Визит повышенной сложности
05.03.2008.
"НГ-Религии"
Павел Круг Алексий II
собирается посетить Украину"
Находясь с официальным визитом в Москве, 21 февраля
президент Украины Виктор Ющенко встретился с Патриархом Московским и всея Руси
Алексием II и пригласил его на празднование 1020-летия крещения Руси, которое
пройдет в Киеве этим летом. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии,
"приглашение было принято с благодарностью", однако "точная дата визита пока не
определена". Если он состоится, то станет первой поездкой Алексия II в
украинскую столицу с 1990 года. Нынешний визит обещает стать историческим - но
вовсе не из-за условной даты, к которой он приурочен. 1020-летие крещения Руси
(дата, конечно, круглая, но по сравнению с 1000-летием того же события, с
размахом отпразднованного в 1988 году, кажется не столь значительной) - не более
чем повод для того, чтобы устроить масштабное церковно-политическое шоу, которое
каждый из его участников будет использовать в своих интересах. Что же произойдет
этим летом в Киеве?
28 февраля митрополит Киевский и всея Украины Владимир
(Сабодан) обсудил подготовку визита Алексия II с главой секретариата президента
Украины Виктором Балогой. Не исключено, что в администрации Виктора Ющенко
планирующийся визит Алексия II могут использовать для реализации своего проекта
создания единой независимой Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче
служили и поочередные переговоры Ющенко с представителями Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной
Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной
Церкви (УАПЦ), которые проходили в 2006-2007 годах. Однако межцерковные
консультации по вопросу православного единства тогда так и не начались. В
Московском Патриархате не соглашались садиться за стол переговоров с
"раскольниками" без выполнения ими ряда условий. Выступление Виктора Ющенко в
роли "объединителя Церквей", подобно Владимиру Путину 17 мая 2007 года,
откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви объединяться не хотели. Не
дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к Константинопольскому Патриарху
Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно, теперь украинский президент решил
подключить к этому процессу Московского Патриарха: если в 1990 году Алексий II
привез для Украинской Православной Церкви автономию, то, может быть, теперь
привезет и автокефалию, то есть полную независимость?
Но в Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по
нотам, написанным в секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II
может вообще отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный
график работы, или жестко, со ссылкой на "сложившуюся ситуацию, которая делает
участие Патриарха в торжествах невозможным". Поводом может послужить любой
неосторожный шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный
конфликт вокруг Киево-Печерской лавры. Для того чтобы "испортить праздник",
Виктору Ющенко достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета
(Денисенко), которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит
Алексия II состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские
националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал
президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские
"коллеги", как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего
автомобиля и скандировать "Геть москальского попа!". Очевидно, подобный прием
Алексию II не нужен.
Патриарх едет исключительно к своей пастве и не будет
делать громких заявлений ни по церковным, ни по политическим проблемам - похоже,
это единственный возможный формат визита Алексия II в Киев, который на
сегодняшний день устраивает Русскую Православную Церковь. Это означает, что
патриаршая делегация будет всячески уклоняться от разговоров о независимости
Украинской Православной Церкви, даже если Алексия II спросят об этом напрямую.
Но как долго можно "играть в прятки" подобным образом? Если Алексий II все же
поедет в Киев, то ему придется четко обозначать свою позицию по украинской
проблеме. Вместе с празднованием 1020-летия крещения Руси в Киеве состоится
всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем Алексий II не может не выступить. Между тем,
по информации "НГР", отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить
автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха.То, что
не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от
Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно после
Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года (см. о нем "НГР" 1 от 16.01.2008).
Наконец, по этому поводу счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея
Украины Владимир (Сабодан). Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.
Выступая 18 февраля в Варшаве по случаю получения
степени почетного доктора Христианской богословской академии, митрополит
Владимир прочитал лекцию о современном состоянии Церкви, которую он возглавляет,
и ее отношениях с государством. "Все три президента Украины (Леонид Кравчук,
Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и являются сторонниками создания "единой
Поместной Церкви", видя в ней один из механизмов становления и консолидации
украинской нации, - заявил митрополит Владимир. - За это время Церковь испытала
на себе всю гамму "оттенков влияния": от игнорирования и выталкивания на
периферию общественной жизни до предложения статуса по существу государственной
Церкви в обмен на те или другие условия. Но в состоянии ли сегодня само
государство объективно и обстоятельно ответить себе и православному обществу,
для чего ей нужна "Поместная Церковь"? Какими гипотетически могли бы быть его
отношения с Православной Церковью с приобретением ею автокефального статуса?
Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось лишь желание, чтобы Церковь
такой статус получила".
По мнению митрополита Владимира, украинская автокефалия
бессмысленна, если государство само не скажет о себе "я православно". Пока же
УПЦ МП не имеет статуса юридического лица, пока ее глава не может совершать
богослужения в кафедральном соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не
возвращено имущество, отобранное в советский период, об особом статусе
православия на Украине говорить не приходится. Да и Конституцию, в которой
сказано о светском характере государства, никто менять не собирается. Не
предлагая Церкви ничего, украинские власти хотят видеть ее автокефальной.
Отношение митрополита Владимира к церковным инициативам Виктора Ющенко
неоднозначно: "Президент Украины действительно является сторонником объединения
всех православных верующих страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая
свою позицию по этому вопросу, президент не оказывает систематического
политического давления на нашу Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с
Московским Патриархатом".
Принуждает ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с
"раскольниками" или нет - вопрос для серьезной дискуссии. Определенные усилия по
"объединению всех православных верующих страны" в УПЦ МП тем не менее
предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ, которую возглавляет митрополит Мефодий
(Кудряков), началось и обсуждение условий начала диалога с самопровозглашенным
Киевским Патриархатом (именно так митрополит Владимир расценил свою встречу с
епископом УПЦ КП Димитрием (Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с
"самопровозглашенными Церквами" идет с канонических позиций, он вызывает у
многих радикально настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и
утихомирить страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре
прошлого года осудила "политическое православие", то есть использование религии
в политических целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось
деление по признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше
православных в России и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий
II в Киев? Будет ли де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и
самостоятельной? Как тут не вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с
польской автокефалией сказал: "Если они посмеют это сделать (самочинно
провозгласить автокефалию. - "НГР"), то я отниму у них и автономию, как у сынов
противления". Но если РПЦ проявит несговорчивость, то инициатива в украинских
делах может в недалеком будущем перейти уже к Константинополю...
|