Диакон Андрей Кураев: «Больших не любят»
Томский вестник,
29.10.08
Татьяна Винарская.
Самый молодой профессор богословия в истории России,
талантливый публицист и лектор, теолог и просто неординарный человек
Андрей Кураев в пятый раз приехал в Томск. Главной целью нынешнего визита в наши
палестины стало участие в пленарном заседании общероссийского конкурса «За
нравственный подвиг учителя» (оно пройдет сегодня в областной администрации).
Кроме того, диакон выступит с лекциями перед студентами ТГПУ, ТГУ, ТУСУРа,
пообщается с томским духовенством, с учащимися духовной семинарии и православной
молодежью города.
В насыщенной программе пребывания о. Андрея в Томске
нашлось место и для встречи с представителями массмедиа. Тема вчерашней
пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Сибирь» была заявлена как «Церковь в
современной политике: грузинский конфликт, украинский раскол». Однако обсуждение
выплескивалось за пределы обозначенной темы: все-таки не каждый день у
провинциальных журналистов появляется шанс взять комментарий у столь яркой
личности. Из-за ограниченности газетной площади сегодня мы предлагаем читателям
лишь небольшой фрагмент разговора.
В лаконичной прелюдии Андрей Кураев сразу обозначил свою
позицию.
- «Церковь и политика» - это моя нелюбимая тема. К
политике я отношусь как к работе Московского метрополитена. Своей машины у меня
нет, поэтому мне небезразлично, как функционирует вид транспорта, которым я
пользуюсь ежедневно. Но интерес к метрополитену я никогда не сделаю смыслом
своей жизни, я просто принимаю его в свой кругозор как некую составляющую моего
существования. То же самое и с политикой. Самая хорошая ситуация – это
отсутствие каких-либо новостей из данной сферы. Но тем не менее очень часто
церковь оказывается втянутой в политику, потому что у двуглавого орла две головы
(ветви власти), но одно тело (народ). Конфликты вторгаются в жизнь и требуют
реакции церкви, ее участия. Такое участие не всегда бывает параллельным. Очень
ярко это проявилось в ходе осетино-грузинского конфликта. Возможно, вы обратили
внимание на чрезвычайную аккуратность и осторожность комментария Московского
патриарха в дни конфликта. Никаких призывов типа «Добей гадину!» там не звучало.
А звучали, напротив, миролюбивые мотивы. Причем Алексий II не возлагал
ответственности ни на одну из конфликтующих сторон. Во-вторых, даже в дни
конфликта наши взаимоотношения с грузинской патриархией не прекращались.
Например, патриарх Илия с помощью патриарха Алексия передал письмо президенту
Медведеву. В письме Илия просил открыть гуманитарный коридор в зоне конфликта,
чтобы грузинские священники могли забрать тела погибших воинов и предать их
земле. Эта просьба была удовлетворена. Когда РФ признала независимость Абхазии и
Южной Осетии, наша церковь не возражала против такого решения. Я считаю, и моя
точка зрения совпадает с мнением патриархии, что Саакашвили - нерукопожатный
мерзавец, и его вояки правильно получили по зубам. Я считаю, что народы Осетии и
Абхазии заслужили право на независимость. Однако в то же время считаю, что
России упустила шанс стать моральным лидером человечества. Для этого нужно было
сделать две вещи: хотя бы изобразить сопротивление наших миротворцев на пути
абхазских военных в Кадорское ущелье и тем самым показать, что российские войска
действительно выступают как миротворцы, а не как сторонники одного из участников
конфликта. И что у нас нет двойных стандартов в отличие от тех, кого наш
премьер-министр называет «нашими западными партнерами». Уж если наши войска
вошли туда, они должны были обеспечить безопасность проживающих там грузин – а
это примерно треть населения. Но где те грузины? Что с ними? Ответы на эти
вопросы для нас крайне неприятны. В общем, был у России шанс стать гуманитарным
лидером 21-го века, но она его упустила. Этот момент не позволяет мне бурно
аплодировать действиям России. Теперь объясню, почему Московская патриархия, не
возражая против независимости народов Абхазии и Осетии, не соглашается принять
их под свое покровительство. Для нас изменение государственных границ есть факт,
но из этого не следует необходимости изменения границ церковных. Это
важная позиция, потому что, если мы согласимся с изменением канонических границ,
мы породим церковный хаос на всей территории бывшего СССР. Речь прежде всего
идет об Украине. Когда там начали раздаваться голоса о церковной самостийности
Украины, мы говорили: извините, церковные границы непреложны. Если же мы пойдем
на такой шаг в отношении Абхазии и Осетии, то сделаем противником грузинского
патриарха Илию. А он сегодня чуть ли не единственный наш сторонник. Больших ведь
никогда не любят…
- Население в Грузии значительно более
воцерковленное, чем в России. Люди там внимательно прислушиваются к патриарху,
уважают его мнение. Известно ли вам, что он делал во время конфликта и обращался
ли к нему наш патриах?
- Если сравнивать то, что говорили грузинский и
московский патриархи, разница очень большая. Алексий II говорил о душе, небе,
ценности человеческой жизни. Илия II говорил о земле, о том, что
осетины на территории Грузии – пришлые. Такова ментальная разница двух народов,
и ее можно понять. Русский народ многоземельный, наши пространства никогда не
были зажаты ущельями и горами. Грузинский народ - малоземельный. С такой точки
зрения, Илия II выступал как естественный патриот. Но христианин – это
тот, кто умеет смотреть со сверхъестественных позиций. Нельзя требовать от
человека, чтобы он был святым. Но если человек не свят, это не значит, что он
мерзавец. Я не могу осуждать грузинского патриарха за его позицию, но эта
позиция слишком почвенная. При этом я знаю, что Илия II отнюдь не симпатизирует
Саакашвили. Сегодня для Грузии Саакашвили как наш «ихний» Сталин. Прежде чем
разгромить Цхинвал, он идейно, медийно разгромил Тбилиси.
|