Бакинская альтернатива
12.03.2008.
Экспресс-К (Казахстан)
Кульпаш Конырова (Астана)
На этой неделе в Вашингтоне состоится очередное
заседание казахстанско-американской комиссии по энергетическому партнерству. Как
стало известно "ЭК", один из обсуждаемых на этой встрече вопросов коснется
доставки каспийской нефти, добываемой американскими компаниями в нашем регионе,
на мировые рынки в обход России. А это значит, что речь пойдет о транскаспийских
маршрутах.
Месяц назад во время своего визита в Астану координатор
государственного департамента США по евразийским энергетическим вопросам Стивен
Манн, отвечая на вопрос корреспондента "ЭК", заявил, что его страна продолжает
придерживаться позиции поддержки строительства транскаспийских нефте- и
газопроводов.
- Основной вопрос - является ли экономика таких проектов
коммерчески желанной. Уверен, что нефтяные компании ответят на этот вопрос
однозначно: "Да", - подчеркнул Манн.
Следует напомнить, что такой же позиции из-за
повторяющегося из года в год газового конфликта между Россией и Украиной
придерживаются и в Евросоюзе.
Не далее как на прошлой неделе, во время визита
украинского президента Виктора Ющенко в Астану, казахстанский лидер Нурсултан
Назарбаев заявил журналистам, что альтернативой маршрутам, пролегающим через
Россию (тому же КТК. - Авт.), является Баку, то есть кавказское направление.
- Есть альтернативный путь решения вопроса по заполнению
казахстанской нефтью трубопровода Одесса - Броды - Плоцк: через Баку выйти на
Черное море, - пояснил Нурсултан Назарбаев.
Он добавил, что Казахстан сегодня работает над маршрутом
Баку - Батуми, который подразумевает строительство трубопровода между этими
городами.
- Казахстан выкупил глубоководный морской порт Батуми в
Грузии с нефтяными терминалами. И поставки казахстанской нефти на эти терминалы
будут обеспечивать ее дальнейшую доставку на Украину и в Европу, - напомнил
казахстанский президент.
По словам специалистов, поставки нефти от Батуми до
Европы могут осуществляться как по суше, по территории нескольких стран, так и
напрямую, путем строительства трубопровода по дну Черного моря.
А с покупкой национальной компанией "КазМунайГаз" 75
процентов румынской компании "Rompetrol" отечественные и европейские эксперты
уже обсуждают идею нового трубопровода Батуми - морской порт в Румынии.
Таким образом, сегодня вырисовывается новый вполне
конкретный маршрут по доставке казахстанской нефти в юго-восточную Европу: Актау
- Баку - Батуми - Констанца, который, как считают специалисты, имеет все шансы
на реализацию.
|