Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №208(10.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



Хроника

28 октября. Госфонд национального благосостояния «СамрукКазына» может войти в капитал четырех системообразующих банков Казахстана – «Альянс Банка», «БТА Банка», Народного банка и «Казкоммерцбанка». Предложение правительства банкирам озвучил глава кабмина Карим Масимов. Предполагается, что государство может выкупить долю в размере до 25%.

«Мы сегодня делаем предложение четырем системообразующим банкам: если у вас после формирования провизий возникнут проблемы, то государство в лице фонда национального благосостояния «СамрукКазына» может в вас «влить» капитал в размере до 25%», — заявил сегодня на заседании правительства премьер-министр Карим Масимов.

Как отмечается в распространенном сообщении пресс-службы премьера, «с предложением по вливанию дополнительных средств в акционерный капитал данных банков в качестве меры по укреплению достаточности их капитала» к акционерам крупнейших БВУ правительство обратилось по рекомендации Агентства финнадзора.

Предлагается, что дополнительная капитализация осуществится посредством эмиссии указанными банками простых и привилегированных акций на сумму в общей сложности до $5 млрд.

«В случае невозможности незамедлительной капитализации банков существующими акционерами, государство может и должно помочь это сделать», — сказал премьер. При этом, подчеркнул Карим Масимов, «существующим акционерам банков будет предоставлено право преимущественной покупки вновь выпускаемых простых и привилегированных акций, что позволит им обеспечить дополнительную капитализацию банков в объеме, достаточном для сохранения их финансовой устойчивости».

Как подчеркивается в пресс-релизе, «государство не планирует приобретать контрольный пакет в капитале какого-либо банка».

Кроме владельцев «Альянс Банка», «БТА Банка», Народного банка и «Казкоммерцбанка», в ближайшее время подобные предложения, как указывается в пресс-релизе, получат крупные иностранные участники «АТФ Банка» (100% акций принадлежат UniCredit) и банка «ЦентрКредит» (23% сейчас у Kookmin Bank).

«Правительство не планирует оставаться долгосрочным участником данных банков и рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках», — сообщается в пресс-релизе.

На момент выхода из капитала банков принадлежащие государству акции будут реализованы в соответствие с рыночными принципами, указывается в пресс-релизе.

28 октября. Правительство РФ рассмотрело ратификацию соглашения о сотрудничестве России, Казахстана и Туркмении по строительству Прикаспийского газопровода. Новый законопроект представил министр энергетики Сергей Шматко.

Главы России и Казахстана будут держать под контролем работы по Прикаспийскому трубопроводу, сообщил президент Дмитрий Медведев во время визита в Астану. По его словам, сотрудничество России с Казахстаном в сфере ТЭК является приоритетным направлением.

Соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода Россия, Туркмения и Казахстан подписали еще в 2007 году. Планируется реконструировать газопровод, который пройдет вдоль каспийского побережья из Туркмении через Казахстан в Россию, чтобы состыковаться с системой «Средняя Азия – Центр» на казахстанско-российской границе.

Ожидается, что новый газопровод на 20 млрд кубометров увеличит существующие мощности по экспорту туркменского газа в Россию. Создание Прикаспийского газопровода и реконструкция системы газопроводов «Средняя Азия – Центр» должны увеличить закупки туркменского газа до 80 млрд кубометров в год. Сейчас туркменский газ экспортируется в Россию по газопроводу «Средняя Азия – Центр», ежегодная мощность которого не превышает 50 млрд кубометров.

Госдума может ратифицировать данный документ уже до конца 2008 года, а во второй половине 2009 года планируется начать строительство трубопровода.

28 октября. Правительством Казахстана и двумя системообразующими банками РК - АО "Народный банк Казахстана" и АО "Казкоммерцбанк" достигнута договоренность по осуществлению поддержки реального сектора экономики на базе реализации объявленных мер по стабилизации банковского сектора Казахстана.

При определении условий государственной поддержки Правительство приняло во внимание ключевую роль двух выбранных банков в казахстанской экономике, привлечении вкладов населения, а также их устойчивое финансовое состояние, высокие кредитные рейтинги и доверие иностранных инвесторов, способность обслуживать внешние обязательства и прозрачную структуру акционеров.

Согласно достигнутой договоренности, выступающий от имени Правительства Фонд национального благосостояния "СамрукКазына" ограничит свое участие в АО "Народный банк Казахстана" и АО "Казкоммерцбанк" дополнительной эмиссией простых акций в размере 25% акционерного капитала и, кроме того, эмиссией согласованного объема привилегированных акций. Фонд национального благосостояния "СамрукКазына" будет руководствоваться рыночными принципами и действовать как инвестор, не будет вмешиваться в операционную деятельность банков, не будет играть активную роль в повседневном управлении ими. Органы корпоративного управления банков будут осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, требованиями к банкам второго уровня, установленными регуляторами финансового рынка, уставом и другими внутренними документами банков.

Процедуры увеличения акционерного капитала и выкупа акций будут осуществлены в соответствии с законом "Об акционерных обществах". Срок присутствия государства в капитале двух банков будет ограничен и зависит от ситуации на финансовых рынках. В дальнейшем принадлежащие государству акции будут реализованы в соответствии с рыночными принципами.

29 октября. Правительством  Казахстана и АО "Альянс банк" достигнута договоренность о дополнительной капитализации банка государством, передает пресс-служба премьер-министра РК.

"Данные меры предусматривают капитализацию банка государством в лице Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" посредством выпуска простых акций в размере, не превышающем 25% акционерного капитала банка, и, кроме того, дополнительного выпуска привилегированных акций", - сообщает пресс-служба.

По данным пресс-службы, участие "Самрук-Казына" в капитале банка будет осуществляться с соблюдением условий, указанных в заявлении правительства, Национального банка и Агентства финансового надзора о мерах по дальнейшей стабилизации банковского сектора Казахстана от 28 октября текущего года.

29 октября.  На состоявшейся встрече с премьер-министром Республики Казахстан председатель совета директоров АО "БТА Банк" Мухтар Аблязов положительно оценил инициативу правительства и выразил готовность, принимая во внимание отсутствие в структуре акционеров банковского холдинга и крупных участников, в сжатые сроки обсудить с акционерами возможность дополнительной капитализации банка государством, сообщает Казинформ со ссылкой на пресс-службу главы правительства.

В случае принятия положительного решения дополнительная капитализация банка государством в лице Фонда национального благосостояния "СамрукКазына" будет осуществляться в соответствии с законодательством посредством выпуска простых акций в размере, не превышающем 25% акционерного капитала банка и, кроме того, дополнительного выпуска привилегированных акций.

Премьер-министром Казахстана было подтверждено, что участие "СамрукКазына" в капитале банков будет осуществляться на рыночных принципах и должно способствовать укреплению банковской системы Казахстана, повышению доверия вкладчиков, инвесторов и клиентов банков, а также обеспечить поддержание необходимых объемов кредитования банками экономики.

29 октября. В Ашхабаде состоялась презентация книги президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова "Ахалтекинец – наша гордость и слава", напечатанная в Германии на туркменском, русском и английском языках отдельными томами.

Торжественная церемония состоялась в новом административном здании Государственного объединения "Туркмен атлары". В ней приняли участие руководители Меджлиса, члены правительства, главы аккредитованных в Туркменистане дипломатических миссий, знатные коневоды и их коллеги из-за рубежа, деятели культуры и искусства.

Как передает ашхабадский корреспондент Turkmenistan.ru, книга рассказывает об истории коневодства на территории Туркмении – родины ахалтекинского скакуна, его тренингу у туркмен, использованию в военном деле и на охоте, о культе лошади, сложившемся в Туркменистане в давние времена, о выдающихся туркменских коневодах-сеисах, ученых-иппологах и зоотехниках, а также о победах туркменских коней на конных состязаниях в Европе начиная с XVIII века. В отдельных разделах представлены 132 скакуна из президентской конюшни, а также советы и инструкции любителям конного спорта.

29 октября. МИД Узбекистана выступил с заявлением об опасности увеличения потребления воды рек Амударьи и Сырдарьи государствами, расположенными выше по их течению.

Опасаясь сокращения объема воды, доходящего до полей республики по этим рекам, Ташкент ссылается на экологическую катастрофу Приаралья. "Различные и неоднозначные подходы в данной сфере мешают развитию, приводят к конфликтным ситуациям, а иногда к экологическим катастрофам. Примером может служить судьба Аральского моря, высыхание которого имеет трагические последствия не только для народов Центральной Азии, но и для огромного субрегиона и даже для всей Евразии", - говорится в документе.

"Озабоченность Узбекистана может вызвать возобновление строительства Рогунской ГЭС, недавнее заявление президента Таджикистана Эмомали Рахмона о необходимости строительства новых гидроэлектростанций и достигнутая 27 октября договоренность между "Таджикской алюминиевой компанией" и норвежской Hydro Aluminium о разработке ТЭО Шурабской ГЭС", - говорится в заявлении.

"В случае изменения текущего состояния водных ресурсов трансграничных источников страны Центральной Азии, где проживают более чем 50 млн чел., могут столкнуться с еще более масштабной экологической катастрофой, а также с проблемами в обеспечении населения и сельского хозяйства стран региона питьевой и поливной водой, системной засухой со всеми вытекающими последствиями", - предостерегает внешнеполитическое ведомство Узбекистана.

В то же время узбекский МИД подчеркивает, что выраженная позиция не является заявлением на особые права Узбекистана по приоритетному использованию водных ресурсов трансграничных рек. "Каждая страна имеет право на реализацию проектов по использованию ресурсов трансграничных рек, включая гидротехническое строительство, однако при условии его тщательной независимой технико-экономической и экологической экспертизы на принципах открытости и полной информированности заинтересованных сторон", - говорится в документе.

29 октября. Более 300 миллионов долларов США будет выделено властями Туркменистана для строительства в регионах страны пяти современных ипподромов. Соответствующее постановление подписал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Как пишет газета "Нейтральный Туркменистан" в номере от 29 октября 2008 года, согласно документу, Государственному объединению "Туркмен атлары" предписано заключить контракты на проектирование, строительство в велаятах страны соответствующих мировым стандартам ипподромов со всеми внешними и внутренними инженерными коммуникациями, с благоустройством прилегающих территорий и условием сдачи их в эксплуатацию в полной готовности:

Строительство объектов предписано начать в ноябре 2008 года и сдать их в эксплуатацию в октябре 2010 года.

29 октября. Правительство Кыргызстана одобрило приватизацию ОАО "Бишкектеплосеть", "Северэлектро" и ТЭЦ столицы единым пакетом. Такое решение принято сегодня на заседании кабинета министров КР.

Как отметил председатель Госкомитета по управлению государственным имуществом Турсун Турдумамбетов, будет объявлен тендер на приватизацию имущественного комплекса ТЭЦ Бишкека, а также 80,49 процента акций ОАО "Северэлектро" и аналогичного пакета ценных бумаг ОАО "Бишкектеплосеть".

Приватизированы будут только пакеты акций, находящиеся в собственности правительства. 13,16 процента ценных бумаг всех энергетических компаний владеет Социальный фонд. Остальные находятся в свободном обращении.

Из источников в Доме правительства ИА "24.kg" стало известно, что выигравший тендер инвестор должен будет вложить в течение 5 лет – до 2012 года – в ТЭЦ Бишкека $281 миллиона, при этом $20 миллионов перечислит уже в 2009-м. Инвестиции в "Северэлектро" составят $64 миллиона (из них $4 миллиона в 2009-м) и в "Бишкектеплосеть" - $22 миллиона ($121 тысяча в 2009-м). Общий объем капиталовложений составит $336 миллионов. Эти суммы изложены в конкурсных условиях. Кроме того, в них говорится, что к тендеру допускаются компании, годовой оборот которых составляет не менее $100 миллионов. В условиях также указано, что инвестор не имеет права перепродать "Бишкектеплосеть", "Северэлектро" и ТЭЦ до тех пор, пока не выполнит инвестиционные обязательства.

Помимо этого новый собственник компаний будет работать по тарифам на тепло- и электроэнергию, утвержденным правительством весной 2008 года. Они предусматривают ежегодное повышение цен на электричество примерно на 13 процентов.

Как отметил Игорь Чудинов, "во всем СНГ всего 3-4 компании, которые будут заинтересованы в этой приватизации".

29 октября. Свыше сорока вопросов было обсуждено на очередном заседании правительства РТ под председательством президента РТ Эмомали Рахмона.

Как сообщила пресс-служба главы Таджикистана, члены правительства уделили особое внимание вопросу о ходе выполнения Закона РТ "Об амнистии граждан и юридических лиц РТ в связи с легализацией имущества".

"По предварительным данным, стоимость легализованного имущества составила 2,2 миллиарда сомони (647 миллионов долларов США), - отметили в президентской пресс-службе. - Рахмон напомнил, что до истечения срока действия данного закона осталось 2 месяца. В связи с этим он подчеркнул, что владельцы имущества должны воспользоваться этой благоприятной возможностью, ибо подобная мера осуществляется всего 1 раз".

Президент поручил правоохранительным и контролирующим органам "не вмешиваться в этот процесс, чтобы его конфиденциальность была полностью соблюдена".

Закон "Об амнистии граждан и юридических лиц РТ в связи с легализацией имущества" был принят в мае 2007 года. В июне 2008 года парламентарии внесли поправку в действующий закон РТ "Об амнистии граждан и юридических лиц РТ в связи с легализацией имущества", согласно которой первоначальный срок легализации имущества юридических и физических лиц в стране, установленный в полгода, был продлен еще на 6 месяцев.

30 октября. В Астане во Дворце независимости открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества на уровне глав правительств. В рамках мероприятия предусмотрен ряд двусторонних переговоров.

Серию двусторонних встреч вчера открыли президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и премьер-министр России Владимир Путин. Такой формат общения был продолжен главами правительств стран – членов ШОС после официального закрытия саммита. Пемьер-министры России, Китая и государств Центральной Азии (Киргизии, Узбекистана, Таджикистана), а также руководители правительств государств – наблюдателей ШОС (Индии, Ирана, Монголии, Пакистана и Афганистана), прибывшие в казахстанскую столицу вечером 29 октября успели обменяться мнениями по основному вопросу – финансовому кризису и путям его преодоления.

Тональность переговорам была задана на состоявшейся 28 октября в Москве встрече Владимира Путина с китайским коллегой Вэнь Цзябао. Российский премьер предложил во взаимной торговле отказаться от долларов и перейти к расчетам в национальных валютах двух стран.

На саммите также были рассмотрены вопросы экономического развития и кооперации в регионе и практические схемы их реализации. Главы правительств подписали ряд документов по вопросам водно-энергетического сотрудничества.

30 октября. Казахстан предлагает перейти к разработке проектов по созданию единого энергетического рынка и общего транспортного коридора стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). С таким предложением выступил премьер-министр Казахстана Карим Масимов на заседании Совета глав правительств стран ШОС.

По его словам, существующая система трубопроводов на пространстве ШОС, соединяющая Россию, страны Центральной Азии и Китай, уже является серьезной основой для создания единого энергетического пространства ШОС.

"В ШОС есть все составляющие для создания энергетического сообщества, в рамках которого можно гармонизировать интересы производителей, транспортировщиков и потребителей энергоресурсов", - отметил К.Масимов. Он подчеркнул, что инициатива по принятию энергетической стратегии в рамках ШОС и создание энергетического клуба не снимаются с повестки дня организации.

В числе других важных задач К.Масимов назвал развитие транспортных коммуникаций на территории государств - членов ШОС. Он отметил, что инициируемый Казахстаном проект международного транзитного автодорожного коридора Западный Китай - Западная Европа позволит обеспечить грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа. Реализация данного проекта, уверен К.Масимов, могла бы стать практическим вкладом в процесс вовлечения государств - членов ШОС в мировую транзитную сеть.

30 октября. В Кыргызстане разоблачено 68 групп скотокрадов, в которых участвовало 148 человек. Об этом сообщают в пресс-службе Министерства внутренних дел КР со ссылкой на Главное управление угрозыска МВД.

В милиции, как отмечается, провели анализ одного из распространенных видов преступности в Кыргызстане. Он показал, что больше половины краж скота совершено в ночное время. Причем в основном с охраняемых объектов или личного подворья граждан.

Как подчеркивают в МВД КР, в основном скотокрадами становятся безработные представители малоимущих слоев населения. В милиции также отмечают тенденцию к рецидиву, когда к кражам скота оказываются причастны граждане, едва отсидевшие за подобные преступления. Причем, несмотря на принимаемые меры, этот вид преступности все чаще приобретает межрегиональный характер, кражи совершаются устойчивыми преступными группами. Их лидерами, как правило, являются ранее судимые, имеющие авторитет в преступной среде и располагающие каналами сбыта похищенного.

30 октября. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российской стороне выкупить долю Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) на паритетных условиях. Об этом глава государства сказал в ходе встречи с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным.

"В КТК Оман присутствует, нам (РК и РФ) надо покупать его по 50%", - сказал Н. Назарбаев, отметив при этом важность этого вопроса.

Как сообщалось ранее, доля Омана КТК будет приобретена РФ и РК с целью сохранения баланса между частными и государственными компаниями. По словам президента АО "Национальная компания "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдина, "в КТК существует баланс долей государственных и частных компаний: 50 на 50". "И паритетное право купить долю Омана имеют две стороны - РФ и РК. Обе эти стороны выразили интерес к покупке и сейчас провели предварительные консультации, обменялись информацией по предлагаемым активам", - сказал он.

Как отметил К. Кабылдин, в настоящий момент "переговоры вступают в коммерческую часть". "По завершении их мы проинформируем, но в любом случае, эта доля будет приобретена российской и казахстанской сторонами с целью сохранения этого 50 на 50 баланса в КТК между частными и государственными компаниями", - заключил он.

Возможность выкупа Россией 7-процентной доли Омана в консорциуме 11 июля 2008 года подтвердил вице-премьер РФ Игорь Сечин.

Напомним, что позднее и РФ, и РК, обладающие преимущественным правом выкупа продаваемой доли в КТК, подтвердили, что получили предложение Омана и заинтересованы в покупке.

22 сентября 2008 года глава Минэнерго С. Шматко заявил, что ситуация с выкупом 7-процентной доли Омана в КТК будет урегулирована в течение месяца. По его мнению, Россия своевременно и профессионально отреагировала на безотзывную оферту Омана.

КТК владеет единственным частным нефтепроводом на территории бывшего СССР, который соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с экспортным терминалом близ порта Новороссийск в Черном море.

31 октября. Переговоры с китайскими инвесторами уже идут, сообщил на пресс-конференции по влиянию мирового финансового кризиса руководитель Службы надзора и регулирования финансового рынка Киргизии Юруслан Тойчубеков.

Во время недавнего визита в КР китайских инвесторов киргизская наша сторона предложила в обеспечение их инвестиций государственные ценные бумаги КР, доходность которых в последнее время резко возросла.

Но инвесторы предложили иной вариант - войти в созданный ими инвестфонд нашей недвижимостью, к примеру, месторождениями угля, олова или аэропортом, какой-нибудь дорогой. На часть стоимости недвижимости будут выпущены и реализованы ценные бумаги.

Одним из направлений финансирования вложенных китайскими партнерами средств может стать производство узгенского риса. Интересны и предложения по внедрению перспективных технологий переработки угля в дизельное топливо (из 3-5 кг угля получается килограмм дизтоплива). Возможности республики по добыче угля широки – до миллиона тонн в год, хотя сейчас добывается всего 70-80 тыс. тонн.

Заинтересованы партнеры и в производстве пшеницы, предлагая при этом свои технологии повышения ее урожайности. Заинтересованы они и в альтернативных источниках электроэнергии: солнечных и ветровых электростанциях.

Ю. Тойчубеков сообщил, что в ближайшее время акции ведущих предприятий Кыргызстана появятся в продаже на Гонконгской фондовой бирже.




Дружба НАТО и Казахстана крепнет день ото дня

28.10.08. Deutsche Welle

Анатолий Вайскопф

Минобороны Казахстана считает, что отношения с НАТО необходимо поднять на качественно иной уровень. Прогресс уже сегодня налицо, но есть, к чему стремиться в будущем…

27 октября пресс-служба министерства обороны Казахстана распространила официальную информацию об итогах встречи министра обороны страны Даниала Ахметова с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером, прошедшей в Брюсселе (причем переговоры прошли уже чуть ли не две недели назад). В частности, согласно опубликованным в пресс-релизе словам Даниала Ахметова, в ходе встречи была достигнута договоренность о возможном проведении в Казахстане в июне 2009 года форума Совета Евро-атлантического партнерства.

Кроме того, со ссылкой на интервью Ахметова изданию New Europe сообщается, что Астана рассматривает возможность увеличения поддержки операции международных сил содействия безопасности, проводимой в Афганистане. Судя по информации пресс-службы министерства обороны Казахстана, в основном речь идет об условиях для организации железнодорожного транзита грузов международных сил в Афганистан.

Как Казахстан может повлиять на ситуацию в Афганистане?

Как сообщается в пресс-релизе оборонного ведомства, в настоящий момент рассматривается вопрос об участии казахстанских офицеров в работе госпиталей и штаб-квартиры международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. Это, уверены казахстанские военные, станет ценным вкладом Астаны в процесс стабилизации ситуации на Гиндукуше, что уже положительно оценили в штаб-квартире НАТО.

В частности, как заметил сам Даниал Ахметов, сообщает пресс-служба министерства обороны Казахстана: "Отношения Казахстана с альянсом необходимо поднять на качественно новый уровень. Уже сегодня налицо значительный прогресс партнерства в научных программах, в государственной дипломатии и других направлениях".

Из Ирака вышли, на Гиндукуш пошли?

Стоит заметить, что казахстанские электронные СМИ весьма сдержанно отреагировали на сообщение пресс-службы министерства обороны. А ряд из них напомнил о том, что 21 октября текущего года Астана вывела свой инженерно-саперный отряд с территории Ирака, тем самым завершив миротворческую деятельность вооруженных сил Казахстана в этой стране.

Как отметил в разговоре с корреспондентом Deutsche Welle казахстанский военный эксперт, пожелавший публично не называть своего имени, вывод подразделений КазБата (казахстанского миротворческого батальона) и почти двухнедельная задержка с публикацией итогов прошедших переговоров в штаб-квартире НАТО очень тесно связаны между собой. Все это время, считает казахстанский военный эксперт, шли напряженные консультации между Астаной и Москвой.

Кремль озабочен?

Судя по всему, Кремль, учитывая серьезные осложнения, возникшие после известных событий на Кавказе, мог возразить перспективе переброски по российской железной дороге значительного количества военных грузов НАТО только потому, что с этим согласился Казахстан. Как известно, другого эффективного пути пока что нет, заметил казахстанский военный эксперт. И, возможно, именно по этой причине министр иностранных дел России Сергей Лавров 16 и 17 октября провел целую серию встреч с целым рядом руководителей Казахстана, всякий раз обращая особое внимание на ситуацию, сложившуюся после конфликта на Кавказе.

Что касается альтернативного российскому железнодорожному пути через Грузию и Азербайджан по Каспию на казахстанский порт Актау, то он в силу своей слабой пропускной способности не выглядит столь привлекательным, подчеркнул казахстанский военный эксперт. В любом случае, появление запоздалого сообщения от пресс-службы министерства обороны Казахстана говорит о том, что Астана все же приняла окончательное решение, даже несмотря на возможные возражения со стороны России.

На что рассчитывает Астана?

Не последнюю роль в этом играет кризис в экономике Казахстана. Не исключено, заметил военный эксперт, что за счет транзита грузов МССБ железнодорожным путем Астана рассчитывает получить не только значительные поступления в бюджет, но и попытаться отсрочить выплату более 100 миллиардов долларов своего внешнего долга кредиторам США и Европы. Правда, остается еще договориться с Узбекистаном, который непосредственно граничит с Афганистаном. Насколько известно, пока Ташкент официально не объявлял о достижении подобных соглашений с НАТО, добавил казахстанский военный эксперт.




Зачем государству захватывать банки?

28.10.08. respublika-kz.info

Мухамеджан Адилов

Почему казахстанское правительство хочет зайти в капитал шести самых крупных банков, а не десятки последних в рейтинге? Ведь положение последних в условиях кризиса много хуже - их по идее и надо бы спасать. Не значит ли это, что государство заинтересовано не столько в поддержке финансового сектора, сколько в контроле над самыми крупными и успешными банками?

Как следует из сделанного во вторник, 28 октября, заявления премьера-министра Карима Масимова, правительство обратилось к акционерам четырех системообразующих банков («Альянс Банка», «БТА Банка», «Народного банка» и «Казкоммерцбанка») с предложением по вливанию дополнительных средств в акционерный капитал данных банков в качестве меры по укреплению достаточности их капитала».

Помимо четверки крупнейших банков страны госпомощь предложена также «АТФ банку» и банку «ЦентрКредит», куда недавно пришли иностранные инвесторы. Предполагается, что дополнительная капитализация будет осуществлена путем покупки Фондом национального благосостояния «СамрукКазына» дополнительной эмиссии простых и привилегированных акций вышеперечисленных финансовых институтов на сумму до 5 миллиардов долларов.

Рейдерство теперь в законе?

По заверениям Карима Масимова, данное предложение вступает в силу после того, как банки сформируют провизии, и выяснится, есть ли у них проблемы. Но, похоже, отказаться от него банкирам будет нельзя. Хотя бы потому, что президент  подписал законопроект о повышении устойчивости финансовой системы, согласно которому Агентство финансового надзора и правительство получают широчайший спектр полномочий. К примеру, если госорганы сочтут, что положение конкретного банка ухудшается, то этого будет достаточно для принудительного входа государства в капитал и даже временной национализации финансового института. Плюс к этому введена уголовная ответственность для менеджмента банков за  не правильные, по мнению АФН, действия.

Таким образом, благодаря последним законодательным новшествам фактически  узаконено рейдерство со стороны государства. Почему? Да потому, что благодаря административному ресурсу любое государство, и не только в Казахстане, всегда больше  и сильнее любого крупного участника банка или даже владельца контрольного пакета акций.

Но если в демократических государствах возможности госорганов действовать в интересах отдельных чиновников, политиков или элитных групп ограничены тем, что существует разделение ветвей власти, а политические системы включают в себя не только оппозицию, но и гражданское общество и СМИ как влиятельные элементы сдерживания, то в Казахстане ничего подобного нет.

В результате любой пакет акций, приобретаемый государством, превращается в рычаг давления на производственную структуру, не важно «Казахмыс»,  ENRC или один из шести вышеупомянутых банков. И противопоставить этому практически нечего. В результате происходят странные вещи, когда одна корпорация продает свой пакет акций президенту другой, причем за смешные по тогдашним котировкам деньги, а потом противостоит появлению представителей новых акционеров в составе своего совета директоров.

Пять вопросов «на засыпку»

Неудивительно, что вопросов после неожиданного предложения правительства возникает много.

Вопрос первый. Зачем и почему это предложение озвучено именно сейчас? Потому что ситуация в финансовом секторе настолько ухудшилась, что нужно немедленно капитализировать банки с помощью государства? Но если это так, то почему молчат сами банкиры? И зачем совсем недавно президент  на торжественном заседании Ассамблеи народа Казахстана распинался по поводу того, что в Казахстане все хорошо и под контролем?

Вопрос второй. Почему предложение сделано шести самым крупным банкам, а не десятку последних в рейтинге казахстанских финансовых институтов? Ведь  положение последних в условиях проблем с фондированием, новых требований к минимальному размеру уставного капитала и кризиса в строительном секторе намного хуже? Значит ли это, что государство заинтересовано не столько в поддержании отечественного финансового сектора, сколько в заходе в капитал самых крупных и успешных банков?

Вопрос третий. Почему на добровольно-принудительную докапитализацию банков выделено всего 5 миллиардов долларов? Потому что столько предусмотрено планом президента по поддержке финансового сектора и реальной экономики? Или потому что правительство при поддержке АФН хочет скупить ценные бумаги за одну пятую их реальной цены?

Да, акции банков на биржах подешевели, но не потому, что сами финансовые институты стали убыточными или ухудшили текущие показатели деятельности, а потому что на дворе мировой финансовый кризис, который в первую очередь поражает рынки развивающихся государств. Но имеет ли право государство требовать продажи себе пакетов акций по цене, формирующейся на минимальном объеме торгов и совершенно не отражающих реальную их рыночную стоимость?

Вопрос четвертый. Почему в отличие от России, где государство в первую очередь поддерживает коммерческие банки ликвидностью и только в последнюю очередь через госбанки скупает оказавшиеся нежизнеспособными финансовые институты, в Казахстане начинают с вхождения в капитал?  Почему бы «СамрукКазыне» просто не разместить депозиты или приобрести специально выпущенные облигации, как это планировалось раньше?

Вопрос пятый. Правительство пообещало продать госпакеты акций после того, как кризис завершится. В связи с этим также возникает множество вопросов. Например, получат ли нынешние акционеры банков право на первоочередную покупку акций по той же цене, по которой правительство их приобретет нынче? Или госорганы попытаются крупно заработать только на том, что предоставили некую помощь?  И как быть с практикой, когда после изъятия государством акций, они оказываются в руках очень влиятельных лиц, как это случилось с одним крупным оператором сотовой связи?

Кому и зачем нужна национализация?

Мы далеки от мысли, что предложение премьер-министра сделано им самим — в условиях Казахстана такого рода инициатива не могла родиться без санкции президента. Но раз так, то тогда частичная национализация  банков нужна Нурсултану Назарбаеву.

Спросите — зачем президенту захватывать банки? Ответ прост: чтобы завершить процесс захвата господствующих высот в экономике.

Не составит большого труда вспомнить, как казахстанское государство в последние несколько лет реприватизировало экономику. Сначала нефтегазовый сектор и горнорудную промышленность, вытесняя случайных инвесторов, вынуждая их продавать свои активы пополам госхолдингам и крупным иностранным корпорациям. Затем путем создания институтов развития и социально-предпринимательских корпораций лишило влияния на госсобственность акимов всех уровней и сконцентрировало в «Самруке» и «Казыне» все самые важные и ликвидные активы.

Похоже, наступило время коммерческих банков, которые вместе с крупной промышленностью и инфраструктурными нацкомпаниями всегда были господствующими высотами в любой —  хоть социалистической, хоть капиталистической экономике. И после того, как государство подобно лисе вломится в домишки зайцев, выкинуть ее оттуда не по силам будет никому. В результате через полгода Фонд национального благосостояния «СамрукКазына» помимо нескольких сотен госпредприятий, нацкомпаний и госпакетов ведущих горнорудных корпораций будет контролировать и большую часть банковского сектора республики.

Ну а если нынешние акционеры начнут возражать, в дело вступят Агентство финансового надзора, Национальный банк и правительство, получившие благодаря последним поправкам в законодательство исключительные и чрезвычайные права. Включая отстранение советов директоров и правлений от управления банками, принудительной капитализации, продажи пакетов акций по своему выбору и значит по устанавливаемой ими цене, кому угодно и когда угодно.

Кто сегодня управляет «СамрукКазыной», не секрет, соответственно можно безошибочно предсказать, кто будет через годик распоряжаться «национализированными» активами банков и их акциями. И в чью пользу. В свое время общественность громко возражала против приватизации  за бесценок «Народного сберегательного банка Казахстана» и чем все закончилось?

P.S. Интересно, что премьер-министр Масимов даже не заикнулся, что приобретенные по случаю предстоящего финансового кризиса госпакеты акций ведущих казахстанских банков в дальнейшем могут быть размещены по подписке среди пенсионных фондов и частных лиц. Видимо, граждане страны, как всегда, окажутся последними в очереди. Еще один повод задуматься над причинами этой операции.




Помочь резервами

31.10.08. RBC Daily

Виктор Ядуха, Людмила Новикова

Просят Россию и Китай страны ШОС

Страны Центральной Азии рассчитывают, что Россия и Китай как лидеры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и чемпионы по объемам ЗВР помогут им избежать дефолтов. Взамен Москве и Пекину предложены приоритетные права на использование ресурсов и геополитического положения азиатских соседей. Таким образом, Россия и Китай смогут использовать кризис для укрепления своих позиций в регионе.

Вчера в Астане собрались главы правительств стран — участниц ШОС — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Если на августовском саммите ШОС ее представителей волновали проблемы безопасности, то на этот раз главной темой встречи премьеров стал мировой экономический кризис. Владимир Путин как премьер-министр председательствующей в ШОС России призвал партнеров помогать друг другу в финансировании общих проектов и принять участие в процессе неминуемой трансформации мировой финансовой системы. В частности, обсуждалась идея отказа от доллара и переход к взаиморасчетам в собственных валютах, которую поддержали представители Казахстана и Китая. Впрочем, гораздо чаще в Астане говорили об элементарном выживании.

Дыхание кризиса Центральная Азия ощутила на себе сполна. ЗВР Казахстана (27,5 млрд долл.) уже на треть потрачены и продолжают таять, поскольку кризис в банковской системе и на рынке недвижимости здесь начался годом раньше. Экономика Узбекистана падает из-за удешевления сырья. Таджикистан и Киргизия балансируют на грани страновых дефолтов и зимних продовольственных бунтов. Серьезные проблемы и у ряда стран — наблюдателей ШОС. Так, в Монголии есть ресурсы, но не развита инфраструктура, под которую нужны деньги. Предоставить их внутри ШОС могут лишь мировые лидеры по объему ЗВР Россия и Китай.

«Проблемы в мировой экономике требуют от ШОС незамедлительных решений», — подытожил общие чаяния премьер-министр Таджикистана Акил Акилов. Премьер-министр Монголии Санжагийн Баяр предлагает создать в рамках организации чрезвычайный антикризисный фонд. Есть также идея создать Фонд развития ШОС для финансирования инфраструктурных и инновационных проектов. Очевидно, что львиную долю инвестиций возьмут на себя Россия и Китай.

Китай своим положением активно пользуется. Так, Эксимбанк Китая в следующем году намерен выделить кредит в 50 млн долл. на модернизацию узбекского угольного разреза «Ангренский», от которой после фиаско «цветной революции» в Андижане отказался консорциум германских TyssenKrupp и MAN. В Астане премьер Китая Вэнь Цзябао призвал «ускоренными темпами» финансировать пилотные проекты в энергетике, транспорте и телекоммуникациях и предложил разработать программу развития автодорожных сетей ШОС. Отметим, что Пекин также финансирует строительство газопровода из Туркмении и нефтепроводов из Казахстана и России в Китай.

Премьер Казахстана Карим Масимов вчера призвал создать единый энергорынок ШОС на основе существующей системы трубопроводов между Россией, странами Центральной Азии и Китаем, а также транспортный коридор Западный Китай — Западная Европа через нашу страну. Напомним, в ранее подписанной г-ном Масимовым «Стратегии транспортного развития Казахстана до 2030 года» рассматривались конкурирующие проекты коридора.

Несмотря на явную конкуренцию за доступ к ресурсам Центральной Азии, у Москвы и Пекина есть общие интересы в регионе. Западные проекты транскаспийских газо- и нефтепроводов раздражают обе столицы. Россию не устраивает наличие в Киргизии авиабазы США, а Китай — возможное появление базы ВВС Индии в Таджикистане. Однако при этом Россия ориентируется на двухсторонние проекты, Китай же склоняется к многосторонним, напоминает заведующий отделом Казахстана и Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Как показала история с проектами «Русала» в Таджикистане, для Москвы важны госгарантии инвестиций, Китай же рассматривает их как помощь. И пока неясно, чья стратегия окажется эффективнее.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ