Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №187(15.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 февраля. Согласно постановлению министерства экономики РБ  предельные отпускные цены на пшеничную муку для хлебопечения были увеличены  от 2,5% до 3%. Также увеличены предельные отпускные цены «на социально значимые» хлеб и хлебобулочные изделия - на 1%.

28 февраля. Вступил в силу президентский указ «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций». Указ определяет условия проведения этих сделок в процессе приватизации на конкурсной основе. Обязательное условие приобретения - предоставление покупателем прошедшего экспертизу инвестиционного проекта, из которого должно быть понятно, как планируется использовать приобретенное предприятие. Кроме того, организация-покупатель должна взять на себя долги покупаемого убыточного предприятия, иные неисполненные обязательства. Также новый собственник обязан будет сохранить рабочие места на период расчетов по долгам и создать новые в соответствии с инвестпроектом.

29 февраля. Завершился визит в Белоруссию делегации штаб-квартиры НАТО для проведения консультаций по вопросам участия республики в  Процессе планирования и оценки сил программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПАРП). Делегация ознакомила белорусскую сторону с предложениями штаб-квартиры НАТО по новому пакету Целей партнерства Белоруссии и  ее члены выразили заинтересованность в дальнейшем развитии конструктивного диалога в данном направлении. В консультациях с представителями штаб-квартиры НАТО принимали участие командующие видами войск и представители соответствующих структурных подразделений министерства обороны РБ.

29 февраля. Александр Лукашенко во время встречи с послом РБ в КНР Анатолием Тозиком в Минске поручил комитету госконтроля Белоруссии взять «под жесткий контроль» реализацию наиболее крупных белорусско-китайских инвестиционных проектов. Планируется, что в 2008 году  начнется реализация в Белоруссии крупных китайских инвестиционных проектов на общую сумму 700-800 млн. долларов США.

1 марта. Декретом президента «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» в Белоруссии отменено, в частности,  квотирование импорта (ввоза) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Импорт алкогольной продукции будет осуществляться путем проведения конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих ввоз продукции на наиболее выгодных условиях. Правом на производство коньяка, бренди, коньячных напитков в Белоруссии наделены только государственные юридические лица или негосударственные юридические лица с долей государства в уставном фонде свыше 30%. Определять победителей конкурса будет постоянная межведомственная комиссия под председательством заместителя премьер-министра РБ.

2 марта. Белорусская оппозиция на т.н. политсовете Объединенных демократических сил согласовала предварительный список кандидатов на участие в выборах в Палату представителей Национального собрания РБ.

3 марта. Китай готов к развитию отношений с Белоруссией во всех областях, включая военную, заявил в Пекине министр обороны КНР Цао Ганчуань, принимая  министра  обороны РБ Леонида  Мальцева.   Мальцев  со  своей  стороны заявил о готовности внести вклад в  дело  развития отношений между двумя государствами и их армиями во всех областях.

3 марта. Председатель Конституционного суда РБ Петр Миклашевич на встрече с главой белорусского государства предложил создать в КС две палаты по 5 судей в каждой. Необходимость такого шага Миклашевич объяснил большим объемом работы.

3 марта. Президент РБ Александр Лукашенко поздравил Дмитрия Медведева с победой на выборах президента России. Поддержав Медведева, российские избиратели, по мнению Лукашенко, высказались за продолжение «созидательного курса, целью которого является возрождение сильного государства, укрепление единства России». Белорусский лидер, в частности, выразил убеждение в том, что объединенными усилиями двум государствам удастся придать новый динамизм белорусско-российским интеграционным процессам.

3 марта. Александр Лукашенко направил послание президенту Российской Федерации Владимиру Путину, в котором он назвал 2 марта 2008 года важной датой в современной истории России. Лукашенко выразил надежду на то, что огромный общественно-политический опыт, богатые знания Путина и в дальнейшем будут приносить пользу России, послужат союзному строительству.

4 марта. По сообщению посольства РФ в Минске, большинство граждан России, принявших участие в выборах президента России на территории Белоруссии, отдали голоса за Дмитрия Медведева - 80,9%. За кандидата Андрея Богданова проголосовало 1,46%, за Владимира Жириновского – 6,99%, за Геннадия Зюганова – 9,86%. Всего в выборах президента России приняли участие 8 тыс. 372 российских гражданина, постоянно проживающих или временно находящихся на территории РБ.

4 марта. РОО «Белая Русь» (50 000 членов) намерена принять активное участие в предстоящих парламентских выборах, - заявил  министр образования РБ и лидер этой общественной организации Александр Радьков. Он уверенно прогнозирует, что в обновленном составе белорусского парламента будет «достаточное количество» представителей объединения «Белая Русь».

4 марта. Президент РБ Александр Лукашенко подписал указ, которым отменяется институт особого права государства - «золотой акции» - на участие в управлении хозяйственными обществами.

5 марта. Состоялся телефонный разговор президента РБ Александра Лукашенко с избранным президентом России Дмитрием Медведевым. Во время переговоров были обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия на международной арене.

6 марта.  Состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко и Владимира Путина. Во время беседы были обсуждены вопросы строительства Союзного государства, укрепления торгово-экономических отношений, сотрудничества в гуманитарной сфере и в области обеспечения совместной безопасности, согласованные действия во внешней политике (включая отношения с отдельными государствами Запада), а также перспективы строительства олимпийских объектов в Краснодарском крае с участием Белоруссии.

6 марта. Министерство финансов США опубликовало разъяснения по поводу мер экономического характера к предприятиям белорусского концерна «Белнефтехим». Белорусская сторона позже в ответ объявила об отзыве своего посла в США Михаила Хвостова для консультаций и «настоятельно» предложила послу США в Минске Карен Стюарт покинуть Белоруссию с той же целью. Госдепартамент США отверг это предложение белорусского правительства.  

7 марта. В Брюсселе состоялось подписание соглашения между РБ и Комиссией Европейских сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства этой комиссии в Белоруссии. От белорусской стороны документ подписал заместитель министра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий. Белорусская делегация в Брюсселе также обсудила вопросы выстраивания дальнейших отношений с Евросоюзом.

10 марта. Глава белорусского государства утвердил своим указом положение о порядке прохождения службы в резерве. В документе урегулированы вопросы, связанные с организацией приема и учета резервистов в воинской части, присвоения им воинских званий, прохождения занятий и учебных сборов и увольнения со службы в резерве в запас (отставку).

10 марта. Посол РБ в Украине Валентин Величко в Минске заявил о том, что Белоруссия может расширить экспортный потенциал в Украину. По словам Величко, рынок Украины по многим позициям импортозависим, и эту нишу успешно может заполнить продукция белорусских производителей. Ожидается, что товарооборот РБ с Украиной достигнет в 2008 году 4 млрд.  долларов США.

10 марта. В Минск вернулся посол Белоруссии в США Михаил Хвостов, которого правительство РБ отозвало «для консультаций» в связи с введением Вашингтоном  дополнительных санкций в отношении белорусского концерна «Белнефтехим».

10 марта. Перспективы взаимного сотрудничества обсудил президент РБ Александр Лукашенко с группой бизнесменов из Соединенного Королевства. По мнению белорусского лидера, приезд британской делегации как представителей европейской элиты очень значим в плане диалога Белоруссии с Западом. Лукашенко во время общения с бизнесменами, в частности, особо отметил, что Белоруссия никогда не подводила Евроcоюз и хотела бы соответствующего отношения к себе со стороны ЕС.

11 марта. Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин сообщил о том, что Белоруссия в числе других стран (Армения, Киргизия, Таджикистан) подала заявку на участие в созданном Россией и Казахстаном Евразийском банке развития (ЕАБР).

11 марта. Посол США в Минске Карен Стюарт была приглашена в МИД РБ, где ей повторно было предложено последовать соответствующей настоятельной рекомендации правительства Белоруссии и временно покинуть ее территорию.

12 марта. Министр статистики и анализа РБ Владимир Зиновский в Минске обнародовал данные о том, что за прошлый год объем денежных доходов населения Белоруссии в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) вырос по сравнению с 2006 годом на 14,7%. По величине среднемесячной зарплаты Белоруссия оказалась на третьем месте после России и Казахстана – 326 долларов США.

12 марта. МИД РБ получил официальное уведомление из посольства США в Минске о том, что американский посол Карен Стюарт отбывает в Вашингтон для консультаций. Госдепартамент США заявил, что после завершения переговоров в Вильнюсе, Брюсселе и консультаций в Вашингтоне посол Карен Стюарт вернется в Белоруссию.

12 марта. За 2007 год товарооборот между Белоруссией и Латвией увеличился на 97% - до 1,1 млрд. долларов США. Такую информацию сообщил представитель Белорусской торгово-промышленной палаты Александр Федорчук на встрече представителей деловых кругов Белоруссии и Латвии в Минске.

12 марта. Представители Европейского банка реконструкции и развития в преддверии открытия в Белоруссии официального представительства ЕБРР изучили потенциал Могилевской области и встретились с деловыми кругами Могилевщины.

12 марта. В рамках рабочего визита делегации Вооруженных сил России во главе с начальником главного оперативного управления - заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ ген.-п. Александром Рукшиным в Минске были обсуждены вопросы совместного реагирования на внешние, включая террористические, угрозы. Затрагивались перспективы развития системы технического и тылового обеспечения региональной группировки войск (сил) России и Белоруссии. Отдельно рассмотрен блок вопросов по планированию и выполнению совместной программы вооружения.

12 марта. Начался официальный визит на Украину министра обороны РБ ген.-п. Леонида Мальцева. В плане визита - обсуждение вопросов развития двустороннего военного сотрудничества Белоруссии и Украины.

13 марта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко встретился с членом Палаты лордов парламента Великобритании Тимоти Беллом.

13 марта. Делегация деловых кругов Белоруссии отправилась с визитом в Молдову. Цель визита – установить новые деловые контакты, обсудить вопросы наращивания экспорта и расширения кооперации в торговой сфере.

14 марта. В Минске состоялось совещание членов Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от Белоруссии, Казахстана и России. В повестке дня были вопросы формирования таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.




Третья попытка построить атомную станцию в Белоруссии

Александр Фадеев

На исходе зимы белорусское правительство подписало контракт с «Киевэнергопроектом» на подготовку проектной документации по проведению тендера, с помощью которого будет определен генеральный подрядчик строительства первой в республике атомной электростанции. Белорусская сторона надеется, что участниками тендера станут франко-германская AREVA, американо-англо-японская компания Westinghous-Toshiba и российское ЗАО «Атомстройэкспорт». Организация из столицы Украины также поможет в выборе площадки для строительства белорусской АЭС и, скорее всего, будет участвовать в поставках оборудования для нее, если возводить атомную станцию будет российский «Атомстройэкспорт».

Таким образом, решение Совета безопасности РБ, принятое 15 января 2008 года,  начинает постепенно приобретать более конкретные черты, а позиция президента, который уже на протяжении длительного времени говорил о необходимости возведения АЭС на белорусской территории, наполняться первыми реалиями. Интересно, что Александр Лукашенко, ратовавший все последние годы за строительство ядерных энергетических установок для получения дешевой электроэнергии, в последний момент ушел от ответственности за строительство АЭС, возложив ее, достаточно неожиданно, на коллективный орган, ранее не игравший абсолютно никакой роли в принятии важных государственных решений, – Совбез Белоруссии. В любом случае это уже третья попытка построить в Белоруссии ядерные энергетические установки большой мощности, основанные на использовании энергии реакций деления ядер тяжелых элементов, если учитывать незавершенное строительство минской АТЭЦ в 80 гг. и правительственный проект 90-х гг. прошлого века. 

Причины, которые побудили высшее государственно-политическое руководство республики, продолжающей испытывать последствия ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС, пойти на этот непростой шаг с одной стороны очевидны. Прежде всего, это стремление удешевить производство электричества, используя атомную энергию, которая рассматривается как альтернатива затратным энергоресурсам, прежде всего, импортируемому из России газу.  Белорусское правительство надеется на то, что с вводом в эксплуатацию двух блоков АЭС суммарной мощностью 2 тыс. МВт Белоруссия сможет экономить до 6 млрд. куб. м импортного газа в год, уменьшить поставки из России электроэнергии (сейчас РБ импортирует из России до 5 млрд. кВт. ч в год). Будет ли этот огромный объем высвободившегося российского газа направлен для других целей или правительство РБ в связи с новыми хозяйственными обстоятельствами пойдет по пути резкого сокращения импорта газа из России пока не ясно. В целом переход на ядерные источники выработки электроэнергии вполне укладывается в рамки осуществляемой в Белоруссии масштабной программы экономии энергоресурсов и перехода к диверсифицированному энергоснабжению. Сейчас почти 80% потребляемого белорусскими электростанциями топлива составляет газ, импортируемый из России. Цена на потенциальные импортные объемы российского и среднеазиатского газа в ближайшие годы будет неизбежно расти. Логика республиканского руководства здесь проста: национальную безопасность и независимость от России в поставках газа можно осуществить лишь путем перехода на альтернативную атомную энергию, поскольку поиск других поставщиков дешевого газа окончился полным провалом. Малоэффективным оказался и курс на экономию энергии и использование энергозаменителей (биомасс, опилок, фотовольтаики и т.п.), которое имеет естественные ограничения, к тому же в среднесрочной перспективе он явно войдет в противоречие с энергопотребностями национальной экономики, которые в свете поставленных перед ней грандиозных задач будут только увеличиваться.

Другой аспект проекта частичного перехода к атомной энергетике связан с критическим состоянием топливно-энергетического комплекса Белоруссии. Около 80% оборудования 22 основных белорусских электростанций суммарной мощностью 7 млн. кВт (более половины мощности дают ТЭЦ), удовлетворяющих 75% потребностей республики, выработало свой ресурс. Продлевать ресурс электростанций, частично модернизируя их (таким путем  правительство пыталось идти раньше), становится все труднее, эти меры не дают ожидаемый эффект. В РБ нет специализированных, резервных энергообъектов повышенной мощности, позволяющих справляться с пиками нагрузки или авариями национальной энергосистемы, хотя такая задача ставилась еще в конце 90-х гг. прошлого века. Белоруссии нужны масштабная программа ввода в строй новых мощностей и радикальная модернизация (или закрытие) старых электростанций.

Одним из понятных побудительных мотивов строительства белорусской АЭС является наличие подобных ядерных объектов по периметру территории Белоруссии у соседних государств – двух украинских АЭС (Ровенской и Чернобыльской), литовской АЭС (Игналинской) и российской АЭС (Смоленской).  В Европе наблюдается возрождение интереса к атомной энергетике, модернизации или расконсервированию старых АЭС. Изменилась в последние годы и позиция Международного энергетического агентства (МЭА), которое ратует за устойчивую, сбалансированную энергетическую политику с включением в нее атомной компоненты. По прогнозам МЭА потребность в энергии до 2030 года вырастет более чем на 25%, а зависимость бедных природными энергоресурсами стран от импорта энергоресурсов будет все время только возрастать. Ряд экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) также считает, что рост цен на природные энергоресурсы заставляет европейские страны обратиться, в том числе, и к атомной электроэнергетике, что является для Европы якобы оптимальным вариантом. Эти общеевропейские подходы к энергетической безопасности, курс на диверсификацию и удешевление энергоснабжения в определенном плане помогают правительству РБ и официальным СМИ формировать общественное мнение в позитивном русле, преодолевать страхи и недоверие белорусского населения, связанные с потенциальным строительством ядерного объекта повышенной опасности.

Заметим при этом, что решение проблемы энергетической безопасности Европы с помощью атомных электростанций не так однозначно: АЭС дороги и всегда, несмотря на новые технологии, будут объектами повышенной опасности (учитывая, хотя бы, пресловутый человеческий фактор). А ведь в современной Европе существует отлаженная и стабильная система трубопроводного транспорта энергоресурсов, газа и нефти, сложились устойчивые и проверенные временем партнерские связи между странами-поставщиками энергоресурсов и странами-потребителями. В обозримой перспективе поставки энергоресурсов по трубам в рамках долгосрочных контрактов, прежде всего газа, останутся самыми безопасными, бесперебойными, а с экономической стороны эффективными и выгодными. В среднесрочной перспективе риски, связанные с экспортом энергоресурсов трубопроводным транспортом по территории определенных транзитных государств, будут минимизированы в силу ввода в строй новых магистралей на севере и юге Европы. Вопрос образования цены на импортируемые европейскими государствами энергоресурсы также разрешим на путях оптимизации налоговой базы.

Однако есть и другие веские политические и экономические причины, побуждающие высших чиновников Белоруссии все время возвращаться к проблеме строительства АЭС. На одну из них глухо намекнул президент РБ Александр Лукашенко во время последней встречи со студентами БГУ. Речь идет не только о приобщении белорусской научно-технической элиты к новейшим технологиям, о становлении национальной школы ядерщиков, но и, как представляется, о доступе к процессам, сопровождающим эксплуатацию ядерных реакторов. Например, к искусственному образованию в ядерных реакторах вторичного ядерного горючего: изотопов урана U-233, плутония Pu-239, исследованиям процесса высвобождения внутренней энергии атомного ядра, движения и взаимодействия его нуклонов и т.п. Амбициозные планы белорусского руководства, прежде всего главы государства,  в этом аспекте связаны с повышением международного статуса республики, что связано с вхождением Белоруссии пусть не в когорту стран-претендентов на обладание ядерным оружием (Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Япония, Тайвань), но, по крайней мере, в группу государств с ядерными объектами на своей территории, обуславливающего  расширение горизонтов белорусской внешней политики и купирование введения потенциальных санкций извне. К тому же, если АЭС построит Россия (которая, судя по всему, готова в льготном режиме кредитовать строительство и забирать радиоактивные отходы), то в этом случае угроза какой-либо военной интервенции со стороны Запада будет минимизирована.

Нельзя в данном случае сбрасывать со счетов и традиционный имитационный характер политики белорусской элиты, которая пыталась и стремится сегодня (чаще неосознанно) копировать образцы национальной идеологии, госстроительства, внешней политики, экономические наработки и энергетические программы соседних государств – в первую очередь Украины (у которой 15 атомных энергоблоков), Польши, Литвы, а также России и, с недавнего времени, далекого Китая. Отсюда вытекает стремление Минска повысить свою роль в геополитике, осуществлять лидерство в Движении неприсоединившихся стран и на пространстве СНГ, демонстрировать идейные конструкции имперского типа и готовность представлять в Европе интересы мощных и богатых государств Востока. Все это требует не только идеологического обслуживания, но и наполнения подобных притязаний, подтверждения внутренней силы политического режима, стабильности и экономического, финансового потенциала республики. Построение атомной электростанции, с точки зрения высших чиновников РБ, могло бы добавить Белоруссии величия, а самое главное – заставило бы международное сообщество считаться с ней, вести диалог равных.  

Масштабное строительство таких высокотехнологичных объектов как АЭС требует от малых стран значительных капитальных вложений, внешних заимствований и занимает продолжительный период времени (порядка 10 лет). Совершенно ясно, что собственными силами Белоруссия такой сложный объект финансировать, построить и эксплуатировать на первом этапе просто не в состоянии. От правительства и Национального банка РБ зависит принципиальный выбор не только подрядной организации, имеющий опыт возведения и ввода в строй современных и безопасных АЭС, но и импортера ядерного горючего, а также кредиторов строительства под гарантии государства.

Пока же белорусское правительство так и не определилось с выбором конкретной площадки для строительства, с решением вопроса промежуточного и окончательного захоронения радиоактивных отходов, несмотря на то, что разговоры о необходимости АЭС идут много лет. Постоянно путаются его представители не только с определением стоимости проекта (назывались цифры: сначала - 2,5 млрд. долларов США, позже 4 млрд. евро, 8 млрд. долларов США…), но и со сроками окончания строительства, то рассчитывают построить первый энергоблок АЭС к 2018 году (ранее фигурировал 2019 г.), а второй к 2020 г., то заявляют о готовности пустить первый блок уже в 2016 году. Председатель правления НББ Петр Прокопович в этом ключе бросил загадочную фразу о том, что городок строителей и специалистов АЭС должен представлять собой город «ХХII-го века». Удивительно, но до сих пор дискутируется вопрос о том, сколько ядерных энергоблоков необходимо республике для устойчивого функционирования и дублирования ее энергосистемы, учитывая плановый ремонт и возможные аварийные ситуации. Продолжает обсуждаться и проблема типа ядерного реактора: будет ли это ВВЭР третьего поколения или какой-то иной. Непонятно правительственным чиновникам, где взять кадры специалистов-атомщиков для будущей атомной станции: готовить за рубежом или, например, сманить этнических белорусов, работающих на литовской АЭС.

Глава государства, похоже, вообще уходит от декларирования точных технических параметров, порядка финансирования и сроков ввода АЭС, но акцентирует внимание на том, что два энергоблока атомной электростанции надо построить быстро (?), в период его правления (Лукашенко стремится оставаться у власти пожизненно), а все последующие уже точно после него…

Это довольно показательно, поскольку, с одной стороны, важность и безальтернативность проекта  республиканским руководством настойчиво и ускоренными темпами внедряется в сознание белорусских граждан, но с другой - просматривается желание властей Белоруссии идейно консолидировать, мобилизовать  общество, отвлечь его от острых экономических, финансовых и политических проблем. Кроме того, возведение АЭС -  удобный повод продемонстрировать государственную стратегию модернизации белорусской экономики, масштаб позитивных преобразований и переход к высокотехнологичным производствам (без проведения радикальных реформ хозяйственного комплекса). Экономические трудности, которые переживает Белоруссия, должны населением рассматриваться как временные, преодолимые, в том числе, с помощью ожидания эффекта от энергетических ядерных инноваций, в определенном смысле с помощью «чуда мирного атома». В этом плане сроки строительства не так уж и важны, а сам объект может оказаться не только «долгостроем», но и вообще может быть не завершен...




Куда ведет политическая беспринципность

Владислав Лосев

Всем известен очевидный факт, что суверенная белорусская государственность возникла в 1990-е годы в виде Республики Белоруссия (Беларусь)  и никогда ранее ничего подобного не существовало. Однако и у власти, и у оппозиции как у заправского «мещанина во дворянстве» имеется пунктик – стремление во чтобы то ни  стало если  и не облагородить, то хотя бы «удревнить» свое происхождение.

23 февраля 2008 года в Белоруссии с большой помпой отмечалось «90-летие (?) Вооруженных Сил Республики Беларусь». Конечно, отрадно, что современные белорусские военные причисляют себя к последователям Красной армии, а не прогитлеровской «Беларуская краевай абароны» времен фашистской оккупации, но все же утверждать, что белорусские вооруженные силы появились в феврале 1918 года вряд ли полностью правомерно.

Нравится это кому-либо или нет, но единственными   прямыми наследниками Русской (Российской) армии и Советской армии являются Вооруженные силы Российской Федерации. Впрочем, как и   правопреемницей Руси-России-СССР выступает исключительно современное российское государство.

Ну а белорусская оппозиция, приверженная своим коллаборационистским воззрениям, отмечает 25 марта 90-летие так называемого провозглашения  «белоруской народной республики» (БНР). Надо сказать, что, начиная с 1991 года прозападные силы (тогда еще не оппозиционные)  неоднократно пытались навязать белорусскому обществу  крайне сомнительную историю с БНР в качестве не просто национально важного, а великого события.

И самое удивительное, что в 2007 году это им почти удалось. Конечно, представители президента РБ пока не докатились до того, чтобы влиться в ряды оппозиционных манифестантов,  прославлявших германских марионеток из Рады БНР времен гражданской войны. Однако по инициативе тогдашнего помощника президента - начальника главного идеологического управления Администрации президента РБ Олега Пролесковского (ныне директор Информационно-аналитического центра при Администрации президента РБ) властями с 25 марта (начало приурочено к дате объявления независимости БНР)  по 3 июля  была проведена музыкально-пропагандистская акция  «За независимую Беларусь!». Это охватившее всю республику многомесячное действо, по сути, ставило в один ряд  германских приспешников 1918 года  и советских воинов и партизан, освободивших от германских фашистов Минск 3 июля 1944 года.

Чтобы ни говорили по поводу  прошедшей в 2007 году акции чиновники  Администрации президента РБ, но вот лидеры оппозиции восприняли проведение акции «За независимую Беларусь!» как значительную уступку Лукашенко и свою победу на идеологическом поприще.

Поэтому в 2008 году оппозиционеры рассчитывали вместе с властями отметить 90-ю годовщину БНР  и даже предложили Национальному собранию РБ создать совместный оргкомитет. Но депутаты оказались куда более принципиальными, чем некоторые высокопоставленные идеологические начальники. Парламентарии отвергли  предложение оппозиции отпраздновать 90-летие БНРовского коллаборационизма. Но, чтобы не быть  голословным в таком определении БНР,  необходимо вспомнить некоторые факты из короткой истории этой никогда не существовавшей «республики».

После октябрьского переворота в Петрограде 1917 года в Минске   состоялся Всебелорусский съезд (декабрь 1917), на который собрались представители тех общественных сил Белоруссии, которые в той или иной мере выступали против старого строя. Пикантность положения была в том, что деньги на проведение съезда дали большевики, полагавшие, что он выступит в их поддержку. Поэтому, когда участники съезда не высказались в пользу новой политической власти в Петрограде, то распропагандированные большевиками войска  «распустили» высокое собрание. Но Всебелорусский съезд успел подготовить обращение, в котором недвусмысленно высказался за единство Белорусского края с Российской демократической республикой.

Однако история, связанная со Всебелорусским съездом,  на этом не закончилась. 21 февраля 1918 года группа бывших участников съезда объявила себя Исполкомом совета Всебелорусского съезда, а заодно и властью в Белоруссии (в Минске в этот момент не было воинских частей). Из состава членов Исполкома совета был создан исполнительно-распорядительный орган – «народный секретариат».

24 февраля делегация «народного секретариата» посетила представителя германского оккупационного командования в Минске и высказала свою  лояльность к власти интервентов. Но дипломатическая миссия «народного секретариата» полностью провалилась. На следующий день немецкие солдаты вышвырнули «народный секретариат» из занимаемого помещения  и конфисковали кассу «белорусского правительства».

9 марта  на заседании Исполкома  совета съезда Белоруссия была объявлена «народной республикой», а «исполком», пополнившись представителями земских и городских самоуправлений и национальных меньшинств, назвался Радой БНР – предпарламентом. Был образован президиум Рады, в который вошли представители средних слоев белорусской, польской и еврейской национальной интеллигенции. Всего же из 71 члена Рады белорусами было 36 человек.

25 марта после 10-ти часового бурного ночного заседания Рада БНР приняла «уставную грамоту», в которой провозгласила отделение БНР от России. За это было подано 40 голосов (члены партии Белорусская социалистическая грамада (БСГ) и польские социалисты). Против голосовало 22 представителя от земств и городских самоуправлений, 9 участников заседания (социалисты-сионисты и социалисты-революционеры) воздержались.

Категорически не согласившись с антироссийским шагом Рады БНР, из нее вышли представители земств и городских самоуправлений, заявив при этом, что сотрудничество с «радой» возможно лишь после пересмотра  последней «постановления о независимости Белоруссии от России».

Таким образом, решение об отделении от России приняли никем не избранные и никем не уполномоченные сорок человек, большинство из которых не были этническими белорусами.

В последующем Рада БНР расширилась за счет крупных землевладельцев (по преимуществу поляков) и католических ксендзов, заинтересованных  в налаживании «деловых отношений» с германскими оккупантами. Новый состав «рады» и «народный секретариат» БНР обратились 25 апреля 1918 года специальной телеграммой к германскому императору с нижайшей просьбой взять под защиту их усилия по созданию «независимости Белоруссии в союзе с Германской Империей». Только под опекой последней Рада видела судьбу БНР в будущем. Телеграмму подписали председатель Рады БНР И. Середа, председатель «народного секретариата» И.Воронко, члены Рады БНР Р.Скирмунт, А. Овсяник, П. Алексюк, П. Кречевский, Я.Лесик. За посылку телеграммы голосовали 35 радовцев, против – 4, воздержались 7 человек.

Нельзя не обратить внимания на то, что текст телеграммы обсуждался в обстановке закрытости и был принят под грифом «секретно». Рада БНР стремилась утаить факт посылки такой телеграммы от народа, от имени которого она пыталась выступать. Между тем сведения о «нижайшем послании» германскому кайзеру  очень скоро просочились в печать, его текст стал известен широкой общественности и вызвал шквал возмущения. Посланная германскому императору телеграмма вызвала протест и в самой Раде, которую покинули представители еврейских социалистических партий.

Более того, кризис разразился и в рядах БСГ, которая, в итоге, распалась на три новые  карликовые партии: Белорусскую социал-демократическую партию (БСДП), Белорусскую партию социалистов-федералистов (БПСФ) и Белорусскую партию социалистов-революционеров (БПСР). При этом, белорусские эсеры, оставаясь в Раде БНР как непримиримая оппозиция, начали тайно формировать боевые дружины и отряды крестьянской самообороны для вооруженной борьбы с германскими и польскими оккупантами.

Лето 1918 года в Белоруссии ознаменовалось ростом освободительной борьбы против германских оккупационных войск, которую возглавляли большевики и левые эсеры   и крайней враждебностью большинства населения к  оккупантам и их пособникам. В этих условиях, не имея никакой возможности хотя бы изображать видимость власти,  «народный секретариат» БНР подал в отставку, что было положительно воспринято германским оккупационным  командованием. По его рекомендации формирование нового «правительства» БНР  было поручено крупному помещику Р. Скирмунту. По инициативе последнего 9 июля 1918 года  Рада БНР опубликовала декларацию, в которой заявлялось о готовности БНР заключить пакт об унии с Германией «в интересах последней».

Кроме того, Скирмунт и поддержавшая его часть Рады открыто заявили, что вопрос о земле в БНР будет решаться в интересах помещиков. Только небольшую часть земли предполагалось выкупить у землевладельцев и продать крестьянам по цене, «соответствующей ее истинной стоимости». Принудительное отчуждение допускалось лишь в исключительных случаях.

Однако ноябрьская революция 1918 года в Германии и уход германских войск из Белоруссии поставили на этих планах крест. Последовала чехарда вождей Рады БНР и бегство от Красной армии в Вильно. Затем последовали безуспешные попытки добиться хоть какого-то признания у стран Антанты и Польши. Жалкая кучка ничего не значащих политических деятелей никого не интересовала.

К сказанному стоит добавить, что члены Рады БНР еще раз появились в Белоруссии уже в 1941 году в обозе гитлеровских войск, где вновь активно сотрудничали с оккупантами уже под вывеской Белорусской центральной рады (БЦР). Все это еще раз подтвердило, то обстоятельство, что главной чертой деятелей БНР-БЦР  была ненависть к России, неприязнь к белорусскому народу (ведь он мыслит не так как они) и коллаборационизм, желание прислуживать любым оккупантам, пришедшим с Запада. Это-то их и роднит с нынешней белорусской оппозицией.

Поэтому белорусским властям, перед тем как очередные идеологические игры по поводу своей абсолютной  суверенности и независимости,  стоит не забывать о тех глубинных принципах, которые лежат в основе самосознания  и мировосприятия белорусского народа.

В свое время еще замечательный русский философ, уроженец Белоруссии Николай Лосский писал, что «вся история белорусов – это их борьба за свою русскость». Особенно справедливыми эти слова оказались в XX и, увы, в XXI веке. Последние сто лет кто только не пытался вытравить из самосознания белорусов русское начало. Это и кайзеровские оккупанты, и гитлеровцы с их приспешниками, и советская, и постсоветская пропаганда. Конечно, все эти деяния не прошли бесследно, и многое удалось исказить, но все же исконные первообразы единства Руси и Русского народа продолжают жить в сознании большинства белорусов. И всякий кто и сейчас пытается их разрушить (какими бы мотивами он не руководствовался) неизбежно сползает в лагерь коллаборационистов и национальных предателей. Вот куда неизбежно ведет политическая беспринципность.




Заявление МИД РБ в адрес США

Заявление министерства иностранных дел РБ в связи с введением США дополнительных ограничительных мер экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим»:

На протяжении достаточно продолжительного времени Республикой Беларусь в соответствии с договоренностями, достигнутыми с нашими западными партнерами, был предпринят целый ряд последовательных и конструктивных шагов в целях нормализации отношений с Европейским Союзом и США.

Тем не менее, один из участников диалога – Соединенные Штаты Америки, проигнорировав ранее достигнутые договоренности, нарушили согласованный алгоритм действий по нормализации отношений и ввели дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим».

Белорусская сторона заявляет, что ответные шаги Беларуси будут носить жесткий характер. О содержании этих шагов американская сторона была ранее уведомлена нами в предварительном порядке. Одним из таких шагов является отзыв в Минск для консультаций Посла Республики Беларусь в США Михаила Хвостова. Одновременно Правительство Республики Беларусь настоятельно предлагает Послу Соединенных Штатов Америки в Минске Карен Стюарт покинуть нашу страну с той же целью.

Белорусская сторона отдельно подчеркивает, что, подписав Хельсинский заключительный акт, США, как и другие государства-участники ОБСЕ, взяли на себя обязательство «при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта экономического принуждения, направленного на подчинение своим собственным интересам осуществления другим государством-участником прав, присущих его суверенитету». Последние шаги администрации США в отношении Беларуси прямо противоречат данному обязательству и бросают вызов всем членам ОБСЕ.

Вынуждены вновь констатировать, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая по нашему глубокому убеждению, должна быть эффективным инструментом защиты прав и интересов своих государств-участников, в этой ситуации не выполняет свой непосредственный мандат и не реагирует на грубое нарушение американской администрацией основополагающих принципов Организации.

Беларусь требует от ОБСЕ незамедлительных действий для эффективного обеспечения выполнения данным государством-участником основополагающих принципов Организации и своих международных обязательств.

Если этого не произойдет, мы будем вынуждены серьезно задуматься над тем, каким образом нам следует в дальнейшем выстраивать отношения с данной Организацией.

Действия США стали грубейшим нарушением Меморандума 1994 года, согласно которому, в обмен на добровольный отказ нашей страны от обладания ядерным оружием, Соединенные Штаты Америки взяли на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Республики Беларусь и, в частности, не применять в отношении нее меры экономического принуждения. Беларусь обращается к Великобритании и Российской Федерации как гарантам присоединения Республики Беларусь к Меморандуму с призывом в срочном порядке принять меры по выполнению обязательств в рамках Меморандума всеми его участниками. Республика Беларусь подчеркивает, что нарушение США положений Меморандума в корне подрывает доверие к Соединенным Штатам как партнеру. Можно ли после этого доверять США, тем более в таком стратегическом деле, как нераспространение ядерного оружия?

Действия США также вызывают законное возмущение по причине того, что они были осуществлены на фоне принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 62/183, согласно которой «ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение односторонних экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав». Кроме того, резолюция ГА ООН 62/162 «Права человека и односторонние принудительные меры» «настоятельно призывает все государства прекратить принятие или осуществление любых не соответствующих международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций и нормам и принципам, регулирующим мирные отношения между государствами, односторонних мер, в частности мер принудительного характера со всеми их экстерриториальными последствиями».

Республика Беларусь продолжит руководствоваться в своей деятельности общепринятыми международными принципами и своими законами.

 (Минск,07.03.08)




Защита «Белнефтехима»

Взгляд. 11.03.08

Ольга Одноколова

Затишье в белорусско-американских отношениях длилось недолго и закончилось совершенно неожиданно. В пятницу, 7 марта, белорусский МИД выступил с резким осуждение американских экономических санкций против концерна «Белнефтехим». В связи с этим Беларусь отозвала для консультаций белорусского посла в Вашингтоне и настоятельно порекомендовала уехать американскому.

В заявлении, которое сделал от имени белорусского МИД пресс-секретарь Андрей Попов, в частности, говорится, что США, «проигнорировав ранее достигнутые договоренности, нарушили согласованный алгоритм действий по нормализации отношений и ввели дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим».

«Если белорусское правительство желает вредить самому себе, то оно вправе это делать» Одним из таких шагов, по словам представителя белорусского МИД, является отзыв для консультаций посла Беларуси в США Михаила Хвостова. Одновременно правительство Беларуси «настоятельно предлагает» послу США в Минске Карен Стюарт отбыть с той же целью. Сегодня белорусский МИД подтвердил, что М.Хвостов прибыл в Минск.

Вашингтон в свою очередь выразил «сильное сожаление» по поводу дипломатического демарша белорусских властей, сообщает ИТАР-ТАСС.

Официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Гордон Джондро заявил журналистам, что это решение вызывает «глубокое разочарование». По его мнению, оно ведет к углублению международной изоляции Беларуси. Власти США, по его словам, намерены и дальше поддерживать белорусский народ в его «стремлении к свободной жизни».

Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Том Кейси заявил: «Важно иметь наше посольство в Минске и дипломатическое представительство высокого уровня, чтобы взаимодействовать вместе с белорусским правительством по ряду волнующих нас проблем, в том числе освобождения всех политзаключенных, включая г-на Козулина». «Если белорусское правительство желает вредить самому себе, то оно вправе это делать», – отметил представитель Госдепа.

Как заявил министр финансов Николай Корбут в декабре прошлого года, убытки от введения санкций составили 17 тыс. долларов. Однако оппозиционное информационное агентство «АФН» со ссылкой на источники в белорусском нефтехимическом комплексе приводит другие данные. В результате американских санкций за пять месяцев Белоруссия лишилась суммы, несколько превышающей 1 млрд. долларов. Источники АФН высказали предположение, что эти средства накапливались для реализации белорусских планов в Венесуэле.

Интересно, что жесткие заявления в адрес США практически совпали с подписанием в Брюсселе соглашения между белорусским правительством и Еврокомиссией об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Еврокомиссии в Беларуси. В связи с этим государственные белорусские каналы уже противопоставили отношения Беларуси с ЕС и США.

Сегодня эту линию продолжил и президент Беларуси Александр Лукашенко. «Перспективы наших отношений с Евросоюзом не лежат в плоскости Европа – Беларусь. Они будут зависеть от того, насколько будет Европейский союз более или менее самостоятелен от США в плане отношений с Беларусью», – заявил Лукашенко в ходе встречи с группой британских бизнесменов во главе с членом палаты лордов парламента Великобритании Сесилом Паркинсоном. От более конкретных комментариев по ситуации с США белорусский президент воздержался.

Напомним, санкции против белорусского концерна были приняты еще 13 ноября 2007 года. В соответствии с этим решением замораживались все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета «Белнефтехима» и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании «Белнефтехим Ю-эс-эй».

Кроме того, американским бизнесменам предписывается воздержаться от контактов с концерном. Госдеп США тогда подчеркнул, что экономические санкции являлись, по сути, политическим шагом. «Мы ужесточаем санкции в отношении Лукашенко и его ближайших помощников, вводя ограничения против крупнейшего концерна, который находится под контролем его режима», – заявил начальник отдела контроля иностранных активов Минфина США Адам Шубин.

Зарождающийся конфликт получил продолжение перед Новым годом. 13 декабря посол США рассказала, что против Белнефтехима могут быть введены новые санкции. 30 декабря Александр Лукашенко пригрозил Карен Стюарт высылкой из страны. «Она (посол) будет вышвырнута первой. Ходит по оппозиционным тусовкам и заявляет о возможности введения экономических санкций в отношении Беларуси, подогревая ситуацию», – заявил тогда президент Беларуси.

По мнению белорусских аналитиков, одним из возможных катализаторов нынешнего конфликта могло стать разъяснение Госдепа США, где было подробно описано, как и к кому применять санкции, связанные с Белнефтехимом. В частности, было заявлено, что они распространяются на все субъекты хозяйствования, в которых Белнефтехим владеет долей 50% и более. Разъяснения были опубликованы 6 марта, за день до заявления МИД Беларуси.

Тем не менее, часть информации в этой ситуации неизвестна и пока практически невозможно установить достоверные причины неожиданного «белорусского демарша».




В банковском секторе зреет ситуация

Экономическая газета. 29.02.08

Владимир Тарасов

В настоящее время банковская система — это один из немногих секторов белорусской экономики, куда иностранные инвесторы вкладывают значительные капиталы. В прошлом году в РБ пришел ряд крупных российских банков и финансовых структур из дальнего зарубежья. В связи с этим возникает вопрос о разделе сфер влияния между банками с белорусским и иностранным капиталом. Как он будет проходить и к чему приведет?

Перечень иностранных банков, которые пришли в Беларусь в 2007 г., впечатляет. Контрольный пакет акций Белвнешэкономбанка выкуплен российским Внешэкономбанком, Славнефтебанка — российским банком ВТБ, практически все акции ЗАО «Атом-Банк» приобрел украинский банк «Дельта», а международная инвестиционная группа «Догмат» купила более 90% акций белорусского ОАО «Международный резервный банк». Совместными усилиями ряда международных финансовых структур в декабре был сформирован капитал Белорусского банка малого бизнеса. Минский транзитный банк осуществил новую эмиссию акций, которую реализовал американскому инвестиционному фонду Horizon Capital.

Еще более внушительно выглядят данные по отдельным банкам: из 27 банков, действовавших в РБ на начало 2008 г., иностранный капитал есть в 23, причем 7 банков создано со 100% иностранным капиталом. Правда, доля иностранного капитала в уставном фонде белорусских банков в целом по итогам 2007 г. выросла незначительно: с 7,84% до 9,84%. При этом доля российского капитала составила всего 3,27%. То есть иностранный капитал сосредоточен в основном в малых и средних банках. Государство по-прежнему контролирует 4 из 5 крупнейших системообразующих банков Беларуси — Беларусбанк, Белагропромбанк, БПС-Банк и Белинвестбанк. В этих банках вместе с Приорбанком в начале 2008 г. находилось 83% капитала всей банковской системы страны.

Таким образом, банковскую систему пока в основном формирует белорусский капитал. Но через несколько лет ситуация может измениться, так как банки, пришедшие на рынок в прошлом году, имеют довольно амбициозные планы.

Казахский Банк ТуранАлем в 2008 г. увеличил долю в уставном фонде ЗАО «АстанаЭксимБанк» до 66%, а до конца года планирует поднять ее до 99%. Польский финансовый холдинг Getin Holding S. A.  приобрел пакет акций белорусского ЗАО «Сомбелбанк». Немецкий Commerzbank изучает возможность приобретения пакета акций Белинвестбанка, а шведский SwedBank — создания банка в Беларуси. Приближается к завершению процесс продажи принадлежащих Национальному банку пакетов в Паритетбанке и Межторгбанке (российскому Альфа-банку). Европейский банк реконструкции и развития ведет переговоры о приобретении пакета акций РРБ-Банка.

Причина роста интереса зарубежных инвесторов к белорусской финансовой системе понятна: это перспектива бурного увеличения объема банковских операций на протяжении нескольких ближайших лет.

На начало 2008 г. отношение активов белорусских банков к ВВП составляло всего 45%, что ниже, чем в экономически развитых странах Западной Европы в 7-9 раз, и примерно в 2 раза меньше, чем в таких странах Восточной Европы, как Польша и Чехия. Это значит, что по мере развития экономики Беларуси активы банков будут расти намного быстрее темпов увеличения ВВП.

Но дело не только в перспективах. По итогам 2007 г. рентабельность капитала белорусских банков в среднем составила 10,7%. Это сопоставимо с доходностью банковского бизнеса в экономически развитых странах. В текущем году ожидается еще большее увеличение данного параметра.

Таким образом, инвесторы могут рассчитывать как на увеличение стоимости принадлежащих им долей в уставных фондах банков вследствие увеличения объемов рынка, так и на прибыль. В сумме потенциальная доходность инвестиций в белорусские банки в настоящее время составляет десятки процентов в год. В таких условиях можно рискнуть и вложить деньги, несмотря на некоторую неясность экономической стратегии государства и повышенные риски в связи с экзотическими, с точки зрения общепринятых норм, методами ведения бизнеса в реальном секторе экономики Беларуси.

В связи с этим можно отметить, что в банковскую систему страны в настоящее время идут не только стратегические инвесторы, но и портфельные, которые вкладывают средства в расчете на то, чтобы затем с выгодой продать подорожавшие акции. Это, в первую очередь, Европейский банк реконструкции и развития, а также фонд Horizon Capital.

Банки, созданные с участием иностранного капитала, собираются расти быстрее рынка в целом, т. е. планируют увеличить свою долю на финансовом рынке. Так, например, ЗАО «АстанаЭксимБанк», входящий в группу крупнейшего банка Казахстана АО «Банк ТуранАлем», планирует к 2015 г. увеличить долю в активах банковской системы Беларуси примерно в 10 раз — до 5%. Банк ВТБ (Беларусь) к 2011 г. прогнозирует занять около 10% рынка банковских услуг, оказываемых юрлицам, Дельта-банк к 2010 г. — до 25% белорусского рынка потребительского кредитования, Международный резервный банк до 2010 г. планируется увеличить свой кредитный портфель до 350-400 млн. USD.

Вновь пришедшие на рынок банки ориентируются, в первую очередь, на розничный бизнес и сектор малого бизнеса. Но они не против работать и с крупным бизнесом, если такая возможность появляется. В частности, Банк BТБ (Беларусь) уже в прошлом году активно кредитовал предприятия концернов «Белнефтехим» и «Белэнерго». Однако сфера крупного бизнеса в Беларуси уже поделена, и только на некоторые виды операций, связанных с привлечением валютных ресурсов, в первую очередь экспортно-импортные сделки, у белорусских госбанков может просто не хватить средств.

К сожалению, оценить перспективы перераспределения финансового рынка пока не представляется возможным, т.к. этот процесс будет зависеть от характера развития белорусской экономики, которая сейчас находится на этапе некоторого перехода, причем не совсем понятно, куда. Ясно, что белорусским банкам будет сложно конкурировать с иностранным капиталом и, по-видимому, придется потесниться, так как они не обладают ресурсной базой, необходимой для удовлетворения быстро растущих потребностей экономики страны в финансировании.

Тем не менее пока позиции белорусского банковского капитала в стране сильны и беспокоиться по поводу роста масштабов в этом секторе зарубежного не имеет смысла. По итогам первой половины 2007 г. совокупные активы группы крупнейших российских банков в Беларуси (Славнефтебанка — ныне Банк ВТБ (Беларусь), Белнешэкономбанка, Белгазпромбанка, Белросбанка и Банка Москва-Минск) составляли примерно четвертую часть активов ОАО «АСБ Беларусбанк». Даже если они будут ежегодно удваивать свои активы, то догнать Беларусбанк по данному параметру они смогут только через 4-5 лет (при сохранении существующих темпов роста активов АСБ).

Сейчас проблема больше в том, готова ли экономика Беларуси «переварить» значительные финансовые ресурсы, которые ей способны предоставить банки, созданные с участием иностранного капитала. Как известно, правительство страны постоянно выражает беспокойство отсутствием хороших бизнес-планов, что не позволяет экономике осваивать даже имеющиеся ресурсы.

То есть в сфере экономики, традиционно контролируемой государством, потребности в финансировании могут оказаться довольно ограниченными, за исключением уже упоминавшихся операций, требующих значительных объемов кредитования в валюте. Но возможно и появление новых рынков для капитала. Во-первых, в ближайшие годы в связи с повышением стоимости российских энергоносителей должно произойти устранение некоторых существующих диспропорций цен в Беларуси, что приведет к росту веса энергетического сектора. Во-вторых, вследствие принимаемых мер по реформированию малого бизнеса значительная часть торговых операций и услуг в стране может выйти из тени, а в небольших городах не исключено возникновение экспортно ориентированных производств. На обслуживание данных сфер экономики потребуются деньги. Именно здесь, по-видимому, и находится ниша для банков, созданных с участием иностранного капитала. Плюс, конечно, розничный бизнес и валютное кредитование экспортно-импортных операций крупных предприятий.

P. S.  25 февраля председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович сообщил, что в первом полугодии в Беларуси может быть зарегистрирован банк с иранским капиталом. Планируется также, что в течение ближайших 2-3 месяцев в один из белорусских банков придет ливанский инвестор, ведется работа по открытию банка со 100% польским капиталом. При этом он подчеркнул, что Национальный банк заинтересован в приходе в банковскую систему страны иностранных инвесторов из любого региона мира.




Дружба Чавеса и Лукашенко подвергается серьезным испытаниям

Белорусский партизан. 10.03.08

Как стало известно «Белорусскому партизану», планируемый кредит друга Чавеса другу Лукашенко в 1,5 миллиарда долларов, как и активизация белорусского десанта в «братской» Венесуэле – под большой угрозой.

Все свободные средства Уго Чавес тратит теперь на приготовления к возможной войне с Колумбией. Правда, в субботу президенты Венесуэлы, Колумбии и Эквадора вроде бы помирились, но в регионе явно зреет серьезный конфликт.

Между тем, венесуэльский кредит, по некоторым сведениям, уже запланирован в республиканском бюджете-2008.

Замороженные в Великобритании 9 миллиардов долларов ведущих венесуэльских нефтяных компаний также висят дамокловым мечом над планами Беларуси получить заем из Каракаса.

В очень подвешенном состоянии оказалась и покупка Венесуэлой белорусской продукции самого различного назначения (сельскохозяйственная и автомобильная техника, радиоэлектроника, строительные материалы, продовольствие и, конечно, оружие) на сумму свыше 1,5 млрд. долларов. Теперь эти планы также под угрозой срыва.

Соответственно, основные группы специалистов из числа архитекторов и строителей, представителей аграрного сектора и вспомогательный персонал (медики, финансисты, кадровые работники и сотрудники правоохранительных органов) пока «сидят на чемоданах» в ожидании отправки, которая откладывается на неопределенный срок.

Примечательно, что отбор кандидатов на выезд в Венесуэлу проходил и проходит в лучших традициях советской эпохи. Все желающие там поработать проходят сквозь «сито» силовых структур - КГБ и МВД, а также банковских Служб безопасности. При чем кандидаты на выезд отбирались не столько по принципу профессионализма, сколько по степени преданности политике Александра Лукашенко и наличию крепких связей среди чиновничьего аппарата. Ведь командировка в Латинскую Америку будет оплачиваться по двойному тарифу должностного оклада и повышенных командировочных сумм. От поездки были отстранены те, кто сам или чьи родственники имеют связи с белорусской оппозицией, осуждались за уголовные преступления или не рассчитались по банковским кредитам.

Несмотря на все эти трудности с Чавесом и его золотовалютным запасом, Виктору Шейману лично президентом дано суровое указание решить вопрос со срочным выделением кредита и началом реализаций двусторонних договоров. Все эти вопросы решает лично Шейман без привлечения сотрудников белорусского МИДа. По всей видимости, это связано с тем, что сотрудничество Минска и Каракаса затрагивает и ту область сотрудничества в военной области, которую очень не хочется подвергать огласке.




За Turkcell идет борьба

Белорусские новости. 11.03.08

Елена Новожилова

Если Беларусь видит в крупнейшем сотовом операторе Турции возможного инвестора, то игроки мирового мобильного рынка сражаются за активы самого Turkcell.

Арбитражный трибунал при Международной торговой палате в Вене признал, что турецкий Cukurova Holding нарушил акционерное соглашение с Turkcell, продав часть акций российской "Альфа-групп", и обязал акции вернуть. Об этом, как передают "Ведомости", говорится в сообщении финско-шведского телекоммуникационного концерна TeliaSonera, владеющего 47% Turkcell Holding (контролирует 51% Turkcell) и еще 13% турецкого оператора напрямую. В обход соглашения Cukurova Holding в 2005 году передал Сukurova Telecom Holding (CTH) 53% акций Turkcell Holding, а затем продал 49% CTH "Альфе" за 1,59 млрд. долларов, так что "Альфа" стала косвенным владельцем 13,22% Turkcell. Российская компания также предоставила туркам шестилетний заем в 1,7 млрд. долларов, обеспеченный оставшимися 51% СTH.

Суд обязал турецкий холдинг "принять все возможные меры, в том числе провести переговоры с "Альфа-групп", чтобы вернуть акции Turkcell Holding", а также оставил право рассмотреть другие жалобы TeliaSonera, в том числе о понесенном ущербе. И это уже вторая победа TeliaSonera. В январе 2007-го Женевский арбитраж признал, что холдинг Cukurova нарушил другое соглашение: до сделки с "Альфой" турки заключили договор о продаже всей своей доли в Turkcell Holding скандинавскому оператору за 3,3 млрд. долларов, но не выполнили его. Суд постановил, что Cukurova должна следовать этому соглашению, что позволило бы TeliaSonera увеличить долю в Turkcell до 64,3%. Но реакции Cukurova не последовало.

TeliaSonera надеется вернуть акции Turkcell, но подчеркивает: Cukurova может оказаться не в состоянии это сделать. Представитель TeliaSonera Джон Энрих Арнель отмечает, что, хотя решение Венского арбитража приближает компанию к заветной цели, "ситуация с акциями Turkcell очень сложная": сейчас "Альфа" пытается отсудить у Cukurova 51% CTH, обвиняя ее в нарушении кредитного соглашения.

Напомним, 4 марта представители турецкого оператора Turkcell встречаясь с президентом Беларуси, выразили заинтересованность в инвестициях в местный телекоммуникационный сектор. На встрече также присутствовали премьер-министр Сергей Сидорский и гендиректор госоператора "Белорусская сеть телекоммуникаций" (БеСТ) Михаил Демченко. По неофициальной информации, акции БеСТа небезынтересны для раздираемого на части Turkcell.

В феврале Александр Лукашенко сообщил студентам БГУ, что "сегодня за третьего оператора — БеСТ — нам предлагают миллиард, чтобы купить его со всеми долгами. Подумаем…". Правда, миллиард "чего", глава государства не уточнил. "У нас с Турцией никогда не было никаких проблем — ни в экономике, ни в политике", — заметил Лукашенко в ходе разговора с руководством турецкой компании, оценив его инвестиционные предложения как "представляющие исключительный интерес".

Президент подчеркнул, что официальный Минск очень аккуратно относится к выбору инвесторов, напомнив "туркселловцам", что все крупные инвестиционные проекты нуждаются в его личном одобрении: "Вы понимаете, что инвестор инвестору рознь. Бывают такие, от которых надо держаться подальше. … И главное — любой инвестор должен понимать, что мы заинтересованы в инвестициях в тот сектор, который считаем нужным". Турецкие гости пообещали учесть все пожелания белорусского лидера.




Похоронят ли британский фонд рядом с датским свинокомплексом?

Салiдарнасць. 10.03.08

Ян Буян

На встрече с британскими бизнесменами Александр Лукашенко обрисовал захватывающие перспективы для иностранных инвестиций в Беларуси. Ранее на эти грабли уже наступили предприниматели из Дании и Израиля.

Как сообщает «Интерфакс», Александр Лукашенко заявил, что Соединенное королевство может занять первое место по объему инвестиций в Беларусь. «В прошлом году объем инвестиций Великобритании в белорусскую экономику составил около 800 миллионов долларов. Это огромная сумма», — подчеркнул глава государства.

Он поблагодарил британских инвесторов за предложения об инвестировании в белорусскую экономику и заверил их в том, что «все, о чем здесь мы договоримся, будет неукоснительно исполнено и в самые кратчайшие сроки».

Нечто подобное от Александра Лукашенко уже слышали датские бизнесмены. 21 сентября 2006 года во время встречи с главой Беларуси они выразили готовность инвестировать средства в проект по созданию на территории Минской области комплекса по выращиванию и откорму свиней. Лукашенко тогда назвал эту идею «привлекательной», отметив, что «Беларусь заинтересована во внедрении новейших мировых технологий в агропромышленный комплекс». По его поручению свинокомплекс должны были построить за год-полтора.

Александр Лукашенко распорядился до конца 2006 года найти площадку для строительства свинокомплекса. При этом, как сообщало правительственное агентство ”БЕЛТА”, глава государства ОСОБО ПРЕДОСТЕРЕГ ЧИНОВНИКОВ: РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ДОЛЖНО ПРОЙТИ БЕЗ ВСЯКОЙ ВОЛОКИТЫ.

С тех пор прошло уже более полутора лет. Свинокомплекс так и не построили. И не построят: на территории Минской области места для него не нашлось. Хотя всяческое содействие датчанам было обещано на высочайшем уровне и в «кратчайшие сроки».

Осенью 2007 года Беларусь готовилась стать одним из центров мировой ювелирной промышленности. В Минск пожаловала делегация израильских бизнесменов во главе с «бриллиантовым королем» Львом Леваевым. Планы возглавляемого им концерна LGC в Беларуси выглядели просто-таки наполеоновскими. Помимо «ювелирки» концерн намерен был поучаствовать в развитии цементного производства, строительстве развлекательных центров, объектов социальной инфраструктуры, фармацевтической отрасли, в сфере туризма, отдыха и оздоровления…

С тех пор тоже немало воды утекло, но о реализации намеченных Леваевым проектов в Беларуси ничего не слышно. В феврале 2008 года ”Белорусские новости” писали: «Судя по всему, грандиозным планам по привлечению леваевских миллионов в отечественную экономику сбыться не суждено. Бизнесмен теряет к ним интерес. Как выяснилось, Лев Леваев хотел полностью выкупить у государства предприятие «Белювелирторг» и таким образом взять под контроль сбытовую сеть драгоценностей в Беларуси. Но желание бизнесмена не совпало с желанием государства. Ему в этом отказали».

Не далее, как 9 марта, первый секретарь посольства Израиля в Беларуси Игаль Койфман заявил, что «пока Беларусь не является самым интересным местом для израильских бизнесменов, у которых очень много альтернатив для инвестиций» (цитируется по «Белорусским новостям»). А консул Асаф Браха подчеркнул, что любое государство, не исключая Беларусь, для привлечения израильских бизнесменов должно предложить то, что им не могут предложить в другом месте. «Мы очень надеемся, что в недалеком будущем в Беларуси появятся такие предложения», — выразил надежду дипломат.

В свою очередь, британские бизнесмены готовы создать в Беларуси инвестиционный фонд. Они ведут речь о проектах создания мини-ТЭЦ, переносе предприятий за пределы города. В частности, делегация обсуждала возможности улучшения инфраструктуры «Горизонта» и переноса его производственных мощностей. Увы, с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что эти замыслы будут похоронены рядом с датским свинокомплексом.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ