всеми соседями, но есть те, которые важнее среди равных. Безусловно, для нас отношения с Украиной намного более серьезный вопрос, чем отношения с Грузией. Сам характер Украины, ее масштаб, возможности, проблемы, с которыми мы там сталкиваемся, абсолютно разные. В чем-то они, конечно, близкие по каким-то вопросам, но в целом есть дополнительная проблематика. В Грузии, например, стоит всерьез вопрос о русскоязычном населении Грузии, которого на данный момент стало совсем мало. На Украине этот вопрос стоит и оказывает влияние на отношения между нашими странами, между государствами. Я думаю, что приход Медведева – это хорошая новость для всех, кто по-настоящему хотел бы искренних российско-украинских отношений. Медведев не понаслышке знает эту проблематику и не только как руководитель администрации или первый зам председателя правительства, но и как председатель совета директоров «Газпрома»,  вовлеченного во все события на Украине. Он в них поневоле вовлечен. Как это часто у нас в отношениях между Украиной и Россией делается вид, что все хотят хороших отношений между странами. На самом деле тот или иной политик выигрывал время или отвел глаза от России в тот момент, когда хочет совершенно иного, хочет нанести, в конечном счете, ущерб российско-украинским отношениям и интересам России в регионе. Для таких людей приход Медведева, конечно, плохая новость, так как он в состоянии разобраться с теми или иными намерениях политиков или политических деятелей в вопросах связанных с Украиной.

Какой будет дальнейшая позиция России по Косово?

Она будет той же, что и была. Мы не намерены Косово признавать, как законно созданное государство, и будем последовательно противостоять тем попыткам легетимизировать Косово в международно-правовом плане. Мы с сожалением отмечаем, что целый ряд государств поддались соблазну на этом этапе признать Косово считая, что таким образом они свои интересы защищают. Они их связывают в этом случае с признанием независимости Косово. Мы считаем это грубой ошибкой и угрозой мировому порядку и международным отношениям. Поэтому мы не будем идти по этому пути признавая Косово. От нас сейчас требуется сделать свои выводы, и мы сейчас их начинаем делать в отношении этой проблематики. 13 марта мы проведем заседание в Госдуме относительно этой проблематики по обращению к нам признания независимости Приднестровья, Абхазии и Осетии о состоянии зон конфликтов.

Станет ли Путин в мае премьер-министром?

Я убежден, что да.

Изменятся ли его отношения с Медведевым?

Есть полномочия у президента и премьера, и они не намерены их менять, как мы не раз слышали. Что касается внутреннего содержания отношений, кто первым встает из-за стола и кто первым протягивает руку, я думаю, что они в состоянии между собой как-то этот вопрос решить и не выносить его на обсуждение широкой публики и явно не формализовать все это. Как будет на самом деле, мы это позже увидим.

Демократично ли были проведены президентские выборы в России? Есть ли смысл Жириновскому и Зюганову оспаривать результаты выборов?

У проигравших кандидатов всегда свое амплуа. Есть кандидаты, которые ищут причину проигрыша в недостатках своих или своей политической силы и ее программы. Есть те, которые предпочитают искать виноватого и видеть его всегда в победителе. Я не видел ни одного проигравшего, который бы публично поддерживал бы во всех отношениях победителя и занимался бы самобичеванием. Они, как правило, пытаются найти изъяны в его избирательной компании и в результатах выборов и понять, почему я получил меньше. У нас, мне кажется, излишне сосредоточены на том, чтобы, не ища в себе недостатков, находить их во всех остальных. Что касается заявлений Зюганова и Жириновского – это штатные заявления, так же как ни у кого не было сомнений, что Медведев победит на этих выборах, точно также ни у кого не было сомнений, что Жириновский и Зюганов будут говорить об антинародном режиме, а другой об антирусском режиме в соответствии со своими политическими установками и будут таким образом закреплять свой электорат за тем, чтобы он не перебежал на сторону победителя. Они будут внушать своему электорату, что всему виной какие-то злоупотребления и т.д. Если эти злоупотребления будут доказательными, то в таком случае в законном порядке можно будет обсудить.

На мой взгляд, если фаворит был очевиден, от этого не должно меняться наше отношение к выборам. Я слышал, еще будучи в Украине, от политических противников России много ерничества по поводу того, что мы за полгода до выборов знаем, кто станет президентом. Если ситуация в стране такова, что слово действующего президента и его рекомендации являются императивом для большинства избирателей ,на мой взгляд, – это очень здоровая и желаемая любым государством в любой политической системе ситуация. Это означает, что власть есть за что уважать и доверять ей. Вот радости по поводу того, что до последнего момента мы не знаем, кто победитель, потому что никакого доверия ни к одному из участников нет у большинства, вот это, на мой взгляд, плохой симптом для государства. Я, например не могу сейчас в полной мере разобраться, чем завершится очередной начинающийся развертывающийся кризис политический в Украине. Украина живет в ситуации постоянных кризисов. Я думаю, что кому-то это кажется зрелищным, у СМИ больше пищи для комментариев, но я не уверен, что большинство жителей Украины радует такая ситуация. Честно говоря, мне кажется, что им это основательно надоело.

Будет ли в ближайшее время пересмотрена арендная плата за пребывание ЧФ РФ в Крыму?

Я не вижу для этого оснований, поскольку арендная плата фактически привязана к иностранной валюте и эта арендная плата определена соглашениями. Соглашения эти носят узаконенный характер и в России, и в Украине. С этой точки зрения пересмотр арендной платы – это основания для того, чтобы весь пакет подвергать пересмотру и сомнениям. Я не исключаю, что весь пакет может быть подвергнут пересмотру правда не в связи с арендной платой за ЧФ РФ, а в связи с односторонними шагами Украины направленными, по сути, на разрушение договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Я имею в виду заявку на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО. Эта заявка, по сути, противоречит действующему договору между Украиной и Россией о внеблоковости. Срок действия этого договора завершается в слещующем году, а за полгода до завершения, то есть осенью 2008 года в соответствии с пунктом договора вы должны принять для себя решение, либо мы оставляем договор в силе и не выходим из него, или он, таким образом, автоматически продлевается, и мы уведомляем Украину или Украина уведомляет нас о том, что одна из сторон договора собирается выйти через полгода. Если Украина оказывается в плане действий, то для нас это повод, для того чтобы заново оценить все за и против, взвесить их и быть может, когда настанут соответствующие нормативные сроки осенью этого года заявить о невозможности продления договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Конечно, это очень серьезный вывод из развития российско-украинских отношений, это, конечно, не объявление войны, не прекращение межгосударственных отношений. У нас нет договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с США или с Федеративной Республикой (Германией – ред.), но тем не мене у нас складываются эти отношения, но это означает, что, безусловно, многие вопросу могут быть подвергнуты сомнению, которые таким образом становятся неурегулированными. Соглашение по Черноморскому флоту является приложением к договору и все это вместе взятое придется оценивать. Я думаю, что в интересах РФ делать вид, что есть дружба сотрудничество и партнерство с Украиной в то время, как украинская сторона прилагает усилия к тому, чтобы не дружбы не сотрудничества, не партнерства не было.




Франция не признает независимость Южной Осетии

05.03.2008, ВЕСТИ

Руководители парламентов самопровозглашенных республик Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье прибудут в Россию на парламентские слушания, посвященные проблемам независимости непризнанных государств на территории бывшего СССР, сообщил депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

"Мы разослали приглашения руководителям парламентов этих трех республик. Все они, насколько я знаю, собираются прибыть 13 марта на слушания в малом зале Госдумы", - сказал в среду депутат на пресс-конференции в офисе "Интерфакса". Затулин подчеркнул, что вопрос о признании независимости трех республик будет обсуждаться только дискуссионным путем: "Никакого голосования не будет". Вопрос о том, приглашать ли на слушания представителей парламентов Грузии и Молдовы, в Думе пока не решен.

Ранее в среду стало известно, что парламент Южной Осетии распространил обращение, в котором просит генсека ООН, президента и Федеральное собрание России, а также глав государств и парламентов Евросоюза и СНГ признать независимость республики. В обращении указывается, что данная просьба основывается на праве наций на самоопределение, с учетом сложившихся реалий "политико-правовой обоснованности становления и развития" Южной Осетии как суверенного государства. В документе отмечается, что Южная Осетия признает "исключительную роль России в судьбе осетинского народа", а также учитывает "невозможность сосуществования Грузии и республики Южная Осетия в одном государстве". "После возникновения "косовского прецедента" появилось новое убедительное подтверждение того, что разрешение региональных конфликтов основывается не только на принципе территориальной целостности государств", - говорится в обращении.

На обращение Цхинвали уже откликнулась Франция: Париж высказался в поддержку суверенитета Грузии и усилий Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), направленных на политическое урегулирование конфликта в Южной Осетии.




Новости, Первый канал

05.03.2008, Первый канал

ВЕДУЩИЙ: И еще из новостей Нижней палаты. Спикеры парламентов Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья приедут в Госдуму на слушания, посвященные проблемам независимости непризнанных государств на территории бывшего Советского Союза. Об этом сегодня сообщил депутат Константин Затулин. По его словам, все трое собираются приехать в Москву уже через неделю.

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связи с соотечественниками: Мы часть приглашений разослали и, в частности, разослали приглашения руководителям парламентов трех указанных республик. Все они, насколько я знаю из телефонных с ними разговоров, собираются прибыть 13 марта на парламентские слушания в Малом зале Государственной Думы.




События, ТВЦ

05.03.2008, ТВЦ

ВЕДУЩИЙ: Сегодня МИД России призвал Баку и Ереван не допустить эскалации напряженности в Нагорном Карабахе. Главное - сделать так, чтобы столкновения с применением тяжелой техники, вспыхнувшие в ночь на 4 марта, не переросли в массированные боевые действия, - говорится в заявлении российского МИДа. Между тем, некоторые наблюдатели считают, что конфликт не случайно вспыхнул снова именно сейчас, через несколько недель после самопровозглашения независимости в крае Косово.

КОРР.:  Косовский пример, как и предупреждала Москва, оказался заразительным. Не успели утихнуть акции протеста в Сербии и всеобщее ликование в самом Косово, в других непризнанных республиках разгорелись страсти.  В Нагорном Карабахе - впервые за долгое время обострение: перестрелка между азербайджанскими и карабахскими подразделениями, есть погибшие и раненые. Степанакерт и Баку обвиняют друг друга в провокации. Сейчас сторонам не до урегулирования конфликта - надо прекратить огонь, ведь бои продолжаются и сегодня. Впрочем, спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу - он сейчас в Москве – возобновлению военного конфликта большого значения не придает.

Роберт СИММОНС, спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Средней Азии: НАТО напрямую не вовлечен в карабахский конфликт - мы только наблюдаем. В переговорном процессе есть прогресс, несмотря на проявления насилия. Надеюсь, сторонам удастся договориться. Мы будем к этому стремиться.

КОРР.:  Нагорному Карабаху сейчас не до того. Три другие самопровозглашенные республики - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье - готовят обращение к России, СНГ и ООН о признании независимости. Рассматривать этот вопрос, по крайней мере в России, собираются серьезно.

Константин ЗАТУЛИН, депутат ГД РФ:  У них более чем достаточно собственных оснований, без всяких прецедентов на независимость. По нашему предложению, предложению нашего комитета, пройдут парламентские слушания по состоянию урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращение о признании независимости к России от Приднестровской Молдавской республики, республики Абхазия и республики Южная Осетия. Безусловно - выражу свою личную точку зрения - я считаю, что, по большому счету, вопрос признания независимых государств и без косовского прецедента давно назрел.

КОРР.:  На этом фоне Грузия решила вообще выйти из переговорного процесса. Трехсторонняя комиссия по урегулированию осетинского конфликта Тбилиси больше не устраивает. В непризнанных республиках считают, что это приведет к эскалации конфликта. Впрочем, уже через неделю председатели парламентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья приедут на слушания в Москву. Приглашать ли представителей Грузии и Молдавии, пока не решено.




События. 25 час

05.03.2008, ТВЦ

ВЕДУЩИЙ: Теперь о происходящих у других наших соседях по СНГ. Тем более, что происходящее там, с большой долей вероятности может перестать быть их сугубо внутренними делами. Прецедент Косово без последствий не остался – парламент Южной Осетии уже принял обращение к мировому сообществу с просьбой признать независимость республики. В Молдавии оппозиция резко ополчилась на своего президента. По сведениям, он ведет некие сепаратные переговоры о судьбе Приднестровья. А в нагорном Карабахе снова звучат выстрелы, замороженная в 94-ом война вспыхнула с новой силой. Тему продолжит Владислав Шикоян.

КОРР.: Косовский пример, как и предупреждала Москва, оказался заразительным. Не успели стихнуть акции протеста в Сербии и всеобщее ликование в самом Косово. В других непризнанных республиках загорелись страсти. В нагорном Карабахе впервые за долгое время обострение. Перестрелка между азербайджанскими и карабахскими подразделениями. Есть погибшие и раненые. Степанакерт  и Баку обвиняют друг друга в провокации. Пока сторонам не до урегулирования конфликта. Надо прекратить огонь - ведь бои продолжаются и сегодня. Впрочем - спец представитель генсека НАТО по Кавказу - он сейчас в Москве. Возобновлению военного конфликта большого значения не придает.

Роберт СИММОНС, специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Средней Азии: НАТО на прямую не вовлечен в Карабахский конфликт, мы только наблюдаем. В переговорном процессе есть прогресс. Несмотря на проявление насилия. Надеюсь, сторонам удастся договориться. Мы будем к этому стремится.

КОРР.: Нагорному Карабаху сейчас не до того, а три другие самопровозглашенные республики Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, готовят обращение к России, СНГ и ООН. Признание независимости - рассматривать этот вопрос, по крайней мере в России собираются серьезно.

Константин ЗАТУЛИН, депутат Госдумы РФ: У них достаточно оснований, без всяких прецедентов на независимость, по нашему предложению. Предложению нашего комитета пройдут парламентские слушания по состоянию урегулирования конфликтов на пространстве СНГ и обращение о признании независимости со стороны Приднестровской и Молдавской республики, республики Абхазия и республики Южная Осетия. Безусловно выражу свою точку зрения - я считаю, что по большому счету - вопрос признания независимости государств и без косовского прецедента давно назрел.

КОРР.: На этом фоне Грузия решила вообще выйти из переговорного процесса. Трехсторонняя комиссия по регулированию осетинского конфликта Тбилиси больше не устраивает. В непризнанных республиках считают, это  приведет к эскалации конфликта, впрочем, уже через неделю, председатели парламентов Абхазии, Южной Осетии и Предднестровья приедут на слушание в Москву. Приглашать ли представителей Грузии и Молдавии пока не решено.




Госдуме по вопросу о независимости этих республик

05.03.2008, Интерфакс

Москва. 5 марта. ИНТЕРФАКС - Руководители парламентов самопровозглашенных республик Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье прибудут в Россию на парламентские слушания, посвященные проблемам независимости непризнанных государств на территории бывшего СССР, сообщил депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

"Мы разослали приглашения руководителям парламентов этих трех республик. Все они, насколько я знаю из телефонных разговоров с ними, собираются прибыть 13 марта в Россию на парламентские слушания в Малом зале Госдумы", - сказал К.Затулин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду.

Также, по его словам, планировалось пригласить на слушания представителей Нагорного Карабаха. "Они не обращались к нам с просьбой о признании независимости, хотя они исходят сегодня из фактов самоопределения Нагорного Карабаха и подчеркивают, что они независимы де-факто уже много лет - гораздо больше, во всяком случае, чем Косово", -добавил он.

По его словам, нагорно-карабахский конфликт нельзя вычеркнуть из перечня конфликтов, которые проходили на территории бывшего СССР и нынешнего СНГ. По мнению К.Затулина, этот вопрос необходимо обсудить, но, возможно, без приглашения представителей Нагорного Карабаха.

Депутат добавил, что 13 марта вопрос о признании независимости трех республик (Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья - ИФ) будет обсуждаться только дискуссионным путем. "Никакого голосования, никаких кнопок не будет", - подчеркнул он.

Также К.Затулин сообщил, что в Думе пока до конца не решили - приглашать ли представителей парламентов Грузии и Молдовы на парламентские слушания. Сам депутат считает, что выслушать на этих слушаниях точку зрения парламента Грузии и Молдовы нужно.

Он также прокомментировал состоявшиеся в Армении выборы президента страны, на которых присутствовал в качестве главы делегации Государственной Думы по наблюдению за выборами. "Заранее было ясно, что сторонники Левона Тер-Петросяна и он сам загонят себя в тупик, желая в любом варианте добиться перехода власти к своему кандидату", - сказал К.Затулин.

При этом депутат считает адекватными меры, принятые для разгона митинга оппозиции в Армении. "Фактически сегодня поддержать Л.Тер-Петросяна - это значит, выступить против государственности Армении. Мы видели, что был употреблен "таранный" способ атаки на власть. Власть ни в Армении, ни в России, ни где бы то ни было не должна терпеть такое, хотя бы в интересах большинства граждан, которые такие методы не приемлют", - добавил он.

Россия, по мнению К.Затулина, должна найти возможность для диалога со всеми силами Армении, чтобы прекратить беспорядки и дестабилизацию обстановки в Армении. "Мы заинтересованы в том, чтобы никакой дестабилизации, никаких "цветных революций" и тому подобного в Армении не было. Это слишком большая роскошь - рисковать стабильностью основного союзника на Кавказе", - подчеркнул депутат.

Напомнив, что штаб Л.Тер-Петросяна "заранее объявил себя победителем" в предвыборной гонке и даже, до подсчета голосов, назывались конкретные проценты тех, кто должен проголосовать за оппозиционного кандидата, К.Затулин подчеркнул, что осуществить такого рода подтасовки, о которых заявляет оппозиция, просто невозможно.

"Это просто утопия, сказка, и на этой сказке настаивает Левон Тер-Петросян", - подчеркнул К.Затулин. Он выразил мнение, что в данном случае происходит "зомбирование" общественного мнения и сторонников оппозиции.

В связи с этим политолог подчеркнул, что в нынешней ситуации в Армении "вопрос о компромиссе" между оппозицией и властями - это "вопрос к Л.Тер-Петросяну".




Госдума примет в своих стенах руководство непризнанных государств

05.03.08,  Агентство национальных новостей

Парламентские слушания, посвященные проблеме непризнанных государств на территорииСНГ, пройдут 13 марта в Госдуме РФ. В них примут участие главы парламентов Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, сообщил в среду заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

«13 марта в Госдуме РФ пройдут парламентские слушания по вопросу о признании независимости Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, - сообщил Затулин. - Мы разослали приглашения руководителям парламентов этих трех государств. Руководство республик уже выразило свое предварительное согласие прибыть в Москву».

По мнению депутата, необходимо выслушать мнения представителей Молдавии и Грузии, но в Думе этот вопрос пока только обсуждается. Затулин также добавил, что планировалось пригласить на слушания представителей Нагорного Карабаха: «Они не обращались к нам с просьбой о признании независимости и исходят сегодня из фактов самоопределения Нагорного Карабаха, подчеркивая, что они независимы де-факто уже много лет - гораздо больше, чем Косово. Возможно, что проблему Нагорного Карабаха мы обсудим без участия его руководителей, поскольку они не могут приехать из-за обострения обстановки в регионе».

Слушания будут проходить в форме дискуссии, по ее итогам будут составлены рекомендации по данной проблеме. «После признания независимости Косово непризнанные государства поставили вопрос о своей независимости, - отметил Затулин. - Южная Осетия обратилась к России с просьбой признать независимость, прямо ссылаясь на косовский прецедент. Хотя у них и без Косово достаточно оснований для таких заявлений».

Парламент Южной Осетии в среду призвал международное сообщество признать независимость республики. В обращении на имя генсека ООН, президента России, руководства Госдумы, глав государств и парламентов СНГ, а также стран Евросоюза, содержится призыв признать независимость самопровозглашенной республики, приводятся историко-правовые обоснования ее независимости и причины, по которым республика добивается международного признания своего независимого статуса. Парламент Абхазии также планирует принять аналогичное обращение к России, ООН и государствам СНГ. Об этом заявил президент Абхазии Сергей Багапш.

Такие шаги непризнанных республик вызваны провозглашением независимости Косово. По мнению аналитиков, появился прецедент, в связи с которым не удастся избежать аналогичных претензий на независимость непризнанных государств по всему миру. В СНГ это уже упомянутые Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, а также Карабах. Среди стран дальнего зарубежья - Тайвань, Северный Кипр, Эритрея др. Уже много лет они существуют, у них есть и армия, и экономика, и свое руководство, но никто их не признает или признают отдельные страны. Единого рецепта в урегулировании подобных конфликтов нет, и решить все эти конфликты к общему удовлетворению сторон вряд ли удастся, считают аналитики.




Депутат Константин Затулин: «Вопрос признания Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии давно назрел»

05.03.2008, Day.Az

«Вопрос признания Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии назрел давно»

Отношение России к ситуации с непризнанными государствами на пространстве СНГ прокомментировал зампредседателя комитета Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

По словам К.Затулина, после признания Косово рядом западных держав многие замороженные и полузамороженные конфликты, касающиеся непризнанных государств, заговорили о себе с новой силой. 5 марта парламент Южной Осетии вновь обратился к руководству России с просьбой признать самостоятельность Южной Осетии, непосредственно ссылаясь при этом на косовский прецедент. «При этом мы неоднократно отмечали, что у них достаточно и своих оснований на независимость, без всяких прецедентов», - добавил К.Затулин.

В связи с этим 13 марта в Госдуме состоятся парламентские слушания, касающиеся проблемы непризнанных государств, в рамках которых будет обсуждаться ситуация с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией. Руководство республик уже выразило свое предварительное согласие прибыть в Москву.

«Пока в Госдуме не определились с вопросом о приглашении представителей парламентов Грузии и Молдовы, я полагаю, что было бы полезно выслушать и их точку зрения, - подчеркнул К.Затулин. - Я считаю, что по большому счету вопрос о признании независимых государств и без Косово давно назрел».

«В рамках парламентских слушаний мы обсудим перспективы и возможности урегулирования этих конфликтов помимо признания независимости непризнанных республик», - отметил депутат. При этом относительно вопросов Южной Осетии и Абхазии, К.Затулин выразил скептицизм, что возможно договориться с руководством Грузии.

«Несмотря на миролюбивый тон, который слышится с грузинской стороны в последнее время, эпизод с задержанным в Абхазии журналистом, а также отказ Грузии принять участие в работе Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, говорит о том, что ситуация по-прежнему не сдвинулась с мертвой точки», - считает депутат.

«Мы чувствуем, что это только воду в ступе толочь. Надеемся, что власти Грузии, какими бы они ни были, могут найти общий язык с бывшими советскими автономиями, которые когда-то партийным решением были введены в состав бывших союзных республик», - заявил К.Затулин. При этом он добавил, что Россия не драматизирует ситуацию и готова по-прежнему обсуждать ее в рамках общей дискуссии, в том числе и на парламентских слушаниях 13 марта.




Независимость не должна привести к войнам – эксперт

07.03.2008, Русская служба новостей

Госдума 13 марта рассмотрит вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Как разъяснил в интервью «Русской службе новостей» заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, это произойдет в рамках парламентских слушаний о глобальных проблемах на пространстве СНГ. На заседание пригласили руководителей парламентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Затулин: «Все это повод к проведению 13 марта запланированных нами в Государственной думе слушаний об обращениях Южной Осетии и Абхазии с просьбой о признании независимости к Российской Федерации. Мы исходим из того, что независимость этих государств, если она была бы признана Россией, должна быть как-то прогарантирована, что не возникнет соблазна ответить на провозглашение такой независимости грубой силой, возобновив войны в регионе. Уже первые акты, которые сегодня принимаются, например, выход из санкций в отношении Абхазии, введенные в 1996 на Совете глав государств СНГ. Эти акты свидетельствуют о решимости России изменить формат отношений с непризнанными государствами. А это прямое следствие косовского прецедента».




Обращения Абхазии и Южной Осетии рассмотрят 13 марта

07.03.2008, Русская служба новостей

Абхазия сегодня обратилась к международному сообществу с просьбой о признании независимости республики. Отдельное обращение, в котором выражена просьба содействовать международному признанию Республики Абхазия, направлено в Госдуму и Совет Федерации России. Напомним, накануне наш МИД принял решение снять экономические санкции с Абхазии. Обращения к России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии Госдума рассмотрит 13 марта. Обсуждения пройдут в рамках парламентских слушаний на тему глобальные проблемы на пространстве СНГ. На предстоящее заседание приглашены руководители парламентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Вот как прокомментировал это в интервью "Русской службе новостей" заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Затулин: «Депутаты не будут сгоряча принимать решение. Мы ведь исходим из того, что независимость этих государств, если она была бы признана Россией, должна быть как-то прогарантирована, что не возникнет соблазна ответить на провозглашение такой независимости грубой силой, возобновив войны в регионе. Уже первые акты, которые сегодня принимаются, например, выход из санкций в отношении Абхазии, введенные в 1996 на Совете глав государств СНГ. Эти акты свидетельствуют о решимости России изменить формат отношений с непризнанными государствами. А это прямое следствие косовского прецедента».




Вопрос признания Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии давно назрел

07.03.2008, Коммерсантъ-Plus (Кишинев)

Отношение России к ситуации с непризнанными государствами на пространстве СНГ прокомментировал на пресс-конференции заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

По словам Затулина, после признания Косово рядом западных держав многие замороженные и полузамороженные конфликты, касающиеся непризнанных государств, заговорили о себе с новой силой. Сегодня, 5 марта, парламент Южной Осетии вновь обратился к руководству РФ с просьбой признать самостоятельность Южной Осетии, непосредственно ссылаясь при этом на косовский прецедент. "При этом мы неоднократно отмечали, что у них достаточно и своих оснований на независимость, без всяких прецедентов", - добавил Затулин.

В связи с этим 13 марта в Госдуме состоятся парламентские слушания, касающиеся проблемы непризнанных государств, в рамках которых будет обсуждаться ситуация в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Руководство республик уже выразило свое предварительное согласие прибыть в Москву.

"Пока в Госдуме не определились с вопросом о приглашении представителей парламентов Грузии и Молдовы. Я полагаю, что было бы полезно выслушать и их точку зрения", - подчеркнул Затулин. - Я считаю, что по большому счету вопрос о признании независимых государств и без Косово давно назрел".

"В рамках парламентских слушаний мы обсудим перспективы и возможности урегулирования этих конфликтов помимо признания независимости непризнанных республик", - отметил депутат.

При этом относительно Южной Осетии и Абхазии Затулин скептически относится к возможности договориться с руководством Грузии. "Несмотря на миролюбивый тон, который слышится с грузинской стороны в последнее время, эпизод с задержанным в Абхазии журналистом, а также отказ Грузии принять участие в работе Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта говорит о том, что ситуация по-прежнему не сдвинулась с мертвой точки", - считает депутат. "Мы чувствуем, что это как воду в ступе толочь. Надеемся, что власти Грузии, какими бы они ни были, могут найти общий язык с бывшими советскими автономиями, которые когда-то партийным решением были введены в состав бывших союзных республик", - сказал Затулин.




Эксперт: Абхазии должны объяснить, в чем в отличие Косова

12.03.2008, Русская служба новостей

Сегодня мировому сообществу придётся объяснять Абхазии, чем Косово отличается от других непризнанных регионов, и почему его самопровозглашённая независимость осталась в силе. Такое мнение в интервью "Русской службе новостей" высказал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Жарихин: "Кондолиза Райс уже по поводу Южной Осетии сказала. Не думаю, что у американцев другая позиция по Абхазии. Поэтому, в конце концов, в отличие от косовского руководства, руководство Абхазии действует в рамках мирового права. Обратились к ведущим странам мира и к организации ООН рассмотреть вопрос о признании. Это, мне кажется, совершенно правильная и точная постановка вопроса. Но отвечать придется, придется объяснять, чем же Косово является исключительным по отношению к другим непризнанным странам".

Сегодня парламент Абхазии намерен обратиться к международному сообществу с просьбой о признании независимости республики. Обращение будет направлено в ООН, Европейский Союз, ОБСЕ, руководству всех государств, а также в российские Госдуму и Совет Федерации.




В.Жарихин: «Украину ждут в Европе лет через 20»

07.03.2008, КМ.RU

Владимир Жарихин

В конце этой недели будут объявлены официальные результаты президентских выборов в нашей стране. Однако уже сегодня мы знаем имя следующего президента России. Естественно, общественность и эксперты уделяют много внимания фигуре Дмитрия Анатольевича Медведева. У меня тоже достаточно много мыслей по этому поводу. Но я в первую очередь хотел бы поделиться своими впечатлениями о действиях и первых заявлениях, непосредственно связанных с моим профессиональным кругом интересов - то есть с отношениями между РФ и странами СНГ.

В этой связи стоит обратить внимание на то действие, которое имело место еще до голосования 2-го марта. Я имею в виду неформальный саммит глав государств СНГ. А интересующее меня заявление было сделано уже в ночь после выборов. На мой взгляд, все это складывается в логичную модель поведения. Конечно, смешно было бы говорить, что Владимир Владимирович Путин приглашал Медведева на встречу с лидерами стран СНГ только для того, что познакомить их. Все они Дмитрия Медведева и так прекрасно знали. Дело не в этом. А в том, что на встрече с будущими коллегами Медведев вкратце (но очень информативно) рассказал о стратегии российского руководства до 2020 года. Кроме того, он заявил, что сотрудничество со странами СНГ является безусловным внешнеполитическим приоритетом России. Хотя справедливости ради стоит заметить, что нечто подобное мы говорим всегда.

Новый президент не является сторонником идей чучхе

Что касается заявления, то на прямой вопрос «В какую страну вы совершите свой первый визит в качестве президента?» Медведев ответил, что это будет одна из стран СНГ. На мой взгляд, нельзя сказать, что это такая уж ординарная вещь. И это, наверное, не случайно. Потому что и действующий президент Путин на последнем заседании Госсовета, и Медведев в качестве кандидата в президенты на экономическом форуме в Красноярске изложили очень серьезную программу развития России. В частности, одним из приоритетов был назван переход нашей страны на инновационные рельсы и ускорение модернизации (а не только количественный рост экономики). При этом совершенно очевидно, что речь не шла о развитии идей чучхе (то есть о развитии с опорой исключительно на собственные силы по северокорейскому образцу). Речь шла о максимальном включении России в мировой рынок. А также о максимальном взаимодействии с другими экономиками. И, я думаю, в первую очередь это должно относиться к странам СНГ. Таким образом, выступление Медведева на саммите было откровенным приглашением стран СНГ присоединяться к российскому модернизационному проекту. Фактически было сказано следующее: «Паровоз набирает ход. Кто хочет - присоединяйтесь!»

Россия - самый сильный альпинист в СНГ 

Этим обращением была устранена одна из самых серьезных проблем в наших отношениях со странами СНГ. Мы много и небезосновательно говорим о том, что эти отношения портят заинтересованные силы из-за океана (США), а также европейцы. А также о том, что политические элиты стран СНГ не всегда в полной мере учитывают коренные национальные интересы своих стран. Но при этом мы не учитываем еще один очень серьезный фактор. Он связан с тем, что в 1990-е годы (будем говорить прямо) России особенно-то и нечего было предложить новым независимым государствам, возникшим на постсоветском пространстве. Разве что падать вместе (имеется в виду экономический спад в России в то время). Да мы и так падали все вместе. И если бы при этом еще взялись руки, то лучше бы не стало - результат был бы один и тот же. 

Однако сегодня мы начали взбираться на гору. Причем Россия собирается делать это с огромной степенью интенсивности. В такой ситуации предложение лезть в гору в связке является уже вполне естественным. Как известно, альпинисты (даже самые опытные) предпочитают ходить в горы в связке. Так быстрее и безопаснее можно достичь поставленной цели. В конце концов, это предложение не исходит от самого слабого из участников восхождения. Мол, привяжите меня к себе и тащите вверх. После разговоров начала 1990-х годов о том, кто кого кормит, у всех с тех пор было много возможностей убедиться, что самый сильный альпинист называется Россия. И он предлагает другим свою помощь при движении вверх. Для многих государств СНГ это предложение является своеобразным моментом истины. В первую очередь для тех, в которых «исключительно богатая» внутриполитическая жизнь. Потому что она зачастую застилает глаза и не дает возможности глядеть вперед. Будем прямо говорить, я имею в виду Украину. Сейчас в этой стране просто некому думать о том, как жить в ближайшие десятилетия. Ее политическая элита в основном думает лишь о том, как бы прожить ближайшую неделю. 

Украине предложили стоячие места в европейском паровозе 

Как известно, параллельно с российским паровозом, но в противоположном направлении движется евроатлантический паровоз. В отличие от РФ, Европа не так активно зазывает Украину или Грузию присоединиться к своему паровозу. Так, например, на днях спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс заявил о том, что Украина и Грузия не получат статус стран — кандидатов на вступление в НАТО на саммите Альянса в Бухаресте, который пройдет в начале апреля. На мой взгляд, этого и следовало ожидать. Не говоря уже о том, что мне до сих пор так никто и не объяснил, для чего Украине нужно НАТО. Я ищу и не нахожу таких разумных и подготовленных сторонников членства этой страны в Североатлантическом альянсе, которые объяснили бы мне, почему это выгодно Киеву.

Если продолжать тему паровоза, то, когда речь идет о присоединении Украины к ЕС, предложение выглядит примерно так: «Ждем вас лет эдак через двадцать в третий класс на стоячие места». В таком формате, как говорится, ради бога. А где вы будете кантоваться все эти 20 лет, нас не волнует. Если Украина готова присоединиться к европейскому паровозу на таких условиях, то пожалуйста. Мы же предлагаем присоединиться к российскому локомотиву уже сейчас, и отнюдь не в вагон третьего класса. Все попытки сделать вид, как будто Россия на карте существует исключительно в виде географического понятия (а не политического или экономического), - это уже мода вчерашнего дня. Вот приехал недавно Ющенко в Казахстан и попросил поставлять среднеазиатский газ на Украину напрямую. А ему отвечают: «Ради бога - только с Россией договоритесь». Это, как говорится, ответ «не юноши, но мужа». Конечно, к господину Назарбаеву можно предъявлять много претензий по части демократии. Но вот по части здравого смысла претензий к этому политическому лидеру никогда не бывает. Просто он здраво оценивает существующую реальность. Другие лидеры постсоветского пространства тоже должны оценить реальные перспективы России. При этом совсем не надо их преувеличивать, как иногда поступают наши «барабанщики» от политологии. Но и преуменьшать их не надо. Если страны СНГ трезво оценят перспективы России, то поймут, что предложение Медведева - это то, о чем необходимо очень серьезно подумать.




Россия «полупризнала» Абхазию

12.03.2008, Аргументы и факты

Виталий Цепляев

13 марта в Госдуме пройдут слушания по непризнанным республикам в СНГ. Не исключено, что депутаты потребуют срочного признания Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья по «косовскому сценарию». По сведениям «АиФ», в Кремле и МИДе спешить с этим пока не склонны

Но так или иначе «руку помощи» непризнанным государствам решено протянуть. В частности, 6 марта Россия отказалась от применения санкций в отношении Абхазии, введённых в 1996 г. Советом глав государств СНГ. «Санкции предусматривали отказ от военного сотрудничества (передачи вооружения, обучения специалистов), - напоминает депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. - А также отказ от размещения любых миссий и представительств Абхазии, ограничения по транспортному, торгово-экономическому и иному сотрудничеству».

Полностью эти санкции Россия никогда не соблюдала, иначе бы, по словам эксперта, «народ этой республики просто вымер». Было восстановлено железнодорожное сообщение, абхазы везли в Россию свои мандарины, хурму и т. д. Однако само наличие режима санкций позволяло Грузии постоянно попрекать Россию, в том числе за контакты со своими гражданами, проживающими в Абхазии (а паспорта РФ получили более 80% её жителей). «Теперь Россия может создать там свою консульскую сеть, узаконить абхазские культурные центры - например, в приграничной Кубани. Можно ожидать и восстановления авиасообщения с Сухуми», - говорит К. Затулин. Депутат не исключает, что отмена санкций может стать промежуточным шагом и к юридическому признанию независимости Абхазии.




Жарихин: Абхазия не скоро получит признание "де юре"

12.03.2008, Русская служба новостей

Делегация непризнанной Республики Абхазия 13 марта примет участие в парламентских слушаниях в Госдуме РФ по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. На минувшей неделе парламенты этих непризнанных республик приняли обращения к Госдуме РФ, ООН с просьбой признать их независимость.

«Абхазия не скоро получит признание "де юре", ей надо просто помочь нормально жить», - считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его мнению, в Грузии нет желания политическими методами решать этот конфликт. «У политической элиты Грузии есть желание переиграть проигранную войну 1992 года», - заявил он в прямом эфире «Русской службы новостей». «Есть легенда, что ключи от конфликта лежат в Москве, на самом деле, они в Тбилиси», - подчеркнул эксперт.




На следующий день после Косово

13.03 2008, Известия

Константин Затулин

13 марта, в Государственной думе пройдут слушания "О состоянии урегулирования конфликтов на пространстве СНГ и обращениях к России о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики". Перед организатором слушаний - думским комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками - стоят нелегкие задачи: как разместить в Малом зале здания на Охотном Ряду всех желающих, кому отказать, а кому дать слово в отведенные регламентом часы и как обеспечить доверительность разговора в присутствии представителей дружественных натовских держав, сильно озаботившихся внутрироссийскими исповедями на заданную тему. Если в Баку слегка успокоились и перестали поминать матерей наших депутатов (узнав, что из-за ситуации в Армении мы отказались от мысли заслушать стороны нагорно-карабахского конфликта), то в Тбилиси, как всегда, чередуют отказ от всяких разговоров с выдвижением 20-миллиардного иска к России за все, что ей не принадлежит в Абхазии.

Оживились наши либералы. Некоторое время в связи с уходом от дел яркого Андрея Козырева, трудившегося над удушением населения Абхазии с помощью блокадных мер, такие русофилы, как Георгий Кунадзе (бывший замминистра иностранных дел) или Леонид Радзиховский (бывший депутат от "Выбора России"), были в замешательстве. Теперь, года через два-три после Владимира Путина, они признались в своей особой любви к попранному международному праву, неприязни к "косовскому прецеденту" и обвинили в русофобии и лжепатриотизме всех сторонников признания непризнанных государств на пространстве СНГ. Если то, что наговорил прежде вменяемый Леонид Радзиховский Агентству политических новостей из Нижнего Новгорода, не истерика, то, как говорят в Одессе, извините меня! Можно констатировать, что освоен новый вид литературы - публичный донос "вновь избранному, но не вступившему в должность" президенту России на злоумышленников, пытающихся омрачить его светлое восшествие на престол.

Никто и не обещал, что сдирание с себя кожи раба - пленника чужих решений и интересов в международных отношениях - дастся России легко, когда дело дойдет до настоящего выбора. Это ведь только по форме речь идет о возможности признать очевидное - самостоятельность непризнанных государств СНГ, ставших гарантией свободы и безопасности для спасающегося в них населения. На самом деле речь идет о подтверждении нашей, российской независимости, нашей способности понимать происходящее на бывшем общесоюзном пространстве. Не только о нашей силе или слабости, но и о справедливости и последовательности нашей политики, без которых возрождение России окажется мифом.

Разве мы не предупредили заранее, что будем рассматривать демонстративное признание Косово как повод для переоценки ценностей в ближнем для себя зарубежье? Разве не видна разница между, скажем, абхазами и осетинами, выстоявшими в неравной борьбе с попытками их унизить или уничтожить на исторической родине, и косоварами, приехавшими в обозе оккупационных сил НАТО, чтобы с помощью освященного резолюцией ООН обмана свить себе благополучие на чужой земле? Разве право и законы, пусть советские, не на стороне автономий, чье волеизъявление не было учтено в процессе распада Советского Союза?

Смешно, когда несостоятельные политики пытаются убедить самих себя и весь мир в адских кознях России как главной подоплеке конфликтов, разразившихся из-за их собственного национального высокомерия, ошибок или преступлений.

Погруженная в борьбу властей и безропотно смирившаяся с утратой огромных территорий, с фактическим распадом Большой России, Российская Федерация в 90-е годы никому не мешала себя проявить. Кто и как этим воспользовался - повод для сегодняшнего разговора. Как и то, чем чужой выбор обернулся не только для Абхазии, Осетии или Приднестровья, но и для наших российских граждан, соотечественников и интересов.

Последнее особенно любопытно в контексте упреков, обрушивающихся на сторонников признания Россией независимости непризнанных государств в СНГ. Устав от своей же высокой принципиальности и неразделенной любви к международному праву, противники вспоминают о выгоде, проторях и убытках. "Все или ничего", - говорят наши идальго, отказываясь усмотреть российский интерес в независимой Абхазии, Осетии или Приднестровье. Разве милосердие, уважение к малым кавказским народам, тянущимся к России, - не лучший пример для многонационального российского Северного Кавказа, чья экосистема серьезно повреждена после 1991 года? Лучше ли тянуть неопределенность до самой сочинской Олимпиады 2014 года, продолжая рассматривать соседнюю территорию как "черную дыру", обочину, "откуда исходит угроза миру"? Да и возможно ли подготовить и провести этот праздник спорта без хозяйственного взаимодействия с Абхазией в условиях, когда гравий на Красную Поляну приходится завозить вертолетами?

Говорят, мы рискнем лояльностью собственных автономий, если признаем независимость чужих. Нас хотят заставить поверить в то, что признание непризнанных государств, многократно на референдумах подтверждавших желание войти в состав России или иметь с ней особые отношения, - худший аргумент для укрепления нашей территориальной целостности, чем выдача этих территорий на суд и расправу политической элите стран - членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), стоящих в натовской очереди. Что, мы заслужим тем самым их вечную любовь? Что ж, тогда это будет уникальный в истории случай предательства впрок, своего и чужого.

Если бы творцы независимости Косово хотя бы на минуту, особенно после Чечни, сомневались в способности России отстоять свою целостность, они вряд ли удержались бы от попыток, смущенные своей принципиальностью. Тем более сомнительно, что в мире, в котором сегодня ощущается недостаток нефти и газа, а завтра обострится дефицит воды, кто-либо ради самообрезания провозгласит Россию страной-изгоем. Способность пророчить такие катаклизмы - безошибочный признак профессиональной неадекватности.

Идет борьба. И фронт той невидимой глазу борьбы за собственное право России решать проходит не только через границы - он проходит через московские редакции газет и телевидения, через кабинеты в Кремле, в Белом доме, на Смоленской площади. И в Государственной думе, где мы попробуем услышать друг друга.




К.Затулин: Возможности диалога между Абхазией, Южной Осетией и Грузией уже исчерпаны

13.03 2008, Осетинское радио

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин в интервью interfax.ru рассказал, что существуют четыре варианта резолюции.

Два радикальных - в них правительству дается поручение начать консультации с целью признания либо всех трех самопровозглашенных республик, либо, как минимум, Абхазии и Южной Осетии. И два умеренных. Один из них предполагает, не меняя юридического статуса этих государств, изменить формат взаимоотношений с ними. В другом рекомендуется не признавать Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье сейчас, однако оставить за Россией право сделать это в будущем. В проекте документа эта формула называется "отложенный статус".

Не исключено, что в ходе дискуссии появится какой-то иной, дополнительный вариант резолюции. В любом случае предложения депутатов сначала должны получить одобрение Совета Думы и только потом могут быть включены в повестку дня пленарного заседания и поставлены на голосование.

Константин Затулин склоняется к мнению, что России нужно, по меньшей мере, запустить процесс признания Абхазии и Южной Осетии. "Они фактически обладают всеми признаками государственности, за исключением независимости", - заявил он, напомнив, что курс на самоопределение обе кавказские республики провозгласили гораздо раньше Косово.

По словам Затулина, "возможности диалога между Абхазией, Южной Осетией и Грузией уже исчерпаны", а Россия - особенно в связи с Олимпиадой - не заинтересована в сохранении "черной дыры" на своей южной границе.




Признает ли Россия Абхазию и Южную Осетию?

13.03.2008, ПРАВДА.ru

Сергей Балмасов

Госдума проведёт слушания по возможности признания независимости непризнанных республик на территории бывшего СССР. Нужно ли России признавать их независимость, грозит ли ей самой «парад суверенитетов», и какие выходы могут предложить депутаты? Ситуацию комментируют «Правде.Ру» депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин и начальник Единого пресс-центра Ресублики Южная Осетия Инал Плиев.

13 марта в Госдуме пройдут беспрецедентные слушания. Депутаты будут рассматривать обращение парламентов Южной Осетии и Абхазии о признании независимости этих республик. Будут затронуты также вопросы, связанные с другими конфликтами – в Приднестровье и Нагорном Карабахе. ВМоскву уже прибыли президенты Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья Эдуард Кокойты, Сергей Багапш и Игорь Смирнов.

Нужно ли России признавать их независимость, грозит ли ей самой «парад суверенитетов», и какие выходы могут предложить депутаты? «Правда.Ру» обратилась за комментарием к депутату Госдумы Константину Затулину и представителю правительства Южной Осетии Иналу Плиеву.

Константин Затулин, депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ:

"Что касается парламентских слушаний, посвященных проблемам независимости непризнанных государств на территории бывшего СССР и вариантах решений конфликтов, могу напомнить о предлагаемых рекомендациях Комитета Госдумы по делам стран СНГ. Дело в том, что накануне были обсуждения и в окончательный текст вошли лишь те пункты, которые не вызывают особых сомнений.

Речь идет о том, чтобы не допускать войны и любого использования силы в зонах межнациональных конфликтов, что Россия по-прежнему будет посредником в деле их решения, что Москва будет наращивать поддержку наших граждан в этих регионах не только в культурном, но и экономическом отношении и т.п.

Вообще мы придерживались позиции непредрешенчества и на сегодняшний день имеем четыре варианта развития событий. Во-первых, это признание означенных республик. Во-вторых, признание на основе консультаций с заинтересованными сторонами, исходя из того, что возможности диалога не исчерпаны. Например, на основе уважения к тому же Приднестровью и возможности его признания. В-третьих, необходимость изменения формата отношений, исходя из обращений непризнанных республик, которое не должно быть прямым. В-четвертых, это вариант отложенного статуса.

Что касается Нагорного Карабаха, то его делегации на этих слушаниях не будет. Мы взвешивали этот вопрос и в наших документах есть ссылки и на него. Однако мы решили, что в сложившихся условиях, тем более, что там произошло очередное обострение с Азербайджаном, вылившееся в вооруженный инцидент, не запутывать ситуацию приглашением его делегации и не смешивать всё в кучу. И мы своевременно известили об этом и Нагорный Карабах, и Армению.

Также не будет на этих парламентских слушаниях и делегаций из Грузии и Молдавии. Напомню, что видный деятель грузинского парламента Константин Габашвили в чрезвычайно грубой вызывающей форме отверг саму возможность диалога и отказался приехать в Москву. И теперь мы вообще решили не приглашать их представителей, чтобы не превращать Государственную Думу в трибуну для самых оскорбительных выпадов и высказываний против России".

Инал Плиев, начальник пресс-центра Республики Южная Осетия:

Могу сказать только одно: некоторые пугают нас тем, что признание независимости Республики Южная Осетия, якобы, может спровоцировать некие сепаратистские тенденции в самой России. Однако практика прошедших лет показывает, что Россия - это не та страна, из состава которой кто-то хочет выйти, напротив, именно к ней тянутся малые народы Кавказа, именно в ней видят свою большую Родину и свою историческую защитницу.

Кстати, говоря о позиции народов Кавказа по юго-осетинскому вопросу напомню, что народы Кавказа выступают за признание Южной Осетии Россией и обращаются к Госдуме с этой просьбой.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ