Конфессиональная рознь на Западе Украины
Владимир Букарский для «Материка»
В Волынской области задержан подозреваемый в убийстве
настоятеля Свято-Михайловского храма в селе Белосток Луцкого благочиния игумена
Илии (Хамазы). Священник был убит зверским образом в ночь с 25 по 26 февраля
около двух часов ночи.
Во вторник, 26 февраля, утром тело игумена нашел
настоятель соседнего прихода священник Владимир Мелесь из села Садов. Накануне
они с погибшим о. Илией договорились поехать утром по церковным делам в Луцк.
Долгое время отец Владимир звонил на мобильный и домашний телефон убитого. Не
дождавшись его в договоренном месте, отец Владимир поехал домой к отцу Илие.
Войдя в дом, в котором настоятель местного храма жил один, отец Владимир увидел
мёртвое тело своего друга с топором в голове. Убитому было нанесено семь
смертельных ударов топором. Убийца забрал некоторые вещи священника.
Начальник Управления МВД Украины в Волынской области
генерал-майор милиции Виктор Швыдкий и его первый заместитель - начальник
криминальной милиции полковник милиции Александр Сохацкий сообщили, что в
субботу, 29 февраля, в 5:00 утра удалось задержать подозреваемого в убийстве в
одной из областей Украины. Подозреваемому 24 года. В интересах следствия о
деталях хода расследования не сообщается. Сотрудники милиции отрабатывают
несколько версий преступления, одна из которых - корыстный мотив убийства.
Игумен Илия (в миру Игорь Хамаза) жил в
центре села Белосток в доме во дворе Свято-Михайловского храма. Прежде он
возрождал Крестовоздвиженский Чарторыйский мужской монастырь в Маневицком
районе. В сельском приходе Белостока служил два с половиной года, собирался
возродить здесь мужской монастырь, привести в порядок целебный источник. В
прошлом году священник был возведён в сан игумена.
По словам местных жителей, прихожане любили отца Илию,
он всегда пускал в дом всех нуждающихся, однако "сбережений у него не было,
грабить у него было нечего".
Свято-Михайловский храм посещают 500 прихожан из сёл
Белосток и Горзвин. Храм, построенный в 1638-м году, посещают также жители сел
Воютин и Гать. Несколько лет назад из храма похитили чудотворную Белостокскую
икону Божией Матери. Игумен Илия молился о ее возвращении.
По желанию родных, игумен Илия (Хамаза) был похоронен в
родном селе Садов Луцкого района при храме в честь Казанской иконы Божией
Матери. Чин погребения совершил владыка Нифонт, которому сослужили друзья и
соученики о. Илии по семинарии. Во время молитвы в храме и на погребении
присутствовали более сотни священнослужителей, наместники и игумены монастырей,
тысячи прихожан, которые знали убитого священника.
После похорон митрополит Луцкий и Волынский Нифонт
поблагодарил всех за молитвы: "Я скорблю вместе с вами, дорогие родственники,
потому что Волынская епархия потеряла мудрого священника и хорошего монаха. Не
свершились наши с отцом Илией мечты о том, чтобы он возродил монашескую жизнь в
Белостоке. Я верю и надеюсь, что он в вечности будет с Богом, всегда будет
молиться за родную Волынь и за православных христиан. Отец Илия, прости тех, кто
убил тебя, и не забывай нас в своих молитвах, а мы в свою очередь всегда будем о
тебе помнить и молитвенно вспоминать".
Убийство игумена Илии (Хамазы) - очередное из долгой
цепи убийств священнослужителей в России, на Украине и в других постсоветских
странах. Только за последние 5 лет на территории России были зверски убиты семь
священников - настоятель Волдозерский Илиинской пустыни в Карелии иеромонах Нил
(Савленков), иеромонах Исайя (Яковлев), иеромонах Александр (Тыртышный),
настоятель монастыря Давидова пустынь архимандрит Герман (Хапугин). В 2006 году
в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Прямухино
Костромской области был сожжён заживо иерей Андрей Николаев со своей семьёй. В
2007 году произошло ещё два убийства священников: в Рождественский Сочельник был
убит настоятель храма св. Петра и Павла в Алапаевском районе Свердловской
области иерей Олег Ступичкин. Наконец, в ночь с 21 на 22 августа 2007 года в
городе Фурманов Ивановской области был убит игумен Авенир (Смолин). Всего с 1990
г. в России были убиты 24 священнослужителя и два инока.
Однако на Украине к ситуации примешивается и
национально-конфессиональный аспект. Как известно, территория Западной Украины
на протяжении долгого времени была местом активной униатской и филаретовской
экспансии. На территории Волынской и Ровенской областей униаты и сторонники
Филарета (Денисенко) захватили более сотни храмов канонической Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата. Эти захваты храмов сопровождались
самыми садистскими и изощрёнными пытками и избиениями священников и прихожан.
В 1992 году в областном центре Луцке захват
Свято-Троицкого кафедрального собора Украинской Православной Церкви
сопровождался жестоким избиением священнослужителей и верующих. Зверски были
избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому филаретовские боевики разбили
голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр. Одна из прихожанок собора,
которой были нанесены тяжкие телесные повреждения, через некоторое время
скончалась от полученных травм. Практически одновременно со штурмом собора в
Луцке был захвачен Свято-Феодосиевский храм. При этом были зверски избиты
священники и прихожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики
пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы. Попытавшийся поднять
вопрос о возвращении храмов Украинской Православной Церкви митрополит Луцкий и
Волынский Нифонт также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему
перерезали вены на правой руке и попытались убить. Покровительство экстремистам
со стороны высшей власти в Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела
по вопиющим фактам покушения на убийство, избиений, пыток.
10 февраля 1994 года Хмельницкий областной суд издал
распоряжение 3-1 о признании недействительной передачи Свято-Троицкого
собора, зданий церковной канцелярии и семинарии "Киевскому патриархату". Суд
обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор верующим Украинской
Православной Церкви. Данное решение было впоследствии подтверждено Верховным
Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были вынесены в отношении
Свято-Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее, храмы до сих пор
находятся во владении "Киевского патриархата". Верующие Украинской Православной
Церкви не посещают эти храмы и вынуждены молиться в специально переоборудованном
для проведения богослужений складском ангаре.
Напряжённая конфессиональная обстановка в Волынской
области сохраняется до сих пор. Сторонники раскольничьей группировки "УПЦ КП"
врываются в церкви и часовни, срывают замки, присваивают чужое имущество. В селе
Духче Рожищенского района филаретовцы совершили попытку захвата часовни в Церкви
Казанской иконы Божией Матери. Острая конфликтная ситуация сохраняется вокруг
Крестовоздвиженского монастыря в селе Старый Чарторыйск Свято-Михайловской
церкви в селе Карасин Маневицкого района, Праздник-Николаевского храма в селе
Жидичин Киверцовского района. По словам высокопреосвященнейшего владыки Нифонта,
по всей Волыни действия раскольников приобретают всё более активный и дерзкий
характер.
Древняя народная мудрость гласит: "Каков поп, таков и
приход". Наше общество - во многом отражение ситуации в духовной сфере. Убийства
священников совершают отпетые негодяи либо психически больные люди, однако вряд
ли следует требовать от общества высокой моральности, когда наглядный пример
насилия над священниками и прихожанами демонстрируют раскольники, которые сами
кощунственно носят церковные рясы с крестами. Особенно страшно, когда подобный
вандализм искусственно поддерживается действующей властью в стране.
|