Аждар Куртов: "Оснований для выводов о переменах во внешней политике Ташкента я не вижу"
06.03.2008.
Фергана.Ру
Записала Феруза Джани
Вчерашняя новость о том, что Узбекистан разрешил
военнослужащим США использовать аэродром близ Термеза для промежуточных посадок
при полетах в Афганистан, в сенсацию так и не выросла. Американцы смогут
приземляться в Узбекистане только на бортах ВВС ФРГ, а "прямого доступа на
двусторонней основе ни к одному из военных объектов в Узбекистане США не имеют",
- уточнили в Госдепе. Тем не менее, некоторые наблюдатели расценивают данное
событие как первый, хотя пока еще и маленький, шажок в наметившемся сближении
Ташкента и Вашингтона. Политолог и эксперт Российского института стратегических
исследований Аждар Куртов, в свою очередь, считает, что Москве беспокоиться пока
не о чем.
Фергана.Ру: - Аждар Аширович, что происходит в мире?
Узбекистан дружит с Россией, и в то же время туда возвращаются американцы?
Почему такое оказалось возможным?
Аждар Куртов: - Пока сделано лишь предположение о том,
что произойдет возвращение американцев на военные объекты, связанные с тыловым
обеспечением антитеррористической операции в Афганистане. В 2001 году, когда
началась антитеррористическая операция, ряд стран СНГ поддержали ее, и в
Центральной Азии появились объекты так называемой антитеррористической коалиции.
Появились не только в Узбекистане, но и в Киргизии. И другие страны региона, в
том числе, Казахстан, изъявляли свое желание помочь именно в такой форме, но
просто территория Казахстана расположена достаточно далеко от Афганистана и в
Вашингтоне не было необходимости в использовании аэродромов Казахстана для этих
целей.
Слухи о возвращении американских военных на базу в
Карши-Ханабад, как оказалось, не так уж и беспочвенны. Как заметил московской
газете "Время новостей" на условиях анонимности один из высокопоставленных
европейских дипломатов, эта тема, скорее всего, затрагивалась на встрече в
Ташкенте президента страны Ислама Каримова и главы Центрального командования США
адмирала Уильяма Фаллона, состоявшейся в конце января текущего года. Визит
адмирала стал заметным событием в американо-узбекских отношениях: впервые после
андижанских событий 2005 года представитель Вашингтона столь высокого уровня
оказался в Ташкенте. Однако, как указывает европейский дипломат, судя по всему,
стороны, обсуждая "военно-базовый" вопрос, предпочли не возбуждать подозрений
Москвы о том, что Ташкент готов чуть ли не к полномасштабному возобновлению
американского военного присутствия в Узбекистане и договорились о возвращении
американцев пока только в Термез. Похоже, однако, что их возвращение на объект
К-2 лишь вопрос времени.
Потом, как известно, события развивались следующим
образом. Антитеррористическая операция в своей активной военной фазе была
завершена уже фактически несколько лет назад, в Афганистане было не только
разгромлено открытое сопротивление движения "Талибан", но и удалось сформировать
правительство, провести конституционный референдум, потом прошли выборы в Лойя
Джирге и всенародные выборы легитимных структур власти. По сути, встал вопрос со
стороны не участвующих в антитеррористической коалиции государств, к которым я
отношу Россию, Китай, многие другие, не следует ли поменять формат участия
государств Центральной Азии в антитеррористической операции? По сути, ставился
вопрос, не задержались ли американцы и другие военные из североатлантического
альянса в Киргизии и Узбекистане. Причем этот вопрос ставился, в том числе, и на
уровне таких влиятельных региональных организаций, каковым является Шанхайская
организация сотрудничества.
В 2005 году фактически одним из решений этой организации
страны региона подталкивались к тому, чтобы определиться с дальнейшим
пребыванием американцев на их территории. Но не с этим решением ШОС и не со
стремлением многих государств, в том числе названных мною, как-то оказывать
воздействие на центральноазиатские правительства было связано то, что американцы
ушли из Узбекистана.
Уход американцев был, по крайней мере, официально и в
экспертном сообществе расценен как ответная реакция руководства Узбекистана,
президента Ислама Каримова на события в Андижане. По мнению узбекской стороны,
каким оно было озвучено в период проведения следствия, были факты сопричастности
к организациям, названным "исламистскими" – "Акромия" и сочувствующим к ним, то
есть к тем, кто имел отношение к события мая 2005 года. После этого произошел
достаточно резкий разрыв в отношениях между США и Узбекистаном именно по вопросу
присутствия американцев на военной базе. Фактически из-за нежелания Узбекистана
продолжать сотрудничество американцы вынуждены были покинуть эту базу.
Почему сейчас произошло сближение? Я думаю, никакой
связи с антитеррористической коалицией, ее действиями в Афганистане здесь, в
общем-то, нет. В принципе, американцы и до начала антитеррористической операции
имели возможность использовать в качестве аэродромов и другие военные базы. Не
надо преувеличивать значение Центральной Азии, и не только Узбекистана, но и
Киргизии, Таджикистана, как географически близких к Афганистану территорий.
Американцы присутствуют в регионе Среднего Востока и они вполне могли
использовать для тылового обеспечения своих военных контингентов и базы,
которыми они располагают, скажем, в Пакистане. Но им важно было присутствие в
регионе Центральной Азии. И именно это обстоятельство, по-видимому, влияло на
желание Вашингтона, раз попавшего при удачном стечении внешнеполитических
обстоятельств в регион, закрепиться там прочно и надолго.
Почему все-таки сейчас это произошло? Я думаю, что
ничего странного в этом нет. Ислам Каримов и нынешняя генерация политиков в
Узбекистане проводят так называемую "политику многовекторности", и они связана с
тем, что не стоит портить отношения со значимыми центрами силы в мире. И
несмотря на то, что были осложнения после 2005 года с США, Ташкенту невыгодно
вставать в позу такого откровенно обиженного государства по отношению к
Соединенным Штатам Америки, невыгодно резко рвать экономические отношения,
невыгодно, чтобы нынешнюю правящую узбекскую элиту сравнивали бы, скажем, с
иранской политической элитой. Я полагаю, что попыток по новой наладить отношения
с Соединенными Штатами Америки, диалога между Ташкентом и Вашингтоном следовало
ожидать.
Ведь в том, что Узбекистан вошел, опять-таки после
событий в Андижане, и в ЕврАзЭс, и в ОДКБ, тут нет однозначной победы линии
Москвы. Это просто продолжение той же политики многовекторности, попытки
использовать внешнеполитическую ситуацию в своих национальных целях и играть на
тех противоречиях, которые существуют между крупными игроками, такими, как
Москва, Пекин, Вашингтон, исламский мир и ряд других.
Даже если эти сообщения окажутся правдивыми, то есть,
вслед за ними действительно американцы вернутся в какой-то форме на аэродромы
Узбекистана, никакой трагедии ни для Москвы, ни для Пекина в этом тоже нет.
Присутствие, скажем, немцев в настоящее время на аэродромах Узбекистана – оно не
несет открытой явной угрозы национальным интересам Узбекистана, как не несет
открытой явной угрозы национальным интересам стран, входящих в ОДКБ.
Конечно, Россия (как и ряд других государств)
рассматривает регион Центральной Азии и как традиционную сферу своего влияния, и
как регион, в котором нужно строить многоплановые экономические, политические,
военно-технические отношения. И в этом смысле присутствие государства, с которым
у Москвы сохраняется соперничество по очень многим проблемам внешней политики, я
имею в виду Соединенные Штаты Америки, оно, конечно, не совсем желательно с
точки зрения ряда политических элит Москвы. Но это присутствие – не
смертельно!
И поэтому я полагаю, что не надо делать из этого особой
сенсации, хотя, конечно, этот возврат к прежнему состоянию показателен,
поскольку вслед за ним могут последовать и другие шаги. Какие это будут шаги –
попытки опять заморозить свое участие в ОДКБ, участие в экономических
региональных проектах типа Евразес, участие в каких-то перспективных
направлениях работы Шанхайской организации сотрудничества, - то есть то, что
могло бы действительно свидетельствовать о резкой перемене во внешнеполитических
приоритетах Ташкента? Вот если это произойдет, тогда мы можем делать какие-то
долгосрочные выводы. Но пока для кардинальных долгосрочных выводов о переменах
во внешней политике Ташкента оснований я не вижу.
Фергана.Ру: - Спецпредставитель НАТО Роберт Симмонс заявил,
что на решение вернуться в Узбекистан повлияло улучшение ситуации с правами
человека. Как прокомментируете вот это заявление? Что именно
улучшилось?
Аждар Куртов: - Североатлантический альянс, в отличие от
Хьюманс райтс Вотч или Эмнести Интернешнл, - нисколько не правозащитная
организация. Улучшение ситуации с правами человека такими организациями, не
специализирующимися на этой тематике, оценивается специфически. Их выводы
базируются на каких-то формальных основаниях. Таковыми формальными основаниями
может быть, скажем, отмена смертной казни, которая была проведена в Ташкенте,
деятельность омбудсмена Узбекистана, амнистия, которая могла быть объявлена в
Узбекистане.
|