Российский векторЦентральной Азии
28.10.08. РИА
Новости
Александр Князев,
директор бишкекского филиала Института стран СНГ
Государственные границы, территориальная целостность
– это уже понятия из прежней системы международных отношений. Принципы ее
функционирования – версальские, ялтинские, потсдамские – уходят в прошлое с
разделом Югославии, распадом СССР, признанием западными странами независимости
Косова и теперь вот с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
Все это требует осмысления применительно и к Центральной Азии.
Сложившаяся в этом регионе подсистема международных
отношений на данный момент неестественна и нуждается в радикальном пересмотре.
Так называемая многовекторность, исповедуемая властями постсоветских государств
в качестве официальной внешней политики, худо-бедно позволяла
центральноазиатским республикам балансировать между интересами внешних центров
силы. До того времени, пока интерес этих центров к региону был различным.
Но с начала 2000-х годов ситуация резко изменилась.
Китай обеспокоился американским присутствием в Средней Азии, в частности
открытием здесь натовских военных баз. А последние события на Кавказе со всей
очевидностью говорят об окончательном возвращении России в число ключевых
глобальных игроков. И сегодня Средняя Азия и Казахстан объективно являются
сферами национальных интересов России, которая, безусловно, заинтересована в
том, чтобы все страны региона выбрали именно «российский вектор». Но достаточно
ли усилий Москва предпринимает для этого? И чем может обернуться для
среднеазиатских стран выбор иного направления?
Когда-то Збигнев Бжезинский придумал этот довольно
примитивный эвфемизм: «многовекторность». Среднеазиатским лидерам термин
понравился и часто звучал из уст господ президентов как определение
внешнеполитического курса страны. Хотя по сути многовекторность – это
элементарная всеядность или, если хотите, неразборчивость.
Больше всего в ней преуспела, пожалуй, Киргизия. Эта
республика прославилась, например, тем, что на ее территории успешно действуют
военные структуры двух противоположных «по знаку» блоков – НАТО и ОДКБ. Большая
часть внешнего долга (2,2 млрд. долл.) Киргизии сложилась из заимствований у
контролируемых США т.н. международных финансовых институтов, например, Всемирного
банка. Это обстоятельство как раз и является тем самым крючком, на котором
Запад держит маленькую среднеазиатскую республику. Имеет виды на Киргизию и
соседний Китай, чьи экономические интересы здесь год от года нарастают. И
мало-мальски уверенное лавирование Бишкека между интересами сразу трех
свехдержав выдается властями республики за успешную внешнюю политику.
В своих устремлениях между Россией, США и Евросоюзом
продолжает метаться Узбекистан. Это очевидная попытка Ташкента продолжать ту
политику, которая существовала до сих пор, когда страны Центрально-Азиатского
региона, играя на противоречиях между внешними центрами, искали выгоду для
себя. Тем же самым, между прочим, сегодня занимаются и Казахстан с
Таджикистаном. Хотя в политике Астаны становится уже заметным крен к
продекларированному ею «стратегическому партнеру и союзнику» – России. Скажем,
вывод казахстанского капитала из Грузии – это ведь не только попытка спасти
свои деньги, это же и очень важный политический шаг, которым, кстати, ужасно
недовольны в Вашингтоне, но который вполне позитивно, думаю, оценен в Москве.
Довольно ревниво сегодня в Казахстане относятся к торговой экспансии «великого
соседа». Возможно, в Астане вспомнили-таки известную еще в XIX веке
поговорку: «если придет черный китаец, рыжий русский родным отцом покажется»…
Что касается Таджикистана, то этнокультурная
близость таджиков и иранцев еще в период распада СССР обусловила более высокий
уровень отношений Тегерана и Душанбе, нежели с другими государствами региона.
Иран еще в период перестройки оказывал повышенное внимание Таджикистану,
стремясь расширить сферу своего специфического идеологического влияния. Однако
первоначальные претензии иранских политических кругов на доминирование в
Таджикистане быстро оказались дезавуированы со стороны России. И были найдены
некие формулы взаимодействия. Например, организация межтаджикских переговоров и
в итоге мирное урегулирование в Таджикистане – заслуга ни в коем случае не ООН,
ОБСЕ и других международных институтов, которые выполняли в процессе
внутритаджикского урегулирования скорее вспомогательные функции, а в первую
очередь – результат совместной российско-иранской дипломатической активности.
Опыт начала 1990-х годов во многом определил формат российско-иранского
взаимодействия в Таджикистане в последующем, предотвратив вероятность
возникновения прямой конфронтации. Стремление двух сторон – российской и
иранской – участвовать в гидроэнергетике Таджикистана реализуется на
Сангтудинских ГЭС, одну из которых заканчивают строить иранцы, а вторую –
россияне. Мирно и спокойно.
Если брать Среднюю Азию в целом, то активность
Москвы здесь в последние годы весьма высока. Хотя важно так же посмотреть на
готовность той или иной из стран региона к принятию масштабного всестороннего
партнерства России. Почему, например, не реализуются российские инвестиционные
проекты в Киргизии? В августе 2007 года в дни бишкекского саммита ШОС президент
России Владимир Путин предлагал киргизской стороне два миллиарда долларов «под
конкретные проекты». В сентябре 2008 года на встрече с киргизским
премьер-министром глава российского правительства Владимир Путин снова
предлагает два миллиарда, и снова под те же «конкретные проекты»… Почему в
Узбекистане российские инвесторы работают, а в Киргизию не идут? Когда официальные
представители России и Киргизии говорят о росте объемов товарооборота, их пафос
скорее из области дипломатии: рост товарооборота в денежном выражении есть
результат роста цен за называемый период. А реальный товарооборот каким был,
таким же и остался. В дни официального визита президента России Дмитрия
Медведева и саммита СНГ в Бишкеке на двустороннем уровне между Россией и
Киргизией подписано более двух десятков документов, но все это – меморандумы о
сотрудничестве, протоколы о намерениях. Конкретного значилось мало.
Инвестиционная пассивность России в Средней Азии
прежде всего обуславливается теми условиями, которые предлагаются стороной,
желающей эти деньги получить. Не получилось у российского «РУСАЛа» работать в
гидроэнергетике в Таджикистане, так он нашел применение своим миллиардам в
Южной Африке, в Южной Америке. Стало от этого лучше Таджикистану? Сомневаюсь,
если уже которую зиму население этой страны живет без электричества…
Выбор направления, приоритетного для своей внешней
политики – дело того, кто выбирает. По большей части дальнейшее зависит от
политического руководства каждой страны – его компетентности, политической
воли, порядочности в конце концов.
Между тем, в рамках намечающегося сотрудничества
России с центрально-азиатскими государствами на первый план выходят вопросы
обеспечения коллективной безопасности. Непрекращающаяся война в соседнем
Афганистане со всей очевидностью требует единого военного компонента. Сегодня
необходимо кардинально менять характер контроля границы стран региона с
Афганистаном, создавать действенный «пояс безопасности». Таджикистан
самостоятельно с охраной границы однозначно не справляется. Количество
транспортируемых через таджикско-афганскую границу наркотиков растет год от
года. Кто-то должен нести за это ответственность. Думается, на данном участке
границы контроль должен осуществляться коллективными силами – будь то формат
ШОС или ОДКБ, будь то возвращение российских пограничников в Таджикистан.
Но это одна сторона проблемы. Есть и другая – без
урегулирования в Афганистане любой контроль на границе буде оставаться
полумерой. Нужно включение региональных механизмов урегулирования и содействия
мирному развитию Афганистана. Запад во главе с США на афганском направлении
потерпел полное и окончательное фиаско по всем вопросам – военным,
политическим, экономическим. Почему бы этим не воспользоваться России и ее
партнерам по Центральной Азии? Будет нелегко, может и не получиться быстро, но
это – единственный путь к миру в Афганистане.
Пока же постсоветские государства региона стоят
перед выбором – продолжать и далее проводить пресловутую политику
многовекторности, или все же определить единый стратегический курс развития и
долговременного партнерства с Россией.
|