Выборы 2009: Молдова на распутье
AVA.MD,
04.11.08
Владимир Москалёв, председатель ОА "Общественная
Палата"
Слабая власть – угроза государственности. То, что все
три ветви находятся в кулаке у правящей коалиции, ещё не признак силы.
Централизация власти – не всегда гарантия единения общества. Уже сейчас
просматриваются предполагаемые линии разлома. Ещё более электризует ситуацию
ожидание предстоящих выборов. В кулуарах шепотом обсуждается будущая
конфигурация предвыборных блоков: кто с кем будет дружить (до и после). Общество
стоит перед серьёзными вызовами: будет ли государство едино и состоится ли оно
вообще, как независимое, какова будет национальная политика и внешние ориентиры,
определяющие будущее страны.
Несколько удивляет и настораживает, что если
партии, едва пытающиеся занять место на политическом Олимпе эти темы поднимают,
то партии-старожилы общественные дискуссии обходят и более настроены
торговаться и договариваться, чем спорить и отстаивать какие-либо принципы.
Создаётся видимость, что внедрённая в аграрном секторе
система т.н. «лидеров», без существенных изменений воспроизводится на
политическом поле: авторитарная форма управления и раздача дивидендов по
завершении проекта. Все схоластические разговоры о демократии – не более чем
дань моде. Всё создано исключительно под Председателя, что при отсутствии
«скамейки запасных» делает любую партию весьма уязвимой и зависимой. Потому к
предвыборному «забегу» дойдут далеко не все.
Здесь свои правила. Ставят, как на лошадь, оценивая её
шанс попасть в призёры. Однотипные программы вроде: «улучшить», «повысить»,
«искоренить»,- кому они интересны и кто их читает?
«Политический вес» (административный, финансовый,
медийный ресурсы) беспартийного чиновника может перевешивать рейтинг нескольких
партий, вместе взятых, настолько, что тот уже рассматривается как один из
вероятных фаворитов.
Я никогда не идеализировал западную демократию. Мне
всегда ближе была платоновская модель государства, согласно которой страной
должны управлять «философы», а не актёры или олигархи. Но есть и там свои
плюсы. Мы же, как обычно, идём своим путём.
Согласно нашей модели во власть идут, в основном, бывшие
или действующие госчиновники. Да, здесь мы не увидим жарких дебатов
однопартийцев, как между Б.Обамой и Х.Клинтон. Зато где вы увидите в числе
лидеров конкурирующих партий сразу двух экс-премьеров и одного вице (Н.Андроник
- в президентство Снегура, Д.Брагиш - в президенство Лучинского, В.Тарлев - в
президентство Воронина)? Безусловно, опытные топ-менеджеры, каждый из которых
постоял у руля исполнительной власти. Почему
бы им ради общего дела не создать общую партию? Скажем, Социал-Республиканскую
Народно-Центристскую Демократическую партию (СРНЦДП)?
А где вы увидите во власти коммунистов, проводящих
либеральные реформы, и смело отказавшихся от марксизма? Сегодня они лучше других
освоили политический менеджмент и являются безусловными лидерами. Но кто
его знает, не зачерпнёт ли бортом, сбившийся с курса, обросший ракушечником и
покинутый своим капитаном корабль, отрезвляющей морской воды?
Для многих, исповедующих олимпийский принцип: «главное
не победа, главное участие» предстоящие выборы – лишняя возможность себя
показать. Будет сколь-нибудь заметный результат - появятся основания для
будущего торга. Рискуют «удивить», не войдя во власть, «старожилы» ДПМ и АМН. В
тоже время обращают на себя внимание энергичные: на левом фланге – «Единая
Молдова» (А.Ткач), на правом, на фоне стайки либеральных партий - Либерал
Демократическая Партия (В.Филат).
Сложно сказать, кто в этой политической «тройной ухе»,
как мелкие и колючие ерши будет выброшен из кастрюли, составив навар, а кто в
ней останется.
Но речь, по большому счёту, не о них, больших или не
очень, успешных или нет. Проблемность будущего парламента в том, что единой,
работоспособной коалиции может не сложиться. «Когда в товарищах согласья нет, на
лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука». Это значит, что
объединяться придется не вокруг стратегических целей, а ради мелких
конъюнктурных интересов, ради амбиций всем надоевших «политических карликов». А
это значит, что Власть будет слабой, непоследовательной и подверженной внешним
влияниям.
Фактор времени начинает играть всё большую роль. По
многим проблемным ситуациям процессы грозят принять необратимый характер. Все
эти наши неуклюжие попытки одним и тем же «местом» усидеть «во встречных
поездах» до добра не доведут. Необходимы решительные и последовательные шаги.
Кто сможет помочь нам, как не мы сами?
В противном случае можно будет говорить не о
формате 2 плюс 5, а о счёте 5:2, где проигравшей стороной окажется Республика
Молдова.
|